Конспект урока по окружающему миру вулкан

Обновлено: 05.07.2024

Разработка позволит организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах

Задачи:

  • формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов;
  • выявить районы вулканизма;
  • способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов;
  • продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет ресурсами;
  • развивать память, воображение, логическое мышление;
  • развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
  • воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
  • Предметные: знать строение вулкана, их виды, уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами, объяснять причины возникновения вулканов, приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий. Определять и показывать на карте вулканы. Умение работать с картографическими источниками географической информации.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная

Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, контурные карты.

Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонин

Технологическая карта

№ п/п

УУД

Деятельность

ЭOP

учителя

обучающихся

Орг. момент

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: Умение слушать.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Добрый день друзья! Я рада вас видеть и хочу начать урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя.

Создание мотивационной установки

Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в схематичной форме.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учитель загадывает обучающимся загадки.

  1. Носит бабка
    Снежную шапку
    Каменные бока,
    Закутанные в облака.
    (гора)
  2. В огне горы родился –
    От огня убежал
    С огнем разлучился
    И в небе пропал.
    (дым)
  3. Жевать – не жую
    А все поедаю, сжигаю.
    (огонь)

Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова– отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Отгадывают загадки, просматривают видеофрагмент с помощью которых определяют тему урока.

Просмотрите видеофрагмент. Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил.Учебный фильм

Попробуйте определить тему урока.

Актуализация полученных знаний

Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: Умение находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё,

Определение темы. Ответы на вопросы.

  • Скажите, о чем был сюжет видеофильма?
  • А что произошло с вулканом?
  • Скажите ребята, извержение вулкана чем сопровождалось ?
  • А чем еще извержение вулкана сопровождалось? (гейзерами)

Можем ли мы ребята сформулировать тему урока? Какова тема нашего урока?

Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке

2.Высказывают свои предположения.

Определяют цель работы на уроке.

Формулирование задач урока

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: анализ, синтез, построение речевого высказывания

– Где зарождается процесс извержения?

Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его ….

Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы …

1.Изучить внутреннее строение вулкана.

2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления.

Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения?

Итак, какая вторая задача встает перед нами?

2.Определить места размещения вулкана.

3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем.

3.Смоделировать процесс извержения вулкана

Изучение нового материала

1. Образование и строение вулканов

Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

1.Как вы считаете, как образовалась наша планета?

Учитель. Во время извержения вулканов со временем образовался ландшафт Земли.

Высказывают свои предположения.

Какие оболочки Земли нам известны?

Как по-другому называют эти оболочки?

Вулканы, которые существуют, находятся только на суше?

Где больше океанов, на суше или в океане?

А почему больше в океане, чем на суше?

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует?

– Что же такое Вулкан?

Наблюдение за демонстрацией опытов.

Выявляют причинно-следственные связи

3.Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения

Подпишите части вулкана на схеме.

Высказывают свои предположения

Запись определения в тетради

Работа со слайдами презентации и с рисунком учебника

Схема

Работа с учебником (стр 101). Прочитайте и ответьте на вопрос: какой формы бывают вулканы?

– От чего зависит форма вулкана?

– А вы знаете, что вулканы бывают действующие (Везувий, ключевая сопка) и потухшие. (Эльбрус)

Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если же извержения прекратилось совсем, их называют потухшими. Правды, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться, вновь ожить. Однажды в Исландии проснулся вулкан, который по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет.

– Вулканы бывают : конические, щитовые.

-Отвечают на вопрос

Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы

Работа с учебником.

Физкультминутка

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

3. Причина образования вулканов

Регулятивные:

Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Отдохнули, теперь продолжим урок.

1. А как вы думаете, что является причиной извержения вулкана? В тексте учебника (стр. 100-101) найдите ответ на вопрос и сравните его со своим.

2. Рассмотрите рисунок 122 на стр. 103 учебника. Назовите основные районы распространения вулканов?

1.Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте.

Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. в результате уменьшения давления раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии и переходит в жидкое Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге магмы и устремляется вверх по жерлу, изливаясь на земную поверхность.

2. Рассматривают рисунок и делают вывод , что больше всего вулканов именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана.

Работа с учебником.

Работа с контурными картами

Познавательные: Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные: Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Умение работать самостоятельно, оценивать результаты.

Организация работы по закреплению первичных знаний.

– Обучающимся предлагается подписать на контурной карте названия вулканов с использованием текста учебника и карт атласа

– Выполняют задание на контурной карте:

– Обозначают вулканы на контурной карте.

Закрепление

Познавательные: анализ, синтез, моделирование, смысловое чтение

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1. Вулканический пепел– это кусочки раскаленной лавы менее 2 мм. (ДА)

2. Вулкан-это бог огня. (ДА)

3. Самый высокий действующий вулкан России – Везувий на полуострове Камчатка. (НЕТ)

4. Люди могут препятствовать извержению вулкана. (НЕТ)

5. Вулканическая бомба-это каменная глыба(ДА)

– Отвечают на вопросы поднятием карточки

2. Составить логическую цепочку образования вулкана:

1.Литосфера разбита на литосферные плиты;(1)

2.Выбрасывается вулканический пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4) 3.Магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)

4.Литосферные плиты сталкиваются; (2)

5.Движение магмы внутри конуса происходит по трещине-жерлу; (5)

– Составляют логическую цепочку образования вулкана

Рефлексия

Домашнее задание

Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности

Регулятивные: Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли.

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока.

Оборудование для опыта: фарфоровый тигель или чашка, дихромат аммония, спирт (описание опыта - Приложение 3).

I. Организационный момент.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо.

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

Сегодня нас ждут новые "открытия".

II. Актуализация знаний.

Но сначала вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках.

Что вы можете рассказать о горах?

Как могут образовываться горы?

Как подземные силы влияют на образование гор?

Как устроена наша планета Земля? Что происходит в недрах Земли?

Как называются расплавленные горные породы?

III. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока учащимися.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре. Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное "нутро" и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.

Послушайте отрывок и подумайте, что описывал в своей книге один ученый:

":Жара была невыносимой:Мы шли по неровной почве; на нее никогда не ступала нога человека; она едва лишь зародилась; она лишь недавно затвердела, от нее исходил жар огневых бездн. Эта твердая порода переходила в волшебное тесто, из которого слеплена Земля:"

Кто догадался, о каком "волшебном тесте" идёт речь? Что произойдёт, если в земной коре появится трещина?

Кто знает, как называется такое явление в природе? (извержение вулкана)

Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (появляется табличка с надписью "Вулканы") Приложение № 1

Какие же цели мы поставим на уроке, какие "открытия" для себя сделаем?

Сегодня мы должны понять: (табличка)

Что такое вулканы?

Как устроены вулканы и почему происходит извержение?

Какое значение имеют вулканы для нашей планеты?

IV. Совместное "открытие" новых знаний. (Презентация)

1) Что такое вулканы? Почему их так назвали?

Как вы себе представляете вулкан? Что вы уже о них знаете? Откуда?

Что вы можете сказать о размерах вулканов, прочитав это стихотворение?

Вулкан - (от лат. Vulcanus - огонь, пламя). Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом.

Как на карте обозначены вулканы?

Какую форму имеет вулкан? Кто знает, о каком углублении на вершине горы идет речь?

В чём же их особенность?

2) Как устроен вулкан? (работа с учебником с.22)

Прочитайте первые два предложения второго абзаца и найдите ответ

Посмотрите на схему. Что ещё можете сказать о строении вулкана?

3) Как же происходит извержение вулкана? Прочитайте, как об этом написано в учебнике. (работа с учебником с.22)

Что можете добавить?

4) Кто такие вулканологи? Для чего изучают вулканы?

Кто уже может сформулировать понятие "вулкан"?

Прочитайте научное объяснение слова "вулкан". СЛАЙД № 8

Все, что выбрасывается при извержении вулкана, называется "продукты извержения"

На предыдущем уроке мы говорили о том, что горы "растут" очень медленно. В отличие от гор, вулканические горы иногда возникают и "вырастают" прямо на глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения вулкана Парикутин в Мексике.

Однажды мексиканский крестьянин увидел на своем поле трещину, из которой пробивался дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шел все сильнее. К концу дня под землей начались взрывы, а на месте трещины образовалась воронка. Из нее стали вылетать камни - вулканические бомбы и пепел, выливаться потоки раскаленной лавы. Через год над полем возвышалась гора, сложенная продуктами извержения высотой 430 метров, еще через год гора была 457 метров в высоту и 16 км в ширину. Каждый день из него извергалось 100 тысяч тонн лавы.

5) ОПЫТ (описание опыта в приложении № 3 )

А сейчас посмотрим химический опыт, который немного напоминает образование вулкана.(Демонстрация учителем химического опыта "Вулкан на столе").

Что мы наблюдали? Мы видели, как выбрасывались искры, чувствовали запах газа. Посмотрите, какое большое количество пепла образовалось. Вот так засыпает пеплом те здания, которые находятся рядом.

Демонстрация учителем продуктов извержения.

Эти камни я привезла с вулкана Тейде (о. Тенерифе). Последний раз он извергался 100 лет назад, а запах гари чувствуется еще и сейчас. Это спящий вулкан.

6) Виды вулканов.

Как вы понимаете выражение - спящий вулкан? Прочитайте третий абзац.

Как об этом сказано в учебнике? Какие вулканы называются потухшими?

Как вы думаете, какие вулканы будут называться действующими? Ученые специалисты считают, что каждые два года Земля рождает в среднем три новых вулкана.

А бывают ли вулканы на дне океанов? Как вы думаете, где вулканический процесс может быть более активный - на суше или на дне океана? Почему?

Как вы думаете, могут ли вулканы образовываться на территории ЯНАО? Попробуйте объяснить, почему.

7) Чем опасны вулканы?

Можем ли мы сказать, что вулканы - это опасное явление природы? Почему

8) Приносят ли вулканы пользу?

V. Первичное закрепление и расширение нового знания.

Достигли ли мы поставленных целей? Какие "открытия" сделали на уроке?

VI. Самостоятельная работа (Тест. Приложение № 2) с проверкой по эталону. СЛАЙД №23

VIII. Итог урока.

А всё ли мы узнали о вулканах? Где можно узнать?

Как вы думаете, есть ли вулканы на других планетах?

А могут ли у вулканов быть "дети"?

Следующий наш урок будет для самых любознательных, и он будет посвящён "детям" вулканов.

IX. Домашнее задание.

Раскрасить схему вулкана и подписать его части (с.22 задание № 1)

Творческое задание по выбору учащихся: вылепить из пластилина макет вулкана, составить рассказ по тексту на с. 22, сочинить сказку или стихотворение о вулкане.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему :

Цель:познакомить детей с природным явлением –вулканом, строением, видами, причинами извержения; рассказать о пользе вулканов; дать представления о профессии ученого - вулканолога.

-дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан, о его роли в природе;

-познакомить с профессией ученого – вулканолога;

-познакомить с видами вулканов, причинами извержения;

- способствовать развитию связной речи;

-закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

-воспитывать умение работать в команде.

Материалы к НОД: ИКТ, макеты вулканов (большой и маленькие, карточки – схемы, халат, фартуки с нарукавниками, защитные очки на каждого ребенка, сосуды с содой, уксусом, краской, влажные салфетки.

Планируемый результат: дети используют в речи слова, обозначающие части вулкана; владеют диалогической речью; знают и соблюдают правила безопасности при проведении опыта; имеют представление о таком явлении неживой природы, как вулкан ; расширяют свои представления о видах вулканов и о профессии ученого – вулканолога.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Александра Вячеславовна. Надеюсь, что мы с вами хорошо проведем время вместе и узнаем много интересного. Вы знаете, когда я думала, о чем же таком интересном мне вам рассказать, я случайно наткнулась на одну интересную книжку, в которой прочитала очень интересную легенду. Сейчас я вам ее расскажу, а вы послушайте внимательно, а потом скажете мне, о чем же мы будем беседовать. Усаживайтесь поудобнейи слушайте внимательно.

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем беседовать?

Дети: О вулканах.

Воспитатель: Все верно! А вы знаете ребята, в нашей стране, в России, тоже есть вулканы. Давайте посмотрим на карту и скажем, где же чаще всего встречаются вулканы.

СЛАЙД с изображением карты России, на которой отмечены вулканы.

Воспитатель: Обратите внимание, вулканы обозначены красными кругами и больше всего их на Камчатке. А вы бы хотели увидеть вулкан?

СЛАЙД с изображением взлетающего вертолета.

СЛАЙД с изображением города с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, над чем мы пролетаем?

Дети: над городом

Воспитатель: Как выглядит город с высоты?

Дети: С высоты все кажется маленьким: и дома, и луга, и люди!

СЛАЙД с изображением леса с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: А сейчас мы над чем пролетаем?

Воспитатель: Совершенно верно! Посмотрите, как с высоты кажутся маленькими даже самые высокие деревья!

СЛАЙД с изображением моря с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: А это что?

Воспитатель: Как красиво море с высоты! Вам нравится?

СЛАЙД с изображением гор с высоты летящего самолета.

Воспитатель:А что же это, ребята?

Воспитатель: Вот мы и прилетели, наш вертолет идет на посадку.

Музыка стихает. Дети встают со стульев.

Воспитатель: Вот мы и прилетели на Камчатку. Ой, ребята, посмотрите, какая большая гора (макетизвергающегося вулкана). Но это не простая гора. Посмотрите, что это?

Дети: Эта вулкан.

Воспитатель: Да, ребята, это вулкан. Посмотрите, как он извергается. Это действующий вулкан. Действующий – это тот, который извергает лаву. Давайте отойдем от него, ведь находиться рядом с действующим вулканом очень опасно (дети отходят от вулкана и подходят ближе к проектору.)

Воспитатель: Существуют также и другие виды вулканов. Давайте мы с вами сядем на стулья и посмотрим на экран.

СЛАЙДЫ с изображением действующего, спящего и потухшего вулкана.

Действующий - это тот который извергает лаву.

Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.

Воспитатель: А вы бы хотели узнать, почему вулканы просыпаются и что находиться внутри вулкана?

СЛАЙД с изображением внутреннего строения вулкана.

Дети: Потому что она очень горячая

СЛАЙД с изображением лавы.

СЛАЙД с изображением вулканологов

Ветер веет над горами,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над нами носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

(Дети присаживаются на корточки.)

Повторяется 2 раза.

Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию (дети подходят к магнитной доске с карточками). Во всех лабораториях есть правила. О каком правиле говорит эта карточка? А эта? (показ карточек с правилами)

1. Одеть специальную одежду (фартуки и нарукавники) (дети одевают фартуки и нарукавники)

2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно

3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Воспитатель:А теперь давайте пройдем к столу. Ребята, посмотрите внимательно, у меня на столе макет вулкана. Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?

Дети садятся за столы и сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось запустить вулкан? Что интересного вы узнали сегодня, что вам больше всего запомнилось? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана? Есть ли польза от вулканов, какая?

Воспитатель: Вы просто молодцы, из вас получились прекрасные вулканологи. Но сейчас нам пора возвращаться в детский сад, прошу занять свои места в вертолете.

Дети садятся на стулья и летят в группу (СЛАЙД с изображением вертолета).

Вот мы и в детском саду. Большое спасибо вам за работу, мне было с вами интересно работать. До скорых встреч.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание:

- познание: сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога;

- коммуникация: расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.

- социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

- б езопасность : сформировать безопасное поведение при проведении опытов;

- художественное творчество: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования.

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1, 2).

Итак, приступаем к изучению вулканов ( слайд 5 )

- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?

Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.

- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 6)

Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне (слайд 7).

- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. (слайд 9).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 9, 10 ) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.

-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 13, 14).

Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)

В пемзе много дырочек.

- А у камней есть дырочки?

- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

- Как же это можно проверить? (ответы)

- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)

Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.

- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 15).

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

- Извержение вулканов (слайд 18) угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

(слайд 19 ) Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Вот сегодня я предлагаю попробовать разбудить наш вулкан. Пока он еще уснувший, но мы его разбудим.

Что нам потребуется для того чтобы разбудить вулкан? Нам потребуется макет вулкана, моющее средство, вода, сода, уксус. Мы с вами заранее приготовили макеты вулкана. Как вы думаете, что означает знак на бутылочке с уксусом? Правильно, эту жидкость может взять только взрослый. Помещаем внутрь вулкана 3 ч. л. соды, 1ч. л. моющего средства, немного красной краски, воды, а теперь жидкость с особым знаком. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан.

А вы хотели бы сами разбудить вулкан? Для вас я приготовила схему этого опыта. Давайте закрепим последовательность проведения опыта. У каждого из вас есть макет вулкана. Насыпаем в наш макет вулкана соду, добавляем немного краски, воды, моющего средства. И теперь я вам добавлю сама наше волшебное средство - уксус.

Дети проводят опыт.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам нарисовать вулкан. Для этого нам понадобится бумага и цветные карандаши.

- Как вы думаете, какого цвета карандаши нам нужны? (ответы детей)

Молодцы! Все вы справились со своими заданиями.

- Ребята, вам понравилась наша встреча? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).

Читайте также: