Конспект урока по изо портрет 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

    Оформление доски:


    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Вводная часть (притча).
    2. Повторение :
    – Определение жанра портрет.
    – Закрепление знаний о разновидностях портрета.
    3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация)
    4. Практическая работа:
    – Средства художественной выразительности.
    – Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
    – Техника пастели. Мастер класс.
    5. Подведение итогов урока.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
    А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
    И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
    Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
    Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

    – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

    Разновидности портрета:

    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

    Из истории портрета

    Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
    Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

    Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

    Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

    Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
    Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
    Тогда же впервые появляется автопортрет.

    Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

    Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

    Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
    – А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

    И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

    – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

    Техника исполнения:

    – выбор характерной позы;
    – четкость рук и жестов
    – выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
    – выбор фона и композиции;
    – выбор цвета.

    Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

    – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темницы.
    Иные, как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижину знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошек ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен,
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот!

    Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

    Техника пастели. Мастер класс

    Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

    Практическая работа учащихся

    Заключительная часть урока

    Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

    – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

    Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

    Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

    – Наш урок окончен. Спасибо.
    В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

    Задание ; Используя систему построения, нарисовать портрет.

    Материалы к уроку; художественные материалы.

    1. Орг. Момент 2 мин

    2. беседа по слайдам 10 мин.

    3. Анализ задания 5 мин.

    4. Самостоятельная работа 20 мин.

    5. Анализ работ учащихся,

    итоги, выставка работ 3 мин.

    Учащимся предлагается в игровой форме после обсуждения иллюстраций итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо в игровой форме создать свои композиции из предметов быта, фруктов, овощей или образов флоры и фауны.

    По традиции в начале рисунка выполняется конструктивное построение частей лица. В условной форме в ходе игры учащимся предлагаются предметы, образы животных, насекомых, которые способствуют объемному составлению композиции, так например вместо носа рисуем морковь, а вместо рта – два лепестка розы. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя как личность. Для учащихся игра – это сфера их социального творчества, полигон для их творческого самовыражения., чему и способствует показ работ Джузеппе Арчимбольдо. Речь идет о необычном подходе к портрету. Его картины удивляют, завораживают и вызывают множество вопросов.

    Тема рассвета, утренней зари, юности. На темном фоне,

    символизирующим ночь, ярко сверкают растения.

    Раскрываются цветы, освещенные первыми

    лучами солнца. Сочетание теплых охристых и

    нежно зеленых оттенков насыщает темный

    обвод темно –коричневого цвета.

    Вся работа построена на сочетании светлых тонов.

    Развита тема знойного полдня,

    Золотых колосьев пшеницы.

    Цвет интенсивен. Спелые руби-

    новые вишни, изумрудные

    огурцы, налившиеся розовые

    Яблоки – колорит теплый,

    возраста находит развитие

    в мотивах осенних

    плодов, освещенных лучами

    заходящего солнца. Отсюда

    Тему старости характеризует ствол

    сухого дерева в образе старика, как бы

    зябко кутающегося в накидку,

    сплетенную из соломы. Тему увядания

    помогает раскрыть желтовато бурый цвет

    в сочетании с фиолетовыми пятнами

    Целью данного урока является развитие творческого потенциала личности, правильному системному построению конструкции, включение учащихся в различные виды творческой деятельности.

    Загадки и хитроумнейшие шутки доставляли Арчимбольдо живейшую радость, с аллегориями он забавлялся.

    Учащиеся самостоятельно реализуют новые подходы при изучении элементов лица, а также строении фигуры человека в пространстве и все это проходит в игровой форме.

    Цель:расширять представления учащихся о портрете как одном из жанров изобразительного искусства; расширять знания школьников о пропорциональных отношениях головы человека; способствовать творческому самовыражению учащихся в работе над портретом.
    Задачи развития УУД:

    -учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности; выявлять признаки парадного портрета;

    -выражать отношение к человеку через парадный портрет;

    -выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла; придумывать парадным портретам оригинальное название;

    -оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

    -приобщать к прекрасному.

    Планируемые результаты:

    - личностные:расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека;овладевают живописно-декоративными навыками в создании портрета.

    - предметные:познакомятся с творчеством художников - портретистов; осваивают основы изобразительной грамоты.

    -метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (живопись); овладевают художественной интуицией и памятью; научатся рисовать портрет.

    Этапы урока,

    методы и приёмы.

    Содержание. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку. Определение отсутствующих.

    Следуют инструкциям учителя.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное. Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    -Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой притчи? Чему она нас учит?

    Художник отобразил внутреннюю красоту девушки. Мы должны видеть внутренний мир человека, его душевные качества

    -Кто из вас понял о каком жанре изобразительного искусства мы будем говорить? (Портрет.

    Слушать рассказ учителя, анализировать, аргументировать своё мнение.

    П: поиск и извлечение

    П: умение следить и усваивать практические приемы работы.

    Знакомство с новым материалом.

    Словесный, наглядно- иллюстративный:

    -Что такое портрет?

    Портрет – это жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек.

    - А почему портрет называют зеркалом души?

    (В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку;

    Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир)

    - Как вы думаете, кто главный герой портрета? (Человек.)

    - Давайте с вами рассмотрим портреты художников.

    - Что передают художники в портретах? (Характер, возраст, профессию, позу.)

    - А как можно узнать характер человека?

    - Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

    - В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

    Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

    Портрет-картина —человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой.

    Костюмированный портрет — человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

    Автопортрет — это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

    - Для чего рисуют портреты?

    - О чём нам может рассказать портрет?

    Слушать рассказ учителя, анализировать, аргументировать своё мнение, под руководством учителя самостоятельно определять особенности композиции.

    П:поиск и извлечение

    Р:принятие цели и постановка задач урока.

    П: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом.

    К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

    Анализ работ художников.

    - Давайте мы с вами проанализируем, из чего же должен состоять наш портрет.

    Овал лица, шея, плечи, уши, если они не закрыты волосами

    Глаза, нос, брови, губы, ресницы

    - Лицо можно разделить на три части: от начала волос до бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа до подбородка.

    - Расстояние между глазами примерно равно длине глаза.

    - Длина губ равна от середины одного глаза до середины другого.

    - Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире.

    - Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний – на уровне основания носа.

    Выполняют движения, следуя словесной инструкции учителя.

    Практическая работа.

    -Вы сейчас почувствуете себя художниками-портретистами, я предлагаю вам выполнить работу-портрет Деда Мороза. Приступайте к работе.

    Происходит осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства процессом рисования. При необходимости проводиться дополнительный показ приемов рисования. При возникновении трудностей в ходе практической работы повторно привлекается внимание учащихся к образцу.

    Самостоятельно выполнять задание. Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

    П: умение следить и усваивать практические приемы работы.

    Р: умение организовывать свою учебную задачу.

    Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

    Подведение итогов урока.

    Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ.

    -С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились?

    - Время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Чьи работы вам кажутся более аккуратными?

    - У кого получились наиболее яркие работы?

    Все очень хорошо поработали!

    Д/з – найти иллюстрации картин художников, на которых изображен портрет.

    Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

    Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ Открытый урок ИЗО.docx

    Тема на 2 урока.

    Цель урока: развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир

    Задачи развития УУД:

    -учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности; выявлять признаки парадного портрета;

    -выражать отношение к человеку через парадный портрет;

    -выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла; придумывать парадным портретам оригинальное название;

    -оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

    -приобщать к прекрасному

    2.Актуализация знаний и постановка целей урока

    А)Вводная часть

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    -Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой притчи? Чему она нас учит?

    ( Художник отобразил внутреннюю красоту девушки. Мы должны видеть внутренний мир человека, его душевные качества)

    -Кто из вас понял о каком жанре изобразительного искусства мы будем говорить? ( Портрет)

    Б).Постановка целей урока.

    Для достижения цели нам необходимо выполнить следующий задачи:

    Рассмотреть виды портрета;

    Научиться давать характеристику портрета;

    Выполнить портрет Деда Мороза нетрадиционным способом.

    -Что такое портрет? ( Ответы детей)

    Портрет – это жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек.

    -Давайте обратимся к толкованию этого слова в словаре Ожегова С.И.

    А ещё я нашла такую формулировку:

    3. Постановка проблемы урока

    -Ребята, а почему портрет называют зеркалом души?

    (В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку;

    Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир . )

    Так ли это на самом деле узнаем в ходе урока….(проблемный вопрос)

    4. Виды портрета.

    5.Решение проблемы

    -Чтобы решить проблему, я предлагаю вам рассмотреть несколько портретов ближе.(через документ камеру)

    - Ребята, вы наверно уже догадались как будет называться художник который пишет портреты? (художник-портретист)

    -Посмотрите на доску, ( репродукции портретов) вот некоторые работы таких художников, у одного из них Фамилия созвучна с названием нашего города, В.А.Серов, давайте его постараемся запомнить .( портрет самого художника).

    -Если кто заинтересовался такими художниками можно в перемену подойти и посмотреть небольшую информацию о них в энциклопедии.(показываю энциклопедию)

    -А если художник изображает себя, как такой портрет называют? (автопортрет)

    Отгадайте загадку:

    Есть в комнате портрет, во всем на вас похожий.
    Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже.
    Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет.

    6.Физ.минутка (Зеркало)

    7.Выполнение творческого задания.

    -Вы сейчас почувствуете себя художниками-портретистами, я предлагаю вам выполнить работу-портрет Деда Мороза нетрадиционным способом. Для этого нам понадобятся: клеёнка, простой карандаш, картон черного цвета, клей карандаш и манка.

    (выставляю картины в данной технике).

    Работаем над волшебством с манкой. Выставка работ

    -С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились?

    -Что нового для себя вы возьмете с урока?

    -На первую парту каждого ряда я пускаю такой цветок, он пока без лепестков,. Если вам всё понравилось на уроке и у вас всё получилось, обведите лепесток желтым цветом, если не всё удалось, то зеленым, если урок вам не понравился – красным. Выберите цвет фломастера

    9.Д/з обязательное задание: найти фамилии художников-портретистов;

    Ключевые слова: Живопись; портрет; художник; формы; пропорция; жанр; образ; изображать; искусство; линия; цвет.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения:

    В древние времена жанр портрета рассматривался , как государственное или частное искусство для избранных. Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Портретное искусство было публичным и служило для украшения общественных мест и отражало нравы и религиозные ценности.

    С наступлением тёмных веков средневековья жанр портрета теряет влияние. Живопись служила потребностям церкви: фрески изображали на стенах храма, рисовали в книгах.

    В 16 веке художники старались повысить авторитетность жанра. В16-17 веке было создано много портретов королевских семей.

    В 20 веке портрет теряет свою популярность из-за технического прогресса. Однако развитие данного жанра не прекращается, появляются новые стили.

    Вспомните способы изображения портрета человека в разных поворотах.

    Создайте портретный образ человека художественно-творческой профессии, постарайтесь передать своё эмоциональное отношения к изображаемому герою.

    В своей работе используйте таблицу с композиционными схемами изображения лица человека в разных ракурсах.

    Информация для мультимедиа дизайнера: в качестве примера необходимо представить несколько подобных картин и схему:




    Незнакомка с картины Крамского

    Незнакомка с картины Крамского
    В Третьяковке глядит на гостей,
    Сотню лет её взгляд из былого,
    Так пленителен тайной очей.

    Чей-то образ создал в ней художник,
    Не оставив нам имя тех дней.
    И теперь превосходный сей облик,
    Нас тревожит загадкой своей.

    Взгляд уверенный, полный достоинств,
    Ощущаем мы, глядя в глаза.
    Замираем в плену этих качеств,
    Словно нас ворожит госпожа.

    Лёгкий тон своего превосходства,
    Дама взором роняет на нас.
    И едва виден признак кокетства,
    Этих чудных таинственных глаз.

    Незнакомка на фоне строений,
    Окружённых слегка пеленой,
    Передала нам миг ощущений,
    Что мы виделись с той стариной.

    Чей прообраз написан в картине,
    И была ли в ней знатность кровей?
    То неважно, а таинство в даме,
    Лишь усилило прелесть очей.

    На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

    Существует неподтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чье личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории). И. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

    В основе любого произведения искусства лежит композиция.

    Композиция – основа художественного произведения. Она организует взаимное расположение его частей, составляя единое целое.

    Портрет – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами.

    Пропорция – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.

    Несмотря на то, что пропорции лица у разных людей имеют свои особенности, можно выделить типичные общие черты (в зависимости от характера лица они могут варьироваться).

    Соотношение длины лица (от линии, проходящей через нижнюю точку подбородка до линии роста волос) к ширине лица в самом широком месте составляет приблизительно 1,61 - так называемое "золотое сечение". Это соотношение длин двух отрезков друг к другу использовали еще античные математики, но широкое распространение - и в математике, и в живописи, и в архитектуре, и во многих других областях оно обрело с легкой руки Леонардо да Винчи.


    Ширина лица по линии глаз равна длине глаза от внешнего уголка до внутреннего (без учета ресниц), умноженной на пять. При этом идеальное расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до уха также равно одной длине глаза или чуть меньше.


    Глаза находятся на линии, делящей голову горизонтально пополам. Речь идет не о лице, а о голове в целом - от линии по нижней точке подбородка до макушки. Линия глаз делит ее на две равные части.

    Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.


    Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз:

    Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз. В некоторых источниках предлагается расстояние между зрачками глаз, но на самом деле погрешность здесь невелика:

    Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями:


    Высота подбородка равна длине глаза.


    Мы рассмотрели основные пропорции лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяет значение характеристик "большой", "маленький", "низкий", "высокий" и так далее.

    В создании портрета необходимо использовать композиционные схемы.

    На портрете может быть разный поворот головы: в профиль в анфас, в три четверти.


    В заключение необходимо отметить, что каждый портрет — это рассказ или о целой жизни человека, или только о начале его творческого пути. Для создания портрета необходимо вглядываться , прочитывать не только то, что явно, но и то, о чём можно лишь догадываться: о времени, в которое жил человек, изображённый на портрете, о его возрасте, главном увлечении; об окружающих его людях, деталях интерьера мастерской или его дома, о природе, которую он любит и пишет.

    Разбор типового тренировочного задания:

    Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6)

    Выберите тип интерактивного теста:

    Единичный / множественный выбор

    Информация о тестовом вопросе:

    Текст вопроса: Какую картину написал И. Крамский в 1883 году?

    Название файла с аудио / видео к вопросу: нет

    Текст расширенного задания: нет

    Стратегия выполнения задания:

    1. Внимательно прочитайте вопрос.

    3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

    Обязательная литература и дополнительная литература:

    Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

    Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы.

    Дополнительная литература:

    Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.

    Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).

    Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

    Читайте также: