Кукла десятиручка конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

– формировать знания о народной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;

- обучить техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол;

- развивать полноценную духовно богатую личность ребенка;

- развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, к народным традициям, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность и инициативу.

– воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус.

- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание.

- создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий творческому общению учащихся.

Формы и методы: теоретический: рассказ-информация по истории создания куклы, беседа с применением фольклорного материала, наглядно-иллюстративный, презентация; практический: изготовление куклы по инструкционной карте, продумывание и изготовление костюма, головного убора, декоративное оформление.

Оборудование: компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы. Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Материалы и инструменты:

Ткань Х\Б белая – 35 * 60 /см/. Ткань Х\Б цветная – 15 * 40 /см/. Ткань Х\Б цветная – 10 * 10 /см/. Ткань Х\Б цветная – 3 * 15 /см/. Ткань Х\Б цветная – 10 * 20 /см/. Нитки мулине. Тесьма декоративная. Ножницы, карандаш.

План занятия.

2. Подготовительный этап: подготовка к восприятию нового материала, введение

3. Объяснение нового материала: Беседа об истории обрядовой куклы, ее образах (приобретение новых знаний). Презентация (Приложение3)

4. Практическая работа: изготовление куклы, повторение ТБ., физкульминутка .

6. Итоговый этап занятия: оформление выставки народных традиционных кукол для родителей.

Ход занятия.

1.Организационный момент Подготовка рабочего места Подготовка необходимых материалов. Психологический настрой. ( Звучит тихая фольклорная музыка)

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Сегодня у нас с вами завершающая тема по изготовлению народной куклы на традиционной основе. А какую куклу мы будем сегодня с вами делать, вы узнаете позже.

Слайд 2 Введение . Давайте вспомним на какие группы по своему назначению куклы делятся (дети отвечают)

- Правильно. Куклы - обереги, игровые и обрядовые куклы. Мы с вами уже шили куклы - обереги, игровые куклы. Давайте еще раз вспомним историю о народных куклах.

Кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства. В любом случае, каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с куклой. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Слайд 3 Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

3. Объяснение нового материала

- Мы сегодня с вами будем знакомиться с обрядовыми куклами и одну из них мы сошьём с вами на занятиях

Слайд 4. Обрядовые куклы - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Слайд 5. Обрядовых кукол тоже много. Вы их на слайде видите.

Слайд 6. С Куклой Масленицей вы хорошо знакомы. Мы с вами ежегодно ее делаем на проводы Масленицы.

Есть такая присказка о Десятиручке:

Слайд 8. Но сейчас у нас с вами нет лыка, нет соломы, а есть ткань, из которой мы будем шить вот такую куклу. (Демонстрация готовой модели куклы)

Слайд 9. Кукла изготавливается вручную. Нам с вами понадобится только ткань, нитки-мулине, тесьма и ножницы.

4. Практическая работа:

- изготовление основы куклы

Перед работой, ребята, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами: все вместе скажем наш инструктаж по технике безопасности:

Чтоб безопасно нам работать

Нужно правила нам знать

Про ножницы мы скажем,

На примере вам покажем

Как их надо подавать:

Ни острыми конечками,

А круглыми колечками.

Нужно правила всем знать

И получим мы тогда

Наслажденье от труда!

Слайд10. Перед вами инструкционная карта по выполнению работы (Приложение 1) Педагог контролирует работу детей и оказывает нуждающимся учащимся помощь

- Мы закончили основу нашей куколки. Давайте немного отдохнем:

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим - вертим головой,

- изготовление одежды на кукле

Теперь приступаем к одежде для куклы. Мы оденем нашу куклу в сарафан, а на голову –платочек. У вас есть материал для одежды. Приступайте к работе. (Под руководством педагога дети выполняют работу)


Название метода

Цели использования метода

Выяснить впечатления учащихся от проведенного занятия


Распечатка куклы Вырезать ее по контуру.

Всем уч-ся раздаются распечатанные куклы Их задача нарисовать такое личико, какие эмоции они испытывают после занятия. Кукла может быть и жизнерадостной, грустной или задумчивой.

После того как все выполнили задание куклы выстраиваются в один ряд в форме хоровода.

Учащиеся определяют каких лиц больше: веселых или грустных. Педагог делает вывод

Педагог: Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. На лицах ваших кукол я вижу радость, а значит и вы испытываете удовольствие и наслаждение от своей работы.

6. Итоговый этап занятия: оформление выставки народных традиционных кукол для родителей.А сейчас мы займемся оформлением выставки народных традиционных кукол и на следующее занятие приглашайте своих родителей на выставку наших кукол.

(Учащиеся оформляют выставку) (Приложение 2)

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

5. Источники интернет ресурсов:

Приложение 1

Графическое изображение

Последовательность выполнения работы


Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища ,


Перегибаем полоску пополам. В месте перегиба основной детали ткань не перетягивать

.Голову обозначают, перемотав это место ниткой


Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом


Выполняем 5 пар рук для куклы


Раз­ворачиваем их веером



Приложение 2

Творческие работы, сделанные учащимися на выставку и

- познакомить детей с историей и традиций кукол оберегов;

- сформировать начальные навыки рукоделия, для развития мелкой моторики рук;

-воспитывать у детей художественный вкус и интерес к народной культуре.

- знакомство детей с элементами женского русского народного костюма;

- развивать кругозор дошкольников через символизм обрядовой куклы;

- воспитывать любовь и уважение к русской культуре, воплотившей верования и идеалы в жизненном укладе и быте;

- развивать мышление и навыки детей в области рукоделия;

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Методические приё мы: игровой, сотворчество, сказка, художественное слово, беседа, рассказ, практическая работа, конструирование, рассматривание иллюстраций о русском быте и русском женском костюме.

Форма организации деятельности: групповая.

Девиз занятия : Мастер дела своего – не боится ничего.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуете ребята, смотрите, кто к нам пришёл (показывает куклу) Это обереговая куколка. В давние времена наши предки верили а злых духов, которые могут принести вред людям и для защиты от них они делали куколок. Делали, не сшивая и не рисуя лицо, считалось, что злые духи могут вселиться в куклу и принести вред людям. Такие куколки передавались по наследству от матери к дочери. Скажите ребята, в чём особенность этой куколки?

Дети: (хором) У неё много ручек.

Воспитатель: Правильно ребята у неё целых десять ручек.

Ей десять рук не зря даны – неведом ей покой,

И потому рады хозяйке помощнице такой

Ведь, чтоб хозяйке помочь всё успеть, надо десять рук иметь

И при жизни такой суетливой нужно всегда оставаться всегда красивой.

Кукла Десятиручка : Ребята, я вам сейчас расскажу сказку о себе и девушке Агафьи,

Ах, ты куколка моя, помогай

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Мы всю работу переделаем подряд

Чтобы были в нашем доме мир да лад.

Воспитатель: Какая интересная сказка, ребята, а давайте мы нашими мамам сделаем таких же куколок, а Десятиручка нам будет помогать. Берём в руки лыковую метёлочку, вставляем в неё пять палочек, закрепляем их красной ниткой, накрест, вот так. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как закрепить палочки и повязать накрест красную нитку).

Воспитатель: Теперь режем цветную бумагу, и клеем её на кончики ручек, как у нашей Десятиручки. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить бумагу).

Воспитатель: Берём косичку и клеем её. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить косичку).

Воспитатель: Теперь мы будем делать фартук, берём белый лоскуток, вырезаем, чтобы получились повязки, сверху повязываем тесёмку. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как делать фартук).

Воспитатель: Берём красивый лоскуток и повязываем кукле платочек и делаем ей красивый бантик на косичке и бантики из цветных ниток по краю. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как повязывать ленточку, платочек и бантики по краю).

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая у нас получилась красивая куколка, помощница нашим мамам.

Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги

Мастер-класс по изготовлению куклы из бумаги Как правило, остается много картона после и во время учебного года. Я решила с детьми сделать из обложек из-под картона и белой бумаги куклу.

Мастер-класс по изготовлению текстильной куклы

Мастер-класс по изготовлению текстильной куклы Предлагаю вашему вниманию собственный опыт работы по изготовлению текстильной куклы Снежка. Такая кукла делается своими руками достаточно.

Народные приметы на Покров Пресвятой Богородицы

Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной.

Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.

Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит.

Какова погода на Покров, такова и зима будет.

А ещё в народе так говорили:

Первым Зазимьем, Свадебником называли 14 октября наши далекие предки, ведь осень - традиционное время свадеб. К тому же народ по-своему истолковывал религиозный смысл праздника: как земля на Покров иногда покрывалась первым тонким снежком, лёгким, невесомым, будто фата, так и девушка, выходя замуж, покрывала голову платком, скрывая под ним волосы, и больше никогда уже простоволосая на людях не появлялась.

В старину женщины при изготовлении кукол придерживались правил:

- куклу делают за один раз, не растягивая на весь день;

- ножницы и иголки не используют;

- лицо кукле не рисуют, чтобы не вселились духи;

- в плохом настроении или при плохом самочувствии за работу не садятся;

- во время рукоделия не отвлекаются и не думают о посторонних вещах;

- во время работы можно вести простой разговор. Кукле рассказывают о планах, мечтах, проблемах;

- если заготовка получается плохо: путается пряжа, ткань не рвётся, то надо отложить изготовление куклы до другого раза. Значит, её время не пришло.

Десятиручка - это обрядовая кукла с десятью руками, лучшая помощница в домашних делах Делалась из лыка пли соломы 14 октября на Покров день, когда женщины и девушки садились за рукоделие. При отсутствии лыка Десятиручку можно сделать из любых льняных ниток. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое и женщинам во всех домашних делах и рукоделиях. Куклу располагают на видном месте в комнате, где обычно женщина занимается рукоделием Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть! А ещё её руки похожи на крылья и сама Десятиручка похожа на птицу, она напоминает нам о Душе, о стремлении к Небу Образ Десятиручки - лёгкость и душевность во всех домашних делах и именно этот образ помогает женщине устраивать семейное счастье.

Форма работы с детьми : игровая обучающая ситуация

Образовательная область : познавательное и речевое развитие ребёнка 6-7 лет, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное,

- познакомить детей с историей и традиций кукол оберегов ;

- сформировать начальные навыки рукоделия, для развития мелкой моторики рук;

-воспитывать у детей художественный вкус и интерес к народной культуре.

- знакомство детей с элементами женского русского народного костюма;

- развивать кругозор дошкольников через символизм обрядовой куклы ;

- воспитывать любовь и уважение к русской культуре, воплотившей верования и идеалы в жизненном укладе и быте;

- развивать мышление и навыки детей в области рукоделия;

Возраст детей : старший дошкольный возраст.

Методические приёмы : игровой, сотворчество, сказка, художественное слово, беседа, рассказ, практическая работа, конструирование , рассматривание иллюстраций о русском быте и русском женском костюме.

Форма организации деятельности : групповая .

Девиз занятия : Мастер дела своего – не боится ничего.

Воспитатель : Здравствуете ребята, смотрите, кто к нам пришёл (показывает куклу) Это обереговая куколка . В давние времена наши предки верили в злых духов, которые могут принести вред людям и для защиты от них они делали куколок. Делали, не сшивая и не рисуя лицо, считалось, что злые духи могут вселиться в куклу и принести вред людям. Такие куколки передавались по наследству от матери к дочери. Скажите ребята, в чём особенность этой куколки?

Дети : (хором) У неё много ручек.

Воспитатель : Правильно ребята у неё целых десять ручек .

Ей десять рук не зря даны – неведом ей покой,

И потому рады хозяйке помощнице такой

Ведь, чтоб хозяйке помочь всё успеть, надо десять рук иметь

И при жизни такой суетливой нужно всегда оставаться всегда красивой.

Кукла Десятиручка : Ребята, я вам сейчас расскажу сказку о себе и девушке Агафьи,

Ах, ты куколка моя, помогай

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Мы всю работу переделаем подряд

Чтобы были в нашем доме мир да лад.

Воспитатель : Какая интересная сказка, ребята, а давайте мы нашими мамам сделаем таких же куколок, а Десятиручка нам будет помогать . Берём в руки лыковую метёлочку, вставляем в неё пять палочек, закрепляем их красной ниткой, накрест, вот так. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как закрепить палочки и повязать накрест красную нитку).

Воспитатель : Теперь режем цветную бумагу, и клеем её на кончики ручек, как у нашей Десятиручки . (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить бумагу ).

Воспитатель : Берём косичку и клеем её. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как клеить косичку ).

Воспитатель : Теперь мы будем делать фартук, берём белый лоскуток, вырезаем, чтобы получились повязки, сверху повязываем тесёмку. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как делать фартук ).

Воспитатель : Берём красивый лоскуток и повязываем кукле платочек и делаем ей красивый бантик на косичке и бантики из цветных ниток по краю. (Воспитатель помогает детям, показывая на примере своей куклы как повязывать ленточку, платочек и бантики по краю).

Воспитатель : Посмотрите ребята, какая у нас получилась красивая куколка, помощница нашим мамам.

Кукла Десятиручка

Кукла Десятиручка – одна из самых популярных славянских кукол. Как не сложно догадаться из названия, у этой куколки не две, а целых десять рук. Дело в том, что наши предки делали эту куклу-оберег, чтобы облегчить жизнь хозяюшек – как юных, так и зрелых. Лялька помогала справляться с женскими обязанностями, придавая бодрости для бытовых дел и вдохновения для рукоделия. Отсюда и пять пар рук – чтобы все успевать.

В нашей статье вы найдете сразу два мастер-класса, рассказывающих о том, как сделать куклу Десятиручку своими руками. Кроме того, вы узнаете особые секреты изготовления, переданные современным мастерицам их прабабушками. Благодаря этим знаниям любая женщина сможет изготовить действенный талисман для себя, сестры, дочери или внучки.

Легенда о кукле Десятиручке

Кукла Десятиручка появилась на Руси не просто так. Есть старая история, рассказывающая о происхождении оберега. Согласно ей, кукла-помощница была подарена одной славянке богиней Макошь. Издавна богиня Макошь оказывала покровительство женщинам, всячески поддерживая их, защищая и обеспечивая лад в семье.

Для такого дара была особая причина. Женщина, привыкшая трудиться и стараться, совсем выбилась из сил и перестала все успевать. Дав волю слезам, она высказалась вслух о своих трудностях – так ее и услышала Макошь. Сжалившись, богиня подарила труженице еще одну пару рук. Но это не улучшило положение вещей. Четыре руки женщину тоже не спасли. Дошло до того, что женщина превратилась в десятирукую, но по-прежнему ничего не успевала.

Терпение Великой Ткачихи подошло к концу, поэтому она забрала назад все лишние руки, оставив на память талисман с десятью руками. С тех пор эти маленькие десятирукие помощницы следят, чтобы хозяйка дома все успевала.

Значение оберега кукла Десятиручка

Десятиручка – это кукла-оберег, который делали именно в качестве помощницы женщинам. Маленьким девочкам она была ни к чему, а вот юным хозяюшкам талисман помогал успевать делать все дела.

Кукла Десятиручка

Куклу Десятиручку создавали в помощь юным хозяюшкам, чтоб успевать делать все дела по хозяйству.

Нередко Десятиручку подносили и зрелым женщинам или же они делали ее своими руками. Даже при наличии опыта в бытовых и семейных делах, женщина могла утомиться от повседневных забот и тогда все улаживала маленькая помощница Макоши.

В общем говоря, значение куклы Десятиручки сводится к помощи женщине. В прошлом все славянки играли важную роль хранительниц домашнего очага, поэтому в первую очередь лялька благоприятствует исконно женским занятиям:

  • вышивка;
  • шитье;
  • вязание;
  • кулинария;
  • уборка;
  • стирка.

Она положительно влияет на самочувствие – отгоняет усталость и придает энергии, а благодаря этому любое дело, за которое берется хозяйка, доводится до конца.

Внешний вид и особенности Десятиручки

Народная кукла Десятиручка получила свое название не просто так – у нее действительно десять рук. Многорукая фигурка ляльки обычно делалась из лыка, а также соломы, которую перетягивали красными нитями или лентами. Вплетали ленты и в длинную косу куклы, чтобы укрепить ее силу и удачу.

Эта кукла, как и другие славянские ляльки, имеет свои особенности. Зная особенности использования оберега, вы сможете правильно применить его, добившись хорошего результата.

Запомните несколько правил:

  • Куклу Десятиручку нельзя использовать для игр. Не давайте свой талисман играть детям, да и вообще, чужим в руки. Для малышей есть специальный талисман – Пеленашка.
  • Обычно тряпичную помощницу делали на всю жизнь. Десятиручку из соломы же использовали как обрядовую куклу, просили от нее помощи в конкретных делах, а затем, когда дела будут завершены, сжигали.
  • Если вы хотите сделать долговременный амулет, выберите качественные материалы и красивые элементы украшения. Это позволит сделать оберег более прочным.
  • Не перекладывайте на амулет все свои обязанности. Его задача – помогать вам, а не выполнять всю работу за вас.

Отличие от куклы Филипповки

Десятиручка не единственная многорукая славянская куколка. Есть и другой вид многорукой помощницы – Филлиповка. Лялька с десятью руками символизировала молодую девушку, только вышедшую замуж. Поэтому ее преподносили в подарок молодоженам, чтобы куколка помогала молодой супруге.

Филлиповка же помогала зрелым, опытным женщинам. Женщина, много лет пробывшая в браке, тоже нуждается в помощи. Ее и обеспечивала Филлиповка. Этот талисман имел всего шесть рук, в одной из которых был денежный мешочек. Волосы куклы покрывали платком, в то время как Десятиручка была без головного убора.

Кукла Филипповка

Главные отличительные особенности куклы Филипповки от Десятиручки – три пары рук, головной убор и небольшой денежный мешочек.

Создаем куклу Десятиручку своими руками

В сети можно найти множество мастер-классов по созданию ляльки. У каждой мастерицы свои традиции, однако общие правила изготовления Десятиручки одинаковы для всех. Лишь учитывая эти давние славянские традиции, можно сделать куклу Десятиручку, которая действительно будет вам помогать:

  • Работая над лялькой, очистите пространство вокруг себя – попросите выйти из комнаты других людей и перестаньте думать о проблемах-неудачах.
  • Прикрепляя к куколке руки, заговаривайте каждую из них. Никаких особых заговоров произносить не нужно. Просто присвойте каждой руке одно занятие, попросив Десятиручку помочь с ним. Чтобы не растягивать процесс работы, составьте список этих дел заранее, а затем подсматривайте в него.
  • Делайте амулет за один раз. Не отвлекайтесь на звонки, разговоры и любые другие дела. Откладывать завершение работы на следующий день тоже не разрешается.

Не забудьте приготовить красную тесьму или нити и яркие ленты. Это обязательные атрибуты Десятиручки. Красный символизирует солнце, жизненную энергию и силу, а яркие оттенки лент, вплетенные в волосы ляльки, помогают поддерживать эту силу.

Мастер класс по изготовлению куклы Десятиручки из лыка

Кукла Десятиручка из лыка

Кукла Десятиручка из лыка.

Один из самых популярных основ для народной куклы Десятиручки – лыко. Делать из него ляльки гораздо проще, чем из ткани. Это обусловлено не только ценовой доступностью материала, но и отсутствием необходимости резать ткань и закреплять ее нитями.

  • Пять мотков шерстяных нитей. Берите толстые нити ярких оттенков. Обязательный цвет – красный, все остальные на выбор.
  • Лыко. Его количество зависит от размера будущей куколки.
  • Тонкая лента красного цвета.
  • Желтая широкая лента.

А теперь приступаем к самому процессу:

  1. Отсоединяем от лыка две пряди. Более тонкая пойдет на косу, а из толстой сделаем тело. Сложив большую прядь вдвое, перевяжите ее лентой, а затем проденьте в нее, словно в петельку, вторую прядь, отправив концы вверх.
  2. Теперь нижнюю прядь нужно перевязать нитью. Отступив от места сгиба небольшое расстояние, сформируйте голову, обозначив шею ниткой. Лучше, если по цвету она будет близка к оттенку самого лыка.
  3. Сплетите из второй пряди косу, закрепив оставшуюся кисточку нитью.
  4. После этого можно приступать к рукам. Их будет десять, но заготовок нам понадобится всего пять. Если прикрепить их к туловищу фигурки посредине, как раз и получится нужное количество ручек. Для этого возьмите пять одинаковых пучков лыка и моточки ниток. Каждый из пучков нужно обвязать нитью, спрятав под слоями нитки оставшийся кончик нити. Не забывайте делать отступы от краев – это будут кисти.
  5. Готовые руки нужно положить ляльке за спину, подняв их повыше – почти к шее. Красной нитью перевяжите тельце, примотав к нему руки. Крест здесь выполняет не только практическую функцию, но и защитную. Также нить должна обмотать шею фигурки и ее талию – просто намотайте ее по направлению солнца, спрятав концы за спиной.
  6. Опустите косу вниз, обвязав ее широкой лентой. Затем дополнительно закрепите все это тонкой ленточкой поверх.
  7. Лялька почти готова. Последний штрих – это бантики. По кругу подола прицепите девять бантиков из тонкой красной ленты. Изменять их количество нельзя – бантов должно быть ровно девять.

Кукольная помощница готова. Активировав талисман с помощью заговора или обычной просьбы, ставьте ее на видное место и ожидайте успеха в делах.

Пошаговая инструкция по созданию Десятиручки из ткани

Традиционная Десятиручка делается из лыка или соломы. Но вы можете сделать ее из ткани. В этом случае куколка будет называться мотанкой. Подобные славянские куколки имели свои особенности. Их изготавливали без помощи ножниц-иголок, подготавливая все лоскутки заранее. А еще куклам не делали лица, чтобы в них не могли вселиться нечистые сущности.

Материалы для создания кулы Десятиручки

Инструменты и материалы для изготовления куклы Десятиручки:

  • кусочек материи 9х5 см (для туловища);
  • 6 лоскутков ткани 15х4 см – из них будет сделан повойник и пять заготовок для рук.
  • кусочек материала для юбки – 17х11 см;
  • джутовая нить (это будет коса);
  • отрезки ткани разных цветов и материалов для фартуков;
  • натуральный наполнитель – ткань или шерстяные нити;
  • нитка красная и узкая тесемка – тоже красного цвета;

Мотанка кукла Десятиручка: мастер-класс

  1. На ткань для туловища кладем наполнитель и сворачиваем материю пополам. Наполнителя не жалейте, чтобы получилось сформировать плотный шарик – голову. Отступив нужное расстояние, обвяжите шарик нитью, сформировав шею.
  2. Теперь делаем руки. Пять кусочков тканей превращаем в скрутки. Чтобы они не размотались, скрепляем каждую из них по краям нитью.
  3. Получившиеся заготовки для рук положите на спину кукле, подняв передний край ткани. А затем зафиксируйте их с помощью красной тесьмы. Ее следует завязать особым способом – так, чтобы на груди был крест, а на шее и талии мотанки – пояс.
  4. Поверх белой ткани изнаночной стороной прикладываем лоскуток для юбки. Обмотайте его вокруг фигурки и подтяните вверх, закрыв верхнюю часть мотанки. Обвяжите ткань нитью в районе талии и опустите юбку вниз. Тем же способом прикрепите фартук в несколько этапов – сначала один кусочек ткани, затем другой.
  5. Приступаем к созданию косы. В тканевую петельку на месте головы проденьте джутовые нити и сплетите их в косу, связав на кончике лентой.
  6. Завершающий шаг – головной убор. Загнув косу вниз, сложите ткань для повойника вдвое и прикрепите к голове. Зафиксируйте его нитью и куколка готова.

Не забудьте, что Десятиручка – это магический атрибут. Чтобы кукла начала действовать, ее нужно зарядить. Самое лучшее – делать это не только по окончании работы, но и в момент изготовления. Делая руку мотанки, попросите Макошь содействовать вам в определенном деле. Одна рука – одно занятие. Это поможет оберегу лучше понять, что от него хотят. В конце можно еще пронести ляльку под огнем, чтобы еще больше вдохнуть в нее природную энергию.

Читайте также: