Конспект урока представление дроби в виде суммы дробей 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по алгебре 8 класс по теме Сложение и вычитание алгебраических дробей.

Планируемые результаты: (знания, умения, представления):

формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей;

выполнять сложение и вычитание алгебраических дробей.

ВложениеРазмер
slozhenie_i_vychitanie_algebraicheskih_drobey.docx 69.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложение и вычитание алгебраических дробей

Планируемые результаты: (знания, умения, представления):

формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей;

выполнять сложение и вычитание алгебраических дробей.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

формирование умений по использованию математических знаний для решения математических задач и оценки полученных результатов.

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.

формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом;

формирование навыков сложения и вычитания алгебраических дробей.

развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Формирование ответственности за результаты учебного труда, понимания его значимости.

Педагогические технологии: системно-деятельностный метод

Методы обучения: метод проблемного обучения.

1.Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.);под ред. Г.В. Дорофеева

2.Алгебра . Дидактические материалы. 8 класс/Л.П. Евстафьева, А.П. Карп

3. Мультимедийное оборудование

Рассуждение, анализ, эталон, презентация

Этапы урока, занятия

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1.Мотивация учебной деятельности

- актуализация требований к ученику с позиции учебной деятельности;

-cоздание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установление тематических рамок

Устанавливает тематические рамки.

Обеспечивает мотивацию учения.

Принимают цели урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности (строят план достижения цели)

Лев Николаевич Толстой

- Какое отношение имеет данное высказывание уроку ?

- Что называется алгебраической дробью?

- Какие операции над алгебраическими дробями вы умеете выполнять?

- В чем заключается основное свойство дроби?

- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им;

- оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

- создание условий для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- выявление места (шага, операции) затруднения)

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

В форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий

- Выполнение заданий 1-3 из приложения № 1. Слайды 3-4

1. =

2. =

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B7a%7D%7Ba%2Bb%7D%2B%5Cfrac%7B7b%7D%7Ba%2Bb%7D%3D%5Cfrac%7B7a%2B7b%7D%7Ba%2Bb%7D%3D%5Cfrac%7B7%28a%2Bb%29%7D%7Ba%2Bb%7D%3D7

3.

- Сформулируйте правило, которое вы использовали при решении этого примера (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями). Слайды 4-5

- Какое свойство было применено при решении 2 и 3 примера? (Свойство дроби)

- Молодцы, посмотрите на следующие дроби:

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bm%7D%7B6%7Ba%7D%5E%7B2%7D%7D%2B%5Cfrac%7Bn%7D%7B3%7Ba%7D%5E%7B3%7D%7D

4.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bx%7D%7Bx%2By%7D-%5Cfrac%7Bx%7D%7Bx-y%7D

5.

- Чем отличаются эти примеры от предыдущих (разные знаменатели).

уметь ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

3. Выявление места и причины затруднения

-выполнение реконструкции выполненных операций и фиксация в языке шага, где возникло затруднение;

- фиксирование во внешней речи причину затруднения

Выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

Воспроизводят и фиксируют необходимые знания для построения нового способа действий. Фиксируют затруднение при выполнении пробного действия.

- Решите данные примеры (пример 4 и 5)

- Почему вы не можете решить?

- Каких знаний вам не хватает для решения этих примеров?

- Кто может сформулировать возникшую проблему? Слайд 7

Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, использовать знаковую систему, осознанно строить речевое высказывание.

Уметь фиксировать индивидуальное затруднение.

Коммуникативные уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение с учетом мнения других.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- определение цели урока;

- построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели

Руководит процессом выхода из затруднений с помощью подводящего, а затем побуждающего диалога

Определяют цель урока. Строят план выхода из затруднения.

- Назовите цели урока. Слайд 8

- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание алгебраических дробей).

- Что из изученного материала поможет помочь решению данного задания?

- Какой будет план выхода из затруднений? Давайте вместе его составим.

I. Составить алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей

II. Решить примеры по алгоритму

уметь планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

уметь выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, планировать учебное сотрудничество со

5. Реализация построенного проекта

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксирование преодоления возникшего затруднения

Формулирует задание для учащихся.

Отвечает на вопросы учащихся.

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Определяют средство достижения цели- алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей. Работа организована в паре, каждая пара составляет алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей

- На столах у вас находятся карточки (разрезанные), отражающие шаги алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей. Вам необходимо разложить карточки в нужной последовательности

Ученик у доски с помощью документ-камеры демонстрирует вариант построенного алгоритма.

-Используя данный алгоритм решите примеры 4 и 5.

уметь ответственно относится к общему делу.

уметь выполнять действия по алгоритму, строить логическую цепь рассуждений.

уметь выражать свои мысли, использовать речевые средства для решения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешнейречи

- закрепление нового знания в речи и знаках;

- фиксирование преодоления возникшего затруднения

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями

Выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки

Учащиеся работают в парах, проговаривая решение друг другу.

- Кто готов объяснить решение данных примеров?

К доске вызывается ученик, решение из тетради с помощью документ-камеры проецируется на экран, ученик объясняет ход решения примеров.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bx%7D%7Bx%2By%7D-%5Cfrac%7Bx%7D%7Bx-y%7D%3D

5.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%3D%5Cfrac%7B-2xy%7D%7B%7Bx%7D%5E%7B2%7D-%7By%7D%5E%7B2%7D%7D

уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других

7. Динамическая пауза

Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Меняют вид деятельности

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Направляет работу учащихся. Организует, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

Выявляет первичное осмысление изученного материала, производит коррекцию выявленных пробелов.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки.

- Выполните задание самостоятельно учебник № 44 (а, в),46 (а, в), 49 (в), 50 (в) и сделайте самопроверку и самоанализ по эталону. Слайд 11

- В ходе выполнения работы не забывайте использовать ранее изученный материал: основное свойство дроби, приведение подобных и т.д.

Самопроверка и самоанализ.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B5a%7D%7B12%7D%2B%5Cfrac%7Ba%7D%7B12%7D%3D%5Cfrac%7B6a%7D%7B12%7D%3D%5Cfrac%7Ba%7D%7B2%7D

а) Слайд 12

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bax%7D%7Bx%2By%7D%2B%5Cfrac%7Bay%7D%7Bx%2By%7D%3D%5Cfrac%7Bax%2Bay%7D%7Bx%2By%7D%3D%5Cfrac%7Ba%28x%2By%29%7D%7Bx%2By%7D%3Da

а) Слайд14

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bx%7D%7Bab%7D-%5Cfrac%7Bx%7D%7Bc%7D%3D%5Cfrac%7Bxc%7D%7Babc%7D-%5Cfrac%7Bxab%7D%7Babc%7D%3D%5Cfrac%7Bx%28c-ab%29%7D%7Babc%7D

в) Слайд 16

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bx%7D%7Bx%2By%7D-%5Cfrac%7Bx-y%7D%7Bx%7D%3D%5Cfrac%7B%7Bx%7D%5E%7B2%7D%7D%7Bx%28x%2By%29%7D-%5Cfrac%7B%28x%2By%29%28x-y%29%7D%7Bx%28x%2By%29%7D%3D

в)

После выполнения самостоятельной работы проводится проверка по эталону, анализируются ошибки.

- У кого задание вызвало затруднение?

- В чем причина затруднения?

- Кто справился со всеми заданиями?

уметь выделять необходимую информацию. Структурировать знания, анализировать объекты.

уметь слушать и вступать в диалог.

9. Включение в систему знаний и повторение

- выявление границ применимости нового знания;

-подготовка к введению новых знаний

Предлагает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с изученными до сегодняшнего дня способами.

- Давайте выясним какие действия мы умеем выполнять

Предлагаются примеры, из них требуется выбрать те, решение которых не вызывает затруднение. Слайд 18

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B2%7D%7Ba%7D-%5Cfrac%7B7%7D%7Bb%7D

1.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bm%2Bn%7D%7Bm%7D-%5Cfrac%7Bn%2Bm%7D%7Bn%7D

2.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bp%7D%7Bp%2B4%7D%2B%5Cfrac%7Bp%7D%7Bp-4%7D

3.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7Bb%7D%7Bb-1%7D-%5Cfrac%7Bb-2%7D%7B1-b%7D

4.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B%7By%7D%5E%7B2%7D%7D%7B%7By%7D%5E%7B2%7D-2y%2B1%7D-%5Cfrac%7By%7D%7By-1%7D

5.

В 4 примере необходимо поменять знак знаменателя второй дроби, а в 5 примере применить формулу.

- Решением более сложных примеров мы займемся на следующих уроках

уметь выделять и формулировать познавательные цели, анализировать объекты.

уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи и контролировать полученный результат.

уметь слушать и вступать в диалог, коллективно обсуждать проблемы (при необходимости).

уметь ориентироваться в межличностных отношениях.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- фиксирование нового содержания урока;

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось.

Записывают домашнее задание.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли решить нам поставленную задачу?

-Что мы использовали для достижения цели?

- Что у вас хорошо получалось?

- Над чем необходимо поработать?

Домашнее задание п 1.6 (пример1-3), № 48 (г,д,ж,з), 51(в,г). Слайд 20

- На столах у вас находятся карточки, закончите предложение (Приложение4)

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Выполните сложение и вычитание дробей

1. 2. 3. 4. 5.

1. Сравнить знаменатели дробей.

2. Если знаменатели различны, то привести дроби к общему знаменателю.

3. Записать общий знаменатель полученных дробей в качестве знаменателя суммы (разности).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели урока: повторить и закрепить умение называть, получать и записывать обыкновенную дробь, различать и называть дроби правильные, неправильные, смешанные числа.

Коррекционные цели урока: формирование временных представлений, мелкой моторики, памяти, связной речи, обогащение словаря.

Воспитательные цели урока: социализация учащихся.

Малыгина Расиля Шамилевна, учитель математики

План-конспект открытого урока по математике в 8 классе.

Образовательные цели урока: повторить и закрепить умение называть, получать и записывать обыкновенную дробь, различать и называть дроби правильные, неправильные, смешанные числа.

Коррекционные цели урока: формирование временных представлений, мелкой моторики, памяти, связной речи, обогащение словаря.

Воспитательные цели урока: социализация учащихся.

Словарь: знаменатель, числитель, дробная черта, смешанное число, ингредиент.

Запись даты дежурный.

2. Проверка домашнего задания. Таблица умножения и деления.

Ученик рассказывает таблицу умножения числа 6.

3. Примеры на деление на 6 - блиц-опрос по презентации.

4.Ученик рассказывает таблицу умножения на 7.



5.Примеры на деление на 7- блиц-опрос по презентации.

Слабые учащиеся выполняют примеры на умножение по карточкам – карточкам . с опорой на таблицу умножения.

6. Разделить квадрат из бумаги путём сгибания на 4 равные части. Разрезать. Положить получившиеся фигуры перед собой.

7.Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? Дроби. Обыкновенные.

8.Назовите любую обыкновенную дробь.

9. Запишите в тетради обыкновенную дробь, напишите на доске любую обыкновенную дробь.

Прочитайте, записанные в тетради дроби.

10. Из каких частей состоит обыкновенная дробь?

11. Что показывает знаменатель дроби?

12. Что показывает числитель дроби?

13. На вырезанных квадратах показать 2\4 квадрата.

4. Я разрезала фигуру на 3 части. Взяла 1 часть. Можно ли это записать в виде обыкновенной дроби?



Нельзя, т.к. части не являются равными.

16. Были ли ошибки в наших ответах? Какие?

17.Какие обыкновенные дроби вы знаете? Правильные, неправильные.

Какие дроби называют правильными? На доске и в тетради записываем 5 правильных дробей.

Какие дроби называют неправильными?

На доске и в тетради записываем 5 неправильных дробей.

18. Покажите на слайде вслух 1/ 6 стихотворения. Покажите 3/6, 6/6 стихотворения. 6/6 –равно1, т.к. поделили на 6 и взяли 6, а также 6:6=1, т.к. дробная черта предполагает деление.

19. Запишите в тетради 2 дроби, равные единице.

Яйца-3штуки.

Мука-1 стакан.

Сахарный песок-1 стакан.

Уксус-1 чайная ложка.

Пищевая сода-1/2 чайной ложки

Разобрать состав с математической точки зрения. 3 яйца - это целое число, полученное при счёте, 1 стакан сахарного песка- целое число, полученное при счёте, 2 ¼ некрупных яблок- есть целая часть и дробная, значит это смешанное число, ½ чайной ложки соды- дробное число.

21. Выбрать из подготовленных продуктов необходимое количество яблок: 2 целых, одно яблоко поделим на 4 части и возьмём 1 часть.

22. Повторить технику безопасности при пользовании кухонным ножом. Надеть перчатки перед работой. Ученик разрезает яблоки на 4 части. Откладывает ¼ яблока. Другой ученик выкладывает на тарелку 2 ¼ часть яблока.

23. Записать на доске и в тетради смешанные числа.

24. Разобрать домашнее задание.

Урок физической культуры длится 40 минут. Из них ¼ часть урока отводится на разминку.

1. Вычисли, сколько минут продолжается разминка.

Сумму двух рациональных дробей, как известно, всегда можно представить в виде несократимой дроби, у которой числитель и знаменатель — многочлены с переменными или числа (в частности, число 1). Обратная задача — представление дроби в виде суммы двух дробей — неопределённая.


Так, например, дробь можно представить в виде суммы (или разности) двух слагаемых разными способами:


Вообще задача представления дроби в виде суммы дробей допускает сколь угодно много решений. Действительно, если требуется представить дробь в виде суммы двух дробей, то в качестве одного из слагаемых можно взять произвольную дробь . Тогда вторая дробь будет равна разности , т. е. равна дроби .

Для представления дроби в виде суммы дробей можно воспользоваться методом неопределённых коэффициентов. Разъясним на примере, в чём состоит этот метод.


Пример 1. Представим дробь в виде суммы дробей со знаменателями х - 3 и х + 4.

Решение: Допустим, что


Сложим дроби в правой части равенства:



Получаем, что

Это равенство будет тождеством, если а + b = 7 и 4а - Зb = 0. Решив систему уравнений


найдём, что а = 3, b = 4.


Приведём теперь примеры задач, при решении которых используется представление дроби в виде суммы целого выражения и дроби.

Пример 2. Найдём все пары целых чисел, удовлетворяющие уравнению х - ху + Зу = 5.

Решение: Выразим из уравнения переменную х через у:



Выделив из дроби целую часть, получим



Значение дроби является целым числом тогда и только тогда, когда у - 1 = -2, у - 1 = -1, y - 1 = 1, у - 1 = 2. Отсюда у = -1; 0; 2; 3. Вычисляя соответствующее значение х, получаем искомые пары целых чисел: (4; -1), (5; 0), (1; 2), (2; 3).


Пример 3. Найдём, при каких значениях n значение дроби является целым числом.


Решение: Представим дробь в виде суммы многочлена и дроби.

Для этого многочлен n 2 - 2n - 10 разделим на двучлен n - 5. Деление выполним уголком аналогично тому, как выполняется деление натуральных чисел.


В результате получаем, что частное равно n + 3, а остаток равен 5.



Значение двучлена n + 3 при любом целом n является целым числом.


Значение дроби является целым числом тогда и только тогда, когда n - 5 равно 1, -1, 5 или -5.


Значит, дробь принимает целые значения при n, равном 0, 4, 6 и 10.

Цели:

1. изучить метод неопределённых коэффициентов;

2. формировать умение представлять рациональную дробь в виде суммы дробей;

3. развивать умственные способности и логическое мышление учащихся.

По типу – урок объяснения нового материала. Тема урока, является темой углубленного изучения алгебры. Цели урока правильно и обоснованно определены, способствуют обучению, развитию, воспитанию учащихся. В начале урока создается деловой эмоциональный настрой учащихся, который мотивирует их на продуктивную работу в течение всего урока. Содержание урока соответствует требованиям учебных программ.

Оборудование к уроку: проектор, презентация, раздаточный материал

Предмет: Математика
Категория материала: Конспекты
Класс: 8 класс
Автор: Сатгареев Марат Рашитович это Вы?
Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 972.56 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: