Разнообразие мира растений флоры 3 класс школа 21 века презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений. Рабочие листы..docx

Рабочий лист № 1.

Водоросли имеют:

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Они составляют группу низших растений.

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные . Такие водоросли живут, например, в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны. Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

Размножаются водоросли спорами* или путём отделения частицы от растения.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 2.

Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней.

Размножается спорами*, не цветёт. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 3.

Папоротники.

Папоротники имеют:

В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассечёнными листьями.

Это папоротники – травянистые растения.

Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

* Спора – образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 4.

Хвойные растения

Хвойные растения имеют:

Большую группу растений составляют хвойные: ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Рабочий лист № 5.

Цветковые растения

Цветковые растения имеют:

Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

Разнообразие растений.

Папоротники

Разнообразие растений.

Папоротники

Выбранный для просмотра документ Разнообразие растений.pptx

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ


Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Водоросли Мхи Папоротники Хвойные Цветковые

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений?

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

НАУКА О РАСТЕНИЯХ БОТАНИКА -

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотог.

Исследование в малых группах. План работы: Прочитать текст. Рассмотреть фотографии. Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют растения – представители данной группы.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Пр.

Правила работы в группах. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы. Работай сам, не рассчитывай на других. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Пл.

ВОДОРОСЛИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - - - + - - -

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Сем.

МХИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена - + + + - - -

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок.

ПАПОРОТНИКИ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + + - - -

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цв.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - - - +

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры.

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена Частирастения Органыразмножения Корень Стебель Лист Споры Цветок Плод Семена + + + - + + +

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Сп.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ Группа растений Корень Стебель Лист Цветок Плод Семя Споры Водоросли - - - - - - + Мхи - + + - - - + Папоротники + + + - - - + Хвойные + + + - - + - Цветковые + + + + + + -

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕ.

РАСТЕНИЯ НЕЦВЕТКОВЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ КУСТАРНИКИ ДЕРЕВЬЯ

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глух.

Верно ли утверждение? Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и раскаты молний. Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На.

Верно ли утверждение? Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

Верно ли утверждение? В морях Южного полушария встречается самая крупная в ми.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покры.

Верно ли утверждение? Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки. УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на на.

Верно ли утверждение? Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы! УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО!

Выбранный для просмотра документ Урок окружающего мира РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ..docx

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема: Разнообразие растений.

Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Планируемый результат

Дети учатся:

выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;

искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в малых группах.

Умения, характеризующие достижение результата:

различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам – по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа);

узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

выдвигать гипотезы и обосновывать их;

составлять план работы;

собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

анализировать, классифицировать найденную информацию.

Актуализация знаний. Мотивация.

В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей о царстве растений.

На слайде появляются фотографии представителей различных групп растений.

Учитель. Каких представителей этого Царства вы видите?

Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Учитель. К какой группе растений их можно отнести?

Дети называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями на слайде появляются названия групп:

Учитель. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

На слайде появляется фотография растения и информация о нём:

О папоротнике

Цветёт папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7июля) под удары грома и раскаты молний.

О мхах

Как прекрасен в период цветения мох – кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

О водорослях

О хвойных

Лиственница – хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Учитель . Какие утверждения верны, а какие нет?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?

Дети. Изучить эти группы растений.

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

На слайде появляется знак вопроса. А после того как дети сформулировали вопрос, на слайде появляется и сам вопрос-предложение.

Учитель . Где правда, а где вымысел, легенда, ложь.

Без науки о растениях не поймёшь.

- Какая наука изучает растения? (Ботаника.)

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я – мхи, 3-я – папоротники, 4-я – хвойные растения, 5-я – цветущие деревья, кустарники, травы.

Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить.

- Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

На слайде появляется план работы.

Прочитать текст.

Рассмотреть гербарий, фотографии.

Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения – представители этой группы.

Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую сводную таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на слайде появляется сводная таблица, где отмечено минусом (-), если растение не имеет этого органа, а плюсом (+) – если имеет.

Организация информации.

Учитель. Внимательно посмотрите на сводную таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

Растения

Нецветковые Цветковые

водоросли цветущие травы

Связывание информации. Обобщение.

Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами.

Папоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами.

Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами.

Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист – хвою, не цветут.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель . А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

О папоротнике . Ошибка: папоротники не цветут, а размножаются спорами. У древних славян бытовало предание: кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады, они услышат голоса деревьев и трав.

О мхах . Ошибка: мхи не цветковые растения. У кукушкина льна изображены не цветы, а коробочки со спорами, которые образуются без цветков.

О водорослях. Ошибка: у грушеносного макроцистиса никаких груш, конечно, не бывает, однако он обладает многочисленными грушевидными вздутиями. Внутри они пустотелые, а плотная оболочка создаёт им полную герметичность, чему и обязана водоросль своей плавучестью.

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.

ВложениеРазмер
познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. 123.5 КБ
приложение к уроку 30 КБ
приложение к уроку 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разнообразие растений на Земле

Предмет: окружающий мир

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений .

  • Образовательные : дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Расширить и углубить представление детей о растениях, их частях;

дать учащимся сведения об интересных, удивительных растениях нашей планеты; показать важность и ценность каждого растения на Земле;

  • Развивающие : развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Развивать творческое мышление, речь, воображение

  • Воспитательные : прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Формы работы : групповая, индивидуальная

Оборудование урока : таблица растения, частей растения,

таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, карточки с названием растений, фотографии, рисунки удивительных растений - (презентация), мультимедийный проектор, компьютер

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу .

1. Стадия вызова.

Начало урока необходимо начать с актуализации уже имеющихся знаний

А ходить не может (растение)

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Вы, наверное, слышали выражение "Растения - зеленая одежда Земли". И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! –(слайды 1,2,3,4.5,6,7)

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются)

-А теперь давайте составим кластер, из каких частей может состоять растение. (слайд 8)

На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).(слайд 9)
На прошлом уроке мы с вами говорили о пользе растений, а скажите, почему лекарственные растения получили такое название?

В природе есть ядовитые растения, которые опасны для человека.

Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!

Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!

Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!

После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

III. Знакомство с новым материалом.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными растениями нашей планеты.

Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами. Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле(слайд10)

- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Посмотрите какие растения живут на нашей планете?

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (кластер)

-Какие же растения есть у нас на Земле?

. Попробуйте сформулировать тему урока (слайд11)

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

Но прежде ,чем мы начнём изучать растения, ответьте на вопросы записанные в таблице.

До изучения растений

После изучения растений

…что водоросли могут окрасить воду?

…что водоросли не имеют корней и стеблей?

…что у мха есть только стебель и листья?

…что мох может ожить после того, как его засушили?

…что папоротники когда-то были деревьями?

… что папоротники не имеют цветов?

…что хвойные растения размножаются семенами?

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

…что на Земле больше всего цветковых растений?

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

3. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. (слайд 12)

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм.

Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод. Первые мореплаватели,

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

Лесная трава – резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками –

великанами могучими с кронами дремучими.

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .


4) Хвойные растения (слайд 15)

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения(слайд16)

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Ветер дует нам в лицо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

VI. Работа в группах.

- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждого на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

В ходе урока дети познакомятся с основной классификацией растений.

ВложениеРазмер
Презентация "Разнообразие растений" 2.95 МБ
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

подготовила учитель начальных классов МАОУСОШ №8 г. Старая Русса Соловьёва О. В.

Это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты.

Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Это растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

лилия Цветковое растение морская капуста Водоросли лиственница Хвойное растение

кедр Хвойное растение календула Цветковое растение кладофора Водоросли

В каждой группе растений много видов. Все растения одного вида очень сходны. ромашка василёк маргаритка

Как называется наука о растениях? Перечислите группы растений, изученные на уроке. К какой группе растений относятся: липа, берёза, клён? Ботаника Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения Цветковые растения

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру по теме:

Предметные: познакомить с основной классификацией растений.

1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.

3 ) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

1. Карточки с индивидуальными заданиями.

3. Распечатки таблицы.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальные задания.

Нескольким человекам выдаются карточки с заданиями.

- Вставь пропущенные слова.

Перегной – минеральные соли - … (растения) – животные – перегной.

Умершим растениям и животным превращаться в перегной помогают … (бактерии).

Почва – это … (верхний) плодородный слой земли.

Самая плодородная почва называется … (чернозёмом).

Плодородие – это свойство почвы, способность давать … (высокий урожай).

2) Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение к деятельности.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий тёплый майский день

Глаз наш радует. (сирень)

- Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)

- Назовите ещё представителей царства растений.

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.)

IV. Работа по теме урока.

-Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Рассмотрите схему на доске.

Растения


- На какие три группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы).

- Дополните схему. Напишите название растений в каждой группе.

- Из каких частей состоят все растения? (из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами).

Орган находится в почве, растёт вниз. (Корень)

Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья)

Орган растёт вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель)

Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок)

Орган образуется из цветка, в нём развиваются семена. (Плод)

Органы находятся в плодах, ими растения размножаются. (Семена)

2. Работа по учебнику

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки, видоизменённые листья, у других – листья. Одни растения живут в воде, другие на суше и т. д.)

- Прочитайте текст на странице 70.

-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

Самопроверка по эталону: Слайд №3

-Где растут водоросли? (В воде.)

-Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

-Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.)

-Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и др.)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

3. Работа в рабочей тетради

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

После выполнения задания поводится взаимопроверка.

Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте свой ответ. ( В 1 ряду лишнее – морская капуста. Она относится к водорослям, остальные – цветковые. Во 2 ряду лишнее – липа. Она относится к цветковым растениям, остальные – к хвойным.)

Слайд №9, №10 . Определите, к каким группам относятся растения.

4. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике на странице 72.

- К какой группе относятся данные растения? (К группе цветковых растений.)

- Сколько видов растений на иллюстрации? (3: одуванчик, подорожник, клевер.)

- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение – плоды с семенами. Различия: разные цветки и разные листья.)

5. Работа в рабочей тетради

-Прочитайте задание и запишите по 3 примера различных видов растений.

Взаимопроверка в парах.

№ 5 (страница 30 - 31)

- К какой группе растений относятся яблоня и дуб? ( К группе цветковых растений.)

- Но яблоня и дуб – это растения разных … (видов).

После выполнения задания проводится проверка.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

VI. Закрепление изученного материала.

Детям выдаются распечатки таблицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе на тему "Разнообразие мира растений" (УМК "Начальная школа 21 века") включает в себя: сведения о группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения) и их особенностях строения; таблицу "Разнообразие растений"; задание для практической работы.

Окружающий мир

Окружающий мир

Разнообразие мира растений (флоры)

Разнообразие мира растений (флоры)


Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Наука о растениях называется – ботаника . Учёные – ботаники делят царство растений на группы: растения Низшие растения Высшие растения Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Наука о растениях называется – ботаника .

Учёные – ботаники делят царство растений на группы:

Низшие растения Высшие растения

Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Водоросли. Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих корней , стеблей , листьев и цветков .

Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих корней , стеблей , листьев и цветков .

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Известно более 150 тысяч видов водорослей.

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Известно более 150 тысяч видов водорослей.

Мхи. Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья , но у них нет корней и цветков .

Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья , но у них нет корней и цветков .

Папоротники. Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть стебли , листья и корни , а цветов и плодов у них нет .

Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть стебли , листья и корни , а цветов и плодов у них нет .

Хвойные растения. Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов , а вместо плодов у них шишки.

Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов , а вместо плодов у них шишки.

Цветковые растения. Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни , стебли , листья , цветы и плоды .

Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни , стебли , листья , цветы и плоды .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, учебник, атлас-определитель.

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока

по окружающему миру в 3 классе

Тема: Разнообразие растений

Подготовила:

учитель начальных классов

Балбекова Ольга Николаевна

2015/2016 учебный год

Урок окружающего мира в 3 классе

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, учебник, атлас-определитель.

1 Организационный момент (слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)… разрушаются. Из … (камней), … (песка), … (глины), … (растений), … (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения. (слайд 3)

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

- Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные – перегной.)

2. Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на ее плодородие?

3. Самоопределение к деятельности.

- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

- На какие 2 большие группы делится природа? (слайд 4)

- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (слайд 5)

- На какие большие группы делится живая природа? (слайд 6)

- Как называются эти группы?

- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Во все стороны иголки. (Репей)

Из- под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

- Что между ними общего? К какому царству они относятся?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

4. Работа по теме урока.

1. Беседа. (слайд 7-10)

На слайде картинки с разнообразными растениями.

- На какие группы можно распределить эти растения?

- Какие части растения вы знаете?

- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

Растения

низшие высшие

водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?

- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Физминутка для глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

2. Работа в группе.

- Работать будем в группах.

- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас, в результате чего мы заполним наши таблицы.

1 группа – водоросли

3 группа – папоротники

4 группа – хвойные растения

5 группа – цветковые растения

А) -Задания для самостоятельной работы,

- Задание № 1 – для 1 группыДать краткую характеристику водорослям:

- Задание № 2 – для 2 группы – Дать краткую характеристику мхам.

- Задание № 3 – для 3 группы – Дать краткую характеристику папоротникам.

- Задание № 4 – для 4 группы – Дать краткую характеристику хвойным растениям.

- Задание № 5 – для 5 группы – Дать краткую характеристику цветковым растениям.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2.

2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Б) Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

В) Обмен информацией.

Физминутка.Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

5. Закрепление изученного материала. (слайд 11-22)

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

6. Итог урока. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем итог.

- Какое новое открытие сделали на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.

Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.

Папоротники бывают травянистые или древовидные.

В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

Цветковые растения

Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

Хвойные растения

Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

Читайте также: