Конспект урока по чтению 8 класс 8 вид баллады

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Образовательная:

Развивающая:

продолжить формирование навыков анализа лирического литературного произведения и программного музыкального произведения

Воспитательная:

продолжить воспитание чувства прекрасного при знакомстве с произведениями искусства.

Методы и приёмы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, эвристический.

I. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания ( 2 пословицы и значение )

II. Объяснение нового материала.

1. Расширение понятийного аппарата.

Обратимся к ключевому слову урока.

– А как вы думаете каким должен быть их сюжет? (фантастическим, сказочным, ярким, запоминающимся, рисующим таинственные образы)

Вы правы. Сегодня речь пойдет об одном из жанров этого интересного направления и авторах, работавших в данном жанре. Это жанр баллады.

2. Культурологическая справка о жанре баллада.

А вот определение баллады как музыкального жанра, сравните характеристики: баллада – вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса Отметили какие-либо закономерности этих двух определений?

И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками. Выделим основные законы жанра баллады:

2. В основе баллады – необычный сюжет.

Как вы думаете, где сначала появилась баллада – в Европе или в России?

Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.

Баллады пользуются большой популярностью во всех странах. В разных местах они именуются по-разному. Так, во Франции и Англии они так и называются – балладами, в Испании – романсами, в России – былинами.

3. Выразительное чтение баллады.

III. Рефлексия

– Таким образом, мы познакомились с вами с жанром баллады и можем сделать вывод, что они пишутся для того, чтобы:

перенимать историческую память поколений,

донести до потомков память о прошлых временах,

напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества,

поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока чтения в 8классе 8вида

-анализ произведения, а расстановка смысловых акцентов в понимании повести, уточнение и углубление индивидуального восприятия ученика;

-формирование у учащихся приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения;

- воспитание неравнодушного отношения к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, фильм, презентация, иллюстрации к повести.

І . Организационный момент

В разделе Великие русские писатели первой половины 20 века мы познакомились с творчеством В.Г.Короленко СЛАЙД 2

Давайте, ребята, вспомним основные моменты из биографии Короленко

- В каком году родился писатель? 1853г

- В каком городе? (Житомир)

-Что вы знаете про его родителей?

-Кем был отец будущего писателя?

-Кем по происхождению была мать?

-С какой медалью закончил гимназию?

-Почему Короленко не удалось закончить ни одного высшего учебного заведения?

-За что был арестован и выслан из Москвы?

-У Короленко была семья. Это..

-По какой причине в1900году писатель уехал на Украину?

-Где и от чего умер Короленко?

- Какими чертами характера обладал писатель? СЛАЙД 2

(он – борец за справедливость и права человека, добрый, отзывчивый, порядочный, остро чувствует чужую беду, в произведениях Короленко герои преодолевают много препятствий на пути к счастью, Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен. )

- Библиотека писателя СЛАЙД 3

- Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлых уроках?

- Давайте разберем название. Почему СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА СЛАЙД 5

Слепой – незрячий человек, калека, неполноценный человек, требующий ухода за ним.

Музыкант - творческий, талантливый человек, который нашел свое призвание.

Преодоление преград, стоящих перед человеком на его жизненном пути, обретении себя, постижении смысла жизни.

- Только ли у людей с физическими недостатками возникают эти проблемы?

- Почему В.Г.Короленко обратился к судьбе слепого?

Чтобы показать, что если слепой смог достичь в жизни всего, то человек здоровый тем более не должен сдаваться перед трудностями.

говорит герой произведения.

- Что же такое человеческое счастье?

- Для чего создан человек?

- Что такое счастье? СЛАЙД

- Что помогает человеку преодолеть несчастье?

- Чему учит история Петра Попельского?

- В чём смысл жизни?

На эти вопросы мы должны найти ответы сегодня на уроке

Для их разрешения вспомним основное содержание повести.

2. Что же такое счастье?

– Предполагаемые ответы /он не может видеть мир, он не сможет ориентироваться в жизни, он не сможет жить без поддержки близких/.

– А что же такое счастье, по-вашему?

– А возможно ли счастье, если человек рождён не таким, как все?

/Конечно, это горе, и на первый взгляд оно кажется огромным и не преодолимым. Но всё-таки история Петра Попельского показывает нам, что счастье возможно и в таких случаях./

–Что же необходимо сделать для того, чтобы быть счастливым?

- /Чтобы быть счастливым, необходимо преодолеть несчастье. И хорошо, если рядом с тобой близкие люди, которые помогают тебе в этом./

– Обратимся к содержанию повести: кто же помогает преодолеть трудности, которые возникают в жизни Петра?

–Конечно, мать. Она окружила его своей заботой и любовью.

–Но писатель показывает, что эта опека была излишней, и если бы не брат матери Максим Яценко, то ни чего хорошего из мальчика не вышло бы.

Действительно, дядя Максим это тот человек, который принял в судьбе Петра особое участие.

–Кто же он такой? Почему мы можем сказать, что это человек особой судьбы?

–А какова же его роль в воспитании Петра?

У-ки – Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый мирок и ограждать ребёнка от жизни; где только возможно, он всё должен делать сам.

Первый контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в 3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА

- Как происходит познание окружающего мира?

( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней. )

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

- Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.

Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

- Что бы стало с мальчиком без участия дяди? /Ушел бы в себя/.

– О ком ещё вы хотели бы сказать?

– Ещё нельзя не сказать об Эвелине, с которой Пётр познакомился ещё в раннем детстве

- Сразу ли девочке понравился Петр? Что испугало Звелину в действиях героя при их знакомстве?

- Как она отреагировала, узнав, что мальчик слепой? 2глава СЛЕПОЙ.

_ как автор говорит о их дружбе? 5 глава со слов ВООБЩЕ ЭТА ДРУЖБА..

– Мне кажется, что не только люди могут помочь преодолеть несчастье. Должно быть какое – то дело, занятие, увлечение, которому ты можешь посвятить свою жизнь.

– А у Петра Попельского было такое дело?

– Да, это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь.

– А какая музыка более всего повлияла на развитие личности Петра?

– Это была народная музыка.

– И всё же, несмотря на то, что Пётр был не один и у него было дело (музыка), однажды он уверяется в мысли, что все слепые от рождения – злы, что жизнь, это живая волна, катится мимо него, что нет ей до него никакого дела.

– Что же придумал старый гарибальдиец?

– Дядя Максим решил, что Пётр должен понять то, что на свете есть горе во много раз большее, чем его. Что он живёт намного лучше, чем некоторые люди.

– Для того, чтобы Пётр понял это, почувствовал, он предлагает ему побродить с нищими слепцами, просящими милостыню. И Пётр соглашается. – Что же явилось результатом этого странствия?

Мы узнаем, когда досмотрим фильм.

– Пётр Попельский сильно изменился. Поняв, как тяжело бывает другим людям, он сумел почувствовать чужое горе. Изменилось даже выражение лица юноши .

– Дядя Максим добился того, чтобы Петр думал меньше о своём недостатке, а больше – о страданиях других.

5. Размышления над эпилогом.

– В конце произведения мы узнаём, что Пётр обрёл и семейное счастье: они поженились с Эвелиной и у них родился здоровый ребёнок.– Быть может, это всё, что нужно для счастья: хорошая семья, здоровые дети?

–/Ответы учеников: конечно, это хорошо, если у тебя замечательная семья и дети, но этого всё же мало для понимания счастья в полном смысле этого слова./

– Конечно, вы правы. И поэтому автор заканчивает повесть эпилогом. Что мы узнаём из него?

– Мы узнаём, что Пётр Попельский стал пианистом и, выступая в большом концертном зале города Киева, заворожил своей игрой публику.

– Кому писатель уделяет большее внимание в эпилоге?

– Больше всего в нём говорится о дяде Максиме, о том, что он чувствовал, переживал во время концерта.

– Чему же учит история Петра Попельского?

– Эта история учит нас тому, что, в какие бы ситуации человек ни попадал, нельзя опускать руки, замыкаться на своём горе, сдаваться и пасовать перед трудностями.

- Ещё она учит тому, что нужно обязательно помогать людям, нуждающимся в твоей помощи.

– Дядя Максим добился своего. Понял, в чём суть жизни и Пётр. А мы? Какие же выводы сделаем мы с вами?

- В чём смысл жизни? Как вы это понимаете?

Оценить 1881 0

МОКУ «Падунская общеобразовательная школа-интернат

по чтению и развитию речи

для 8 класса коррекционной школы

по теме: И.З. Суриков

Выполнила : Воробьева Л.И. учитель

русского языка и литературы

2.Коррекция и развитие памяти, внимание и мышления.

3. Воспитывать интерес к чтению произведений И.З. Сурикова.

Организационный момент

III . Проверка домашнего задания

- Что такое повесть?

- Над какой повестью мы работали?

- Как вы думаете, какое готовилось действие?

- какую роль играл здесь король?

- Что вы можете сказать о зверях, которые появились на арене?

- Как появился каждый из них?

- Как вы думаете, случайно ли упала с балкона перчатка?

- Как ведет себя дама?

- За что рукоплескали главному герою?

- Выполните выразительное чтение повести.

IV . Изучение нового

- Что такое баллада?

- Верно, баллада – это стихотворные рассказы, в которых происходят подлинные жизненные события, действуют настоящие герои.

- В какой балладе описываются подлинные жизненные события?

- Кто такой барин?

- Верно, барин – дворянин, помещик в царской России.

- Что за профессия кузнец?

- Чем занимается кузнец?

- Чем любил хвастаться барин?

- О чем просил барин кузнеца?

- Что такое подкова и для чего она нужна?

- Что обозначает слово целковый?

- Верно, целковый - серебряная монета достоинством в один рубль.

- Верно, тороватый – великодушный, щедрый.

- Что значит услужить?

- Что сделал барин с подковой?

- Для чего он её сломал?

Физминутка

- Как барин проверял подкову?

- Что значит, натянулся и напружинился?

-Кто ждет барина?

- Что ждет кузнец от барина?

- чем барин отплатил кузнецу?

- Кокой оказался рубль?

- Какими внешними чертами обладал кузнец?

- Верно, неказистый – на вид, внешне некрасивый; непривлекательный.

- Как вы понимаете значение слов Жилистый и плечистый?

- Чем был удивлен барин?

- Сколько рубликов он достал во второй раз?

- Какие это были рублики?

- Какой силой обладал кузнец?

- Для чего он ломал рублики?

- Как кузнец проучил хвастливого барина?

- Почему баллада так называется?

- стр. 24 № 4, прочитайте пословицы и поговорки.

- Какая пословица относится к героям баллады?

V . Итог урока

- Как показал себя барин в начале баллады?

- какими чертами характера он стал обладать в конце баллады?

- Кто его проучил и как?

VI . Дача домашнего задания

- стр. 21-24, ответить на вопросы. Прочитать балладу по ролям.

VII . Оценивание

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся представлений о силе материнской любви (в процессе анализа сказки А.П.Платонова).

Урок чтения в 8 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Учитель: Наталья Николаевна Даниленко

Цель: формирование у учащихся представлений о силе материнской любви (в процессе анализа сказки А.П.Платонова)

Задачи: коррекционно-образовательные: отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из сказки

коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь, мыслительную деятельность учащихся, память и логическое мышление

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению; уважение и любовь к матери

Тип урока: обобщение знаний

Методы и приёмы обучения: беседа, самостоятельная работа, наглядно-иллюстративный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная

Термины и понятия: любовь, материнская любовь, сыновняя любовь, пословица.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. К уроку все готовы. Молодцы!

II.Актуализация знаний учащихся

- Наш урок мы начнём с просмотра мультфильма. – Назовите героев фильма. ( дети, бабочки)

- О чём этот фильм? (ответы детей)

- Что случилось с мальчиком Тимошей? (побежал за бабочкой и упал в пропасть, пытаясь достать звезду)

- Как удалось Тимоше вернуться домой к матери? (Тимоша бил и крошил гору, по песчинке разрушал гору и вышел на свет)

- Изменился ли мальчик Тимоша, находясь в плену камней? (он состарился и ослеп без света)

- Кто вернул Тимошу к дальнейшей жизни? (его спасла мать Анисья)

III.Целеполагание, введение в тему урока

- Что сделала мать для Тимоши? (прижала его к своей груди и дыхание её жизни перешло сыну)

- Почему она так сделала? (мать любила своего Тимошу)

- Как вы думаете, ребята, на какую тему мы сегодня будем с вами общаться? (на тему любви)

- Вспомните, кто из героев сказки дал любовь? (мать Тимоши своему сыну)

- А кто получил эту любовь? (мальчик Тимоша от своей матери)

1.Работа с учебником

- Ребята, давайте охарактеризуем поступки и действия наших героев, используя содержание сказки.

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий …

- Ребята, как можно назвать любовь матери по-другому? (материнская любовь)

- Ведь и сын любил свою мать. Такая любовь называется? (сыновняя любовь)

- Подумайте, ребята, какая любовь всё- таки сильнее? (материнская любовь самая сильная)

- Давайте сейчас, ребята, немного отдохнём: расслабьтесь, представьте лето, солнце, кругом поют птицы. Потянитесь, улыбнитесь, продолжаем работу дальше.

3.Работа в парах

- Ещё с давних времён особого почитания, уважения заслуживала и заслуживает женщина-мать. О матери создано много пословиц. Вам, ребята, предстоит составить пословицу из её частей. Давайте вспомним, что пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.

*Мать кормит детей, как земля людей.

*Терпенью матери нет предела.

*Материнская ласка конца не имеет.

(Составление пословиц у доски и их объяснения)

4.развитие речи (творческая работа)

(Предложенные рисунки учителем на доске)

- Давайте, ребята, ещё раз вернёмся к нашему эпиграфу урока ( чтение эпиграфа учителем)

- Что же является главным в жизни человека? (любовь, любить и быть любимыми)

- И эту любовь нам дарит мать.

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

- Ребята, вы наверное обратили внимание на мой стол – это ваза с необычными цветами (с бабочками)

- Бабочка увлекла за собой мальчика Тимошу в горы. Как за своей мечтой Тимоша побежал за ней.

В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка из нашей сказки. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильнее и преданней, чем материнская любовь, только она даёт силу. Пусть эта бабочка, подаренная мною, подарит вам приятные мгновенья.

Читайте также: