Конспект деление круглых чисел с остатком

Обновлено: 05.07.2024

1. Может ли при делении число не разделиться полностью?

2. В каких случаях выполняется деление с остатком?

3. Какое правило поможет научиться делить с остатком?

Глоссарий по теме:

Деление – это обратное действие умножению.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – результат деления.

Неполное частное – результат деления с остатком.

Обязательная литература и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 26.

2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013 – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как узнать, сколько раз по три содержится в семнадцати? Разделим семнадцать на три. В семнадцати пять раз содержится по три и ещё останется два.

Два – это остаток. Число не разделилось полностью, поэтому частное называют неполное.

При делении с остатком можно пользоваться рисунком.


Рисунок может быть не всегда удобным. Записывать деление с остатком можно в столбик или как ещё называют уголком.

Рассмотрим пример. Семнадцать надо разделить на три.

При записи уголком неполное делимое пятнадцать пишем под числом семнадцать, а неполное частное под делителем. Это число пять. Из семнадцати вычитаем пятнадцать останется два. Это остаток.

При делении с остатком результат записывают двумя числами: неполное частное и остаток.


Выполним тренировочные задания.

№ 1. Вставьте пропущенные числа:

59 : 8 = ___ (ост.___)

Ответ: 59 : 8 = 7 (ост.3)

№ 2. Соотнесите деление и результат.

Ответ: 24 : 5 = 4 (ост. 4)

№ 3. Решите задачу:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : математика.

Система обучения : школа 2100.

Тема: деление круглых чисел с остатком.

Цель: вывести на основании правила деления на произведение и деления на 10,100,1000 новый алгоритм устного деления.

Предметные: актуализировать умение деления на 10, 100, 1000 и т.д., тренировать умение выполнять деление многозначного числа.

Метапредметные:

познавательные: развивать у учащихся память, мышление, логику, вычислительные навыки; уметь анализировать поступающую информацию;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать, необходимые действия, операции, действовать по плану; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

коммуникативные: развивать умение взаимодействовать с одноклассниками, умение договариваться, находить общее решение;

Оборудование: карточки с примерами, презентация.

Организационный момент. 2 мин.

Устный счёт.10 мин.

Изучение нового материала.15 мин.

Закрепление изученного материала.10 мин.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать хорошо, открыть что-то новое.

Желают друг другу хорошего настроения

-молодцы, займите свои места;

-Прочитайте девиз нашего урока. ( слайд )

“ Где есть желание, найдётся путь”.

- Почему у нас сегодня такой девиз? Как вы его понимаете?(Разумеется, мы открываем новые знания)

- Как известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили

-Кто может сказать, что изучали на прошлом уроке?(деление с остатком на 10,100,1000)

Решают примеры и пересаживаются

Определяют смысл девиза, высказывают предположения по поднятой руке.

Изучение нового материала

На доске задание:

180 : 20 450 : 50 4200 : 600 160 : 20 4200 : 500

- Что нужно сделать в этом задании? (Вычислить, найти значение выражений.)

- Деление какого вида здесь встретились? (Деление круглых чисел.)

-откройте тетради, запишите число и классная работа;

- Выполните задание в тетради.

-откройте тетради, запишите число и классная работа.

180:20=180:(10*2) =180:10:2=9

450:50=450:(10*5)=450:10:5=9

4200:600=4200:(100*6)=4200:100:6=7

160:20=160 :(10*2)=160:10:2=8

-все ли примеры мы смогли решить?

Далее три способа действий:

А) если с практическим заданием справилось несколько человек:

- Решили? Чуть позднее мы посмотрим, каким способом вы это сделали.

- А у остальных учеников, в чём затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих заданий?

Б) если задание выполнила значительная часть класса:

- Неужели решили? А ведь задание было новым. Чем оно не похоже на предыдущие задания?

В) Наконец, можно столкнуть разные мнения учеников вопросом:

- У тебя сколько получилось? А у тебя сколько?

- Задание было одно? А результаты какие? Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущие задания?

- Какой возникает вопрос? (Как делить такие круглые числа?)

- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся делить круглые числа.)

- Этому и будем сегодня учиться.

- И отсюда вопрос? Так над какой темой мы сегодня работаем? (Деление круглых чисел.)

- Так как же делить такие круглые числа?

- Какие есть предположения? Кто думает иначе?(Дети высказывают гипотезы, если процесс затягивается, то применить подсказку или следует привлечь тех учеников, которые уже выполнили это задание: возможно нельзя разделить; деление с остатком.)

Решающая предположение проверяется практически:

- Как нам проверить это предположение? (Выполнить деление с остатком.)

- Что должны помнить о делении с остатком, чтоб не ошибиться? (Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.)

- Как будем делить?4200:500=

2 ученика выполняют у доски деление разными способами.

- Откройте учебники на странице 60 ,проверьте совпадает ли наше предположение с тем что предлагают нам авторы учебника.

-Давайте проверим как авторы учебника предлагают делить круглые числа с остатком. Задание №2.

-давайте еще раз проговорим алгоритм решения, который предлагают авторы учебника.

-первый пример( комментирует 1 ученик )

190:20=19д.:2д.=9(1 ост.)-каким способом здесь решено пример?( числа представлены в виде десятичного состава и выполнено деление )

-второй пример( комментирует 1 ученик )-

4700:500=47с.:5с.=9(2 ост.)( числа представлены в виде десятичного состава и выполнено деление )

- задание 3.что нужно сделать в этом задании?( продолжить записи )

-первый пример( 1 ученик комментирует с места )

Следующий пример 1 ученик у доски.

-теперь встаньте, отдохнём.

Выполняют вычисления, 1 ученик у доски остальные в тетрадях

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке

1 ученик читает пример вслух, остальные слушают.

Высказывают своё мнение по поднятой руке.

Определяют цель урока

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке

Выполняют деление с остатком в тетрадях,1 ученик у доски

1 ученик комментирует решение устно

1 ученик комментирует решение устно

1 ученик комментирует решение с места, остальные записывают в тетрадях

1 ученик у доски комментирует решение, остальные выполняют в тетрадях

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

Повторяют за учителем

Закрепление изученного материала

-первый ряд решает первый столбик, второй ряд второй столбик, третий ряд третий столбик.( по -одному ученику с ряда у доски)

142:10=14(2 ост.) 340:30=11(10 ост.) 290:40=7(10 ост.)

Посмотрите на доску, кто не согласен с тем, что написано, поднимите руку.

Номер 6 задача под буквой а.

-прочитайте про себя задачу

-1 ученик читает задачу

-о чем говорится в задаче ?(о овощах )

-о каких овощах идет речь в задаче?( картофель, свёкла, капуста)

-сколько картофеля привезли в магазин?( 360 кг.)

-сколько свёклы привезли в магазин?( неизвестно)

- что сказано про свёклу?( сказано, что картофеля привезли в 3 раза больше, чем свёклы )

-что сказано про капусту?( неизвестно)

-что сказано про капусту?( сказано, что картофеля привезли на 90 кг. меньше, чем капусты )

-каков вопрос задачи?( сколько всего килограммов овощей привезли в магазин )

-можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи ?(нет )

-сказано, что картофеля привезли в 3 раза больше, чем свёклы, значит свёклы было в 3 раза….( меньше, чем картофеля ).

-что можем найти первым действием?( сколько привезли свёклы )

-каким действием?( делением)

-если сказано, что картофеля привезли на 90 кг меньше, чем капусты, то значит капусты привезли на 90 кг. ( больше, чем картофеля)

-что будем находить вторым действием?( сколько привезли капусты )

-каким действием?( сложением )

-и тогда мы сможем ответить на вопрос задачи?

-какое будет третье действие?( сложение)

-запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно, по действиям с пояснениями.( 1 ученик у доски )


Оценить 3042 0

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Колесникова Наталья Петровна

Тема урока:Деление круглых чисел с остатком.

Этапы работы

Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу, создать доброжелательную, спокойную атмосферу в классе.

Здравствуйте, сегодня у нас с вами урок математики. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? ( размышлять, доказывать, отвечать на вопросы).

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите :

Опрос учащихся по

заданному на дом материалу.

Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение и обобщение знаний.

Какое самое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 3,5.7? (753).Составив это число, вы узнаете название птицы, которая избавляет деревья от насекомых-короедов.

-Что вы можете рассказать об этом числе?

У.753- это трехзначное число, в котором 3 сотни, 5 десятков и 3 единицы. Число 753 можно заменить суммой разрядных слагаемых 700, 50, 3. Предыдущее число-752, последующее число -754.

- Дятел- лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых-короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 жука-короеда (картинка дятла-слайд). В теплое время года можно встретить дятла на деревьях около нашей школы.

Название науки, которая изучает особенности существования дятла и многих других птиц мы узнаем, если быстро и правильно решим математические выражения.

Устный счет.

В ыполните вычисления:

Орнитология – это наука, изучающая птиц.

В Волго-Ахтубинской пойме гнездятся 9 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Одной из таких птиц является орлан белохвост. О рлан-белохвост является четвёртой по величине хищной птицей Европы .

Изучение нового учебного

-вывести алгоритм деления круглых чисел с остатком;

-воспитывать коммуникативные отношения между учащимися;

-развивать логическое мышление, воображение, внимание;

- развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
обобщение.

Что изучали на прошлом уроке?

У.Деление многозначного числа на однозначное с остатком.

-Найдем значение математического выражения.

Учащиеся поэтапно открывают алгоритм:

1.Убрать одинаковое количество нулей в делимом и делителе.

2.Найти первое неполное делимое.

3.Определить число цифр в частном.

4.Найти цифры в каждом разряде частного.

Что общего в этих двух выражениях и чем они отличаются?

-Назовите тему нашего урока.

-Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Закрепление учебного

-закрепить новый материал;

-сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное с остатком и делению круглых чисел в случаях, сводящихся к делению на однозначное число;

-формировать прочные навыки работы в парах;

-повторить и закрепить решение текстовых задач;

-повторить понятие периметра геометрической фигуры;

-развивать мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.

У доскиработает 1 ученик.

Остальные работают в тетради.

Физкульминутка (на 20минуте):

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

№3 (2 столбик): 1в-2выражение,2в-3 выражение

Проверка на слайде.

Решение задачи.

Птицы, отряда воробьиные при осеннем перелете из Европы в Центральную Африку преодолели за 3 дня расстояние в 428км. За 1 день они пролетели 188км, за второй день – в 2 раза меньше. Сколько километров они пролетели за третий день?

Итак, что первое мы должны с вами сделать? (Записать условие)

Что необходимо сделать дальше? (Записать решение, ответ).

1)188:2=94(км)-за I день;

2)188+94=282(км)-за I и II день;

IX . Работа в парах.

В конверте разрезанные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

1.Соберите из частей геометрическую фигуру.

2.Найдите периметр данной фигуры.

Птица орел - очень известный крылатый хищник. Род орлов распространён по всему земному шару. Они являются хищными птицами, отличаются очень хорошим зрением.

Аист - Гнездо устраивает на крыше деревянной постройки, на развалинах здания, на дереве.

Птица ведёт одиночный образ жизни, либо селится небольшими группами, защищая свой промысловый участок от сородичей. Жёлтая цапля активна в сумерки, охотится в густых кустарниках или камышах на водных насекомых, лягушек и мелкую рыбу

Какие фигуры получились?

Кто изображен? Чему равен периметр вашей фигуры?

-Чему учились сегодня на уроке?

Есть такая пословица: птицу узнают в полете, а человека в работе.

-Скажите, а для чего нужно уметь делить, умножать?

-В жизни пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?

Оценивание уч-ся.

Как вы сегодня работали. Оцените себя.

Почему _______ подняла красную карточку?

Почему ________подняла желтую карточку.

Я рада за тех, кто поднял зеленые карточки. Оценивание - дифференцированное.

Отметки (по 5- балльной системе).

Задание на дом.

с.34 № Цель: повторение и закрепление изученного.

И в заключении нашего урока Юля выучила наизусть стихотворение. Послушайте, пожалуйста.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой
стайки на крыльцо!

Сколько гибнет их - не счесть.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике для 3 класса " Деление числа с остатком" Познакомить с алгоритмом деления числа с остатком.

ТЕМА УРОКА: Деление с остатком

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

Формировать практические навыки деления числа с остатком;

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

наблюдательности и любознательности,

развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учитьпонимать возможности различных позиций и точек зрения;

Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общиепризнаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.

I Организационный момент.

На доске расположены 3 облака разного цвета (голубого,синего,фиолетового)

- Какому цвету, облака соответствует ваше настроение?

- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу.

- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи.

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, смекалка, хорошее настроение.

II Актуализация опорных знаний.

Ребята, работаем по группам:

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить и найти выражение на доске.

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

Молодцы с заданием справились.

Продолжаем работу в группах.


III Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы.

- Выполняя эти задания, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (на доске открываю тему ДЕЛЕНИЕ)

Расскажите, что вы знаете о делении?( Целое число, которое делят, называется делимым. Целое число, на которое проводится деление, называется делителем. Результат деления целых чисел называется частным.)

На нуль делить нельзя.

Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:

10:5 9:3 17:2 (на доске)

Вы смогли полностью выполнить задание?

- Почему? В чём было затруднение? 17:2 ( не можем разделить)

Чем похожи эти выражения?(: )

( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Кате и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Попробуем.

- Разделили? (да)

- Делаем вывод.

- Сколько получит каждый? (по 8)

- Все ли тетради разделили? (нет)

- Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)

- Сколько осталось? (1)

- Так что такое 1? (остаток)

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 2 = (ост. 1)

(уч-ль проговаривает)

- Сколько разделили без остатка?(16)

- Почему? (16:2=8)

- Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так ск-ко раз по 2содержится в 17? (8 ост. 1)

-Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов(Делимое 17 делитель2 частное 8 остаток 1)

- Так какая тема урока? (Деление с остатком) открыть вторую часть на доске.

- Умеем ли мы с вами делить? (да)

- А делить с остатком? (нет)

Научится выполнять действие деление с …………..

IV Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 2 : Работа в парах: (полоски = 10 см).

Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1)

– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).

– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

Как разделить число с остатком.

Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

Данное число делим на делитель. Это значение частного.

Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.

VI Первичное закрепление.

Физминутка

- Сейчас проверим как, вы, справились с работой.

VII Подведение итогов, рефлексия.

Достигли мы поставленной цели? (да)

Чему вы сегодня научились?(с остатком)

- Перед Вами лежат, кружки, оцените свою работу на уроке по цветовой гамме?

1.Урок полезен, всё понятно - (красный кружок)
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно – (желтый)
3.Ещё придётся потрудиться – (синий )
4.Да, трудно всё-таки учиться! – (розовый

Читайте также: