Конспект гласные ударные и безударные гласные

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Тема урока: Ударные и безударные гласные

Образовательные: Научить определять в слове ударные и безударные гласные звуки.

Развивающие: Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность и стремление к преодолению трудностей.

Познавательные: Умение находить в словах безударные гласные звуки; фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами; восстанавливать пословицы, используя возможные варианты.

Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Регулятивные: Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

Личностные: Развивать навыки самоконтроля.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока: (Слайд 1)

І. Организационный момент. (Слайд 2)

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и давайте начнем урок!

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания (Слайд 3)

(На доске записано слово аэродром, в буквах которого не хватает некоторых элементов.)

- Восстановите слово, дописав в буквах недостающие элементы.

- Что обозначает это слово?

ІІІ. Усвоение нового материала.

- Прочитайте слова (стр. 26, упр. 2). Сколько слогов в каждом из этих слов?(по 2 слога);

Мосты, шаги ,река ,спина, сова, пятно, страна, свеча. (Слайд 4)

- Произношение каких из этих слов расходится с написанием?

- Назовите слова, в которых безударный гласный звук находится в слабой позиции.

- Спишите эти слова. Самостоятельно поставьте ударение и отметьте точкой в каждом слове букву, которая обозначает безударный гласный звук.

- Сверьте работу с образцом.

- Подберите к словам мосты, река, сова, пятно, свеча однокоренные слова, в которых безударный гласный звук будет находиться в сильной позиции (мост, реки, совы, пятна, свечи).

стр. 26, упр. 3

- Прочитайте предложения первой группы :

В прошлом году ближнее поле засеяли рожью. Дальние поля засеяли овсом. (Слайд 5)

- Прочитайте первую пару выделенных слов: поле - поля.

- Какой первый слог в первом слове — ударный или безударный? (ударный)

- А во втором слове? (безударный)

- Назовите ударный гласный звук первого слова. [о ]

- Назовите безударный гласный звук во втором слове.[а ]

- Расходится ли произношение этих слов с написанием?(да)

- Как меняется значение данных слов?

- Какой можно сделать вывод?

- Запишите эти слова. Поставьте ударение и отметьте во втором слове точкой букву, которая обозначает безударный гласный звук.

-Прочитайте предложения второй группы:

В нашей стране широкие и глубокие реки . Главная река России - Волга. (Слайд 6)

- Прочитайте вторую пару выделенных слов реки - река .

- Какой первый слог в первом слове — ударный или безударный? А во втором слове?

- Назовите ударный гласный звук первого слова.[е ]

- Назовите безударный гласный звук во втором слове.[и ]

- Расходится ли произношение этих слов с написанием?

- Как меняется значение данных слов?

- Какой можно сделать вывод?

- Запишите эти слова. Поставьте ударение и точкой отметьте во втором слове букву, которая обозначает безударный гласный звук.

ІV. Физкультминутка (Слайд 7)

Мы ногами топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя

Влево, вправо - раз и два!

Раз— присели, два — привстали.

Руки вверх мы все подняли.

V. Закрепление изученного материала.

1. Формирование умения подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным звуком.

-Найдите к каждому слову из первого столбика пару в правом столбике. Прочитайте слова парами.

Слова на доске. (Слайд 8)

- В каких словах гласный звук является ударным и слышится четко?

- Прочитайте слова, в которых гласный звук находится в сильной позиции.

- В каких словах произношение слов расходится с написанием?

- Прочитайте слова, в которых гласный звук находится в слабой позиции.

- Запишите слова второго столбика в тетрадь, поставьте ударение и точкой отметьте в каждом слове букву, которая обозначает безударный гласный звук.

- Составьте вопросительное предложение с любым из этих слов и запишите в тетрадь.

- Какой знак препинания вы поставите в конце предложения?

2. Письмо по памяти. (Слайд 9)

стр. 27, упр. 4

У кого одна н..га,

Да и та без башмака?

- О чем они? (ответы детей)

- В какой загадке пропущена буква? (во второй)

- Найдите в первой загадке к слову нога слово, в котором звук [о] является ударным.

- В слове нога гласный звук [а] находится в слабой позиции и не совпадает с буквой о, которой он обозначается: нога — на ножке.

- Как проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук в слове?

- Какой можно сделать вывод?

- Сколько предложений во второй загадке?(1)

-Прочитайте вторую загадку, проговаривая по слогам.

- Закройте учебники и запишите вторую загадку.

- Проверьте свою работу по учебнику.

- Как вы написали слово нога?

- Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)

- Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь

безударный гласный звук,

Будь внимательным, мой друг,

гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Ударение в корне слышим –

Смело гласную … (напишем).

- Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

- Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.

(Далее выполняется упражнение из электронного приложения к учебнику)

- Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

3.Самостоятельная работа с самопроверкой

- Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.

Выполните упражнение №2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

- Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

(Проводится фронтальная проверка)

4. Незнайкин диктант.

Незнайка захотел стать филологом. (Специалист в области языка) Для исследования ему дали текст со словами – помощниками. Вот что он написал. Исправьте его ошибки.

Сталы (стол) накрыты. У дороги сталбы (столб). Соды (сад) опустели. Идут дажди (дождь). Грочи (грач) улетели на юг. (Слайд10)

Давно не было д…ждей. Вдруг налетела туча. Крупные капли д…ждя застучали по крышам. Все рады д…ждю.

VІ. Рефлексия

VІІ. Итог урока (Слайд 12)

- Какую работу выполняли?

- Какое открытие сделали? (Слайд 13)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 017 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.12.2020 476
  • DOCX 28.2 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Прозорова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Образовательные:
Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный. Закреплять умения делить слова на слоги, правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие:
Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.
Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

I. Орг. момент
У: -Что такое?
-Что случилось?
-Почему звенит звонок?
Д: -Мы готовы, стол в порядке
Начинается урок.
- Какой у нас урок? (Письмо и развитие речи)
- Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II. Физ. Минутка для мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка
Это пальчик я, Вместе дружная семья!
Запись числа и классной работы.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

VII. Закрепление знаний об ударных и безударных гласных.
-Как называется слог, на который падает ударение?
- Как называется гласная, на которую падает ударение?
- Как произносится ударный слог?
Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.
- Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII. Физ. минутка.
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.

XI. Работа с предложения.
Работа с текстом.
- На доске текст.
В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!
- Я читаю текст, а вы определите количество предложений.
- Сколько предложений в тексте?
-Как пишется начало предложения?
- Какой знак необходимо поставить в конце предложения?
Задание.
- Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.
- В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII. Итог урока.
- На какой звук падает ударение?
-Как называется слог, на который падает ударение?
Как называется слог, на который не падает ударение?
Сколько в слоге гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
Д/З 97 стр. 48.


Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку.

4 класс специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

1.Обучающая: развитие орфографической зоркости, систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;

2. Развивающая: развивать и корригировать память, внимание, фонематический слух, речь;

3.Воспитывающая: воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки со словами, схема предложения, звёздочки, жетоны, сигнальные карточки.

1. Орг. момент

За хорошую работу вы будете получать жетон, и в конце урока мы сможем узнать, кто лучше всех работал.

Нужно подготовить наши органы речи. Сделаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

Сделать глубокий вдох носом, постараться задуть короткими выдохами, как можно больше свечек на именинном пироге.

3. Артикуляционная гимнастика.

Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.

- Мы должны определить тему нашего урока. (Доска закрыта)

На доске вы видите буквы: у а е и е

- Назовите 1 строчку.

- Какие это звуки?

- Назовите 2 строчку. Какие это звуки?

- Теперь из этих букв мы составим слово.

- Какое слово получилось? (Ударение)

- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Чтение темы на доске)

Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог

6. Пальчиковая гимнастика.

Разомнём наши пальчики для работы.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог.

Слушаем инструктаж, слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотой я дружу.

Запишем число. Классная работа. (Лучшая тетрадь)

7. Минутка чистописания.

- Вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква Мм. (Показ на доске)

Напишите сначала две буквы, сравните их с образцом, верно ли написано у вас и допишите аккуратно и правильно до конца строки. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Соединение буквы м с другими буквами. Прочитайте. Запишите.

ма ом ме ми му мы

8. Работа над новой темой

1) Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспомним о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, оно тотчас теряет свой ритмический пульс и смысл.

- Как найти ударение в слове? (Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе)

- А знаете, что бывает, если неправильно поставить ударение?

- Давайте попробуем проставить ударение в слове замок. Ударение стоит на последнем слоге мо. Вдруг ударение перепрыгнуло с последнего слога на первый. Получилось замок.

- Написание слов одинаково, а значение разное.

- От чего это зависит?

- От постановки ударения.

Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.

2) Словарная работа.

Сегодня мы будем работать над новым словарным словом.

Но прежде отгадайте загадку:

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в.

Магазин. Записать слово в тетрадь. Проставить ударение. Определить ударную и безударную гласную. Выполнить звукобуквенный анализ.

Составьте предложение со словом магазин по схеме.

___ овощном ____ ____ ______, _____ и ____.

3) Выполнение задания. Учащиеся выполняют на доске.

Парта, доска, пенал, ручка, тетрадь, книга.

- Как назовём общим словом все предметы?

- Сначала нужно проставить ударение в словах, где оно стоит на первом слоге, а потом в словах, где оно стоит на втором слоге.

Проверка: показ смайлика.

9. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

10. Продолжение работы по теме.

- Продолжаем работать по нашей теме.

- В словах проставьте ударение правильно.

Листья, земля, арбуз, трава, машина, человек, берег, молоток.

Записать в тетрадь, подчеркнуть безударную гласную.

Помощь: Соколова В.- записывает слова с проставленным ударением.

11. Работа с учебником. Упражнение стр.78 упр.9

- Прочитайте задание к упражнению.

(Один ученик читает вслух. Объяснение задания).

- Над какими словами нужно поставить знак ударения?

- Как ударение изменило слово?

- Запишите предложения в тетрадь.

Помощь: Соколовой В.- запись одного предложения.

12. Гимнастика для глаз.

13. Дифференцированная работа по группам.

1 группа. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проставь ударение.

С.лнышко блест. т.

Л.сточка с в.сною

В сени к нам лет.т.

2 группа. Проставить ударение в выделенных словах.

В сени к нам летит.

3группа. Проверить, правильно ли проставлено ударение в словах.

15. Подведение итога урока.

Что вы сегодня нового узнали ? Что было легко? Что понравилось? Что было трудно?

Оценки.( Подсчёт жетонов). Д/З.стр.80.Упр.13

16.Рефлексия.

Отгадайте загадку.

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чтобы наука не была для нас ночью, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конверте. ( Они разного цвета) Уходя, прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

1. Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались - жёлтую.

2. Если иногда были трудности, не совсем понравилась работа - фиолетовую.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – серую.


-75%


    гласные звуки, ударение, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка, порядок действий при списывании


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Читайте также: