Конспект урока по народному танцу 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Ерохина Анастасия Сергеевна

Организация: ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный м.р.Красноярский Самарской обл. СП ДОД ЦДТ

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т.Мирный

ПО НАРОДНОМУ ТАНЦУ

Педагог: Ерохина Анастасия Сергеевна

п.г.т. Мирный - 2020

Цель урока: Разучивание комбинации состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.

Задачи урока: Развитие исполнительского мастерства, сценической культуры, совершенствование технического уровня исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера. Формирование интереса у учащихся к народному танцу. Приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии.

Материально техническое обеспечение занятия:

- хореографический зал с зеркалами;

- СD, USB проигрыватель;

- форма для занятий хореографией.

Форма работы: групповая.

- метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,

Тип урока: комбинированный.

Вводная часть урока (3 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- обозначение темы и цели урока.

Подготовительная часть урока (7мин.)

- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).

Основная часть урока (25 мин.)

- повторение материала по теме (вопрос-ответ);

- разучивание комбинации состоящей из ключей;

- повторение изученных движений на середине зала и тройками;

- танцевальная комбинация на основе дробей.

Заключительная часть урока (10 мин.)

-упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);

- подведение итогов урока;

-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, школьник проникается уважением к его традициям. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном, смешном и безобразном.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

  • исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. рой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол - полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными - два удара одной ногой и даже тройными - по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Вводная часть урока (3 минуты)

- Поклон педагогу в русском характере.

- Обозначение темы и цели урока.

Подготовительная часть урока (7 минут)

Перестроение на круг хороводным шагом.

Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):

- простой ход с носка;

- хороводный ход на полупальцах;

- переменный ход с полупальцами;

- переменный ход с притопом;

- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;

- припадание (лицом и спиной в круг);

- бег с захлёстом ног;

- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);

- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);

- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).

Основная часть урока (25 минут)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое дробь?

- Какая самая простая дробь?

- Всего мы знаем сколько ключей?

2. Разучивание комбинации состоящей из ключей (все вместе и по линиям):

- Как правильно мы исполняем дроби?

- Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие ни куда не выскакиваем.

- Как мы поднимаем ноги?

Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).

- Чем отличается второй ключ от первого?

- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.

- Когда исполняется двойная дробь?

- Чем отличается третий ключ?

- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.

- пол ключа на месте;

- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;

- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;

- пол ключа из точки 1 в точку 1.

Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).

Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей:

- простая дробь с подскоком;

- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;

- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;

- двойная дробь с проскальзыванием;

- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);

- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);

- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);

- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).

4. Заключительная часть урока (10 мин.)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

-Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).

- Подведение итогов урока. Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.

- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон.

- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Список использованной литературы

1. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006.

4. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. (Учебники для вузов. Специальная литература) – СПб: Планета музыки, Лань, 2010.

5. Тимошенко, Л. Г. Русский народный костюм : областные особенности: учебное пособие; [под ред. В. Н. Куровского] ; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ.-Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012.

8. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально- поэтические особенности. — М.: Музыка, 2007.

10. Основные принципы изучения и разработки хореографического фольклора. (Информаця, опыт) : Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР), 1989.

Конспект открытого занятия предназначен в помощь руководителям танцевальных коллективов для закрепления полученных теоретических и практических навыков.

ВложениеРазмер
konspekt_otkr.zanyatiya.docx 21.06 КБ
konspekt_otkr.zanyatiya.docx 21.06 КБ
konspekt_otkr.zanyatiya.docx 21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр эстетического воспитания детей г.Балашова

образования Степанова Е.А.

г. Балашов 2010г.

Данное занятие направленно на пр иобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей.

  1. Закреплять и обобщать знания учащихся о народном фольклоре.
  2. Возрождение культурных ценностей и развитие народных традиций.
  1. Направлять учащихся к познанию красоты и гармонии, пробуждать у детей творческие силы и способности.
  2. Расширять и закреплять теоретические знания.
  3. Развивать образно- эмоциональное мышление.
  4. Формировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие).
  5. Воспиты вать интерес и любовь к народному танцу, научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства

Участники открытого занятия :

Степанова Елена Александровна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания

Техническое оснащение : баян, магнитофон

  1. Оргмомент. Приветствие. Объявление темы занятия.
  2. Подготовительная часть.
  3. Экзерсис у станка .
  4. Экзерсис на середине.
  5. Основная часть.
  6. Заключительная часть занятия.

1 . Вводная часть .Организационный момент.

Педагог приглашает участников в зал, дети встают на свои места. Занятие начинается с приветствия (поклон).

Преподаватель знакомит детей с темой занятия, целью и задачами. Затем переходим к подготовительной части занятия.

Эта часть состоит из разминки по кругу, в которую входят следующие движения: танцевальный шаг(исполняется с носка вытянутой ноги, корпус прямой, шея вытянутая, руки на поясе), шаги на полупальцах, шаги с каблука, шаги с согнутами коленями, галоп, подскоки, бег, прыжки. Разминка необходима для разогрева мышц тела, связок ног и стоп. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно. А так же разминка настраивает учащихся на рабочее настроение.

3.Экзерсис у станка.

- Demu plie( мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в

спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным

-Battement tandu (активно вводятся в работу все группы малых и

- Battement tandu jete (отрабатывается техника исполнения);

-Rond de jambe parterr -полукруг ногой по полу каблуком;

( отрабатывается подвижность и выворотность

-Battement frappe ( исполняется резко и энергично);

- ковырялочка открытая, закрыта

- Battement fondu (фиксировать открытое и закрытое положение ноги); ( в молдавском характере);

- подготовка к верёвочке, верёвочка ( в венгерском характере ):

а) с акцентом вверх (синкопа );

б) с подниманием на полупальцы опорной ноги;

- мягкое открывание ноги на 45 градусов;

- поднимание на полупальцы на одной ноги;

-Devloppe (развивает шаг, силу бедра);

-Drand Battement jete (отрабатывать силу ноги в точке 95г).

4. экзерсис на середине .

-Plue (фиксировать выворотность); развивает шаг, силу бедра

-Battement tandu (фиксировать правильное возращение стопы в

-Battement tandu jete (выработать натянутость ног в воздухе);

-Crand Battement jete ( отрабатывать силу ноги в точке 45г);

-вращения, крутки (учить держать точку, отрабатывать устойчивость

6. Заключительная часть.

Педагог подводит итоги. Указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.

Список использованной литературы и интернет- ресурсов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по народно-сценическому танцу

7 класс, 4 год обучения

Дата урока: 26.01.2018

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока: Работа над техникой исполнения вращений

Цель: проработать методику исполнения вращений по диагонали, на

середине зала и по кругу

развить координационные навыки

обучить грамотно и технически правильно исполнять вращения

обучить ориентироваться в пространстве при исполнении вращений

развить физическую выносливость

Метод: словесный, практический

Содержание урока

2. Экзерсис у станка

- деми и гранд плие в восточном характере

- батман тандю в характере финской польки

- ронд де жамб в татарском характере

- батман фондю в венгерском характере

- флик-фляк в цыганском характере

- веревочка в русском характере

- батман девлюпе в молдавском характере

- гранд батман в украинском характере

3. Упражнения на середине зала

- дробный ключ в поочередном исполнении

- дробные выстукивания с продвижением вперед (три комбинации)

Вращения в народном танце бывают следующих видов:

Считается, что вращения на месте проще, чем вращения с продвижением по диагонали, а самые сложные – это вращения по кругу. Однако, на мой взгляд, такая градация не всегда оправдывает себя на практике. Всё зависит прежде всего от индивидуальных особенностей исполнителей. И каждый сам для себя решает, что для него легче исполнить, а что сложнее. Тем не менее, я применяю вращения на уроке именно в этом порядке – по диагонали, на месте, по кругу.

Далее напомню о р reparations для вращений по диагонали и по кругу. Существует большое количество видов preparation к вращениям народного танца, особенно это касается тех вращений, которые исполняются на месте. Поэтому сначала мне бы хотелось уделить внимание видам preparation применяемым для подхода к вращениям по диагонали и по кругу.

Для вращений на месте нет единого подхода.

Простой preparation руками (для несложных вращений):

Исходное положение: en face в 1-ую точку, ноги в 3-ей или 6-ой позиции (в зависимости от дальнейшего движения), правая рука поднимается в 1 позицию, левая открывается на 2-ую. На начало музыкальной фразы правая рука открывается в сторону, локоть вытягивается, ладонь развернута вперед. Левая рука также вытягивается в сторону. При этом левой рукой подаётся форс по ходу вращения, правая рука помогает левой за счёт резкого открытия в сторону и небольшого опережения корпуса.

Окончание вращения, его заключение также крайне важно, как и начало, preparations . Умение правильно останавливаться после вращений говорит о том, что исполнительница полностью готова вынести своё искусство на суд зрителя. Красиво, правильно и чётко останавливаться достаточно сложно, поэтому обязательно нужно уделять технике остановки на уроках необходимое количество времени, до тех пор, пока она не будет освоена учащимися.

Важно помнить, что preparations , само вращение и его окончание – 3 неотъемлемые части одного движения. И ни одна из этих частей не может существовать обособленно. Необходимо помнить о том, что ни одно вращение не может считаться полноценным движением, если подход к нему и окончание не исполняются должным образом или отсутствуют совсем.

Выполняем вращения по диагонали:

- 2 вращения на плие, 2 – с перескоком наверх

- вращение на каблук

- вращение с выносом ноги на каблук через колено в сочетании с ковырялочкой на воздух

- с подъемом колена (вправо, влево)

- с переступанием во 2 позиции (вправо, влево)

- в украинском характере с работой рук (вправо)

- со скачком на опорной ноге, рабочая нога открывается в сторону с сокращенной стопой (вправо)

7. Обобщение пройденного материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока направлен на изучение элементов русского народного танца, развитие творческих способностей, воспитание нравственности детей на основе изучения русского народного танца.

Конспект урока. Русский народный танец.

Тема: Русский народный танец.

(основные элементы русского народного танца).

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация).

Форма занятия – урок.

Форма обучения коллективная.

Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, наглядного восприятия, практические методы.

Цель: 1. Изучение элементов русского народного танца.

2. На основе изучения русского народного танца воспитывать в детях нравственность.

3. Развитие творческих способностей.

2. Развивать координацию движения, силу и устойчивость ног.

3. Совершенствовать навыки музыкально- ритмической деятельности.

1 этап: организационный.

·вход воспитанниц в класс хореографии (марш).

·поклон педагогу, концертмейстеру, гостям.

2 этап: мотивация; беседа : для чего мы делаем экзерсис у станка, что при этом развивается, дети сами говорят, если затрудняются помочь (развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук, головы, координация движения).

3 этап: подготовительный.

Экзерсис у станка:

·Demi plie grand plie.

·Battements tendus jetes.

·Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

·Battements releves lents.

·Grand battements jetes.

·Шаги на полупальцах.

·Шаги на полупальцах.

3 этап: повторение ранее изученного материала.

· Основные положения рук в русском народном танце: (1-е свободное, 1-е прямое, 2-е свободное, 2-е прямое, 3-е свободное, 3-е прямое).

· Основные положения ног в русском народном танце: (подготовительное, 1-е положение, 2-е положение, 3-е положение, 4-е положение).

4 этап: основной.

1. Усвоение новых знаний.

Танец – душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. В танце, как в песне, раскрывается душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.

Русский танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным явлениям. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь.

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Хороводы: орнаментальные хороводы, игровые хороводы. Пляска – одиночная пляска, женская одиночная пляска, мужская одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска.

(просмотр групповой традиционной пляски ансамбля народного танца под руководством Игоря Александровича Моисеева).

Игорь Александрович Моисеев – великий балетмейстер, художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов, ансамбля народного танца. Родился в Киеве 1906 г., умер 2ноября 2007г. Скончался на 101-м году жизни, до своего 102-го дня рождения он не дожил всего три месяца. Игорь Моисеев в 1937 году создал первый в стране профессиональный Ансамбль народного танца СССР (с 1991года Ансамбль народного танца). Сначала была лишь небольшая группа самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Но уже в 1938 году ансамбль Моисеева танцевал на правительственном концерте в Большом театре. В репертуаре созданного Моисеевым ансамбля около трёхсот номеров.

Основные элементы русского народного танца.

Музыкальный размер 2/4

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди, кисти рук лежат на талии кулачками или ладонями.

Ход продолжается с левой ноги. Корпус подтянут, голова прямая.

Музыкальный размер 2/4.

Продвижение в сторону путём перевода в сторону одновременно пятки одной ноги и носка другой. При этом попеременно соединяются то носки, то пятки обеих ног.

Исходное положение: 1 свободная позиция.

Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: 1 свободная позиция.

Корпус может быть прямой, может поворачиваться то правым, то левым плечом вперёд: когда правая нога ставится на носок, корпус поворачивается правым плечом вперёд, когда правая нога ставится на каблук, корпус поворачивается к ноге и слегка наклоняется. При движении с левой ноги направление корпуса меняется.

( притопом или пристуком называется удар ногой в пол всей стопой).

Исходное положение: 1 прямая позиция, кисти рук лежат на талии ладонями.

2. Закрепление знаний.

Повторение основных элементов русского народного танца, и соединяя их в танцевальные комбинации (связки).

Оценить работу воспитанниц, сказать о необходимости знаний полученных на сегодняшнем занятии.

Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-¬ритмических способностей детей в народном характере.

-формировать умение выполнять движения под музыку;
-закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
-развить музыкально-ритмический слух;
-воспитать навыки работы в коллективе.

фронтальная.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия
1.Технические средства и оборудование:
-станок
-баян
-магнитофон.
Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. В начале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.

-рассказ педагога;
-показ педагога;
-объяснение педагога;
-метод тренажа;
-показ детей;
-наглядные (показ движений учащимися);
-музыкально-ритмические игры.

•закрепить теоретические и практические знания у воспитанников по основам народного танца;
•применить полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов, композиций;
•развивать технику исполнения упражнений народно-сценического экзерсиса у станка и на середине;
•воспитать чувство коллективизма;
•формировать сценическую культуру.

1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон приветствие педагогу и гостям.

-словесные (объяснение, рассказ, диалог).
-методы практической работы.
Оборудование:
1.Станок.
2.Баян.
3.Магнитофон.

1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон- приветствие педагогу и гостям.
2.Основная часть (40 минут)
3. Заключительная часть (2 минуты).
-подведение итогов занятия.
-поклон.

Литература
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
Ивинг, В.П., Окунева, В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. – 270 с.

Читайте также: