Конспект урока по повести гоголя нос

Обновлено: 04.07.2024

А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его мнению, только здесь могли "произойти" обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его "нечеловеческой" природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу

Нос ведет себя так, как и подобает "значительному лицу" в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе "с выражением величайшей набожности", заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: "Марта 25 числа" – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину.

Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в "формах самой жизни".

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.

Автор презентации Глазина Наталья Давидовна учитель словесности ГБОУ ЦО № 807

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

по учебнику Литература 9 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной.

Учитель: Мишаленкова Татьяна Викторовна

обучающие:

-выявить нравственные проблемы произведения, помочь понять, как автор раскрывает пошлость главного героя и мира Петербурга;

развивающие:

- развивать умение находить в тексте приёмы, используемые автором для создания комического;

-способствовать развитию творческого мышления, инициативности и творчества учащихся;

-(ЗСТ) использовать разнообразные формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся;

воспитательные:

- воспитывать внимание учащихся к слову, деталям текста;

- прививать интерес к изучению русской литературы.

1 ) Организационная часть.

Демонстрация 1 слайда презентации (Портрет Н.В.Гоголя)

2) Вступительное слово учителя:

-Обратимся к истории.

Пушкин говорит о фантастическом. Какие произведения можно отнести к фантастическим?

Слайд 4. Понятие фантастического.

- Многие исследователи творчества Гоголя говорят о переплетении реального и фантастического в художественном мире писателя.

1 группа : Отметьте фантастические события, факты, описания, изображённые в повести.

2 группа : Отметьте реальные события, факты, изображённые в повести.

Вывод : фантастические события происходят наряду с реальными, они настолько переплетены, что иногда непонятно, где кончается одно и начинается другое.

Теперь подробнее остановимся на реалиях повести и посмотрим, какие приметы времени обнаруживаются в произведении. Это задание выполняла 3 группа.

-Что же нарушает привычную жизнь столицы? ( Цирюльник Иван Яковлевич находит в только что испечённом его женой Прасковьей Осиповной хлебе нос майора Ковалёва)

- В каком тоне рассказывает об этом Гоголь? (Ирония) Найдите примеры в тексте.

1) Стр. 39 (ирония); 2) стр. 40 (несоответствие, неожиданность); 3) стр. 50 (ирония); стр. 51 (ирония); стр. 51-52 (ирония);стр. 54 (ирония).

- Какие приёмы комического использует автор? (Слайд 9. Приёмы создания комического:гипербола, гротеск, неожиданность, несоответствие, говорящие фамилии,ирония)

Начнём с фамилии главного героя. Можно ли назвать её говорящей? Не Трубецкой, не Меншиков, а просто Ковалёв. Что же он из себя представляет?

Вывод : Суть героя – раздутое самолюбие, тщеславие;

- преклоняется перед чинами и званиями;

- мечтает о браке по расчёту (не менее 200 тысяч приданного);

- хочет придать себе весу в обществе ( хвалится связями и знакомствами с влиятельными людьми: со статской советницей Чехтарёвой и штабс-офицершей Подтыкиной).

- Есть ли в этом человеке что-то, привлекающее внимание? Вот как раз для этого и нужны необычайные происшествия, случающиеся с ним.

-Как Гоголь использует в повести гротеск? (Слайд 10. Гротеск).

1) Стр.40 (фантаст-е); 2) стр. 42-43 (фантаст-е); 3) стр. 59 (фантаст-е).

Вывод : Ковалёв вступает в конфликт с собственным носом. Здесь гротескно всё.

2 группа : Как при помощи гротеска показана реакция героев на происходящее, абсурдность их суждений?

Вывод: реакция окружающих тоже гротескно.

Стр. 50- частный пристав – неожиданность;

Стр.52- полицейский чиновник.

3 группа: Найдите размышления Ковалёва о носе.

Стр. 44- ирония; стр. 51 –ирония; стр. 48.

Вывод : Потеряв свой нос, Ковалёв боится, что планы его относительно карьеры и личной жизни могут не осуществиться.

- Почему именно носа лишает автор героя? (Можно потерять то, что имеешь. Совести, чести, достоинства у него нет, значит, он не может их потерять).

- Повлияло ли происшествие на жизнь героя? (Это не заставило его пересмотреть свои идеалы, приоритеты.)

- Одинок ли Ковалёв?

- Какие негативные явления жизни современного Петербурга вскрыты в повести? (Взятничество, чинопочитание, карьеризм, корыстолюбие, т.е. пошлость.

- Какой урок можно извлечь из этой повести? (Когда человек печётся только о внешней привлекательности, не задумываясь над своим внутренним миром, он может потерять своё лицо, свою личность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представлен в формате педагогической мастерской.

Ребята, обратите внимание на иллюстрации, представленные перед вами. Что на них изображено? Какие ассоциации, чувства у вас возникают?




Ребята, а для чего человеку нужен нос?

Как вы думаете, о чем может быть произведение с подобным названием?

Сегодня мы с вами поговорим о тайном смысле, который скрыт в этом замечательном произведении Н.В. Гоголя.

Давайте прочитаем небольшой отрывок:

Ребята, а что , по вашему мнению, может значить для человека потеря носа?

Для того чтобы ответить на вопрос, чем же стала потеря носа для Ковалева, давайте немного познакомимся с этим героем.

Прочитайте предложенный для анализа отрывок из текста и выделите слова и словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют коллежского асессора.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

Ребята, вы, наверно, согласитесь, что человек, наделенный такими чертами, и нос должен иметь необыкновенный. Давайте обратимся к его описанию и выделим те черты в изображении носа, которые показались вам необычными.

Ребята, зачитайте, что вы выделили.

Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь сознательно отказывается от стандартного описания носа и заменяет его фантастическим?

В этом замысле и скрыта основная идея автора. Прочитайте 2 отрывка из произведений Н.В. Гоголя, выделите в них общие черты


— Что вы, милостивый государь, — продолжал он отрывисто, — не знаете порядка? куда вы зашла? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне. — Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, — я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того. ненадежный народ. — Что, что, что? — сказал значительное лицо. — Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было семьдесят лет.— Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно.

Комар носа не подточит. (Всё чисто, не к чему придраться.)
Прищемить нос. (Уесть кого-то, ущучить, поймать и наказать.)
Повести носом. (Почувствовать что-то интересное и проявить это внешне.)
Носом чуять.
Совать свой нос не в своё дело.
Не видеть дальше собственного носа.
Показать нос. (Подразнить.)
Нос не дорос. (Основа — метонимия.)
Водить за нос. (Обманывать.)
Натянуть нос. (Обмануть.)
Задирать нос. (Важничать.)
Мороз Красный нос.
Не выше (или не дальше) носа (видеть).
Вешать нос. (Метафора + метонимия.)
Носом землю рыть.
Столкнуться нос к носу.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Произведения, в которых происхо­ дят необыкновенные, волшебные собы­ тия.

Книги с выдуманными героями. Таких в жизни не бывает.

А ещё в них описывается не только то, чего в жизни не бывает, но и то, чего
и быть не может вообще.

Нет, почему же. Ведь писатели- фантасты иногда заглядывают в будущее.

В начале книги может произойти необъяснимое событие. Вот у майора
Ковалёва, например, пропал нос.

А потом читатель узнаёт, из-за кого или из-за чего оно произошло.

А уже потом нам становится ясно, в чём дело. Тайна раскрывается, насту­ пает разгадка. Да и в сказках так же.

Если тайна исчезнет, то и писателю больше не о чем нам рассказывать —
произведение заканчивается.

Его отрезал Иван Яковлевич

- Нет, этого не могло случиться. Цирюльник брил Ковалёва за два дня до того, как тот остался без носа. Иван Яковлевич ни при чём. Ничего не пони­ маю. Чепуха какая-то!

Мне непонятно, откуда в хлебе взял­ ся нос майора Ковалёва?

И как вообще нос очутился в доме ц ирюльника? — С кем всё-таки разговаривает Кова­ лёв в соборе: со своим носом или со статским советником?

Учитель. Вопросов пока доста­ точно. Итак, есть ли в тексте повести какие-нибудь объяснения, как и почему в доме цирюльника, а, следовательно, и в хлебе появился нос Ковалёва?

Учитель. А может быть, автор знает, в чём дело, но что-то скрывает от своих читателей?

Учитель. К данному вопросу мы ещё вернёмся. Наших наблюдений пока недостаточно, чтобы дать сейчас исчерпы­ вающий ответ. Может быть, кто-то попробует ответить вот на какой вопрос: с кем разговаривает Ковалёв в соборе — со своим носом или со статским советни­ ком?

— По-моему, с носом. Просто нос переодевается, чтобы его не узнали.
И писатель специально пишет его фами­ лию с маленькой буквы, чтобы сбить
с толку читателя.

Учитель . Точно ответить трудно. Но если Ковалёв признал в статском советнике собственный сбежавший нос, то почему он не дал волю своему возмущению?

Учитель: Но почему нос не желает вступать в контакт с собственным хозяи­ ном?

— Так нос-то обиделся на него! Иван Яковлевич брал его два раза в неделю в дурно пахнущие пальцы. Кому такое понравится? Хозяин как-то равнодушно к этому относится. А нос без хозяина не может воспроти­ виться этому надругательству. Вот он в отместку и убегает от Ковалёва.

Учитель. Допустим, что ты прав: нос действительно мстит своему хозяину. Проследим, как по ходу развития фабулы осуществляется месть носа.

Вначале он прячется в хлебе. Правда, всё равно неясно, как он туда
попал. Потом переодевается статским советником.

Он хочет уехать в Ригу. Тут-то его и перехватывает полицейский.

Он не сразу занимает своё место. Даже доктор ничем не может
помочь Ковалёву.

И распространившиеся по городу слухи — тоже своего рода месть носа
своему хозяину.

Учитель. С превращениями носа вроде разобрались. Однако не решён вопрос: как он мог быть одновременно и человеком, и просто носом, да ещё сбегающим в Ригу? С ответами не торопитесь. Вначале проделаем следую­ щую работу: прочтём эпизод повести, в котором полицейский чиновник объ­ясняет Ковалеву, как был задержан нос. Ребята находят в тексте повести нужный фрагмент, распределяют роли, читают.

Учитель. Нет ли в словах полицей­ ского чего-нибудь странного?

А кто точно может сказать, что именно так всё и было? Свидетелей-то
нет. И автор об этом ни слова. А что, если полицейский всё придумал?

Такое могло произойти. Просто полицейскому захотелось отличиться.
Вообще-то надо подумать.

«Семён Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семён Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семён Семёнович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

Семён Семёнович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Есть, конечно, есть. Семён Семёно­ вич не хочет сознаваться в том, что на
самом деле существует.

Если полицейскому и Семёну Семё­ новичу выгодно — они видят одно, если
нет — другое. Полный абсурд!

Учитель. Что такое абсурд?

— Полное несоответствие одного явле­ ния другому.

Учитель. А фантастичны ли те положения, в которые попадают герои Гоголя и Хармса?

Но ведь так и в жизни бывает. Иногда человеку не хочется верить во
что-нибудь плохое, и он выдумывает для себя объяснения. Они опровергают то, что
существует на самом деле.

Ребята листают книги, вспоминают фраг­ менты, вызвавшие удивление.

Вот, например, чиновник в газетной экспедиции рассказывает о потерявшемся
пуделе, который оказался сбежавшим казначеем.

Странно, что этот же чиновник даёт понюхать табак безносому Ковалёву испытывает никакой неловкости. Как будто нос майора на месте! А ведь Ковалёв и приходит к нему потому, что нос потерял.

Ковалёв, между прочим, очень удивлён, когда впервые видит нос в мун­дире. Но потом ведёт с ним разговор так, как будто это и не нос вовсе, а действи­ тельно чиновник!

Мне кажется, что Ковалёва это не очень беспокоит. Ему важно вернуть нос,
а уж почему он исчез, его не волнует.

Жители Петербурга интересуются носом майора, а не им самим, человеком,
у которого исчез нос.

Да в повести вообще нет нормальных людей: ведь никто не замечает, что
у Ковалёва нет носа. Все разговаривают с ним так, словно ничего не произошло.
Все герои повести живут как-то не так. И автор об этом знает, но хитрит
с читателем.

Учитель . Казалось бы, Гоголь оставил нас с носом, т. е. так и не помог разгадать тайну. Но зато он обратил внимание своих читателей на другую загадку: на тайну человеческой жизни, человеческого лица. Не статского со­ ветника, не майора, а человека. Когда он не обращает внимания на потерю соб­ ственного лица и переживает только потерю одной его части, тогда становится одновременно и смешным, и жалким. Наверное поэтому повесть Гоголя читать и «весело, и грустно..

Читайте также: