Конспект урока по литературному чтению несмеяна царевна

Обновлено: 02.07.2024

На перемене вы уже посмотрели работы одноклассников, какие работы вам понравились больше всего?

Давайте послушаем эпизоды к этим рисункам.

По каким критериям мы будем оценивать, чтение ребят?

Слушаем выразительное чтение 2 – 3 человека.

А что же мы вчера делали с вами на уроке?

Что особенного мы вчера узнали про героев волшебной сказки?

Какие события происходят в волшебной сказке?
Вид сказки у нас какой?

Интонация, ключевые слова, громкость, настроение, ударение.

Знакомились с волшебной сказкой.
Есть основной герой и герои помощники.

Нереальные (волшебные превращения, повторы и испытания)

Показать, что добро всегда побеждает зло.

Рассказ, что это народная сказка, и то что записал её А.Н Афанасьев.

Ребята, какая это сказка?

Откуда вы узнали?

Молодца, а какие незнакомы слова вы встретили в тексте?

Откройте все страницу 28 найдите слово с циферкой 1 в тексте. Саша прочитай для всех, а остальные следят…

Остальные слова читаем хором.

А вот я когда читала сказку нашла еще несколько неизвестных слов?

Велик, горемычные, царские палаты, беспристрастный, колодезь, досада, разумел.

Все слова есть на доске, а вам в четверках нужно найти значение этих слов. На эту работу у вас 4 минуты.

Ребята, а я вот в тексте встретила еще непонятные словосочетания. Как вы можете объяснить:

Какие приметы волшебной сказки есть в данном тексте?

Какими качествами наделен главный герой?

Какие герои сказки помогают ему в трудной ситуации?
Спасибо, а сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 13, давайте рассмотрим с вами иллюстрацию. Кто изображен? Такой ли вы себе представляли Несмеяну – царевну?

Переверните страницу и посмотрите, кто изображен на ней? Каким вы себе представляли работника?
Найдите в сказке текст, который соответствует этим иллюстрациям.
Молодцы.

Если останется время.

Главные герои + герои помощники. Волшебные превращения, предметы и испытания.

С чем познакомились?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Возьмите ручки и если вам понравился урок нарисуйте на личике веселую улыбку, если не понравился, то грустную, ну а если не знаете, то прямую. Поднимите все свои личики в верх.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- повторить приемы и признаки волшебной сказки

- познакомить с неизвестными словами и выражениями;

- повторить правила взрослого чтения.

Дата: 14.01.2019

- повторить приемы и признаки волшебной сказки

- познакомить с неизвестными словами и выражениями;

- повторить правила взрослого чтения.

Этап урока.
Отводимое время.

Действия учителя.
Формулировки заданий.

Действия и предполагаемые ответы учащихся.

Сегодня я предлагаю познакомиться ещё с одной сказкой, но для начала послушайте ее. Кому интересно можете открыть учебник на странице 28 и следить за текстом и подчеркивать незнакомы слова.
Чтение сказки
Ребята, какая это сказка? Кто автор этой сказки?
Откуда вы узнали?
Какие незнакомы слова вы встретили в тексте?

Какие приметы волшебной сказки есть в данном тексте?
Какими качествами наделен главный герой?
Какие герои сказки помогают ему в трудной ситуации?
Какой вы себе представляли Несмеяну – царевну?
красовалась Несмеяна-царевна

житьё, какое приволье

никогда она не улыбалась, никогда не смеялась

Каким вы себе представляли работника?

трудолюбивый

Волшебная.
Главные герои + герои помощники. Волшебные превращения, предметы и испытания.
Призреть, роскошный.
Колодезь(колодец)- это узкая и глубокая яма для добывания воды. Это русское слово : Брать воду из колодца.

- Горемычные - несчастный, несчаст-ливый ,бедный, бесталанный, испыты-вающий несчастье (о человеке)

Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый.

Досада - чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды или какой- нибудь неприят-ности.

Сказка держится на магическом вымысле.

Волшебные помощники, одушевление животных, животные которые помогают работнику.

Он помог животным ,не отказал в просьбе, отдал все свои деньги, значит, добрый.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Крючкова О. В.

Коррекционно – развивающее занятие

во 2 классе

Цели занятия:

Закрепить знания об эмоциях.

Формировать желание детей общаться со сверстниками и взрослыми.

Развивать речь учащихся:

- развивать умение учащихся давать полные ответы на вопросы педагога;

- развивать диалоговые формы общения;

- следить за правильным произношением слов;

- активизировать словарь учащихся.

Развивать познавательные процессы детей, выразительность мимики, жестов.

Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Ход занятия.

I. Настрой на совместную деятельность.

Педагог-психолог. Здравствуйте, дети!

Ученики. Здравствуйте!

Педагог. Ребята, а вы замечали, что когда люди улыбаются, они становятся еще краше? Встаньте. Возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и молча улыбнитесь друг другу… Какие же вы красивые! Когда вы улыбаетесь вы, действительно, становитесь краше… Тихо садитесь на свои места.

Педагог. Очень важно уметь улыбаться. Как вы думаете, почему?

Ученики. Когда человек улыбается, у него поднимается настроение, ему становится веселее. Он становится краше, чем был.

Ученики. А еще улыбка помогает доброжелательно относиться друг к другу, помогает приобрести друзей. От улыбки становится на душе светлей, теплей…

Педагог. Ребята, посмотрите. Перед вами несколько схематических изображений человеческого лица, которые выражают различные эмоции. Найдите среди них рисунки с улыбкой. Назовите их номер.

Ученики. Это рисунки под номерами 4 и 6.

Педагог. Верно. Какие эмоции они выражают?

Ученики. Эти рисунки с улыбкой выражают радость, веселье; доброту, спокойствие.

Педагог. А какие эмоции выражают другие рисунки? Давайте назовем.

Ученики. Номер 1 - удивление, 3 - злость, 2 - грусть, 5 - задумчивость. (Если ребенку трудно определить, какую эмоцию выражает схема, предлагаем ему изобразить на своем лице такую же мимику и почувствовать, какие возникают при этом эмоции.)

Педагог. Вы уже, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Ученики. Мы сегодня будем говорить об эмоциях.

Педагог. Верно, сегодня мы будем говорить об эмоциях, и в этом нам поможет одна очень интересная сказка.

III. Работа над темой занятия.

Педагог. Ребята, покажите, какое было выражение лица у царевны. (Дети показывают, как плачет царевна, как она грустит.) Какое схематическое изображение подходит?

Ученики. Подходит изображение номер 2 - грусти, печали.

Педагог. Ребята произнесите указ царя с разной интонацией: удивления, безразличия, грусти, радости. (Педагог сначала произносит фразу сам.)

Педагог. Итак, послушал народ царский указ и обрадовался: царевну рассмешить – дело нехитрое! Стали приходить во дворец и царевичи из других государств, и бояре с бородами, и простые люди. Что тут началось! Один пляшет, другой поет, третий игры затевает – все напрасно: царевна только слезы утирает.

А в ту пору жил в одной деревеньке Проша-работник. Заработал он денежек и решил пойти по свету народ посмотреть, себя показать. И прознал он про царевну Несмеяну: надо бы на нее посмотреть – говорят, уж больно она красива. Отправился Проша в царский дворец.

Идет он полем, а навстречу ему маленькая мышка.

Дай, - говорит она, - мне денежку, я тебе пригожусь!

Проша дал ей денежку и дальше пошел. Идет он лесом, а навстречу ему жук.

Дай, - говорит, - мне, Проша, денежку, я тебе пригожусь!

Дал ему Проша денежку и дальше пошел. Подходит он к широкой реке. Как перебраться на другой берег? Сделал он плот из толстых бревен и поплыл. Вдруг видит, из воды сом вынырнул.

Прошенька, дай мне денежку, я тебе пригожусь!

Проша достал денежку и дал ее сому. А сам дальше поплыл. Перебрался на другой берег и пошел к царскому дворцу.

Видит Проша: в окошке царевна сидит красоты неписаной. Засмотрелся на нее Проша да прямо в лужу и упал. Тут откуда ни возьмись, появилась мышка, а за ней жук и сом. Стали они Проше помогать: мышка шляпу очищает, сом воду отряхивает, а жук мух отгоняет. Поглядела на них царевна да как…

Психолог. Ребята, как вы думаете, что было дальше?

Ученики. Она засмеялась.

Педагог. Да, действительно, очень смешная ситуация. Поглядела на них царевна да как засмеется: до чего же смешное зрелище! Царь увидел, что дочка его хохочет, так рот и раскрыл от удивления.

Педагог. Ребята, давайте изобразим царевну и царя. (Дети изображают хохочущую царевну и удивленного царя.) Какое схематическое изображение подходит?

Ученики. Царевне подходит изображение номер 6 - радости, а царю – 1 – удивления.

Педагог. Правильно. Чем же закончилась сказка?

Ученики. Проша стал мужем царевны, и царь отдал ему полцарства.

Педагог. Верно. Сдержал царь свое слово: и царевну за Прошу замуж отдал, и полцарства ему подарил. Зажили молодые во дворце счастливо. А мышка, сом и жук к ним в гости захаживают и ни о чем не тужат.

Педагог. Ребята, что вам доставило радость? (Ответы детей.) За кого вы порадовались? (Ответы детей.)

Педагог. Ребята, а какое сейчас настроение у вас? (Каждый ребенок говорит о своем настроении.) Какое схематическое изображение подходит к вашему настроению?

hello_html_322a77ad.jpg

Ученики. Изображение радости, спокойствия.

V. Работа в тетрадях.

Педагог. Откройте свои тетради и раскрасьте только те картинки, которые вызывают у вас веселое настроение. (Дети раскрашивают.)

Педагог. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Ученики. Мы сегодня говорили об улыбке, об эмоциях, говорили о том, для чего нужна улыбка…

Педагог. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на занятии. Молодцы. Домашнее задание у вас будет такое: с помощью разноцветных карандашей нарисовать свое настроение или настроение своей мамы, или папы, или друга.


Работа составлена из нескольких источников, с личной полной переработкой, добавлением песен и музыки, игр, небольших игровых моментов.

Описание разработки

Сценарий:

Ведущий. Вы знаете , друзья, чудес на свете много!

И счесть нам их нельзя, ты , сколько не трудись

Но чудо знаю я : оно вам всем знакомо –

А теперь внимательно слушайте и смотрите, ничего не пропустите, сказка начинается!

Действие происходит в царских палатах.

1 Автор. (На троне сидит печальный царь).

В огромном царстве,

Жил-был добрый-добрый царь,

Стороны той государь.

Ладно все в том царстве было,

Государство мирно жило.

Всем доволен был народ,

Не житье, а сладкий мед.

Но печальным был наш царь,

Стороны той государь.

В чем его печаль и грусть,

Рассказать вам потружусь.

Дочка у царя была,

И красива, и мила.

Ей и роскошь, и приволье –

Все, чего душа желает.

Все желанья царь исполнит.

Ни заботы, ни веселья.

Словно все не мило ей:

Ей от этого грустней.

Никогда не улыбнется,

Никогда не рассмеется.

Все бы только ей сидеть,

Слезами горькими реветь.

Плачу поздно, плачу рано,

Не устану никогда,

И зовут меня всегда.

Целый день меня послушать

Это вам не трын-трава.

И болят у папы уши

И, конечно, голова.

Ты рыдаешь без запинки

Лучше каждого из нас,

И бегут, бегут слезинки

Из твоих прекрасных глаз.

Целый день тебя послушать

Можно выдержать едва.

Ну, когда ж ты кончишь плакать?

Расскажи-ка нам, когда?

1 Автор: Горько было так отцу

Смотреть на доченьку свою.

Принимает он решенье,

Себе и дочке в утешенье:

Царь Позвать гонца! (гонцу):

В каждом уголке страны

Прочитать указ должны.

2 Автор: И тотчас во все концы

И читают всем указ:

Гонцы: Дочка царская у нас

Во дворце своем сидит,

Ничего не ест, грустит.

Только слезы льет и льет.

И никто тут не поймет,

Почему она рыдает?

И чего ей не хватает?

1 Автор: Приглашает царь гостей.

Царь: Приезжайте поскорей!

Лишь царевну рассмешите,

Что хотите, то просите.

Так что, люди, не зевайте,

Указ царский исполняйте!

2 Автор: Ну а царские палаты

Грустью все еще объяты.

Дочке царь так говорит:

Царь: У меня душа болит.

Сколько можешь ты грустить?

Как тебя мне излечить?

Разослал я всем указ.

Может, кто услышит нас?

Дам я золота хоть воз!

Лишь бы мне не видеть слез!

1 Автор: Ну а царевна не согласна.

Царевна: Быстро смех всем прекратить!

Срочно люстры погасить!

Срочно выгнать всех гостей,

Пап и мам и всех детей!

Что тут за веселье?

В царстве нашем смеха нет!

В царстве нашем огорченье!

Царь: Что мне делать? Как мне быть?

Слезы как остановить?

1 Автор: Но тут явился первый гость.

Собой красавец, в ручке трость.

Представился он как поэт,

Стихи его весь знает свет.

Поэт: Я Несмеяну рассмешу,

Я ей стихи свои прочту.

2 Автор: Надулся, как петух, он важно,

Читает плавно и протяжно.

Поэт: Села муха на варенье

Вот и все стихотворенье.

Царевна: Что? Это все твои стихи?

Ты не годишься даже в женихи.

Ты лучше сказку расскажи,

Меня, царевну, рассмеши.

Поэт: Сказок никаких не знаю.

Лишь стихи я сочиняю.

Царевна: Ну, тогда иди ты вон,

Ты не нужен нам на трон.

Батюшка мой царь получше,

Хоть живем мы с ним и скучно.

1 Автор: Только лишь поэт ушел,

Как другой жених пришел.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Подготовила и провела:

Воспитатель 1 Кв.Категории

Ведущий. Вы знаете , друзья, чудес на свете много!

И счесть нам их нельзя, ты , сколько не трудись

Но чудо знаю я : оно вам всем знакомо –

А теперь внимательно слушайте и смотрите, ничего не пропустите, сказка начинается!

Действие происходит в царских палатах.

1Автор. (На троне сидит печальный царь).

В огромном царстве,

Жил-был добрый-добрый царь,

Стороны той государь.

Ладно все в том царстве было,

Государство мирно жило.

Всем доволен был народ,

Не житье, а сладкий мед.

Но печальным был наш царь,

Стороны той государь.

В чем его печаль и грусть,

Рассказать вам потружусь.

Дочка у царя была,

И красива, и мила.

Ей и роскошь, и приволье –

Все, чего душа желает.

Все желанья царь исполнит.

Ни заботы, ни веселья.

Словно все не мило ей:

Ей от этого грустней.

Никогда не улыбнется,

Никогда не рассмеется.

Все бы только ей сидеть,

Слезами горькими реветь.

Песня Царевны

(поет сама царевна)

Плачу поздно, плачу рано,

Не устану никогда,

И зовут меня всегда.

Целый день меня послушать

Это вам не трын-трава.

И болят у папы уши

И, конечно, голова.

Ты рыдаешь без запинки

Лучше каждого из нас,

И бегут, бегут слезинки

Из твоих прекрасных глаз.

Целый день тебя послушать

Можно выдержать едва.

Ну, когда ж ты кончишь плакать?

Расскажи-ка нам, когда?

1Автор: Горько было так отцу

Смотреть на доченьку свою.

Принимает он решенье,

Себе и дочке в утешенье:

Царь Позвать гонца! (гонцу):

В каждом уголке страны

Прочитать указ должны.

2Автор: И тотчас во все концы

И читают всем указ:

Гонцы: Дочка царская у нас

Во дворце своем сидит,

Ничего не ест, грустит.

Только слезы льет и льет.

И никто тут не поймет,

Почему она рыдает?

И чего ей не хватает?

1Автор: Приглашает царь гостей.

Царь: Приезжайте поскорей!

Лишь царевну рассмешите,

Что хотите, то просите.

Так что, люди, не зевайте,

Указ царский исполняйте!

2Автор: Ну а царские палаты

Грустью все еще объяты.

Дочке царь так говорит:

Царь: У меня душа болит.

Сколько можешь ты грустить?

Как тебя мне излечить?

Разослал я всем указ.

Может, кто услышит нас?

Дам я золота хоть воз!

Лишь бы мне не видеть слез!

1Автор: Ну а царевна не согласна.

Царевна: Быстро смех всем прекратить!

Срочно люстры погасить!

Срочно выгнать всех гостей,

Пап и мам и всех детей!

Что тут за веселье?

В царстве нашем смеха нет!

В царстве нашем огорченье!

Царь: Что мне делать? Как мне быть?

Слезы как остановить?

1Автор: Но тут явился первый гость.

Собой красавец, в ручке трость.

Представился он как поэт,

Стихи его весь знает свет.

Поэт: Я Несмеяну рассмешу,

Я ей стихи свои прочту.

2Автор: Надулся, как петух, он важно,

Читает плавно и протяжно.

Поэт: Села муха на варенье

Вот и все стихотворенье.

Царевна: Что? Это все твои стихи?

Ты не годишься даже в женихи.

Ты лучше сказку расскажи,

Меня, царевну, рассмеши.

Поэт: Сказок никаких не знаю.

Лишь стихи я сочиняю.

Царевна: Ну, тогда иди ты вон,

Ты не нужен нам на трон.

Батюшка мой царь получше,

Хоть живем мы с ним и скучно.

1Автор: Только лишь поэт ушел,

Как другой жених пришел.

Я, царевна, музыкант.

У меня большой талант.

Музыку я сочиняю,

На гармошке я играю.

( запись гармошки….)

2Автор: Только взял гармошку он,

Как раздался шум и звон.

Царевна: Слушать мне тебя невмочь,

Ты ступай отсюда прочь.

1Автор: Неудачник удалился.

Но другой жених явился.

Посол.О- ля- ля! Вот это фокус!

Был я в свита у царя!

А теперь попал куда?

Царства нету и следа…

Это что? Какой тут праздник?

Дети вы пришли в буфет?

А, я поняль! Вы, наверна,

Были все на день рожденья!

И объелись там конфет!?

Ничего не понимаю,

Я стою здесь и гадаю

Может, вы из царской свита?

И идете на балет.

Но тогда мне объясняйте,

Чем вы все здесь занимайте?

Дети: Вот ..надо Царевну рассмешить…

Посол: Сколько можно так реветь?

Невозможно уж терпеть! Невозможно реву слушать.

Да ей фокус показать?

Ведь фокус - тонкая наука…

Что ревешь ты как коровка?

Этой девка - надо ПОРКА!

Царь: Несмеяночку лупить? Ему - голову срубить!

Ни нарядам, ни усладам

Дочь давно уже не рада!

Ничего нельзя найтить,

Чтобы дочку удивить! (горюет)

Звучит музыка для появления Бабы Яги

Появляется мешок. Царь и Несмеяна удивлены.Из мешка появляется Баба Яга. Царь и Несмеяна притаились от страха.

Баба-Яга. (бьет метлу)

Эх, техника допотопная, чтобы тебя по винтику разобрали и не собрали совсем. В самый неподходящий момент отказала. И в сказку не ту попала.

Драндулет поршивый! Вот пришлось поменять его на летающий мешок-самолет!

(Пинает метлу, достает зеркало, любуется собой)

-Ах ты моя лапулечка!

-Ах ты моя красотулечка!

Ах ты моя милашечка! Чудесная мордашечка!

( в это время Несмеяна начинает реветь…., Б.Я. даже пугается..)

Баба Яга: О-о-о . боже ты мой?

Что у вас тут приключилось?

Плачет, горько мается! Успокоить дитятко…

Никак не получается…

Баба Яга. Я знаю, как ее успокоить!

Надо взять и немного напугать!

Царь. Я вам испугаю! Бошки посрубаю!

Велено смешить! Смешите!

А не можете- завещание пишите.

Баба Яга. Вот это да!

Чтоб с головой не расстаться –

надо все же постараться!

( Б.Я. предлагает Несмеяне покататься на метле)

Исполняет песню Бабы Яги

( Градский « Баба Яга)

Буду плакать все равно! Ничего я не хочу!

Баба Яга. Женишок есть у меня

Он красавец хоть куда!

Тут он! В сумочке лежит! Через дырочку глядит!

( Таможня не пропустила)

Он веселый, заводной,

Стройный, ладный, молодой!

1Автор.Жених тот из простых людей,

Но ведет себя смелей,

Чем другие женихи,

Что отсюда уж ушли.

К Несмеяне он подходит

И глаза с нее не сводит.

Емеля: Ты кто такая? Хохотунья?

Или просто ты ревунья?

Хохотушка я, не видишь?

Тружусь с зари и до зари.

Слез нареву ведерка с три.

Емеля: Тебя я слушать не хочу,

А рассмешить вот рассмешу.

Царевна: Нет, Емеля, меня не смеши,

Лучше вместе со мной пореви.

Емеля: Больно мне реветь охота,

Это вовсе не работа.

Давай-ка лучше попляши,

Что умеешь, покажи.

Царевна: Вот еще!

Плясать совсем я не хочу,лучше так я посижу.

Пусть другие здесь попляшут,а я буду лишь смотреть.

Не понравиться мне танец,

Буду громко я реветь.

Емеля: Чему бывать, тому бывать.

Давайте будем танцевать.

Музыка скорей звучи,

2Автор: Музыка тут заиграла

И танцоров набежало…

( пляшет Емеля, Баба Яга, подходит и царь, потом подбегает и Несмеяна, все пляшут…)

1Автор: Во дворце царит веселье,

Танец кружит всех вокруг.

Несмеяна стала вдруг

А потом уж и смеяться.

Царевна: Танец ваш красивый был

И меня развеселил.

Больше я реветь не буду.

Пусть мой смех звучит повсюду.

Быть веселой я хочу

И Емелюшку люблю.

Мне грустить уж надоело.

И не царское то дело.

1Автор: Как возрадовался царь!

Стороны той государь!

Он Емелю обнимает,

За стол праздничный сажает.

Все Емелю восхваляют,

Свадьбу сразу назначают.

Ну а сказке нашей длинной

Уж пора кончаться, видно.

МИР и СЧАСТЬЕ в нашем царстве

В тридевятом государстве

Пусть теперь всегда царят…

И нам так же жить велят.

МИРА и СЧАСТЬЕ всем вам!

Заключительная музыка


-75%

Читайте также: