Конспект урока по музыке чайковский на тройке

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальное содержание, музыкальный образ.

- сформировать знания основ музыкального творчества великого русского композитора П.И. Чайковского;

научить анализировать музыкальные произведения;

-развивать мыслительные способности учащихся;

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

-развивать музыкальный слух, вокальные способности.

способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к музыкальной и живописной прелести русской природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися, арттерапевтический.

Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портрет П.И. Чайковского, напечатанные тексты высказываний П. И. Чайковского о музыке, искусстве, жизни.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

1. (Слайд) – солнышко.

Учитель: -Здравствуйте, подравняйтесь, спины держим прямо..

Учитель: Всем добрый день! Наш урок посвящается творчеству известного русского композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывки из его произведений.

Учитель: Как называются это произведения? Кто автор?

Учитель: С творчеством П.И. Чайковского вы уже знакомы с начальных классов, имя этого композитора хорошо известно во всём мире.

Учитель А теперь посмотрите в окно. Что вы видите?

Дети – падают листья, идет дождь…

Как вы думаете, о каком месяце осени мы с вами сегодня поговорим?

Дети – октябрь, ноябрь…

Итак, кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Тема сегодняшнего урока –

Дети- Ноябрь в творчестве Чайковского.

- Как вы думаете, сколько произведений входит в данный альбом?

3.Развивать умение передавать характер музыки в рисунке.

МАТЕРИАЛ: металлические бубенчик,. фланелеограф,

3 бубенчика для фланелеографа: желтый, красный, коричневы, колокольчики, ьеталлофоны, фломастеры

Х О Д З А Н Я Т И Я:

Педагог: Поздней осень, когда уже чувствуется дыхание зимы,

Выпадает белый снежок. Раньше зимой катались на тройке.

Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных

Летишь, а вокруг просторы полей ! Мелькают деревья, припорошен-

ные снегом, а на солнце сверкают снежинки.

Вдыхаешь свежий морозный воздух, от которого чувствуешь

себя крепким, здоровым.

ПЕДАГОГ: Мелодия такая привольная, раскидистая, бесконечная,

как русские просторы. Какая музыка по характеру?

ДЕТИ: Светлая. Нежная.

ПЕДАГОГ: Да , вначале пьеса звучит очень светло, в высоком регистре,

Ласково, привольно. Когда любуешься красотой природы, испытываешь

Разные чувства: восхищения, нежности, легкой грусти.

После светлой мелодии , с которой начинается пьеса, музыка звучит с окраской легкой грусти, волнения.

Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь?

ДЕТИ: Торжественно, легко.

ПЕДАГОГ: ДА, теперь она звучит во весь голос ,ярко, полным звуком, восторженно. Для этой пьесы П, И, Чайковский выбрал эпиграф- фрагмент из стихотворения Н. Некрасова:

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой в ответ не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Раньше на Руси, когда катались на тройке, привязывали под дугой колокольчики. Со звоном ехать веселей, а в пургу, в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.

Прислушайтесь, сколько частей в пьесе, и скажите, когда слышится звон колокольчиков. Исполняется пьеса.

ДЕТИ: Три части. Колокольчики слышны в середине и в конце.

ПЕДАГОГ. Правильно. А какой характер средней части?

ДЕТИ: Веселый, игривый.

ПЕДАГОГ: Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.

Слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков.

А в третьей части колокольчики заливаются - вот тройка помчалась.

(Исполняется фрагмент третьей последней части.)

Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Тройка умчалась. ( Исполняется фрагмент )

Но не только колокольчиками украшали лошадей.

Зажиточные горожане привешивали маленькие бубенчики к ногам верховой лошади, чуть выше копыт, чтобы прохожие давали дорогу.

( Педагог показывает бубенчики)

Бубенчик- это круглый металлический шарик с дробинками внутри,

погремушка. Бубенчики отливали из железа или из меди или из латуни, иногда сверху серебрили.

У каждого бубенчика свой звук.

ПЕДАГОГ: Правильно. Перед Вами бубенчики разного цвета: желтый,

Расположите на фланелеграфе эти бубенчики в том порядке, в каком они звучат в попевке. ( Пропевается фрагмент)

По желанию кто- нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе

Бубенчики в следующем порядке: два желтых вверху, два красных - в середине, два коричневых – внизу.

ПЕДАГОГ: Верно, ребята. А сейчас попробуем подобрать эту песенку на металлофоне. Он похож по звучанию на колокольчики и на бубенчики. Я сыграю Вам первый звук

Теперь давайте еще раз послушаем пьесу, а Вы будете слушать и одновременно рисовать фламастером. В зависимости от характера музыки движение Ваших рук будет то плавным. То отрывистым.( Звучит пьеса-дети рисуют)А сейчас рассмотрим Ваши работы. В Ваших рисунках я разглядела порывы ветра и представила, как одинокий ямщик едет по зимней дороге. Итак, под светлую , спокойную мелодию мы рисовали плавные, волнистые линии, а когда музыка стала яркой, быстрой, восторженной, нашим фломастерам захотелось пуститься в пляс, и мы рисовали отрывистые линии. Спасибо Вам. На этом наше занятие закончено. Рисунки возьмите себе, чтобы иногда вспоминать одинокого ямщика

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму.


Задачи занятия:1. Уточнять знания о птицах: внешнем облике, среде обитания.2. Учить различать птиц по внешнему виду.3.


Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа

Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа.



Программа является комплексной, т.к. имеет широкий спектр и разноплановость воздействия, но при таком разнообразном типе задач все упражнения проводятся в виде игровых действий и не являются сложными .


Коллективная работа кружка "Волшебная бумага".


"Путешествие с правилами" комплексное занятие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.Задачи:• Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением;• Зак.

Художественно - эстетическое развитие. Область "Музыка.

Тематическое занятие"На тройке". (старшая группа)

Цель НОД: формировать интерес к музыкальным произведениям, навыки образного мышления, умение определять характер произведения.

Образовательные: знакомить детей с музыкой композитора Петра Ильича Чайковского "На тройке" из альбома "Времена года".

-развивать умение чисто интонировать мелодию во время пения, дикцию, звуко-высотный и ритмический слух;

-развивать умение сочетать во время исполнения музыкального произведения, действия с предметами;

-развивать умение взаимодействовать друг с другом, меняться местами и предметами, во время исполнения танцевальных движений.

Воспитательные: воспитывать музыкально-эстетический вкус, любовь к музыке, к природе.

Словарные: расширять словарный запас детей.

Здоровьесберегающие: соблюдать двигательный режим, способствовать снятию усталости и напряжения.

Оборудование. Мультимедийный проектор, мультимедийная акустическая система, шумовые музыкальные инструменты : деревянные ложки, колокольчики, музыкальные треугольники, бубен.

Карточки с изображением колокольчика и снежинки. Маски лошадей.

Подготовка к НОД:

- подбор музыкального материала;

- разучивание песенки " Едут, едут, наши сани"

Ход НОД.

Дети проходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель, который обращает внимание детей на гостей, присутствующих в зале, предлагает поздороваться с ними.

Музыкальный руководитель приветствует детей попевкой "Доброе утро".

М. Р. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Ответы детей.

М. Р. Давайте споем попевку" Тройка" и настроим себя на мажорный лад.

Попевка. Снег искрится, серебрится,

Тройка борзая бежит.

Колокольчик под дугою

Очень весело звенит.

А сейчас, ребята, проходите на стульчики садитесь удобно и правильно.

Мы будем с вами слушать замечательное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. А что это за произведение мы попробуем с вами определить сами. У вас есть карточки, вы, ребята, должны определить какие из них подходят к этой музыке. (на карточках колокольчик, снежинка). Всё внимание на экран.

В записи звучит пьеса "На тройке" П. И. Чайковского. Дети во время звучания показывают карточки, которые по их мнению подходят к этой музыке.

М. Р. Как вы думаете, о чем эта музыка? Что хотел нам рассказать композитор?

Ответы детей. Музыка раздольная, спокойная, широкая, нежная и красивая, во второй части слышно звучание колокольчиков, как будто мчится тройка лошадей. А в заключительной третьей части звучание колокольчиков становится все звонче и сильнее, тройка приближается.

М. Р. А какую картину бы вы нарисовали, слушая это произведение?

Ответы детей.

М. р. Здесь лежат музыкальные инструменты, возьмите их и давайте поимпровизируем под музыку. (колокольчики, треугольники, ложки, бубны) дети сами выбирают себе понравившиеся музыкальные инструменты. После исполнения дети кладут инструменты на столик)

М. Р. Очень хорошо получилось у вас, ребята. А теперь давайте подумаем, как называется это произведение.

Ответы детей.

М. Р. Правильно, вы смогли угадать название, эта пьеса называется "На тройке"из альбома "Времена года" П. И. Чайковского

Скажите мне, какую песенку мы с вами знаем, в которой упоминается о зиме, о катании на санках, колокольчиках, бубенчиках или что- нибудь ещё, созвучное с временем года "Зима".

М. Р. Правильно, это песенка "Едут, едут наши санки". музыка и слова М. Еремеевой.

М. Р. Скажите, а о чем поется в этой песенке?

Ответы детей.

М. Р. Вы хотите спеть эту песенку?

Тогда давайте встанем и споем её.

При повторном исполнении песенки обращаем внимание на третий куплет, в котором говорится о тройке, на которой мчится Дед Мороз.

М. Р. В третьем куплете этой замечательной песенки поется о Дедушке Морозе. Скажите мне пожалуйста, на чем мчится Дед Мороз.

Правильно на тройке. А мы с вами сейчас тоже покатаемся на тройках.

Дети строятся по три человека, образуя тройки, у центрального ребенка в руках колокольчик.

Исполняется танец- игра " Дружные тройки" муз. И. Штрауса (во время танца, дети, стоящие по центру, меняются местами, перебегая от пары к паре.)

Итог занятия. Сегодня мы с вами прослушали замечательное произведение Чайковского "На тройке", спели песенку о зиме, сами покатались на тройках, поиграли на музыкальных инструментах. Вам понравилось, ребята? А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Наше занятие окончено, а мы предлагаем вам сейчас украсить стоящую здесь елочку игрушками. Если вам понравилось, повесьте на неё красные игрушки, а если нет, то белые.

Звучит музыка. Дети украшают елочку.

Календарно-тематическое планирование старшая группа тема Предметы, которые нас окружают Тема: Предметы, которые нас окружают День недели Дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность.

Музыкальное занятие по слушанию и знакомству с музыкой Русской православной церкви Конспект музыкального занятия по слушанию и знакомству с музыкой Русской православной церкви Разработала: музыкальный руководитель Живодерова.

Цель :Оказать информационно-методическую помощь в проведении уроков музыки по творчеству П.И. Чайковского.

Продолжаем знакомство с творчеством П. И. Чайковского и музыка вновь зовет нас в путь. И вот мы с вами уже мчимся по зимней заснеженной до­роге на тройке гнедых в Петербург. Под беспрерывный и моно­тонный перезвон бубенцов ямщик вполголоса напевает свои любимые песни: то широкую и раздольную о русской зиме, лесах, полях и далях, то веселую и плясовую - о молодости да удальстве.

Познакомьтесь с высказываниями П. И. Чайков­ского о творчестве Э. Грига. Прокомментируйте сло­ва русского композитора, как вы их понимаете.

В своей музыке композитор восторгается красотами родного края, богатствами русской природы, делится своими чувствами и переживаниями, навеянными тем или иным временем года. Используемые автором различные изобразительные звуковые приемы помогают нам ярче представить то, о чем рассказывает­ся в каждой пьесе: мы слышим то трель жаворонка, отдаленные звуки охотничьего рожка, перезвон бубенцов и многое другое.

В воображении слушателя возникает картина зимней дороги и мчащейся по ней тройки. Слышится задушевная песня ямщика: сначала широкая и раз­дольная (основная тема пьесы), затем веселая и задорная (в раз­деле).

Отрывистые аккорды, форшлаги помогают ярче представить быструю езду на лошадях. В конце средней части слышится беспрерывный монотонный перезвон бубенцов. И на этом фоне звучит уже знакомая нам мелодия. В третьей части пьесы песня ямщика сочетается с перезвоном бубенцов. Постепенно мелодия затихает. Музыка перемещается в нижний регистр. Тройка, ос­тавив после себя на дороге облако снежной пыли, скрывается вдали.

Считается, что носителем художественной образности в му­зыке является музыкальная тема, которая формируется ком­плексом музыкально-выразительных средств: мелодии, ритма, гармонии, регистром, ладом, тембром, тональностью.

Мелодия - это основное средство музыкальной выразитель­ности. Мелодия подчиняется определенным законам: ее восхо­дящее движение создает большое внутреннее напряжение, а нис­ходящее - эффект разрядки.

Регистром, тембром, ладом и тональностью создается не толь­ко образность, но и эмоциональный настрой произведения.

Многие композиторы, поэты, писатели, художники в своем творчестве воссоздавали образ мчащейся вперед по дороге рус­ской тройки. Вспомним некоторые из них.

Не только Чайковский, но и другие композиторы, например Лист, Шуман, часто прибегали к стихотворным эпиграфам, разъясняющим программу их произведений, а Берлиоз предва­рял свои сочинения пространными литературными описаниями, которые он прилагал к нотам.

Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина и др: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.-М. : Дрофа , 2007. – 444 , [4] с.

2. Музыка. 5-8 классы: музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи / авт-сост. Е.Н. Арсенина.-Волгоград: Учитель,

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 6 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014.- С.158

Занятие для детей от пяти лет с элементами музыкального и художественного развития

Особенно хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей!
Летит тройка, а вокруг — просторы снежных полей! Мелькают деревья, припорошенные снегом, сверкают снежинки на солнце. Вдыхаешь свежий, морозный воздух и чувствуешь себя крепким, здоровым.

Педагог: Какой характер у этой мелодии? Можно ли описать его словами?

Дети: Это светлая, нежная музыка.

Педагог: Да, вначале пьеса звучит очень светло, ласково, привольно. Такие чувства часто возникают, когда любуешься красотой природы. Но потом характер музыки немного меняется. Она звучит с окраской легкой грусти, волнения. (Исполняются 9–17-й такты.)

Но вот снова появляется первая тема. Как она звучит теперь? (Исполняются 18–27-й такты.)

Дети: Торжественно, громко.

Исполняется пьеса.

Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце музыки.

Педагог: Верно. В середине и в конце музыкальной пьесы. Сможете ли определить характер средней части пьесы?

(Исполняется фрагмент.)

Дети: Здесь музыка веселая, игривая.

Педагог: Да, музыка игривая, бойкая, радостная.
Будто в музыке слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А уж в третьей, последней, части колокольчики заливаются вовсю: тройка помчалась.

(Исполняется фрагмент третьей части.)

Но вот тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает. Умчались кони.

(Исполняется фрагмент.)

Педагог еще раз пропевает фрагмент музыки. По желанию кто-нибудь из детей выкладывает на фланелеграфе бубенчики в нужном порядке. Группа помогает ему.

Дети и педагог вместе исполняют пьесу.

Педагог: А теперь мы прослушаем пьесу П.И. Чайковского еще раз, но — с закрытыми глазами. У вас будет новое задание. Каждый из вас положит перед собой листочек бумаги и возьмет в руку фломастер. В зависимости от характера музыки движения ваших рук будут то плавными, то отрывочными, энергичными. Ваш фломастер сам будет водить по бумаге и рисовать музыку.

Звучит пьеса, а дети рисуют с закрытыми глазами.

Педагог: А сейчас рассмотрим ваши работы. На что похожи эти плавные линии и завитки? (Ответы детей.) В ваших рисунках я разглядела завывание ветра и представила, как одинокий возница едет по зимней дороге.
Итак, под светлую, спокойную мелодию мы рисовали плавные, волнистые линии; а когда музыка звучала ярко, быстро, полным звуком, нашим фломастерам так и хотелось пуститься в пляс. И линии у вас вышли совсем другими — короткими, быстро чередующимися.
Возможно, дома вам захочется нарисовать целую картину, навеянную музыкой Чайковского и звучанием колокольчиков. Попробуйте это сделать и приносите свои рисунки на следующее занятие.

Читайте также: