Конспект урока пословицы и фразеологизмы
Обновлено: 07.07.2024
Цель познавательная: сформировать представление о разделе “Фразеология”, о фразеологическом обороте, крылатых словах, пословицах и поговорках.
1. Знать цели и задачи изучения раздела “Фразеология”.
2. Уметь ограничивать свободные словосочетания и отдельные слова от устойчивых словосочетаний.
3. Знать причины возникновения устойчивых сочетаний.
Цель воспитательная: сформировать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, быту, к своему языку.
Цель развивающая: совершенствовать устную речь, делая её выразительной, яркой, образной.
1. Уметь определять значения устойчивых сочетаний.
2. Уметь заменять фразеологические единицы на синонимичные и антонимичные выражения.
3. Развивать навык работы с фразеологическим словарем.
4. Находить устойчивые обороты в художественных произведениях.
5. Уметь использовать в своей речи.
Межпредметные связи: литература.
Наглядные пособия: портрет И.А.Крылова, плакаты с пословицами и поговорками, крылатыми выражениями.
Раздаточный материал: карточки-задания, басни Крылова.
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11класс. М: Просвещение, 2005 г.
2. Фразеологический словарь//под ред. Молоткова, М: Просвещение,1978.
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1995.
2. Введенская Л.А. Русское слово. Факультативный курс. Лексика и фразеология русского языка. М.: Просвещение, 1998.
3. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.Г. Русское слово. М.: Просвещение, 1998.
4. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Учпедгиз, 1987, с.8.
5. Крылов И.А. Басни.
6. Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. М.: Учпедгиз, 1986.
7. Русские пословицы и поговорки. Под ред. Аникина В.П. М.: Художественная литература, 1988.
Вступительное слово учителя:
Как-то четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты оглянуться не успеешь. - Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…
Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.
В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем К. Чуковским в книге “От двух до пяти”, лежит сложное и интересное явление русского языка.
Кроме отдельных слов, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведенном примере значит “скоро”, живут на ножах - “враждуют”. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Их изучением занимается фразеология - особый раздел лингвистики. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис - “выражение” и логос – “учение”. Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологическими единицами, или фразеологизмами.
Изучение фразеологии важно для изучения самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой , их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Устойчивые сочетания состоят из слов и могут соотноситься по значению со словами, например: кот наплакал - мало, работать спустя рукава - плохо. Из некоторых образовались слова: втирать очки - очковтирательство, бить баклуши - баклушничать.
Сравнение фразеологизмов пошевелить мозгами - “подумать” и раскинуть умом -“подумать”, краше в гроб кладут - о человеке, который плохо выглядит и кровь с молоком - о человеке, пышущем здоровьем показывает, что между фразеологизмами существуют отношения синонимии и антонимии. Изучение этих отношений - также задача фразеологии.
Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Горечью обиды и разочарования проникнуто выражение “Вот тебе бабушка и Юрьев день!”, возникшее на Руси после окончательного закрепощения крестьян. В 17 веке родилось выражение положить в долгий ящик. Оно связано с царствованием Алексея Михайловича, распорядившегося прибить возле дворца “долгий” (длинный) ящик, в который просители могли опускать свои прошения - челобитные. Долго приходилось простым людям ждать решения своих дел, отсюда и родилось выражение положить в долгий ящик.
Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: золотые руки, мастер на все руки - одобрение людей трудолюбивых; лодыря корчит, бьёт баклуши - осуждение бездельников.
Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.
Точность фразеологизмов привлекает писателей. Так, Н.В. Гоголь охарактеризовал героя комедии “Ревизор” - Хлестакова, человека, не понимающего, что он делает, с помощью одного фразеологизма: без царя в голове. Эта первая особенность фразеологии. Другая особенность – её образность. Изучение русской фразеологии вводит нас в лабораторию народа - языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают её писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности”. Сидит как в рот воды набравши, земля из под ног ушла, пятая спица в колесе - все эти и подобные им выражения, - пишет в “Жизни слова” советский поэт Н. Асеев, - картинно воспроизводят некоторые положения, характеризующие действие или состояние. Картинность и образность речи действуют здесь поэтическими средствами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем, если бы обратились к нему говорящей речью безобразной, чисто логической”.
Таковы цели и задачи изучения раздела фразеологии. (Введенская Л.А. Русское слово. Факультативный курс”. Лексика и фразеология русского языка”. М.: “Просвещение”, 1998 г.)
Задание “Как об этом говорят?”
1. Об очень большой тесноте (яблоку негде упасть, как килька в бочке).
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении (сел в калошу).
Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.
Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, уважение и любовь к русскому языку.
Тип урока: Введение новой темы
Содержание учебного материала
Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала.
Прозвенел уже звонок
Будем мы сейчас трудиться
Новым знаниям учиться.
-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Повторим хором девиз нашего урока.
-Как называется это предложение.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)
( Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям. )
- Какова будет тема нашего урока?
-Какую цель поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы.
3. Актуализация знаний.
-Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я предлагаю вам сегодня прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
-Прочитайте пословицы на слайде. Найдите в них ошибки и исправьте их.
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Гимнастика для рук
А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учеба и труд к победам ведут._______________________
-Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.
Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук , знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, что … .
- Цыплят по осени считают.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
- Запишите эту пословицу в тетрадь.
- Пословицы и поговорки широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, помогают оценить свои поступки и действия других людей.
Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону.
Чтобы из ручья напиться, ни одного не поймаешь.
Кто веселится весной, надо к земле наклониться.
За двумя зайцами погонишься, тот плачет зимой.
-А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?
-Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.
-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте.
Нет в мире краше Родины нашей.
На что и клад, когда в семье лад.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Кончил дело — гуляй смело.
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Человек без друзей — что дерево без корней.
- Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз. Найдите в нём фразеологизм.
Трудился не покладая рук.
- А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.
Играть в бирюльки:
А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.
Зарубить на носу:
А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.
А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.
Работать спустя рукава:
А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.
А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.
-Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу:
-А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами.
Вешать лапшу на уши . В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона . Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает .
- Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки :
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
-Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм?
5.Первичная проверка понимания.
Выбери правильный ответ:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Б) После драки кулаками не машут.
В) Висит груша, нельзя скушать.
2. Что содержит в себе пословица?
В) народную мудрость.
А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.
В) Разные люди друг друга не понимают.
4. Что такое фразеологизм?
А) Красочное определение;
Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;
В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.
А) Работать горячо, со старанием;
Б) Помыть голову;
В) Сильно отругать.
Проверьте и оцените себя.
6. Задание на дом
- Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь.
1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
( Тише едешь, дальше будешь).
2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?
Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?
– Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки?
Закончите фразы:
Цель: учить употреблять и находить в речи пословицы и фразеологизмы; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.
Задачи урока:
образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
развивающая: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД: формировать умения употреблять пословицы и фразеологизмы в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные: формировать умения взаимодействовать с членами группы, ум договариваться, находить общее решение;
Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Класс разделён на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.
1группа: беде, в, друг, познается.
2 группа: считают, осени, по, цыплят.
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Значит, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
IV. Работа над темой урока.
Работа по учебнику.
1) Упр. 1, стр. 87
- Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?
2) Чтение правила на с.87
Пословицы – краткие поучительные изречения. Многие пословицы появились в глубокой древности. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям.
V.Физкультминутка
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Упр. 2, стр. 88
- Составьте из частей пословицы.
- Объясните, как вы понимаете их смысл.
- Запишите любые две пословицы.
Верста – старинная мера длины. Одна верста чуть больше одного километра.
Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру.
Сажень - старинная русская мера длины, чуть больше двух метров.
3) Упр. 4, стр. 89
Работа в группах.
- Отгадайте пословицы по двум словам.
- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
- Сравните результаты работы вашей группы с результатами других групп.
- У всех ли получились одинаковые пословицы?
4) Слово учителя.
- Пословицы есть у всех народов мира. Часто пословицы содержат одинаковые мудрые мысли, имеют похожие значения. Но выражаются эти мысли по-разному.
- Сравните, как мысль о том, что дружба – это большая ценность, выражена в русской и английской пословицах:
Дружба да братство дороже всякого богатства (русская).
Беден тот, у кого друзей нет (английская).
VII. Рефлексия.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя сегодня похвалили?
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.
Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)
Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
2.Актуализация знаний.
Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.
Проверка по эталону.
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание
Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.
Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).
Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.
Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, … .
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?
Без мук труда не будет и радости (казахская)
Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)
Без труда и зайца не поймаешь (татарская)
4. Работа по теме урока
Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.
Чтобы из ручья напиться,
ни одного не поймаешь
Кто веселится весной,
надо к земле наклониться
За двумя зайцами погонишься,
тот плачет зимой
А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?
Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.
Играть в бирюльки:
А ) заниматься пустяками, ерундой ; б) искусно выполнять самую трудную работу.
Зарубить на носу:
А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко .
А) устроить крупную неприятность ; б) пожелать удачи.
Работать спустя рукава:
А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу .
А) совсем рядом; б) где-то очень далеко .
Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.
Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.
Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.
Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.
Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки :
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
Что означает данный фразеологизм?
5. Закрепление. Самостоятельная работа.
Выбери правильный ответ:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Б) После драки кулаками не машут.
В) Висит груша, нельзя скушать.
2. Что содержит в себе пословица?
В) народную мудрость.
А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.
В) Разные люди друг друга не понимают.
4. Что такое фразеологизм?
А) Красочное определение;
Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;
В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.
Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.
- Ребята! Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Обогащение урока человеческими ценностями.
Тема: Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Пословица недаром молвится.
1 урок.
Учитель: Гизетдинова Г.М..
Предмет: Русский язык. 7 класс Дата: 29.09.
Тема урока:. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Вид урока: урок-размышление
Развивающие: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся формирование ответственности за свои поступки и действия, за свое здоровье.
Метод урока:
аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;
Форма организации урока:
Оборудование: интерактивная доска
(содержание учебного материала)
Уровень усвоения пограммного материала
Компетентностные задания
подготовка к ВОУД
индивидуально-коррекционная работа
Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.
- Ребята! Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетаня слов.Фразеологизм имеет единое лексическое значение. Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией
задания по карточкам.
3. Актуализация знаний
Пословица не даром молвится. Пословица – всем делам помощница. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица – всем делам помощница.Ребята, о чем идет речь? Что такое пословицы, поговорки, фразеологизмы?
О чем мы сегодня будем говорить?
– Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)
– Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?.
СЕЛ В ГАЛОШУ (ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)
День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11). Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14).
2. проверка выполнения задания IV
4. Изучение новой темы
Вводное слово.
Вопросы: Ребята!– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках"
– О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?
• краткое, мудрое суждение о жизни
• содержит поучительный смысл
• характеризует поступки человека,их образ жизни
• украшает нашу речь
• часть суждения, незаконченное предложение
• дает оценку поступкам человека,но не поучает
Вопрос: Какие пословицы мы уже знаем? Пословицы на какую тему? ( Пословицы на тему Родины, трудолюбия, о дружбе , о милосердии, заботе ближних, взрослых, пожилых и т.д.)
Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды. Нередко можно услышать от людей, что они служат на благо народа и Отчизны. Это, на мой взгляд, несколько наивно и преувеличено. Каждый человек служит самому себе, но при этом он приносит пользу отечеству, родному народу, даже мировой цивилизации. То есть человек через служение своим интересам и благосостоянию, опосредовано, но, в конечном счете, все же приносит пользу своей Отчизне, высоким идеалам и гражданскому долгу.
Пословицы связаны с жизнью человека. Все, что говорится в пословицах – взято из жизни. Они нас поучают, учат жизни, через пословицы мы выражаем свои чувства, делаем выводы своим поступкам.
Физ. минутка
5. Закрепление изученной темы
Фразеологические загадки. (карточки)
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников.
- Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
- Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.
Побеждает команда, набравшая большое количество очков за правильные ответы.
Работа с таблицей: На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.
Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света .
Читайте также: