Конспект гиганты прошлого старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

Занятие по ознакомлению с окружающим миру в старшей группе.

Тема: Гиганты прошлого. Динозавры.

Образовательные: Сформировать представления о понятие прошлое, прошлое время жизни динозавров.

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, развивать художественно – творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность.

Активизация слов: прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Раздаточный материал: Цветная, фактурная бумага, клей, карандаши, готовые силуэты и отдельные элементы динозавров, карточки.

Ход занятие:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я к вам гости пришла много интересного вам принесла. Попрошу вас всех настроиться, собраться и на занятие со мною отправится.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз (игрушка динозавр, закрытая салфеткой на столе). Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Когда – то жил он на Земле,

Но это было так давно

Теперь – музейный экспонат

Еще – снимает в кино

Он стал игрушкой для детей

Звездой экранов и картин

Он большой и тяжелый,

Длинный ужасный, но очень веселый. (динозавр)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о динозаврах? (они большие, длинные, острые зубы и т.д.)

- А что вы хотели бы еще узнать? (где они жили, что ели и т.д.)

- Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? ( почитатель в книге и т.д.)

- Давайте дети попутешествуем в прошлое время.

Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку кружатся 3 раза)

- А что же такое прошлое? (ответ детей)

- Да, это то, что прошло, что уже не вернуть.

У нас с вами был праздник, он уже прошлое. Мы можем вспомнить его, посмотрев на фотографии (показ на экране фотографии). Это наше прошлое. По фотографиям, вы можете вспомнить какие, вы были маленькими, или какими были ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.

Всё что уходит в прошлое становится историей. Люди хотят знать свою историю, хотят знать свое прошлое.

Воспитатель: Дети, все, что происходит в данную минуту – это настоящее.

Давайте сфотографируемся, чтобы было что вспомнить (воспитатель фотографирует детей на фоне презентации).

Воспитатель: Давайте дети постараемся много узнать про динозавров?

У детей карточки с нарисованными скелетом динозавров. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая карандашом части тела (дети садятся за стол и рисуют динозавры) На экране показано наглядный рисунок динозавра.

У динозавра есть мурашки

Очень крупные везде:

На лбу, на ушках,

На носу, на животе.

На шее, на локтях

На коленях и носках.

( во время физкультминутки дети дотрагивается руками до называемых частей тела.)

Воспитатель: Какие мультфильмы вы знаете с динозаврами, дети? (ответы детей)

-Какие виды динозавров вы видели, дети? Кто может назвать?

Воспитатель: Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры, существовали также и плотоядные динозавры (хищники). Бывают динозавры травоядные, хищные. Повторим слова травоядные, хищные (дети, выразительно повторяют слова) Давайте посмотрим картинки разных видов динозавров (Бронтозавр, тираннозавр, контозавр, моноклон, археоптерикс)

(дети создают образ парка динозавров из готовых силуэтов и отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них коллективное панно для своей группы)

Воспитатель: Молодцы дети, красивой у нас получилось парк динозавров. На этом наше познавательное путешествии в прошлое закончилось. Встали в круг ( под музыкой кружатся). Вот мы в нашей группе.

- Давайте сделаем фотографию на память дети, чтоб мы не забывали наше познание о древних гигантов динозавров.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

ВложениеРазмер
giganty_proshlogo.docx 35.18 КБ

Предварительный просмотр:

По познавательному развитию

- Помочь детям познавать окружающий мир;

- Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами;

- Дать представление об изучении этих древних животных учеными;

- Познакомить с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями;

- Изучить группы динозавров:

- Закрепить знания о динозаврах.

- Развивать наблюдательность, приучить логически мыслить и осознавать увиденное;

- Развивать в ребёнке способность к пониманию темы;

- Способствовать обогащению словарного запаса дошкольников новыми словами; развивать любознательность, образное мышление, творческое воображение.

-Найти факты, подтверждающие существование динозавров.

- Способствовать расширению кругозора, воспитанию заботливого отношения к живой природе.

- Воспитывать внимание, усидчивость, воспитание нравственных качеств личности

- Воспитать в ребёнке интерес к данной теме.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе занятия:

  1. Когда появились динозавры?
  2. Какими были динозавры?
  3. Как мы узнали о динозаврах?
  4. Чем они питались?
  5. Как выглядели динозавры?
  6. Почему динозавры были такими большими?
  7. Особенности их строения и поведения.
  8. Умеют ли динозавры летать?
  9. Жили ли динозавры в воде?
  10. Могли ли динозавры обходиться без воды, пищи, воздуха?
  11. Почему они исчезли?
  12. Смогли бы жить динозавры на планете Земля в наши дни?

Компетенции формирующиеся в результате занятия:

  • Навык самостоятельной поисковой деятельности
  • Теоретическое мышление (умение находить причинно-следственные связи)
  • Расширение кругозора ребёнка в ходе самостоятельной исследовательской деятельности
  • Повышение уровня культуры взаимодействия педагога-родителя-ребенка
  • Художественный и эстетический вкус

1.Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследования.

В рамках этого вида деятельности нами применялось:

— чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателями и родителями);

— подбор и систематизация картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание песен про динозавров, игры, показ и просмотр фильмов про динозавров (совместно с родителями);

2. Творческая познавательная деятельность детей была представлена:

— художественная деятельность (конкурс рисунков), выпуск стенгазеты;

- разукрашивание картинок динозавров;

—изготовление макета с динозаврами.

Оборудование и материалы:

  1. Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации с изображением динозавров.
  2. Видео- и аудиозаписи.
  3. ​ Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
  4. Компьютер, проектор.
  5. Плакат с изображением динозавров.
  6. Муляжи яиц.
  7. Игрушка-инкубатор.
  8. Рисунки детей.
  9. Демонстрационные карточки.
  10. Макет.

Рассматривание книг, плакатов, мультфильмов о динозаврах. Изготовление макета. Беседы о науке палеонтологии, археологии, ученых-палеонтологах. Посещение Выставки динозавров (по возможности и с родителями).

Тай, тай, ко мне подбегай! Всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает - в небо улетает!

- А мы с вами где находимся? (в настоящем)
- А завтра где будем? (в будущем)

- А вы знаете, что такое прошлое? (Ответы детей)

Воспитатель: Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым, люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то, что было и прошло; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину все дальше и дальше. И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей?

Воспитатель: есть у нас волшебные часы, которые могут помочь нам путешествовать во времени!

Подойдем к нашим волшебным часам.

- А чтобы нам попасть в прошлое как надо вращать стрелки часов? Ребята закрывайте глаза и будем творить волшебство!

Чтоб землю древнюю узнать
Часов мы крутим стрелки вспять.
Тут каждый оборот – века.
Вот лес, вулкан, а вот река.
Вокруг наш мир снежинкой тает,
Мир динозавров нас встречает.

Давным давно, когда даже людей еще не было, а материк был всего один (покажите картинку, как мог выглядеть этот материк много миллионов лет назад. Можно вырезать картинки с современными материками и попробовать, как пазл сложить из них Пангею) и его окружал океан жили на земле древние гиганты и назывались они – динозавры. (посмотрели на фото Пангеи и сравнили его с современной картой)

. На столе стоит большой макет доисторического периода с набором динозавриков)

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу немного нового о Динозаврах, но вы должны мне помочь. Мы с вами уже кое-что читали об этих удивительных животных, вы смотрели фильмы с родителями.

Но, чтобы наша беседа была интереснее я предлагаю провести ее в форме викторины, - Вы согласны? (Ответы детей). Тогда определимся с условиями: перед вами 2 доски, на них картинки, но что на них изображено мы можем узнать только в том случае если правильно ответим на все вопросы. За каждый правильны й ответ я буду открывать часть картинки.

Вопросы к викторине:

- Когда появились динозавры? ( Жизнь на планете Земля возникла около 3000 миллионов лет назад. Но лишь примерно 245 миллионов лет назад в процессе эволюции на Земле появились эти животные.)

- К каким видам животных относятся динозавры? (Динозавры - это рептилии, которые в современном мире представлены крокодилами, ящерицами, змеями и черепахами.)

- Чем они питались? ( Одни из них были травоядными (питались растениями), другие - плотоядными (хищниками), поэтому пищи хватало всем. Всеядные).

- Как выглядели динозавры? ( Тело динозавров было покрыто плотной чешуйчатой кожей, которая надежно защищала их от высыхания, а у некоторых был панцирь. Они очень хорошо приспособились к среде своего обитания. )

- Особенности их строения. ( У некоторых из них были огромные массивные тела и длинные шеи, а другие были не крупнее индюка. Одни были медлительными и неповоротливыми, а другие - резвее газели. Некоторые из них ходили опираясь на все четыре лапы, а другие на двух задних лапах.)

- Умели динозавры летать?

- Какого вы знаете динозавра умеющего летать?

- Жили ли динозавры в воде?

- Как его называют?

- Могли ли динозавры обходиться без воды, пищи, воздуха?

- Как мы узнали о динозаврах? (Останки динозавров находят часто в скалах, которые способны беречь их долго время. Окаменелые частички древних существ находят также и в песке, глине, сланцах.)

- Как называются профессии людей, которые занимаются наукой о динозаврах и проводят раскопки? (Палеонтологи и археологи).

Воспитатель: Вы хорошо поработали. А теперь я предлагаю всем нам превратиться в динозавриков и отдохнуть.
-Бронтозавр с длинной шеей
Может листья доставать.
Чтобы стать таким же ловким,
Нужно шею развивать.
(вращение головой)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(в другую сторону)
- Раз, два, три, четыре, пять!

У птеродонтов были крылья
И летать для них – пустяк.
Быстрыми, как ветер были
А разминались они так:
(поочередная смена вытянутых рук вверх-вниз, рывками,
правая рука вверху, левая внизу)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(левая рука вверху)
- Раз, два, три, четыре, пять!

- Травоядный ящер должен
Травки сочной пощипать,
Но для этого, конечно,
Нужно тело наклонять.
(Наклоны туловищем на "раз" вперед, на "два" - исх. положение и т.д., руки на поясе)
- Раз, два, три, четыре,
Тяжело в их Древнем Мире,
Раз, два, три, четыре!

Хищный ящер очень сильный,
Его кормят ноги,
Чтобы быстро догонять,
Попрыгаем немного.
(Прыжки на левой ноге, руки на поясе)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(на правой)
- Раз, два, три, четыре, пять!

Когда хищник разъярен,
Травоядным - главный враг!
Травоядные боятся
И в кустах дрожат вот так:
(энергично встряхивать руками и ногами)

Воспитатель: Молодцы мы с вами и на все вопросы ответили и отдохнули. Теперь мы посмотрите, что же изображено на наших картинках? Что вы здесь видите? (Ответы детей). Правильно, здесь изображены скелеты динозавров. А теперь вспомните, как называется профессия, люди которой занимаются раскопками и поисками древностей? (археологи) Я предлагаю вам побыть археологами. Для этого нужно будет разделиться на 2 группы и подойти к столу, " месту наших раскопок". Вы - археологи, которые ищут кости динозавров и собирают скелет по предложенным схемам. В работе археологи используют кисточки. Будьте внимательны и не торопитесь. Настоящие археологи очень тщательно, аккуратно и бережно раскапывают каждую косточку стараясь их не повредить. Сначала вам нужно собрать кости, а затем выложить на бумаге скелет в соответствии с предложенной схемой и приклеить кости при помощи клея, который лежит у вас на столах.

Воспитатель: Ребята, а в наше время живут динозавры? (Ответы детей)

Почему они исчезли? (Они вымерли).

Смогли бы жить динозавры на планете Земля в наши дни? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, динозавры вымерли и до наших дней сохранились только их окаменевшие останки. Вымерли последние из них около 65 миллионов лет назад. Человечество существует около 2 миллионов лет, это короткий миг по сравнению с периодом существования динозавров. Ученые исследовали около 300 видов динозавров. Динозавры обитали по всей земле. Их находят в США, Англии, Австралии и даже в Антарктиде.

Динозавры исчезли со всеми рептилиями, вследствие странного глобального происшествия. Многие ученые предполагают, что в те времена на Землю из космоса упали большие твердые скалы, которые подняли огромные пыльные тучи, затмившие Солнце. Поэтому климат был изменен, растения умерли. Говорят, что динозавры отравились новыми растениями.

Вот мы снова в нашем детском саду, все по — прежнему: на своих местах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем

Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной.


Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми.


Конспект занятия "Путешествие в прошлое электрической лампочки"


НОД по "Познавательному развитию" - "Прошла зима холодная!"

НОД по "Познавательному развитию".


конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое кресла"


Создать условия для формирования партнерских отношений детей и взрослых.


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

- Закрепить понятие прошлое на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры).

- Воспитывать интерес к прошлому. Обогатить словарь детей понятиями: палеонтолог, раскопки, останки.

- Развивать у детей творческий подход, фантазию.

- Помочь детям снять нервное напряжение, подключить внутренние резервы детского организма.

- Беседа о динозаврах на занятии по познавательному развитию.

- Рассматривание изображений динозавров.

- Игры с фигурками (зоологические игрушки) динозавров.

Ход занятия:

По юной и влажной планете,

Лиан раздвигая плети,

Бродят огромные звери-

Первые дети Земли.

Жуют охапками ветки

И чешут о скалы шипы

Первые дети Земли.

Греют в вулканах хвосты

Огромные дети планеты

И спин выгибают мосты

Плещутся в лунном свете…

Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает: «Часы отсчитывают время, от нас уходят минута за минутой. Плохая была эта минута или хорошая – ее уже не вернуть. Можно двигаться только вперед! Но люди не хотят прощаться со своими прошлым, люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то, что было и прошло, и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди узнали, что были времена, когда и людей-то на Земле не было, но жили огромные животные.

Сегодня люди уже много знают о древних животных прошлого – динозаврах. Воспитатель спрашивает у детей: «А что знаете о них вы, дети?

(дети могут рассказать, что динозавры жили давно, что они огромных размеров, что они хищники и т. д.)

Воспитатель рассказывает детям: «Сегодня я – палеонтолог. Палеонтолог – это человек, который занимается изучением останков. Останки – это то, что осталось в недрах земли из прошлого. Останки находят, занимаясь раскопками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Все, готовы? (ответы детей)

Нас ожидают самолеты для перелета на место раскопок.

(Дети находят фигурки динозавров. Воспитатель, при обнаружении детьми динозавров, сверяясь с энциклопедией, называет вид динозавра.)

Шли вприпрыжку динозавры –

Дружно шлепали по лужам –

Грозно топали ногами –

И кивали головами –

/ в это время на столы расставляются: зеркала, краски, кисти, стаканчики с водой, влажные салфетки/

Воспитатель сообщает детям: «Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в динозавриков при помощи красок. Вспомните, как выглядели динозавры, какой окрас они имели?

Располагайтесь около зеркал, и на свой вкус раскрашивайте свои лица и кисти рук, в виде мордочек динозавров. Используйте акварель, которая стоит перед вами. Не волнуйтесь, акварель хорошо смывается мылом и водой.

В конце занятия воспитатель вовлекает детей в обыгрывание динозавриков.

Динозаврик в лес пошел,

На поляне гриб нашел. (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания и наклоны)

Динозаврик наш устал

От того, что приседал.

Динозаврик потянулся, (потягивание рук вверх)

А потом назад прогнулся

И до пола дотянулся. (наклоны назад и вперед)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (повороты вправо и влево)

Дино выполнил разминку

И уселся на тропинку. (дети садятся)

По окончанию воспитатель интересуется у детей. Что узнали нового? Что понравилось?

Материал к занятию: посылка с яйцом динозавра, рисунки динозавра, пластилин, книга о динозаврах, макет уголка земли из далекого прошлого.

Организация детей: дети сидят полукругом вокруг стола с посылкой.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает рассмотреть посылку от Деда Мороза для них. Вынимает яйцо и письмо с загадкой.

«Здравствуйте, дети! Я – Дед Мороз. Шлю посылкой вам вопрос.

Здесь в яйце и не цыпленок, и не гусь, и не утенок. Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растет (с головки) по спинке до хвоста. И еще подсказка есть: в наше время не живет он: места мало на земле. Раньше жил он на болоте, и на суше, и в воде. Если б рос он вместе с вами, все поел в один бы мах. А найдешь его в раскопках: и в земле скелет и в льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ж ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, как на праздник к вам приду. И спрошу вас свой вопрос. Ждите. Дедушка Мороз.

Дети отгадывают – динозаврик.

Вопросы воспитателя – кто такие динозавры? а вы знаете, когда они жили на земле? а знаете ли вы каких они были размеров?

Молодцы – знаете много.

А Дед Мороз прислал вам альбом с картинками, книжку про динозавров, которые жили на нашей земле много-много лет назад, т.е. в далеком прошлом, когда людей в то время еще не было.

Обо всем этом ученые узнают по окаменелостям при раскопках. Этими останками, превратившимися в камень могут быть раковины, насекомые, кости, целые скелеты, даже следы, оставленные на земле, на берегах болот. Чаще всего встречаются зубы, когти, кости. Отдельные кости собирают в скелет. По скелету судят о строении тела животных, о его размерах. Зубы рассказывают ученым, чем питался динозавр. В азиатской пустыне были найдены гнезда и гигантские кости динозавра. В гнезде было целое окаменевшее яйцо, из которого чуть не вылупился детеныш динозавра.

Окаменелости динозавров были найдены во всех частях нашей планеты. Значит в далеком прошлом динозавры населяли всю нашу Землю. Они ели то, что едят животные сейчас, т.е. те, кто питался растениями, назывались травоядными, а кто пожирал мясо – тех звали хищниками.

Рос бронтозавр очень медленно, но к старости вырастал с пятиэтажный дом.

А вот ящеры, похожие на танки (показать картинки). Они покрыты прочным панцирем. Это Стегозавр – означает ящер под крышей. Пластины по всей спине не дают врагу добраться до тела.

Очень похож на Стегозавра Кентозавр. Только вместо пластин с середины спины были острые шипы, а на хвосте находились смертельные шипы. На вид эти животные выглядели неуклюжими, но, когда на них нападал враг, они крутились на месте, стараясь ранить того шипами. А сами они никого не обижали, хотя имели устрашающий вид. Мирно щипали целыми днями траву.

(Найти фигурку Стегозавра.)

А хищный динозавр назывался Тираннозавром – деспот ящериц.

В поисках пищи он быстро бегал на своих сильных задних ногах. Догонял свою жертву, разрывал ее зубами, а передними короткими лапами удерживал пищу. Но пища ему давалась нелегко. Встреча со взрослым Стегозаром или Кентазавром означала схватку не на жизнь, а на смерть. Поэтому Тираннозавр выслеживал детенышей. (Показать картинку в книге.)

Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры. И жившие в воде – ихтиозавры – рыбоящеры.

И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

А у нас в группе есть макет земли, где есть и болото и растения и озеро и местность ровная. А животных нет. Как вы думаете, могли бы здесь жить динозавры? Вот сюда в болото кого бы мы поселили? (Бронтозавра). А на равнине мог бы жить Стегозавр или Кентозавр. А Тираннозавра можно спрятать за дерево.

У меня пластилин есть, можем слепить динозавров и населить этот кусочек земли.

Дети лепят и населяют землю.

А дома у родителей спросите, знают ли они такое удивительное место на земле, где сейчас живут потомки динозавров (крокодилы, черепахи), где нет зимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.

С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Активизация слов: палеонтология, палеонтолог, прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Лунецкас Ольга Михайловна

Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.

С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Активизация слов: палеонтология, палеонтолог, прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Посещение Краеведческого музея, просмотр диафильмов, мультфильмов, изготовление макета доисторического леса, изготовление макетов динозавров, рассматривание лягушки (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоёма жить не может- кожа должна быть влажной, температура тела холодной).

Материал к занятиям:

Запись голосов птиц, жужжание насекомых, шум ветра, воды, на этом фоне звук гитары.

Иллюстрации с изображением динозавров, книги, атласа, энциклопедии соответствующего содержания.

Макет доисторического леса, макеты динозавров.

Игры- пазлы (динозавры).

Камни и окаменелости с изображением раковины.

Для опытов: Маленькая и большая ёмкость с горячей водой, модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага, иллюстрация первых птиц (очень крупное туловище и небольшие крылья).

Сегодня мы с вами осуществим необычное путешествие. Мы отправимся с вами в прошлое. Всё что происходит в данную минуту - это настоящее.

А что же такое прошлое? (ответы детей).

Да, это то, что прошло, что уже не вернуть.

Где вы отдыхали этим летом? (ответы детей).

Всё это ушло в прошлое. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже не вернуть. Время движется только вперёд. Но люди не хотят прощаться со своим прошлым. Люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то, что было и прошло, ушло и не вернёшь.

У нас с вами был праздник, он уже прошел. Мы можем вспомнить его, посмотрев на фотографии (показ). Это наше прошлое. По фотографиям вы можете вспомнить какие вы были маленькими или какими были ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.

Всё что уходит в прошлое становится историей. Люди хотят знать свою историю, хотят знать своё прошлое.

Что же такое прошлое? А всегда ли была жизнь на земле?

Человек появился на земле первым ? (нет).

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину всё дальше и дальше. И дошли до таких древних времён, когда и людей то на земле не было. Но кто же жил на нашей планете до появления людей? (предположения детей).

Вероятнее всего они появились около 210 миллионов лет назад и полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Людей тогда ещё не было на Земле. Первые люди появились на земле около 2 миллионов лет назад. На протяжение миллионов лет нашу планету населяли сотни различных видов динозавров, но ни один из них не сохранился до наших дней.

Как люди узнали , что на земле существовали динозавры и как они выглядели? (ответы детей)

Людей очень интересовало всё, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далёкое прошлое дало о себе знать.

Это первый из обнаруженных в разных странах динозавров. Сегодня мы уже много знаем о них. Наука, которая изучает динозавров, древних животных, называется палеонтология. А учёные, которые этим занимаются – палеонтологи.

Животные и растения, которые давно погибли, в основном разложились. Но порой их твёрдые части, например кости, сохранились в виде окаменелостей в скальных породах. По окаменелостям можно судить какие растения и животные были на земле много лет тому назад, как выглядели те или иные вымершие существа при жизни.

Кости, сохранившиеся в горных породах, называются окаменелостями.

Посмотрите на этот камень (показ и рассматривание камня с изображением раковины).

Это камень с нашей реки – Волги, на нём ясно видны следы от древней ракушки.

Вы согласны отправится в прошлое? На чём мы отправимся в прошлое? (на машине времени)

Дети подходят к столу, где стоят макеты, лежат книги и т.п. (звучит музыка).

Мы оказались в прошлом, где не было ещё людей.

Послушайте звуки (звучит музыкальная пауза : голоса птиц, жужжание насекомых, вой ветра, журчание воды, на этом фоне слышен звук гитары).

- Звуки каких живых существ вы услышали?

- Какой звук здесь лишний? Почему? (дети отвечают)

- Какой звук вы ещё слышали?

- Какие из этих звуков первыми появились на планете?

Жаркий и влажный климат вполне подходит для динозавров и других рептилий.

- Кто такие динозавры? (ужасные ящерицы)

Детям предлагается собрать динозавров из пазлов.

Как много вокруг нас динозавров: большие и маленькие, добрые и свирепые, хищные и травоядные.

Травоядные чем питаются? (ответы детей). А хищные?

Травоядные животные питаются растениями. Животные, питающиеся мясом, называются хищными или плотоядными. Если и то и другое – всеядными. (Рассматривание материалов, пазлов, книг, иллюстраций и т.п.).

Это ящер “брахиозавр”. Он был длиннее, чем два автобуса вместе взяты, а в отпечаток его ноги вы могли бы усесться. Это самый большой из всех известных динозавров.

Это “стегозавр”. Посмотрите на его хвост. Стегозавр пользовался своим хвостом, как оружием. Он был длинной 7 метров, его мозг был величиной всего лишь с грецкий орех.

Это “тираннозавр-рекс”, что означает “тираннозавр царь”. Он был крупнейшим из когда-либо живших на Земле хищников. У него были зубы величиной с кинжал.

Верхняя часть черепа пахицелозавра была твёрже кирпича и размером в рост человека. Такой головой было очень удобно бодать врагов.

- Как размножались динозавры? Динозавры откладывали в песок твёрдые, кожистые яйца.

- Были ли летающие динозавры? Нет. Динозавры летать не умели. Однако в одно время с ними жили летающие рептилии, вроде птеродактелей.

- Почему первые птицы не летали? (Дети рассматривают иллюстрации первых птиц. Очень крупное туловище и небольшие крылья).

Дети выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы (туловище). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют как планируют разные “крылья”, и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было трудно летать.

В эпоху динозавров на большей части Земли климат был очень жарким. Сушу покрывали обширные болота и тропические заросли. Такая среда обитания вполне подходила динозаврам и другим рептилиям.

- Многие динозавры были очень большими. А знаете почему?

Опыт: Почему динозавры были такими большими.

Учёные предполагают, что динозавры были такими же холодными как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной, резко колебалась.

Посмотрите на эти ёмкости. Представьте, что это динозавры, которые нагрелись от высокой температуре на планете.

Взрослый переливает в ёмкости разного объёма горячую воду, дети трогают их. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру ёмкостей, делают вывод, что большая банка горячее - ей надо больше времени для остывания.

- Каким по размерам динозаврам легче было бороться с холодом? (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодный период, когда их не нагревало солнце).

- Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка.

- Почему вымерли динозавры? Никто толком не знает от чего они вымерли. Наиболее вероятной причиной их исчезновения могло стать изменение климата, приведшее к нехватке пищи для динозавров.

А сейчас Все встали друг за другом, присели, руки в стороны, и немного по кругу. (дать музыкальный фон) На какого общего предка насекомых мы сейчас похожи? (на многоножку).

Нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит весёлая песенка Геннадия Гладкова “Динозаврик”).

Где мы были? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

А сейчас – внимание!

Если вы знаете, что животные существа появлялись на нашей планете в разное время, угадайте, кто лишний в следующих тройках (демонстрируются картинки):

Читайте также: