Конспект урока по обществознанию начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

В игре принимают участие:

II. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке.

- На прошлых занятиях мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что – плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).

На доске открывается слово мораль.

- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым…)

- Да, таких правил много, но самое главное – Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности).

На доске открывается правило.

- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).

На доске открывается слово совесть.

- Как вы понимаете, что такое совесть? (Совесть – это способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло).

III. Актуализация знаний.

- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.

Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?

Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и скем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.

Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.

Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?

Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?

- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).

- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.

На доске открывается тема Права человека в современном обществе.

IV. Новая тема.

- Есть плохие поступки, которые требуют не только осуждения за нарушение правил морали, но и наказания. Предположите, какие это могут быть поступки? (Воровство, убийство, унижение чужого достоинства).

- В этом случае вступают в силу другие требования – правовые.

- Как вы считаете, достаточно ли здесь только совести? (Нет).

- Кто же контролирует соблюдение правовых требований? (Государство, закон).

- Мы много говорили об обязанностях человека в обществе: на уроках обществознания, классных часах. Но общество определяет не только обязанности граждан, но и представляет им права.

- Знаете ли вы, как называется документ, в котором перечислены права человека? (Конституция).

Учитель демонстрирует Конституцию РФ.

1. Открытие нового знания.

- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы по рядам. Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. Время – 1 минута.

Задание 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)

Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)

Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)

- Какое из тих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет)

- В каких случаях может быть ограничено право на свободу? (В случаях, когда человек нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде, то человека изолируют от общества в тюрьме).

- Но преступники не лишаются других прав. Какие права человека вы можете назвать? (Право на образование, на труд, на отдых, на участие в политической жизни страны).

Если дети затрудняются в ответе, учитель задает наводящие вопросы, основываясь на опыт детей. В ходе беседы на доске открываются названные детьми права человека.

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так какразумный отдых способствует сохранению здоровья.

3. Расширение нового знания.

- Какие права Ваньки Жукова были нарушены? (Право на отдых, на защиту чести, право на свободу, на образование).

- Одна из главных общечеловеческих ценностей – будущее нашего общества, дети. Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества: он охраняется, находится под защитой. Именно об этом записано в документе, который называется Декларация прав ребенка.

Открывается название этого документа. Учитель демонстрирует декларацию.

Работа с учебником. Чтение отрывка о декларации.

- Что записано в Декларации прав ребенка? (Самое главное – право на жизнь, право налюбовь и заботу. О детях должны заботится родители. Государство проявляет заботу: открывает бесплатные детские больницы, школы, лагеря отдыха, берет заботу о детях, оставшихся без попечения родителей).

- Вернемся к отрывку из рассказа о Ваньке. Какое, кроме перечисленных вами ранее, право нарушалось? (Право на любовь и заботу).

4. Закрепление нового знания.

Работа с иллюстрациями. Обучающимся предлагаются сюжетные картинки по сказкам. Требуется назвать сказку, ответить, какие права её героев нарушены.

V. Итог урока. (Проводит эксперт по вопросам обществознания.)

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Кто защищает наши права?

- Как называется документ, где записаны права ребёнка?

- Итак, в современном обществе у человека много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края

Цели и задачи урока

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:

-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;

-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.

- учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

- формирование социально одобряемых форм поведения.

таблички: ОБЩЕСТВО, КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, СОТРУДНИЧЕСТВО, УГРОЗЫ, НАСИЛИЕ, ГРУБОСТЬ, УНИЖЕНИЕ,УХОД ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ,ЮМОР, УСТУПКА, КОМПРОМИСС.

I . Постановка проблемы: что такое общество?

II . Версии детей, актуализация знаний.

III . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

IV . Задания на применение знаний.

VI . Домашнее задание.

Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)

- Как узнать внутренний мир человека?

- Назовите врождённые признаки человека?

- А какие приобретённые вы знаете?

- Расскажите о положительных эмоциях?

- Что вы знаете об отрицательных эмоциях?

- Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?

- А характер? Это что такое?

I I . Постановка проблемы.

Откройте учебник на стр. 28

Ученики: Общество.

- Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.

Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?

Ученики: Общество - это все жители страны, но и в то же время - не все.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Что такое общество?

- Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121

ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

II . Версии детей, актуализация знаний.

Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страни­цы) и ответьте на вопросы:

Что вы видите на первом рисунке? (Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединя­ет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретят­ся и такие:

обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Предположения необходимо выслушать, как верные, так и невер­ные, но не комментировать.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.

Задание на применение знаний:

- Давайте прочитаем второй абзац.

Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; раз­витие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строи­тельство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различ­ных спортивных соревнованиях.

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.

Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассника­ми? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)

Можно сказать, что вы общество? (Да.)

- Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?

Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)

А теперь давайте рассмотрим такие ситуации

Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.

-У меня правильный ответ!- сказал Петя.

- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.

Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника

Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?

На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.

Как можно было избежать конфликта между мальчиками?

На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:

Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?

Вывод: конфликт луч­ше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаим­ные уступки – КОМПРОМИСС.

Разрешение конфликта (на доске)

Уход от решения проблемы

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как бы вы поступили на месте козликов?

Работа в рабочих тетрадях.

Откройте тетради на стр. 15

Итог урока - организационный.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Что такое общество?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики дол­жны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

- А что такое конфликт?

Советы для всех:

Не забывайте о чувстве юмора

Критикуйте поступки, но не человека

Не унижайте, не оскорбляйте собеседника

Будьте хорошим слушателем

Будьте справедливы и терпимы к людям

Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах

Не перебивай собеседника, дай ему высказаться

Не повышайте голоса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение детьми нового материала. И начинается с определения семьи (с точки зрения понимания учащихся и с определением из словаря). Метод, применяющийся на уроке: беседа. Помимо этого, в ходе урока затрагивается самостоятельная работа (решение тестовых вопросов) и традиционные методы обучения учащихся.

Цель урока: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.

Метопредметные: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности;

Личностные: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: беседа.

Средства обучения: листы с изображением дома и тестами.

Оборудование: презентация, видеоролик.

1. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

2. Актуализация знаний (3-6 мин)

3. Постановка учебной задачи (9-11 мин)

4. Решение учебной задачи посуды (17-23 мин)

5. Закрепление (6-8 мин)

6. Рефлексия (3-5 мин)

- Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, садитесь.

- Ребята, скажите, пожалуйста, если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто приласкает, приголубит, поймет и утешит вас?

- Конечно, наши мамы, папы, бабушки и дедушки – родные и близкие вам люди. А каким, одним словом мы можем определить всё сказанное вами?

- Правильно, ребята. Сегодня речь пойдёт о самом дорогом для каждого из вас: о семье! Что же такое семья и для чего семья необходима человеку? Именно это и предстоит нам выяснить!

- Ребята, а что вы понимаете под этим словом – СЕМЬЯ?

- А с чем у вас ассоциируется семья? Что именно вы вспоминаете, когда произносите это слово?

- Так что же такое семья?

- Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

– А если есть собака?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

- Ребята, а как вы думаете, где мы можем узнать точное значение этого слова?

- А мы же с вами, ребята, можем с уверенностью сказать, что семья - это то, что всегда в вашем сердце, это то, что согревает каждого из нас в трудные минуты. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

- Несомненно, у человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, то место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

- Мы все с вами понимаем, что у каждого из вас в жизни будет своя семья, но какой климат будет в этой семье, зависит только от самого человека и от его поведения.

- Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше тоже можно дать свое название.

- Потом каждый из вас назовет одно из качеств, которое будет цениться у него в доме и объяснит почему.

- Скажите, а почему никто из вас не взял в качестве кирпичей лживость, агрессивность и жадность?

- Верно, эти качества только разрушат стены и уклад дома, принося лишь разрушение.

- Вот мы с вами построили свои дома, но ведь в каждом доме есть свои традиции и обычаи. Например, у меня в семье принято на новый год пересматривать Гарри Поттера, а какие традиции присутствуют в ваших семьях?

- Скажите, а вы часто спорите с родителями? По самым незначительным вещам, вроде нежелания надевать шапку?

- А вы пробовали хоть раз поставить себя на их место? А давайте попробуем! У меня здесь на листочках есть несколько ситуаций из жизни. Давайте вы будете сюда выходить парами и разыгрывать, как бы вы вышли из этой ситуации. Один из вас будет за ребенка, а другой за родителя. Потом поменяетесь. Задача ребенка показать родителям свою точку зрения, но без криков, слез и прочего, а приводя факты. Та же задача и у родителя, он обязан показать ребенку свою точку зрения.

1) Не хочу надевать шапку

2) Купите мне новый мобильный телефон.

3) Можно мне пойти погулять?

4) Не хочу идти в школу.

5) Не хочу есть суп.

- Хорошо, вы отлично справились.

- Так же у вас на листочках, что я раздала, есть незаконченные предложения. Сейчас в течение пару минут закончите их, одним словом:

1. Радость в моей семье – это…

2. Мои родители – это…

3. Тепло в моей семье хранит…

4. Самое главное в моей семье – это…

5. Вдали от родного дома я всегда вспоминаю…

6. Самое сокровенное желание моих родителей…

7. Я желаю своей семье…

- Хорошо, теперь объясните, что вы написали и почему.

- И ниже, у вас так же представлен тест, обведите в кружочки ответы, которые считаете нужными.

1) Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

3) Интересуются ли родители вашими школьными делами?

4) Часто ли к вам приходят гости?

5) Есть ли у вас общие с родителями занятия и увлечения?

6) Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, фильмы, телепередачи?

7) Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах, в музеях и т.д.?

8) Участвуют ли родители вместе с Вами в хозяйственных делах?

9) Гордитесь ли своей семьей?

10) Можно ли назвать вашу семью дружной?

- В каждой семье принято говорить ласковые слова. Давайте теперь по цепочке, каждый из вас назовет 1 ласковое слово, которое говорит своей маме, папе, бабушке или дедушке.

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

3. Цветок – символ семьи

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

- А сейчас я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

Семья — это все мои друзья и знакомые.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка — это мама моей мамы.

Дедушка — это папа моего папы.

Семья — это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка — это мои родители.

Я — дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

- Вот и подошел к концу наш урок, и в завершение, я хотела бы, чтобы вы послушали гимн семьи.


Урок выстроен в виде системы вопросов, помогающих учащимся задуматься о месте человека в жизни и человеческом обществе.

Описание разработки

Цели:

Знакомство с познавательными способностями класса, уровнем работоспособности;

Пояснение целей и задач нового курса;

Воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, слушать и слышать других;

Презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

Урок выстроен в виде системы вопросов, помогающих учащимся задуматься о месте человека в жизни и человеческом обществе, побуждающем видеть доброе и ценить важность поступков.

Вопросы и задания – различны по уровню сложности. Это обусловлено целью: выявить уровень познавательных возможностей класса и его работоспособности.

Урок проходит в форме диалога между учителем и учениками, в котором компьютер помогает создать необходимый эмоциональный настрой, обратить внимание учащихся на ключевые элементы урока.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Знакомство и мотивационный этап.

1 слайд - Знакомство.

Доброе утро, дорогие дети! Я рада видеть вас в это утро субботы.

2 слайд – фасоль.

Ребятки, слушая мелодию, протяните, пожалуйста, ко мне свою ладонь, и я положу в вашу ладошку вот эту маленькую фасолину. Пока я раздаю вам фасолинки, можете рассмотреть ее со всех сторон, покатать в ладошке.

Рассмотрите внимательно этот предмет и скажите, пожалуйста:

- Что мы знаем об этом предмете? (ответы детей)

- Сейчас мы с вами узнали немного больше о том предмете, который держим в своих руках? (да)

- И узнали мы откуда? (друг от друга, через органы осязания)

- Скажите, пожалуйста: полную ли информацию получили мы об этой фасолинке? (нет)

Я, готовясь к сегодняшнему уроку, узнала немного побольше о фасоли.

Оказывается, фасоль по своим свойствам очень полезна. Ее относят к одному из 10 самых полезных продуктов для здоровья человека. Она способствует заживлению ран и лечению заболеваний кожи, предупреждает такие заболевания, как ревматизм, рак, атеросклероз, гипертонию, нарушение сердечного ритма, болезни почек.

Оказывается, этой фасолинкой можно играть, катать ее пальчиками, на которых расположены рецепторы нашей памяти. И тогда она будет развивать память детей.

Оказывается, что эту культуру выращивали как в Старом, так и в Новом свете.

Оказывается, что эта маленькая фасолинка, пока растет, впитывает из воздуха через листья азот, а потом через корни передает это ценное удобрение почве, и почва становится плодородной.

- Вы узнали что- то больше о фасолинке? (да)

- А скажите, пожалуйста, как вы сейчас узнали новое о фасолинке? (от учителя, через речь)

- Но перед тем, как рассказать вам, откуда же я узнала все это о фасоли? (ответы детей – интернета, книги, энциклопедии, т. е. из источника информации, источника знаний)

Положите, пожалуйста, эту фасолинку на стол. И скажите:

- Как человек может извлекать знания из тех источников информации, которые у нас есть? (прочитать, услышать, увидеть, прикасаясь, обоняние, общение с людьми)

- А зачем нам такое множество источников информации? (окружающий нас мир огромен и сложен, в нем много тайн, а человек – существо любознательное, он хочет многое узнать)

III. Информационно-деятельностный этап.

Когда вы будете учиться в 6 классе, мы с вами начнем изучать новый предмет, который называется – обществознание.

- Из каких слов состоит название предмета?

- Что может означать?

- А из чего, вернее, из кого состоит общество?

5 слайд – общество состоит из людей.

6 слайд – Вопрос, обращенный к классу:

А сейчас в течение 1 минуты обсудите в группах ответ на вопрос:

- Из чего состоит человек?

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: