Конспект урока по русскому языку 1 класс буква ж

Обновлено: 23.07.2024

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока: образовательные:

познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;

учить давать характеристику звукам;

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой .

развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

воспитывать интерес к чтению;

прививать навык культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

Звук [ж]. Буквы Ж, ж

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.(дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно)

-Прозвенел уже звонок-

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись. Садитесь.

-Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? (Ша)

-Каким звуком она обозначается? (Ш)

-Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, всегда твёрдый, глухой)

-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

-Какое правило есть в этом слове? (ШИ пиши с буквой И)

-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)

- Ваша задача найти звуковую схему слова шить. (…)(подняли замочки)

-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема? (…)

(… Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух.) –Молодцы. Садитесь.

- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

- На письме звуки обозначаются …? (буквами)

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

- Назовите буквы на ваших карточках.

- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? (поднимают руки)

- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили? (нет)

- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? (звонкие и глухие)

- Разделитесь на группы.

- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …? (парные)

- Разбейтесь на пары. (берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с) Назовите парные звуки.

- Кто же остался без пары? (ш)

- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук) (слайд- картинка жука)

- Произнесите первый звук отгадки. (ж)

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется? (ж)

- Произнесите, как жужжит жук. (жжж)

-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем? (узнаем букву ж и каким звуком обозначается.)

-Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж . (Слайд с темой)

- Каковы цели нашего урока? ( 1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2. научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

- По какому плану мы будем работать? (1.Дать характеристику звука Ж; 2.Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж; 3.Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения) (Слайд: план работы)

- Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

- Нам нужно охарактеризовать звук [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный? (согласный)

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

- Почему он согласный? Как вы это определили? (Воздух встречает преграду, звук не поётся)

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой? (звонкий)

- Почему звонкий? (слышим свой голос)

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

- Давайте одевать нашего звуковичка. (выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)

- Что ещё нам нужно определить? (твёрдый или мягкий)

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук (жираф – Ж, жизнь, жёлтый, жилет, жалеть, Жора, жаба, жёлуди, Женя, Жучка)

-Какой первый звук везде был? (твёрдый)

-Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)

- Вывод… (Звук Ж всегда твёрдый)

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка (выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж. (согласный, звонкий, твёрдый) (Пустой слайд)

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)

- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? (Ж) Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж? (на жука)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.

- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились? (большая и маленькая) (слайд – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж? (писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения и т.д.)

- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж. (Женя-это имя, Жучка-кличка,…)

-Теперь слова на строчную ж. (живот, журнал,…)

- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? (Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения) Слайд

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам. (ши пиши с буквой и)

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать? (Близкие по смыслу)

-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)

-Четвёртую… ( Пустой слайд)

- Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)

- Итак- Я жду Жору.

- Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить? (начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку)

- У доски ученики, прочтите, что у вас получилось.

- Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.

- Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!

Гимнастика для глаз.

Индивидуальная самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее. (слайд) представляю задания.


- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.

Живот, шило, железо, лыжи.

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.

Живот, шило, железо, лыжи.

- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)

-Прочтите слова по одному.

- Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд)

- Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.)

- Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик.

-Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

-В какую игру играли дети? (жмурки)

-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

-Кому знакома эта игра?

-Какие правила этой игры? (…)

- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

-Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

-Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)

-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

-Какая была тема урока? (Звук Ж. Буквы Жж)

-Какие цели мы ставили перед собой? (1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2. научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

-Кто испытывал затруднения?

-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.

-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:

-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)

Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)

- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)

-Я очень довольна работой …,…,…

-Молодцы. Вы хорошо потрудились.

-На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.


- Молодцы! Спасибо за хорошую работу. (слайд)

-Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ж, Ж; способствовать развитию речи, фонематического слуха, мелкой моторики; повторить и закрепить правила написания предложений, имён собственных.

Цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную букву Ж, ж, способствовать развитию речи, фонематического слуха, мелкой моторики; повторить и закрепить правила написания предложения, имён собственных.

Тип урока: урок-объяснение нового материала.

Планируемые результаты (предметные): различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме, осуществляют списывание с печатного и письменного шрифта.

Личностные результаты: применяют правила делового сотрудничества, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности при работе в парах.

УУД (метапредметные): регулятивные – оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием. Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют сравнение букв, выявляют сходства и различия. Коммуникативные – умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Организационный момент

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души –

До чего ж мы хороши!

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

- Все готовы, тогда начнем!

II. Актуализация знаний

На доске ( выбрать уже знакомые буквы)


Ребята, когда готовилась к уроку, приготовила для вас буквы. Но открылось окно, налетел ветер. Все буквы рассыпались и сломались.

- Пожалуйста, помогите мне починить буковки. Те буквы, которые вам знакомы и мы их учились писать, запишите на доске.

Узнают буквы и дописывают на лоске и в тетради прописными буквами записывают.

- Молодцы, вы быстро работаете. А теперь давайте их все вместе повторим.

Самоопределение к деятельности

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Вы можете её записать прописным шрифтом? (Буква Ж. Нет, ещё не умеем).

- Что можете сказать об этой букве? (согл, звонкая, всегда твердая)

Какую же букву мы будем сегодня изучать?

Посмотрите на печатную букву Ж. На что она похожа?

Посмотрите –ка: буква Ж

Потому, что у нее

Шесть жучиных ножек.

Не растопит уже

Назовите слова в которых есть буква Ж. (жираф, ежик, уж, стриж, снежинка, Женя, Жанна, Жора).


- На уроке мы будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную и заглавную букву Ж. А еще будем учиться правильно произносить звук Ж.

- Работа с чистоговоркой.

Жа-жа-жа – прилетели два чижа,

Жи-жи-жи – в реке плавают ужи,

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Пальчиковая гимнастика

- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

- Птица журавль и колодец, а рядом с колодцем устройство для опускания ведра в колодец. Оно тоже называется журавль. Как вы думаете, почему?

- Впишите пропущенные буквы в схему слова.

Правила посадки за столом во время письма.

- Вспомним правила посадки за партой во время письма

Знакомство с написанием строчной буквы ж. (пропись с. 26)

- Рассмотрите образец написания строчной буквы ж.

Строчную букву ж начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии. Закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки. Потом пишем наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

- Пропишите в воздухе букву ж.

- Обведите элементы буквы ж в 1й строке .

- Пропишите на 2 строке букву ж. (поменяйтесь прописями, подчеркните самую красиво написанную букву)

Дружно делали уроки.

Мы писали, мы считали

И от этого устали.

Крылья расправляем (раз-два-три)

По комнате летаем (раз-два-три)

Приседаем столько раз,

Сколько пальчиков у нас (приседание 10 раз)

Снова за уроки сели.

V. Продолжение работы по теме урока

Упражнение в написании соединений

- Послушайте небольшую историю.

В стране Жужжандия жил-был звук ж. жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться?

- прочитайте слоги на листочке. С какими гласными дружит буква ж?

- буква ж никогда не дружит с гласной Ы. и есть такое правило – ЖИ – пиши с буквой И.

Найдите на стр. 26 правило о букве ж.

Прочитайте слова в следующей строке. Какая буква пропущена?

Прописать слова с пропущенной буквой

Прочитать предложение, записать его прописными буквами.

Знакомство с написанием заглавной буквы Ж (с.27)

- рассмотрите образец написания заглавной буквы Ж.

Буква Ж состоит из трех элементов: двух полуовалов и наклонной палочки. Заглавную Ж начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной широкой строки. Ведем вверх вправо, доводим до середины вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины вспомогательной строки, затем пишем длинную наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до вспомогательной линии рабочей строки. Третий элемент - правый полуовал – начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведем вверх влево, доходим до нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо. Пишем полуовал.

- Пропишите пальцем на парте.

- Обведите элементы заглавной буквы Ж.

- Пропишите на второй строке букву Ж.

Физкультминутка

- Ребята, я буду произносить слова. Если услышите звук [ж] прыгайте вверх, если в слове его нет, тогда приседайте.

(Жук, ананас, собака, Женя, енот, жираф, яблоко, носорог, Жучка, шишка, баклажан.)

Чтение и письмо слогов (с.27)

Ученики читают слог, называют слова, в которых встречается этот слог. Учитель объясняет как пишется соединение букв в слоге. Ученики записывают слог.

VI. Закрепление знаний

Звуковой анализ слов с буквой ж.

(Ученики самостоятельно составляют схемы слов ёжик, Женя по вариантам. Затем двое детей, правильно составивших схему, выкладывают схемы из карточек на доске с комментированием своих действий. Остальные проводят самопроверку и самооценку).

Развитие навыков списывания предложений.

Чтение предложений ( стр. 27).

- Объясните, почему слова Женя и Жуков написаны с большой буквы.

- Вспомните, как пишется первое слово в предложении?

- Как обозначен конец предложения.

Самостоятельная запись предложений. Сравнить с записанными предложениями на доске. Оценить свою работу.

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Обозначьте на шкале, как бы вы сегодня оценили свою работу.

Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока :

• познакомить с буквами Ж,ж и звуком [ж];

• учить различать звуки, выполнять звукобуквенный анализ слов;

• учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

• развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

• развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

• развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

• воспитывать интерес к чтению;

• привитие навыков культурного общения;

• воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения :

• Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения :

Обучение УУД :

Умение распространять предложение и сокращать его до основы; составлять рассказ по иллюстрации; читать текст по ролям; добывать дополнительную информацию из разных источников.

Ход урока:

II.Самоопределение к учебной деятельности.

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу, класс наш, хоть куда.

II.Самоопределение к учебной деятельности.

-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать и много внимания уделяем формированию правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Поэтому мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.

III. Актуализация изученных знаний.

-А теперь вспомните, какую букву мы с вами проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?

Какой звук она может обозначать? Дайте характеристику этого звука.

Ша-ша-ша - мама моет (малыша)

Шу-шу-шу - я письмо тебе … (пишу)

Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш)

-Какой звук повторяется чаще. Охарактеризуйте его. (твёрдый, глухой, согласный звук)

2) Упражнение в развитие орфографической зоркости.

Под полом, под полом

Шевелит своим хвостом.

В щели глядится,

Вылезти боится. (мышь – мыши)

Чёрная и красная,

Кто же я такая? (машина)

По краям обшивочка,

А в середине дырочка,

Всё услышу. (ухо - уши)

(Учитель вывешивает слова МЫШИ, МАШИНА, УШИ.)

- Чем похожи все эти слова? (слова со слогом ши).

- Кто расскажет правило о правописании ШИ?

IV.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас посмотрим, кто сможет отгадать.

Сядет – землю роет. (Жук).

2. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли).

3. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

- Что общего у всех этих загадок? (Их отгадки начинаются со звука [ж]).

-А как жужжит шмель? (Ж-ж-ж)

- Кто же догадался, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

V.Работа по теме урока.

1) Выделение нового звука, его характеристика.

-Кого вы видите на картинке? (жук)

- Проведём фонетический разбор слова.

-Какой слышим первый звук в слове?

- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

-Охарактеризуем звук[ж]. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.)

- Давайте составим схему этого слова.

- В каком месте слова находится звук [ж]? Проверьте так мы составили схему.

-Я буду называть слова,а вы вставайте с места, когда услышите звук [ж].

Кошка, чемодан, мыши, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, журавль, лиса.

Разминка для глаз.

Закройте глаза(1-2-3).

Зажмурьте их(1-2-3).

Быстро поморгайте(1-2-3).

Закройте глаза(1-2-3).

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к новым открытиям.

3) Знакомство с новой буквой.

- Кто покажет букву, которая обозначает это звук?

- Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.

- На кого похожа эта буква? (на жука)

- Почему две буквы ж.

- Для чего нужна заглавная буква?

Ученики читают стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук : Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

4).Построение буквы ж на листочках.

(Построение буквы из листочка бумаги способом вырывания кусочков).

- Куда поместим нашу букву? Почему?

5).Работа с лентой букв.

- Посмотрите на ленту букв. Где стоит буква Ж? Охарактеризуйте звук [ж].

1).Слоговое чтение со звуком [ж].

- Что заметили при чтении? (Звук [ж] произносится всегда твёрдо.)

- Какие гласные стоят после Ж?

- А какие гласные вы не увидели после Ж?Давайте поиграем.

-Какой мы сделаем вывод? (После Ж никогда не пишутся Ы и Я).

-Прочитайте правило на стр. 26.

-Как же пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

- Найдите 4 слова с буквой Ж на картинке. (Проверка)

- По картинкам составьте рассказ.

-Кто же расскажет свой рассказ?

А теперь давайте сравним его с мультфильмом. (Просмотр мультфильма).

- О ком мы посмотрели мультфильм? Вам понравился? Похож он с вашими рассказами?

-Прочитаем по ролям текст на доске. Откуда этот отрывок?

Спал цветок и вдруг проснулся –

(туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад)

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и улетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.)

5). Самостоятельная работа.

-Кому из вас приходилось ловить на ладошку снежинки?

-Как они выглядят?

Составьте схему этого слова.

-Нарисуйте по две снежинки в своих тетрадях.

- Что происходит со снежинкой, когда она попадает на вашу ладонь?

-Прочитайте слова под иллюстрацией. Выполните к ним задания.

- Какие ещё предложения можно составить с этими словами?

- Распространите их, затем упростите до основы.

6). Разноуровневые задания по карточкам.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

1. Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2. Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

1. Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

VII. Итог урока.

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

-Составьте, пожалуйста, схемы к словам, которые вы видите на картинке.

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

-Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [Э], буква Э, э. Урок обучения грамоте в 1 классе по азбуке под редакцией Климановой УМК "Школа России" учитель: Зайцева Т. В. Тема: Гласный звук [Э], буква.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: 1) Развивать мелкие мышцы руки; 2) Развивать психические процессы, как произвольное внимание, двигательная память, логическое и образное мышление, связную речь.

Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к процессу познания; 2) Содействовать воспитанию таких черт характера, как усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия

Оборудование

I. Организационный этап

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и тихонечко садитесь! Проверьте, все ли готовы к уроку. На парте у вас должны лежать прописи и ручка.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Узнают девиз урока.

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

II. Актуализация знаний

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

- Сегодня к нам в гости пришла наша хорошая знакомая, узнайте её:

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

-На урок письма жук Жужелица принесла нам новую букву. Как вы думаете, какая это буква? ( ж )

- Давайте вспомним характеристику звука [ж]. (согласный, звонкий, твердый).

- Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж]. Будьте внимательны!

Слова: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

- Назовите животных, в названиях которых есть звук [ж]: (ежик, жираф, ужи, стрижи).

- Назовите слова с сочетанием ЖИ. (ножи, лыжи, пружина, снежинка и т.д.)

Отгадывают загадку.

Называют букву.

Характеризуют звук [ ж ]

Приводят пример слов.

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организовать формулирование темы и задач урока.

Определяют тему урока и задачи.

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

VI. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с новым материалом урока.

-Чем они похожи? Чем отличаются?

1.Подготовительная работа к письму новой буквы

А) Анализ буквы

Б) Показ и объяснение написания буквы

В) Письмо в воздухе

Раз, два, три, четыре, пят

Вышли пальцы погулять. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый, (Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того ,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

2. Упражнение в самостоятельном письме буквы.

- Поднимите руку, кто хочет написать красиво эту букву. Люди часто допускают ошибки, посмотрите, мы так делать не будем, убираем эту букву.

- Чтобы написать букву красиво, нужно соблюдать правила, кто подскажет их? (сесть ровно, спинка прямая, прописи лежат с наклоном, ручку держим правильно).

- Положите ручку на средний палец, проверьте, свободно ли двигается указательный палец. Поставьте ручку в начальную точку, обведите элементы на строчке и обведите букву по контуру самостоятельно до половины строки. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

- Следующее задание более сложное, мы не только будем обводить букву, но и научимся писать самостоятельно букву. Обведите буквы и продолжите самостоятельно. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

- Молодцы, с работой мы справились.

3. Анализ соединения букв, письмо соединений.

- Прочитайте слоги, которые написаны на строчке. В каких слогах буква Ж обозначает твердый звук?

-Каким соединением соединяются следующие слоги? (средним).

- Положите ручки. Мы молодцы, кто не испытывал сложности? Мы научились писать букву, слоги.

- Прочитайте пары слов: Ужи – уж; Ёжик - ежи.

-Подчеркните сочетания жи – ши.

- Проанализируйте пары слов по плану:

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Виды соединений букв.

Анализируют, из каких элементов состоит буква ж

Выполняют физминутку

Выполняют правила для красивого письма буквы.

Обводят букву в прописях. Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Сравнивают с образцом, подчеркивают самую красивую букву.

Читают слоги. Отвечаю на вопросы учителя.

Определяют каким соединением соединяются буквы с буквой Ж.

Пишут букву и обводят Ж.

Закрепляют материал.

Читают слова. Работают с ними.

Записывают эти слова в тетради. Вспоминают правило.

-способность к самооценке

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Коммуникативные:

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

VII. Закрепление изученного материала.

Задачи: закрепить навыки письма новой буквы.

- А для закрепления, я вам предлагаю прописать предложение с нашей изученной буквой. (У Тамары лыжи)

- Ребята, как вы понимаете, что такое предложение? (предложение начинается с заглавной буквы, и в конце стоит точка).

- Чтобы приступить нам к работе, нужно прочитать предложение.

- Затем посчитать, сколько в предложение слов?

- Какое слово помощник используется в этом предложении?

- Какое правило нужно вспомнить при письме слова лыжи?

-Проанализируйте каждое слово данного предложения и выполните письмо по образцу.

- Как пишутся эти слова? (раздельно)

- Приступаем к работе.

4. Выполнение логического задания с буквами

- Сравните буквы ж –с. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме полуовала).

- Сравните буквы ж – х. чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах два одинаковых по размеру и форме полуовала).

- Сравните буквы ж – Э. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

-Сравните буквы ж – С. чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме (но различные по размеру) элемент полуовал).

Отвечают на вопрос, думают, анализируют, размышляют.

Записывают предложение

Выполняют логическое задание с буквами.

·принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные:

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Читайте также: