Конспект урока по русскому языку 2 класс корень слова первое представление

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ русский языкк.docx

Конспект урока русского языка во 2 классе

Образовательные цели :

- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,

- закрепить умение выделять у слова состав и признаки;

- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Воспитательные:

- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.

Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.

Формулировать доказательство своей позиции.

Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.

Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

демонстрационный раздаточный материал

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.

Методы обучения:

метод самостоятельной работы учащихся

метод групповой работы учащихся

Организационный момент 3 мин

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- И гостям сказать нам надо?

-Видеть Вас мы очень рады!

-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.

- Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Чистописание. 5 мин.

- - Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.

Я во д яной, я во д яной,

Никто не во д ится со мной.

Внутри меня во д ица.

Ну что с таким во д иться!

Он имеет парный глухой согласный звук — т ?

- Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой он обозначается на письме? - Эту букву мы будем писать .

(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2

3. Определение темы урока. Постановка учебных целей. 3 мин

- Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)

(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?

- Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

- Что еще одинаково в словах?

(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.

- Как называется общая часть родственных слов?(корень)

- Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)

- Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.

- Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (

? Мы должны закрепить, что такое корень слова,

? как он выделяется,

? какие слова называются однокоренными.

4. Основной этап урока.5 мин

- Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?

- Что такое корень? Сл.№6 Корень слова - общая часть родственных слов

- Какие слова называются однокоренными ? Сл. №7 Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными

а) Применение знания.10 мин

Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ.( один комментирует у доски)

а) нос, носильщик, носик, носатый;

б)час, часок, часть, часовщик;

в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;

- Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием

5. Физминутка 2 мин

-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник , стена- гвоздь

река- плот , кот - котик

сад - садовый, поле - полюшко

дом - домашний, дом - дым

- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8

. Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- близки по смыслу

6. Работа с учебником. Выполнение упр. 90. 7 мин.

Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9 .

Физминутка для глаз

Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь

Сядьте прямо, держите голову ровно

За движущимися предметами на слайде следите только глазами

При мерцании огня на маяке часто моргайте

По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте

Вот вы и отдохнули!

в) . Работа в парах Упр. 86 5 мин. Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.

Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):

Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов

- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

- Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод : Сл. №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Самостоятельная работа

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.

Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какая цель была на уроке?

Достигли ли мы её? Замена карточек .

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Как выделяется корень?

- Какие слова называются однокоренными?

Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты.

15. Домашнее задание.

А сейчас оцените свои силы, как вы поработали на уроке.

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:




водяной водица водиться водичка водный подводник водолаз

водяной водица водиться водичка водный подводник водолаз

Корень слова – общая часть родственных слов.

Корень слова – общая часть родственных слов.

Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или р.

Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными словами.

 Признаки однокоренных слов: - имеют общую часть - близки по смыслу

Признаки однокоренных слов: - имеют общую часть - близки по смыслу

I ряд - Море, моряк, морской. II ряд - Светить, свет, светлый. III ряд- Белен.

I ряд - Море, моряк, морской. II ряд - Светить, свет, светлый. III ряд- Беленький, белый, белеет.

Корень – главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех.

Корень – главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше.

Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, л.

Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок, Где слова родные (однокоренные)?


Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, л.

Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок, Где слова родные (однокоренные)?


Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка, 2 класс "Школа России",

- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,

- закрепить умение выделять у слова состав и признаки;

- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 532 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2014 21776
  • RAR 343.7 кбайт
  • 356 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хайруллина Гульшат Исмагиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

Части слова: родственные слова и корень

Цель урока: уточнить знания детей о корне и родственных

Задачи урока: 1) уточнить знания учащихся о корне и

3) закрепление знаний о родственных словах и

4) формирование умения подбирать

2.Постановка проблемы, через проблемную ситуацию.

6.Упражнения в написании однокоренных слов.

-Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Посмотрите на доску:

- Один мой знакомый мальчик утверждает, что в этих словах одинаковый корень. Прав ли он?

- Так чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься?

- Замечательно. Значит наша задача на сегодняшний урок – это уточнить знания о понятие родственные слова и корень. А к возникшей проблеме мы вернёмся чуть позже и выясним кто прав.

- Посмотрите на записанные на доске слова:

В.р.бей, т.традь, .кно, с.сна, к.р.дор, с.лёный, к.р.ндаш, хв.стун.

-На какие две группы можно разделить данные слова?

- Выполняем данную работу: выписываем слова в два столбика.

- В каком слове возникла проблема?

-Что нужно сделать, чтобы написать это слово правильно?

-Какое слово подберём?

- А можно ли взять слово хвост для проверки?

-Эти слова похожи по смыслу?

-А кого называют хвастуном?

-А почему же тогда слово хвост нам не подходит для проверки слова хвастун. Ведь внешне (по написанию) они похожи?

-Ребята, у вас есть родственники? Назовите их.

-А у слов есть родственники?

-На какой вопрос будем искать ответ?

- Если есть, то какие слова будем считать родственниками и как они называются?

- А можно ли с их помощью проверять слова?

-Так на какие вопросы будем искать ответы?

- Кого называют лесником ?

-От какого слова образовано слово лесник ?

- Сравним эти слова. Это разные или изменение одного и того же слова?

- А мы можем изменить слово лес?

-Это разные слова или изменения одного и того же слова?

-Слова лес и лесник можно считать родственными?

-Значит на какой вопрос мы с вами сейчас ответили?

-А какие ещё родственные слова мы можем добавить к нашим?

- Ч то роднит все эти слова?

-Всмотритесь, а что у этих слов ещё общего?

-Так какие же слова будем считать родственными?

-А кто знает, как такие слова называются по другому?

-Вот мы с вами ответили и на второй вопрос.

-Посмотрите на слова, которые у меня есть:

Море, река, озеро, пруд, океан.

-Я считаю, что все эти слова можно назвать родственными, т.к. в них есть вода.

- А для чего нам нужно знать и уметь подбирать однокоренные слова?

- Прочтите слова, записанные на доске:

С.лонка, с.лёный, пос.лить, с.лист.

-Какая буква пропущена в этих словах?

-Какое это слово?

-На какой вопрос мы с вами ответили?

-А какое слово лишнее?

-Почему? Ведь в нём тоже корень –сол-?

- Ребята, а во всех ли словах есть корень?

-Подберём однокоренные слова для слов:

- Вернёмся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока.

Мнение детей разделились.

( они фиксируются на доску)

Будем уточнять знания о родственных словах и корне.

С безударной гласной в корне проверяемой ударением и словарные слова.

В слове хвастун.

Подобрать проверочное слово.

Нет, т.к. хвастун от слова хвастать.

Эти слова разные по смыслу.

1 Есть ли у слов родственники?

Лесник- человек, работающий в лесу

В лесу, у леса, за лесом …

Лесной, перелесок, лесничество …

Близки по смыслу.

Общая часть лес ник – лес – лес ной – пере лес ок – лес ничество или корень.

Те, которые близки по смыслу и у них один корень.

Нет, т.к. не близки по смыслу и нет одинаковых корней.

Подберём проверочное слово – соль.

Не является однокоренным, не близко по значению.

Нет, т.к. не близки по значению; в слове подумать корень -дум- , а в слове подушка корень – уш- .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку (4 класс).


Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

онспект урока с презентацией.


Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"


Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"


Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку. Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

Д Дд дд ди до од род


З ученика работают по карточкам:

1. Измени слово корень по падежам, выдели окончания(на доске) .

2.Разбери по составу слова: Корень, корневой, укоренить (на доске).

3. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний.

- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?

- Что их объединяет?( общий корень)

- Кто сформулирует тему урока? (Корень слова. Однокоренные слова) Назовите наши учебные задачи. (Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах).

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень ).

- Назовите эту общую часть. ..(Корень). Как выделяем корень?(Дугой).

(1 ученик отвечает, остальные дополняют).

подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

начало, источник чего-либо;

Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (Часть слова).

Докажите, что слова: ~ сад, садик, садовый, садовник, посадил ~ однокоренные.

Подберите однокоренные слова в таком порядке:


Имя существительное ~ – имя прилагательное ~ – глагол.

Образец: ~ соль ~ – солонка ~ – солёный ~ – солить. В тетради и на доске.

Звон – ~~ звонок – ~ ~ звонкий – ~ ~ звонить.

Боль – ~ ~ болезнь –~ ~ больной – ~ ~ болеть.

4.Работа по учебнику

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Упр. 92 стр. 64 (в парах)

Прочитай слова,к слову найди однокоренные слова по словарю (с.135),запиши всю группу однокоренных слов. Выдели в них корень. (У каждого ряда своё слово)

Упр. 93 стр. 64 (с/р)

Прочитай. Выпиши пары однокоренных слов. Выдели корень.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Почесал Дед Мороз, закрасневшийся нос,
Хлоп в ладоши: “Пурга, я хочу пирога”
И пошла Пурга-стряпуха, суетливая старуха,
Сеять снежную муку - на потеху старику.

Долго стряпала Пурга, стряпала умело.
Испекла три пирога - три сугроба белых.
А закат слегка подрумянил им бока.

6.Закрепление

-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник , стена- гвоздь

река- плот , кот - котик

сад - садовый, поле - полюшко

дом - домашний, дом - дым

- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов?

. Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- близки по смыслу

Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка

Карточки для индивидуальной работы

Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.

Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.

На каникулах мы поедем к бабушке. В большом. много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .

(Доме, домашний, домик)

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.

В школу мы приходим. . Старательные … слушают внимательно. Учёба- серьёзный труд.

(Учиться, ученики, учёба)

Самостоятельная работа

- Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. ~ Найдите однокоренные слова, ~выделите в них корень.

У в..р..бья очень б..льшая сем..я. Весь день в..р..бьиха хл..почет над д..тьми. А отец пищ.. добывает. Вырастут в..р..бьишки и будут защ..щать р..дные л..са, п..ля, с..ды.


Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Корень слова. Однокоренные слова ". Разработка содержит иллюстрации и музыкальную зарядку.

Содержимое разработки

Урок № 44 09.11.18 г.

Образовательные:

находить родственные слова на основе общей части – корня слова;

выделять корень слова.

Развивающие:

продолжить развитие умения слушать, воспринимать учебную информацию;

продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать;

формулировать тему, цель урока.

Воспитательные:

увеличение словарного запаса;

продолжение воспитания в умении работать в паре;

Планируемые результаты:

предметные: анализировать однокоренные слова, называть общее

лексическое значение корня, выделять корень в группе однокоренных

слов, исключать лишнее слово из группы слов с похожим корнем;

метапредметные:

познавательные: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: определять цель предстоящей работы и составлять план

деятельности по ее достижению; оценивать свою работу по заданному

образцу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные: слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе;

личностные: выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Проверка домашнего задания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

II. Минутка чистописания

На доске запись: Ум да разум надоумят сразу.

—Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с

—Внимательно спишите эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

—Послушайте небольшое стихотворение, оно записано у каждого из вас на

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

—Кому, кроме отца, сын мог написать письмо?

—Кто из вас писал кому-нибудь письмо? Кому?

—Сын, брат, дочь, братья, сестры, родители, дедушка, бабушка — как их всех вместе назвать одним словом? (Семья.)

—Кем приходятся друг другу члены одной семьи? (Родственниками.)

—В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама — на бабушку. Вы похожи на своих родителей. Как вы думаете, бывают ли родственные отношения между словами?

Целеполагание.

—Оказывается, и в русском языке есть тоже родственники. Это родственные слова. Определите тему урока? Обратимся к учебнику. Мы будем работать с родственными словами.

—У вас на парте есть листочки с этим стихотворением. В парах попробуйте

найти в нем родственные слова и подчеркните их.

—Назовите слова, которые вы подчеркнули.

—Многие из вас подчеркнули слова сын, отец, дочка. В жизни отец, сын, дочь — самые близкие люди — родственники, но в русском языке эти слова, обозначающие членов семьи, родственными не являются.

—Поставьте перед собой цель на урок.

— Составим план нашей работы. Чтобы находить родственные слова, что

сначала мы должны узнать? (Что такое родственные слова)

—Узнав, что такое родственные слова, мы будем тренироваться в определении родственных слов. Чтобы узнать, научились ли мы это делать, будем выполнять проверочные задания.

В ходе обсуждения на доске появляется план:

1. Узнать, какие слова называются родственными.

2. Потренироваться находить родственные слова.

3. Проверить, чему научились.

IV. Восприятие и первичное осознание нового материала.

—К нам в гости пришла семья родственных слов. Отгадайте загадки и узнаете их.

В воде я живу, без воды пропаду. (Рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая, ну-ка, в сказку загляни! (Рыбка)

Сначала рыбку половили, потом ушицу мы сварили,

И вплоть до самого утра мы просидели у костра.

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, была хорошая. (рыбалка).

—Давайте разбираться, почему названные вами слова можно назвать

Рыба и рыбак. Какое слово появилось в русском языке раньше? Почему? Кто

такой рыбак? (Слово рыбак можно объяснить при помощи слова рыба.)

—Если одно слово образовалось от другого, как бы родилось от него, то как можно назвать эти слова? (Родственные.)

—Рыбка. Что обозначает это слово? (Маленькая рыба.)

—С помощью какого слова мы его объяснили? Значит, от какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Слово рыбка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Рыбалка. Что обозначает это слово? (Ловля рыбы.) С помощью какого слова мы его объяснили? От какого слова оно образовалось? Сделайте вывод.

(Раз слово рыбалка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

—Что же общего мы нашли у всех этих слов?

(Образовались от одного слова — рыба; можно объяснить их значение с помощью слова рыба.)

—Если все эти слова можно объяснить с помощью одного слова, что вы скажете про значение, про смысл всех этих слов? (Значение имеет что-то общее, слова похожи по смыслу.)

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

—Запишите эти слова в тетради в столбик.

—Посмотрите внимательно на записанные вами родственные слова. Заметили ли вы у них что-нибудь интересное? (У слов есть общая часть с одинаковым значением.)

—Эта общая часть с одинаковым значением в родственных словах называется корень. Как вы думаете, почему эта часть так называется?

—Вы уже умеете выделять в слове основу и окончание. А как выделить корень? Подумайте в группах, как можно выделить корень в слове рыба.

Группам раздаются листочки, на которых написано слово рыба.

Группы вывешивают свои варианты на доску, проводится обсуждение.

—Корень, найденный в слове, обозначается дугой. Выделите корень в записанных родственных словах.

—Как вы думаете, в этой семье родственных слов есть еще родственники?

Как называют жену рыбака? (Рыбачка.)

—Запишите это слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово словам

рыба, рыбак, рыбалка, выделите корень.

—Как называется крупная рыба? (Рыбина.)

—Запишите слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово к уже

названным, выделите корень.

—Как называется суп из рыбы? (Уха.)

—Можно ли это слово назвать родственным словом рыба, рыбачка и т.д.

Выделите корень. Похож ли этот корень на корень, выделенный в записанных вами словах? (Нет.)

—У родственных слов должен быть одинаковый корень.

—Если у родственных слов один и тот же корень, как бы вы назвали эти

слова по-другому? (По-другому они называются однокоренными словами.)

V. Первичная проверка понимания усвоенного.

—В каждую семью иногда приходят гости. Вот и к нашим родственным

словам тоже пришли гости. Ваша задача — найти гостей. Каждая группа будет работать со своей семьей родственных слов. Главное слово семьи вы узнаете, если разгадаете загадки.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной. (медведь).

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она — краса!

Плутовка рыжая . — (лиса).

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки.

Убегают от бабуси.

Кто скажите это? (Гуси.)

—Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

По табличкам на доске ученики дают определение родственным словам.

Физкультминутка.

VI. Индивидуальная самостоятельная работа

—Предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу.

Есть задания попроще — на зеленых листках, а есть посложнее —на голубых листках. Выберите себе листочек и выполняйте задание на них.

Зеленый листок

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисѐнок.

Волк, волна, волчонок.

Голубой листок

Подбери родственные слова к данному слову.

Тот, кто любит собирать грибы,

Приготовленный из грибов (какой?)

Часть гриба под землей

—Проверяем выполнение самостоятельного задания (взаимопроверка).

Если успеем, то работа с учебником

Оцените свою работу.

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)

—Какую цель мы ставили в начале уроке?

—Какие слова называются родственными?

Домашнее задание c. 77 правило, упр.51 с. 76.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная цель: узнать, что такое корень, освоить алгоритм выделения корня в словах, сформировать умение выделять корень в словах.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с корнем как частью слова, по освоению алгоритма выделения корня в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять корень в словах.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Цель: научить выделять корень в слове.

Задачи: делить слова на группы по разным признакам; составлять слова по данной схеме; составлять сложные слова по данным корням

Личностные УУД : Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные УУД: Умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД : Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Регулятивные УУД: Прогнозирование результата. Умение проговаривать последовательность действий. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.

Оборудование: интерактивная доска(ИД), презентация(С), учебник, система контроля и мониторинга.

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

С1 Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

-Сегодня мы будем превращать знания в плоды на дереве. ИД



II. Актуализация знаний.

Чистописание.С2

Д Дд дд ди до од род


З ученика работают по карточкам:

1. Измени слово корень по падежам, выдели окончания(на доске) .

2.Разбери по составу слова: Корень, корневой, укоренить (на доске).

-Кварц, слюда и полевой шпат-это…? Состав гранита.(на доску прикрепить Состав)

-Назови одним словом: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Части (прикрепить на доску)

- Часть я очень главная,

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу. Корень. (прикрепить на доску)

-Грамматический разбор предложения у доски:

Какие части не живут без корня?

-Это мы выясним сегодня на уроке.

2. Проверка по карточкам с обобщением по слайдам.С3, 4,5




Запишите однокоренные слова ~ Родина ~ родной ~ родился ~ и пословицу

Человек без Родины, что соловей без песни.

Объясните значение слов ~ и смысл пословицы.

Выделите корень, подчеркните орфограммы в словах.

III. Работа по теме урока.

Докажите, что слова: ~ сад, садик, садовый, садовник, посадил ~ однокоренные.

Подберите однокоренные слова в таком порядке:


Имя существительное ~ – имя прилагательное ~ – глагол.С6

Образец: ~ соль ~ – солонка ~ – солёный ~ – солить. В тетради и на доске.

Звон – ~~ звонок – ~ ~ звонкий – ~ ~ звонить.

Боль – ~ ~ болезнь –~ ~ больной – ~ ~ болеть.

В каждой цепочке слов найдите лишнее слово.



Час, часок, часовщик, часть.

Морозный, холодный, мороз, морозить.

Вода, водный, водить, водичка.

Улететь, полёт, летучий, летний.

Соринка, сор, сорвал, насорил.

Продолжите цепочку однокоренных слов из различных частей речи:

Проверьте себя!

Работа – ~ рабочий, работать.

Мороз – ~ морозный, морозить.

IV. Физминутка С8

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Смотрит хитрая лиса

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке

Непоседе-шалунишке,

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

Работа по теме урока (2)

Работа по учебнику

-Читаем задание по цепочке, выполняем в тетради, один ученик- у доски.

-Умете отличать однокоренные слова и формы слова.С9,10


Дополнительное задание на карточках:

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. ~ Найдите однокоренные слова, ~ выделите в них корень.

У в..р..бья очень б..льшая сем..я. Весь день в..р..бьиха хл..почет над д..тьми. А отец пищ.. добывает. Вырастут в..р..бьишки и будут защ..щать р..дные л..са, п..ля, с..ды.

V.ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Подведём итоги. Закончите фразу. С

Корень – это … часть слова.

Корень выражает … .

Рефлексия

Работа с Системой контроля PROklass по вариантам. Анализ диаграмм по каждому ответу.

Читайте также: