Конспект урока по теме правление ивана грозного

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- определить , какое значение имело венчание Ивана IV на

- выделить основные направления внутренней и внешней

политики Ивана Грозного,

охарактеризовать каждое из направлений;

- установить последствия правления Ивана Грозного для страны.

Формируемые компетенции – ОК - 1 – ОК – 6.

План – конспект урока :

1. Начало правления .

Василий III + Елена Глинская = Иван IV.

В 3 года потерял отца, который умер. Регентшей (соправительницей) при малолетнем сыне стала мать – Елена Глинская, которая умерла, когда Ивану было 8 лет.

После смерти родителей правит в условиях борьбы придворных группировок – Бельских, Глинских (политика ограничения власти представителей центра на местах), с одной стороны и Шуйских, Воронцовых, Захарьиных – с другой (выступали за усиление позиций феодальной аристократии).

1547, январь – венчание Ивана IV на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Значение: повысился авторитет правителя России, возрос престиж государства.

1547, лето. Москва, восстание.

Причина: недовольство народа (москвичей) правлением Глинских.

Повод: пожар в Москве (эпидемии, голод), слухи о колдовстве Анны Глинской (бабка Ивана IV).

Развитие событий: народное вече (собрание) – решение свергнуть Глинских – восставшие: - ворвались в Кремль, убили дядю Ивана IV – Юрия, его брат – Михаил бежал;

- погромы боярских дворов;

- направились в село Воробьёво (под Москвой), где был царь.

Требование восставших: выдать Анну и Михаила Глинских.

Исход: падение Глинских, у власти Захарьины.

2. Реформы Ивана Грозного.

Время проведения : конец 40-х годов XVI в.

Цель создания: провести преобразования в стране.

Состав: придворные деятели – Адашев, Висковатый, дьяк Сильвестр и др.

Реформы: - военная (создано постоянное войско из стрельцов);

- судебная (1550 г. – принят новый Судебник);

- реформы центрального и местного управления (появление

Приказы – органы центрального управления.

Значение проведения реформ:

- выражали интересы всех слоёв феодалов;

- укрепляли мощь государства.

3. Политика Ивана Грозного:

а) внутренняя политика.

Опричнина (1565 -1572) – политика Ивана Грозного, направленная на укрепление личной неограниченной власти монарха и дальнейшее укрепление централизованного государства

(от слова "опричь" – кроме).

Проводя данную политику, Иван Грозный разделил страну пополам: на Земщину , где сохранялись старые порядки (Боярская дума, приказы, войско и т. д.) и Опричнину (север, юг, центр, часть Москвы) – территория подвластная царю, где он создал свои органы власти и своё, преданное ему, опричное войско.

Атрибутами опричников были – метла (вымести врагов из государства) и собачья голова (преданность опричников царю по аналогии с собачьей преданностью).

Последствия опричнины: - укрепление личной власти царя;

- ликвидация удельной самостоятельности, укрепление

централизованного государства;

- разорение страны, гибель большой массы людей.

Результаты политики Ивана Грозного для страны:

своим правлением Иван Грозный заложил негативные последствия для развития страны в перспективе.

б) внешняя политика: Восточная и Западная.

- Восточная политика Ивана Грозного .

Цель: ликвидация осколков Золотой Орды (Орда распалась на Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское, Ногайское ханства).

1552 – взятие Казани войсками Ивана Грозного.

Результат: политика на Востоке была успешной, т.к. земли по Волге вошли в состав Российского государства во второй половине XVI века. (КАРТА!).

- Западная политика Ивана Грозного.

Ливонская война (1558 – 1583).

Причина: стремление России добиться выхода в Балтийское море

(морской путь на запад – отношение со странами Европы).

Цель: вернуть новгородские и псковские земли, захваченные в XIII веке

Война длилась с переменным успехом 25 лет.

Союзники Ливонии: Швеция, Дания, Речь Посполитая.

Россия воюет на два фронта: с Ливонией и с Крымом (частые набеги крымских татар).

Итоги войны: - закончилась для России безрезультатно (все завоевания в

- цель не достигнута (не завоёван выход в Балтику);

- огромные людские жертвы и материальные затраты.

1582 –в Яме-Запольском перемирие России с Речью Посполитой.

1583 – Плюсское перемирие России со Швецией.

Самостоятельная работа

1. Дайте определение понятиям, записав их в терминологический словарь в

опричнина, приказы, Избранная рада, земщина, Судебник, опричник,

2. Выпишите в тетрадь и поясните основные даты темы.

Краткое описание документа:

Тема: "Правление Ивана IV Грозного".

"Реформы середины XVI в."

(реформы "Избранной рады": А.Ф.Адашев, А.М.Курбский,

священник И.М.Сильвестр, митрополит Макарий - 1548/49 - 1560гг.).

Год (а) проведения.

Отмена местничества в армии. Начало испомещения в Московском уезде "Избранной тысячи" (1070 дворян). Создание "по прибору" (по набору) стрелецкого войска.

Приём на военную службу иностранцев.

Созыв первого Земского собора (1549) -

Высшего сословно-представительного учреждения.

Рост органов центрального государственного управления - отраслевых (Челобитный, Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Земский и др.) и территориальных (Сибирский, Казанского дворца и др.) приказов. Отмена кормлений.

Избрание в губах (уездах) губных старост из местных дворян, занимавшихся делами "о разбоях". и городовых приказчиков.

Принятие Судебника Ивана IV - нового свода законов:

- ограничение власти наместников за счёт сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации;

- запрещение превращать в холопов детей боярских;

- увеличение "пожилого" во время перехода крестьян в Юрьев день;

- введение единой меры поземельного налога - большая соха (до 1697г.).

Церковная реформа (Стоглавый собор).

Унификация общерусского пантеона святых. Регламентация службы и обрядов. Ограничение церковного землевладения. Устройство школ для населения.

Укрепление государственного управления, усиление централизации, преодоление пережитков раздробленности, повышение роли служилого дворянства.

Схема № 6. "Политика опричнины".

Опричнина ( от древнерусского опричь - кроме: в средневековой Руси - земельный удел, выделявшийся княжеской вдове).

Название удела Ивана IV Грозного в 1565 -1572гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565 -1572гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, ссылки, поход на Новгород (1570) - погибли от 3 до 10 тыс. человек, земельные конфискации и др.

"Внешняя политика Ивана IV".

Основные направления.

Их содержание.

Западное

Цель: попытка России утвердиться в Прибалтике.

Распад Ливонского ордена (1561).

Однако Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю.

II этап (1561-1570) – вступление русских войск в Литву, взятие Полоцка (1563).

Поражение русских войск под Полоцком и Оршей.

Переход командующего армией князя А.М.Курбского на сторону Литвы.

Объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую (1569).

Вступление в войну против России коалиции европейских государств – Речи Посполитой, Швеции и Дании.

III этап (1570-1583) – вторжение войск Речи Посполитой в русские земли и захват Полоцка (1579), осада и героическая оборона Пскова (1581-1582), наступление Швеции на Нарву и Новгородские земли (1579).

Ям-Запольское перемирие с Польшей (1582) на 10 лет:

Россия уступила Польше всю Ливонию и Полоцк.

Плюсское перемирие со Швецией (1583) на 10 лет:

Россия отдала Швеции города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву.

Итоги: Россия не только не смогла выйти к Балтийскому морю, но и потеряла ряд исконно русских земель в Прибалтике.

Значение: разбит Ливонский орден.

Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.

Южное

Цель: борьба с Крымским ханством.

1559 г. – неудачный поход русского войска на Крым.

1571, 1572 гг. – набеги крымского хана Девлет-Гирея на Москву (поражение татар на реке Молодь).

Восточное

Цель: расширение границ Российского государства.

1552 г. – присоединение Казанского ханства.

1556 г. – присоединение Астраханского ханства.

1581-1585 гг. – поход Ермака в Сибирь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 093 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Первый русский царь Иван IV Грозный (1530-1584) – одна из самых спорных фигур отечественной истории.

Иван Грозный

Интерпретациям его личности, от доброжелательных до резко негативных, нет числа. В любом случае Иван Грозный является крупным политическим и государственным деятелем, создателем Московского царства.

Отец будущего грозного царя Василий III умер, когда Ивану Васильевичу было три года. Мать, Елена Глинская, внезапно умерла в 1538 году. До 1547 года юный великий князь рос в атмосфере дворцовых интриг, борьбы двух боярских кланов – Шуйских и Бельских.

Провозглашение себя царем в 1547 году было решительным шагом юного Ивана IV к утверждению московской монархии могущественным государством, равным по силе и влиянию европейским монархиям.

Все это сказалось на характере Ивана, развившейся в нем подозрительности. Стремление взять бразды правления в собственные руки, иметь безграничную власть привело к знаменательному событию – венчанию на царство Ивана IV.

Цели урока Образовательная цель урока • показать заключительную стадию образования русского централизованного государства охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады. • через исторический материал воспоминания современников, исторические книги, через произведения искусства картины живописи, иконы, скульптурные образы воссоздать эпоху И. Грозного, его характер, показать условия формирования его личности. Воспитательная цель урока • воспитание интереса к истории “государства Российского”, русской культуре и искусству, к истории родного края, формирование кругозора и мировоззрения. Тип урока урок - исследование.

Урок - исследование по теме "Иван Грозный и его эпоха"

Образовательная цель урока:

показать заключительную стадию образования русского централизованного государства; охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады.

через исторический материал (воспоминания современников, исторические книги), через произведения искусства (картины живописи, иконы, скульптурные образы) воссоздать эпоху И. Грозного, его характер, показать условия формирования его личности.

Воспитательная цель урока:

воспитание интереса к истории “государства Российского”, русской культуре и искусству, к истории родного края, формирование кругозора и мировоззрения.

Тип урока: урок - исследование.

Методы: исследовательский, репродуктивный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование урока: карта Российского государства, картина Васнецова “Иван Грозный”, аудиозапись оперы Николая Андреевича Римского - Корсакова “Псковитянка”, раздаточный материал.

Основные понятия: Избранная Рада, Земский собор.

Дополнительное задание: подготовить стихотворения и доклад по теме урока.

Оформление доски: тема урока; эпиграф к уроку; основные даты - 1547 год - венчание на царство И. Грозного, 1549 год - Земский собор, 1550 год - новый Судебник, 1551 год - Стоглавый собор, 1556 год - военная реформа; основные понятия.

1. Иван Васильевич Грозный - первый царь “всея Руси”.

2. Деятельность Избранной Рады. Реформы.

3. Экономическая и социальная жизнь страны в середине XVI века.

То за трапезой сидит в златом венце, сидит Грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его все бояре да князья. По бокам его все опричники; и пирует царь во славу божию. В удовольствие свое и веселие. (Из песни Михаила Юрьевича Лермонтова)

I. Вступительное слово учителя.

Звучит увертюра к опере Н. А. Римского - Корсакова “Псковитянка:

” В это время учитель истории читает текст: “Внезапно быть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебаться; и мнози по окрестным градам начала дивитися таковому страшному грому”.

(Новгородская летопись 1539 года)

Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет царь Иоанн Васильевич Грозный. Мы проводим урок - исследование на тему: “И. Грозный и его эпоха” Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Воспроизвести эпоху И. Грозного, показать условия формирования его личности; охарактеризовать государство, доставшееся в наследство И. Грозному; сформировать представление о первом этапе царствования.)

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат строки из “Песни про купца Калашникова” известного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Кто же он, И. Грозный? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно имя Ивана IV - “царь - псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись, трепетали перед ним. Третьи называли” царём - батюшкой”, они верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг - опричников. По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь, “миролюбитель и рабоубитель”, рассек пополам русскую землю, способствовал наступлению Смуты. Но были и положительные стороны его правления: укрепление государства.

Так что же принесло царствование Ивана IV России? Кто он? Великий патриот земли русской, дипломат, писатель, кровавый тиран, почти сумасшедший, жестокий человек.

II. Заслушивается доклад о детстве и юности Ивана Грозного. (Ответить на вопрос: как воспитание, образование повлияло на формирование личности царя.) В процессе рассказа демонстрируются портреты Василия III, и его жены Елены Глинской.

Вопросы после прослушивания доклада:

Какой предстаёт образ Ивана Грозного? Оправдывает ли он своё прозвание? Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у Ивана в детстве.

III. Работа по картине Васнецова “Иван Грозный”.

Каким на картине предстаёт Иван Грозный (изображён в ореоле величия, суровый, решительный, человек большого ума, полный сил. Об этом свидетельствует его взгляд, облик, одежда).

Что создаёт в картине впечатление величественности? (Зритель смотрит как бы снизу - вверх, фигура царя занимает значительную часть полотна.

IV. Работа с историческими источниками.

Поэты и писатели тоже не остались в стороне от споров. В повести “Князь Серебряный” А.К. Толстого царь предстает как символ злого начала в русской истории, истребитель боярских родов, гонитель и нарушитель древних традиций. В другом произведении Алексея Константиновича Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” автор так характеризует Ивана.

Настал Иван IV. Он третьему был внук; калач на царстве тёртый. И многих жён супруг И. В. Грозный. Ему был имярек за то, что был серьёзный, солидный человек. Приёмами не сладок, но разумом не хром, такой завёл порядок, хоть покати шаром.

Здесь Алексей Константинович Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической стороны. Давайте обратимся к историческим документам.

Учитель вслух читает фрагмент исторического произведения Николая Михайловича Карамзина “История государства Российского”.

“Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений с необыкновенным даром слова, хвалился милосердием, одаривал достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести. Велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колени, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или карты и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоаново”.

Беседа по прочитанному тексту.

Какое главное свойство натуры Ивана Грозного подчеркнул Николай Карамзин? (Милосердие и жестокость; разум, художественный дар и поступки дикаря, правосудие и расправу над подданными и за заслуги, и за преступления.)

16 января 1547 года Иван IV (ему было 16 лет) пожелал принять царский титул. Почему? Свой ответ обоснуйте, примерами, аргументами.

Провозгласив себя царём, Иван достигал нескольких целей: демонстрировал независимость от Золотой Орды; подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие; венчание на царство означало конец боярского правления.

“Царь” от латинского названия римских и византийских императоров - цезарей. Царь - самодержец становился недосягаем для всех многочисленных князей. Венчание на царство состоялось в Успенском соборе. Шапку Мономаха возложил на голову сам митрополит. Иван Васильевич стал первым в истории Руси “боговенчанным” царём.

Избранная рада приступила к реформам - цель: собирание русских земель вокруг сильной центральной власти. В 1549 году молодой царь собрал представителей всех русских земель, где говорил о злоупотреблениях боярства - это собрание получило название - Земский Собор.

Земский Собор - собрание представителей всех русских земель. Опираясь на вновь созданные органы, были проведены реформы.

Ребята, вы видите, что сегодня необычный урок. Вы сегодня будете представителями Земского Собора, которые собрались обсудить основные положения реформ.

Творческое задание: выявите основные положения Судебника, церковной и военной реформы. Оформите программу реформ Земского собора в виде памфлета.

*Памфлет - художественно - публицистическое произведение, направленное против политического строя России, начала XVI века.

Таким образом, в результате принятия Судебника был увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день; установлены наказания за взятки; ограничены права наместников; боярская дума стало высшим законодательным органом, усилилась зависимость крестьян.

В результате церковной и военной реформы было принято единообразие всех обрядов; улучшились нравы духовенства; был введён единый для всей России список почитаемых святых; было принято уложение о военной службе; возник корпус первого постоянного русского войска - стрельцов; ограничена практика местничества.

Таким образом, реформы носили структурный характер. Они затронули почти все сферы жизни государства. Изменилось многое. В стране сложилась сословно - представительная монархия в виде Земских соборов.

Дети рисуют схему государственного устройства России к концу XVI века в тетради и отвечают на вопросы учителя:

Дайте определение понятию Избранная рада? Какой тип монархии зародился в результате реформ Избранной рады? Кто из людей был ближе всего к царю? Какой вклад в истории России внесла деятельность Избранной рады?

Ответ: это круг приближённых при Иване IV. Сословная монархия. Алексей Адашев. Разработала проект реформ, проводимые в России в середине 1550 - х годов)

С какой целью был созван Земский собор в 1549 году, получивший в истории России название собор примирения? Свой ответ обоснуйте, примерами.

Ответ: для проведения ряда важных реформ и обсуждение боярского произвола.

Другой орган, созданный Иваном IV, назывались приказы. Дайте определение, понятию приказы?

Ответ: это аналог современных министерств.

Все законы, создаваемые царём, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Как он назывался? Что вы о нем знаете? Каким по счету был этот Судебник? А кто был автором первого Судебника? В каком году он был создан?

Ответ: Иван III, дедушка царя. (1497год)

Царь Иван Грозный провёл реформу местного самоуправления: отмена системы кормлений. Что это такое? Дайте определение, понятию кормление.

Ответ: система кормлений предполагала обеспечение местного управления за счет населения.

Таким образом, Иван IV предстал как реформатор. И именно это имел в виду Карамзин, когда писал о нём: “Добрая слава пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств”.

Так кто же он, Иван IV Грозный? Личность неоднозначная, противоречивая, его палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и негативные черты. Мудрые государственные распоряжения, внутренние реформы, великие военные успехи - и одновременно подозрительный и глубоко несчастный человек.

При всех успехах он оставил плохое наследство: хозяйственное разорение; нравственно - духовный упадок народа; пресечение династии Рюриковичей. Все это привело к знаменитому в истории нашего Отечества Смутному времени.

V. Рефлексия: сейчас итоговое задание для класса - составьте исторический портрет Ивана Грозного, как личность и государственного деятеля, используя памятку:

Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и среду, которые повлияли на его формирование.

Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания и среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:

Определите способы и достижения цели, которые использовал исторический деятель. Выявите противоречия в деятельности исторической личности.

Раскройте роль исторического деятеля в истории России.

Выразите своё отношение к данной исторической персоне.

VI. Домашнее задание: написать историческое сочинение на тему: “Моё отношение к Ивану Грозному”. Для этого можно воспользоваться памяткой “Характеристика исторического деятеля”, дополнительной литературой об Иване IV.


· Постоянная смена у власти боярских группировок (Шуйские, Бельские, Воронцовы и Глинские).

· Дестабилизация в стране, расхищение казны, потеря контроля над местным самоуправлением, рост злоупотреблений и произвола кормленщиков, резкое сокращение налоговых поступлений, рост недовольства народа.

3 этап.

Венчание Ивана IV на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Цель – усиление авторитета царя.

Создание Избранной рады, начало проведения реформ.

Реформы Ивана IV.

Цель: заручиться поддержкой сословий в проведении реформ, создать противовес Боярской думе – противницы реформ.

Создание приказов – централизованных органов управления с функциональным разделением обязанностей.

Главный – Челобитный приказ с контрольными функциями, во главе – А.Ф. Адашев.

Приказы:

Посольский – ведал внешней политикой.

Разрядный – ведал разделением служилых людей по полкам, обеспечением их земельным и денежным жалованьем, назначением воевод и др.

Земский – ведал управлением Москвы, сбором налогов тяглового населения и судом над ними.

Поместный приказ – определял владельческую принадлежности земель и устанавливал размер налогов в государстве.

Разбойный приказ – ведал сыском и судом по уголовным преступлениям.

Стрелецкий приказ - ведал управлением стрелецким войском и городовым казаками.

Пушкарский приказ - руководил производством, учётом и распределением артиллерийских орудий и боеприпасов, контролировал состояние крепостей.

Бронный приказ - ведал изготовлением военных доспехов.

Печатный приказ - ведал государственной печатью.

Ограничение местничества (порядка замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должности, занимаемой предками).

Цели:

· наладить контроль центра над местным управлением,

· покончить с произволом кормленщиков, передав их управленческие и судебные функции выборным должностным лицам,

· увеличить сбор налогов.

Итоги реформ в области государственного управления и местного самоуправления:

· создан централизованный и достаточно эффективный аппарат управления:

Судебник Ивана Грозного.

· Ужесточены наказания за преступления против государственной власти;

· введены наказания за взяточничество;

Церковная реформа.

Стоглавый собор.

Решения:

· запрет церкви без разрешения царя приобретать новые земли;

· создание единого пантеона святых и единых обрядов, канонизация новых святых;

· ужесточение правил поведения, дисциплины священнослужителей;

Роспуск Избранной рады.

Причины:

· разногласия в выборе главного направления внешней политики (деятели рады выступали за прекращение Ливонской войны, считали её бесперспективной);

· особенности личности царя – нетерпимость к чужому мнению;

· подозрение виновности рады в отравлении жены царя- Анастасии;

1560-1584 гг.

ОПРИЧНИНА . 1565-1572.

От слова опричь – кроме.

Из истории слова.

Иван Грозны создал особую территорию для проведения политики опричнины. Страна была разделена на две части:

Введено опричное войско, начался террор по всей стране.

Цели:

· создание режима ничем не ограниченной власти царя;

· разгром боярской оппозиции.

Суть опричнины —проведение репрессивных мер, конфискация феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), борьба с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати и укрепление централизации власти в государстве.

Судьба членов Избранной рады.

А.Ф. Адашев – в 1560 подвергся опале, умер в1561 г.

И.М. Висковатый – с 1549 г был главой Посольского приказа, обвинён в государственной измене, казнён в 1570.

ИТОГИ:

· установление самодержавной власти;

· тяжёлый экономический кризис в центральных районах страны, бегство крестьян на окраины из-за карательных походов опричников и увеличения налогов входе Ливонской войны;

· падение обороноспособности страны из-за разделения амии на две части (в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву, опричники не оказали сопротивления).

· хотя опричнина и была отменена в 1572 году, террористические методы управления сохранились;

Читайте также: