Конспект урока по музыке музыкальные инструменты

Обновлено: 06.07.2024

План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняш-него урока с новыми впечатлениями.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.

Итак, мы отправляемся в путешествие в мир музыки.

-Скажите, а зачем народ сложил эту сказку?

-Как помогает музыка?
-О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
-Вы хотите узнать о них подробнее?

Слайд 1.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат. Откройте учебник на странице 96. Откройте тетрадочки, запишите тему урока.
Первый инструмент - флейта.

Слайд 2.
У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.

Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

Разделимся на 2 группы.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний? Зачеркните.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? Зачеркните.
Для следующего задания приглашаются по одному участнику от каждой команды. Он выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) будет изображать игру на этом инструменте, какого характера исполняемое произведение, а другой участник должен будет по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
5. Рефлексия.
Ребята, перед вами на парте лежит солнышко. Дорисуйте, пожалуйста, у солнышка очертания рта (радость, грусть, безразличие) и глазки, тем самым я увижу ваше настроение от урока.
На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим – нарисовать музыкальный инструмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Углубление и расширение знаний

Обобщение знаний об основных группах инструментов, знакомство с инструментами разных народов и современными инструментами.

1.Повторить ранее изученный материал (вокальная и инструментальная музыка, солист, ансамбль, оркестр);

2 Познакомить с основными группами инструментов, историей их возникновения, инструментами разных народов и современными инструментами;

3. Осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся.

1.Развивать общую музыкальность детей, простейшие исполнительские навыки в области пения, чувство ритма;

2.Развивать музыкальный слух и музыкальную память;

3.Развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное.

1.Формировать заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий:

2.Воспитание эмоционального восприятия звучания фрагментов музыкальных произведений.

Перцептивные (словесный, наглядный, практический),

Репродуктивный с элементами проблемно-поискового, методы контроля (устный и письменный).

Дидактический раздаточный материал

Объяснение нового материала.

Организационный момент.

Актуализация ЗУН.

- Сейчас, ребята, вы услышите два музыкальных фрагмента. Ваша задача: послушать внимательно и определить чем эти фрагменты отличаются.

- Итак, чем же отличаются эти два фрагмента? (ответы детей)

- Правильно, в первом варианте мы слышим голос, а во втором – только музыка без голоса. Как же можно исполнять музыку? (ответы). Правильно, музыку можно исполнять с помощью голоса и на инструментах и поэтому вся музыка делится на вокальную и инструментальную. Всю первую четверть мы с вами знакомились с вокальной музыкой, а на прошлом уроке начали знакомство с инструментальной музыкой.

- Что такое инструментальная музыка?

- Кто может исполнять инструментальную музыку? (солист, ансамбль, оркестр)

- А сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по огромному миру музыки и узнаем много нового об инструментах, без которых музыка не может жить.

Новый материал.

А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Не палочка, не трубочка,
А что же это. (Дудочка)

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (Гитара)

Раз-два! Раз-два!

Расступайся, детвора!

Что за грохот тут и там?

То грохочет….( Барабан)

Зов, призыв трубит трубач

И несутся кони вскачь.

Ты узнаешь без труда

Это звонкая… (Труба)

Словно птичью песню

Нежный голос чей-то…

То запела…( флейта)

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)

Ими можно кушать,

А можно их послушать.

Подумайте немножко –

Что же это? (Ложки)

У: - Вы правильно отгадали все загадки. Посмотрите как много разных и непохожих друг на друга инструментов, но всё-таки между некоторыми из них есть что-то общее.

(инструменты перемещаются на экране и объединяются по группам)

- Что общего у балалайки, скрипки и гитары? (ответы)

- А у дудочки, флейты и трубы? Правильно, чтобы они зазвучали, в них нужно дуть.

- НУ и барабан с ложками? Нужно ударить, чтобы появился звук.

Таким образом, музыкальные инструменты можно объединить по общим признакам на группы или семьи.

Существует три основных группы инструментов:

Ударные (схема на экране, записать в тетрадь)

- А откуда пришло такое деление? (работа с учебником, стр.46)

- Первым инструментом на земле был человеческий голос. Но потом наши предки заметили, что звук можно передавать не только голосом, а извлекать его с помощью различных предметов. Когда люди высекали огонь камнем о камень – поняли, что там можно и поддерживать ритм в танце. Натянутая тетива охотничьего лука помогала не только точно поразить цель, но и красиво звучала от прикосновения руки. А еще на охоте стали использовать призывные звуки морской раковины, а во время отдыха, вдыхая воздух в обычную тростинку – появлялись красивые звуки. Так сама природа разделила все инструменты на три семьи: струнные, духовые и ударные. Давайте послушаем звучание инструментов каждой группы.

Слушание: звучание основных групп инструментов

А теперь давайте выполним небольшие задания (выполняют задание парами, а затем на доске)

Задание № 1. Найди лишний инструмент.

Скрипка, балалайка, барабан, домбра

Флейта, гитара, труба, дудка

Ложки, барабан, бубен, арфа

Задание № 2 . Собери название инструмента.

ЛБААЙЛАКА, ГАИТРА, АБАНРАБ, РТУБА, ИАНИПНО

Задание № 3. Распредели инструменты по группам.

Бубен, труба, скрипка, ложки, домбра, барабан

Задание №4. Узнай инструмент по звучанию (определить группу и вписать).

- Молодцы, с заданиями справились замечательно. И прежде, чем продолжить наше путешествие давайте сделаем небольшую зарядку.

Мы сегодня музыканты ( поклоны головой)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем. ( потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

- Замечательно! Садитесь. Давайте продолжим наше путешествие по миру музыкальных инструментов. У каждого народы сложились свои инструменты, некоторые из них вы хорошо знаете, а некоторые - очень и очень необычные. Об этих инструментах нам расскажут ребята.

Домбра — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент . Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами.

Украинским народным инструментом принято считать бандуру , которая появилась примерно в 17 веке. Со временем её видоизменяли, и сегодня бандура насчитывает 60 струн, когда изначально имела всего 7-9.

В Индии народный инструмент – ситар. Он появился в 18 веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7 основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Является важной частью культуры Индии.

Бразильский народный инструмент – это агого. Состоит из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку.

Панфлейта Пайсяо – древний китайский народный инструмент. Представляет собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке.
Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах.

Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии . Представляет собой воздушный мешок, который, обычно, делается из телячьей или козьей шкуры. Имеет сверху одну трубку для наполнения меха воздухом и снизу одну, две или три игральные язычковыми трубки, служащими для создания многоголосия.

- Молодцы, ребята. Вы увидели, какие разные сложились у народов инструменты. Многие из них появились очень давно, но существуют и сегодня. Но время не стоит на месте, и люди продолжают изобретать всё новые инструменты, используя современные технологии. Познакомимся с удивительными инструментами, созданными сегодня.

AirPiano (воздушное пианино) - музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты.

ITar - этот необычный музыкальный инструмент представляет собой синтез кнопочного грифа и популярного планшета iPad. Эта необычная гитара может смело выполнять функции и других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса или клавишных, для которых запускаются специальные приложения.

Лазерная арфа - этот необычный музыкальный инструмент – современное воплощение классической арфы. Его не только надо слушать, но и видеть! Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только звучат они не от щипков, а от их перекрытия.

(просмотр видеозаписи игры на гитаре будущего и лазерной арфе)

- Ну как, ребята, вам понравились инструменты будущего? Очень красиво и зрелищно. А теперь небольшая игра на внимание. Будут звучать различные инструменты, ваша задача – определить группу и показать руками как на этом инструменте играют. Кто показывает неправильно, выбывает из игры.

- Молодцы, вы очень внимательны и умеете услышать и представить инструмент.

- А теперь скажите, какой инструмент есть у каждого из нас и он всегда с собой? Правильно, это наш голос. Давайте и про него сегодня не забудем. Сделаем упражнения и споем песню.

- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы побывали в интересном мире музыкальных инструментов и узнали много нового. А вот что вы запомнили, сейчас проверим. На экране появятся изображения инструментов, а названия их будут внизу. Нужно правильно назвать каждый инструмент. Кто узнал инструмент, поднимает руку.

7. Итог урока .

- Молодцы. Я вижу, что вы внимательно сегодня слушали и узнали много нового. Вашим домашним заданием будет нарисовать в тетради по одному инструменту каждой группы и придумать один свой инструмент. На следующих уроках мы с вами продолжим увлекательное путешествие по бескрайнему миру музыки.

Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

(Учитель предлагает учащимся послушать фрагмент музыкальной записи, в котором звучат различные музыкальные инструменты)

По окончании прослушивания, учитель обращается к учащимся с вопросом:

У: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

Учащиеся перечисляют услышанные музыкальные инструменты.

У: Как же мы назовем тему нашего урока?

Учащиеся отвечают на вопрос.

У: Тема нашего урока: “Музыкальные инструменты”

- Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц (фрагмент записи)

Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.

В незапамятные времена человек поныл, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.

У: Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других и почему?

У: Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех – струнные.

Инструменты музыкальные,
Я скажу вам - уникальные
Их огромное количество
Увлекает ученичество.

На экране - изображение различных музыкальных инструментов.

- Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить,
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо-голоса!

У: Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

Учащиеся высказывают свои предположения.

На экране – таблица:

По мере знакомства с группой инструментов, мы будем заполнять таблицу.

У: Все инструменты можно разделить на 5 групп - ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые.

-Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос. Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.

Удар камня о камень может издавать короткий четкий звук, (учитель демонстрирует извлечение звука). Он хорошо поддерживает ритм танца или песни. Натянутая тетива лука “поет” даже от легкого прикосновения (учитель демонстрирует пример)

У: Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы. Медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

На экране таблица:

У: Ударные. Как вы уже поняли, эта группа инструментов самая древняя. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны, по существу, не изменились и до наших дней.

У: Какие музыкальные инструменты можно отнести к группе ударных?

У: То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным инструментом.

На экране – изображение группы ударных инструментов (бубен, гонг литавры, тарелки, ложки, колокола, тат - там и др.). Учащимся предлагается прослушать звучание данной группы инструментов.

Следующая группа – духовые музыкальные инструменты.

На экране – таблица

У: Ребята, инструменты этой группы делятся на две подгруппы. Какие?

У: А в чем отличие между медными и деревянными инструментами?

У: Одни инструменты изготавливают из меди, другие из дерева.

А какие инструменты можно отнести к группе деревянных духовых инструментов?

Учитель дополняет ответ учащихся

На экране изображение инструментов данной группы: флейта, кларнет, фагот, гобой и др.

У: к группе медных инструментов, какие отнесем инструменты?

Учитель дополняет ответ учащихся.

На экране изображение инструментов данной группы.

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент с записью духовых музыкальных инструментов.

На экране: группа струнно-смычковых инструментов.

Звучит музыкальный фрагмент группы струнно-смычковых музыкальных инструментов

У: Звучание, каких инструментов мы слышим?

У: Внимательно вслушайтесь в эти слова: струнно-смычковые инструменты

Почему так называется эта группа?

У: Звук на этих инструментах воспроизводится с помощью смычка. Что из себя представляет смычок?

Учитель демонстрирует смычок.

У: Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса.

У: На каких инструментах играют с помощью смычка?

На экране группа струнно-смычковых музыкальных инструментов.

Рассмотрим следующую группу – струнно-щипковые музыкальные инструменты.

У: Ребята, почему данная группа так называется?

У: Звук извлекают щипком. А на каких инструментах играют таким способом?

У: На Руси тоже издавна существуют свои национальные струнно-щипковые инструменты. Назовите мне их.

На экране – изображение данной группы инструментов.

Учитель предлагает прослушать учащимся музыкальный фрагмент группы струнно-щипковых инструментов.

У: Итак, давай теперь закрепим изученный материал. Поиграем с вами.

Учитель объясняет задание: на экране появляется изображение музыкальных инструментов, вам нужно поднять карточку с правильным ответом и ответить - почему подняли именно эту карточку?

Пример: на экране изображение скрипки, учащиеся должны поднять карточку – струнно-смычковая группа.

Учитель комментирует правильный ответ.

Для закрепления нового материала можно учащимся предложить еще одну игру. Задание остается прежним, но учитель уже не демонстрирует на слайдах изображение музыкальных инструментов, а читает стих, в котором говорится об инструментах. После каждого названия инструмента учащийся поднимает карточку с правильным ответом. Эта игра не только закрепляет пройденный материал, но и способствует концентрации внимания.

Собирались музыканты на зеленый на лужок.
Приносили музыканты – кто сопелку, кто рожок.
Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок:
“В небе солнце я зажег”
Выходили гуси, выносили гусли.
Раз по струнам провели – все деревья зацвели.
Три веселых кошки вяли в лапки ложки –
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Если в бубен бьет медведь – бубну как не зазвенеть?
А комар забьет в него - не услышишь ничего.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл – и в тот же час все в лесу пустились в пляс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов.

Научиться отличать на слух звучание инструментов.

Развивать музыкальные творческие способности учащихся.

Оборудование урока:

музыкальный инструмент: баян

I Организационный момент

У: Ребята, кто обратил внимание, какая музыка при входе встретила вас сегодня? ( ответ детей)

Какие инструменты ее исполняли? (ответ детей)

А как играют на этом инструменте? Покажите пальцами, как играют на пианино.

Наша добрая волшебница – Муза подготовила встречу для нас с новыми друзьями. Но с ними мы сможем познакомиться только тогда, когда отгадаем загадки.

II. Презентация

Отгадываем загадку. Посмотрите, как выглядит этот инструмент.

Голос пианино легко запомнить. Он отличается от голосов других инструментов. Вот послушайте.

Теперь выясним, знаете ли другие музыкальные инструменты - их названия, их голоса и то, как на них играют.

Действительно, скрипка – королева оркестра. Давайте покажем, как играют на скрипке. Сам инструмент музыканты берут в левую руку, кладут его на левое плечо и поддерживают подбородком. А в правую руку надо взять воображаемый смычок. Теперь делаем вид, что смычком проводим по скрипке. (Ребята изображают, как надо укладывать скрипку, чтобы играть на ней). Но самое главное – запомните, как звучит скрипка, какой у нее нежный голос.

А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Покажите как играют на барабане. Давайте вспомним его звучание.

А теперь проверим, как вы запомнили голоса ваших новых друзей. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (Учитель включает муз фрагменты со звучанием разных инструментов)

III. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора. (выполняем движения в соответствии с текстом)

Для того чтобы услышать музыку, надо ее исполнить. Уже в давние времена человек изобрел музыкальные инструменты: барабаны, дудочки и другие. На музыкальных инструментах играют музыканты: в их исполнении мы и слушаем различные музыкальные произведения.

У: Также очень много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте познакомимся с одной из них.

Что удивило вас в звучании песни?

О каких музыкальных инструментах здесь шла речь?

При исполнении ученики имитируют игру на воображаемых инструментах.

V. Рефлексия

VI. Выход под инструментальную музыку.

Рекомендации: Презентация может быть использована на последующих уроках для дальнейшего ознакомления с новыми музыкальными инструментами.

Список литературы

Уроки музыки: 1-4 кл. / М.А. Давыдова – М.: ВАКО, 2008 –(Мастерская учителя).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Чтение художественной литературы.

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты : барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Дальше узкая дорожка

Здесь бежим мы на носочках.

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам : ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель : Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Можно щи ими хлебать,

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос мой,

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель : Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях : флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель : Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель :

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель : Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель : Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель : Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель : Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с детьми.

Перспективное и календарное планирование НОД по музыке (подготовительная группа) (6–7 лет) Сентябрь. Перспективное планированиеВид деятельности: Музыкально-ритмические движения: упражнения, пляски, игры, творчество Программное.

Читайте также: