Становление президентской республики в россии 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

В методической разработке урока была сделана попытка использования метода критического мышления на примере составления характеристики социально-экономического развития России в конце 18 века. Использовались групповые задания.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 459 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.07.2017 418
  • RAR 29.7 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клягина Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок проходит в форме лекции-беседы, для того, чтобы в дальней условиях вы умели анализировать, размышлять, выделять главную мысль, грамотно составлять конспекты, работать с текстом.
Цели урока определены. Начинаем урок. Цели урока на слайде 1.
СЛАЙД 2

Этот период в истории получил необычные названия

Столь неоднозначна и оценка происходящих событий осенью 1993г, а особенно периода с 21сентября по 4 октября.

Вам необходимо разобраться в происходящих событиях, проанализировать и сделать выводы по следующим вопросам:

Почему конфликт двух ветвей российской власти перерос в страшное кровопролитие?

Был ли возможен мирный путь решения вопроса о власти?

Как в дальнейшем сложилась судьба главных участников данного конфликта?
СЛАЙД 4

В соответствии названия темы, давайте вспомним , как осуществлялась эволюция российской государственности. Когда мы в истории нашего государства оперируем понятиями РЕСПУБЛИКА И ПРЕЗИДЕНТ.

О Т В Е Т У Ч А Щ И Х С Я .

СЛАЙД 5,6.
Как показал опыт президентской власти Горбачёв М.С. потерял доверие и поддержку народа, остался без преданных единомышленников руководящего состава страны и был вынужден покинуть политическую арену.

А какая судьба была уготована Президенту РФ Ельцину ?
СЛАЙД 7. ПЛАН УРОКА
Чтобы ответить на множество поставленных вопросов мы будем поэтапно разбирать каждую исторически сложившуюся ситуацию.

1.Причины кризиса власти.

2.Попытки мирного решения конфликта.

4.Установление президентской республики.

5.Последствия государственного переворота.

Вопрос 1 Причины кризиса власти
СЛАЙД 8 Двоевластие
Какая судьба была уготована Президенту РФ Ельцину?

Этот конфликт можно было решить только законодательно. Но наша страна жила по действующей Конституции 1977г., которая претерпела много поправок.


  1. нет чёткого разделения функций и компетентностей власти

  2. деятельность президента подконтрольна В.С.

  3. отказ от социалистической модели общественного развития (исключить понятия социалистические)

  4. переход к рыночной экономике - социалист. Собственность

  5. многопартийность - руководящая роль КПСС

  6. большинство народных депутатов проходило по партийным спискам

Но самый главный вопрос - выбор конкретной формы государственности.

Вопрос классу. Какие формы государственности Вы знаете?

Какая форма имела место в России в 1992 году?

Одной из причин конфликта и стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правления в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширяющие полномочия президента.

СЛАЙД 9 Попытки мирного решения

Ещё на 1съезде народных депутатов 22 июня 1990 г. была создана Конституционная комиссия под руководством Ельцина. Но все проекты Ельцина отклонялись и ограничивались только поправкам.

СЛАЙД 10. Читаем текст слайда.

Процесс разработки новой Конституции растянулся на 3 года и всё безрезультатно.

И тогда Б.Н. решается на следующий отчаянный шаг.

СЛАЙД 11. Указ 1400

О чём был данный Указ? Работаем со слайдом.

НА ЭТОМ МИРНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ КОНЛИКТА ЗАВЕРШИЛСЯ.

Проверяем СЛАЙД 12
Вопрос 2. Попытки мирного решения конфликта.

Какие попытки мирного решения конфликта предпринимались со стороны Ельцина?


  1. Создал Конституционную комиссию и разработал проекты Конституции

  2. Проведён референдум.

  3. Переговоры.

Предположите как на Указ отреагируют противники президента?

Реакция для Ельцина было очень опасная.

Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия.
Конституционный кризис фактически перерос в конституционную войну. Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121-6 Конституции,
объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н.,
и их передаче вице-президенту Руцкому А.В. Верховный Совет РФ оценил
действия президента как государственный переворот.

В целях выхода из политического кризиса Председатель Конституционного
суда РФ В. Зорькин предложил принять решение об одновременных
перевыборах президента и парламента, и закона о выборах и полномочиях
федеральных органов власти на переходный период с приостановлением
исполнения Указа Президента РФ от 21 сентября "О поэтапной
конституционной реформе в РФ" и основанных на нем последующих актов
президента.

Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400
неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности.

Региональными органами представительной власти РФ также был предпринят
ряд шагов, направленных на то, чтобы заставить противоборствующие
стороны принять компромиссное политическое решение. 24 сентября
представители Советов 2-х республик, 3-х округов и 24-х областей приняли
заявление, в котором выдвинули требования в адрес федеральных органов
власти: от президента Б.Ельцина - отменить Указ № 1400 от 21 сентября и
другие нормативные акты, основанные на нем; восстановить в стране в
полном объеме конституционную законность по состоянию на 21 сентября
1993 года; от Съезда народных депутатов РФ - немедленно назначить
одновременные всенародные выборы президента и Верховного Совета на 12
декабря 1993 г.,

В 15.00 Руцкой выступает с балкона Дома Советов начать штурм здания мери и Останкино.

Эти попытки начались просмотр видео.
Решающим было 4 октября - штурм Белого дома.


  1. Указ№1400

  2. Отказ В.С. выполнить указ

  3. 23.09.93 Съезд народных депутатов о передаче полномочий президента Руцкому

  4. Блокада Белого дома

  5. 30.09.-1.10.93 –переговоры

  6. 3-4.10.93- кровопролитные столкновения.

  1. 12 декабря 1993г. принята новая Конституция

  2. 12 декабря 1993г проведены выборы в Федеральное собрание. (ЛДПР, КПРФ, Выбор России)

  3. 1995г. выборы в Гос.думу

  4. 1996 г.- победа Ельцина на президентских выборах.(Ельцин-Зюганов-КПРФ, 2а тура,)

Каковы последствия государственного переворота?

О ТВ Е ЧА Ю Т У Ч Е Н И КИ
Проверяем СЛАЙД 15
Но нельзя забывать и о трагических последствия
СЛАЙД 16,17
Но всё таки хотелось бы знать, кто - нибудь ответил за смерти сотен людей?
СЛАЙД 18

Итак, сегодня мы с вами перелистали непростые страницы нашей истории

Наша встреча позволила нам рассмотреть и осмыслить события осени1993г., обосновать свою версию происходящего, причины и последствия.
Домашнее задание: п.№ 41. Работа с Конституцией.

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Объяснение нового материала можно построить по следующему плану: 1. Формирование территории РФ. Проблемы во взаимоотношениях с субъектами. Федеративный договор. Чеченская война. 2. Становление президентской республики. Выборы в Федеральное собрание (ноябрь — декабрь 1993 г.). 3. Принятие новой Конституции. Договор об общественном согласии. 4. Выборы в VI Государственную думу. Расстановка политических сил. 5. Выборы Президента РФ 1996 г.

Федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, существуют единое гражданство, единая денежная система. Принципы федерализма, определяющие по Конституции государственно-территориальное устройство Российской Федерации, следующие:

1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г. В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР — неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратится в одну из форм конфедерации (в ноябре 1992 г. Г. В. Старовойтова ушла в отставку).

Тем не менее к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были до известной степени урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. Подписание договора, однако, не прекратило региональных конфликтов.

В октябре — декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон.

В конце января 1997 г. выборы в Чечне состоялись, и президентом республики стал А. Масхадов. С этого момента переговоры о статусе республики возобновились. 12 мая 1997 г. в Кремле состоялась первая встреча президентов России и Чечни, на которой был подписан договор о мире и основах отношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой. Однако суверенитет Ичкерии до сих пор не подтвержден.

В августе 1999 г. несколько тысяч чеченских боевиков и иностранных наемников напали на Республику Дагестан. На российской земле снова завязались тяжелые бои. В сентябре террористы, руководимые и финансируемые рядом чеченских полевых командиров, взорвали два жилых дома в Москве. Это послужило причиной начала антитеррористической операции, проводимой силами регулярной армии и частей МВД. Ее целью являлось очищение Чеченской республики от боевиков. Российское военное командование применило новую тактику: теперь оно делало упор не на фронтальное наступление пехотных частей, а на огневые удары по противнику через фронтовую авиацию и артиллерию.

Другим неотложным вопросом внутренней политики было оформление российской государственности. Речь шла о выборе конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы); парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство); смешанной, президентско-парламентской республики. Сама проблема выбора неизбежно должна была привести к конфликту между президентом и парламентом.

Открытое их столкновение произошло в сентябре — октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А. В. Руцкой начал формировать параллельное правительство. Б. Н. Ельцин предъявил народным депутатам ультиматум — покинуть Белый дом (здание Верховного Совета России) до 4 октября.

В свою очередь Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в 9 ч начался артиллерийский обстрел Белого дома. К 17 ч операция закончилась. Руководители и организаторы обороны Белого дома (в том числе А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов) были арестованы и отправлены в тюрьму Лефортово.

По официальным данным, в результате столкновений погибло 145 человек (однако в печати сообщались многократно большие цифры). 7 октября в Москве состоялись похороны погибших.

Вопрос о необходимости новой Конституции был поставлен в июне 1990 г. первым Съездом народных депутатов. Работа над проектом Конституции затянулась (одним из вопросов, вызывавших наиболее ожесточенные споры, был вопрос о форме государственности). В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум (апрель 1993 г.). Но вопрос о форме государственной власти на референдуме так и не был решен.

Следующий референдум по проекту Конституции состоялся в декабре 1993 г. 12 декабря 1993 г. проект получил одобрение. Конституция характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство, единственным источником власти Федерации является народ. Конституция также определила принципы федерализма; установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является Президент; представительная и законодательная власть — Федеральное Собрание (парламент) состоит из двух палат: Совета Федерации (согласно закону от 5 декабря 1995 г. в Совет Федерации входят главы исполнительного и законодательного органов государственной власти субъекта РФ. С учетом количества субъектов состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Выборы Совета Федерации и срок его полномочий Конституцией не предусматриваются. Совет Федерации не обязан рассматривать все федеральные законы, принятые Государственной думой, но в обязательном порядке рассматривает законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты Государственной границы РФ; е) войны и мира) и Государственной думы (согласно Конституции состоит из 450 депутатов. Они работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной или творческой); избирается на 4 года, но закон предусматривает возможность досрочного роспуска Думы; принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им — Президенту для подписания; другие полномочия — назначения на некоторые правительственные должности; объявление амнистии). Исполнительная власть — Правительство — состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Судебную представляют Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный суд РФ (разрешает экономические споры). Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и федеральному конституционному закону.

В июне — июле 1996 г. состоялись выборы Президента России. 16 июня 1996 г. из 10 претендентов не набрал абсолютного большинства никто. Во втором туре (3 июля 1996 г.) с преимуществом в 13% голосов победу одержал Б.Н.Ельцин (лидер КПРФ Г. А. Зюганов набрал 40%).

9 августа 1996 г. в Москве состоялась торжественная церемония вступления Б. Н. Ельцина в новый срок пребывания в должности Президента Российской Федерации.

Читайте также: