Земля родная лихачев конспект

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

  • Приветствие класса. Коллективное формулирование темы урока.
  • Целеполагание.
  • Определение задач на урок:

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

III. Изучение нового материала

Как автор определяет патриотизм и национализм? Почему они несовместимы?

  • Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.
  • Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.
  • Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого.
  • Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.

Каково отношение автора к интеллигентности? Как он определяет интеллигентность? (Лихачев придает большое значение интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу)

Как вы понимаете фрагмент главы: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)?

Какие задачи сформулировал Д.С.Лихачёв для молодёжи? (По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Задача молодых – сохранить всё достояние, передать будущему поколению. Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.)

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его "словами-плевками" говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

8. Заключительное слово учителя.

Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.


Главные герои

  • Автор — Дмитрий Сергеевич Лихачёв, профессор, академик, искусствовед, посвятивший жизнь изучению русской литературы и культуры.

Краткое содержание

Слово к молодым

Заметки о русском

Автор делает акцент на том, что русский человек по своей природе свободолюбивый, храбрый, мудрый — недаром в русском фольклоре встречается столько былин, посвящённых ратным подвигам богатырей.

Характер русского человека тесно связан с природой, с той местностью, в которой он живёт. Преобладающие равнинные пейзажи сформировали народ с широкой, хлебосольный душой.

В Древней Руси города строились так, что они не противостояли природе, а, напротив, гармонично вписывались в ландшафты. Таким образом славяне отдавали дань кормилице-природе.

Экология культуры

Новгород Великий

Это был по-настоящему великий город с богатой культурой и традициями. Местные жители в большинстве своём были грамотны, независимо от социального положения и пола. Несмотря на то, что Новгород был открыт для многих других городов, в том числе и западных, он смог противостоять их культурному влиянию и сохранить самобытность. Особенно это было заметно по архитектуре. По своему благоустройству Новгород превосходил многие европейские столицы. Самым высоким зданием был собор Святой Софии.

Расцвет Новгорода пришёлся на середину XIV века. Эта была эпоха развития литературы и изобразительного искусства, в частности фресковой живописи.

Даже после присоединения к Московской Руси Новгород не утратил свою индивидуальность.

Древнерусская литература и современность

Мир на Куликовом поле

Победа в Куликовской битве положила конец закрепощению Древней Руси, и потому она имеет столь большое историческое значение.

Слово о Киеве

Прошлое должно служить современности!

Народности Древней Руси, столь общие по своему языку, ведению быта, ментальности, оказались столь крепко связаны друг с другом, что даже после ордынских набегов и политики разъединения продолжают оставаться братскими. Причиной этого единства является общее прошлое, которое должно быть сохранено и бережно передано последующим поколениям.

Заключение

На основе анализа истории родного края автор выдвигает фундаментальные правила, на которых должно строиться любое гармоничное общество. Только благодаря неразрывной связи прошлого и настоящего можно формировать счастливое будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по теме "Земля родная" Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодёжи" предназначен для проведения урока в 7 классе.

Организационный момент. Целеполагание.

Приветствие класса. Коллективное формулирование темы урока.

Определение задач на урок:

Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

Определите жанр этого труда Д.С. Лихачёва. (Публицистический очерк)

Что позволило отнести это произведение к публицистике? (Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.)

Изучение нового материала

Как автор определяет патриотизм и национализм? Почему они несовместимы?

Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.

Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.

Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого.

Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.

Каково отношение автора к интеллигентности? Как он определяет интеллигентность? (Лихачев придает большое значение интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу)

Как вы понимаете фрагмент главы: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)?

Какие задачи сформулировал Д.С. Лихачёв для молодёжи? (По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Задача молодых – сохранить всё достояние, передать будущему поколению. Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.)

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его "словами-плевками" говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Заключительное слово учителя:

Д.С. Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

О чём размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём очерке?

Каким вам представляется автор как человек и гражданин?

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

Автор

лихачев земля родная краткое содержание

Профессия и патриотизм

В первой главе автор рассказывает о том, что у каждого человека в жизни должна быть одна глобальная цель. Помимо кратковременных и небольших поступков, человек должен стремиться к чему-нибудь действительно великому. Очень важно быть увлеченным своей профессией. Более всего это касается педагогов и врачей – они должны по максимуму служить на пользу обществу. Лихачев говорит о том, что такой целью является любовь и защита Родины, своего народа. Это такое чувство, которое будит в человеке скрытые ранние силы, защищает его от неприятностей и неудовлетворенности. При этом Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что человек должен попытаться узнать о прошлом всех народов и национальностей. Любовь к своему народу должна быть присуща каждому.

д с лихачев земля родная краткое содержание

Об интеллигентности

Не быть смешным

лихачев земля родная краткое содержание брифли

Большое в малом

лихачев земля родная читать краткое содержание брифли

Молодость – вся жизнь

лихачев земля родная полное и краткое содержание

Ещё Дмитрий Сергеевич говорит о том, что человеку с друзьями легче идти по жизни. Они помогут пережить сложные моменты, разделить горе и радость. На самом-то деле, радость, которой нельзя ни с кем поделиться, это вовсе и не радость. Но все же стоит быть внимательным, и не принимать в друзья первого встречного. Таких людей надо выбирать терпеливо и внимательно. Понятное дело, что если хорошие отношения завязались, то дальше, по идее, все должно идти как по маслу. На самом деле, все куда сложнее. Очень важно присматриваться к человеку, замечать его особенности, мелкие детали в поведении. Также важно знать то, как ваш друг реагирует на успехи других. Горе пережить с другом не так сложно, как пережить радость. Когда случается беда, жалость и сопереживание сами стучат в наше сердце. Когда же у человека все отлично, много радостей, позитива, а у самого в жизни все идет наперекосяк, то оставаться верными и искренними друзьями намного труднее.

Учиться говорить и писать

Так к чему клонит Лихачев? Разговор ведется к тому, что, умея красиво и правильно выражать свои мысли, человек получает в руке мощнейшее оружие. Правильно построенная речь может избавить человека от многих проблем, а также подарить ему множество новых привилегий.

Лихачев делает акцент на том, что язык - это не только показатель народа, но также и личных качеств каждого отдельного человека. Но если речь может дать столько преимуществ, то почему необходимо хорошо писать? На самом деле, умение красиво излагать свои мысли на бумаге нужные не только поэту или писателю. Это умение необходимо каждому человеку, который хочет писать письма, вести дневники и украшать бумагу при помощи пера. А на случае, если кто-то скажет о том, что для этого нужен особый дар, автор дает маленькую подсказку: чтобы научиться, надо делать.

Литература

лихачев земля родная краткое содержание главы из книги

Через всю книгу автор несет мысль о том, что следует читать классические произведения, поскольку те проверены временам. Такие произведения помогают лучше понимать окружающий мир и людей. Но Дмитрий Сергеевич не ханжа, он настаивает и на том, чтобы молодежь читала современную литературу. Главное, к чему призывает автор, это не суетиться, ведь при этом тратиться самое дорогое, что есть в жизни человека – его время.

Возвышать друга

академик лихачев земля родная краткое содержание книги

Память

Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.

Читайте также: