Конспект урока по литературе с самоанализом

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самоанализ урока литературного чтения, 2 класс

Учитель: Моисеенко Ирина Николаевна

Цель: создать условия для ознакомления с рассказом М.М.Пришвина; способствовать развитию навыков чтения, умение работать в группах.

проявлять эстетические чувства;

Предметные задачи:

 способствовать формированию умения определять и сравнивать разные по жанрам

научатся различать стихотворный и прозаический текст;

научатся выделять в деформированном тексте предложения об осени, по её признакам.

Метапредметные:

 содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание,

 создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);

 развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию

и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

 карточки (4 комплекта);

портреты М.М.Пришвина, И.А. Бунина:

карточки со скороговорками, и сложными словами.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.

При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная

активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование одного из приѐмов развития критического мышления – (загадка о временах года) способствовало систематизации знаний и наблюдений за изменениями в природе в разное время года. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать

собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.

Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.

Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения.

Технология, поэтапного анализа по абзацам нового произведения, способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся.

Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое,

Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети испытывали небольшие трудности в выполнении групповых заданий.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.

Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.

Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка, использовалась игра, что позволило детям двигаться, были использованы карточки на стенах, что способствовало развитию глазомера, детям были предложении скороговорки для развития речевого аппарата.

Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

При подготовке к уроку была поставлена цель: расширить и углубить представления учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Для достижения этой цели на уроке решались следующие задачи:

Обучающие:

продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта и с людьми, которые окружали его.;

продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

способствовать развитию творческого воображения;

развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

развить умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;

воспитывать уважение к его творчеству.

Для достижения цели и успешного решения поставленных задач была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

IV. Постановка цели урока.

VI. Закрепление полученных знаний (викторина, синквейн).

VII. Заключительное слово учителя.

IX. Домашнее задание.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:

учебная работа под руководством учителя;

репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть);

наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

словесный метод (рассказ, элементы беседы);

методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

логические методы (сравнение, анализ);

метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.

Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Факты – это основа литературных знаний. Они учат учащихся сопоставлять разрознённые явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Фактический материал, осознанный учениками, плодотворно влияет на их мысли и чувства, вызывает заинтересованное отношение к личности поэта и его творчеству. Иными словами, является не только основой литературных знаний, но и нравственного воспитания. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности (викторины) и составлении синквейна.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммукативных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планиро­вание структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


Анализ любого урока — это разложение урока на микрочасти и тщательное изучение каждой части в свете удачных и неудачных приемов и понимания его учениками. Анализ урока помогает учителю понять, насколько урок был удачным, продуктивным и, значит, насколько он был успешен в плане получения системных знаний учащимися.

Как написать самоанализ урока литературы?

Педагогический анализ урока — это не только анализ частей, его составляющих, но и синтез, т.е. объединение этих частей в единое целое, что и составляет урок и оставляет целостное впечатление от него.

В начале самоанализа дается тема и цель урока, его место в системе поурочного планирования, затем перечисляются задачи, поставленные педагогом в ходе урока. Не стоит забывать, что цель формулируется с отглагольного прилагательного, а задачи начинаются с инфинитива:

Цель: ознакомление с направлениями и особенностями любовной лирики А.С. Пушкина,

  • проанализировать некоторые избранные произведения А.С. Пушкина, посвященные женщинам,
  • развивать логическое и эвристическое мышление, расширять кругозор и культуру речи, накапливать интеллектуальный багаж,
  • воспитание нравственных и эстетических идеалов.

Далее следует кратко дать характеристику классу: уровень знаний учеников и их подготовленности, отношение к предмету, наличие учащихся с высокой и низкой учебной мотивацией. Неплохо, если педагог подчеркнет свое отношение к изучаемой теме, свою мотивацию и даст прогноз по планируемым результатам урока.

Если учитель работает по какой-то особой методике, то он должен обязательно охарактеризовать ее, кратко представить и указать причины, заставившие его заняться именно этой работой.

После этого нужно перечислить все этапы проведенного урока и обязательно назвать приемы и методы, используемые на каждом этапе, а также назвать целесообразность выбранных приемов и методов, успешность их применения на данном уроке и реакцию и работоспособность учащихся на каждом этапе урока.

Например, технология ТВУ (технология встречных усилий) предполагает пять этапов на каждом уроке:

  • 1 этап — побуждение;
  • 2 этап — погружение;
  • 3 этап — дидактическая игра или работа в группах;
  • 4 этап — отработка практических навыков;
  • 5 этап — рефлексия.

Для названной темы задания по этапам будут такими:

  • 1 этап — можно провести викторину по произведениям А.С. Пушкина (кроссворд или небольшую интеллектуальную игру).
  • 2 этап — можно рассмотреть различные направления лирики поэта с примерами лирических произведений, можно провести небольшую работу по узнаванию произведений А.С. Пушкина и т.д.
  • 3 этап — работа в группах по представленным алгоритмам по обучению основам художественного анализа произведений.
  • 4 этап — защита группами своих презентаций, постеров, кластеров и т.д.
  • 5 этап — составление синквейнов, даймондов, ассоциативных рядов и реклам. Выбор огромен и каждый учитель выбирает для себя наиболее удачные приемы и методы. В настоящее время, конечно, уже отошли от репродуктивных методов и больше стали использовать частично- поисковые и исследовательские методы, что позволяет учащимся занимать субъектную позицию на уроке.

Далее учитель должен провести красной нитью связь теоретической части урока с практической жизнью. Показать, чему учащиеся научились, что вынесли с урока, какие потребности и интересы ученика были задействованы в обучении.

Нельзя оставить в стороне и процесс формирования самостоятельного эвристического и логического мышления. Необходимо показать все моменты урока, позволяющие развивать критическое мышление учащихся.

Мы живем в век новых технологий, и поэтому не можем оставить в стороне технические возможности, позволяющие сделать урок более зрелищным и насыщенным. Поэтому необходимо показать использование КТ и интернет-ресурсов.

С точки зрения психологии, необходимо назвать активность или пассивность учащихся на разных этапах урока, отметить все сильные и слабые стороны выбранных приемов и методов, отметить культуру поведения и умения коллективного труда на уроке, культуру межличностных отношений и умение дискутировать.

Особое место следует оставить для объяснения домашнего задания, лучше, если оно будет дифференцированным для слабых и сильных учащихся. Нужно пояснить, почему выбрано именно это задание для работы дома, как оно поможет закрепить полученные знания.

Не следует забывать сказать о том, достигнута ли цель, поставленная педагогом, решены ли все задачи, если нет, то по каким причинам и как будете решать эти проблемы в будущем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить представления учащихся о безударных окончаниях существительных.

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать художественный вкус.

1.Научить безошибочно определять безударные окончания существительных в речи;

2. Развивать умение правильно подставлять слова-помощники;

3. Формировать интерес к учению.

Самоанализ урока литературного чтения в 4а классе

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний с применением использования элементов технологии.

Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).

Были поставлены следующие цели:

Учебная: обобщить полученные знания по разделу; обогащать и развивать устную речь обучающихся.

Общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитательная: воспитывать через прочитанное, прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей читательской деятельности.

2.Умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях),

Метапредметные:

Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.

4.Терпимое отношение к мнению других читателей.

Познавательные УУД

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2.Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать в паре и в группах, принимать участие в коллективном

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Урок проводился с использованием игровых технологий, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.

В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир во время чтения и слушания.

Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Следующий этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.

На данном этапе формировала регулятивные УУД, готовность обучающихся к преодолению трудностей, учила определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети читали, слушали текст, используя предложенные активные методы чтения.

Приёмы на данном этапе были следующие:

различные виды чтения;

беседа об авторе;

работа с иллюстрациями;

При использовании этих приёмов, ребенок учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог. Здесь имело место применение коммуникативных УУД.

Во время речевой разминки формировала предметные УУД: это чтение отрывка наизусть, определение и дополнение четверостишья. При работе с иллюстрациями формировала познавательные УУД , где учила детей работать с книгой и извлекать необходимую информацию.

На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный и частично–поисковый метод использовался на каждом этапе урока.

Частая смена деятельности позволили мне поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли - это коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует предметные УУД.

В урок я включила самостоятельную работу. Детям были даны карточки, чтобы при помощи взаимопроверки оценили знания друг друга. При работе в паре и группах ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД.

Задания были подобраны соответственно возрасту. Я составляла такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности, гибкости мышления. Подбирала задания, чтобы дети умели работать с текстом, умели ориентироваться в учебнике - это познавательные УУД. При работе использовала различные виды чтения: чтение по предложению, выборочное чтение, самостоятельное, хоровое. Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.

Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. На этапе физкультминутки детям предложила упражнения, которые снимают напряжение, как физическое, так и психологическое. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.

Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Презентация, звуковое оформление, игровые моменты, минутки здоровья способствовали более эффективному проведению урока.

Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.

Читайте также: