Конспект урока по чтению 8 класс 8 вид баллады
Обновлено: 30.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели урока:
Образовательная:
Развивающая:
продолжить формирование навыков анализа лирического литературного произведения и программного музыкального произведения
Воспитательная:
продолжить воспитание чувства прекрасного при знакомстве с произведениями искусства.
Методы и приёмы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, эвристический.
I. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания ( 2 пословицы и значение )
II. Объяснение нового материала.
1. Расширение понятийного аппарата.
Обратимся к ключевому слову урока.
– А как вы думаете каким должен быть их сюжет? (фантастическим, сказочным, ярким, запоминающимся, рисующим таинственные образы)
Вы правы. Сегодня речь пойдет об одном из жанров этого интересного направления и авторах, работавших в данном жанре. Это жанр баллады.
2. Культурологическая справка о жанре баллада.
А вот определение баллады как музыкального жанра, сравните характеристики: баллада – вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса Отметили какие-либо закономерности этих двух определений?
И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками. Выделим основные законы жанра баллады:
2. В основе баллады – необычный сюжет.
Как вы думаете, где сначала появилась баллада – в Европе или в России?
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.
Баллады пользуются большой популярностью во всех странах. В разных местах они именуются по-разному. Так, во Франции и Англии они так и называются – балладами, в Испании – романсами, в России – былинами.
3. Выразительное чтение баллады.
III. Рефлексия
– Таким образом, мы познакомились с вами с жанром баллады и можем сделать вывод, что они пишутся для того, чтобы:
перенимать историческую память поколений,
донести до потомков память о прошлых временах,
напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества,
поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока чтения в 8классе 8вида
-анализ произведения, а расстановка смысловых акцентов в понимании повести, уточнение и углубление индивидуального восприятия ученика;
-формирование у учащихся приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения;
- воспитание неравнодушного отношения к окружающему миру.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, фильм, презентация, иллюстрации к повести.
І . Организационный момент
В разделе Великие русские писатели первой половины 20 века мы познакомились с творчеством В.Г.Короленко СЛАЙД 2
Давайте, ребята, вспомним основные моменты из биографии Короленко
- В каком году родился писатель? 1853г
- В каком городе? (Житомир)
-Что вы знаете про его родителей?
-Кем был отец будущего писателя?
-Кем по происхождению была мать?
-С какой медалью закончил гимназию?
-Почему Короленко не удалось закончить ни одного высшего учебного заведения?
-За что был арестован и выслан из Москвы?
-У Короленко была семья. Это..
-По какой причине в1900году писатель уехал на Украину?
-Где и от чего умер Короленко?
- Какими чертами характера обладал писатель? СЛАЙД 2
(он – борец за справедливость и права человека, добрый, отзывчивый, порядочный, остро чувствует чужую беду, в произведениях Короленко герои преодолевают много препятствий на пути к счастью, Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен. )
- Библиотека писателя СЛАЙД 3
- Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлых уроках?
- Давайте разберем название. Почему СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА СЛАЙД 5
Слепой – незрячий человек, калека, неполноценный человек, требующий ухода за ним.
Музыкант - творческий, талантливый человек, который нашел свое призвание.
Преодоление преград, стоящих перед человеком на его жизненном пути, обретении себя, постижении смысла жизни.
- Только ли у людей с физическими недостатками возникают эти проблемы?
- Почему В.Г.Короленко обратился к судьбе слепого?
Чтобы показать, что если слепой смог достичь в жизни всего, то человек здоровый тем более не должен сдаваться перед трудностями.
говорит герой произведения.
- Что же такое человеческое счастье?
- Для чего создан человек?
- Что такое счастье? СЛАЙД
- Что помогает человеку преодолеть несчастье?
- Чему учит история Петра Попельского?
- В чём смысл жизни?
На эти вопросы мы должны найти ответы сегодня на уроке
Для их разрешения вспомним основное содержание повести.
2. Что же такое счастье?
– Предполагаемые ответы /он не может видеть мир, он не сможет ориентироваться в жизни, он не сможет жить без поддержки близких/.
– А что же такое счастье, по-вашему?
– А возможно ли счастье, если человек рождён не таким, как все?
/Конечно, это горе, и на первый взгляд оно кажется огромным и не преодолимым. Но всё-таки история Петра Попельского показывает нам, что счастье возможно и в таких случаях./
–Что же необходимо сделать для того, чтобы быть счастливым?
- /Чтобы быть счастливым, необходимо преодолеть несчастье. И хорошо, если рядом с тобой близкие люди, которые помогают тебе в этом./
– Обратимся к содержанию повести: кто же помогает преодолеть трудности, которые возникают в жизни Петра?
–Конечно, мать. Она окружила его своей заботой и любовью.
–Но писатель показывает, что эта опека была излишней, и если бы не брат матери Максим Яценко, то ни чего хорошего из мальчика не вышло бы.
Действительно, дядя Максим это тот человек, который принял в судьбе Петра особое участие.
–Кто же он такой? Почему мы можем сказать, что это человек особой судьбы?
–А какова же его роль в воспитании Петра?
У-ки – Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый мирок и ограждать ребёнка от жизни; где только возможно, он всё должен делать сам.
Первый контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в 3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА
- Как происходит познание окружающего мира?
( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней. )
Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.
- Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.
Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:
его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.
- Что бы стало с мальчиком без участия дяди? /Ушел бы в себя/.
– О ком ещё вы хотели бы сказать?
– Ещё нельзя не сказать об Эвелине, с которой Пётр познакомился ещё в раннем детстве
- Сразу ли девочке понравился Петр? Что испугало Звелину в действиях героя при их знакомстве?
- Как она отреагировала, узнав, что мальчик слепой? 2глава СЛЕПОЙ.
_ как автор говорит о их дружбе? 5 глава со слов ВООБЩЕ ЭТА ДРУЖБА..
– Мне кажется, что не только люди могут помочь преодолеть несчастье. Должно быть какое – то дело, занятие, увлечение, которому ты можешь посвятить свою жизнь.
– А у Петра Попельского было такое дело?
– Да, это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь.
– А какая музыка более всего повлияла на развитие личности Петра?
– Это была народная музыка.
– И всё же, несмотря на то, что Пётр был не один и у него было дело (музыка), однажды он уверяется в мысли, что все слепые от рождения – злы, что жизнь, это живая волна, катится мимо него, что нет ей до него никакого дела.
– Что же придумал старый гарибальдиец?
– Дядя Максим решил, что Пётр должен понять то, что на свете есть горе во много раз большее, чем его. Что он живёт намного лучше, чем некоторые люди.
– Для того, чтобы Пётр понял это, почувствовал, он предлагает ему побродить с нищими слепцами, просящими милостыню. И Пётр соглашается. – Что же явилось результатом этого странствия?
Мы узнаем, когда досмотрим фильм.
– Пётр Попельский сильно изменился. Поняв, как тяжело бывает другим людям, он сумел почувствовать чужое горе. Изменилось даже выражение лица юноши .
– Дядя Максим добился того, чтобы Петр думал меньше о своём недостатке, а больше – о страданиях других.
5. Размышления над эпилогом.
– В конце произведения мы узнаём, что Пётр обрёл и семейное счастье: они поженились с Эвелиной и у них родился здоровый ребёнок.– Быть может, это всё, что нужно для счастья: хорошая семья, здоровые дети?
–/Ответы учеников: конечно, это хорошо, если у тебя замечательная семья и дети, но этого всё же мало для понимания счастья в полном смысле этого слова./
– Конечно, вы правы. И поэтому автор заканчивает повесть эпилогом. Что мы узнаём из него?
– Мы узнаём, что Пётр Попельский стал пианистом и, выступая в большом концертном зале города Киева, заворожил своей игрой публику.
– Кому писатель уделяет большее внимание в эпилоге?
– Больше всего в нём говорится о дяде Максиме, о том, что он чувствовал, переживал во время концерта.
– Чему же учит история Петра Попельского?
– Эта история учит нас тому, что, в какие бы ситуации человек ни попадал, нельзя опускать руки, замыкаться на своём горе, сдаваться и пасовать перед трудностями.
- Ещё она учит тому, что нужно обязательно помогать людям, нуждающимся в твоей помощи.
– Дядя Максим добился своего. Понял, в чём суть жизни и Пётр. А мы? Какие же выводы сделаем мы с вами?
- В чём смысл жизни? Как вы это понимаете?
Оценить 1881 0
МОКУ «Падунская общеобразовательная школа-интернат
по чтению и развитию речи
для 8 класса коррекционной школы
по теме: И.З. Суриков
Выполнила : Воробьева Л.И. учитель
русского языка и литературы
2.Коррекция и развитие памяти, внимание и мышления.
3. Воспитывать интерес к чтению произведений И.З. Сурикова.
Организационный момент
III . Проверка домашнего задания
- Что такое повесть?
- Над какой повестью мы работали?
- Как вы думаете, какое готовилось действие?
- какую роль играл здесь король?
- Что вы можете сказать о зверях, которые появились на арене?
- Как появился каждый из них?
- Как вы думаете, случайно ли упала с балкона перчатка?
- Как ведет себя дама?
- За что рукоплескали главному герою?
- Выполните выразительное чтение повести.
IV . Изучение нового
- Что такое баллада?
- Верно, баллада – это стихотворные рассказы, в которых происходят подлинные жизненные события, действуют настоящие герои.
- В какой балладе описываются подлинные жизненные события?
- Кто такой барин?
- Верно, барин – дворянин, помещик в царской России.
- Что за профессия кузнец?
- Чем занимается кузнец?
- Чем любил хвастаться барин?
- О чем просил барин кузнеца?
- Что такое подкова и для чего она нужна?
- Что обозначает слово целковый?
- Верно, целковый - серебряная монета достоинством в один рубль.
- Верно, тороватый – великодушный, щедрый.
- Что значит услужить?
- Что сделал барин с подковой?
- Для чего он её сломал?
Физминутка
- Как барин проверял подкову?
- Что значит, натянулся и напружинился?
-Кто ждет барина?
- Что ждет кузнец от барина?
- чем барин отплатил кузнецу?
- Кокой оказался рубль?
- Какими внешними чертами обладал кузнец?
- Верно, неказистый – на вид, внешне некрасивый; непривлекательный.
- Как вы понимаете значение слов Жилистый и плечистый?
- Чем был удивлен барин?
- Сколько рубликов он достал во второй раз?
- Какие это были рублики?
- Какой силой обладал кузнец?
- Для чего он ломал рублики?
- Как кузнец проучил хвастливого барина?
- Почему баллада так называется?
- стр. 24 № 4, прочитайте пословицы и поговорки.
- Какая пословица относится к героям баллады?
V . Итог урока
- Как показал себя барин в начале баллады?
- какими чертами характера он стал обладать в конце баллады?
- Кто его проучил и как?
VI . Дача домашнего задания
- стр. 21-24, ответить на вопросы. Прочитать балладу по ролям.
VII . Оценивание
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.
Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.
Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.
Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Формирование у учащихся представлений о силе материнской любви (в процессе анализа сказки А.П.Платонова).
Урок чтения в 8 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Учитель: Наталья Николаевна Даниленко
Цель: формирование у учащихся представлений о силе материнской любви (в процессе анализа сказки А.П.Платонова)
Задачи: коррекционно-образовательные: отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из сказки
коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь, мыслительную деятельность учащихся, память и логическое мышление
воспитывающие: воспитывать интерес к чтению; уважение и любовь к матери
Тип урока: обобщение знаний
Методы и приёмы обучения: беседа, самостоятельная работа, наглядно-иллюстративный
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
Термины и понятия: любовь, материнская любовь, сыновняя любовь, пословица.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. К уроку все готовы. Молодцы!
II.Актуализация знаний учащихся
- Наш урок мы начнём с просмотра мультфильма. – Назовите героев фильма. ( дети, бабочки)
- О чём этот фильм? (ответы детей)
- Что случилось с мальчиком Тимошей? (побежал за бабочкой и упал в пропасть, пытаясь достать звезду)
- Как удалось Тимоше вернуться домой к матери? (Тимоша бил и крошил гору, по песчинке разрушал гору и вышел на свет)
- Изменился ли мальчик Тимоша, находясь в плену камней? (он состарился и ослеп без света)
- Кто вернул Тимошу к дальнейшей жизни? (его спасла мать Анисья)
III.Целеполагание, введение в тему урока
- Что сделала мать для Тимоши? (прижала его к своей груди и дыхание её жизни перешло сыну)
- Почему она так сделала? (мать любила своего Тимошу)
- Как вы думаете, ребята, на какую тему мы сегодня будем с вами общаться? (на тему любви)
- Вспомните, кто из героев сказки дал любовь? (мать Тимоши своему сыну)
- А кто получил эту любовь? (мальчик Тимоша от своей матери)
1.Работа с учебником
- Ребята, давайте охарактеризуем поступки и действия наших героев, используя содержание сказки.
- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий …
- Ребята, как можно назвать любовь матери по-другому? (материнская любовь)
- Ведь и сын любил свою мать. Такая любовь называется? (сыновняя любовь)
- Подумайте, ребята, какая любовь всё- таки сильнее? (материнская любовь самая сильная)
- Давайте сейчас, ребята, немного отдохнём: расслабьтесь, представьте лето, солнце, кругом поют птицы. Потянитесь, улыбнитесь, продолжаем работу дальше.
3.Работа в парах
- Ещё с давних времён особого почитания, уважения заслуживала и заслуживает женщина-мать. О матери создано много пословиц. Вам, ребята, предстоит составить пословицу из её частей. Давайте вспомним, что пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.
*Мать кормит детей, как земля людей.
*Терпенью матери нет предела.
*Материнская ласка конца не имеет.
(Составление пословиц у доски и их объяснения)
4.развитие речи (творческая работа)
(Предложенные рисунки учителем на доске)
- Давайте, ребята, ещё раз вернёмся к нашему эпиграфу урока ( чтение эпиграфа учителем)
- Что же является главным в жизни человека? (любовь, любить и быть любимыми)
- И эту любовь нам дарит мать.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
- Ребята, вы наверное обратили внимание на мой стол – это ваза с необычными цветами (с бабочками)
- Бабочка увлекла за собой мальчика Тимошу в горы. Как за своей мечтой Тимоша побежал за ней.
В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка из нашей сказки. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильнее и преданней, чем материнская любовь, только она даёт силу. Пусть эта бабочка, подаренная мною, подарит вам приятные мгновенья.
Читайте также: