Роль гласных звуков буквы обозначающие гласные звуки 2 класс школа россии конспект

Обновлено: 16.05.2024

Тип урока : открытие нового знания.

Задачи урока :

1. Формировать умение определять гласные звуки;

2. Формировать умение обозначать гласные звуки на письме

1. Различать гласные звуки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

1. Обозначать гласные звуки на письме

1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять самооценку деятельности;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

-проводить сравнение и классификацию;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Формировать умение владеть диалогической речью;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

осуществлять самооценку деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

проводить сравнение и классификацию;

Обучающиеся получат возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

владеть диалогической речью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Личностные:

1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Интерактивное оборудование:компьютер, интерактивная доска.

Деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Слайд №1)

Организует работу с пословицей.

Обратите внимание на доску, вам представлены 5 пословиц, прочитайте их :

1. Без русского языка не сколотишь сапога.

2. Русский язык поит и кормит, и спину порет.

3. Русский язык сила слабого.

4. Велик и могуч Русский язык.

5. Русский язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.

Проводит словарную работу. (Слайды №3-10)

Б…рёза, …зык, яг…да, (до) св…дан….,ж…лтый.

- Запишите слова в алфавитном порядке.

Теперь сравните свою работу со слайдом.

Организует повторение изученного.

А) На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Б) Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели, не сочтёте белых мух. Что летают, словно пух (снежинки);

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Г) Он хорошо для кислых щей, Помимо прочих овощей (щавель)

Д) Сами крошки, боятся кошки,под полом живут,туда все несут (миши)

Е)Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,никточка в воде (удочка)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Сверьте с доской и исправьте ошибки.

Скажите какие правила мы с вами сейчас повторили?

Составьте предложение с любым из этих слов. (На плите закипел чайник.) Найдите и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое, в этом предложении есть предлог, обведите его в кружок.

Предлагает обучающимся оценивать свою работу в ходе урока.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте.

Стереть с доски лишние буквы.

- Что можно сказать об остальных буквах?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Запишите в тетради гласные звуки в алфавитном порядке.

Анализирует знания обучающихся, создает проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогут назвать тему урока.

- Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить?

-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой?

Давайте вспомним чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем?

Назовите: (слайд 8)

Как определить гласный звук?

Всё ли мы сказали о гласных звуках?

Что вы можете сказать о количестве гласных букв?

- Запишем на доске, выходят по одному ученику.

Звуки : [а] [о ] [у] [ы] [и] [э] - 6

Буквы: а о у ы и э ю я е ё. – 10

Подчеркните буквы, которые состоят из двух звуков. (по одному ученику)

Внизу подпишем эти звуки.

- А сейчас в учебнике на 90 выполним № 137

- Прочитайте задание. Посмотрите на рисунки и скажите о каких гласных звуках будем говорить.

- Рассмотрите первый рисунок.

Какие буквы написаны? Назовите слова по рисунку, в которых есть эти буквы? Я записываю эти слова на доске, спрашиваю про орфограммы:

ЮБКА – пишу букву Б, как проверить;

ЕНОТ – словарное слово, запоминаем букву Е.

- Рассмотрим следующий рисунок?

Кого мы видим здесь? Запишем слова:

ЁЖИК – ЖИ пиши с И;

ЯБЛОКО – словарное слово, запомнили букву О

- Подчеркните гласные буквы, состоящие из двух звуков.

(задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу)

Проводит самостоятельную работу.

1. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Я сегодня нарисую

Зиму, снежную такую.

Черный ворон на стогу.

2. Подчеркни слово, которое начинается с гласного звука.

Муха, рыжик, яблоко, лимон, уши, гуси.

2. Спиши, подчеркни гласные буквы.

В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни

Просто выросли они!

Предлагает обучающимся оценить свою работу с помощью листа самооценки.

Сколько гласных звуков в русском языке?

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Что могут означать буквы Е,Ё,Ю,Я?

- Какие задачи мы сегодня решали на уроке?

- У вас на партах лежит лестница успеха. Вам необходимо поставить себя (модель человечка) на одну из ступеней.

- Если у вас все получилось на уроке, поставьте себя на высокую ступень.

- Если у вас возникли трудности в ходе урока, поставьте себя на среднюю ступень.

- Если у вас ничего не получилось на уроке, поставьте себя на нижнюю ступень.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 1, II четверть

Предмет: русский язык

Тема . Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Регулятивные УУД :

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД :

1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД :

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Планируемый

I. Организационный

Цель – формировать у учащихся правильного отношения к учёбе.

-понимать на слух речь учителя;

- научатся организовывать рабочее место

II. Актуализация знаний

Цель – повторить основные вопросы из пройденного;

проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал

1. Минутка чистописания

Письмо заглавной и строчной буквы Аа

2. Орфографическая минутка

— Подберите и запишите вместо точек имена детей.

Вяжет. слоненку носочки,

. ему вышивает платочки,

. плетет для слоненка корзинку,

. рисует слоненку картинку.

— Как записали имена детей? (С большой буквы.)

— Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)

— Написание каких слов мы запоминали? (Платочки, корзинку, картинку.)

— В каких словах вы можете проверить безударные гласные (Дети называют слова.)

— Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон слониха, слоновый, слоник.)

- работают в тетрадях, пишут заглавную и строчную буквы, соединения; списывают стихотворение, дополняют его словами, выделяют в предложении главные члены, находят словарные слова; вступают в диалог с учителем; подбирают однокоренные слова

- вспомнят написание букв и соединений;

- вспомнят написание имен собственных;

- научатся в предложениях находить главные члены;

- научаться подбирать однокоренные слова к слову, выделять корень

III . Самоопределение к деятельности.

Цель – учить определять тему и задачи урока.

( Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

— О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.)

— Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.)

— Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)

- слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока

- научатся определять тему урока.

I V. Работа пол теме урока.

Цель - развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме

— Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.

— Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог) '

Упр. 134 (с. 89).

— Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)

— Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)

— Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.)

Упр. 135 (с. 89).

— Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)

— Запишите гласные звуки.

— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)

— Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)

Упр. 136 (с. 90).

— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)

— Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)

— Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? ([А]-А, О, Я;[Э]~ Е, Э;[0]~ О, Ё;[ЬЦ- Ы, И;[У]- У, Ю;[И]-И,Е,Я.)

( Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)

- работают по учебнику, отвечают на вопросы, строят речевые высказывания;

- выполняют упражнения по заданию

- научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать

V. Физкультминутка.

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе темной ночкой.

А проснувшись поутру,

Начинали вновь игру:

Вместе весело всегда.

- разучивают новую физкультминутку

VI. Закрепление изученного материала

Цель - развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме

Упр. 137(с. 90).

— Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.)

— Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.

— Запишите эти слова.

( Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбкапишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежикЖИ пиши с И; яблокословарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)

— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО,ЙУ,ЙА.)

— Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.

Упр. 138 (с. 91).

— Когда так говорят? (Ответы детей.)

— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплоемягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахатьзвук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.)

— Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.

— Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)

- выполняют упражнения, отвечают на вопросы, строят речевые высказывания, вступают в диалог с учителем, выполняют работу самостоятельно, проверяют, оценивают

- научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать

V II. Ре флексия

Цель – учить учащихся объективно оценивать свою работу на уроке

( Карточка

Спиши, подчеркни гласные буквы.

В чем цыплята виноваты,

Что скорлупки маловаты?

Просто выросли они!

- выполняют задание, проверяют, оценивают себя

- научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать

V I I I . Итог урока

— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Сколько гласных букв в русском языке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 139 (с. 91).

- отвечают на вопросы

- научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке происходит знакомство с гласными звуками, их признаками, слогоразличительной ролью гласных звуков. И снова на уроке предлагает свои задания забавный медвежонок Винни-Пух.

Тема урока: “Гласные звуки. Признаки гласного звука. Слогоразличительная роль гласных звуков”

Тип урока: закрепления знаний

Оборудование: компьютер, отрывок из м/ф “Винни-пух”, электронная тетрадь, интерактивные тренажёры

Цель: формировать у обучающегося умение распознавать гласные. Задачи:

1. Формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления через анализ, обобщение, рассуждение, расширять словарный запас.

3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, продолжить работу по обогащению эмоционального мира обучающегося; повысить интерес к предмету.

Универсальные учебные действия:

- Воспитывать умение слушать и слышать, высказывать и доказывать своё мнение.

Регулятивные:

- Развивать умение определять тему урока, проводить самооценку деятельности, активизировать деятельность обучающегося через использование ИКТ.

Познавательные:

- Закрепить необходимый минимум знаний о гласных звуках.

Этапы урока:

1. Организационный момент. 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности. 3 мин

3. Закрепление изученного. 19-20 мин

4. Физкультминутка. 1-2 мин

5. Самооценивание. 1 минута

6. Подведение итогов урока. 3 мин

- Как дела? Как настроение?

- Давай вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О звуках и буквах)

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки - то, что мы произносим и слышим, буквы - то, что пишем и читаем. Буквы - это знаки, с помощью которых записываем звуки)

- А сейчас я предлагаю тебе отгадать то, что о чём мы будем говорить на этом уроке. Посмотри отрывок из мультфильма про Винни-Пуха.

- Что кричал Винни-Пух, когда пытался вылезти из норы? (Ой-ёй-ёй-ёй!)

- А помнишь, на предыдущем уроке мы с тобой шумели - тоже кричали. А как называется то, что мы произносим? (Звуки)

- Что же мы будем изучать на уроке? (Звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Гостем нашего урока будет забавный Винни-Пух.


- И сегодня мы все вместе поговорим о гласных звуках и буквах. Что ты уже знаешь о гласных звуках?


- Слово гласный образовано от устаревшего слова ГЛАС (голос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит ГОЛОСОВОЙ. Как отличить гласный от согласного?

- Гласный звук состоит из голоса. Когда мы произносим гласный звук, воздух свободно проходит через рот, то есть - без преград.


Воздух свободно идёт через рот.

Не встречает препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

- Какое ещё ты знаешь отличительное свойство гласного? (Гласные можно петь)

- Предлагаю проверить твоё умение отличать гласные от согласных.

- Какой звук образует слог: гласный или согласный?

- Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Волк - 1 гласный о, значит, 1 слог.

Бабушка - 3 гласных а, у, а, следовательно, в слове 3 слога.

- Определи количество слогов в словах.

Физкультминутка

- Предлагаю тебе отдохнуть. А поможет нам в этом Винни-Пух.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “Гимнастика для глаз с Винни-Пухом”

- Гласные бывают ударными и безударными. Послушай слова, назови слог, который звучит громче.

Рама, Вова, Семён, сова, рыба.

– Правильно ли произнесено последнее слово?

– А как его произнести правильно?

- Смотрел ли ты по телевизору игру “Кто хочет стать миллионером”?

- А хотел ли стать участником?

- Я могу исполнить твою мечту и предлагаю тебе сыграть в эту увлекательную игру. Только называется эта игра немного иначе “Кто хочет стать отличником?”

Подведение итогов урока.

- Давай подведём итоги сегодняшнего урока. Закончи предложения:


- Как ты сегодня работал на уроке? Оцени свою работу.



- Винни-Пуху понравилась твоя работа на уроке и поэтому он дарит тебе эти красивые воздушные шарики. (Ты сегодня работал не в полную силу, но Винни-Пух в качестве поддержки дарит тебе эти красивые воздушные шарики)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.



4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

2. Обозначают два звука, если стоят:

– после гласной буквы;

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.


7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Читайте также: