Конспект урока права ребенка 1 класс

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

• Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

• Формировать коммуникативные умения школьников;

• Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

• Прививать интерес к чтению;

• Лепестки со значками по правам человека;

• на доске – рисунки, пословицы;

Ход занятия

Целеполагание:

-В какой стране мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения.

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – удостоверение личности или паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:

Знакомство с правами:

(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)

-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

Найди такое благо, без которого может обойтись человек.

-А что самое важное среди остальных благ?

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими, и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток(жизнь)

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

-Каждый ребёнок имеет право на имя. Лепесток(имя)

-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти.

-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. Лепесток(семья)

(Подготовленные дети)

1.В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: "Труд!"

2.Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

3.Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все - наследие трудов!

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.

-Кем вы хотите стать.

-Что приносит счастье – труд или безделье?

-Найди концовку пословиц среди записей на доске:

Старание и труд . к счастью ведут

-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. Лепесток(труд)

- А для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не роботы и устаём.

-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. Лепесток(отдых)

(подготовленные дети)

1.Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

-Дети имеют право на обучение. Лепесток (обучение)

2.Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?

-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

-Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

- Можно ли совсем не учиться?

-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

Физминутка:

-Какие обязанности по дому выполняете вы?

- гуляем с собакой,

- ходим в магазин за хлебом.

-Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

-О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. Лепесток(лечение)

-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

-Что надо для этого делать?

-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

Анализ ситуаций:

Отрывок мультфильма (“Гадкий утёнок”)

-Вы узнали сказку?

- Все ли герои сказки “Гадкий утёнок” относятся друг к другу по-братски?

- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

- Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка?

( Он был совсем не похож на других.)

- Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?

-Что сделал волк с домами поросят?

-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. Лепесток(неприкосновенность)

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)

-Дети также имеют право на охрану и защиту… Лепесток (Защита)

..от похищения (Снежная королева, Дюймовочка)

-В какой сказке было нарушено это право? от жестокого обращения

В какой сказке было нарушено это право? ..от эксплуатации и неволи

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Подведение итогов:

Дети по очереди передают клубочек и называют свои права.

-Посмотрите, какой чудесный цветок получился.

-Перечислите свои права по символам на лепестках.

-Можно ли нарушать чужие права?

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

Рефлексия:

Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:

Краткое описание документа:

Целеполагание: -В какой стране мы живём? -Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. -У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – удостоверение личности или паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении. -Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 743 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2021 479
  • DOCX 19.1 кбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Литвиненко Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Классный час в 1 классе

Цель : создать условия для общего предоставления о правах ребёнка.

· способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

· развивать умения рассуждать, сопоставлять и делать выводы.

· воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Ход занятия

I. Мотивация учебной деятельности

- Солнышко с каждым днём светит всё ярче.

Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему.

Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям.

И я вам дарю своё солнышко.

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо сели.

II. Целеполагание

-Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами вести разговор?

-Что мы должны знать и уметь? ( ответы детей)

III . Актуализация знаний учащихся:

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? ( ответы детей)

- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей).

- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство.

(Конституция – главный закон страны. Права – те правила по которым живут люди.)

А так же Всеобщая декларация прав человека, Слайд№3 в которой изложено много различных прав взрослых людей.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году. Слайд№4

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Каждый цветочек по-своему хорош,
Два одинаковых ты не найдешь,
Лилия, роза, нарцисс и тюльпан,
В каждом своя красота и свой шарм.
То же о детях можно сказать,
Можно о многом сейчас рассказать,
Неповторимы все дети Земли,
Об этом вы, взрослые, помнить должны!

- Мы все в классе разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей.

-Почему мы понимаем друг друга? (ответы детей)

IV . Работа по теме.

- Сегодня мы отправимся в необычную волшебную страну. А поможет нам в этом

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой.

Ответ: Ковер-самолет

-Какие слова нужно сказать, чтоб наш ковер полетел? (волшебные)

Ковер-самолет, лети поскорей!

Не задерживай добрых и умных детей!

Раз, два, три - лети!

- Взлетаем! (звучит музыка) - Держитесь крепче друг за друга. Мы подлетаем и приземляемся на поляне.

- Мы очутились в необычной стране Прав и обязанностей. А это что?

Какое - то необыкновенное чудо – дерево с плодами.

-Что здесь нарисовано? (ответы детей: младенец)

Это радостное событие: человек родился. На что он имеет право (ответы детей: на жизнь и имя)

Вывод: человек имеет право на жизнь

- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (ответы детей)

- Что означает слово забота? Кто о вас заботится? (ответы детей)

- Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы? (ответы детей)

- Это право помогает вам быть счастливыми, делают вашу жизнь светлой.

-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе, кто – то нуждается?

-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт от вас любви и заботы?

- Любовь и забота это не только ваше право, но и ваша обязанность.

Это не только красивые добрые слова. Но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых, стараться делать всем что – то приятное.

Встаньте, представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх, а теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте птенца, согрейте его своим ровным , спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо. (дети выполняют движения)

- Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём? (ответы детей)

- Заботиться о ком – то не только приятно, но и очень ответственно.

А стать добрым волшебником совсем не трудно. Вот как об этом говориться в стихотворении.

Денис: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой,

Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово.

-О каком праве вам напоминает эта картинка – символ? (ответы детей)

Выходит Доктор.

-Здравствуйте, ребята. Какие вы хорошие. А вы не болеете, не кашляете и насморка нет? Дайте –ка я вас посмотрю.

-Да действительно здоровы.

-Да, дети. Вы вправе требовать, чтобы я вас лечила, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить здоровье? ( делать гимнастику, правильно питаться, есть овощи и фрукты)

Игра “Это можно или нет”

Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Буду кушать апельсины
В них так много витаминов
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- О каком праве идёт речь нам помогут загадки.

А) Это слово знает каждый

Ни на что не променяет

К цифре 7 добавлю я

Б) Кто милее всех на свете?

Кого любят дети?

На вопрос отвечу прямо

В) Кто научит гвоздь забить

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята –

Г) Кто весёлый карапузик

Шустро ползает на пузе

Д) Кто любит и меня и брата

Но любит больше наряжаться?

Учитель: - Молодцы! Ребята как одним словом можно назвать всех этих людей вместе? (семья)

- Правильно. В книге прав записано, что каждый ребёнок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

Вывод : каждый человек вправе иметь семью, жить в семье

- Как вы думаете о каком праве детей напоминает эта картинка – символ? (ответы детей)

Учитель: - Здравствуйте. Давайте знакомиться я Нина Владимировна. Работаю в школе 37 лет Люблю свою профессию Я общительный весёлый человек. Люблю читать книги, смотреть телевизор, стараюсь дружить с детьми.

- Я сегодня познакомлю вас с правом на образование. Вашей главной обязанностью является посещение уроков, выполнение д/з.

-Где можно получить образование? ( (ответы детей: школа, институт, техникум).

- Для чего нужно учиться? ( (ответы детей: чтобы получить диплом, профессию)

Учитель: - Вы правы, учиться нужно для того, чтобы получить профессию, чтобы быть умными, образованными людьми.

-В чём ваша обязанность? ( (ответы детей: стараться хорошо учиться)

Вывод : каждый человек имеет право на образование

- А сейчас вам нужно вспомнить про какие права и обязанности мы сегодня говорили

и зарисовать любое ваше право или обязанность ( выставка рисунков, анализ)

Учитель: - Все плоды на нашем чудо – дереве закончились, а это значит. Что пора покинуть эту необычную загадочную страну.

- Чтобы нам вернуться домой, нужно сказать волшебные слова. Все на месте:

Ковер домой, пожалуйста, лети!

Полетели (звучит музыка)

1 2 3 4 5 – вот и мы опять в школе.

V . Итог:

Учитель: - Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы, ответы детей)

- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (ответы детей).

- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

VI . Рефлексия.

Учитель: - В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.

-Давайте теперь оценим своё настроение при помощи изображения солнышка (жёлтое, с облачком и полностью закрытое тучкой). За что себя похвалите?

Рекомендации для занятий дома: зарисовать из сказки эпизод, где нарушены права животных.


Цель мероприятия – создание условий для социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи: ознакомить с Декларацией прав ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Целевая аудитория

Учащиеся 1 – 2 классов.

Сроки проведения мероприятия

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, иллюстрации с грустным и весёлым сюжетом, детские ноутбуки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя

Начинаем классный час,

Речь пойдёт сейчас о вас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и веселый.)

Ребята, посмотрите на рисунки. Какое настроение вызывает этот рисунок? А этот?
- А какое настроение у вас сейчас? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком. Почему такое? - Для чего важно хорошее настроение ? Молодцы!

Дети объясняют и выбирают своё настроение в соответствии с рисунком

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А зачем отдельный документ для защиты прав детей.

Ребенок уязвим, несамостоятелен.

Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира.

Учащиеся отгадывают загадку

Думают, отвечают на вопросы

Думают, отвечают на вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выяснение темы занятия

Выявление затруднений

Ребята, прочитайте на слайде тему классного часа.

Что такое право ?

/ Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми / Ожегов

Это определение я взяла из словаря Ожегова.

Скажите, а как вы понимаете что такое

А какие же права есть у вас?

Давайте сегодня постараемся подробнее узнать, на что же вы имеете право.

Читают, проговаривают тему занятия, отвечают на вопросы

Читают определение, думают, отвечают на вопросы

Погружение в тему

- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Беседа по слайдам во время просмотра

Нравится ли вам ваше имя? А знаете ли вы, почему вам дали такое имя?

Обращались ли вы в больницу? Как к вам там отнеслись?

Расскажите о нашей школе? Какие предметы вам нравятся больше всего?

Случалось ли в вашей жизни такое, что вас обижали, причиняли вам боль? Что вы чувствовали?

Хватает ли вам времени на отдых, игры? Какие кружки вы посещаете?

Кто такие – дети с ограниченными возможностями? Почему они нуждаются в особой заботе?

отвечают на вопросы, делают выводы

отвечают на вопросы, делают выводы

Применение знаний

Работа с раздаточным материалом

Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка ( разрешается ).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили

Слушают, думают. выбирают нужный знак,

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Применение знаний

Работа в парах

на персональных ноутбуках

А сейчас предлагаю вам поработать в парах с вашими компьютерами

Вспомните правила работы в группе.

Не забывайте – дружба в этой работе – ваша помощница.

Вспоминают и проговаривают правила работы в парах

Работают на компьютерах

выбирают нужный ответ

Подведение итогов

Закончит наш кл. час я бы хотела следующим стихотворением

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок очень веские права!
Он имеет право жить,
развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любимым
Он на свете не один

Ребята, вы сегодня очень хорошо и дружно работали. Молодцы!
Я надеюсь, что вы поняли, как важно знать свои права и обязанности.

Скажите, пригодится ли вам в жизни знать ваши права? Где пригодится?

Посмотрим на доску. Изменилось ли ваше настроение? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком.

Если изменилось, то почему?

В знак того, что вы теперь знаете свои права, хочу вручить вам медали с вашими правами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с оснавными документами,регламентирующими права детей и формирования убеждения, что дети тоже имеют права.

Урок окружающего мира в 4 классе

Учебный предмет – окружающий мир

УМК – Школа России

Тема урока – Права детей

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

-познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формирование убеждения в том, что все дети имеют равные права.

-совершенствование навыков работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;

-формирование активной гражданской позиции и воспитание нравственных качеств учащихся на примере художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Предметные – учащиеся узнают свои права

Метапредметные:

-познавательные – при выполнении заданий в группе, при выборе домашнего задания развитие логических операций анализа, сравнения, подведение под понятие

-коммуникативные– во время работы в группах развитие планирования учебного сотрудничества -регулятивные

Личностные – развитие действия самоопределения при определение социальных ролей;развитие нравственно-этического оценивания при анализе отрывков из художественных произведений.

Оборудование – Конвенция о правах ребенка; текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; карточки с названием прав; компьютерная презентация

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся знают, кто такой гражданин и какие права и обязанности у него есть; знают документ регламентирующий эти права и обязанности

Для диагностики исходного уровня УУД использовались методики:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

-Метод наблюдения

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Этапы урока и хронометраж

Орг.момент -1 мин.

Актуализация знаний – 5-6 мин.

Новая тема – 23мин.

Закрепление - 9 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Содержание урока

-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарив тем самым и себе и окружающим хороший настрой на урок.

Актуализация знаний.

-Прежде, чем вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить, рассуждать, давайте вспомним материал предыдущего урока.

Если мы посмотрим друг на друга, то мы точно можем сказать, что все мы разные. А что нас отличает?

-Верно, но, не смотря на это, нас с вами что-то объединяет. Что?

-Мы все из 4 класса, мы живем в одном поселке, мы живем в одном государстве и на одной планете.

-Молодцы! Наша родина – Россия. А как можно назвать нас с вами?

- Россияне, граждане России.

-Кто такой гражданин?

-Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.

-Запишите на доске известные вам права и обязанности граждан.

-В каком документе прописаны права и обязанности граждан?

-В Конституции.

-В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе?

-Декларация прав человека.

а доске появляется кластер

- соблюдать законы гос-ва;


-на образование и т.д


- защищать свое гос-во и т.д.

Конституция

Мы с вами живем в правовом государстве, где каждый человек, даже самый маленький, имеет свои права и обязанности. И сегодня мы познакомимся с правами детей и их обязанностями. (На доске записывается тема)

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

-Почему возникла необходимость разрабатывать документы по правам ребенка и в каких документах содержатся эти права?

Познакомиться с правами ребенка.

К кому можно обратиться при нарушении прав ребенка?

Какие обязанности есть у детей?

(Высказывания появляются на доске)

- У нас получился своеобразный план. Изучением этих вопросов мы и займемся. С первым нас познакомит Вета.

- Заглянем в историю и рассмотрим путь, который проделало общество, чтобы понять, что дети полноценные члены общества и имеют права.

От времен античности до IV столетия нашей эры: новорожденных топили, выбрасывали со скал, приносили в жертву богам. Детей до 6-7 лет даже не учитывали во время переписи населения, т.к. у них было мало шансов выжить, а тех, кто выживал сразу признавали взрослыми.

Первый интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания.

В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции. (Слайд…)Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспечения прав ребенка, сколько меры не допускающие рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми.

Первым документом в области охраны прав и интересов детей стала Женевская декларация прав ребенка.

После Второй мировой войны, в 1945 году возникла Организация Объединенных Наций (ООН). Задачами новой организации стало содействие уважению к правам человека.

Первым стандартом ООН, посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка, в которой перешли от помощи и защиты детей к защите прав детей. Однако декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более

конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это - документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. К настоящему моменту 139 стран подписали этот документ, среди них и Россия.

Конвенция рассматривает ребенка, как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в какой-то степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

(Слайд…)Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.

-В каких же документах можно узнать о правах ребенка?

- Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

-А в чем отличие декларации и конвенции?

-Декларация – рекомендация, конвенция – документ обязательный для исполнения.

- Вета осветила еще один вопрос. Кто скажет какой?

-Кто следит за соблюдением прав детей. Это уполномоченные по правам ребёнка.

-А кто дает уполномоченным такие права?

-Государство, значит государство то же защищает наши права.

-Ребята, как вы думаете, вы хорошо знаете свои права.

-Да./ Нет. /Не знаю.

Физкультминутка

-Сейчас вы познакомитесь с текстом конвенции и попробуете разделить права на группы.Разделитесь на группы по 4 человека. У каждой четверки лежит листок с названием группы, вам необходимо подобрать подходящие статьи.

Основные права ребенка.

Право ребенка на семейное благополучие.

Право ребенка на свободное развитие его личности.

Права призванные обеспечить здоровье детей.

5. Права ориентированные на образование детей и их культурное развитие

6. Права направленные на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. )

-Представители групп презентуют результат своей работы.

Право на жизнь

Право на имя

Право на гражданство

Право на равенство

Право на сохранение своей индивидуальности.

Право на общение с обоими родителями.

Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Право исповедовать любую религию.

Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Право на доступ к информации.

Право на защиту от всех форм насилия.

Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Право на достойный уровень жизни.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Право на защиту от жестокого обращения.

Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

(На доске вывешиваются карточки, дополняющие кластер – права детей и документ)

-Молодцы!Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

Какое главное правило мы не должны забывать?

-Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же, как и у тебя!

-Давайте поговорим о ваших обязанностях. Вы продолжите работу в группах. Живя в обществе, каждый из вас выполняет определенные роли. Какие?

- Я –сын. Я- внучка. Я –ученик. Я- пассажир. Я – покупатель и т.д.

- И в каждой из этих ролей у вас есть определенные обязанности. Возьмите карточку с №2, на которой написана предлагаемая вам роль. Сформулируйте свои обязанности.

Я – сын или дочь.

Я – гражданин России.

Я – читатель в библиотеке.)

Как сын или дочь мы обязаны заботиться о родителях, беречь их.

Как пассажиры мы обязаны выполнять правила поведения в транспорте, быть внимательными по отношению к другим пассажирам.

Как ученики мы обязаны хорошо учиться, соблюдать правила поведения в школе, с уважением относиться к своим одноклассникам.

Как граждане своей страны мы обязаны беречь и защищать свою Родину.

Закрепление нового материала

-Жизнь настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. И первая встреча с миром прав начинается со сказок, хотя мы об этом не задумываемся. Сказки рассказывают вам мамы и папы, бабушки и дедушки. Став старше, вы сами с удовольствием читаете сказки.

У каждой группы на столе лежит лист №3, на котором написаны отрывки из сказок. Ваша задача узнать сказку, постараться назвать автора и подумать, о каком праве идет речь.

Ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.

Ребенок имеет право на отдых, игры, веселье, досуг

Взрослые должны уважать детей, быть терпеливыми, ребенка нельзя оскорблять, а тем более бить.

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.

Все дети равны в своих правах.

Любой ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват.

-Ребята, а раньше, вы обращали внимание на права, читая художественные произведения?

-Давайте отвлечемся от сказок и вспомним те произведения, которые мы читали на литературном чтении в этом учебном году. Как вы думаете, в каком произведении мы можем говорить о нарушении практически всех прав ребенка?

Домашнее задание

Вот дома вам и предстоит перечитать этот рассказ и проанализировать его с точки зрения прав ребенка.

Цветовая рефлексия

Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

урока по теме " Права детей."


Тип урока: изучения новой темы с использованием групповых форм работы и ИКТ.

Предложенная тема является одним из этапов изучения прав человека. Мною были поставлены следующие цели:
1. Познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формировать убеждения в том, что все дети имеют равные права;
2. Совершенствовать навыки и умения учащихся анализировать информацию. Работать в команде, выступать публично, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;

3. Формировать активную гражданскую позицию и воспитание нравственных качеств учащихся на примере художественной литературы.

В соответствии с темой урока, целью были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: Конвенция о правах ребенка; текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; карточки с названием прав; компьютерная презентация

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся знают, кто такой гражданин и какие права и обязанности у него есть; знают документ регламентирующий эти права и обязанности

Урок по данной теме является первым, поэтому была выбрана данная структура урока:

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Предметные :

-учащиеся узнают свои права;

-учащиесяполучат возможность научиться:

 выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

 участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Метапредметные:

-познавательные – при выполнении заданий в группе, при выборе домашнего задания развитие логических операций анализа, сравнения, подведение под понятие

-коммуникативные– во время работы в группах развитие планирования учебного сотрудничества -регулятивные

Личностные – развитие действия самоопределения при определение социальных ролей;развитие нравственно-этического оценивания при анализе отрывков из художественных произведений.

Свой урок я построила в несколько этапов:
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление полученных знаний.
4. Контроль усвоения нового материала.
5. Рефлексия

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учащихся, соответствовал их жизненному опыту.Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.Учащиеся показали хорошие знания по данной теме. Активно обсуждали вопросы, так как обладают хорошими навыками групповой работы. Данная форма работы оправдала себя. Дети в группах чувствуют себя свободно и смело высказывают свое собственное мнение
Сцелью проверки знания были использованы нестандартные задания. Рефлексия показала, что психологическая обстановка урока была комфортной, познавательная активность высокая, дети получили новые знания.
Таким образом, цели, поставленные на уроке, были выполнены.

Читайте также: