Конспект урока по обществознанию начальная школа
Обновлено: 02.07.2024
В игре принимают участие:
II. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке.
- На прошлых занятиях мы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что – плохо? (Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью).
На доске открывается слово мораль.
- О чем говорится в правилах морали? (Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым…)
- Да, таких правил много, но самое главное – Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. (Это золотое правило нравственности).
На доске открывается правило.
- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае? (Совесть).
На доске открывается слово совесть.
- Как вы понимаете, что такое совесть? (Совесть – это способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, где зло).
III. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку.
Илья (возмущенно): Мама, я имею право на личную жизнь или нет? Почему Аня требует, чтобы я говорил, кто мне звонит, куда я иду и с кем?
Мама: Конечно, ты имеешь право на личную жизнь. Из уважения к нам ты можешь нас предупредить, где ты находишься и скем, чтобы мы не волновались, но ты не обязан обо всем докладывать Ане.
Илья: Тогда скажи об этом Ане, а то она уже мои телефонные разговоры подслушивает.
Аня: Да, это значит, что нельзя трогать чужое. Меня теперь что, в тюрьму посадят?
Мама: Нет, конечно. Но в следующий раз ты должна хорошо подумать, прежде чем нарушать чужие права. Ведь ты же не хочешь, чтобы нарушались твои права?
- Скажите, ребята, Аня нарушила правило морали или совершила более серьезный проступок? (Аня нарушила право человека на свободу).
- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.
На доске открывается тема Права человека в современном обществе.
IV. Новая тема.
- Есть плохие поступки, которые требуют не только осуждения за нарушение правил морали, но и наказания. Предположите, какие это могут быть поступки? (Воровство, убийство, унижение чужого достоинства).
- В этом случае вступают в силу другие требования – правовые.
- Как вы считаете, достаточно ли здесь только совести? (Нет).
- Кто же контролирует соблюдение правовых требований? (Государство, закон).
- Мы много говорили об обязанностях человека в обществе: на уроках обществознания, классных часах. Но общество определяет не только обязанности граждан, но и представляет им права.
- Знаете ли вы, как называется документ, в котором перечислены права человека? (Конституция).
Учитель демонстрирует Конституцию РФ.
1. Открытие нового знания.
- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы по рядам. Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. Время – 1 минута.
Задание 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? (Право на жизнь)
Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? (Право на свободу и личную неприкосновенность)
Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? (Право на защиту чести и достоинства)
- Какое из тих прав самое главное и почему? (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет)
- В каких случаях может быть ограничено право на свободу? (В случаях, когда человек нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде, то человека изолируют от общества в тюрьме).
- Но преступники не лишаются других прав. Какие права человека вы можете назвать? (Право на образование, на труд, на отдых, на участие в политической жизни страны).
Если дети затрудняются в ответе, учитель задает наводящие вопросы, основываясь на опыт детей. В ходе беседы на доске открываются названные детьми права человека.
- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так какразумный отдых способствует сохранению здоровья.
3. Расширение нового знания.
- Какие права Ваньки Жукова были нарушены? (Право на отдых, на защиту чести, право на свободу, на образование).
- Одна из главных общечеловеческих ценностей – будущее нашего общества, дети. Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества: он охраняется, находится под защитой. Именно об этом записано в документе, который называется Декларация прав ребенка.
Открывается название этого документа. Учитель демонстрирует декларацию.
Работа с учебником. Чтение отрывка о декларации.
- Что записано в Декларации прав ребенка? (Самое главное – право на жизнь, право налюбовь и заботу. О детях должны заботится родители. Государство проявляет заботу: открывает бесплатные детские больницы, школы, лагеря отдыха, берет заботу о детях, оставшихся без попечения родителей).
- Вернемся к отрывку из рассказа о Ваньке. Какое, кроме перечисленных вами ранее, право нарушалось? (Право на любовь и заботу).
4. Закрепление нового знания.
Работа с иллюстрациями. Обучающимся предлагаются сюжетные картинки по сказкам. Требуется назвать сказку, ответить, какие права её героев нарушены.
V. Итог урока. (Проводит эксперт по вопросам обществознания.)
- Какие права имеет человек в современном обществе?
- Кто защищает наши права?
- Как называется документ, где записаны права ребёнка?
- Итак, в современном обществе у человека много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края
Цели и задачи урока
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
- учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
таблички: ОБЩЕСТВО, КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, СОТРУДНИЧЕСТВО, УГРОЗЫ, НАСИЛИЕ, ГРУБОСТЬ, УНИЖЕНИЕ,УХОД ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ,ЮМОР, УСТУПКА, КОМПРОМИСС.
I . Постановка проблемы: что такое общество?
II . Версии детей, актуализация знаний.
III . Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
IV . Задания на применение знаний.
VI . Домашнее задание.
Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)
- Как узнать внутренний мир человека?
- Назовите врождённые признаки человека?
- А какие приобретённые вы знаете?
- Расскажите о положительных эмоциях?
- Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
- Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
- А характер? Это что такое?
I I . Постановка проблемы.
Откройте учебник на стр. 28
Ученики: Общество.
- Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.
Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?
Ученики: Общество - это все жители страны, но и в то же время - не все.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
- Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121
ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
II . Версии детей, актуализация знаний.
Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что вы видите на первом рисунке? (Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
- Давайте прочитаем второй абзац.
Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД
Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
- Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?
Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
А теперь давайте рассмотрим такие ситуации
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки – КОМПРОМИСС.
Разрешение конфликта (на доске)
Уход от решения проблемы
- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД
Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
- Как бы вы поступили на месте козликов?
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте тетради на стр. 15
Итог урока - организационный.
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
- А что такое конфликт?
Советы для всех:
Не забывайте о чувстве юмора
Критикуйте поступки, но не человека
Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
Будьте хорошим слушателем
Будьте справедливы и терпимы к людям
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
Не повышайте голоса.
Урок направлен на изучение детьми нового материала. И начинается с определения семьи (с точки зрения понимания учащихся и с определением из словаря). Метод, применяющийся на уроке: беседа. Помимо этого, в ходе урока затрагивается самостоятельная работа (решение тестовых вопросов) и традиционные методы обучения учащихся.
Цель урока: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.
Метопредметные: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности;
Личностные: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы: беседа.
Средства обучения: листы с изображением дома и тестами.
Оборудование: презентация, видеоролик.
1. Мотивация учебной деятельности (3 мин)
2. Актуализация знаний (3-6 мин)
3. Постановка учебной задачи (9-11 мин)
4. Решение учебной задачи посуды (17-23 мин)
5. Закрепление (6-8 мин)
6. Рефлексия (3-5 мин)
- Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, садитесь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто приласкает, приголубит, поймет и утешит вас?
- Конечно, наши мамы, папы, бабушки и дедушки – родные и близкие вам люди. А каким, одним словом мы можем определить всё сказанное вами?
- Правильно, ребята. Сегодня речь пойдёт о самом дорогом для каждого из вас: о семье! Что же такое семья и для чего семья необходима человеку? Именно это и предстоит нам выяснить!
- Ребята, а что вы понимаете под этим словом – СЕМЬЯ?
- А с чем у вас ассоциируется семья? Что именно вы вспоминаете, когда произносите это слово?
- Так что же такое семья?
- Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
– А если есть собака?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
- Ребята, а как вы думаете, где мы можем узнать точное значение этого слова?
- А мы же с вами, ребята, можем с уверенностью сказать, что семья - это то, что всегда в вашем сердце, это то, что согревает каждого из нас в трудные минуты. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Несомненно, у человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, то место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
- Мы все с вами понимаем, что у каждого из вас в жизни будет своя семья, но какой климат будет в этой семье, зависит только от самого человека и от его поведения.
- Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше тоже можно дать свое название.
- Потом каждый из вас назовет одно из качеств, которое будет цениться у него в доме и объяснит почему.
- Скажите, а почему никто из вас не взял в качестве кирпичей лживость, агрессивность и жадность?
- Верно, эти качества только разрушат стены и уклад дома, принося лишь разрушение.
- Вот мы с вами построили свои дома, но ведь в каждом доме есть свои традиции и обычаи. Например, у меня в семье принято на новый год пересматривать Гарри Поттера, а какие традиции присутствуют в ваших семьях?
- Скажите, а вы часто спорите с родителями? По самым незначительным вещам, вроде нежелания надевать шапку?
- А вы пробовали хоть раз поставить себя на их место? А давайте попробуем! У меня здесь на листочках есть несколько ситуаций из жизни. Давайте вы будете сюда выходить парами и разыгрывать, как бы вы вышли из этой ситуации. Один из вас будет за ребенка, а другой за родителя. Потом поменяетесь. Задача ребенка показать родителям свою точку зрения, но без криков, слез и прочего, а приводя факты. Та же задача и у родителя, он обязан показать ребенку свою точку зрения.
1) Не хочу надевать шапку
2) Купите мне новый мобильный телефон.
3) Можно мне пойти погулять?
4) Не хочу идти в школу.
5) Не хочу есть суп.
- Хорошо, вы отлично справились.
- Так же у вас на листочках, что я раздала, есть незаконченные предложения. Сейчас в течение пару минут закончите их, одним словом:
1. Радость в моей семье – это…
2. Мои родители – это…
3. Тепло в моей семье хранит…
4. Самое главное в моей семье – это…
5. Вдали от родного дома я всегда вспоминаю…
6. Самое сокровенное желание моих родителей…
7. Я желаю своей семье…
- Хорошо, теперь объясните, что вы написали и почему.
- И ниже, у вас так же представлен тест, обведите в кружочки ответы, которые считаете нужными.
1) Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
3) Интересуются ли родители вашими школьными делами?
4) Часто ли к вам приходят гости?
5) Есть ли у вас общие с родителями занятия и увлечения?
6) Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, фильмы, телепередачи?
7) Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах, в музеях и т.д.?
8) Участвуют ли родители вместе с Вами в хозяйственных делах?
9) Гордитесь ли своей семьей?
10) Можно ли назвать вашу семью дружной?
- В каждой семье принято говорить ласковые слова. Давайте теперь по цепочке, каждый из вас назовет 1 ласковое слово, которое говорит своей маме, папе, бабушке или дедушке.
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
3. Цветок – символ семьи
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
- А сейчас я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.
Семья — это все мои друзья и знакомые.
Мои родители могут быть младше меня.
Бабушка — это мама моей мамы.
Дедушка — это папа моего папы.
Семья — это люди, которые любят друг друга.
Бабушка и дедушка — это мои родители.
Я — дочь мамы и папы.
Всем людям нужна семья.
- Вот и подошел к концу наш урок, и в завершение, я хотела бы, чтобы вы послушали гимн семьи.
Урок выстроен в виде системы вопросов, помогающих учащимся задуматься о месте человека в жизни и человеческом обществе.
Описание разработки
Цели:
Знакомство с познавательными способностями класса, уровнем работоспособности;
Пояснение целей и задач нового курса;
Воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, слушать и слышать других;
Презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)
Урок выстроен в виде системы вопросов, помогающих учащимся задуматься о месте человека в жизни и человеческом обществе, побуждающем видеть доброе и ценить важность поступков.
Вопросы и задания – различны по уровню сложности. Это обусловлено целью: выявить уровень познавательных возможностей класса и его работоспособности.
Урок проходит в форме диалога между учителем и учениками, в котором компьютер помогает создать необходимый эмоциональный настрой, обратить внимание учащихся на ключевые элементы урока.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Знакомство и мотивационный этап.
1 слайд - Знакомство.
Доброе утро, дорогие дети! Я рада видеть вас в это утро субботы.
2 слайд – фасоль.
Ребятки, слушая мелодию, протяните, пожалуйста, ко мне свою ладонь, и я положу в вашу ладошку вот эту маленькую фасолину. Пока я раздаю вам фасолинки, можете рассмотреть ее со всех сторон, покатать в ладошке.
Рассмотрите внимательно этот предмет и скажите, пожалуйста:
- Что мы знаем об этом предмете? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами узнали немного больше о том предмете, который держим в своих руках? (да)
- И узнали мы откуда? (друг от друга, через органы осязания)
- Скажите, пожалуйста: полную ли информацию получили мы об этой фасолинке? (нет)
Я, готовясь к сегодняшнему уроку, узнала немного побольше о фасоли.
Оказывается, фасоль по своим свойствам очень полезна. Ее относят к одному из 10 самых полезных продуктов для здоровья человека. Она способствует заживлению ран и лечению заболеваний кожи, предупреждает такие заболевания, как ревматизм, рак, атеросклероз, гипертонию, нарушение сердечного ритма, болезни почек.
Оказывается, этой фасолинкой можно играть, катать ее пальчиками, на которых расположены рецепторы нашей памяти. И тогда она будет развивать память детей.
Оказывается, что эту культуру выращивали как в Старом, так и в Новом свете.
Оказывается, что эта маленькая фасолинка, пока растет, впитывает из воздуха через листья азот, а потом через корни передает это ценное удобрение почве, и почва становится плодородной.
- Вы узнали что- то больше о фасолинке? (да)
- А скажите, пожалуйста, как вы сейчас узнали новое о фасолинке? (от учителя, через речь)
- Но перед тем, как рассказать вам, откуда же я узнала все это о фасоли? (ответы детей – интернета, книги, энциклопедии, т. е. из источника информации, источника знаний)
Положите, пожалуйста, эту фасолинку на стол. И скажите:
- Как человек может извлекать знания из тех источников информации, которые у нас есть? (прочитать, услышать, увидеть, прикасаясь, обоняние, общение с людьми)
- А зачем нам такое множество источников информации? (окружающий нас мир огромен и сложен, в нем много тайн, а человек – существо любознательное, он хочет многое узнать)
III. Информационно-деятельностный этап.
Когда вы будете учиться в 6 классе, мы с вами начнем изучать новый предмет, который называется – обществознание.
- Из каких слов состоит название предмета?
- Что может означать?
- А из чего, вернее, из кого состоит общество?
5 слайд – общество состоит из людей.
6 слайд – Вопрос, обращенный к классу:
А сейчас в течение 1 минуты обсудите в группах ответ на вопрос:
- Из чего состоит человек?
Весь материал - в архиве.
-75%
Читайте также: