Конспект урока пришвин разговор деревьев

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Малинкина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения
Тема: М.М.Пришвин "Гаечки", "Разговор деревьев"
Раздел: начальное образование

Составление

Анализ произведения.
(Дифференциация учебного материала по уровню сложности) Предлагаю прочитать начало рассказа, где говорится о том, как автор наблюдал за работой гаечек. Чтение жужжащее.У некоторых ребят на столах карточки с лексическим значением слова. Вам нужно найти в тексте слово с соответствующим лексическим значением, остальные ребята при чтении подумайте, значение всех ли слов Вам понятно. (На карточках: Тёмно-синий с синеватым отливом - _________ (сизый). Зачитайте лексическое значение слова. Какое слово из текста соответствует данному значению? Значение остальных слов понятно? Запомните это слово и используйте в своей речи.
Найдите описание синичек. (Дети зачитывают) За пухлые щёчки их ещё называют пухляками, своими маленькими носиками только одни они из синиц долбят дерево, достают червячков, делают дупло. Чтение-разведка
.
Взяли в руки карандаши, приготовились. (Чтение и анализ пар слов. При чтении текста учитель заменяет важные, ключевые для восприятия текста слова другими, мене значимыми. Тем самым делается акцент на словах автора. Выделенные слова анализируются, используются учащимися при подготовке творческого пересказа с целью обогащения активного словаря и передачи колорита произведения. Курсивом выделены слова, которые читает учитель, жирным шрифтом- слова, написанные в тексте). Подошёл –
тихонечко подкрался –
неслышно,не спугнуть; Поймал –
прикрыл ладонью
– неполнота действий, не хотел ловить, а наблюдал; Притихла –
как будто умерла, не шевелится, как убитая
– не двигается, затаила дыхание от испуга, чтобы не выдать себя; Щебетала –
попискивала
– издавала тревожные звуки, предупреждала об опасности, просила незнакомца отпустить подружку; Говорила –
убеждала –
заставляла поверить Посмотрите на следующую часть текста. Как бы вам хотелось её прочитать? (Чтение по ролям)
Работа в группах.
Подготовьтесь к чтению по ролям в группах по 3 человека: распределите роли, подумайте на какие слова нужно поставить логическое ударение, какая интонация должна быть при прочтении диалога. Оцените чтение. 5.
Этап вторичного синтеза.
Подготовка к творческому пересказу. Представьте, что гаечки полетели в лес и встретили там своих подружек, а вы случайно оказались рядом и подслушали их разговор. Подумайте, посоветуйтесь, о чем могла бы рассказать синица-пленница своим подружкам. Предлагаю составить творческий пересказ от лица птицы- пленницы (работа в парах.) Заслушиваются 1-2 ученика. Оценивание ответа учащихся.
Работа с этимологическим словарём.
А вы знаете, почему эту птицу назвали синичкой. Найдите слово синица в этимологическом словаре.
6.

Переворачиваю карточку «Чтение и анализ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные: познакомить учащихся с новым литературным произведением; учить определять, что выражает название рассказа, находить его тему и основную мысль; совершенствовать умение выделять средства художественной выразительности; развивать умение пересказывать близко к тексту.

Развивающие : развивать у учащихся речь, мышление, память, воображение; совершенствовать навык выразительного чтения и навык выборочного чтения, умение размышлять над произведением и выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к природе, бережное отношение к ней; развитие умения замечать необычное и прекрасное в окружающем мире.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся познакомятся с новым литературным произведением, получат возможность совершенствовать и демонстрировать свои навыки по предмету.

Личностные: формируются эстетические потребности, ценности и чувства; развивается навык бесконфликтного сотрудничества со сверстниками; формирование бережного отношения к природе.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: совершенствуется способность принимать и сохранять учебные цели и задачи, реализовывать их; навык решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные : совершенствуется навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; навык сбора, обработки и передачи информации.

Коммуникативные : совершенствуется навык осознанного построения речевого высказывания; готовность слушать собеседника и вести диалог, принимать позиции других людей, отличные от собственной.

Оборудование:

Иллюстрации, классная доска, аудиозапись, компьютер.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Проверка домашнего задания (10 мин).

3. Изучение нового материала (7 мин).

4. Работа над текстом (16 мин)

5. Итог урока, рефлексия (5 мин)

6. Информация о домашнем задании (1 мин)

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Напоминаю вам, что зовут меня Любовь Алексеевна и я проведу сегодня у вас урок выразительного чтения. Пожалуйста, проверьте, все ли необходимое у вас готово. Можете садиться.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

- Речь в этом рассказе пойдет о природе, о разных деревьях и их жизни. Вы согласны с тем, что деревья тоже живут своими неповторимыми жизнями? Сейчас мы узнаем немного о них. Я предлагаю вам погрузиться в атмосферу природы, леса или рощицы, послушать звуки природы и представить себе все, что происходит в нашем рассказе. Для этого я включу вам аудиозапись со звуками леса, а вы сейчас, каждый из вас, пожалуйста, внимательно и неторопливо прочитайте текст, поймите, о чем он, подумайте о том, что там описано. В этом вам так же помогут иллюстрации на доске.

(включается негромкое звуковое сопровождение, дети читают про себя)

4. Работа над текстом.

- Хорошо, вы молодцы, а теперь давайте прочитаем уже вслух и по небольшим отрывкам. Кто желает? (учащиеся читают по несколько предложений)

- Итак, о каком времени года рассказывает писатель? (ранняя весна) – Название рассказа выражает его тему или основную мысль? (основную мысль о том, что деревья общаются, разговаривают друг с другом как люди) – А что является темой рассказа? (весна, преобразование природы).

- Разговор деревьев, по мнению писателя – это шелест листьев или что-то другое? (деревья разговаривают, перекликаются своими ароматами, они подают друг другу веточки и машут ими).

- Какие слова и выражения, найденные Михаилом Пришвиным, помогают тебе представить, как выглядят почки, ягоды и сами деревья? Найдите в тексте описание почек (зачитывают).

- Как он говорит о деревьях? (зачитывают) С чем автор сравнивает осинку? (с зеленой свечкой) А раскрывающиеся почки? (с клювиками) А почему Михаил Пришвин называет их шоколадными? (из-за цвета).

- Вы любите запах только-только раскрывающихся почек? Замечали ли вы разные ароматы у разных деревьев?

- Посмотрите, кот спрашивает нас – а вы помните запахи весенней природы? Запахи лета и осени? Что вы ответите коту? (весной может пахнуть почками, влажной землей, цветущими черемухой и сиренью; летом благоухают различные травы и цветы, может пахнуть дождем, речкой или морем, лесом; осенью можно почувствовать запах дождя, прелой листвы) А почему он не спросил нас о запахах зимы? (зимой природа замирает, жизнь приостанавливается, на зимнем морозе все запахи исчезают).

- А вы помните скучного Женю? Напомните мне, кто написал о нем стихотворение? Где это можно узнать? (в содержании учебника)

- Прочитайте мне, пожалуйста, что написано о скучном Жене на страничке 120. (читает ученик) – А как думаете вы? Бывает ли такое?

5. Итог урока, рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этого рассказа? Понравился ли он вам? Хотели бы вы попробовать то, что сделал герой данного рассказа?

- А теперь, покажите мне, пожалуйста, знак большого пальца, те, кому урок показался хорошим, занимательным и интересным. А теперь опустите палец вниз и покажите его нам те, кому урок по каким-то причинам не понравился.

6. Информация о домашнем задании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства с произведением М. Пришвина, на примере художественных образов произведения; показать, что увидеть скрытую жизнь природы и разгадать ее тайны и секреты может только наблюдательный, любящий природу человек.

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные: познакомятся с произведением М. Пришвина и определят художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения.научится определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств художественной выразительности; пересказывать близко к тексту; получит возможность научиться определять связь названия с темой текста, мысль текста.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности , составлять план решения учебной задачи совместно с учителем

познавательные УУД– ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре; искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию, анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных); находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы; уметь соотносить анализ картины с содержанием текста; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

коммуникативные УУД слышать и понимать речь других людей, строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;· формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные УУД : проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней,

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Чуракова Н.А. Литературное чтение (2-я часть). 2 класс. Учебник. – М.Академкнига/Учебник, 2011 г, портрет писателя, презентация, карточки для таблицы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты и задания

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Повернулись друг другу и улыбнулись.

– Проверим готовность к уроку.

Начинаем урок литературного чтения.

Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:

Сели прямо! Ножки вместе!

Ручки полочкой на стол!

Сообщают о готовности к уроку.

Проговаривают вместе с учителем стихотворение.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Коммуникативные : слушают и понимают речь других людей

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания .

в игровой форме

1. Прочитайте выразительно стихотворение.

2. Прочитать скороговорку с грусть, с гордостью, весело.

Нам в дождь и зной

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Выполняют речевую зарядку. Проговаривают сначала шепотом, потом жужжащим чтением, затем вслух.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные : слушают и понимают речь других людей

III. Подготовка к восприятию

произведения. Постановка темы урока

Определение темы и целей урока.

1. Работа в паре.

Зачеркните гласную а, какое слово у вас получиось?

Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) – русский писатель.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М. Пришвина.

– Отгадайте загадку и узнаете, как оно называется.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

– Ребята, какую главу учебника мы с вами изучаем?

– Чему учат нас произведения этой главы?

-Предположите, о чем будет это произведение?

-Они учат нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться.

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат
и уровень усвоения знаний.

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа

с толковым словарем

1. Словарная работа

2. Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся.

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– От чьего лица ведётся рассказ?

Работают со словарем, выясняют значение слов

Познавательные: работают с дополнительной литературой; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, свободно ориентируются в корпусе учебных словарей и быстро находят нужную словарную статью;

- воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

  • проявлять интерес к содержанию и форме художественного произведения;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к прочитанному;
  • принимать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы;
  • слушать и использовать в работе другую точку зрения

-создать условия для развития у учащихся

  • навыков фиксировать информацию, полученную путем анализа текста;
  • умения строить устные высказывания и формулировать собственное мнение;
  • умения работать в паре и в группе.
  • осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;
  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
  • понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
  • уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте;
  • высказывать собственные оценочные суждения.

Технология развивающего обучения.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация SMART Notebook, карточки желтого цвета (для работы в парах), карточки голубого цвета (для составления плана) по количеству учеников, конверты и задания (для каждой группы), вырезанный из зеленой бумаги березовый лист, выставка книг М. Пришвина, буквы О, Ч, Е, Р, К (в процессе урока прикрепляются на доску).

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Закройте глаза и послушайте.

- Что вы представили себе, слушая эти звуки?

- Назовите одним словом то, что вы перечислили.

- Как вы думаете, какое отношение природа имеет к сегодняшнему уроку чтения?

= наверно, будем читать произведение о природе

2. Этап проблематизации и актуализации знаний.

1) разгадывание фамилии автора

- Кто же автор того произведения, с которым мы познакомимся? Разгадайте запись на экране.


2)чтение учителем высказывания об авторе

3) разгадывание названия произведения

- Название произведения Пришвина спряталось здесь (на экране):


3.Этап целеполагания и планирования

1) формулирование темы

- Назовите тему урока.



2) постановка первой части цели

- Сформулируйте цель урока: познакомиться…

3) словарная работа в парах

- Положите перед собой карточки желтого цвета. Вам предстоит поработать в парах. Михаил Пришвин писал в разных жанрах. Определения некоторых из них записаны в таблице. А что это за жанры?

  • самостоятельная работа в парах (не более 2 минут)

Определение

Повествовательное произведение устного народного творчества или литературы о вымышленных лицах или событиях.

Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

  • фронтальная проверка – дети читают определение и называют жанр (сказка, рассказ, последний неизвестен)

4) постановка второй части цели

- Сформулируйте вторую часть цели: узнать, …

= узнать, в каком жанре написано изучаемое произведение

4.Этап основного содержания

  • планирование деятельности
  • индивидуальная самостоятельная работа

- Положите перед собой карточку голубого цвета. Определите верную последовательность плана, по которому мы будем работать. Пронумеруйте в первом столбце.

Оценка работы на уроке

Знакомство с особенностями творчества писателя

  • фронтальная проверка– один ребенок определяет верную последовательность на экране


- Посмотрите на фотографии. На них изображен (делаю паузу) … Пришвин.


- Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти фотографии? Что он любил? О чем любил писать?

  • обсуждение в группах (2 минуты)
  • высказывание мнений детей
  • комментирование учителя

В немецком городе Лейпциге Пришвин окончил универси­тет, стал агрономом. Он собирался зани­маться наукой, даже писал агрономичес­кие книги, но к трид­цати годам твердо решил стать писа­телем.

Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только на­блюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была осо­бенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом:

А еще писатель увлекался фотографией: сам снимал и сам печатал.

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву Р.

  • слушание произведения
  • установка на слушание, высказывание предположения

- Попробуем предположить, о чем могут разговаривать деревья и как они делают?

  • чтение текста учителем (с. 133 – 134), учебник у детей закрыт.
  • обмен впечатлениями

- Поделитесь впечатлением об услышанном.

- Приходилось ли вам бывать в такой обстановке и чувствовать то же, что почувствовал Пришвин?

- Подтвердились ли наши предположения?

Отмечаем выполненные пункты плана, выставляю букву К, Ч.

- Откройте учебник с. 133 – 134.


- Посмотрите еще раз на фотографии тех деревьев, которые я показывала вам в начале урока.

- Какого дерева, упомянутого в произведении Пришвина, здесь нет?

Показываю иллюстрацию тополя.


- Какое время года описывает писатель? Докажите цитатой из текста.

- Какие воспоминания вызывает весенний лес у писателя?

- Перечислите художественные приемы, которые автор использовал в своем произведении.

  • выбор с помощью интерактивного задания художественного приема (сравнение, олицетворение, эпитеты), примеры которого нужно найти в тексте (работа в группах)


  • каждой группе выдается два конверта: в первом дано определение выбранного художественного приема, во втором – карточка – подсказка. Учитель предупреждает, что на работу дается 3 минуты, а воспользоваться подсказками можно только в крайнем случае

Конверт 1. Что это такое?

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится об осинке.

Конверт 1. Что это такое?

Образное красочное прилагательное, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету. Не всякое прилагательное является эпитетом.

Конверт 2. Подсказка.

Выполнить задание вам помогут следующие слова: почки, ягоды, берёзка, осинка.

Олицетворение.

Конверт 1. Что это такое?

Художественный приём, когда о неодушевлённых предметах говорится как о живых.

Конверт 2. Подсказка.

Найдите и прочитайте третий абзац. Что говорится о неодушевлённых предметах?

  • самостоятельная работа в группах (3 минуты)
  • поинтересоваться, какие группы не воспользовались подсказкой
  • проверка (выступают три группы, остальные три работают на дополнение)

Сравнение: осинка, как зеленая свечка; метафора – клювик и хвостик, как у птички (показываю иллюстрацию набухшей почки).


Эпитет: почки шоколадные, ягоды черно-лаковые, березка белая, осинка молодая.

Олицетворение: деревья начинают шептаться между собой, береза белая с другой березой издали перекликаются, осинка молодая вышла на поляну и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

- С какой целью в этом небольшом произведении писатель использует такое обилие художественных средств?

= чтобы точнее передать красоту природы, показать, что она живая, и относиться к ней нужно бережно, автор любит природу и стремится передать частичку своей любви читателю.

- Что помогло писателю услышать шепот леса?

- С помощью чего деревья в лесу переговариваются? Докажите цитатой из текста.

- Как вы думаете, важнее узнать, о чем говорят деревья, или научиться воспринимать их как живых?

Отмечаем выполненный пункт плана, выставляю букву О.

5.Этап рефлексии.

- Остался последний пункт плана.

- Вернемся к теме урока. Удалось ли нам доказать, что писатель внимательно и бережно относится к природе?


- Сумели ли мы достичь поставленных целей?

= нет, мы не узнали название жанра

Выставляю букву Е и прошу составить слово (очерк). Еще раз акцентируем внимание на определении жанра.

Беру зеленый бумажный листочек и объясняю, что передам листок кому-нибудь из ребят, а тот должен ответить на вопрос, появившийся на экране. Ученик отвечает и передает листок следующему.



Вопросы (появляются при нажатии на цифру)

*Что тебе сегодня удалось?

*Что тебя сегодня удивило?

*Что тебе сегодня понравилось при работе в паре?

*Чей ответ тебе сегодня особенно запомнился?

*Кому ты хочешь сказать спасибо?

- Поднимите руку, кому захотелось познакомиться с другими произведениями М. М. Пришвина.

Читайте также: