Конспект урока по обучению грамоте звуки речи

Обновлено: 01.07.2024

- Мы с вами делали ещё одно открытие про слова: какие они бывают?

- Вот, например, ДРУЧКА – это настоящее слово или нет? Почему?

(ненастоящее, потому что ничего не обозначает)

- А вот слово РУЧКА какое? Почему?

(настоящее, потому что обозначает вещь, которой пишем)

- Скажите ручка и слово ручка – это одно и то же или нет?

(учитель показывает ручку и убирает её, чтобы дети объяснили разницу)

- Можете ли выделить слоги в слове ручка? Давайте выделим.

(хором делят слово на слоги)

- Сколько слогов получилось?

физминутка

III. Изучение нового.

- Итак, значит, ручка – это вещь, предмет. А из чего она состоит?

(учитель показывает части ручки, разобрав её: стержень и корпус)

- Такие части есть в этой вещи – ручке. А как вы думаете, в слове ручка тоже есть стержень и корпус?!

- Из чего же состоят слова?

(рассуждения учащихся, напомнить о видах речи, что нас интересует из чего состоят слова устной речи, т.е. те, которые мы произносим )

- Сделаем вывод: слова устной речи состоят из звуков.

физминутка

а) упражнения в определении количества звуков

- Давайте мы с вами попробуем отыскать и назвать те звуки, из которых сложилось слово ручка.

(коллективно: вначале учитель произносит протяжно и членораздельно каждый звук, а потом ещё раз вместе с детьми, одновременно с этим, учитель крепит на доске квадратики, обозначающие звуки в слове – 5 квадратиков)

- Посмотрите, вот так, при помощи квадратиков, мы с вами будем обозначать звуки нашей речи.

- А теперь проверим, правильно ли мы составили звуковую схему слова ручка.

(прочитывают по схеме, произнося каждый звук слова)

- Сколько звуков в слове ручка?

- Итак, из чего состоят слова в устной речи?

- Сделаем вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.

в) тренировочные упражнения

- А сейчас посидите тихо-тихо и послушайте: не услышите ли вы какие-то звуки.

(учитель включает из сотового телефона различные звуки: лай собаки, кряканье утки, ржание лошади, мяуканье кошки, звук сирены; дети объясняют, какой звук услышали)

- Вокруг нас можно услышать разные звуки. Давайте выясним, какие ещё можно услышать звуки. Поможет нам в этом букварь.

а) беседа по картинкам стр. 22

- Рассмотрите картинки и объясните, какие звуки мы можем услышать?

(учащиеся объясняют по каждой картинке, что они могут услышать)

- Итак, мы выяснили, что вокруг много звуков, но все они отличаются от звуков нашей речи. Как вы думаете чем?

(учащиеся высказывают свои мнения)

- Из этих звуков нельзя получить слова.

б) работа со звуковыми схемами стр. 23

- Авторы букваря задумали слова и предлагают нам их разгадать. Но сначала надо научиться понимать задания, которые нас просят выполнить.

- Посмотрите на верхний ряд картинок и на звуковые схемы под рисунками. Из скольких звуков должны состоять задуманные автором слова?

- Предположите, какие это могут быть слова?

(учащиеся предлагают слова: ау и уа)

- Проверим, подходят ли эти слова к схемам. Сейчас будем произносить каждый звук слова и обозначать его квадратиком. У вас на столах лежат конверты с квадратами. Достаньте их.

(задание выполняется коллективно: учитель на доске, а учащиеся на партах, а потом схемы сравниваются)

* аналогично проводится работа со словами усы и осы

в) работа по выделению звука в слове

- Посмотрите на картинки нижнего ряда. Кто догадается, какие звуки мы должны в них выделить и назвать?

(выделяются и называются первые звуки, а потом сравниваются пары слов: слова разные, но что их сделало разными?)

• Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.

• Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку.

• Развивать пространственные представления.

• Развивать логическое мышление.

Демонстрационный материал: музыкальные инструменты, предметные картинки.

Раздаточный материал: карандаши, карточки, звуковые линейки.

Словарь: звук, согласный звук, гласный звук.

1. Организационный момент.

Дети по звуку должны узнать, какой музыкальный инструмент издаёт этот звук.

- Мир полон звуков – живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.

3. Знакомство с гласными звуками.

- Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.

- Попробуйте пропеть: ааа, ууу, ооо, эээ.

А – о – у – ы – э – и – гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков.

- Какие звуки вы услышали и произнесли?

- Как вы определили, что это гласные звуки?

- Какие гласные звуки вы знаете?

Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Знакомство с согласными звуками.

- Среди звуков речи есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.

Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук.

И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук Д.

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.

6. Работа с карточками.

7. Итог занятия.

- Какие звуки мы научились различать?

Стихи про гласные звуки Я работаю на дошкольном логопункте. Для мотивации и интереса к занятиям, придумываю для детей различные стихи и рассказы про звуки, сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление умений выделять звуки из слов и обозначение звуков на письме.

Задачи урока:

образовательная: повторить и закрепить выделение звуков из слов;

развивающая: развивать фонематический слух учащихся и правильную устную речь;

воспитывающая: воспитывать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

Метапредметные:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ звуков;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

Предметные: умение выделять звуки в речи.

Нормативно-методическое обеспечение урока:

2) Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса, составленное на основе рабочей программы по обучению грамоте;

3) Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса. В 2-х ч. Ч. 1 / М.С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 112 с.

4) Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для первого класса. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 448 с.

Оборудование: интерактивная доска и информационное обеспечение урока: презентация PowerPoint.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звуки речи.

Цели: — выяснить, что звучащее слово состоит из звуков человеческой речи.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: Вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи; применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

1 Этап. Мотивация.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

- Начинаем наш сегодняшний урок обучения грамоте.

2 Этап. Актуализация знаний.

-Скажите, что нового вы узнали на прошлом занятии? (что такое речь)

-Какая речь бывает? (устная и письменная)

-Почему она так называется?

-Из чего состоит речь? (из предложений)

- А предложения из чего состоят? (из слов)

3 Этап. Создание проблемной ситуации.

-Посмотрите ребята на картинке 2 домика. Чем они отличаются друг от друга? (они сделаны из разного материала, один из бревен, а другой из кирпича)

-Посмотрите, а чем отличаются вот на этой картинке ведра? (одно из пластика, другое из металла).

-Какой вывод можно сделать? (каждый предмет состоит из какого-то материала)

-А из чего состоят слова? Из какого материала? (скорее всего дети ответят из букв)

-А может ли слово “жить” без букв?

- Разве слово не может работать, если нет букв? (Дети могут усомниться в точности своего ответа.)

-Мы сейчас с вами разговариваем, произносим слова, но букв вы не видите.

-Вот подумайте, маленький ребенок не знает буквы, но произносит маленькие слова.

4 Этап. Физминутка.

5 Этап. Первичное усвоение знаний.

- Давайте сделаем вывод, из чего состоят слова? (из звуков)

-Но, ребята, сейчас во время физминутки мы с вами тоже слышали звуки.

-Какие это были звуки? (звуки дождя, града)

-Может быть из них состоят слова? Почему нет? (это звуки природы)

-А слова состоят из каких звуков? (звуков речи)

- А звуки можно увидеть? (НЕТ, ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ)

-А что можно увидеть? (буквы)

А) Работа с таблицами Шульте

Б) Работа со скороговорками

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

В) Пальчиковые игры.

Да, да, да. Дети растирают ладони

Наступили холода. Растирают ладонями локти, правой-левый, левой-правый.

Да-да-да. Растирают ладони.

Превратилась в лёд вода. Трясут кистями рук.

Ду-ду-ду. Растирают колени.

Поскользнулся я на льду. Приседают на конец фразы.

Ду-ду-ду Растирают ноги ниже коленей.

Я на лыжах иду Пружинка с взмахами рук вдоль туловища.

Ды-ды-ды Растирают уши.

Вижу заячьи следы Машут ладонями попеременно над головой.

Ди-ди-ди. Прыжки на месте.

Ну-ка, заяц, погоди! Садятся на стульчики.

- Учитель включает различные звуки природы, музыкальных инструментов, а ученики отгадывают их.

Тема . "Звуки человеческой речи как строительный материал слов.

Способ выделения звуков в слове".

Учитель начальных классов

2012– 2013 учебный год.

Тема . "Звуки человеческой речи как строительный материал слов.

Способ выделения звуков в слове".

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить детей со звуками человеческой речи как строительным материалом слов и способом выделения звуков в слове.

Образовательные: сформировать представление о звуках речи; познакомить со способом выделения звуков в слове, применяя его практике ;

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

- выделять звуки речи;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

- усвоение правил выделения звуков речи;

Организация образовательного пространства

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

- мультимедийный проектор или интерактивная доска;

- мультимедийные презентации к уроку:

I. Актуализация знаний.

У. А что мы знаем о словах?

Д. Слова могут называть предметы.

– Еще слова могут называть действия.

– Еще есть "служебные слова – они помогают другим словам связываться в высказывания.

У. Как вы думаете, мы все уже знаем с вами о словах? А что вы еще хотели бы узнать о словах? Что мы сегодня будем изучать?

II. Постановка и решение задачи урока.

У. Конечно, мы еще не все знаем о словах.

Тема урока. Слайд№2

Наши друзья первоклассники Маша и Алеша тоже еще не все знают о словах. Как-то раз они шли по улице и увидели два домика: кирпичный и деревянный. Маша подумала и сказала: "Смотри, все из чего-то сделано. Вот этот домик сделан из кирпичей, а вон тот – из бревен .

А из чего же сделаны слова?" А как бы вы, ребята, ответили на Машин вопрос? (букв)

У. Хорошо. А у кого из вас есть младшие братья и сестры, которые умеют говорить? Поднимите руки. А подумайте и скажите: когда маленький ребенок говорит слова, эти слова из чего состоят?

У. Но ведь маленькие дети еще не знают букв. Из чего же состоят слова, которые они произносят?

Слова состоят из звуков, мы их слышим.

У. Ребята, у нас два ответа на Машин вопрос. считает, что слова состоят из букв, а считает, что слова состоят из звуков.

У. Разобраться. Давайте подумаем. Вот я сейчас говорю слова. А видите ли вы буквы?

– А где можно увидеть буквы?

– На доске – у нас вон в том углу написаны буквы. У (стирает написанные буквы). А теперь есть буквы?

Д. Нет, вы их стерли.

У. А слова есть? Я говорю слова?

– Вы их слышите? Из чего же они состоят: из букв или из звуков, которые вы слышите?

У.– Ребята, звуки, конечно, бывают разные. Вот послушайте.

Учитель включает аудиозапись. Дети слушают пение птиц, шум дождя, шум мотоцикла, чтение стихотворения.

– Какие звуки вы услышали?

Д. Мы услышали, как поют птицы, шумит дождь, шум мотоцикла.

– Как артист рассказывает стихи.

У. Чем же отличаются звуки, из которых состоят слова в стихотворении от других звуков – шума?

Д. Они четкие, мы их понимаем.

У. А почему мы их понимаем? Кто их издает, произносит?

У. Мы сказали, что слова состоят из звуков, но не из любых. Из каких же?

Слова состоят из звуков человеческого голоса или лучше сказать – из звуков человеческой речи.

У. Поднимите руки кто согласен? [м], [а]. Вы поняли что я сказала?

Мы же не произносим просто звуки [а], [б].

Мы их как бы связываем в одно слово.

Звуки сливаются в слове, слово состоит из связанных звуков.

У. Хорошо. Итак, как же мы теперь ответим на Машин вопрос: из чего состоят слова? Ответьте хором.

Д. Из связанных звуков человеческой речи!

У. А теперь попробуем показать наш вывод на модели слова.

Наш знакомый дядюшка Ага тоже составил модель. Он показал, что слово состоит из звуков так:

– Как вы думаете, что обозначают квадратики в этой модели?

Д. Звуки! Сделайте себе такую модель.

IV. Постановка задачи на выделение звуков в слове.

У. Мы выяснили, что слово состоит из звуков человеческой речи. А вы умеете выделять звуки в слове?

– Мы в детском саду учили гласные и согласные звуки.

У. Замечательно! Откройте Букварь на с. 26. Рассмотрите картинку на середине страницы. Что здесь нарисовано?

Д. Это фотография Машиной семьи.

У. Произнесите слово "фотография". Посчитайте звуки в этом слове. Сколько звуков получилось?

У. Ну вот! А говорили, что умеете выделять звуки в слове! Это просто или сложно?

У. А хотите научиться выделять и считать звуки в слове правильно, без ошибок?

У. Тогда дедушка Ус научит вас этому. Он советует произносить каждый звук в слове протяжно, долго. Попробуем?

V. Звуковой анализ: выделение звуков в слове на основе заданной модели

Учитель показывает картинку, на которой нарисован сом.

У. Назовите этот предмет.

У. Дедушка Ус подсказывает нам, что в этом слове три звука.

Учитель рисует модель:

– Нам нужно услышать каждый звук в этом слове и поселить его в свою клеточку.

Учитель произносит вместе с детьми: [с-с-с-с-с о м]. Пока дети тянут первый звук, учитель заштриховывает первую клеточку. Точно так же учитель с детьми работают со вторым и третьим звуками.

– Вот мы и познакомились с каждым звуком в этом слове. А теперь поработаем так же со словом сыр. нарисуйте модель слова из трех звуков.

Дети хором под руководством учителя произносят первый звук в слове: [с-с-с-с-с ы р]. Пока тянется первый звук [с], учащиеся заштриховывают первую клеточку в своих моделях, а учитель – в модели на доске. Затем интонируется и заштриховывается второй и третий звуки.

Аналогично идет работа со словами шар, нос, мак, жук, рой пальчиком. (по Букварю, с. 27).

У вас на партах есть картинки. Выйдите в правый угол класса, те у кого в слове 5 звуков. (5)

4 звука встаньте. (5)

3 звука сидя поднимите картинки .(15)

У. Чему научились на уроке?

Д. Мы научились выделять звуки. Мы составляли новые модели слов.

Что нового вы узнали сегодня о слове? Из чего состоят слова?

Д Из звуков человеческой речи. Теперь наша задача – научиться хорошо выделять звуки в самых разных словах . Спасибо вам за работу.

VI. Рефлексия. Мы сегодня хорошо потрудились. Кто доволен собой и своими ответами подойдите к солнышку, кто не очень к тучке.

Читайте также: