Конспект урока по внеурочке 3 класс в стране парных звонких и глухих согласных

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

· обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

· сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

· закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

· развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

· развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

1. Организационный момент

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

2. Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите на доску и догадайтесь , что за пословица спрятана в этих словах?

труда, без, не выловишь, и, пруда, рыбки, из

(Без труда не выловишь и рыбки из пруда)

-Правильно. А как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Только при старании можно достигнуть своих целей. )

- А почему я выбрала именно эти пословицу к уроку? ( Надо стараться, чтобы всё получилось на уроке.)

Работа в тетради

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

- Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять

Эта буква имеет: звук - согласный, глухой, парный со звуком /Б /.

— Пп ппп пгп епе пвп

Пальто, Петя, печка, сапог, посуда, пищат

Работа с загадками

Отгадайте загадки и запишите отгадки:

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся (берег)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я. (тетрадь)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)

Я и круглый, я и гладкий,
И на вкус я очень сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня…(арбуз)

Проверка : берег, тетрадь, медведь, арбуз

Подчеркните орфограмму на конце каждого слова и назовите её.

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Как называется подчёркнутая орфограмма?

( парный согласный на конце слова).

Что произошло со звонкими согласными? (оглушились)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

- Составьте из слов предложение и запишите его. Подчеркните изученные орфограммы

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

Подчеркните грамматическую основу и назовите её.

3. Сформулируйте тему урока

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова и в середине слова

- Чему будем учиться на уроке?

Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в середине слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.)

4. Физкультминутка

5. Работа по теме урока

Работа с учебником стр 112, упр. 210

- Назовите 2 способа подбора проверочных слов:

1) изменить форму слова

2) подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или согласными звуками (Л, М, Н, Р, В )

6. Закрепление изученного

Запишите в тетрадь, вставив пропущенные буквы:

Ло…ка, тетра…ка, доро…ка

- Разберите эти слова по составу

- Какая орфограмма пропущена? Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание? Если изменим форму слова, подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-) Выделим суффиксы

Домашнее задание: запишите десять слов с парными звонкими и глухими согласными. Сначала пишите проверочное слово, затем проверяемое

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно… \

Теперь я могу…

Карточка Тест.

1.Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2.Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…

4 . Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.12.2021 172
  • DOCX 21.9 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Инна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx 878.87 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока

по русскому языку в 3 классе

Игнатьевой Людмилы Николаевны.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Тема : Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Цель урока: формировать представление учащихся о словах, которые нужно проверять; уметь различать парные звонкие и глухие согласные; ознакомить с проверкой слов с парным согласным звуком на конце; формировать умение подбирать проверочные слова; развивать устную речь.

Развернутый план урока.

Б) Создание рабочего настроя.

Повторяем за мной:

2.Работа по теме.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. Кто же он?

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (Буратино)

(На доске появляется рисунок с изображением Буратино)

Уч-ль: Буратино не просто так пришёл к нам на урок. С ним случилась беда. Он потерял золотой ключик, который ведет в страну знаний. Умная черепаха Тортила посоветовала искать этот ключик в городе Буквинске. Но Буратино продал свой букварь и с тех пор не знает буквы. Поможем Буратино отыскать золотой ключик?

Тогда в путь. Отправимся в город Буквинск.

Слайд 1. Алфавит.

Буквы строго встали в ряд

Будто по линейке,

Каждый знает своё место,

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво.

По порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33.

(Ребята называют буквы алфавита)

Слайд 2. Гласные буквы.

В городе Буквинске слышна какая-то песня. Это поют буквы:а,о,у,ы,и,э,е,ю,ё,я.

-Какие это буквы? (Гласные)

Слайд 3. Звонкие согласные.

И теперь. Такие буквы странные, с колокольчиком звенят.

-Это какие буквы? (Звонкие согласные)

Поэтому они звенят так громко.

Слайд 4. Парные звонкие и глухие согласные.

Но с ними случилась беда. Они потеряли свою пару, ищут их. Найдите им пару.

Б –П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

-Как различаем звонкие и глухие согласные?

Ученик: Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

3.Работа в тетрадях.

Записываем число, классная работа. Чистописание снег .

Но вдруг между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор, кто важнее.

  • дубы – ду(б,п)
  • ряды – ря(д,т)
  • утюги – утю(г, к)
  • стрижи – стри(ж,ш)
  • морозы – моро(з,с)
  • жирафы-жира(в,ф)

- Какой звук слышится на конце слова дуб? [п]

- А какую букву нужно писать в этом слове? [б]

- Почему на конце слова нужно писать букву б?

- Прочитайте проверочное слово.

- Запишите эти слова в тетрадь.

-Как произносятся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Ученик: Они произносятся как глухие.

Слайд 6. Проверка

-Как пишутся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Как мы проверяем?

Ученик: Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А)Называем много предметов.

Б) Называем маленький предмет

В) Не соглашаемся, говорим нет.

( Учительница проводит игру с мячом)

Слайд 7. Какую букву писать на конце?

Вывод: В таких словах сразу букву писать нельзя. Это зависит от значения слова.

В городе Буквинске в поисках ключа были лиса Алиса и кот Базилио. Они подписали под картинами слова. Все ли слова написали правильно? Если нет, исправьте ошибки и напишите правильно.

Слайд 21 . Проверка слов.(исправление ошибок лисы Алисы и кота Базилио)

Слова : Шарф, лук, карандаш, гриб, рак, танк, зонт, бант, утюг, сапог, арбуз.

Руки в стороны развел.

Раз нагнулся, два нагнулся

И тихонечко пошёл.

6.Игра с сигнальными кругами.

(Уч-ца называет слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова. Уч-ся показывают ту букву, которая пишется на конце слова.)

7.Работа с учебниками.

Отправимся дальше. Ребята, в городе Буквинске Пятачок чем-то занимается. Что же он тут делает? Для этого мы должны открывать учебники и выполнить упражнение 13, стр.121.

1) В ясный день в углу стою,

В дождливый день гулять хожу. (зонт)

2) Роет землю старый крот,

3)Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко. Весело, светло. (лёд)

4) Нам казалось очень просто

Переплыть на этот . (остров)

6)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут. (обед)

7) Из аптечки врач берёт

Белый бинт и жёлтый . (йод)

8) Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал. (карандаш)

9) Летом вырастает, а осенью опадает. (лист)

10) Здесь не бывает снежных вьюг,

Не север здесь, а жаркий. (юг)

11) Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на микробов управа.(чеснок)

С курами не знается.(индюк)

13) Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. (крот)

-А теперь читайте первые буквы в словах кроссворда. Какие слова получились?

9.Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой.

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный.


Урок русского языка в 3 классе, в школе VIII вида по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Урок русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Урок закрепления знаний в 3 классе, в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида.

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова.

Содержание I. Организационный момент II.


Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид :урок-путешествие по океану орфографических знаний.

Тип: урок-закрепление.

Цель :упражнения в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова.

-уточнение особенностей проверочных и проверяемых слов;

-овладение правилами проверки;

-формирование умения писать слова с глухими и звонкими согласными;

-развитие орфографической зоркости,памяти,внимания;

-воспитание аккуратности при письме,привитие интереса и уважения к русскому языку.

I.Организационный момент.

1)Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте,ребята!Начнем урок русского языка.

-Начнем с того,что сегодня произошло удивительное событие.(показываю конверт с письмом).

Кто-то бросил к нам в окошко-посмотрите- письмецо.

Может, это лучик солнца,что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишко,пролетая,обронил?

Может, кот письмо,как мышку,на окошко заманил?
-Странно,ребята,что это за письмо и кому оно адресовано?(вскрываю конверт).Здесь какая-то записка.Кто прочтет?(ученик читает записку).

2)Постановка цели урока.

-Ну что,ребята,кто готов взяться за это трудное и загадочное дело?(ответы детей).

-Тогда в путь!Мы начнем наше путешествие на большом корабле,но его название вы узнаете позже.

-Сейчас мы совершим удивительное путешествие по океану орфографических знаний.(звучит:шум моря).

II.Основная часть.

1)Актуализация знаний учащихся.

-Для того,чтобы мы отправились,нужно вспомнить тему, над которой мы работали несколько занятий.Для этого я прочту стихотворение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным,мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Будешь грамотным и ты.

-Где растет морковь?

-Буквы пишут где?

-Одеваем в холод…

Звук согласный проверяй,рядом гласный подставляй!

А тетрадка?-нет тетрадок.

Ждем снежинок и салазок.

И побольше чудных сказок!

-Молодцы!Вы вспомнили все правила как нужно проверять слова с парными согласными, и мы отправляемся!

-Внимание!Вижу землю!Это остров Чистописания.(на доске картинка острова).

-Рассмотрите буквы и найдите лишнюю.

-Какая буква лишняя?Почему?(ответы детей).

-Откройте тетради!Напомните первое правило при письме.(осанка ровная,тетрадь под наклонам).

-Пропишите буквы близняшки,которые обозначают один звук звонкий,а другой-глухой.Прописываем на первой строчке только заглавные буквы,а на второй-строчные буквы.(ученики прописывают буквы).

(Включается запись:шум моря).

-Покажем,что мы плывем!

-Внимание!Подплываем к острову Словарных слов.

(на доске рисунок острова,на нем растет пальма,на ней-обезьянка).

-Обезьянка,которая живет на этом острове собрала с пальмы все бананы.Она хочет отдать их вам.(показываю корзинку с бананами,на каждом банане написано словарное слово с пропущенной орфограммой).

-Я буду подходить к вам и угощать бананом,но будьте внимательными,эти бананы выросли на пальме с острова Словарных слов.(ученик ,получив банан,произносит словарное слово по слогам,а все остальные это слово записывают в тетрадь).

-Молодцы!Плывем дальше!(звучит запись:шум моря,показываем движение руками,что плывем).

-Обратите внимание на следующий остров.( на доске рисунок острова) .

А)Упражнение в подборе проверочных слов к словам с парными согласными.(групповая работа)

Это остров Размышляйкино.

-Этот остров удивительный.На нем обитает множество различных животных.

- Но с ними произошла беда. Злые разбойники захватили их и посадили в клетки.(показываю клетки синего,красного и желтого цвета).

-Поможем нашим несчастным животным?(ответы детей).

-Спасать вы будете группами.Группы, подойдите к …парте.

-Первыми спасателями обитателей острова будет …ряд и они получают сетку синего цвета.Вторыми …ряд и у них красная сетка,третьими …ряд и сетка желтого цвета.

-Постарайтесь помочь животным.Вам нужно правильно определить пропущенную букву в слове и подобрать к нему проверочное слово.

-Работать будем устно.Вам дается несколько минут на спасение.Как только будете готовы ,поднимайте руку.Я подойду и проверю,всех ли жителей острова вам удалось спасти.

(Раздаю сетки с животными ученикам.На обратной стороне фигурки животного написаны слова с пропущенной согласной на конце слова.Ученики устно подбирают проверочные слова к пропущенной орфограмме и после этого маркером вписывают нужную букву).

-Каким правилом вы пользовались для спасения?( Нужно изменить слово так,чтобы после согласного звука слышался гласный или согласный звук –н-).

-Правильно!Молодцы!Вы спсли всех обитателей этого замечательного острова.И мы плывем дальше.

-Ой,а кто это плывет слева от нас?(ответы детей).(на окне две картинки кораблей пиратов).

-Посмотрите внимательно!Два корабля.Может вы что-то в них заметили?(около второго корабля нарисован пират).

(на доске пояаляется карточка со словам пират).

-Это словарное слово.В какой орфограмме мы можем допустить ошибку?(безударная -и-).Как же будем писать это слово?(разные ученики произносят это слово несколько раз).

-Придумайте предложение со словом пират,запишите его и найдите в нем главные члены.Но работаем молча,чтобы пираты нас не заметили.(Опрос предложений).

(звучит запись:шум моря).

-И мы плывем все дальше и дальше.(показываем движение-плывем).

Б)Поиск ошибок и их исправление.

-Острожно!Проплываем мыс Ошибок.(на доске карточки со словами)

(Ученики работают у доски,исправляют ошибки маркером на карточках со словами).

-Давайте проверим,а верно ли мы испраили допущенные ошибки?(на карточках со словами исправленные орфограммы закрываются правильными буквами путем наложения).

-Еще раз прочтем слова с верными буквами.(читаем слова).

-Какое мы использовали правило?(ответы учеников).

-Сейчас я закрою доску,а вы будете писать слова,над которыми мы работали под диктовку.Ровно сели,тетради под наклонам.

-А теперь мы проверим ,внимательно ли вы работали.Сейчас вы будете оценивать своих соседей и соседок по парте.Обмениваемся тетрадями,проверяем правильность написания слов на мысе ошибок,ставим оценку карандашом.(открываю доску,ребята выполняют проверку).

Остров Отдыхайкино.(на доске картинка острова).

-Делаем остановку,опускаем якорь.Что же мы видим в воде?

Тихо плещутся в воде,

То зароются в песке.

В)Упражнение в синтезе,анализе и дифференциации слов.

-Смотрите!Смотрите!Здесь,наверное,был шторм.Все слова разлетелись по буквам в разные стороны.Сумеем мы их собрать?(ответы детей).

КА НАТ , ПА РУС ,ЛОД КА , РЫБ КИ ,ВОДО ЛАЗ

-Что общего у этих слов?Где стоит сомнительная парная?Как ее проверить?

-Как распределить слова на две группы?(1-слова с парной согласной в середине слова,2-на конце слова).(ученики записывают самостоятельно в тетради.Проверка выполненного задания).

Г)Итог путешествия.

-Наконец-то все препятствия мы преодолели.Но мы до сих пор не знаем как назывался наш корабль.Хотите знать?Тогда для этого отгадайте ребус.(на доске появляется карточка с ребусом ).

-Как же назывался наш корабль?ПОБЕДА.

-Что же это за такой таинственный остров?(на доске слово РОСТЬМУД).

-Мы сумели пройти все препятствия,все трудности и в награду наш класс получает шляпу мудреца.

-А почему сова?(ответы детей).

-Верно,сова-это символ мудрости.

III.Заключительная часть.

-Итак,ребята,наше путешествие подошло к концу.Благодаря чему нам удалось выдержать все испытания?

-Что надо сделать,чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными?


На уроке русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные" учащиеся формируют алгоритм правила проверки парных звонких и глухих согласных, выполняют различные упражнения, работают на карточках

Содержимое разработки

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

-Начинаем урок русского языка.

-Подскажите какой сегодня день недели?

День недели –понедельник

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний.А значит мы должны узнать много нового.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,

Постановка темы и целей урока

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а)Словарная работа

1.Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

В делах и заботах!

Ответ: Город

2)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут. ОБЕД

3) Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается . Пирог

4) Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

б)Словарь:горо. обе. моро. пиро…., арбуз.

-Запись слов,ударение,без гл.

- Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )

-Что общего и в чем различие этих слов?

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)

Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

в)Закрепление: поставим слово нет

друг – друга и тд

4. Обобщение и систематизация знаний.

- А где еще в слове может находиться парный согласный? (Всередине слова ,а именно в корне )

а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька

Выделим суффиксы

в)Посмотриите на эту группу слов:

Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы

г)Перед вами еще 6 интересных слов:

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

-А по другому как можно проверить эти словаа?

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

д)Вывод исследований:

- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова

-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 114).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

8. Итог урока.

- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово - глагол

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Сделаем вывод

- Какую орфограмму сегодня повторяли?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Почему нужно проверять слова с парными согласными?

- Какие слова называются проверочными?

- Что вызвало затруднение?

10. Домашнее задание

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.


Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.

Дорогие мои ребятишки!

И я нынче взял в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знанья свои совершенствовать.

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс.)

I вариант II вариант

Дорогие мои победители,

А в зоопарк не хотите ли?

Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей могучий ле. (ф, в),

А тут жира. (в, ф) с длиннющей шеей.

Ушастый ё. (ш, ж). Чем не хорош?

Ено. (д, т)-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры. ь (з, с).

Плывёт могучий бегемо. (т, д),

Медее. ъ (т, д) над нерпою ревёт.

И белый голу. ь (б, п) там летает,

После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку,

Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Лёгкие прыжки — раз, два, три.

Вот и вся зарядка — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Кто запомнит из стихотворения больше слов?

В жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает

Трах — на опушку,

Бух — на кукушку,

Хлоп — на зайчишку

Как после стрижки

Шерсть на боках.

А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту свое.

Каток Сад Детский мир

Лё…кий Доро…ка Игру…ки

Мя…кий Тро…ка Лоша…ки

Гла…кий Бере…ки Крова…ка

Сколь…кий Ду…ки Ры…ка

Ре…кий Рома…ки Мы…ка

Школа Море Столовая

Тетра…ка Пло…цы Сли…ки

Кни…ка Гре…цы Голу…цы

Обло…ка Фла…ки Хле…цы

Промока…ка Остро…ки Пиро…ки

- Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

С глухим согласным — я число,

Со звонким — вид железа.

Ну и молодцы же вы, ребятки,

Быстро отгадали все загадки.

А теперь скажите скороговорку:

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются бумажки.

Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились и все отличились.

Напоследок, мои ребятишки,

Получите, пожалуйста, книжки.

А сейчас давайте играть.

Будем кукол мы одевать.

(Команда девочек получает куклу-девочку, команда мальчиков — куклу-мальчика.)

Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы?

Читайте также: