Конспект логопедического занятия строим дом

Обновлено: 08.07.2024

Воспитание уважения к труду строителей; любви к родному дому и близким; расширение представлений об окружающем мире.

Оргмомент. Демонстрация роликов из интернета и сюжетных картин по теме. Предположения детей по ходу просмотра, что делается и поправки к ним педагога.

Сначала архитектор делает наброски, затем составляет более точный проект, его утверждают специалисты, нанимают подрядчиков, бригадой которой управляет прораб и планирует действия остальных рабочих (экскаваторщиков, бетонщиков, каменщиков, штукатуров, маляров, плиточников, отделочников). Дом построен и принят к эксплуатации комиссией специалистов. Далее происходит заселение квартир жильцами, которые получают свой адрес (Знаете ли вы свой адрес?) и прописку. Они обустраивают квартиру по своему вкусу. Могут переклеить обои, перекрасить стены и обставить квартиру своей мебелью и бытовой техникой, добавить элементы декора (шторы, подушки, комнатные цветы, вазы, украшения, игрушки).

Каждую комнату оборудуют по-разному, ведь у каждой комнаты своё назначение.

Подбери подходящие предметы. Что нужно поставить в детскую? (детскую кровать, можно двухъярусную, если в семье двое детей, комод; ящик или контейнер с игрушками; на стене развесить детские или семейные фотографии; шкаф с деткой одеждой; стол для занятий рисованием, лепкой, собиранием лего). А что обычно ставят в зал? (Большой диван для родных и гостей, телевизор, журнальный столик, стенку, книжные полки, статуэтки, фотографии и грамоты в рамках, предметы старины). А в спальне родителей что обычно стоит? (двуспальная кровать, прикроватные тумбочки с торшерами, шкаф или комод для одежды).

Мы все любим свой дом и после путешествий рады возвращению. Почему? (Нас там ждут родные, там нам всегда рады, мы себя чувствуем комфортно и уютно). А почему раньше дом называли очагом? (Первобытные люди жили в пещерах и там было очень важно не дать огню, то есть очагу, погаснуть, так как от очага зависело тепло, приготовление пищи, безопасность и уют). За домашним очагом и порядком в доме чаще следит кто? (Мама, бабушка, женщина). Поэтому мы все очень рады, когда мама дома или приходит с работы. Не меньше мы рады и папе. Ведь он обеспечивает семью едой, одеждой и всем необходимым или зарабатывает на это деньги. Кроме того он находит время поиграть с детьми, почитать сказку перед сном, хотя он очень устаёт на работе. О родных надо заботиться. Ведь главное не то, насколько ваш дом богат, а то, как относятся друг к другу все родные. Но не будем забывать, что без строителей очень сложно обрести или самим построить дом и поговорим о них.

Кому что нужно для работы? Архитектору нужны бумага, чертежи, линейка и главное, знания. Экскаватором управляет … экскаваторщик. Ему нужны знания в составе почвы и умение управлять. Прорабу нужны организаторские способности, чтобы быстро и качественно построить и сдать дом. Каменщику нужны бетономешалка, раствор цемента с песком и водой, чтобы этим раствором скреплять и класть кирпичи. Плиточнику также нужен такой раствор, чтобы на него специальным шпателем клеить плитку, а чтобы получилось ровно, ему ещё нужен уровень. Как нужен он и штукатуру, чтобы выровнять раствором стены. А что нужно маляру? (Кисть, валик, грунтовка, краска, колер). Что покупают родители, когда хотят поклеить обои? (обои, клей, пластмассовый шпатель). А теперь, когда вы больше знаете о материалах и инструментах, …

Назовите предмет по его описанию:

Жилой, кирпичный …______, черепичная, покатая________,

Уютная, светлая__________, узкий, длинный_____________,

Крутая, винтовая ____________, рабочий_______________,

Открытое, пластиковое _______, стальная (металлическая)__

Высокий, белый _______________, паретный____________

А теперь подберите подходящее по смыслу действие :

Строители__________ дом. Крышу___________ железом.

Лифт_____________на этаж. В ванной_____________дом.

На кухне _________ обед. В прихожей___________обувь.

Когда предметов много , мы говорим не лес, а …леса.

Дом - ________/ Окно - _________/Кресло -____________

Стекло - _________/ Номер - _________/Город - _________

Село - __________/Дерево -___________/Парк -___________

Скамья - _________/Горожанин - _________/Селянин -_____

Колхозник - __________/ Подъезд - _________/Потолок -___

Этаж -__________/Дверь - _________/Стена - ____________

Житель - ___________/ Изба -_________/Терем - __________

Квартира - __________/ Адрес - ___________Горница_______

Чистоговорка-загадка : Жи (3), в нашем доме этажи.

Жа (3), надо мной 2 этажа,

Жа (3), подо мной 2 этажа,

Же (3), на каком я этаже?

То не град, то не гром – кровельщик на крыше

(стоят кружком, стуча кулачками, тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьёт он громко молотком (Бьют кулаками)

Вся округа слышит (Закрывают уши руками)

Он железом кроет дом (изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нём (Наклон, достать носки руками)

Ребята, подберем теперь слова с противоположным значением. Подбор антонимов и предметов к качествам.

Новый - ______________/Просторный - _____________

Светлая - _______________/ Открытая - ______________

Высокий - _______________/ Дорогой - _______________

Твёрдая - ________________/ Шершавая - ______________

Закончи фразу . Мой дом … Около подъезда … В моей комнате … На крыше … За стеной … Перед окном … На полу…

Демонстрация разных видов жилья : пещера, шалаш, хата, изба, землянка, юрта, чум, замок, дворец, терем. Предположения детей о том кто и когда мог там жить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы "Стройка ".

Конспект подгруппового занятия в старшей речевой группе.


Тематическое планирование на неделю Стройка. Профессии на стройке. Презентация.

Старшая группа. Тематическое планирование на неделю. Стройка. Профессии на стройке. Презентация.


Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему:" Стройка.Профессии на стройке. Дом и его части."

Цель: Расширение и закрепление представления о профессиях людей, работающих на стройке.


Конспект НОД "Путешествие на стройку"


Задания воспитателю по лексической теме "Стройка. Профессии на стройке"

Материал содержит набор речевых игр и упражнений для развития лексико - грамматического строя речи, темпо - ритмической стороны речи, а также загадки и стихотворения в рамках лексической темы. Позволи.


Проект в подготовительной группе "Профессии на стройке. Инструменты для стройки".

Проект в подготовительной группе "Профессии на стройке. Инструменты для стройки".

Тип занятия: подгрупповое.

Возрастная группа: старшая.

Обогащение словаря: каменщик, плиточник, маляр, штукатур, автокрановщик, архитектор.

Активизация словаря: одноэтажный, многоэтажный; деревянный, кирпичный, блочный; высокий, низкий; фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Ход занятия:

1. Мотивационный

Л: Ребята, мы попали в Лего-страну. У ее жителей, лего-человечков Тима и Дена случилась беда. На их город налетел шторм и поломал дома. А почему это случилось?

Д: Дома были некрепкими.

Л: Что теперь делать человечкам, им негде жить?

Д: Нужно построить новые дома, более крепкие.

Л: Верно, лего-человечкам нужно помочь, а как это сделать правильно нам подскажут люди разных профессий, связанных со строительством.

2. Ориентировочный (показ презентации)

Л: Сначала дом нужно спроектировать на бумаге. Это делает архитектор. Расскажите, из каких частей состоит дом?

Д: Фундамент, стены, крыша, окна, двери.

Л: Как называется дом, в котором один этаж? Два этажа? Три этажа? Много этажей?

Д: Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный.

Л: Из каких материалов строят дома?

Д: Кирпичи, блоки, бревна.

Л: Если дом из кирпича (камня, бетона, дерева), то он какой?

Д: Кирпичный, каменный, бетонный, деревянный.

Л: Архитектор сделал план дома для лего-человечков: один для Тима, другой для Дена.

Дети открывают конверты с планами и дают описание дому: одноэтажный дом с двумя окнами, двухэтажный дом с одним окном на каждом этаже.

Л: Архитектор составляет план будущего дома, а дальше начинается строительство. Расскажите, кто трудится на стройке.

Д: Каменщик, плиточник, маляр, штукатур, автокрановщик.

Л: Здесь также много строительной техники.

Д: Автокран, бетономешалка, самосвал, грузовик.

Снова утро и пора на работу мастерам
(потянуться руками вверх, встать на носки) Кладет каменщик кирпич за кирпичом – Растёт этаж за этажом. (Изобразить движения каменщика)
Поднимет все подъемный кран,
Он богатырь и великан. (Наклониться вперед, поднять руки вверх).
Красить комнаты пора- пригласили маляра.
(Движения руки с кистью) Строим, строим новый дом!
Дружно в доме заживем! (Шагать на месте).

3. Исполнительский

(дети садятся за столы)

Л: Приступим к постройке домов. Грузовик привез строительный материал. Выбирайте себе детали и начинайте строительство.

Д: собирают домики.

Л: Расскажите, какие дома у вас получились?

Д: Я построил двухэтажный кирпичный дом. Я построил одноэтажный дом с двумя окнами.

4. Рефлексивный

Л: Ребята, лего-человечки придумали небылицы. Послушайте и исправьте неверные утверждения.

Штукатур делает чертеж дома.
Бетономешалка возит кирпичи.
На стройке можно гулять детям.
Дома бывают двухэтажными.
Кирпичи прибивают гвоздями.
На стройке нужен цемент.
Дети исправляют ошибки.

Л: Тиму и Дену очень понравились дома, которые вы для них построили они тоже решили стать строителями. Посмотрите, какие инструменты они для подготовили для строительства и скажите, все ли правильно они сделали?

Мастерок, каска, кирпич, иголка.

Молоток, гвозди, пила, шприц.

Д: убирают лишнюю картинку.

5. Перспективный

Л: Тим и Ден решили в будущем стать строителями, а вам понравилась эта профессия? Почему? Что бы вы построили, став строителями?

Логопед : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень,

На занятье не зевать,

Красиво четко отвечать.

Ой, ребята, что это:

Ветерок весенний крутит, вертит

В комнату влетел конвертик

Ну-ка Лида посмотри, что-ж в конвертике, внутри.

Давайте посмотрим от кого это письмо и что-же там. Это оказывается письмо от Незнайки. У нас он просит помощи.

-Ребята, помогите мне закончить стихотворение и нарисовать отгадку.

Доски на гору везем,

Будем строить новый (дом)

Ребята, посмотрите и на изограф и прочитайте его. (Приложение №1) Правильно, это слово – ДОМ. Сегодня мы с вами поговорим о доме.

Приготовили пальчики: «Посмотри на дом с трубой

А теперь на свои места сядут те дети, которые правильно назовут мне дом.

– скворечник, гнездо; для кур – курятник; для рыбок – аквариум; для попугаев – клетка; для автобусов, троллейбусов – депо; для королей и принцесс – замок)

2. Введение в тему.

2 задание: Незнайка: -Помогите мне вспомнить профессии людей, которые заняты в строительстве дома.

Логопед : Ребята, а как вы думаете, перед тем, как строить дом, что нужно сделать? Правильно, сделать чертеж. А как называется человек, который изготовляет рисунок и чертеж будущего дома? – Архитектор. Вспомните и назовите профессии людей, которые помогают строить дом? – Дети отвечают: каменщик, маляр, штукатур (логопед вывешивает сюжетные картинки, изображающие данные профессии)

- А что делает каменщик? – Каменщик выкладывает стены из кирпича.

- А что делает маляр? – Маляр красит стены краской.

- А что делает штукатур? – Штукатур штукатурит стены раствором

3. Работа по теме.

3 задание: Незнайка: Научите строить дом и выкладывать звуковой анализ на слова обозначающие части дома.

Логопед : А теперь помогите построить мне дом. Вы мне будете говорить, из каких деталей состоит дом, а я его буду строить. Дети называют части дома (фундамент, стена, окна, крыша, труба, а логопед на доске прикрепляет эти части дома и выкладывают звуковой анализ на эти слова. (Приложение № 2). А что еще в доме должно быть? – Дети отвечают: балконы, подъезды, лестницы, лифты, квартиры.

Логопед : Ребята, на этом столике лежат конверты. В конвертах с синими прямоугольниками простые задания, в конвертах с зелеными прямоугольниками – сложные задания, а в конвертах с красными прямоугольниками – очень сложные задания. (каждый ребенок должен подумать, встать, подойти к столику, и выбрать себе конверт, с заданием которого он справится).

Логопед : В конвертах находятся части дома, и вы, как строители, должны построить каждый свой дом. (Приложение № 3). А теперь посмотрите на свои дома и на мои дома и ответьте мне, если в доме один этаж, то мы говорим, что дом…одноэтажный, а если два этажа? три? четыре? пять? десять? А если много этажей? Много квартир? Молодцы, справились с задание.

Логопед : А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

(Дети выходят из-за столов, встают в круг, логопед стоит в центре с мячом)

Логопед : Высокий – ребенок отвечает: низкий и т. п. (далекий, быстрый, громкий, широкий, толстый, красивый, большой, новый, белый, опускать, закрывать, заходить, включать).

Логопед : Ну, молодцы, и отдохнули, и выполнили задания Незнайки дом построили, ну а теперь вам нужно рассказать, какой у вас получился дом, сколько в нем этажей, балконов. Я вам буду показывать цифру, и называть слова, а вы мне будете быстро отвечать, четко проговаривая окончания.

Дом – многоэтажный дом, Балкон – большой балкон,

Окно – чистое окно, Звонок – дверной звонок,

Дверь – деревянная дверь, Крыша – красная крыша.

8. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание Незнайки.

Без шофера, без колес

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт)

Детям предлагается выучить эту загадку.

9. Развитие мелкой моторики. Графический диктант.

Логопед : Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать архитекторами и начертить свой собственный дом. (Дети встают, подходят к столу, берут листочки в клеточку, простой карандаш и садятся на свои места).

Логопед диктует : 8 клеток вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 8 вниз, 6 влево. Посередине нарисуйте окошко. (Приложение № 4)

10. Итог занятия. Наше занятие закончилось. Вы все очень хорошо поработали. Что нового вы узнали? А что вам понравилось на занятии? Какое настроение у вас после занятия?

Читаем и строим Цель: заинтересовать в чтении книг. Иногда бывает сложно привить любовь к чтению у детей. Пока они маленькие, можно чтение книг превратить.

Мы строим дом для нашего участка (вторая младшая группа)

Мы строим дом для нашего участка (вторая младшая группа) Цель: развивать связную речь детей в процессе аппликации. Задачи:Учить детей создавать аппликативные композиции. Совершенствовать изобразительную.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи:

Закреплять знания детей о профессии строитель, об этапах строительства дома.

Продолжать учить детей составлять простые распространённые предложения с включением в них названий строительных профессий.

Формировать планирующую функцию речи (работа с карточками-схемами, изображающими этапы строительства дома; планирование детьми своей роли в будущей игре).

Упражнять в словообразовании: числительное – прилагательное, существительное – существительное.

Развивать внимание, мышление при работе с карточками-схемами.

Воспитывать интерес к труду взрослых, в том числе и к профессии строитель.

Ход занятия:

Педагог называет глаголы - действия, характерные для конкретной профессии, дети узнают и называют профессию.

Основная часть.

Педагог рассказывает детям о том, что на стройке работают люди разных специальностей. Логопед называет специальность, дети отыскивают рабочего этой специальности на картине, называют действия, которые выполняет этот рабочий.

По аналогии рассматриваются специальности: шофёр, экскаваторщик, крановщик, каменщик, плотник, слесарь, маляр.

Педагог обращает внимание на то, что все рабочие одеты в спецодежду. Обговаривается её необходимость: свободные высказывания детей с последующим подведением итога педагогом.

Физминутка. Упражнения детей по инструкции педагога.

Педагог обращает внимание детей, что дом строится по этапам. Вносятся карточки-схемы, изображающие этапы строительства дома: котлован, фундамент, стены, крыша, окна, двери, трубы, покраска. Индивидуальное и хоровое называние этапов стройки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, речевое дыхание, зрительную память, совершенствовать общую и мелкую моторику рук, артикуляцию, вырабатывать координацию речи и движений, воспитывать выразительности движений.

Дата _______________ № урока_____________

Класс ______________ Группа ______________

Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, речевое дыхание, зрительную память, совершенствовать общую и мелкую моторику рук, артикуляцию, вырабатывать координацию речи и движений, воспитывать выразительности движений.

Предметные: формировать двигательные навыки и умения, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений; знакомить детей с творчеством, расширять и активизировать словарь по теме.

Метапредметные: уметь выполнять задания по инструкции логопеда, работать сообща; уметь перевоплощаться, уметь согласовывать музыку с движением.

Личностные: воспитывать и развивать чувство музыкального ритма, воспитывать личностные качества, чувства коллективизма.

Оборудование: зеркала, картинки (котлован, самосвал, экскаватор, подъемный кран), картонный дом, компьютер, колонка, смайлики.

Ход занятия

1.Вступительная часть

-Ребята, какое время года? Месяц? Какие зимние месяцы вы еще знаете?

-Отгадайте загадку:

В нем живет много людей,
Что это? Ответь скорей. (дом)

-Ребята, о чем эта загадка? Верно, о доме! Сегодня мы с вами будем строить дом. За каждое выполненное упражнение мы будем собирать кирпичи, и в конце занятия у нас получиться большой и красивый дом!

2.Основная часть

-Сначала надо вырыть большой котлован. Это нам поможет сделать экскаватор.

Экскаватор чем хорош?

У него огромный ковш.

Он усталости не знает,

Целый день себе копает.

-Гвозди, молоток и клещи —

Нужные в работе вещи.

Молоток стучит: «Тук-тук!

-Итак, следующее задание – это артикуляционная гимнастика. Что такое артикуляционная гимнастика? Зачем мы ее каждое занятие с вами выполняем?

Артикуляционная гимнастика (окошко, маляр, подъёмный кран, красим стены, молоточек, забор).

Дыхательная гимнастика

Произнести на одном выдохе слоги:

-Еще на стройке необходима машина-самосвал.

Можно нагрузить немало

В мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё, что нужно

Быстро, весело и дружно!

Руки на пояс, права нога вперед-произносим звук [а], левая нога вперед – произносим звук [о].

Кладем 1 кирпич.

-Посмотрите, ребята, мы уже положили 3 кирпича! Идем дальше?

-Но что-то кажется мне, что поднимать кирпичи тяжело. Что может облегчить нам работу?

-Правильно, подъемный кран!

-Ребята, посмотрите на картинку. Подъемный кран какой? (большой, высокий). И сейчас мы с вами будем показывать голосом как высоко он поднимает грузы.

-Пропеваем звук У, руки вверх поднимаем –звук повышается, руки опускаем вниз-голос понижается. (кладем еще 1 кирпич)

Чистоговорки:

МА – МА – МА - деревянные дома

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом

ОМ – ОМ – ОМ - двухэтажный дом

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому

НА – НА – НА – покрашена стена

ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени

Кладем 1 кирпич.

Вдохи-выдохи.

Кладем 1 кирпич.

Кулачками стучат друг о дружку

Целый день: "Тук-да-тук"

Раздается звонкий стук.

"Крыша" над головой.

Строим дом, дом большой

Ручки "Полочкой" перед собой.

И с крылечком и с трубой.

Движения руками "красим"

Разукрасим наш дом,

Машут ладошкой наверху.

Наверху флажок прибьем.

Принесем мы цветов

Руки вперёд, ладошки кверху.

Новый дом, встречай жильцов.

Кладём 1 кирпич.

Дыхательная гимнастика:

-Ребята, посмотрите какой дом мы построили! Давайте посчитаем, сколько кирпичей мы собрали? У этого дома еще и крыша есть!

3.Заключительная часть

-Ребята, что мы с вами сегодня делали? Понравилось ли вам?

-Какие трудности были? Какие упражнения выполняли?

-Каким шариком вы себя оцените?

-Давайте мы сейчас головы положим на ручки, на парты и отдохнем (под мелодию).

Читайте также: