Конспект наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кратковременные наблюдения с детьми 2 младшей группы

2.Цель: П ознакомить с природным явлением — дождем.

Развивать умение определять, какой дождь, совершенствовать речь.

Воспитывать желание беречь природу.

3.Оборудование: ведерки, совочки, формочки.

а). Вопросы к детям: Что это капает? Какой дождь: сильный или редкий, мелкий или крупный?

Дождь полезен растениям? Почему?

б). Дополнительные приемы:

Сколько знаю я дождей? —

Дождик с ветром,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

5.Итог: О чем говорили? Что нового узнали?

2.Цель: Формировать представления об осени, умение определять признаки.

Развивать наблюдательность. Активизировать речь прилагательными: золотая, красивая, опавшие, сухие.

Воспитывать трудолюбие, умение видеть красивое, бережно относиться к природе .

3.Оборудование: грабли, метелки.

а). Вопросы к детям: Какое время года?

Какого цвета листья? Все ли они одинаковые?

Какими словами можно назвать осень?

Почему пожухли цветы на клумбах?

б). Дополнительные приемы:

Падают, падают листья, Желтые, красные листья

В нашем саду — листопад. По ветру вьются, летят

5.Итог: О чем говорили? Давайте поможем дворнику собрать листья в кучу.

2.Цель: Уточнить представления о хомяке, познакомить с особенностями поведения.

Обогащать словарь детей: шерсть, когти, разноцветная, грызун.

Формировать умение взаимодействовать с животными.

Воспитывать интерес к хомякам, желание за ним ухаживать.

3.Оборудование: клетка с хомяком

а). Вопросы к детям: Кто это? Почему называют грызуном? Что любит есть?

Почему набивает щеки кормом? Как вы думаете, хомяки активны днем или ночью?

б). Дополнительные приемы:

Я запасливый зверек:

В сумке за щекою

В свою кладовую .

5.Итог: За хомяком обязательно нужно ухаживать. Мы с вами поменяем ему воду и подстилку.

2.Цель: Дать представления о времени года – зима, познакомить с признаками, явлениями.

Способствовать развитию диалоговой формы речи, любознательности, наблюдательности. Формировать развитие исследовательской деятельности.

Воспитывать трудолюбие, умение видеть красоту зимней природы.

3.Оборудование: формочки с разноцветной водой для изготовления ледяных игрушек для украшения участка.

а). Вопросы к детям: Какая погода зимой? Какого цвета снег? Почему?

Что будет, если налить воду и оставить на улице на ночь? Из какого снега лучше лепить снежки? Проверьте, какой сегодня снег?

б). Дополнительные приемы: Опыт с цветной водой: налить в формочки волу, опустить туда веревочки. Оставить на ночь. На следующий день можно украсить деревья на участке цветными льдинками.

5.Итог: О чем говорили? Что делали? Что запомнили?

Кратковременные наблюдения с детьми средней группы

2.Цель: Дать понятие о роли солнца в жизни всего живого;

Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, наблюдательность;

Развивать логическое мышление, умение отвечать на вопросы, говорить полным предложением.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

а). Вопросы к детям: Подставьте ладошки, почему тепло?

Как определить, что на улице солнечно?

Когда солнце лучше припекает, осенью или летом? Почему?

Когда солнце встает, когда ложится?

б). Дополнительные приемы:

1.Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало, принялось за дело:

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Не буди: у солнца сон – минуты,

Обошло всю землю, и устало,

Не шуми: весь день оно трудилось

Отдыхать за темным лесом село. Ю. Марцинкявичюс

2.Загадка. Доброе, хорошее на людей глядит.

А людям на себя глядеть не велит. (солнце)

Я всегда со светом дружен, если солнышко везде,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене. (солнечный зайчик)

5.Итог: За чем наблюдали? Что запомнили?

2.Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде – повадках, пище, месте проживания животного.

Воспитывать любовь к животным, заботу о ней, доброе отношение, создать у ребят радостное настроение.

Развивать диалогическую речь.

а). Вопросы к детям: Кто пришел на участок? Это котенок или взрослое животное? Какого цвета? Что любит есть?

Можно ли брать в руки незнакомое животное? Почему?

5.Итог: За кем наблюдали? Животных нужно любить и ухаживать за ними.

2.Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать знания о дереве в осенний период.

Развивать познавательные интересы, речь, мышление, фантазию и воображение.

Воспитывать бережное отношение к деревьям как к живому объекту , желание любоваться красотой дерева

3.Оборудование: дерево на участке

а). Вопросы к детям: Какое время года? Месяц?

Как изменилась рябина? Какого цвета на ней листья?

Какой ствол у дерева? Ягоды рябины чье любимое лакомство?

Какие еще деревья есть на нашем участке?

5.Итог: Какое дерево на участке самое заметное, самое красивое?

2.Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о свойствах снега.

Способствовать развитию любознательности и наблюдательности.

Совершенствовать двигательную активность.

Воспитывать любовь в родному краю.

Активизировать речь прилагательными, обозначающие свойства снега.

3.Оборудование: лопатки для снега.

а). Вопросы к детям: Какая погода сегодня?

Как вы думаете, из снега сегодня можно слепить снежки?

Из какого снега они лучше получаются? Какой снег, опишите его.

Что будет, если снег занести в теплое помещение?

б). Дополнительные приемы: помочь дворнику: почистить участок от снега –воспитывать трудолюбие.

Опыт со снегом: набрать в ведерко и принести в группу, наблюдать, что произойдет. Сделать выводы.

5.Итог: Про что говорили? За чем наблюдали?

Кратковременные наблюдения с детьми старшей группы

2. Цель: Расширять и систематизировать знания детей о природе, об особенностях жизни деревьев зимой. Дать представления о том, что в морозные дни ветки деревьев особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать.

Формировать представления о нормах и правилах поведения в природе. Развивать двигательную активность, кругозор, мышление, связанную речь , и обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, трудолюбие.

3.Оборудование: лопаты для снега

Вопросы: О чем речь? Почему так говорят про деревья?

Почему деревья сбрасывают листву на зиму?

Какие деревья всю зиму стоят зеленые?

Какие деревья растут на нашем участке?

Для чего нужно засыпать основание дерева снегом?

Почему нельзя ломать ветки дерева?

Деревья растут зимой? Назовите части дерева.

Как определить возраст дерева?

Труд: засыпать основание деревьев снегом.

5.Итог: Про что говорили, за чем наблюдали?

2.Цель: Продолжать знакомить с представителями класса насекомых.

Расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях.

Вызывать интерес к изучению насекомых, к окружающему миру в целом.

Формировать представления о нормах и правилах поведения в природе.

Развивать кругозор, мышление, связанную речь, и обогащать словарный запас.

3.Оборудование: лупа, лист белой бумаги.

а). Вопросы к детям: - Кто это? К какому виду животного мира относится?

Сколько ножек у муравья?

Как называется дом для муравьев?

Какую пользу приносит людям?

Что сделать, если в саду муравейник мешает расти овощам?

Труд: подмести столы и лавочки на участке - воспитывать трудолюбие, желание содержать в чистоте свой участок.

5. Итог: За кем наблюдали? Что интересного узнали?

2.Цель: Расширять и систематизировать знания об особенностях погоды в осенний период. Закрепить знания о признаках осени, о взаимосвязи живой и неживой природы.

Учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.

Расширить словарный запас словами: слякоть, явление, непогода. Формировать умение составлять небольшие рассказы о погоде.

Развитие двигательной активности с учетом безопасности жизнедеятельности.

а). Вопросы к детям: Какое сейчас время года? Месяц?

Перечислите характерные признаки осени.

Почему осенью стало холоднее?

Что делает человек осенью? Какие краски характерны для этого времени года?

Как ведут себя птицы и звери осенью?

Кто может описать сегодняшнюю погоду?

Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

5.Итог: О чем говорили?

2.Цель: Формировать умение замечать изменения в природе с наступлением весны и устанавливать причинно- следственные связи.

Расширять представления о весенних изменениях деревьев.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.

Стимулировать обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

а). Вопросы к детям: Какое время года, месяц?

Что происходит весной с деревьями? Сок какого дерева можно пить?

Что значит выражение - почки набухли?

Почему почки набухают?

У какого дерева липкие чешуйки?

Расскажите о пользе деревьев.

б). Дополнительные приемы:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня (весна).

5.Итог: О чем говорили? Что увидели, когда рассматривали почки с помощью лупы?

Данная образовательная деятельность предназначена для детей подготовительной группы.

Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

Воспитательная: - Воспитывать интерес к животному миру, бережное и заботливое отношение к питомцам

Развивающая : Развивать познавательный интерес.

Образовательная : Расширять представления о декоративных животных. Учить наблюдать за хомячком, не мешая ему. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животным.

Предварительная работа: индивидуальная работа с ребенком и родителями по вопросу предоставления объекта для наблюдения (хомячка)

Содержание организованной образовательной деятельности :

ребята у нас сегодня необычный гость, а кто вы узнаете, если отгадаете загадку.

Этот маленький зверек

Зерна запасает впрок.

Щеки набивает так.

Это делает (хомяк).

- Правильно, это хомячок. (Убираю ширму).

Что вы знаете о хомячке (выслушать все ответы детей)

рассматривание объекта. Рассказ ребенка (хозяина хомячка)

- А теперь дети, давайте рассмотрим хомячка.

- Посмотрите, какая у него милая мордочка. Какой она формы? (овальной).

- Какого цвета и формы глаза? (Глазки как бусинки, черные, круглые).

- Посмотрите, дети, на голове у хомячка ушки.

- А какой формы ушки у хомячка? (Полукруглые ушки).

- А сзади, что есть у хомячка? (Маленький хвостик).

- Дети, скажите какой формы туловище у хомячка, какой длины лапки? (Туловище овальной формы, лапки короткие).

- Чем покрыто все тело хомячка? (Шерсткой).

- Какого цвета шерстка?

Какие глазки у него?

Какие ушки? усики?

- Дети, а что любит, есть хомячок? (Сухие зерна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб).

- А еще хомячки пьют воду.

- Расскажи, как он ест? (Грызет, у него острые зубы).

- Дети, а вы знаете, что хомячок любит овощи, а особенно морковку

Главная пища хомяков – твердые зерновые, такие как пшеница, овес, просо. Еще они любят погрызть семечки и орешки. Кормление происходит дважды в день – утром и вечером. И обязательно нужно давать пить.

Как думаете, куда он относит свои запасы семян? А теперь посмотрим, что любит покушать наш гость, семечек положим и хлеба. Что же он выберет? Посмотрим. Смотрите, как он держит семечко, двумя лапками, чистит и грызет. А сейчас встанем и поиграем немного.

Хомка, хомка, хомячок –

(Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево.

Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок.

Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок)

Хомка раненько встает,

(Потягиваясь, поднять руки вверх)

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

(Маршировать)

(руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)

(Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

Песенку про хомячка вы знаете, а знаете ли стихотворение? Тогда послушайте.

Хомячок — не злой зверек,

Дружелюбный, очень милый,

По природе не жесток,

Но довольно суетливый.

В свою норку тянет пищу,

Он все в щечках наносил.

Чтобы в зиму лютую

Для своей семьи устроить пир.

Хомячки они, как люди,

Суетиться очень любят.

И на зиму запасать

В своих тёплых норках пищу.

Ту, что в поле хлебном ищут,

Семечки, овёс, пшеницу –

Хомячок всегда стремится

Всё к себе перетащить,

Чтобы сыто дальше жить.

Эти мирные зверьки

На размер невелики

Драк со всеми избегая,

С поля боя убегают.

Ознакомление с новым материалом:

Хомячки родом из южной страны Сирии, где никогда не бывает холодных, снежных зим. У себя на родине хомячки строят нору глубиной до 2 метров и живут там семьями. Днем они прячутся в норе от жары, а в сумерки они покидают ее, кормятся и делают запасы на зиму. На воле зимой они спят, но иногда просыпаются, чтобы кормиться тем, что заготовили, и снова засыпают. Людям понравился этот зверек, и они решили приручить его. Хомячка увезли далеко – далеко от родных мест. В наших краях они не могут жить без заботы человека. Чтобы скрасить жизнь хомячкам, мы должны жалеть их, не обижать, постоянно заботиться о них, вовремя кормить тем, что они любят. В неволе их содержат в клетках.

Как вы думаете, почему его называют Щекастым?

- Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке.

Осмысление и закрепление знаний на практике:

Что вы знаете о домашних питомцах? (ответы детей)

Что еще хотели бы узнать о них?

Мы можем сделать это с помощью игр и книг. Выберите сами как вы это сделаете. (предоставление возможности выбора)

- чем запомнился вам сегодняшний гость? Что нового и интересного вы узнали?

-о ваших питомцах мы с удовольствием послушаем на прогулке, а нарисовать их вы сможете когда мы немного отдохнем.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит теоретический материал по теме 3.2 "Методика руководства наблюдением за живым объектом в разных возрастных группах", вопросы для самоконтроля знаний, литературу по теме. Материал презназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Результат изучения темы: раскрывает объем знаний о животных в разных возрастных группах; подготовку педагога к проведению наблюдения; описывает экологический подход к содержанию и организации наблюдения в с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении; указывает структуру наблюдения за живым объектом, раскрывает методику проведений наблюдения в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: Объём знаний о животных в разных возрастных группах; подготовка к проведению наблюдения; методика руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

3.2 МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТОМ (животным) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

Структура наблюдения за живым объектом.

Методика руководства наблюдением за живыми объектами в разных возрастных группах.

1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

Особенности наблюдения:

Его можно организовать в обстановке, натуральной для животного, где животное ведёт себя свободно.

Оно позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного – длительное обучение;

Содействует непосредственным контактам с животными.

Знания, которые даются дошкольникам о животных, можно разделить на 2 группы:

Знания о разнообразных представителях фауны (расширяют кругозор, содействуют интеллектуальному развитию)

Знания можно объединять в 3 группы:

- внешний вид, жизненные проявления (часть тела, выдаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения);

- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни (окраска, особенности построек и поведение, формы охраны, сезонный уклад жизни);

- польза, которую приносят животные.

Знания о возможных формах взаимодействия человека и животных (уход за животными, способ помощи и охраны). Эти знания определяют правила поведения в природе, нормы морального отношения к природе.

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТАМ (ЖИВОТНЫМ).

Руководство наблюдением состоит из 4 моментов:

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения.

Подготовка детей к наблюдению.

Проведение самостоятельного наблюдения (руководство деятельностью детей в ходе наблюдения).

Закрепление полученных знаний в ходе наблюдения.

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения

А) выбор объекта наблюдения - зависит от требований ученой программы дошкольного образования данной возрастной группы; наличия и особенностей объекта;

Обязательные условия: наблюдение не должно наносить вред живому существу. Животное должно адаптироваться на новом месте, для этого необходимо накануне наблюдения внести животное в группу, но только после ухода детей. Утром, в день наблюдения животное не кормят.

Б) выбор места наблюдения - желательно заранее найти место в природе или по возможности создать в группе типичные для животного условия проживания;

В) формулировка цели наблюдения - воспитатель выделяет воспитательные, образовательные, развивающие задачи, намечает словарную работу;

Г) организация наблюдения - форма и способ организации. Выбор способа организации зависит от особенностей живого объекта (размер, характер передвижения, возможность или невозможность контакта).

Требования к рассадке детей:

Чтоб всем было хорошо видно (соответствует расстояние и размещение, свет на объект падает с боку детей);

Чтоб дети и объект были в безопасности (педагог должен помнить, что у детей младшего дошкольного возраста на первых порах отношений с животным наблюдается реакция хватания и сжимания, но бывают и неожиданные моменты в поведении животных).

Подготовка детей к наблюдению

Подготовка детей к наблюдению происходит с целью:

А) выяснить имеющиеся знания детей об объекте (за 2-3 дня до наблюдения проводится предварительная беседа);

В) по необходимости напомнить детям правила поведения на месте наблюдении.

3. Проведение наблюдения за живым объектом.

Вступительная часть (начало наблюдения)

II. Основная часть (обследуется объект)

Цель: удовлетворить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первичное отношение к объекту.

Ср. гр. = 10-15 мин.

Ст. гр. = 15 мин. и больше.

Успех наблюдения зависит от поведения животного, детей и от умения воспитателя ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.

Основная часть включает в себя:

2.1.Свободное рассматривание объекта детьми (1-2 мин.). Восприятие объекта целиком.

Цель: утолить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первоначальные представления об объекте.

Детям разрешается обмениваться мыслями, но тихо, чтоб не напугать животное. Если не дать детям свободно рассмотреть объект, они не будут слышать вопросы воспитателя.

2.2.Обследование объекта

Цель: изучение объекта (выделение особых частей, свойств), формирование представлений.

Младшая группа – представления о внешнем виде (основные части тела, окраска, размер, покров); представления о жизненных проявлениях (движения, питание, звуки; старшая группа – среда проживания и характер приспособления к условиям жизни; рост и развитие животных; правила ухода за животными; польза, которую приносят животные.

2.3 Трудовая деятельность

Цель: сформировать умения и навыки по ухаживанию за живыми объектами.

Младшая группа – элементарные трудовые поручения (покормить, попоить)

Старшая группа – уход за животным (ряд трудовых операций в определённой последовательности); моделирование природных условий существования (обустройство садка для насекомых, террариума для ползунов, аквариума для земноводных).

III. Заключительная часть.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сделать выводы, подвести итоги.

Младшая и средняя группа - на уровне представлений.

Старшая группа - на уровне рассуждений и понятий.

Приёмы: Младшая группа – вызвать интерес к объекту обратно (спеть песенку, провести подвижную игру, прочитать стихотворение).

Старшая группа – рассказ о том, как дежурные должны ухаживать за животным; обобщающий рассказ воспитателя; установка на дальнейшее наблюдение за объектом; сочинить загадку по описанию объекта; дидактические игры на классификацию (морские и речные рыбы)

3. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей.

Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дети начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных к окружающей среде.

В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.- следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи -- быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).

СТАРШАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни - стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятие: «животные Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний детей.

Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.Раскройте объем знаний о животных у детей разных возрастных групп.

2.Раскройте особенности наблюдения.

3. Раскройте подготовку педагога к проведению наблюдения.

4. Опишите экологический подход к содержанию и организации наблюдения с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении.

5. Укажите структуру наблюдения за живым объектом.

6. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в младшем дошкольном возрасте.

7. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в среднем дошкольном возрасте.

8. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в старшем дошкольном возрасте.

Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., Просвещение, 1990.

Приложение 1

ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ

НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Объекты наблюдения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Кошка, собака, корова, свинья и их детёныши.

Лиса, заяц, медведь и их детёныши.

+ конь, овца и их детёныши.

+белка, ёжик и их детёныши

+животные других климатических зон: верблюд, олень

Цыплёнок и птица уголка природы (канарейка)

3-4 вида птиц (воробей, ворона, голубь)

4-5 зимующих птиц (воробей, ворона) и 3-4 перелётных птицы (аист, ласточка, трясогузка) и водоплавающие птицы (утки, гуси).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе подробно описывается организация наблюдений, начиная от младшей группы до подготовительной.

Организация наблюдений в разных возрастных группах.

Организация наблюдений в младших группах.

Организация наблюдений в средней группе


Организация наблюдений в старших группах

Организация наблюдений в подготовительной группе

Читайте также: