Страны азии и африки деколонизация и выбор путей развития конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Окончание Второй мировой войны послужило мощным толчком в деле национально-освободительных движений по всему миру. Уже с конца 1940-х гг. в Азии начались процессы деколонизации, которые наращивали свою силу с каждым новым десятилетием. О деколонизации стран Азии и Африки пойдёт речь на данном уроке.

Окончание Второй мировой войны послужило мощным толчком в деле национально-освободительных движений по всему миру. Уже с конца 1940-х гг. в Азии начались процессы деколонизации, которые наращивали свою силу с каждым новым десятилетием. О деколонизации стран Азии и Африки пойдёт речь на данном уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИТЕСТИРОВАНИЕУчитель истории и обществознания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИТЕСТИРОВАНИЕУчитель истории и обществознания.

1947 г. _____ И _____ получили независимость от Великобритании. 19__ г. Инд.

1947 г.
_____ И _____ получили независимость от Великобритании.

19__ г.
Индонезия стала независимой от Дании.

________ гг. Камбоджа, Лаос и Вьетнам стали полностью независимы от Франции.

________ гг.
Камбоджа, Лаос и Вьетнам стали полностью независимы от Франции, после поражения французских войск при Дьенбьенфу во Вьетнаме.
1956 г.
На африканском континенте __________ и ______ стали независимыми.
1957 г.
Британская колония _____ стала независимой и была переименована в Гану.

___________ гг. Британия, Франция и Бельгия сделали почти все свои африкански.

___________ гг.
Британия, Франция и Бельгия сделали почти все свои африканские колонии независимыми.

19 _ 5 г. Португальские колонии в Африке Ангола и Гвинея-Бисау стали независи.

19 _ 5 г.
Португальские колонии в Африке Ангола и Гвинея-Бисау стали независимыми.

1980 г.
Белое правительство в ______ пало после долгой партизанской войны. Название страны было изменено на _______ .

В ЧЕМ ВИДЕЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛ.

В ЧЕМ ВИДЕЛИ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
АВАНГАРДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ БОЛЬШИНСТВА
АФРО-АЗИАТСКИХ СТРАН ?
?
?
?
?

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТОТАЛИТАРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯПОЧЕМУ ПОПЫТКИ ВНЕДРЕНИЯ КОММУ.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
ТОТАЛИТАРНАЯ
МОДЕЛЬ
РАЗВИТИЯ
ПОЧЕМУ ПОПЫТКИ ВНЕДРЕНИЯ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
В БОЛЬШИНСТВЕ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
ПОТЕРПЕЛИ КРАХ?

СТРАНЫ, ГДЕ СМОГЛА УТВЕРДИТЬСЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТОТАЛИТАРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ.

СТРАНЫ, ГДЕ СМОГЛА УТВЕРДИТЬСЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ТОТАЛИТАРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ,

СТАЛИ АРЕНОЙ
__________________ ,
БЫЛИ ОХВАЧЕНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНОЙ МЕЖДУ
_________________________ .

НАЗОВИТЕ СТРАНЫ, ГДЕ СМОГЛА УТВЕРДИТЬСЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ.

НАЗОВИТЕ СТРАНЫ, ГДЕ СМОГЛА УТВЕРДИТЬСЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ, ИЗОБРАЖЁННОМ НА ПОРТРЕТЕ?

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ, ИЗОБРАЖЁННОМ НА ПОРТРЕТЕ?

ВОПРОС: ПОЧЕМУ АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ СОВЕТСКОГО ТИПА ПРИВЕЛИ К РЕЗКОМУ УПАДКУ С/Х.

ВОПРОС:
ПОЧЕМУ АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ СОВЕТСКОГО ТИПА ПРИВЕЛИ К РЕЗКОМУ УПАДКУ С/Х И ГОЛОДУ?

ПЕРЕЧИСЛИТЕ СТРАНЫ, ГДЕ БЫЛ ВЗЯТ КУРС НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕБРАЗОВАНИЯ.

ВОПРОС:ВСЛЕДСТВИЕ КАКИХ ПРИЧИН МНОГИЕ СТРАНЫ, ПРОВОЗГЛАШАВШИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУ.

ВОПРОС:
ВСЛЕДСТВИЕ КАКИХ ПРИЧИН МНОГИЕ СТРАНЫ, ПРОВОЗГЛАШАВШИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ, БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ?

МОЛОДЦЫ .

https://yandex.ru/images/search?text=ПОСЛЕВОЕННЫ%20ПЕРИОД%20%20политика%20рос.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 729 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 35. Падение мировой колониальной системы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.02.2022 104
  • PPTX 307 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Марков Сергей Константинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

Дата___________________ Класс_______________

Учитель: Абдураманов Э. Р.

Цель урока: охарактеризовать процесс обретения независимости народами Азии и Африки

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;
  • Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Личностные:

  • Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;
  • Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Метапредметные:

  • Способствовать развитию умения выделять главное ;
  • Развивать аналитическое мышление ;
  • Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Изучение нового материала

Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы:

1. Что такое колонизация? Когда и в связи с какими событиями начался этот процесс?

2. Какие страны к началу ХХ веку были крупнейшими. Колониальными державами?

3. Что такое деколонизация?

4. Проанализируйте данные о процессе деколонизации, представленные в учебнике и назовите даты начала и окончания этого процесса, этапы распада колониальной системы. Почему 1960 г. называют годом Африки?

5. Какие модели политического развития сложились в этих регионах?

6. Основные характеристики регионов Азии и Африки?

1. Какая глобальная проблема сложилась в результате распада колониальной системы?

2. Как эту проблему решать и почему ее не удается решить до сих пор?

Домашнее задание: параграф 23, учить термины и даты

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 729 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2022 93
  • DOCX 15.8 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Абдураманов Эльми Ренатович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Выбор ориентации и моделей развития. После перемен, происшедших в мире в связи с окончанием Второй мировой войны и распадом колониальной системы, большинство государств Азии и Африки оказались на новом рубеже своей истории. Им предстояло решать, каким путем идти дальше, как вырваться из отсталости и бедности, догнать передовые страны. При этом приходилось учитывать как собственные ресурсы, часто весьма ограниченные, так и возможности налаживания взаимодействия с другими странами.


Плакат с изображением лидера Иранской революции 1979 г. аятоллы Р. Хомейни

В попытках решения названных вопросов можно увидеть два подхода. Один из них опирался на идею поступательного эволюционного развития, в ходе которого новое включается в органическое взаимодействие с традиционным, преобразует то, что уже существует, в соответствии с духом времени, но без разрушения сложившихся ранее основ. Это путь постепенного реформирования. Роль движущей силы и регулятора подобного процесса, как правило, отводилась государству. Такой вариант развития был принят в Индии.

Научно-техническим и экономическим достижениям Японии способствовала последовательная политика поддержки среднего и высшего образования. В конце 80-х гг. 93% японских детей получили полное среднее 12-летнее образование, более трети из них продолжили обучение в университетах и колледжах.


Мао Цзэдун провозглашает образование Китайской Народной Республики. Плакат

Реформы принесли как положительные результаты, так и проблемы. В первой половине 80-х гг. произошел значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

В 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. продолжалось бурное развитие китайской экономики, невиданных размеров достигли зарубежные инвестиции в нее. По ряду промышленных показателей страна вышла на первое место в мире. Зримым символом успехов Китая стал запуск в 2004 г. пилотируемого корабля в космос. Считается, что, если подобные темпы роста сохранятся, КНР в XXI в. может опередить все другие страны мира, включая США, по уровню своего экономического развития.

Особым образом сложилась судьба Вьетнама и Кореи, где нормальное развитие было затруднено из-за раскола стран на государства с разными общественными системами и из-за военных конфликтов. Вьетнам, разделенный после войны с французскими колониалистами (1946—1954) по 17-й параллели, получил лишь небольшую мирную передышку. В 1965 г. в противостояние Севера и Юга непосредственно вмешались США, направив во Вьетнам свои войска. СССР, Китай и ряд других стран оказывали военную и материальную помощь Северному Вьетнаму. Вьетнамская война закончилась в 1975 г. поражением проамериканского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономическая система Юга начала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 80-е гг. во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, которые до этого развернулись в Китае. К началу XXI в. на этом пути были достигнуты впечатляющие результаты.

Индия. Становление и развитие независимой Индии тесно связано с политической династией Неру — Ганди. Дж. Неру был первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии, его дочь И. Ганди и внук Р. Ганди возглавляли правительство страны в 1960—1980-е гг. Опорой их политики являлась массовая и влиятельная партия Индийский национальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны (с перерывами в 1977—1979 гг. и 1989—1991 гг.).


Дж. Неру (слева) и М. Ганди

В 80-е гг. в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. Столкновения между индусами и мусульманами, борьба сикхов за автономию, а затем за отделение от Индии, выступления тамильских сепаратистов на юге страны привели к многочисленным жертвам. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди (1991).

В конце XX — начале XXI в. монополия ИНК на власть была нарушена. По итогам парламентских выборов происходила смена правительств, возглавляемых то лидерами ИНК, то представителями право-националистических партий. Однако при всех правительствах продолжалось успешное экономическое развитие страны. Особенно важны успехи индийцев в области информационных технологий.

Несмотря на соглашения, попытки добиться примирения не удались. В 1992 г. вооруженные отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада (коалиции исламских партий). В стране были восстановлены исламские порядки. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам, — Г. Хекматиаром (представитель многочисленной этнической группы пуштунов, он также возглавлял Исламскую партию Афганистана), А. Ш. Масудом (таджик по национальности), Р. Дустумом (представитель узбекского населения севера страны) и др.

В 1994 г. в борьбу включилось Движение талибов, бывших студентов духовных училищ, прошедших подготовку в военных лагерях оппозиции в Пакистане. В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны. Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. За отступление от предписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам. Вторжение войск антитеррористической коалиции во главе с США в Афганистан в 2002 г. позволило противникам талибов изгнать их из Кабула и других городов страны. Однако созданное под эгидой оккупационных сил центральное правительство не контролирует большинство районов страны, где власть фактически принадлежит командирам вооруженных формирований. Продолжается и вооруженное сопротивление оккупантам.

Опыт Афганистана, оплаченный ценой сотен тысяч жизней, показал, насколько сильным может быть сопротивление традиционного общества утопическим программам его перестройки.

4. Страны арабского мира. Волна освободительных революций прошла в арабских странах в 50—60-е гг. В одних случаях это было освобождение от монархических режимов, как, например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г. Значительную роль в названных революциях, имевших характер переворота, играли патриотически настроенные армейские офицеры. В других случаях революции увенчивали многолетнюю освободительную борьбу. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения и завершилась провозглашением в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики.

Общими итогами этих событий стало установление в большинстве арабских стран парламентских республик, проведение демократических социально-экономических преобразований — аграрных реформ, национализации части промышленности и др., ограничение позиций иностранного капитала. Многообразие, а иногда и разнонаправленность интересов отдельных социальных групп — национальной буржуазии и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян — делали политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. При этом к внутренним разногласиям часто прибавлялись внешние влияния, стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе. Неудивительно, что за относительно короткий по историческим меркам период времени (30—40 лет) во многих из рассматриваемых стран по 2—3 раза произошла смена политических режимов и курсов.

Политика Μ. X. Мубарака отличалась взвешенностью, сбалансированностью. Укрепление позиций национальной экономики сочеталось с поощрением иностранных инвестиций (в первую очередь в производственную сферу). Стремясь к внутренней стабильности, президент ужесточил контроль за деятельностью оппозиции, особенно экстремистских мусульманских организаций. Гибкий внешнеполитический курс Египта в 80—90-е гг. позволил ему вернуть место признанного лидера в арабском мире и международный авторитет.

5. Ближневосточный конфликт. Один из самых длительных в истории XX в. конфликтов, связанных с движением народов за национальное самоопределение, начался вскоре после раздела освободившейся от английского управления Палестины на территории, предназначенные для арабского и еврейского государств (решение об этом принято Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 г.). Вслед за провозглашением еврейского государства Израиль (в мае 1948 г.) палестинские арабы при поддержке

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Май 1948 г. — июль 1949 г. — первая арабо-израильская война (в нападении на Израиль участвовали войска Египта, Иордании, Ирака, Сирии, Ливана).

Октябрь 1956 г. — участие Израиля вместе с Великобританией и Францией в агрессии против Египта.

Май — июнь 1970 г. — вторжение израильских войск на территорию Ливана, где укрывались отряды палестинского движения сопротивления, отпор ливанских и сирийских войск.

Октябрь 1973 г. — война из-за территорий, захваченных ранее Израилем.

Июнь 1982 г. — вторжение израильских войск в Ливан, захват западной части столицы страны Бейрута.

Первой попыткой прийти к договоренности стали соглашения, подписанные лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде. Это событие было отрицательно воспринято как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. В середине 90-х гг. переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином и Ш. Пересом и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) 1 Я. Арафатом привели к заключению договоренностей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергался угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия со стороны части израильского общества. В конце XX — начале XXI в. ситуация в Палестине вновь резко обострилась. Не способствовал нормализации положения и односторонний вывод Израилем части еврейских поселений с оккупированных палестинских территорий.

6. Страны Тропической и Южной Африки. Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 60—70-е гг. Для их последующего развития была характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов.

Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы. После того как правительство Португалии подписало соглашение о порядке перехода Анголы к независимости (1975), развернулась борьба за власть между тремя организациями, участвовавшими в освободительном движении, — Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА), Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА). При сходстве названий они представляли разные регионы страны, более того, поддерживались разными внешними силами. Против пришедшего к власти правительства МПЛА, придерживавшегося социалистической ориентации и пользовавшегося поддержкой СССР и Кубы, выступили силы ФНЛА и УНИТА, получавшие помощь США и ЮАР. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях, и кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задачи политического урегулирования остались.

Особый характер носили перемены, происшедшие в конце 80-х — 90-е гг. XX в. в Южно-Африканской Республике. В этом государстве, где наряду с коренным населением живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии, на протяжении нескольких десятилетий существовал режим апартеида (разделения и дискриминации населения по расово-этническим признакам). Политика нещадного угнетения и эксплуатации черного и цветного населения вызвала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло освободительное движение чернокожего населения, в котором выделилось несколько организаций. Наиболее влиятельными из них являлись Африканский национальный конгресс и организация Инката (в нее входили представители народности зулусов). В 1983 г. был создан Объединенный демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.

1 Организация освобождения Палестины была создана в 1964 г. В 1969 г. ее возглавлял Ясир Арафат. С 1974 г. ООП участвует в работе органов ООН в качестве наблюдателя.

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, ставший в 1989 г. президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения черного населения. Достижение договоренностей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката, проявлений межплеменной розни. В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в ее истории нерасовые президентские выборы. На них победил многолетний лидер АНК Н. Мандела.

Рассмотрение истории стран Азии и Африки второй половины XX в. показывает, что после обретения независимости в них продолжаются процессы национального и социального самоопределения, поиски путей, обеспечивающих как динамичное развитие, так и сохранение самобытности. Государства Азии и Африки активно участвуют в международном политическом и экономическом сотрудничестве, работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателями Движения неприсоединения, принципы которого — неучастие в военно-политических блоках, борьба за мир и международную безопасность, перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости — имеют особое значение для освободившихся стран.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

Читайте также: