Конспект урока по литературе бунин 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.

1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

реакция на звонок,

самопроверка порядка на рабочем месте

2. Проверка домашнего задания

- Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.)

- Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть?

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои чувства

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

3. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель читает стихотворение.

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама,-

Если хочешь задремать,

Чтоб бодрым и веселым

Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

Иван Алексеевич Бунин

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

4. Сведения об авторе

- Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя познакомились с биографией И.А.Бунина.

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?

работа с информацией

планирование учебного сотрудничества

осознание значимости отобранного материала

5. Работа по учебнику

- Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется.

(- Это стихотворение о нем самом.)

(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

ные: умение выражать свои мысли.

7. Словарная работа

- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.

- Какие непонятные слова вы встретили?

- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

- Так что же такое палаты?

(Большой и красивый зал.)

- Зал в царском дворце.

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.

умение структурировать знания,

работать с информацией

перевод внешней речи на внутренний план.

ные: умение выражать свои мысли.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.

- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?

(Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

умение структурировать знания,

работать с информацией

6.Чтение стихотворения по частям.

- В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было поутру

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет

«Прильну к сосне корявой-

И чувствую: мне только десять лет,

- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

- Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте на него ответ.

умение структурировать знания,

работать с информацией

согласованность при работе в парах;

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

7.Выразительное чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение выразительно.

- Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

управление своим поведением и

умение выражать свои мысли

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

(Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.)

Чтение стихотворения учителем.

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

9. Работа после чтения.

- Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из- за синих морей…

- А как поэт показывает цветы полевые?

- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.)

Благовонная – душистая, ароматная.

- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

оценка процесса и результата деятельности

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?

- Какое стихотворение вам больше понравилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму.

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Над каким разделом учебника мы работали на предыдущих уроках ? (Над поэтической терадью 2)

Что мы изучаем в этом разделе?(произведения)

- Чему учитесь на уроках поэзии?

- Стихотворения, каких поэтов понравились больше всего? Почему?

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.

с повествовательной интонацией,

с вопросительной интонацией,

с восклицательной интонацией.

- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

– Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.( В этом кроссворде вы должны зачеркнуть буквы английского алфавита)

QWEИRTYВHJKLАCVMНZHJA БLKJУZQLНMJRGИPOVXН RYGDVN

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

- Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? (Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя , будем учиться понимать их и читать выразительно.)

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953)

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достичь таких высот?

Учитель: для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Работа в группах: художники, поэты

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Карточка с заданием для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Вспомните, что такое эпитет? Эпитетом в литературе называют яркое и образное прилагательное

Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.( Беззаботное, счастливое, весёлое, радужное)

(А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.)

Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

5. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

6. Физкультминутка

О ком шла речь в нашей физминутке? (Об олене)

Первичное чтение

- Послушайте еще одно стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

- Что вызывает в вас эту радость?

- Откройте учебники на странице 176.

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

Чтение детьми и работа нал словарем

- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

- Придумайте название этому стихотворению.

- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Анализ стихотворения

- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

- В чём красота оленя?

- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

- Любит ли он природу?

Работа над выразительным чтением стихотворения

– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?( Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии)

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия


- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, вы берете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).

- у вас отличное настроение.


- вас хорошее настроение


- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

– Ребята, у вас на столах жетоны. За верный ответ – жетон!
В конце урока подведем итог. Кто на уроке был самый активный!

II. Проверка домашнего задания

1. «Солнце реже смеется,
нет в цветах … (благоговенья)

2. «Осень обещала: «Я… (озолочу)

4. «Жаворонок вызвенит … (песни) хрустально.

5. «Тешиться будем разливчатой …(нивой)

– Прочитайте слово, которое получилось по горизонтали? (Бунин)
– Ребята, творчество какого поэта мы будем изучать?

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию

  • О нем самом, потому что он говорит о себе.
  • О том, как он гулял в лесу.
  • О дубовой роще.

а) Ччтение вслух учителем

– Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.

б) Отработка навыка чтения

в) Самостоятельная работа с текстом

– Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие, огромные, красивые, стройные, высокие)
– С одной стороны они желтые. Значит на них падает солнечный свет. От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Вывод: Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек.

– Кто создает палаты солнечные? (Никто, их нельзя создать)
– Их создает природа.

V. Работа с текстом

а) чтение стихотворения по частям

– Подумайте над вопросом: Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, веселое, бодрое, приподнятое)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.

– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)

VI. Рассказ о поэте

– Вот как высказывался о его таланте-писателя Александр Блок.

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье. До11 лет воспитывался дома, а позднее поступил в гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи возвратился домой. В 1-летнем возрасте начал писать стихи сам. Позднее, почти 30 лет он жил в Париже, за границей, однако все время вспоминал Россию, родные Воронежские уголки.

VII. Выборочное чтение

– Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?

– В какое время дня бродил поэт по лесу?

– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

– Почему так сказал Бунин? (Песок мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

Сосна – высокое стройное дерево. Она достигает высоты в сорок метров. Доживает до четырехсот лет.
– Сколько живет сосна? (400 лет)
– Может ли так долго прожить человек?

Физкультминутка

Вывод: Природа для поэта – живое существо.

VIII. Продолжение изучения нового материала.

1. Работа над выразительным чтением.

Наступил самый ответственный момент. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

IX. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

X. Итог урока

– Что нового узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?
– Кто больше набрал жетонов на уроке? Кто был самым активным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для 3 класса.

Урок литературного чтения 3 класс. Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;

Организационный момент. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок

Пожелаем всем удач

За работу, в добрый час.

Проверка домашнего задания. Слайд 2.

-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?

Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.

(Учитель читает стихотворение.)

Слайд 3. Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной.

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья.

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).

Слайд 4. Работа в группе

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.

-Ребята вы сейчас поработаете в группе.

Напоминаются правила работы в группе.

Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).

По горизонтали: Бунин

Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

Слайд 6. - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).

- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).

Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты

Учитель рассказывает о поэте

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

IV. Изучение нового материала

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданием для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Вспомните, что такое эпитет?

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа.

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.

- Назовите близкое по значению слово к слову:

– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
бор – сосновый лес

аромат – запах

зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

Работа с текстом.

а) Чтение стихотворения по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.

- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.

-Посмотрите на сосны, какие они?

Что мы ещё видим на картине?

- Траву, землю.

-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

-Перед вами солнечные палаты.

-Царские палаты создает человек.

-Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- Какой литературный приём использует автор?

- Красивое сравнение. Необычное.

-В чём его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?

-Обратите внимание на многоточие:

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Да. Сосны живут долго.

-О чём говорят эти великаны?

-Они говорят, что мы очень маленькие.

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

– Подумайте над вопросом:

-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)

– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.

– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)

– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

– Прочитайте стихотворение вслух

IV. Физкультминутка

Птички кушать захотели,

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали,

Улеглись на солнышке.

(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)

V. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

2. Работа после чтения

— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за стих морей. )

— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они. )

Благовонный — ароматный, душистый.

— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

(Выразительное чтение стихотворения.)

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия


- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).

- у вас отличное настроение.


- вас хорошее настроение


- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Читайте также: