Экскурсия на луг план конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКДОУ Нижнекисляйский детский сад №2

Выполнила: воспитатель I КК

Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Рассказать о многообразии трав, произрастающих на лугу. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, о правилах их сбора, хранения и применения. Познакомить с целебными растениями – тысячелистником, подорожником. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Развивать наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитывать интерес к изучению растений, любовь к природе и бережное к ней отношение.

Чтение стихотворения С. Вургуна:

Давай пройдемся медленно по лугу

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Предлагаю обратить внимание на красоту луга, рассмотреть растительность луга. Обращаю внимание на то, что на лугу много клевера, ярко – желтых лютиков, цикория.

Разлетелись по полям,

Разлетелись по садам

И желтеют тут и там.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Документы\Дет. сад\ФОТО-УГОЛКИ В ГРУППЕ\SAM_0324.JPG

Среди растений находим лекарственные: тысячелистник,

подорожник. Рассматриваем их, называем строение, какими обладают свойствами, где используют.

Загадывание загадок, чтение стихотворений:

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав (тысячелистник).

Тысячелистник – пахнет сладко и смолисто,

В зонт бело - розовый собрал свои цветочки

На стебле – тысяча мельчайших листьев

Возьмите сосчитайте – это - точно!

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Документы\Дет. сад\ФОТО-УГОЛКИ В ГРУППЕ\SAM_0326.JPG

Те, кто со мною незнаком

Меня считают васильком.

Но все же, кто меня узнает?

Мой корень кофе заменяет (цикорий).

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (подорожник).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Документы\Дет. сад\ФОТО-УГОЛКИ В ГРУППЕ\SAM_0333.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Документы\Дет. сад\ФОТО-УГОЛКИ В ГРУППЕ\SAM_0329.JPG

К животу поправка,

И метет чисто (полынь).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Документы\Дет. сад\ФОТО-УГОЛКИ В ГРУППЕ\SAM_0320.JPG

Мы познакомились только с некоторыми растениями, но много лекарственных растений можно найти не только на лугу, но и в лесу, в поле. Это душица, чабрец, зверобой, мать – и – мачеха и др.

Напоминаю, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Лето теплое, лето красное!

Солнце доброе, солнце ясное!

Соком полнится зелена трава,

Собирать, сушить уж ее пора!

А вы травушку собирайте

Да на зимушку припасайте!

От болезни вас охранит она,

Вам здоровья даст,

1. Продолжать формировать у детей представление о том, что луг - это сообщество травянистых растений.

2. Познакомить детей с лекарственными растениями (пижма, иван- чай, тысячелистник). Дать знания о том, для лечения каких болезней использует их человек.

3. Рассказать детям, что на лугу среди травы живут насекомые (бабочки, пчелы, божьи коровки).

4. . Воспитывать осознанное, бережное отношение к растениям, формировать умение правильно вести себя на лугу, воспитывать эстетическое восприятие природы.

5. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь.

6. Продолжать учить детей простым природоохранным мероприятиям.

ВложениеРазмер
konspekt_ekskursii_na_lug_v_starshey_gruppe.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Продолжать формировать у детей представление о том, что луг - это сообщество травянистых растений.
  2. Познакомить детей с лекарственными растениями (пижма, иван- чай, тысячелистник). Дать знания о том, для лечения каких болезней использует их человек.
  3. Рассказать детям, что на лугу среди травы живут насекомые (бабочки, пчелы, божьи коровки).
  4. . Воспитывать осознанное, бережное отношение к растениям, формировать умение правильно вести себя на лугу, воспитывать эстетическое восприятие природы.
  5. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь.
  6. Продолжать учить детей простым природоохранным мероприятиям.

Воспитатель: Ребята к нам детский сад пришло письмо, хотите узнать от кого оно?

Приглашаю вас на луг,

Мой любезный, юный друг,

Много нового узнайте

И гербарий собирайте.

На лугу у нас красиво:

И свежо, и очень мило.

Буду очень рада вас увидеть,

Но растенья - не обидеть!

Их любите, берегите.

То, что нужно вам, берите.

Собирая тут и там,

Относитесь как к друзьям.

Ваша Пчелка Мая.

Ну что ребята в путь, но для начала давайте вспомним правила поведения на лугу. (не шуметь, не рвать цветы без надобности; не навредить насекомым, они меньше нас, и они приносят пользу и т.д.). (ответы детей).

На лугу мы рассмотрим с вами растения, которые являются лекарственными, а какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет …

Посмотрите ребята вокруг, как красив он наш луг. Что вам нравится здесь?

Дети: Цветы разные, насекомые летают, ползают жучки…

Воспитатель: Давайте с вами закроем глаза и послушаем, что мы услышим, почувствуем?

Дети: (ответы детей)

(слышится жужжание, появляется пчелка Майя)

Пчелка: Здравствуйте мои друзья, очень рада встрече я, покажу сейчас вам свои владения. У меня здесь растут много цветов и лекарственных растений. А вы знаете, что такое лекарственные растения? Правильно, это те растения, которые укрепляют наше здоровье, наш организм. Сейчас я вам о них расскажу, слушайте внимательно.

Это растение называется пижма, давайте повторим (дети повторяют). Правда, красивое? Увидеть пижму можно не только на лугу, но и в огороде, и вдоль дорог.

А еще в народе называют пижму дикой рябинкой. А как вы думаете почему? (ответы детей). Да ребята, потому что она похожа на ягоды рябины, только желтые. Резные листья, собранные в цветок, желтые соцветия очень напоминает нашу рябину - красавицу. Это очень полезное растение, потому что пижма возбуждает аппетит, укрепляет желудок, чтобы желудок и животик не болел. Заготавливают пижму при цветении, где-то в июле-августе.

Посмотрите внимательно на это растение и опишите его, но сначала потрогайте его и послушайте стихотворение. ( воспитатель читает стихотворение Т. Голиковой:
Пусть пижма - скромна,
да лечебная все же,
Не зря же цветки
на таблетки похожи,
Еще - на цыплят,
ярко- желтых пока,
На ощупь - на замшевый
носик щенка.)

Стебель у пижмы длинный, стройный. Молодцы, ребятки

Иван- чай - настоящая кладовая природы и универсальная домашняя аптечка,

полезен Иван-чай всем людям, как папам, так и мамам, в нем много полезных витаминов, а еще он придает силы, при помощи него лечат головные боли. (рассматривают с детьми растение)

Отправляемся дальше. Это растение называется тысячелистник. Оно растёт в

различных местах, в том числе и на лугах. Цветы бывают белые, как на этом растении и розовые, как на этом (показываем) Листья очередные, т.е. растут как бы по очереди: то один лист, то другой Вот посмотрите внимательно (рассматривают а воспитатель читает стихотворение. Т. Голикова
Тысячелистник - пахнет
сладко и смолисто,
В зонт бело - розовый
собрал свои цветочки
На стебле - тысяча
мельчайших листьев
Возьмите сосчитайте –
это - точно!)

А теперь понюхайте тысячелистник: он имеет очень необычный запах - горьковато-душистый. Сок этого растения ранозаживляющий, останавливает кровь, хорошо работает желудок, если принимать настой тысячелистника. Заготавливают его тогда, когда он цветёт: срезают верхние части вместе с листьями и белыми (но не покрасневшими) цветками. Очень интересное растение, правда, ребятки?

Дети играют, затем устраиваются на привал, и составляют с воспитателем рассказы про растения, с которыми сегодня познакомились.

Пчелка Майя: А как вы думаете какую пользу приносим мы пчелки, жучки, паучки?

Дети: Потому что насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и от этого наш мир еще красивее.

Понравилось вам у меня в гостях? Что нового вы узнали? (название, применение, понятие лекарственных растений). Как вы думаете, детки, как нужно относится к этим растениям? (бережно). Правильно, их нужно беречь и любить, и срывать их в том случае, если это необходимо. Почему нельзя много сорвать цветов? (ответы детей)

Пчелка Майя: Я хочу вам подарить для вашего гербария мои растения.

Дети и воспитатель благодарят пчелку Майю и возвращаются в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по экологии в старшей группе "Экскурсия на реку"

Данное занятие предназначено для детей старнего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Оно помогает закрепить сезонные изменения в природе весной. Учит различать ветки деревьев по их.

Конспект экскурсии на почту детей старшей группы


Конспект экскурсии в осенний лес старшей группы

Конспект экскурсии в осенний лес старшей группы.

Конспект экскурсии в парк для старшей группы

Экскурсия в парк.

Расширять представления детей о блокаде Ленинграда.

Конспект экскурсии на кухню в старшей группе

Во время утренней беседы у ребят возник вопрос о полезных продуктах. Решили идти на пищеблок и спросить у повара ответ на вопрос.


Конспект экскурсии на природе в старшей группе

(подготовительная группа)

Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др., учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

- Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

- Систематизировать знания детей о луге

- Уточнить представления о насекомых, населяющих луг

- Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы

- Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Ход занятия.

Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.

Смотрите, как луга благоухают,

Упитана дождем зеленая трава,

И легкий ветерок с волной реки играет,

И рожь златистая колышется едва…

Прекрасен этот мир!

Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое, но предупреждает, что рвать его нельзя.

Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о разнообразии и красоте луговых растений.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т. д.) Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто на нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

- Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

- Надо быть осторожными и внимательными на природе

- Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

- Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

- Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие, Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать…

Дети: Будешь с нами ты играть?

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить детей с разнообразием растений на лугу; учить ценить и беречь красоту природы, учить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-по­знавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуни­кативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оце­нивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к при­роде своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

(Учитель заранее продумывает место проведения экскурсии. Если есть возможность, то можно на данной экскурсии провести наблюдения луга и леса, но если нет, то экскурсия проводится только по лугу или только по лесу. Данный конспект урока для удобства разделен на две части: луг и лес.)

Давай пройдемся медленно по лугу

- Предлагаю поздороваться с лугом, лесом, поклониться им и поблагодарить за красоту.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Понравилось вам это стихотворение? (Повторить правила поведения на природе.)

- Как нужно вести себя на природе?

- Где вы можете ходить?

- Что можете делать?

- Чего нельзя делать на природе?

(Можно обсудить и раздать каждому памятки.)

Памятка

1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником!

2. Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!

3. Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!

4. Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-либо полезное!

5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай жи­вотных!

6. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!

7. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вре­дителей и несознательных туристов!

2. Экскурсия на луг

Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, так как в половодье зальет жилье водой.

— Так что же такое луг? (Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)

— Где располагаются луга? (Луга располагаются по низменным берегам рек и озер.)

Растения луга

Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения — по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Много тайн хранит мир расте­ний. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.

— Какие цветы можно увидеть на лугу? (Ответы детей.)

Нивяник. На каждом лугу можно увидеть цветы, которые на­зывают ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое название - нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно иной лист. Он цельный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бы­вает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извили­стый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки - приятный запах. Ее двойники та­ким запахом не обладают.

— А вот клевер, или шмелиная кашка. Как вы думаете, почему у растения такое название? (Высказывания детей.)

Клевер. Да потому, что это ценнейшее кормовое растение -клевер — опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто не­большие углубления. Их восковые соты беспорядочно располо­жены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролю­бивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Тимофеевка. Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У ти­мофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимо­феевки, оно будет очень питательным для животных.

Зверобой. Почему это растение так назвали, ведь оно зверей не бьет, не убивает?! Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим от 99 болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество — он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

Животные луга

— Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.)

Насекомые. Красота цветущего луга обусловлена назначением

цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат тру­женицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые пита­ются растениями и придают лугам своим стрекотом неповтори­мый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сли­ваются с травой.

Канюк. Птица относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами — лугами, поля­ми. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помо­гают зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, так как только ее детеныши за лето ис­требляют не менее 570 полевок.

Крот. Типичный обитатель лугов. Длина тела - 12—16 см, хвоста - 2—4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротови­нам — выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т. е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

— Этим летом ребята ходили на экскурсию на луга. Они на­писали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в по­ведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните про­стым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хо­рошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то пти­цы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц — все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?

3. Экскурсия в лес

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

- Чем они отличаются друг от друга?

Растения леса

- Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

- Какие хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40—45 м. Это ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

- Какие еще в лесу растут деревья? (Дуб.)

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могу­щества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созревают плоды - желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди - прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром лечат различные заболевания. Дубы живут до 2 тыс. лет.

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, по­тому что они растут ярусами - этажами: выше всех дере­вья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу — мхи.)

- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожа­луйста, растения первого яруса, а также второго, третьего и четвертого.

- Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Ответы детей.)

Животные леса

- Ребята, посмотрите, что находится около пня. (Муравейник.)

- Кто в нем живет?

- Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Он не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насеко­мых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 млн насекомых-вредителей.

— А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

— Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения.) Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду.

За день она успевает опылить до 7 тыс. цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно преодолеть около 300 тыс. км и посетить 19 млн цветков.

Стрекозы — полезные насекомые, так как они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоза-коромысло за 2 ч может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Когда мы входим в лес, первыми мы встречаем птиц.

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел.)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит де­рево крепким, как долото, клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные насекомые.

— Каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

— Что вы о них знаете?

— Какую пользу они приносят? (Рассказ учащихся о птицах и их гнездах.)

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вре­дителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю ма­скировку, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.

— Кто еще живет в лесу? (Заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось.)

— Что вы о них можете рассказать?

— Обсудите, как каждый чувствовал себя в роли того или ино­го животного.

4. Подведение итогов экскурсии

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для уточнения и обобщения представлений учащихся о луге – сообществе животных и растений; установят сколько ярусов есть у луга, какие растения растут на лугу, есть ли среди них лекарственные, какие животные обитают на лугу, можно ли найти сходство между лугом и лесом. способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умения сопоставлять, выделять, обобщать характерные признаки, явления.

Методическая разработка по окружающему миру во 2 классе.

Экскурсия на луг.

Создать условия для уточнения и обобщения представлений учащихся о луге – сообществе животных и растений; установят сколько ярусов есть у луга, какие растения растут на лугу, есть ли среди них лекарственные, какие животные обитают на лугу, можно ли найти сходство между лугом и лесом. способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умения сопоставлять, выделять, обобщать характерные признаки, явления.

Открытия новых знаний

Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный, наблюдение, групповой, индивидуальный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся наблюдать отличительные особенности луга как сообщества растений и животных, установят сколько ярусов есть у луга, какие растения растут на лугу, есть ли среди них лекарственные, какие животные обитают на лугу, можно ли найти сходство между лугом и лесом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представление о луге – сообществе животных и растений; общекультурные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

I. Организация класса

-К какому уроку вы приготовились?

Пожелайте друг другу удачи.

Личностные: демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание

II. Постановка учебной задачи.

- Как себя нужно вести в гостях?

Итог: слушать учителя, будет много посторонних звуков, которые вас будут отвлекать, говорить спокойным голосом

-Чему вы будете учиться?

- На уроке вы будете наблюдать за растениями и животными луга.

-Что такое луг?

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III. Минутка календаря

- Какое сегодня число?

Какой день недели? Какая сегодня погода?

Какой ветер? Есть ли осадки?

Сравним погоду сегодняшнего дня со вчерашним.

-Какая погода стояла в течение недели?

Итог:В течение недели стояла пасмурная погода. Утром было холодно: температура воздуха утром была от 12 до 14 градусов тепла. Дул холодный ветер, температура днём стояла до 18 градусов тепла. Шли дожди.

Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

1. Наблюдения за изменениями в неживой природе весной.

2. Наблюдения за изменениями в живой природе.

-Посмотрите на небо. Каким оно стало?

Как светит солнце?

-Поднимите ручки. Какой воздух?

-Как стало в природе с наступлением весны?

Основной признак весны - потепление.

- Пройдём по дорожке. Посмотрите и назовите знакомые травы. Какие изменения произошли с ними?

- Посмотрите вокруг. Много ли птиц? Какие вы узнали? Почему мало птиц?

Предметные – уточнить и обобщить представления о луге – сообществе животных и растений; общекультурные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

V. Групповое самостоятельное наблюдение детей. Сбор материала.

1. Наблюдения за изменениями растений осенью.

2. Проверка самостоятельной работы.

3. Рассказ учителя.

-Сейчас вы будете работать по группам. Задания написаны на листочках.

Задания для 1 группы.

Соберите пять видов травянистых растений.

Задания для 2 группы.

Понаблюдайте за животным миром луга. Назовите их.

Задания для 3 группы.

Назовите животных, которые пасутся на лугу.

- Назовите травянистые растения, которые вы собрали.

Какую форму имеют листья травянистых растений, цветы? Имеют ли они запах? Есть ли на лугу ярусы? Какие травы растут в верхнем ярусе? (они требуют много солнечного света)

- Какие травы растут во втором и третьем ярусах? (неприхотливые к свету)

- Назовите животных, которые прятались на лугу. (насекомые, пауки, птицы, пресмыкающиеся)

Луг пастбище для кого? (коров, коз, овец, лошадей)

Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. На лугу растут только травянистые растения. Они, как и растения леса, образуют несколько ярусов. В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света. Во втором и третьем ярусах живут растения, неприхотливые к свету. Растения луга очень разнообразны по форме, по цвету и запаху цветков. На лугу обитают разные животные: насекомые, пауки, птицы, пресмыкающиеся. Луг – пастбище для коров, коз, овец, лошадей.

Коммуникативные: формируем умение оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательные и личностные рефлексии.

Познавательные: общекультурные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

VI.Рефлексия. Итог урока.

Подготовьте небольшой рассказ о животном, обитающем на лугу, и нарисуйте схему развития бабочки. Если вам понравилась экскурсия выполните любую творческую работу, чтобы передать свои чувства и впечатления. Спасибо за урок.

Регулятивные: самооценка результатов деятельности, сознание качества и уровня усвоения.

Читайте также: