Конспект урока по русскому языку сочинение 2 класс с презентацией

Обновлено: 03.07.2024

Конспект урока, представленный в виде презентации, присутствует эпизоды с речевой подготовкой и основными частями текста.

Похожие презентации

2 Поздно ночью выпал снег Первый-первый. Удивил он утром всех, Белый-белый. Вышел папа на порог: -Ну, дела! Это зимушка снежок Принесла. Видит мама снег в саду: -Ох и ах! И в каких теперь пойду Сапогах? Вышел Лёшка спозаранку: -Снег! Ура! Доставать коньки и санки Пора! Кешка-кот глядит в окно На дорогу: «Кто-то пролил молоко… Очень много! Гелла Хамаль

4 Тутунов Сергей Андреевич [ ]

6 Рассмотрите внимательно картину. Какие мысли и чувства у вас возникли?

7 Почему художник дал картине такое название? Что изобразил художник? Что привлекло внимание мальчика?

8 Представьте картину, которую мальчик видел из окна вчера?

9 Что можете сказать о позе мальчика( как стоит, куда смотрит? ) Представьте выражение его лица.

10 Когда так говорят: стоит как завороженный- глаз не оторвать- глаза режет- От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице? Опишите её. Передались ли вам чувства мальчика?

11 Мальчик двор снег Проснулся, подошёл к окну; застыл на месте от неожиданности; стоит как заколдованный (заворожённый); не может пошевелиться; не может глаз оторвать ……… Вчера: Унылая картина; всё тёмное, мрачное; грязь; сырая, тёмная земля; голые деревья; последние листочки на деревьях не радовали взгляд ………. Сегодня: Необычайно светло; очень яркий свет; больно глазам; двор весь белый, чистый; как в сказке; чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное ……. запорошил; как лебяжий пух; порхает, кружится, тихо танцует; пушистый, как вата; повис клоками на заборе ……. Чувства: изумление, волнение, интерес, очарование, восхищение, восторг, радость, удивление……

12 1.Вступление. (1-2 предложения) ( Я смотрю на картину…. Передо мной картина художника….. На картине….. ….(свой вариант) 2. Основная часть. - Описание картины 3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – Твоё отношение к картине. (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть…. Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и …. После знакомства с этой картиной…. …. (свой вариант)

13 Сергей Тутунов родился 30 октября 1925 года в Москве. В конце 30 годов Сергей поступил в знаменитую МСХШ (московская средняя художественная школа), причём его сначала взяли на скульптурное отделение, т.к. прекрасно чувствовал форму и очень хорошо лепил всяких зверей. Однако, позже он перешёл учиться в класс живописи. В 1945 Тутунов поступил в Суриковский институт и в 1951 году окончил его.

14 Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве. С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище В 1953 году С.А. Тутунов стал членом Союза художников. Членство в Союзе художников предоставляло замечательную возможность творческих командировок, даже в самые отдаленные уголки СССР. Из поездки на Алтай С.А. Тутунов привёз целую серию живых красочных этюдов, запечатлевших поразившие его яркие картины природы и традиционного народного быта.

15 По воду. ( 1950 г.) Работы художника

16 Пейзаж с лошадкой. (1957 г.) Мостик на речке. (1950 г.) Весной. (1956 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

• ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

• научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового

• показать особенности построения текста сравнительного характера;

• обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

• ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Цели урока: научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные:

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как

показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях,

задачах, средствах и условиях общения.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют

анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

• научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового

• показать особенности построения текста сравнительного характера;

• обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

• ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как

показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях,

задачах, средствах и условиях общения.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют

анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как

показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях,

задачах, средствах и условиях общения.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют

анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Мотивирование к учебной деятельности

Ребята, составьте из данных букв слово.

-Что получилось?

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня я приглашаю вас в картинную галерею.

- Может быть, кто-то из вас был в картинной галерее? Что вы там видели?

Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.

- Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. Я - экскурсовод.

3 Усвоение новых способов действий.

Работая над этой картиной, чему мы будем учиться? (Мы будем учиться рассматривать картину и готовить материал для написания сочинения).

Какие цели мы поставим:

• научиться рассматривать картину;

• приготовить материал для написания сочинения.

- Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?

• внимательно рассмотреть картину;

На полотне группа детей - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета.

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.

- Что вы видите на картине?

Обратите внимание на обеденный стол.

- Кто сидит за столом?

Какая изображена атмосфера в доме?

Что хотела передать художница через картину?

Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура - именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Он подвижный, общительный. Мальчика, сидящего по другую сторону стола - зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. Он мечтательный, немного медлитель­ный.

И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Решительная, нетерпеливая Тата повернулась и смотрит прямо на нас.

Итак, сколько мы видим детей? У каж­дого только ему присущие выражение лица, взгляд, поза, жест.

- Сколько человек находится в столовой?

- Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Да

-Как вы догадались? ( Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)

-Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

4. Физкультминутка

Художница З. Е. Серебрякова родилась и выросла в талантливой семье, где все занимались ис­кусством. Поэтому никого не удивила одарён­ность девочки и её желание стать художни­ком. В первых же работах 3. Е. Серебряковой проявились самостоятельный почерк и стиль.

Картина передаёт поэзию повседневного, земного: мирную сцену за столом и очарова­тельных, живых ребятишек. Это, наверное, был любимый мир З. Е. Серебряковой: её дом, её дети.

-Давайте посмотрим на лица детей.

1. Похожи ли дети между собой? Да.

Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза.

Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.

Стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого

фарфора с голубым орнаментом. Супница, (раньше приносили суп к столу в таких красивых мисках)
порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

1) На столе стоит жёлтый ……….(кувшин).

2) Женя держит в руках ……. (стакан).

3) Женщина наливает бульон из…….(суповой миски).

4) Рядом на тарелке лежат…… (румяные булочки).

Учебник с. 87 № 133

Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.

О п о р н ы е с л о в а: комната, мальчики Шурик и Женя, девочка Тата, белая скатерть, тарелки, кувшин, стеклянный стакан, суповая миска, графин, разливает бульон, румяные булочки.

На картине художницы З.Е.Серебряковой изображена комната. В ней стоит стол с белой скатертью, а у него сидят дети. Это дети художницы: мальчики Шурик и Женя и девочка Тата.
На столе стоят тарелки, графин с водой, кувшин и румяные булочки.

Женя держит в руках стеклянный стакан и пьет воду. Тата и Шурик смотрят на нас. Мама наливает суп из суповой миски.

IV. Рефлексия

Цель: организация учебной деятельности, способствующей формированию умений по конструированию предложений.

Задачи:

  • проверить устные и письменные навыки обучающихся по данной теме;
  • развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; обогащать и пополнять словарный запас детей;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: закрепление.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Я сейчас шла к вам на урок и увидела объявление. А это объявление написал Король Предложений, он объявил конкурс на лучшее сочинение о природе. Ребята, а не поучаствовать ли нам в этом конкурсе?

– А какое время года нам лучше выбрать? – Почему?

– Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз всемогущим воеводой.

  1. Уметь видеть красоту родной природы.
  2. Быть внимательными.
  3. Любознательными.
  4. Фантазёрами.
  5. Грамотными.
  6. Обладать хорошими теоретическими знаниями.
  7. Уметь правильно составлять предложения.
  8. Уметь использовать свои знания.

– Вы обладаете всеми этими качествами?

– В чём вы не уверены? На какие умения особо обратить внимание?

Перед тем как писать сочинение нужно к нему подготовиться, значит, сегодня мы будем наблюдать, как составляются красивые предложения о зиме, и будем составлять сами.

II. Письмо по памяти.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

– Какое время года описывает Есенин? Какое время суток? Почему?

– Прочитайте еще раз, как представляете эту картину?

Д. (утро вся природа спит)

– А почему снежинки горят в золотом огне?

Д. (озаряет солнце)

Подберите синонимы к слову горят. Горят – пылают, сверкают, сияют, переливаются, светятся. – А как вы чувствуете это слово? Из словаря синонимов (на экране). (Пылать – давать очень яркий свет). Сделать фонетический разбор слова горят

I) Вставьте пропущенные буквы и объясните.

Берёза и снежинка подобрать как можно больше однокоренных слов и разобрать по составу.

– Понравились строчки из стихотворения?

– Для жителей России берёза – не случайное дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Лучше, чем С. Есенин, о берёзке никто не мог сказать.

А теперь постарайтесь запомнить их и записать по памяти.

– Кто не ошибся? (выдаю снежинки командам). Молодцы! Память у вас хорошая!

– А почему понравились вам эти строчки? (Зима волшебница она околдовывает всех, одевает природу в невиданные наряды).

III. Закрепление.

– Как вы думаете ,какие главные города в Королевстве Предложений? (города закрыты листочками бумаги).

Д. – Главные города в Королевстве Предложений называются город

Подлежащих и город Сказуемых.

– Ребята, в записанном предложении две части это сложное предложение, с такими предложениями мы будем знакомиться в 4 классе.

– Подчеркнём в первой части предложения подлежащее и сказуемое.

– Кто готов прокомментировать эту работу?

В предложении говорится о берёзе, (что?) берёза, это подлежащее подчёркиваем одной чертой. Берёза (что делает?) стоит, это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. (На экране).

– Подчеркнём во второй части подлежащее и сказуемое.

Д. И горят снежинки в золотом огне. (В предложении говорится о снежинках. (Что?) Снежинки. Это подлежащее, подчеркнём одной чертой. Снежинки что делают?) горят. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

(За правильные ответы выдаются снежинки)

– Мы уже находимся у городских ворот, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова.

Как вы думаете какие?

– У ворот города Подлежащих?

Д. Подлежащее обозначает оком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

– Открываю город Подлежащих

– У ворот города Сказуемое.

Д. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем . Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

– Открываю город сказуемое.

– Значит, подлежащие живут в городе Подлежащих, а сказуемое в городе Сказуемых. А где же живут другие слова предложения? Наверное, в волшебном Королевстве Предложений существуют ещё какие – то правила.

Д. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос – второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений.

– Значит, другие слова живут во Второстепенных посёлках.

– А как же нам попасть во Второстепенные посёлки? Кто догадался?

Д. Надо задать вопросы.

– Правильно! Надо попасть в главные города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым.

– А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к Второстепенным посёлкам. И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных посёлках?

Д. Слова в предложении связанны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопроса от слова к слову.

– Установим связь слов в первой части предложения .

(Появляется на экране)

Д. Стоит (где? в чём?) в тишине

Тишине (какой?) сонной.

– Устанавливаем связь – слов во второй части предложения.

(Появляется на экране)

Д. Горят (в чём?) в огне.

Огне (каком?) золотом.

– Городские ворота открылись!

Путешествуя от одного города до другого, на нашем пути встретился зимний лес .

(На экране картина зимнего хвойного леса).

– Что вы видите на экране?

Д. Мы видим на картине зимний лес. На картинке изображены деревья, покрытые снегом.

– А какие деревья вы видите в этом лесу?

Д. Мы видим сосны, ели, кедры.

Кто знает, как по другому можно назвать хвойный лес?

Д. Еловый лес. Сосновый лес. Сосняк. Тайга.

– Ребята, вы всё сказали правильно. А слышали ли вы слово бор.

Найдите это слово в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Хвойный лес в толковом словаре называют бором.

– Так как теперь вы можете сказать что вы видите на картинке используя слово бор?

Д. На картинке изображён зимний заснеженный бор.

– Опишите, что ещё интересного вы видите в зимнем бору?

Д. Снег на деревьях лежит, как белое покрывало. Головы сосен и елей склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт зимними шапками снега.

– А какой мех, используемый для пошива шапок, похож на снежные шапки?

Д. Песцовые шапки похожи на снежные. Да, на деревьях словно надеты песцовые шапки-ушанки.

(На экране Малахай-род старинного головного убора – большая шапка на меху с наушниками).

Д. На деревьях надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты снежными малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.

– А теперь запишите, пожалуйста, предложение которое я вам продиктую. И которое точно подходит описанию увиденного нами на картинке.

Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор.

Проверьте на экране.

Нравится ли вам это предложение?

– Какой приём используется в этом предложении? (Олицетворение).

– А теперь выделим пары слов из этого предложения.

(На экране поочерёдно)

Д. Основа предложения – бор спрятал

бор (какой?) тёмный,

спрятал (что?) кудри

спрятал (где? под чем?) под малахаем

под малахаем (каким?) песцовый.

Молодцы! Мы благополучно прошли через зимний бор. Чем мы восхитились в зимнем лесу?

Остались ли мы равнодушными к увиденному? Слова какой части речи используем, чтобы наша речь была более красивой?

Пришли на широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказумых. Погуляем по ней? (карточки со словами)

снег искрится белый
снежинки весело кружатся
зима пришла на солнце
кусты в лес пушистые
кружева белые настоящая
блестящим застыли на берёзах
опушились инеем

– А где они живут?

Д. Предложения состоят из слов, значит, слова должны жить в Королевстве предложений.

– По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом!

Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на своё место жительства, так чтобы у вас получилась основа предложения.

Что? Снег помещаю в город Подлежащих (что делает?) искрится.

(Что?) снежинки (что делают?) кружатся
(Что?) кружева (что сделали?) застыли
(Что?) кусты (что сделали?) опушились

– Можно ли сказать, что это предложения?

Д. – Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знака в конце предложения):

Д. Это основа предложения.

– А как сделать так, чтоб получились предложения?

Д. Если впереди поставить заглавную букву и в конце поставить точку, то это будут предложения.

Снег искрится.
Снежинки кружатся.
Кружева застыл;
Кусты опушились.

– Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д. Это предложения повествовательные, состоят из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

IV. Творческая работа.

А теперь задание по группам.

Распространите эти предложения используя оставшиеся слова или придумайте свои, так чтобы получилось небольшое описание о зимней природе

(Дети по группам записывают рассказ работая вместе).

Проверка текстов. (Каждая группа зачитывает свой текст)

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима.

Итог урока. Самым активным ученика Король Предложений желает дать титул почётного гостя Королевства Предложений, который даёт право свободно гулять по просторам , вверенного ему государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олег и Софья начали лепить снеговика. Коля принёс для него метлу . Женя катается на санках. Алёша с друзьями выстроил домик изо льда. У Тани хорошо получается кататься на коньках. Дима учится ездить на лыжах. Миша и Петя играют в снежки.

Всем ребятам весело.

Зимние забавы. Стоит чудесный зимний денек. За ночь намело много снега. Все ребята тепло оделись и выбежали на улицу. Максим на санках радостно мчится с горки. Коля уверенно прокладывает лыжню. Оля, как настоящая фигуристка катается на коньках. Миша и Женя играют в снежки. Ваня и Алёна построили снеговика. Снеговик получился замечательный: вместо носа морковка, шляпу заменяет ведерко. Весело ребятам зимой! Опорные слова : снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи, радость.

Стоит чудесный зимний денек. За ночь намело много снега. Все ребята тепло оделись и выбежали на улицу.

Максим на санках радостно мчится с горки. Коля уверенно прокладывает лыжню. Оля, как настоящая фигуристка катается на коньках. Миша и Женя играют в снежки. Ваня и Алёна построили снеговика. Снеговик получился замечательный: вместо носа морковка, шляпу заменяет ведерко.

Весело ребятам зимой!

Опорные слова : снежки, снеговик, снег, забавы, коньки, санки, каток, скользит по льду, лыжи, радость.

Читайте также: