Конспект урока пословицы и фразеологизмы

Обновлено: 07.07.2024

Цель познавательная: сформировать представление о разделе “Фразеология”, о фразеологическом обороте, крылатых словах, пословицах и поговорках.

1. Знать цели и задачи изучения раздела “Фразеология”.

2. Уметь ограничивать свободные словосочетания и отдельные слова от устойчивых словосочетаний.

3. Знать причины возникновения устойчивых сочетаний.

Цель воспитательная: сформировать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, быту, к своему языку.

Цель развивающая: совершенствовать устную речь, делая её выразительной, яркой, образной.

1. Уметь определять значения устойчивых сочетаний.

2. Уметь заменять фразеологические единицы на синонимичные и антонимичные выражения.

3. Развивать навык работы с фразеологическим словарем.

4. Находить устойчивые обороты в художественных произведениях.

5. Уметь использовать в своей речи.

Межпредметные связи: литература.

Наглядные пособия: портрет И.А.Крылова, плакаты с пословицами и поговорками, крылатыми выражениями.

Раздаточный материал: карточки-задания, басни Крылова.

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11класс. М: Просвещение, 2005 г.

2. Фразеологический словарь//под ред. Молоткова, М: Просвещение,1978.

1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1995.

2. Введенская Л.А. Русское слово. Факультативный курс. Лексика и фразеология русского языка. М.: Просвещение, 1998.

3. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.Г. Русское слово. М.: Просвещение, 1998.

4. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Учпедгиз, 1987, с.8.

5. Крылов И.А. Басни.

6. Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. М.: Учпедгиз, 1986.

7. Русские пословицы и поговорки. Под ред. Аникина В.П. М.: Художественная литература, 1988.

Вступительное слово учителя:

Как-то четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты оглянуться не успеешь. - Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…

Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.

В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем К. Чуковским в книге “От двух до пяти”, лежит сложное и интересное явление русского языка.

Кроме отдельных слов, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведенном примере значит “скоро”, живут на ножах - “враждуют”. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Их изучением занимается фразеология - особый раздел лингвистики. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис - “выражение” и логос – “учение”. Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологическими единицами, или фразеологизмами.

Изучение фразеологии важно для изучения самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой , их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Устойчивые сочетания состоят из слов и могут соотноситься по значению со словами, например: кот наплакал - мало, работать спустя рукава - плохо. Из некоторых образовались слова: втирать очки - очковтирательство, бить баклуши - баклушничать.

Сравнение фразеологизмов пошевелить мозгами - “подумать” и раскинуть умом -“подумать”, краше в гроб кладут - о человеке, который плохо выглядит и кровь с молоком - о человеке, пышущем здоровьем показывает, что между фразеологизмами существуют отношения синонимии и антонимии. Изучение этих отношений - также задача фразеологии.

Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Горечью обиды и разочарования проникнуто выражение “Вот тебе бабушка и Юрьев день!”, возникшее на Руси после окончательного закрепощения крестьян. В 17 веке родилось выражение положить в долгий ящик. Оно связано с царствованием Алексея Михайловича, распорядившегося прибить возле дворца “долгий” (длинный) ящик, в который просители могли опускать свои прошения - челобитные. Долго приходилось простым людям ждать решения своих дел, отсюда и родилось выражение положить в долгий ящик.

Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: золотые руки, мастер на все руки - одобрение людей трудолюбивых; лодыря корчит, бьёт баклуши - осуждение бездельников.

Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.

Точность фразеологизмов привлекает писателей. Так, Н.В. Гоголь охарактеризовал героя комедии “Ревизор” - Хлестакова, человека, не понимающего, что он делает, с помощью одного фразеологизма: без царя в голове. Эта первая особенность фразеологии. Другая особенность – её образность. Изучение русской фразеологии вводит нас в лабораторию народа - языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают её писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности”. Сидит как в рот воды набравши, земля из под ног ушла, пятая спица в колесе - все эти и подобные им выражения, - пишет в “Жизни слова” советский поэт Н. Асеев, - картинно воспроизводят некоторые положения, характеризующие действие или состояние. Картинность и образность речи действуют здесь поэтическими средствами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем, если бы обратились к нему говорящей речью безобразной, чисто логической”.

Таковы цели и задачи изучения раздела фразеологии. (Введенская Л.А. Русское слово. Факультативный курс”. Лексика и фразеология русского языка”. М.: “Просвещение”, 1998 г.)

Задание “Как об этом говорят?”

1. Об очень большой тесноте (яблоку негде упасть, как килька в бочке).

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении (сел в калошу).

Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.

Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, уважение и любовь к русскому языку.

Тип урока: Введение новой темы

Содержание учебного материала

Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Прозвенел уже звонок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Повторим хором девиз нашего урока.

-Как называется это предложение.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

( Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям. )

- Какова будет тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы.

3. Актуализация знаний.

-Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я предлагаю вам сегодня прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

-Прочитайте пословицы на слайде. Найдите в них ошибки и исправьте их.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Гимнастика для рук

А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учеба и труд к победам ведут._______________________

-Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук , знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, что … .

  • Цыплят по осени считают.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.

- Запишите эту пословицу в тетрадь.

- Пословицы и поговорки широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, помогают оценить свои поступки и действия других людей.

Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону.

Чтобы из ручья напиться, ни одного не поймаешь.

Кто веселится весной, надо к земле наклониться.

За двумя зайцами погонишься, тот плачет зимой.

-А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

-Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.

-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте.

Нет в мире краше Родины нашей.

На что и клад, когда в семье лад.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Кончил дело — гуляй смело.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Семьей дорожить — счастливым быть.
Человек без друзей — что дерево без корней.

- Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз. Найдите в нём фразеологизм.

Трудился не покладая рук.

- А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.

А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

-Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу:

-А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами.

Вешать лапшу на уши . В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона . Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает .

- Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки :

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

-Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм?

5.Первичная проверка понимания.

Выбери правильный ответ:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

В) народную мудрость.

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

А) Работать горячо, со старанием;

Б) Помыть голову;

В) Сильно отругать.

Проверьте и оцените себя.

6. Задание на дом

- Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь.

1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

( Тише едешь, дальше будешь).

2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?

– Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1146/00089cc5-fb1524dd/img9.jpg

Закончите фразы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить употреблять и находить в речи пословицы и фразеологизмы; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.

Задачи урока:

образовательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

развивающая: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.

Планируемые результаты обучения:

Познавательные УУД: формировать умения употреблять пословицы и фразеологизмы в обычной речи в нужном контексте;

Коммуникативные: формировать умения взаимодействовать с членами группы, ум договариваться, находить общее решение;

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.

Класс разделён на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.

1группа: беде, в, друг, познается.

2 группа: считают, осени, по, цыплят.

- Ребята, как вы думаете, что это такое?

- Значит, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа над темой урока.

Работа по учебнику.

1) Упр. 1, стр. 87

- Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?

2) Чтение правила на с.87

Пословицы – краткие поучительные изречения. Многие пословицы появились в глубокой древности. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям.

V.Физкультминутка

VI. Продолжение работы над темой урока.

1) Упр. 2, стр. 88

- Составьте из частей пословицы.

- Объясните, как вы понимаете их смысл.

- Запишите любые две пословицы.

Верста – старинная мера длины. Одна верста чуть больше одного километра.

Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Аршин - старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру.

Сажень - старинная русская мера длины, чуть больше двух метров.

3) Упр. 4, стр. 89

Работа в группах.

- Отгадайте пословицы по двум словам.

- Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

- Сравните результаты работы вашей группы с результатами других групп.

- У всех ли получились одинаковые пословицы?

4) Слово учителя.

- Пословицы есть у всех народов мира. Часто пословицы содержат одинаковые мудрые мысли, имеют похожие значения. Но выражаются эти мысли по-разному.

- Сравните, как мысль о том, что дружба – это большая ценность, выражена в русской и английской пословицах:

Дружба да братство дороже всякого богатства (русская).

Беден тот, у кого друзей нет (английская).

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя сегодня похвалили?

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

2.Актуализация знаний.

Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.

Проверка по эталону.

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание

Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.

Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, … .

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?

Без мук труда не будет и радости (казахская)

Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)

Без труда и зайца не поймаешь (татарская)

4. Работа по теме урока

Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.

Чтобы из ручья напиться,

ни одного не поймаешь

Кто веселится весной,

надо к земле наклониться

За двумя зайцами погонишься,

тот плачет зимой

А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А ) заниматься пустяками, ерундой ; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко .

А) устроить крупную неприятность ; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу .

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко .

Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.

Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.

hello_html_48151de3.jpg

Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.

Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки :

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

Что означает данный фразеологизм?

5. Закрепление. Самостоятельная работа.

Выбери правильный ответ:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

В) народную мудрость.

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.

- Ребята! Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Обогащение урока человеческими ценностями.

Тема: Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Пословица недаром молвится.

1 урок.

Учитель: Гизетдинова Г.М..

Предмет: Русский язык. 7 класс Дата: 29.09.

Тема урока:. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Вид урока: урок-размышление

Развивающие: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся формирование ответственности за свои поступки и действия, за свое здоровье.

Метод урока:

аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;

Форма организации урока:

Оборудование: интерактивная доска

(содержание учебного материала)

Уровень усвоения пограммного материала

Компетентностные задания

подготовка к ВОУД

индивидуально-коррекционная работа

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.

- Ребята! Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетаня слов.Фразеологизм имеет единое лексическое значение. Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией

задания по карточкам.

3. Актуализация знаний

Пословица не даром молвится. Пословица – всем делам помощница. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица – всем делам помощница.Ребята, о чем идет речь? Что такое пословицы, поговорки, фразеологизмы?

О чем мы сегодня будем говорить?

– Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)

– Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?.

СЕЛ В ГАЛОШУ (ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11). Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14).

2. проверка выполнения задания IV

4. Изучение новой темы

Вводное слово.

Вопросы: Ребята!– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках"

– О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?

• краткое, мудрое суждение о жизни

• содержит поучительный смысл

• характеризует поступки человека,их образ жизни

• украшает нашу речь

• часть суждения, незаконченное предложение

• дает оценку поступкам человека,но не поучает

Вопрос: Какие пословицы мы уже знаем? Пословицы на какую тему? ( Пословицы на тему Родины, трудолюбия, о дружбе , о милосердии, заботе ближних, взрослых, пожилых и т.д.)

Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды. Нередко можно услышать от людей, что они служат на благо народа и Отчизны. Это, на мой взгляд, несколько наивно и преувеличено. Каждый человек служит самому себе, но при этом он приносит пользу отечеству, родному народу, даже мировой цивилизации. То есть человек через служение своим интересам и благосостоянию, опосредовано, но, в конечном счете, все же приносит пользу своей Отчизне, высоким идеалам и гражданскому долгу.
Пословицы связаны с жизнью человека. Все, что говорится в пословицах – взято из жизни. Они нас поучают, учат жизни, через пословицы мы выражаем свои чувства, делаем выводы своим поступкам.

Физ. минутка

5. Закрепление изученной темы

Фразеологические загадки. (карточки)

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников.

- Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.

- Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.

Побеждает команда, набравшая большое количество очков за правильные ответы.

Работа с таблицей: На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света .

Читайте также: