Конспект урока по выразительному чтению 3 класс

Обновлено: 22.07.2024

Цель: учить выразительному эмоциональному чтению; развивать чувственное восприятие произведения; воспитывать чуткое отношение к языку произведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать.

III. Работа над произведением.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа)

- Как хорошо вы слушали!

- Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи?

(Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно)
(Это стихотворение похоже на песню)

- Все ли вам понятно в этом стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении? Что?

(Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно)

2. Анализ языка произведения:

- А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места?

(Нет, таких мест нет)

- Перечитайте стихотворение может есть ещё не удачные строки?

(Месяц не похож на жеребенка)

- Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест?

- А ведь это стихотворение понравилось не только вам, а многим людям, читающим стихотворения С.Есенина.

(Наверно, мы что-то не поняли в этом стихотворении. В нем надо разбираться)

3. Словесное рисование.

- Перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

(Дорогу, а за ней горы, туман…)

- Я бы тоже нарисовал дорогу, потому что это стихотворение о дороге.

- А часто ли в стихотворении встречается слово дорога? Верно, всего лишь один раз, во второй строфе. А сказано ли что-нибудь о дороге в первой и в третьей строфах?

- Значит, наша картина подходит только ко второй строфе?

(Нет, это стихотворение все о дороге)

- Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги?

(В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани)

- Правильно. Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только поднялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землей, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно. Правильно вы подметили: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя дорога. А на картине к стихотворению мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Какую?

(Мы нарисуем осеннюю дорогу)

- Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге?

(Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам)

- Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущем на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.

4. Выявление отклоняющегося подтекста.

- А какая дорога, гладкая, ровная?

(Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили)

- Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер?

- А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами?

- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может вы услышите, как трясет телегу?

Дремлет взРытая доРога
Ей сегодня пРимечталось…

- А о чем же мечтает застывшая дорога? Верно о зиме. А почему о зиме?

Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает.

(Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу.)

(потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.)

- Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение, вчувствовались.

(Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости)

(Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно)

- Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно?

- Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости.

(В конце оно не очень грустное)

(Там появляется жеребенок)

- Да, я тоже почувствовала это. Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но жизнь продолжается: вот народился новый жеребенок, он побежал по зимней дороге навстречу весне!

5. Интонационные упражнения. (Коллективная работа)

- Определите место пауз, логическое ударение, мелодику речи в первой строфе.

Нивы сжаты, рощи голы / грустно, печально
средне Над землей туман и сырость. //
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось. //

- Хорошо. А теперь, давайте подумаем, с каким чувством нужно читать эти строки?

(С грустью, печально, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли)

- С какой силой звучания будем читать? (Не сильно тихо, и несильно громко)

- Да, со средней силой звучания.

- А второе четверостишье?

Дремлет взрытая дорога, / печально
средне Ей сегодня примечталось, / надежда, ожидание
взволновано Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось. //

- И третья строфа?

Ах, / и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
оживлено Рыжий месяц жеребенком, / с надеждой
Запрягался в наши сани. //

6. Выразительное чтение учащихся.

- Давайте прочитаем стихотворение, стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

(Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и много для себя открыть)

V. Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_dlya_3_klassa.docx 27.04 КБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Республика Марий Эл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №19 г.Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов.

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.

Программа: Школа России.

Подготовил: учитель начальных классов

Беляева Светлана Владиславовна

Предметные: познакомить с творчеством С.В. Михалкова;

Метапредметные: развивать навыки выразительного чтения;

Личностные: воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: Открытие нового знания.

Программа: Школа России.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг.

1. Эмоциональный настрой.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Настраиваются на работу на уроке.

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного разделы;

-самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения материала;

необходимые источники информации;

-извлекать информацию, представленную в разных форматах.

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-определять цель учебной деятельности;

- определять план выполнения заданий на уроках;

- определять правильность выполнения задания.

- учувствовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной форме; -строить монологическое высказывание;

-участвовать в учебном диалоге;

-аргументировать свою точку зрения

II. Постановка целей и задач урока.

1.Чтение загадки учителем.

Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

-Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (Конверт).

- Посмотрите, у меня в руках конверт. Давайте его расклеим и прочитаем письмо.

Отвечают на вопросы.

III. Актуализация знаний.

1.Чтение письма учителем.

2.Ответы на вопросы

Идет по Москве волшебник
Весенним солнечным утром,
Высокий и несогбенный,
Как все волшебники, мудрый.

Идет, а ему навстречу -
Прохожих добрые лица.
Улыбкой, журчащей речью
Встречает его столица.

Поэта и баснописца,
Сатирика-летописца,
Создателя сказок и гимна,
Что в душах звучал призывно.

Идет от Дома Ростовых,
По переулкам к Арбату,
По виду чуть-чуть суровый,
Ершистый и угловатый.

А кто-то промолвит тихо: -
Да это же дядя Степа,
Такому лихо -не лихо,
Такому мала Европа.

Он родом, как мы, из детства,
Куда нам от детства деться.
Для всех дорогой собеседник,
Недаром ведь он - волшебник!

-Кто из вас догадался о каком писателе мы будем говорить? Сегодня наш урок посвящён жизни и творчеству С.В. Михалкова.

Слушают текст, написанный в письме.

Отвечают на вопрос и определяют тему урока.

IV. Усвоение новых знаний.

2.Ответы на вопросы.

3.Рассказ о жизни и творчестве писателя учащимися.

4.Ответы на вопросы.

-Сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений С.В. Михалкова, а вы определите по отрывкам названия произведений

Б) Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла.
(Мой щенок)

В) - А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
-А у нас сегодня гость.
А у вас?
-А у нас сегодня кошка родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
(А что у вас?)

Г) В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый Фома
Ни дома, ни в школе
Нигде никому -
Не верил
Упрямый Фома
Ничему
(Фома)

Д) - На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас.
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи, и – пошел…
(Прививка)

-Какие произведения С.В. Михалкова вы запомнили?

-А теперь давайте познакомимся с биографией писателя.

-С.В.Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея обнаружились в 9 лет. Учась в школе, он начал печатать свои первые стихи.

С.В.Михалков – автор текста гимнов Советского Союза и гимна России.

Что запомнили из жизни писателя?

-Посмотрите на доску . На слайде представлена выставка книг С.В. Михалкова.

Определяют по отрывкам названия произведений

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учащихся о жизни и творчестве С.В. Михалкова.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

V.Первичная проверка понимания.

1. Анализ стихотворения

-Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день?

-Что помогло детям превратить лужу в море?

-Что помогло детям превратить каплю в каплищу?

VI.Первичное закрепление понимания.

1.Чтение стихотворения детьми про себя.

2.Чтение стихотворения детьми.

3. Ответы на вопросы.

-Прочитайте стихотворение С.В. Михалкова про себя.

Прочитайте стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали, какой большой фантазией обладают дети.

С каким стихотворением познакомились на уроке?

Кто написал это стихотворение?

Что запомнили о жизни писателя?

Читают стихотворение про себя.

Отвечают на вопросы.

VII. Информация о домашнем задании

С.116-117 выразительное чтение.

Записывают домашнее задание.

Сто нового вы сегодня узнали?

Что было самым важным?

Кто доволен своей работой?

Кому ещё нужно потрудиться?

Отвечают на вопросы

  1. Климанова Л.Ф.Литературное чтение 3 класс часть 2.- М.: Просвещение,2013

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт)

Литературная викторина В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью. Я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок Два часа его звала, Два часа его ждала. За уроки не садилась И обедать не могла. (Мой щенок) - А у меня в кармане гвоздь. -А у вас? -А у нас сегодня гость. -А у вас? -А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко А есть из блюдца не хотят. (А что у вас)

В одном переулке Стояли дома. В одном из домов Жил упрямый Фома. Ни дома, ни в школе Нигде никому- Не верил Упрямый Ф ома Ничему (Фома) -На прививку! Первый класс! -Вы слыхали? Это нас. Я прививки не боюсь: Если надо – уколюсь! Ну подумаешь, укол! Укололи, и пошёл… (Прививка)

Сергей Владимирович Михалков (13 марта 1913- 27 августа 2009г.) Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу. С. Михалков

С.В. Михалков. Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Способность к поэзии у Сергея обнаружились в 9 лет.

В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма

Сергей Владимирович Михалков В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

Сергей В ладимирович Михалков – автор текста гимнов Советского Союза и гимна Росси

Книги Сергея Михалкова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.


познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова; раскрытие творческого и эмоционального потенциала ребенка как личности; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивно.


/познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова; раскрытие творческого и эмоционального потенциала ребенка как личности; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивн.

Сергей Владимирович Михалков. «Если».


Данный урок позволит учащимся познакомиться с произведением С. В. Михалкова "Если"; развивать речь, мышление; тренировать скорость чтения. Развивать умение решать задачи. Прививать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;

1. Организационный момент. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок

Пожелаем всем удач

За работу, в добрый час.

1. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?

Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.

(Учитель читает стихотворение.)

Слайд 3. Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной.

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья.

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).

Слайд 4. Работа в группе

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.

-Ребята вы сейчас поработаете в группе.

Напоминаются правила работы в группе.

Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).

По горизонтали : Бунин

Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

Слайд 6 . - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).

- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

Учитель открывает портрет на доске, дети читают : Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).

Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты

Учитель рассказывает о поэте

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

IV. Изучение нового материала

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданием для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Вспомните, что такое эпитет?

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа.

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.

- Назовите близкое по значению слово к слову:

– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
бор – сосновый лес

аромат – запах

зной – жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться


- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

Работа с текстом.

а) Чтение стихотворения по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.

- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.

-Посмотрите на сосны, какие они?

Что мы ещё видим на картине?

- Траву, землю.

-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

- Перед вами солнечные палаты.

-Царские палаты создает человек.

-Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- Какой литературный приём использует автор?

- Красивое сравнение. Необычное.

-В чём его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?

-Обратите внимание на многоточие:

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Да. Сосны живут долго.

-О чём говорят эти великаны?

-Они говорят, что мы очень маленькие.

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

– Подумайте над вопросом:

-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)

– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.

– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)

– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

– Прочитайте стихотворение вслух

IV. Физкультминутка

Птички кушать захотели,

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали,

Улеглись на солнышке.

(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)

V. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

2. Работа после чтения

— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за стих морей. )

— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они. )

Благовонный — ароматный, душистый.

— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия

- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).

- у вас отличное настроение.

- вас хорошее настроение

- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для 3 класса.

Урок литературного чтения 3 класс. Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;

Организационный момент. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок

Пожелаем всем удач

За работу, в добрый час.

Проверка домашнего задания. Слайд 2.

-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?

Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.

(Учитель читает стихотворение.)

Слайд 3. Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной.

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья.

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).

Слайд 4. Работа в группе

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.

-Ребята вы сейчас поработаете в группе.

Напоминаются правила работы в группе.

Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).

По горизонтали: Бунин

Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

Слайд 6. - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).

- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).

Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты

Учитель рассказывает о поэте

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

IV. Изучение нового материала

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданием для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Вспомните, что такое эпитет?

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа.

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.

- Назовите близкое по значению слово к слову:

– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
бор – сосновый лес

аромат – запах

зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

Работа с текстом.

а) Чтение стихотворения по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.

- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.

-Посмотрите на сосны, какие они?

Что мы ещё видим на картине?

- Траву, землю.

-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

-Перед вами солнечные палаты.

-Царские палаты создает человек.

-Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- Какой литературный приём использует автор?

- Красивое сравнение. Необычное.

-В чём его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?

-Обратите внимание на многоточие:

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Да. Сосны живут долго.

-О чём говорят эти великаны?

-Они говорят, что мы очень маленькие.

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

– Подумайте над вопросом:

-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)

– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.

– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)

– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

– Прочитайте стихотворение вслух

IV. Физкультминутка

Птички кушать захотели,

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали,

Улеглись на солнышке.

(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)

V. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

2. Работа после чтения

— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за стих морей. )

— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они. )

Благовонный — ароматный, душистый.

— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия


- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).

- у вас отличное настроение.


- вас хорошее настроение


- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели: 1. Учить анализировать лирический текст.

2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Прививать любовь к поэзии. Будить умение видеть красоту.

Образовательные:

Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.

Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.

Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.

Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.

Воспитывать познавательную активность учащихся.

Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.

— проявлять интерес к лирическим стихотворениям об осени;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;— определять средства выразительности стихотворения

— соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебное задание соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

— подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

— работать с текстом лирического произведения;

— выразительно читать поэтический текст;

— определять в лирическом тексте сравнения;

— подбирать синонимы и записывать их;

— составлять текст, используя сравнения;— проводить исследование текстов и оформлять его результа‑

ты в виде таблицы;

Основные понятия:

Межпредметная связь:

-окружающий мир, музыка, изо

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.

Оборудование:

ноутбук, раздаточный материал ( карточки), портрет Н. Некрасова, презентация.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УДД

Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок

Приветливые, доброжелательные слова учителя.

Придумано кем-то просто и мудро

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Коммуникативные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.


золотая дождливая

застенчивая

Ребята, прочитайте слова, записанные на слайде, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени известнейший поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

- А для начала речевая разминка.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Формулирование темы урока, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Речевая разминка.

На слайде записано стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

-Прочитайте стихотворение глазками.

-О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)

-В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?

-Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)

-А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)

-Какой звук нужно для этого выделять? (ш)

-Как называется такой приём в поэзии? (аллитерация)

- Что такое аллитерация? (АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных, придающее стиху, особую звуковую выразительность.)

-Прочитайте стихотворение хором медленно, быстрее, скороговоркой.

-А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать? (найти слова, на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.)

-Ребята, а кому из вас нравится осень?

Познавательные:

Выработка четкого произношения, правильной артикуляции, внимания, выразительности, единого темпа чтения, памяти; обогащение речи.

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Актуализация знаний. Проверка дом. зад.

-активизировать имеющиеся знания.

дети читают сочинения о любимом времени года

1. Чтение сочинений о любимом времени года.

Дома вы должны были написать небольшое сочинение о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?

Прочтите свои сочинения. (дети читают сочинения о любимом времени года)

Да, немногим нравится это время года. Обычно думают: ну что в ней хорошего? Скучная, тоскливая пора. Осенью короче становятся наши прогулки, кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена, и всё вокруг делается тусклым, невзрачным. На самом –то деле она совсем не такая. Из всех времён года осень – самая застенчивая. Начинается осень с особенной тишины. Многие поэты и писатели, художники и композиторы прославляли осеннюю красоту в своих произведениях.

- Всякий ли человек может писать о природе? (нет)

- А каким должен быть этот человек? ( наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать)

Предметные умения:

Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Самоопределение к деятельности.

-познакомить с новой информацией;

-мотивировать обучающихся к изучению темы

Чтение про себя. Вслух читает 1 ученик.

-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

(Портрет писателя)

Н.А.Некрасов родился в начале 19 века в местечке Немирово на Украине. Через 3 года семья переехала в Грешнёво, где и прошло детство будущего поэта.

Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был человеком строгим и суровым. Крестьян, работавших у него, жестоко наказывал за любую провинность: бил их розгами, был спор и на кулачную расправу. Неизвестно, что могло стать с маленьким Некрасовым в такой обстановке. Но его спасло то, что рядом была мать – женщина удивительно добрая, мягкая хорошо образованная. Всю свою любовь она отдала детям (у Некрасова были брат и сестра). Она занималась с ними, играла на фортепиано, читала.

Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но проучился там только до 5 класса. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк, т.к. его отец хотел видеть сына военным. Но, вопреки воле отца, Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи.

В своих стихах поэт описывал тяжёлую долю крестьян, жалел обиженных и угнетённых, призывал бороться за свободу и счастье народа.

Очень любил он и родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме. проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, понимать других.

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Работа по теме урока

Читайте также: