Конспект урока по информатике виды информации 4 класс

Обновлено: 28.06.2024

Конспект урока Информатики в 4 классе Тема: Виды информации. Текстовая, графическая, числовая, звуковая информация.

Конспект урока Информатики в 4 классе
Тема : Виды информации. Текстовая, графическая, числовая, звуковая информация.

1. Сформировать представление о видах информации.

2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах техники безопасности.

Создать условия для развития речи учащихся. Ввести в активный речевой запас новые слова и понятия.

Воспитательная:
Воспитать бережное отношение к компьютерной технике.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока / деятельность

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

План нашего урока будет таким: сначала мы проверим домашнее задание, повторим основные вопросы по пройденным темам для лучшего восприятия нового материала, затем изучим новый материал, проведем его закрепление и выполним практическую работу на компьютере.

Слушают план урока.

2) Проверка домашнего задания

3. Сбор листочков

Дети выполняют проверку.

Дети занимают свои места за столами.

3) Актуализация знаний

Записывают число в тетрадь.
Отвечают на вопросы.

4) Объяснение нового материала

Игра:
Учитель раздает карточки с видами информации.
Задание: Посмотрите внимательно, что изображено на ваших карточках и распределитесь на группы, и возьмитесь за руки. На выполнение задания 1 мин. Вопросы: Почему вы распределились именно так? Вопрос каждой образовавшейся группе: что изображено на ваших карточках?

Презентация, слайд:
Виды информации

Делятся на группы

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь самостоятельно виды информации

5) Первичное закрепление

Определяют вид информации, поднимают карточки.

6) Компьютерный практикум

Повторение правил техники безопасности

2. Как правильно нажимать на клавиши?

Садятся за компьютеры.

Отвечают на вопрос.

Показывают пальцем на inter, вверх, вниз, влево, вправо.

Выполняют работы клавишами вверх, вниз, вправо, влево.
Слушают, смотрят

Проводят мышью по той же траектории.

Раскрашивают рисунок по образцу

1. С какими видами информации мы работали на уроке?
2. С каким видом информации мы работали при раскрашивании?
3. Мышь – наша помощница в работе с цветами. Что вы запомнили о правилах работы с ней?

Отвечают на вопросы

9) Инструктаж к домашнему заданию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ускоренное развитие интеллекта.

Задачи урока:

Воспитательная: формировать гуманные качества личности школьника, создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.

Развивающая: развитие познавательного интереса, инициативы воспитанников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на уроке.

II. Постановка темы урока.

III. Изучение нового материала (усвоение новых знаний).

- В памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами. Для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют двоичной системой счисления.

- С помощью специальной программы Маша определила коды трех чисел. Сделайте предположение о том, какой двоичный код имеет число 4. (Двоичный код числа 4 - 1000).

- Какие кнопки надо нажать, чтобы ввести число 732? (Кнопки 7 3 2).

- Какую кнопку надо нажать, чтобы записать введенное число в память? .

- Какие кнопки и в каком порядке надо нажимать, чтобы вычислить значение выражения 171 * (115 + 97)?

Ввести первое слагаемое, щелкая мышью по кнопкам с цифрами.

Ввести знак действия.

Ввести второе слагаемое, щелкая мышью по кнопкам с цифрами.

Нажать кнопку равно и прочитать результат.

Нажать клавишу F6.

Набрать число с помощью кнопок ввода цифр.

Нажать клавишу F8.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

- Подсчитайте количество объектов, предназначенных для работы со звуковой информацией, и запишите результат, используя:

Любую из десятичных цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9____________

Символы 0 и 1 ____________________

- Прочитайте первую команду алгоритма (Один из учеников читает команду вслух).

- Какую кнопку надо нажать первой? (Первой надо нажать кнопку с цифрой 6).

- Запишите рядом с этой кнопкой число 1.

- Какую кнопку надо нажать второй? (Второй надо нажать кнопку с цифрой 5).

- Запишите рядом с этой кнопкой число 2. (Аналогично рассматриваются остальные команды алгоритма и записываются порядковые номера кнопок на рисунке).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

- Молодцы, а сейчас выполним несколько заданий с помощью компьютера.

- Вычислим значения выражений и запишем ответы в таблице. Составим алгоритм вычисления значения выражения (37 + 15) * (137 - 69), используя занесение в память промежуточных результатов.

VI. Домашнее задание инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневники запишите д/з. (Подробный разбор д/з).

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы, записанные на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

мне захотелось…

- Какова была задача урока? Как вы считаете, мы с ней справились? (Ответы детей). Спасибо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа выполнена в виде конспекта урока информатики в 4 классе. Тема урока - "Понятие в информатике". В конспекте отражены основные аспекты темы "Понятие" для 4 класса.

В ходе изучения данной темы учащиеся учатся рассуждать, что такое "понятие" в широком смысле, где в реальной жизни мы с встречаемся с данным определением. В рамках урока детям необходимо понять и усвоить такие термины как "определение понятия" и "содержание понятия", а также чем они отличаются друг от друга, чем характеризуются существенные свойства того или иного понятия.

Содержание урока содержит различные виды работы учащихся, что способствует повышению уровня познавательной активности детей.

Урок информатики в 4 классе

Тема: Понятие в информатике.

Дата: 17.10.2013 г.

Цель: познакомить детей с новым определением «понятие, дать первичное представление о сути данного понятия.

познакомить учащихся с определениями понятия и термина;

формировать умение выделять признаки и действия всего объекта и его частей;

формировать умение различать между собой реальный мир от виртуального мира и находить между ними связь.

Педагогические задачи:

развивать образное мышление и речь учащихся;

пополнять словарный запас учащихся;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

уметь различать мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах;

знать, что понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом;

знать определения понятия и термина.

форма организации: повторение и обобщение;

тип урока: комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

стратегия: индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Оборудование: учебник, Р/Т № 1, презентация.

Организация учащихся на работу.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна и я буду вести у вас урок информатики. Проверьте свое рабочее место, все ли готово к уроку.

Актуализация ранее изученного:

- Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ.

1. какие действия можно осуществлять с информацией? (получать, представлять, хранить, обрабатывать, передавать)

3. что обязательно должен иметь объект? (имя и свойства/признаки)

4. какие свойства объектов существуют? ( существенные и несущественные, общие и отличительные).

Эвристическая беседа.

- Каждый день мы узнаём что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире. Она позволяет находить пищу, перемещаться, избегать опасностей, спасаться от холода и жары. Знания, которые ты получаешь на уроках, читаешь в книгах, приключения, которые смотришь по телевизору – всё это тоже информация. - Вокруг нас существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Как вы это понимаете?

- Внимание, по перечисленным признакам, определите какой объект живой или неживой природы я задумала.

Звонкий, быстрый, веселый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Желтые, красные, осенние - …

Задиристые, драчливые, взъерошенные - …

Белоствольные, высокая, стройная -…

- Я назову свойства объекта, а вы должны догадаться, о чём или о ком я говорю.

- Что помогло вам угадать объект?

Вывод: Перечислить существенные свойства объекта – значит, сформулировать понятие.

Изучение новой темы.

- Что такое понятие? (Понятие – это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека.)

- Откроем стр.48. и обратим внимание на второй абзац. Прочитайте его вслух. Молодцы!

- А теперь найдите в тексте, что такое определение понятия? (чтение). Это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект из ряда других, ему подобных. Верно.

- Тогда что же является содержанием понятия? (список существенных свойств)

- Чтобы дать понятие, нужно назвать термин и перечислить существенные свойства этого объекта. Все существенные свойства объекта составляют содержание понятия.

Термин + существенные свойства = содержание понятия

- Давайте попробуем составить понятия следующего объекта (на рисунке автомобиль). Назовите те свойства машины, которые вы видите на фото (есть колеса, кузов, окна, фары, руль, номер, черный цвет). Скажите, какие из этих свойств являются существенными? (есть мотор, руль, кузов, колеса)

- А какие еще существенные свойства можно назвать для автомобиля? (является транспортным средством, предназначен для перевозки людей или грузов).

- Для того, чтобы дать понятие мы воспользовались своим мышлением и памятью. Вспомнив образ предмета и поразмыслив, вы дали понятие. Поэтому говорят, что понятие возникает в сознании человека и является формой его мышления.

- Как вы думаете, как или чем можно выразить понятие об объекте? (вслух или письменно словом или устойчивым словосочетанием).

- Скажите, а где вы можете найти понятия различных терминов ( в словарях, энциклопедиях, Интернет). Верно.

- А какие термины вы можете назвать из науки информатики? ( объект, модель, информация, виртуальная реальность, принтер, внешняя память компьютера и т.д). Математики? Литературы? (ответы детей)

- Верно, человек может дать понятие только о тех объектах, о которых у него есть виртуальное представление, с которыми он знаком из окружающей среды.

- В результате чего человек воспринимает понятие? Найдите ответ в учебнике. (Понятие не может быть воспринято человеком в готов виде – оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом.)

- Человек с годами получает всё больше информации о свойствах объекта, поэтому понятие живёт и развивается. От чего зависит богатство внутреннего мира человека? (ответы детей). Правильно, чем больше в сознании человека образов и понятий, тем богаче его внутренний мир.)

IV. Первичное закрепление.

- А сейчас откроем тетради на стр.35. найдем задание №2 – прочитайте его. Что требуется выполнить? (ответить на вопрос: что остается в памяти человека после встречи с каким –либо предметом). Каков ответ? (образ). Верно!

- Переворачиваем страницу и найдем №3. Прочитайте его. Что необходимо выполнить? (вспомнить любимую вещь, отразить ее в виде графического образа и текстового описания). Выполняем задание. Проверяем, как вы выполнили этот номер.

- Я попрошу вас открыть стр.38 и найти задание №5. Прочитайте это задание про себя и скажите, что здесь требуется выполнить. (подчеркнуть существенные свойства объекта, определить его, написать определение понятия, перечислить свойства в его содержании). Но перед тем как начать его выполнять, посмотрите на слайд (с изображением карандаша). Внимательно рассмотрите каждую его деталь. А теперь снова прочитайте задание, выполняем его. Проверяем как вы выполнили номер:

А) имеет грифель, предназначен для письма, остро заточен.

В) карандаш - это предмет, у которого есть грифель, остро заточен, предназначается для письма

Г) есть грифель и корпус, предназначен для письма.

- Переходим к заданию №6. Что необходимо выполнить? (аналогичное задание). Проверяем, как вы его выполнили:

А) имеет клавиши, соединен с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.

В) имеет клавиши, соединена с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.

Г) клавиатура – это устройство, которое имеет клавиши, соединено с системным блоком и предназначено для ввода данных в память компьютера.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!

- Найдем задание №9. Прочитайте его. Давайте вспомним задания про карандаш и клавиатуру. Мы смогли бы сразу представить себе эти объекты, если ни разу их не видели? (нет). А если видели хоть 1 раз в жизни? (да). Так чем же мы можем дать понятие об объекте, передать как он выглядит? (предложением). Ставим галочку рядом с вариантом ответа.

Так какой вариант мы выберем? (термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники). Молодцы!

VI. Подведение итогов. Оценивание.

- В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?

- Приведите примеры термина.

- К какому миру принадлежит понятие – к миру объектов реальной действительности или к миру мышления?

- Приведи пример термина из мира музыки.

- Назови объект (на слайде)


- Назови его существенные признаки (действия)

Ходить

Разговаривать

Брать предметы

Сочинять стихи и т.д.

- Обратите внимание на слайд – постарайтесь определить, что


Информация — сведения об окружающем нас мире, событиях, явлениях, воспринимаемые, хранимые и передающиеся человеком.

В обыденной жизни под информацией понимают сведения о предметах, явлениях, фактах, действиях, процессах, передаваемые людьми устным, письменным или другим образом. Сведения о внешнем мире человек воспринимает с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). Таким образом, информация— это знания, сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью органов чувств. Такой подход к понятию можно назвать субъективным.

С позиции кибернетики (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах) информация— это совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые система или объект воспринимает извне (входная информ.), выдает в окружающую среду (выходная информ.) или хранит в себе (внутренняя информ.).

В компьютерной обработке данных под информацией понимают последовательность символьных обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в доступном компьютеру виде.

Информатика — наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также методы ее представления, накопления, хранения, поиска, обработки, передачи и воспроизведения с помощью технических средств

Читайте также: