Конспект урока по чтению путешествие нильса с дикими гусями

Обновлено: 01.07.2024

Задачи:
обучающие: Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.
развивающие: развитие словарного запаса учащихся, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.
воспитательные: Воспитывать на примере главных героев духовно-нравственные качества человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении ;воспитывать любовь и добро к ближнему.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Оценить 2390 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

"Школа с углубленным изучением отдельных предметов №47"

урока литературного чтения

в 4 классе по теме

Учител ь : Рубайко Е . Ю .

Тольятти 201 7 г.

Кл. руководитель: Рубайко Е.Ю.

Повышение интереса к обучению через активные формы работы

на уроках литературного чтения;

формирова ть умения длительного слушания;

продолжить учить ориентироваться в тексте большого объёма, перечитывать, находить нужные фрагменты текста;

формировать представления о характерах героев и прослеживать их развитие;

с пособствовать развитию внимания, речи учащихся;

с одействовать развитию познавательного интереса учащихся.

обучающие:Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.

развивающие:развитие словарного запаса учащихся, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.

воспитательные: Воспитывать на примере главных героев духовно-нравственные качества человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении ;воспитывать любовь и добро к ближнему.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

2)учебник литературного чтения Н.А.Чуракова (2часть)

Организационный момент.

2. Введение в тему : Учитель: Наш сегодняшний урок я хотела бы начать следующими строчками:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (СЛАЙД 2)

Анализ содержания мультфильма: Учитель –Вам понравился мультфильм?

- О ком он? Кто главный герой? ( мультфильм о мальчике)

- Что вы можете о нем сказать? Как можно его охарактеризовать?(высказывания детей)

- Можно ли назвать этого мальчика человеком? (да)

- А какими качествами обладал этот мальчик? (доброта, милосердие, любовь, отзывчивость.) (СЛАЙД 3,4,5)

-Значит, что делает человека настоящим человеком? (любовь, доброта, отзывчивость- делает человека настоящим человеком.)(СЛАЙД 6)

Учитель: Вот мы и подошли с вам к теме нашего нового раздела. Откройте оглавление учебника, и прочитайте её. (дети читают название раздела)

- А какие произведения входят в наш раздел? (читают названия произведений.)

- Можно ли по названиям сказать, кто будет главными героями данных произведений? (да, мальчики)

- А как вы думаете, почему эти произведения разместили именно в этом разделе? (значит главные герои должны стать настоящими людьми)

4.Подготовка к активному и сознательному усвоению текста.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебники на стр.44.

- С каким произведением мы сегодня будем знакомиться? (дети читают название произведения)

- А кто автор данного произведения? Сельма Лагерлёф) (СЛАЙД 7)

5. Физминутка. ( СЛАЙД 13)

6. Изучение нового материала.

Осмысление содержания (чтение с остановками). ( СЛАЙД 14 )

1) Комбинированное чтение (учитель - ученик). СТР.44

Чтение от начала главы до СТР.45

- Интересное начало? Что вы можете сказать о Нильсе?

Найдите в тексте и подчеркните карандашом.

-Как это его характеризует?

Дети высказывают свое мнение.

2) чтение следующего абзаца( читают сильные ученики или чтение про себя) СТР.45

- О чём думал Нильс сидя над книгой?(СЛАЙД 15)

Найдите в тексте и докажите свои высказывания.

3) чтение учителем 3 абзаца. СТР.46

- Что разбудило и насторожило Нильса?

4) чтение 4 абзаца СТР. 46-47

Как выглядел гном?

Работа с текстом: заполните пропуски ( по группам с проверкой у доски) ( СЛАЙД16)

На голове - ______________ шляпа, _______________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ____________ бантами, а на _______________ сафьяновых башмачках поблескивают _________________ пряжки.

(На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)

- Как вы думаете что предпримет Нильс? (высказывания детей)

7. Итог урока . ( СЛАЙД 17 )

Учитель: Подводя итог нашего сегодняшнего урока, я хотела бы спросить, обладал ли Нильс теми качествами, которые характеризуют его как настоящего человека? ( нет)

-Значит Нильс не был человеком? ( он выглядел как человек, но настоящим человеком он не был: так как не обладал такими качествами как милосердие, ответственность, доброта, любовь… Подтверждение из текста)

8. Рефлексия.

Учитель: Вы молодцы (СЛАЙД18), у вас на партах лежать смайлики грустные и весёлые, поднимите тот смайлик которые характеризует ваше отношение к сегодняшнему уроку.

9. Домашнее задание. (СЛАЙД19)

- Пере скажите главу от имени Нильса и выполните рисунок к понравившемуся абзацу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Регулятивные УУД
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

Коммуникативные УУД
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- выражать свои мысли в устной речи;
- сопоставлять свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением одноклассников.

Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-оценивают свои поступки на основе сопоставления с героем произведения.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Всех рада видеть вас, друзья,
Урок нам начинать пора
Сядьте ровно, не шалите
И внимательно за всем следите.
Надо думать, отвечать
И прочно материал запоминать.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.

II. Проверка домашнего задания.

- Урок начнем с проверки домашнего задания. Представьте себя в роли артиста. Постарайтесь представить произведение эмоционально.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения ( 4 класс ).

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Цели деятельности учителя: продолжить учить ориентироваться в тексте большого объёма, перечитывать, находить фрагменты текста, зачитывать или пересказывать их, учить по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам персонажей формировать представление об их характерах.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать учебный текст, учебную информацию в исполнении учителя или ученика, ориентироваться в тексте большого объёма; получат возможность научиться осознавать сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях, находить в тексте детали, рисующие характер героя, представлять образ во всей полноте.

Метапредметные универсальные учебные действия ( УУД) ;

Регулятивные: осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

Познавательные: применяют известные понятия к новому материалу; формулируют выводы.

Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме; сопоставляют своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе, с мнением одноклассников.

Личностные: оценивают свои поступки на основе сопоставления с героями произведения.


Цель: создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, закрепления представлений о произведении.

Задачи: способствовать развитию творческого мышления, познавательных интересов учащихся; содействовать формированию сплоченного ученического коллектива; учить работать в группах.

Оборудование: карточки с заданиями; табличка со словом "Ответ"; листы бумаги, карандаши, фломастеры; мультимедийная презентация.

Форма: игра с элементами викторины.

Предварительная работа: ученики готовят рисунки к книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Содержимое разработки

Открытый урок литературного чтения

Тема:


Тема:"С. Лагерлеф.Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

Цель: создание условий для углубленного осмысления художественного произведения, закрепления представлений о произведении.

Задачи: способствовать развитию творческого мышления, познавательных интересов учащихся; содействовать формированию сплоченного ученического коллектива; учить работать в группах.

Оборудование: карточки с заданиями; табличка со словом "Ответ"; листы бумаги, карандаши, фломастеры; мультимедийная презентация.

Форма: игра с элементами викторины.

Предварительная работа: ученики готовят рисунки к книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

I . Организационный момент.

Проверка готовности учащихся. Организация рабочего места.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. (слайд 1)

II . Проверка домашнего задания.

Организуется выставка детских рисунков к книге С. Лагерлеф "Чудесное приключение Нильса с дикими гусями".

Учитель. Ребята, на прошлом занятии мы проанализировали характеры героев книги С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Сегодня же мы попробуем "услышать" автора, понять, о чем он хотел нам рассказать. Наша задача – узнать, чему нас учит сказочная повесть "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". (слайд 2)

IV . Игра.

Класс делится на команды, выбираются их названия, капитаны. (слайд 4)

"Восстановите рассказ" (слайд 5)

Каждой команде раздаются карточки с заданием. Участники команд по очереди называют недостающие слова. Если слово вставлено правильно, дети обводят его красным фломастером.

В маленькой … (шведской) деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени … (Нильс). С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал … (ворон) и ловил … (двойки), в лесу разорял птичьи … (гнезда), гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а … (кота) дергал за … (хвост), будто хвост – это веревка от дверного … (колокольчика). Так прожил он до … (двенадцати) лет. И тут случилось с ним необыкновенное … (происшествие).

"Блиц-опрос" (слайд 6)

Учитель задает командам вопросы по произведению. Право ответа получает команда, капитан которой первым поднимет табличку со словом "Ответ".

1. Кто автор сказочной повести "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"? (Сельма Лагерлеф.)

2. Как автор описывает Нильса, его поведение? (Был хулиганом, обижал животных.)

3. Куда собирались родители мальчика в воскресенье? (На ярмарку в соседнее село.)

4. Что хотел сделать мальчик после ухода родителей? (Взять отцовское ружье.)

5. Что приказал отец делать Нильсу? (Открывать учебник и браться за ум.)

6. Мальчик не хотел учить уроки. О чем он больше всего мечтал?(Петь, кричать, шлепать по лужам.)

7. Что увидел Нильс в зеркале? (В зеркале отражалась комната, а потом кто-то открыл крышку сундука.)

8. Кто открыл крышку сундука? Опишите его. (Маленький человечек, на голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки.)

9. Как гном наказал Нильса? (Превратил его в маленькогочеловечка.)

10. Как звали лучшегомаминогогуся? (Мартин.)

11. Почему Нильс хотел задержать Мартина? (Мартин решил улететь с дикими гусями.)

12.Куда летела стая диких гусей?(В Лапландию.)

Учитель. Лапландия – это северная часть Скандинавского полуострова. Море в этом месте не замерзает, поэтому гуси прилетают сюда зимовать.

Музыкальная физкультминутка. (слайд 7)

Команды читают описание Глиммингенского замка, затем первая команда рисует его, вторая команда составляет вопросы к описанию замка, а третья команда пересказывает его. В конце проводится отчет команд.

Совсех сторон Глиммингенский замок окруженгорами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде невидно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

"Буриме" (слайд 10)

Командам раздаются карточки с заданием. Дети сочиняют стихотворение на заданные рифмы.

- А сейчас послушайте, что получилось у меня: (слайд 11)

Нильс в руки дудочку возьмёт,

Навстречу к крысам он пойдёт.

Станет музыку творить,

И за собою уводить.

"Пословица" (слайд 12)

Команды получают карточку с заданием. Задача учащихся – собрать "рассыпанные" слова в пословицу.

Тому, чего, научиться, не, умеешь, поздно, не, когда. (Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно.) (слайд 13)

Учитель. Заключена ли в пословице главная мысль произведения? Что хочет сказать нам автор? Что бы произошло в жизни Нильса, если бы его не заколдовали? (Ответы детей.)

V . Подведение итогов.

Беседа по вопросам: Чему же учит нас сказочная повесть? Как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте героя?

VI . Рефлексия. (слайд 14)

Мне понравилось, как работал(а) на уроке …, потому что …

Вам спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Вот настал момент прощания,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: "До свидания!

До счастливых новых встреч!"

VII . Домашнее задание. (слайд 15)

Придумать свое продолжение повести.

Содержимое разработки

В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .

В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .

В маленькой ………………… деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени ………………… . С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ………………… и ловил ………………… , в лесу разорял птичьи ………………… , гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а ………………… дергал за ………………… , будто хвост – это веревка от дверного ………………… . Так прожил он до ………………… лет. И тут случилось с ним необыкновенное ………………… .

Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Нарисовать рисунок.

Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Пересказать описание замка.

Со всех сторон Глиммингенский замок окружен горами. И даже сторожевые башни замка кажутся вершинами гор.

Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы.

В далекие незапамятные времена эти стены надежно защищали обитателей замка от набегов воинственных соседей.

Но в те дни, когда Нильс Хольгерсон путешествовал в компании диких гусей, люди больше не жили в Глиммингенском замке и в его заброшенных покоях хранили только зерно.

Правда, это вовсе не значит, что замок был необитаем. Под его сводами поселились совы и филин, в старом развалившемся очаге приютилась дикая кошка, летучие мыши были угловыми жильцами, а на крыше построили себе гнездо аисты.

Читайте также: