Происхождение разнообразие и значение пресмыкающихся план конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. познакомиться с многообразием древних пресмыкающихся и гипотезами об их вымирании;

2. рассмотреть значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека;

Основное содержание урока:

1. Многообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания

2 Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Послушайте описание, и скажите о ком идёт речь.

Среди них известны настоящие гиганты и карлики. Самая большая – морская кожистая длиной до двух метров, а длина самой меленькой – мускусной не более 25 см.

Необычный внешний облик, оригинальный способ передвижения, наконец, ядовитость многих из них, давно привлекали внимание человека.

Свирепые хищники и домашние любимцы, длиной от 60 см до нескольких метров. С древности ценились за мясо и шкуру.

К какому классу относятся все эти животные и их отряды. (2 минуты)

2.Изучение нового материала

Догадались кто это? А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров?

Хотите ли вы совершить маленькое путешествие с помощью машины времени - фантазии в страну динозавров?

Происхождение пресмыкающихся. Происхождение современных рептилий от древних амфибий-стегоцефалов. (Рассказ учителя работа с учебником)

2. Древние пресмыкающиеся.

Учащиеся представляют себя в древнем влажном лесу мезозойской эры – эры расцвета пресмыкающихся.

3.Звероподобные рептилии. Учитель называет особенности строения звероподобных рептилий, потомки динозавров (птицы, звери, современные пресмыкающиеся). (12 мин)

Учащиеся делятся на три группы по 3 – 4 человека и выполняют задание:

1.Задание для групп

На индивидуальных магнитных досках, создайте схему развития позвоночных животных, начиная от предков древних рептилий и заканчивая ныне живущими позвоночными. (Используйте материал учебника стр. 200 – 202)

2. Задание для групп

Изобразить поведение травоядных и хищных динозавров. (Предполагается, что учащиеся встанут из-за парт, изобразят походку и повадки указанных динозавров. Такая форма позволит снять мышечное напряжение и усталость, являясь физ-минуткой) (3 – 5 минут)

Описание: представьте, что вы - маленький, насекомоядный динозавр, тихо сидите в папоротниковых зарослях и глазами следите за летающей по кругу доисторической мухой. А теперь, представьте, что вы – свирепый хищник, и, чтобы не спугнуть жертву, только глазами следите за её передвижением из стороны в сторону, справа налево. А теперь, встаньте, представьте себя плотоядным тяжеловесом, передвигающимся на двух ногах и балансирующим хвостом для поддержания равновесия. Сделайте 2 шага вперёд и 2 назад, помните, у вас есть тяжёлый хвост. Скажите, древние пресмыкающиеся умели пятится? (3 мин)

4.Причины вымирания древних рептилий. Беседа учителя с учениками по вопросам:

1. Почему вымерли динозавры?

2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия связь с географией)

В ходе беседы учитель акцентирует внимание учащихся на следующих пунктах:

-гибель динозавров (гипотезы) (1 мин)

3. Закрепление материала.

Мы начали изучение этой темы с вопроса о том, что вы знаете о динозаврах, а теперь, пусть каждый из вас скажет, что нового вы узнали о динозаврах; о значении пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Понравилось ли вам наше путешествие или нет, мы увидим, после выполнения вами вот этого задания.

Выполнение задания. (4 мин)

Задание для I варианта

-Найди и исправь биологическую ошибку в тексте. В области для ответа, укажи № предложения, где по твоему мнению допущена ошибка и напиши слово – ошибку и слово – правильное утверждение.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Задание для II варианта

Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте. В области для ответа, укажи № предложения и пропущенное в нём слово.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: ……. и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Цель урока: Выяснить происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объяснить значение современных рептилий.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации, изучить роль рептилий в природе и жизни человека.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стегоцефалы, древние пресмыкающиеся, летающие и плавающие ящеры, хищные и травоядные динозавры.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивная доска

Оборудование

Образовательные интернет-ресурсы

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 вопрос.
Назовите известные вам подклассы пресмыкающихся. По каким признакам их относят к этим подклассам?

Отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ:
Класс пресмыкающихся состоит из следующих подклассов:
- Подкласс Черепахи
- Подкласс Чешуйчатые (Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны).
- Подкласс Первоящерицы (гаттерия)
- Подкласс Крокодилы

Какие отличия в строении имеют представители разных отрядов пресмыкающихся?

  • Крокодилы: крупное и сильное животное, хорошо плавает, длинный сдавленный с боков живот, расположенные на возвышенностях черепа ноздри и глаза.
  • Черепахи: тело скрыто под панцирем, нет линьки, медленно передвигающееся по суше, при опасности втягивают голову и ноги под панцирь.
  • Змеи: не имеют конечности, мощная мускулатура, многочисленные ребра, глаза покрыты прозрачными роговыми веками, раздвигающиеся подвижные челюсти.
  • Ящерицы: гибкое подвижное тело, широко расставленные ноги, несросшиеся подвижные веки, недоразвитые челюсти.

3 вопрос:
Представители, какого отряда пресмыкающихся имеют более сложное строение? В чем это выражается?

Предполагаемый ответ:
Представители отряда Крокодилы в отличие от других пресмыкающихся имеют четырехкамерное сердце и развитый головной мозг.

4 вопрос:
Перечислите общие признаки класса пресмыкающихся.

Общие признаки пресмыкающихся:

1. Настоящие наземные позвоночные животные.
2. Дышат атмосферным воздухом.
3. Размножаются вне воды - на суше.
4. Внутреннее оплодотворение

2. Изучение нового материала

Происхождение рептилий (слайды №№ 9-19)

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов презентации.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Карточки – задания

Найти информацию об особенностях и практическом значении современных групп рептилий.

1группа. Работа с энциклопедиями (печатные и электронные носители).

Карточки - задания

Найти информацию в сети Интернет о рептилиях Томской области.

2 группа. Работа в Интернете.

3. Подведение итогов работы, заполнение отчёта.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

  • учащиеся представляют результаты своей работы
  • во время отчетов групп учащиеся класса заполняют всю таблицу в тетрадях

4. Закрепление знаний

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Учитель раздает тесты (после решения теста ключ с ответами).

Работа по тестам с последующей самопроверкой по ключу.

5. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание:

Формулировка вывода по теме урока. Выставление оценок.


Занятие познакомит учащихся с разнообразием современных пресмыкающихся, их биологическими особенностями и ролью в природе и жизни человека, с их практическим значением.

Описание разработки

Цель урока:

Ознакомить учащихся с разнообразием современных пресмыкающихся, их биологическими особенностями и ролью в природе и жизни человека, с их практическим значением. Развивать умение учащихся сравнивать между собой представителей разных отрядов одного класса; развивать познавательный интерес; развивать критическое мышление. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.

Базовые понятия и термины. Среда жизни, биологические особенности ящериц, черепах, крокодилов. Панцирь. Четырехкамерное сердце.

Ход урока.

І. Разминка. (учащиеся привлекаются к высказыванию собственных мыслей).

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

«Их не любят, их многие боятся, и холодные они, и ускользают, и прячутся и появляются всегда неожиданно, и непонятные какие- то…

А некоторые из них ещё и ядовиты. Издавна змеи- средоточие коварства и злобы. Правда, ещё и мудрости. В некоторых местах змеи считаются священными животными (в Африке змея- хранительница благополучия).

Моряки, которые высаживались на Галапагосские острова, сходили на берег и уверенно шли по тропинкам, вытоптанным черепахами. Тропинки всегда приводили к пресной воде.

Природа наделила большинство пресмыкающихся оригинальным приспособлением для поиска добычи- теплолокатором. Змеи способны за 1,5 месяца предвидеть землетрясения, извержения вулканов и своим поведением сигнализируют об этом. Каждый японец знает, что когда змеи покидают свои норы, то приближается сейсмическая катастрофа.

Постановка проблемного вопроса: «Часто ли вы встречаете других представителей этого класса? Каких? Где? Почему?

ІІІ. Степень актуализации.

Презентация кроссвордов, составленных учащимися к уроку.

Загадки, подобранные учащимися к уроку.

Из куста шипуля, за ногу типуля. (Змея)

Маленькая, легенькая, за хвост не поднимешь. (Ящерица).

За лесом, за пралесом золотая палочка лежит. Кто идет, обходит, в руки не берет. (Гадюка).

У кого каменная рубашка? (Черепаха).

По земле ползет, к себе не подпускает. (Змея).

Вьется веревка, на конце головка. (Уж).

Ни взять, ни погладить, ни на воз положить. (Гадюка).

IV. Степень осознания.

Работа в творческих группах.

Разнообразие представителей отряда, среда и способ их существования.

(параграф 43 учебника, стр.210-215).

Особенности внешнего и внутреннего строения (по таблице).

Представители фауны Украины. (демонстрация таблиц).

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок № 3 по методике критического мышления, 8 класс

Цель урока. Ознакомить учащихся с разнообразием современных пресмыкающихся, их биологическими особенностями и ролью в природе и жизни человека, с их практическим значением. Развивать умение учащихся сравнивать между собой представителей разных отрядов одного класса; развивать познавательный интерес; развивать критическое мышление. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.

Базовые понятия и термины. Среда жизни, биологические особенности ящериц, черепах, крокодилов. Панцирь. Четырехкамерное сердце.

І. Разминка( учащиеся привлекаются к высказыванию собственных мыслей).

ІІ. Мотивация учебной деятельности

«Их не любят, их многие боятся, и холодные они, и ускользают, и прячутся и появляются всегда неожиданно, и непонятные какие- то…

А некоторые из них ещё и ядовиты. Издавна змеи- средоточие коварства и злобы. Правда, ещё и мудрости. В некоторых местах змеи считаются священными животными ( в Африке змея- хранительница благополучия).

Моряки, которые высаживались на Галапагосские острова, сходили на берег и уверенно шли по тропинкам, вытоптанным черепахами. Тропинки всегда приводили к пресной воде.

Природа наделила большинство пресмыкающихся оригинальным приспособлением для поиска добычи- теплолокатором. Змеи способны за 1,5 месяца предвидеть землетрясения, извержения вулканов и своим поведением сигнализируют об этом. Каждый японец знает, что когда змеи покидают свои норы, то приближается сейсмическая катастрофа.

Постановка проблемного вопроса: «Часто ли вы встречаете других представителей этого класса? Каких? Где? Почему?

ІІІ. Степень актуализации

Презентация кроссвордов, составленных учащимися к уроку.

Загадки, подобранные учащимися к уроку.

Из куста шипуля, за ногу типуля. (Змея)

Маленькая, легенькая, за хвост не поднимешь. ( Ящерица).

За лесом, за пралесом золотая палочка лежит. Кто идет, обходит, в руки не берет. (Гадюка).

У кого каменная рубашка? (Черепаха).

По земле ползет, к себе не подпускает. (Змея).

Вьется веревка, на конце головка. ( Уж).

Ни взять, ни погладить, ни на воз положить. (Гадюка).

Уничтожают вредных с/х грызунов, насекомых

Водяные ужи уничтожают мальков рыб



ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Из кожи змей делают сумки, обувь

Змеиный яд используется для приготовления лекарств



Ядовитые змеи- причина гибели людей

Черепахи уничтожают бахчевые культуры

Яйца суповых черепах употребляют в пищу

IV. Степень осознания

Работа в творческих группах.

Разнообразие представителей отряда, среда и способ их существования.

( параграф 43 учебника, стр.210-215).

Особенности внешнего и внутреннего строения (по таблице).

Представители фауны Украины. ( демонстрация таблиц).

Вопросы для анализа

1.Характерные особенности внешнего и внутреннего строения

2. Значение в природе и жизни человека

Сделать вывод о принадлежности змей, черепах, крокодилов к разным отрядам Пресмыкающихся.

Дополнение группы экспертов.

Знаете ли вы, что…

… что самая крупная ядовитая змея в мире- королевская кобра, встречается в Юго- Восточной Азии? Обычно она бывает длиной до 3-4 м, но иногда встречаются особи длиной до 5- 6 м. Эта кобра- гроза и для других змей, которыми может питаться. Она использует свой страшный яд, защищаясь или охраняя свое потомство.

…что наибольшие ящерицы- комодские вараны- длина 3 м, вес 165 кг; наименьшие- мадагаскарские хамелеоны- 2-3 см.

… рекордсмены среди змей: королевская кобра- 5-6 м, мамба- 4 м; анаконда- 11 м, сетчатый питон- 10 м.

… продолжительность жизни: змей в террариумах- 14-26 лет; крокодилов в неволе- до 100 лет; степной черепахи- 115 лет; слоновой черепахи- 100- 150 лет.

V. Рефлексия

1). Тестовая проверка знаний.

1. Конечности отсутствуют у ящериц:

а) прыткой и зеленой; б) веретеницы и желтопуза; в) геккона и варана.

2. Неподвижные веки имеют пресмыкающиеся:

а) ящерицы; б) хамелеоны; в) змеи; г) черепахи; д) крокодилы.

3. Самая крупная ядовитая змея:

а) королевская кобра; б) гремучая змея; в) морская змея;

г) степная гадюка; д) гюрза.

4. Самые крупные неядовитые змеи ( длина 11- 12 м):

а) водяной и обычный ужи; б) леопардовый и лесной полозы;

в) четырехполосый и желто- красный полозы;

г) анаконда и сетчатый питон; д) медянка и желтобрюх.

5. Пресмыкающиеся, способные менять свою окраску в зависимости от изменения окружающей среды:

а) ящерицы; б) змеи; в) хамелеоны; г) черепахи; д) крокодилы.

6. Человек употребляет в пищу мясо, жир, яйца черепахи:

а) слоновой; б) степной; в) болотной; г) морской.

7. Пресмыкающиеся, которые глушат добычу хвостом:

а) ящерицы; б) змеи; в) хамелеоны; г) черепахи; д) крокодилы.

8. Явление аутотомии наблюдается:

а) у ящерицы прыткой; б) у гадюки степной;

в) у черепахи болотной; г) у нильского крокодила;

д) у сетчатого питона.

9. Среди пресмыкающихся четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы; б) гадюки; в) удавы; г) черепахи; д) крокодилы.

10. Змея, у которой на голове есть орган, способный воспринимать изменения температуры до 0,02 градуса и помогает змеям находить в темноте теплокровную добычу:

а) гремучая; б) морская; в) степная; г) гюрза; д) эфа.

11. Откладывают яйца, содержащие белковую оболочку, пресмыкающиеся:

а) ящерицы и хамелеоны; б) гадюки и удавы; в) черепахи и крокодилы.

12. Среди перечисленных пресмыкающихся защищает кладку яиц от других животных:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Многообразие и происхождение пресмыкающихся

1.Сформировать представление о многообразии и происхождении пресмыкающихся

2. Развивать образовательные и коммуникативные компетенции: сравнивать, творчески мыслить, работать в группах, создавать презентации, защищать их..

3.Воспитывать чувство уважения к любому проявлению жизни; пониманию взаимосвязи и гармонии в природе.

Оборудование : интерактивная доска, флеш-анимации, видео, флипчат, презентации учащихся.

Тип урока : комбинированный урок

Методы : метод работы учащихся в группах, метод проекта.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Целеполагание.

2. Контроль знаний

1)работа с терминами по вариантам (взаимопроверка)

2) Особенности пресмыкающихся .Слайд (лишнее удалить)

3)Строение кровеносной системы

4)Строение пищеварительной системы (слайд-составить план)

5)Строение нервной системы пресмыкающихся.

6)Заполнение кроссворда (внешнее строение ящерицы).

Подведение итогов опроса

Изучение нового материала:

Постановка задачи.

В течении примерно 130 млн. лет на Земле господствовали рептилии, отличавшиеся большим разнообразием. Они освоили все три среды обитания: сушу, воду и даже поднялись в воздухно большая часть рептилий вымерли примерно 65 лет назад по не известным до сих пор причинам .Всего до наших дней дожило около 6 тысяч видов пресмыкающихся объединяемых в четыре отряда: Клювоголовые, Чешуйчатые (Змеи и ящерицы), Крокодилы, и Черепахи.

Каковы особенности современных представителей класса пресмыкающиеся? Почему вымерли древние пресмыкающиеся?

Организация работы в группах

1. Изучив имеющуюся литературу, создайте информационный отчет :

2. Изучите имеющуюся информацию по данному вопросу

3. Отберите наиболее важную информацию

4.Подготовте ответ на вопросы:

Оцените ,пожалуйста , собственные знания и степень участия каждого участника проекта:

Знания на начало урока (заполняю сам)

Результативность урока ) полученные на уроке знания) (сам)

Работа в группах по индивидуальным заданиям

Группа № 1 – Ящерицы

Группа № 2 – Змеи

Группа № 3 – Черепахи

Группа № 4 - Крокодилы

Отчет группы:

Особенности отряда 1 учащийся

Представители

Презентация 2 учащийся (заранее подготовленная презентация учащихся об одном из представителей)

Запись учащимися в тетрадях

Название отряда

Особенности, признаки

Представители

Подведение итогов об особенностях каждого отряда пресмыкающихся.

Задания 2. Динозавры

Как вы думаете , что является причиной вымирания динозавров?

Закрепление изученного материала:

Домашнее задание

Конспект, составить кроссворд и ребусы по теме:

Дополнительный материал (для работы учащихся) взят из мегаэнциклопедии Кирилла и Мифодия

Большинство ведет наземный образ жизни, некоторые обитают в почве, на деревьях, на скалах; морская игуана живет у воды и заходит в море. Некоторые способны к планирующему полету. Мелкие ящерицы питаются беспозвоночными, главным образом насекомыми, иногда мелкими позвоночными; реже встречаются растительноядные или всеядные. Гигантский комодский варан нападает на различных млекопитающих. В основном яйцекладущие, есть яйцеживородящие и живородящие. Некоторым видам свойствен партеногенез. Мясо ящериц съедобно, кожа используется для различных поделок. Многие виды и подвиды ящериц охраняются.

ЗМЕ́И (Serpentes), подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатых. Около 3000 видов, 13 семейств: ложноногие, ужеобразные, морские змеи, аспиды, гадюки, гремучие змеи и др. Некоторые из них крайне многочисленны, например ужеобразные, включающие в себя половину всех змей, в то время как семейство лучистых змей насчитывает всего два вида.

Тело удлиненное, от 8 см до 10 м (питоны), покрыто чешуей, конечностей нет. Молодые змеи линяют через каждые 3-4 недели, а взрослые — 3-4 раза в год. Роговой слой кожи (выползок) сбрасывается целиком.

Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли. Встречаются они на всех материках, кроме Антарктиды. Особенно многочисленны в тропических областях Азии, Африки, Южной Америки и в Австралии. Наибольшее количество змей живет на поверхности земли, населяя различные биотопы — от низменных лугов до альпийских высот, от знойных пустынь до влажных тропических лесов. Все змеи отлично плавают, а бородавчатые змеи (Acrochordus) всю жизнь проводят в воде. Образ жизни змей наложил отпечаток и на их внешний облик. Так, роющие змеи имеют короткое, но сильное тело, различные приспособления на голове, помогающие им продвигаться в толще земли. Древесные змеи обладают длинным телом и цепким хвостом, у многих видов на брюшных щитках имеются гребни, облегчающие фиксацию на ветвях.

Ядовитые змеи (мамбы, эфа, гюрза, кобра и др.) опасны для людей и домашних животных. Змеиный яд используют в медицине. Численность многих видов сокращается. 26 видов и подвидов в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Длительность жизни змей относительно велика — от 20 до 40 лет. Все змеи — хищники, питаются мелкими млекопитающими, ящерицами, лягушками, птицами, их яйцами, рыбой, насекомыми и другими беспозвоночными. Добычу заглатывают живой либо предварительно удушенной или убитой ядом. Некоторые змеи питаются каким-либо одним видом корма. Например, стрела-змея питается исключительно ящерицами, такой же корм предпочитают медянки, удавчики, полозы. Ужи обычно охотятся на лягушек, мелких рыб.

Спариваются змеи, как правило, весной. Большинство размножаются, откладывая яйца, покрытые кожистой оболочкой, другие — путем яйцеживорождения. В кладке бывает от 2-5 до нескольких десятков яиц, число детенышей обычно не превышает 10, реже 15 змеек. Инкубация яиц продолжается от 2-3 недель до 2-2,5 месяцев. У живородящих змей беременность длится 2,5-4 месяца.

Разнообразные виды змей характерны и для России. В ее средней полосе распространены обыкновенный уж, узорчатый полоз, обыкновенная гадюка и обыкновенный щитомордник. На юге Европейской части России и на Кавказе обитают медянка, желтобрюхий и четырехполосый полозы. В пустынных и степных районах распространены песчаный и восточный удавчики, водяной уж, стрела-змея, степная гадюка.

ЧЕРЕПА́ХИ (Testudines, или Chelonia) , отряд пресмыкающихся. 12 семейств, объединенных в 2 подотряда: скрытошейные (каймановые, пресноводные, сухопутные, морские, кожистые черепахи и др.), втягивающие шею и голову внутрь панциря, и бокошейные (змеиношейные и пеломедузовые черепахи), загибающие шею сбоку под панцирь, а не втягивающие ее внутрь; всего около 230 видов.

Наземные черепахи распространены на всех материках (кроме Антарктиды), преимущественно в степях и пустынях, и на многих островах, морские виды — в тропических и субтропических зонах.

Характерная особенность строения черепах (исключая кожистую черепаху) — костно-роговой панцирь, состоящий из 2-х щитов, срастающихся с позвонками и ребрами (карапакс и пластрон). Длина панциря от 12 см до 2 м. Самая крупная из современных черепах — кожистая черепаха.

У многих черепах под панцирь прячутся голова, хвост и конечности. Хорошо развиты зрение и обоняние, слух слабый. Челюсти зубов не имеют, покрыты роговыми пластинками. Большинство черепах ведет полуводный образ жизни. Яйца откладывают на суше. В холода и засуху могут впадать в зимнюю и летнюю спячку. Черепахи сухопутные и морские в основном растительноядны, пресноводные — обычно плотоядны (едят рыбу, земноводных, беспозвоночных). Могут месяцами обходиться без пищи.

Мясо и яйца некоторых видов употребляют в пищу; роговые щитки панциря морской черепахи идут на различные поделки. 22 вида, в том числе зеленая (суповая) черепаха, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Читайте также: