Определение энергии прорастания и всхожести семян конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

развития познавательного интереса, формирование научного мировоззрения.

по описанию процесса рассмотреть типы прорастания семян: надземное и подземное;

на основании опытов и наблюдений доказать, что для прорастания семян необходимы: живой зародыш, запасные питательные вещества, вода, кислород воздуха, тепло;

выявить влияние изменения условий среды на прорастание семян;

сформировать умение проверять всхожесть семян и правильно осуществлять их посев.

Планируемые результаты обучения:

объяснение влияния условий среды на прорастание семян;

формирование приемов выращивания культурных растений и ухода за ними;

соблюдение правил работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием, натуральными объектами;

метапредметные:

находить достоверную информацию;

анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения;

исследовательские умение наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы;

определять цель, проблему;

выбирать средства достижения цели;

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

осуществлять контроль своей деятельности и вносить коррективы в процессе проведения опытов.

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

представлять результаты проведенных опытов, сообщать их в устной форме;

организовывать работу в группе;

понимать позицию другого человека, преодолевать конфликты, вести диалог;

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

осознавать свои эмоции (адекватно выражать и контролировать) и черты характера;

осознавать ценность растений и необходимость ответственного, бережного отношения к ним.

Оборудование : коллекции семян, сухие и проросшие семена, проростки растений, результаты опытов, свидетельствующих о необходимости воды, воздуха, определенной температуры для прорастания семян; таблицы с изображением опытов, выявляющих значение различных условий для прорастания семян.

Ключевые слова и понятия : условия прорастания семян, потребность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолюбивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.

I. Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения цветкового растения; об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений. (Фронтальный опрос, обсуждение).

Являются ли следующие утверждения верными, свой ответ поясните.

Семя — вегетативный орган растения.

Семя является зародышем будущего растения.

Рубчик — след от повреждения семени скальпелем.

Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен.

Эндосперм — особая запасающая ткань растения.

Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

Фасоль относится к двудольным растениям.

Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

Семядоли семени фасоли это первые зародышевые листья будущего растения.

Жизнь цветкового растения начинается с семян.

– Что такое семя? (дети отвечают) Вспомните, какова основная функция семян? (Дети отвечают.) Основная функция семян — распространение и размножение растений.

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности происходят так медленно, что их трудно заметить

- Когда зародыш семени начнёт развиваться? Когда семя попадает в благоприятные условия, оно прорастает и даёт жизнь новому растению.

Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными?

Как узнать, при каких именно условиях начинается прорастание?

Что нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?

Что нужно сделать для решения этой для решения этой проблемы?

Нужно поставить эксперименты.

II. Изучение нового материала

Сформулируйте тему нашего урока-исследования (Условия прорастания семян)

Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать и выращивать растения.

Класс заранее делится на группы. Перед каждой группой ставится определенная исследовательская задача, на уроке группы отчитываются о результатах, кратко рассказывают для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования.

Если есть возможность, опыты, доказывающие необходимость различных факторов для прорастания семян, лучше провести на уроке. Если опыт рассчитан на несколько дней, на уроке лучше всего демонстрировать результаты опыта, а условия проведения объяснить устно.

Примерные задания для групп:

Задание № 1. Решить исследовательскую задачу: Нужна для прорастания семян вода и кислород?

Задание № 2. Решить исследовательскую задачу: Влияет температура на прорастание семян?

Задание № 3. Решить исследовательскую задачу: Нужен для прорастания семян свет?

Задание № 4. Решить исследовательскую задачу: Нужна ли для прорастания семян земля?

Опыт, доказывающий необходимость воды и воздуха для прорастания семян

Оборудование : три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пшеницы или кукурузы), вода.

1.В три широких пробирки положим семена гороха или фасоли.

2.Семена в одной из пробирок оставим сухими (соответственно к ним есть доступ воздуха, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды, так чтобы она частично покрывала семена (эти семена имеют доступ воздуха и влагу), третью заполним водой до краев (то есть семена имеют достаточно влаги, но не имеют воздуха).

3.Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.

4.Через 5—6 дней посмотрим на результат.

Итог: семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); семена в пробирке, до верху наполненной водой, набухли, но не проросли; семена, частично залитые водой, набухли и проросли.

Вывод: семенам для прорастания необходимы вода и кислород воздуха.

Объяснение результатов опыта в процессе беседы

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. За счет проникнувшей в семя воды питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступны для зародыша. Попробуйте на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы.

Какую разницу вы заметили? Почему семена отличаются на вкус ?

Сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Это под действием воды и растворенных в ней особых веществ нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар). Сахар хорошо растворяется в воде и может проникать во все растущие части проростка. Соответственно семена лучше прорастают во влажной почве. Но в переувлажненной почве вода занимает все поры и вытесняет из нее воздух, поэтому в чрезмерно увлажненной почве семена не прорастут, а сгниют, так как у них не будет возможности дышать.

Опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно потребляют кислород (дышат)

Оборудование: две стеклянных банки с плотными крышками, проросшие семена гороха (или семена фасоли, зерновки пшеницы, овса).

1.Возьмем две стеклянных банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.

2.Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.

3.Через сутки посмотрим на результат.

Итог: через сутки откроем сначала пустую банку и опустим туда зажженную свечу. Свеча продолжает гореть. Потом откроем банку с проросшими семенами и опустим туда горящую свечу. Свеча потухла.

Вывод: в пустой банке состав воздуха практически не изменился, там содержится достаточно кислорода, чтобы поддерживать горение. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь содержащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив углекислый газ. (Необходимо напомнить детям, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ угнетает его.)

(Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие семена, а любые живые семена, просто у семян в состоянии покоя дыхание менее выражено.)

Опыт, доказывающий необходимость определенной температуры для прорастания семян

Оборудование : две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.

1.В две пробирки положим семена гороха и нальем небольшое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).

2.Поставим одну пробирку в темное, теплое (+18+20°С) место, а другую в холодильник (если на улице холодно, можно поставить пробирку на улицу).

3.Через 5—6 дней посмотрим на результат.

Итог : семена, которые находились в тепле, проросли, а семена, находившиеся в холодильнике, не проросли.

Вывод: для прорастания семян необходима определенная температура.

Но семенам некоторых растений требуются особенные условия для прорастания. (На предыдущем уроке нескольким ученикам (по желанию) дается задание найти информацию по особым условиям прорастания семян. На уроке они в течение 2—3 минут излагают сведения, которые им удалось найти. После чего учитель дополняет рассказ учащихся).

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, для чего семенам такое приспособление? (Дети отвечают.)

Эта особенность защищает семена растений умеренного климата от прорастания осенью. Иначе растение могло бы погибнуть зимой. Семенам других растений, таких как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожура становится более тонкой и способной пропускать влагу внутрь семени.

А как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспособление? (Дети отвечают.)

Это приспособление для распространения семян.

Какими должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом? (Дети отвечают.)

Плоды этих растений должны быть сочными и аппетитными для этих животных. Но есть еще более интересные приспособления семян для прорастания в определенных условиях. Например, в Северной Америке, существуют целые сообщества растений, семена которых прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, и семена растений прорастают только после того, как семенная кожура распадется под действием высоких температур. Это важно для этих растений, так как во время пожара освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Зная, какие условия необходимы для прорастания семенам тех или иных растений, человек создает все необходимые условия для благополучного прорастания семян и соответственно получения большего урожая.

Но на какую глубину необходимо погружать семена в почву? Если их заделать неглубоко в почву, они высохнут и не дадут урожая, а если закопать слишком глубоко, у семян (особенно маленьких) не хватит сил пробить толстый слой почвы. В целом можно вывести такое правило, что более крупные семена необходимо заделывать в почву набольшую глубину, а мелкие семена заделывают в почву неглубоко, чтобы у них хватило сил раздвинуть комочки земли и выпустить молодой побег на поверхность. Мелкие семена, например семена лука, моркови, мака, салата, сельдерея нужно сеять на глубину 1—2 см. Более крупные семена, такие как семена огурцов, редиса, помидоров, свеклы, заделывают в почву на глубину 2—4 см. Крупные семена гороха, бобов, фасоли, тыквы необходимо заделывать на глубину 4—5 см, иначе им не хватит влаги.

Итак, мы выяснили, что для прорастания семян необходимы основные условия: вода, влажность, определенная температура, а также живой зародыш, запасные питательные вещества. Но как происходит само прорастание семян? Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы. Такой тип прорастания называется надземное прорастание семян. Во втором случае, как например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве. В этом случае говорят о подземном прорастании семян.

III. Закрепление изученного материала.

Физминутка. Да –руки вверх, нет –руки вниз.

Для прорастания семени нужна вода?

Для прорастания семени нужен свет?

Для прорастания семени нужен воздух?

Для прорастания семени нужно тепло?

Для прорастания семени нужна земля?

Самооценка – Посовещайтесь и решите, кто из вашей группы работал немного лучше и внес больший вклад в ваше исследование.

Сделайте картину из семян. Для этого найдите как можно больше различных по размеру и окраске семян. Нарисуйте контуры изображения на листе картона. Приклейте семена с помощью клея так, чтобы они по своей окраске и структуре соответствовали вашему рисунку.

Задание для учеников, интересующихся биологией.

Проведите опыт, доказывающий необходимость наличия питательных веществ,

содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноценного развития проростка. Для этого возьмите несколько пророщенных семян фасоли. У трех проростков удалите все семядоли, у трех проростков оставьте половину семядоли, у трех — одну семядолю, а три оставьте целыми. Посадите проростки во влажную рыхлую почву и поставьте в теплое место. Не забывайте поливать вашу рассаду. Через 7—10 дней посмотрите на результат, и попробуйте его объяснить. По возможности сделайте на уроке доклад о результатах ваших опытов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс. Цель урока: познакомить учащихся со способами определения всхожести семян и правилами заделки семян в почву..

Конспект урока по биологии 7 класс Рахматулиной А.И.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся со способом определения всхожести семян и правилами заделки семян в почву;

Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления;

Коррекционная: коррекция зрительного восприятия при работе с таблицами, развитие логического мышления через умение анализировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учебе;

Образовательные: формирование у учащихся представлений об условиях прорастания семян фасоли и гороха путем опыта с проращиванием.

Оборудование: коллекции семян, таблица, линейки, оборудование для опытов.

I. Организационный момент.

II. Повторение

Фронтальный опрос

На уроках предмета – биология мы изучаем растения. Какую большую группу растений мы изучаем? (цветковые)

Какие растения называются цветковыми?

Назовите основные части цветкового растения. Из каких частей состоит цветок.

В какой части цветкового растения созревают семена?

Индивидуальная работа

Задание 1. Подписать строение цветкового растения.

Задание 2. Подписать строение цветка.

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

1.Что такое семя? ( Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ).

2. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

3. Какие вещества входят в состав семян?

Что происходит с семенами, когда они падают в почву? ( Семена, попадая в почву, прорастают). Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить. Но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются и семя прорастает.

Что такое прорастание? Прорастанием называется переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

2. Условия, необходимые для прорастания семян.

Какие условия необходимы для прорастания семян? / для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло./

Физминутка

III. Изучение нового материала.

Актуализация знаний

На столах в стаканчиках сухие семена. Как думаете, долго ли в таком состоянии могут пролежать семена? Что же необходимо сделать. Чтобы семена проросли? (чтобы семена проросли нужны: вода, воздух, тепло, запасные питательные вещества в семени).

Тема нашего урока: Определение всхожести семян.

Рассказ с элементами беседы, с использованием наглядного материала

Всхожестью называется способность семян к прорастанию.

Определение всхожести семян необходимо для подготовки к посеву семян. Она определяет хозяйственную годность семян.

1.Как долго сохраняют всхожесть семена?

( Самое длительное время всхожести сохраняют при определённых условиях, семена люпина арктического. В 1966 году удалось вырастить нормальное растение из семян, пролежавших в вечной мерзлоте 10 – 15 тысяч лет. Нашли эти семена в 1954 году в замёрзших илистых отложениях реки Миллер – Крик на северо – западе Канады.

Известен и случай, когда семена лотоса орехоносного ( семейство лотосовых) проросли и дали цветущее растение через тысячу лет. Именно столько пролежали в древних торфяниках Северного Китая. Захоронение этих семян в торфе без доступа кислорода способствовало сохранению и жизнеспособности.

Предполагается, что сухие спелые семена в герметичном сосуде при температуре, близкой к абсолютному нулю ( -273°C), могут сохранять всхожесть практически неограниченное время).

2. У какого растения самые мелкие семена?

( Мелкие семена у орхидей. По размерам они не превышают цветочную пыльцу. Вес семени северных орхидей всего 0, 000 002 грамма, то есть на 1 грамм требуется 500 000 семян!

Очень мелкие семена имеет паразитическое растение заразиха из семейства заразиховых).

3. У какого растения больше всего семян? ( Самое большое количество семян даёт тополь – около 28 миллионов. Большой плодовитостью отличаются сорняки, например лебеда белая может дать до 100 000 семян).

4 Вымерзание всходов огурцов, тыквы, томатов, картофеля, дынь, арбузов происходит при - 1º С; гороха, бобов – при - 5° С; капусты, репы, моркови – при - 6º С; ячменя – при - 10º С.

4. Определение всхожести семян.

Что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение?

Вначале давай те повторим. Что такое прорастание?

Процесс образования молодого растения из семени называется прорастанием.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение.

Семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю. А так же семена должны обладать всхожестью, т.е. способностью к прорастанию в соответствующих условия.

Как определить всхожесть семян?

Для определения всхожести семян я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

Можно посеять семена своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
На какую глубину надо заделывать семена в почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы
. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

5. Прорастание семян.

Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание? Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка

IV. Закрепление нового материала

Практическая работа

1). Определите всхожесть семян

Оборудование: стаканы, проросшие семена растений.

Посчитайте число проросших семян и определите их всхожесть.

Опыт №1. Определение всхожести семян.

Проращивалось __________ семян.

Проросли: _________ семян.

Не проросли: _______ семян.

Дополнительный вопрос: Что вы наблюдали при прорастании семян?

Какие этапы при этом можно выделить? ( Набухание. Появление зародышевого корешка.)

2).Определение влияние глубины заделки семян в почву на прорастание

Задание: определите, на какую глубину нужно посадить семена (пользуясь линейкой).

На линейке выложить семена, объяснить.

Покажите глубину заделки семян 3 – 4 см. Какие семена нужно сеять на данную глубину и почему?

Покажите глубину заделки семян 1– 2 см. Какие семена нужно сеять на данную глубину и почему?

3. Фронтальный вопрос

1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

2. По какой причине не прорастают сухие семена?

3. Чем объяснить гибель семян в кипячёной воде?

4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

5. Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

6. Какие семена – лука или гороха – глубже заделывают в почву при посеве и почему?

7. Почему для посева отбирают крупные семена?

8.Зависит ли глубина заделки семян от состава почвы?

9.Что такое всхожесть семян? Как определить всхожесть семян?

4. Выполните тест (Задание для индивидуальной работы)

Выполните тест

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

б) вода, воздух, тепло;:

г) вода, воздух, перегной.

2. Для прорастания какого растения требуется тепло?

3. Холодостойкое растение – это:

1.Растения, семена которых заделывают в почву на 4 – 5 см:

5. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

V. Домашнее задание: читать по учебнику тему: Всхожесть семян, ответить на вопросы в конце параграфа

Подведение итогов урока

ПРИЛОЖЕНИЕ ПО ТЕМЕ: СЕМЕНА. ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Практическая работа

Опыт №1. Определение всхожести семян.

Проращивалось __________ семян.

Проросли: _________ семян.

Не проросли: _______ семян.

Выполните тест

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

б) вода, воздух, тепло;:

г) вода, воздух, перегной.

2. Для прорастания какого растения требуется тепло?

3. Холодостойкое растение – это:

1.Растения, семена которых заделывают в почву на 4 – 5 см:

5. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

Биологические задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий

3. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План занятия

Тема занятия: Определение всхожести и энергии прорастания семян.

Цели занятия.

Обучающие:

Освоить методику определения всхожести и энергии прорастания семян.

Научить обучающихся пользоваться современными лабораторным оборудованием.

Развивающие:

Развивать навыки практической работы на основе ранее полученных теоретических знаний.

Воспитательные:

Воспитание точности и аккуратности в работе, ответственности за результат.

Заинтересовать учащихся самостоятельной работой.

Тип занятия. Практическое обучение.

Метод проведения. Лабораторный опыт с последующим наблюдением (отдаленный результат).

Оснащение занятия.

Чашки Петри, ростильни, латки, маркер.

Образцы семян, речной песок.

Рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки.

Аптечка первой помощи.

Средства личной гигиены.

Используемая литература.

Изучить методику определения всхожести и энергии прорастания.

Научиться определять всхожесть и энергию проростания.

Структура занятия.

Организационная часть.

Сообщить тему и порядок работы.

Запись темы в тетрадях, на доске.

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1. Правила работы со стеклом, мелкими семенами, необходимость спец.одежды.

2. Техника безопасности с электроприборами.

3. Правила личной гигиены.

2. Повторение теоретического материала по теме.

По каким признакам определяют качества семян.

Что включает в себя посевные качества семян.

Что такое всхожесть семян.

что означает лабораторная и полевая всхожесть. И чем отличается.

Что понимают под энергией прорастания.

Всегда ли нужно определять эти два показателя (всхожесть и энергию).

Как рассчитывают всхожесть и энергию проростания.

3. Демонстрация учителя.

Всхожесть семян является основным показателем качества семян и нормируется ГОСТом. Всхожестью семян называется количество нормально проросших семян в пробе, взятой для анализа, выраженное в процентах. Семена различных культур по всхожести подразделяют на 1-й и 2-й классы.

Под энергией прорастания понимается способность семян к дружному прорастанию, определяемая процентом нормально проросших за определенное (меньшее, чем при определении всхожести) время семян.

Энергию прорастания определяют на третий день постановки опыта, а всхожесть на седьмой день.

Рассчитывается по формуле простой пропорции.

А x 100

Где: А – количество проросших семян,

100 – количество семян в опыте.

По такой же формуле определяется влажность.

Учитель демонстрирует технику выполнения заданий. Показать предварительно подготовленный образец с результатом.

III . Текущий инструктаж.

Учащиеся выполняют работу по инструкционным картам. Учитель дает краткие направляющие указания, оказывает практическую помощь, обращает внимание на положительные моменты, поощряет учащихся, и тактично поправляет. По ходу работы напоминает о технике безопасности и личной гигиене.

IV . Заключительный инструктаж.

Обобщить и сделать выводы по работе учащихся.

Закрепление темы занятия в виде тестовых заданий. (Тесты прилагаются).

Задание по наблюдением за опытом (Назначить ответственных, дать лист наблюдения).

V . Домашние задание.

Заготовить семена по культурам выращиваемых рассадным методом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 920 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Растения — укрытия и жилища для животных

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.07.2019 480
  • DOCX 19.7 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сошникова Ольга Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

· Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

· Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

· Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

· Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

· Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

· Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

· Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый, полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый

видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Читайте также: