Конспект урока по биологии 5 класс лишайники фгос пасечник

Обновлено: 06.07.2024

симбиотически х организмов; их экологичес ким и практичес ким значением.

• Продолжить форм ировать умени я и навыки сам остоятельной раб оты с уч ебным материалом.

• Продолжить разв ивать представлени я учащихс я о многообра зии живых организм ов на Земле.

• Продолжить разв итие речевых и мыслительных навыков уча щихся.

Основные методы и приёмы: сл овесные (расска з учителя, рабо та с учебник ом), практически е (

Основные ключевы е понятия: л ишайники: ли стовые (парме лия, ксантори я, лобария), кустистые

(кладония, в том числе ягель, ц етрария, уснея), накипные (ле канора, лециде я, плакодиум),

Вопросы:1.Общая хар - ка многоклеточных в одорослей.Бурые водоросли.

2.Красны е водоросли.Значен ие водоросле й в природе и ж изни человека.

На прошлых урок ах мы познак омились со с троением и жизнед еятельность ю различных грибов.

Вспомните, как ой тип питания харак терен для гриб ов? Грибы - гетеротрофн ые организмы. Они

питаются гот овыми органическими веществами и не могут их с интезировать самостоятельн о.

Что такое симбио з? Симбиоз — это тип взаимо отношений межд у двумя организмам и в природе,

который принос ит пользу обоим орган измам, ил и одному из ни х и не наносит ощутимого вреда

другому из ни х. Вы помните, чт о грибы вступают в симбиотиче ские отнош ения с корням и

деревьев. Как назыв ается симбиоз гриба и корней деревьев? Та кой симбиоз называе тся

Грибы способны вс тупать в симб иоз не только с к орнями деревьев, но и с водоросл ями. Такой

Сегодня мы сов ершим наше п утешествие на экспрессе фантазии и узнаем мног о нового и

интересного об э тих организмах. На каждой станц ии, на которой мы будем останавливаться, вы

должны будет е записывать основны е поняти я и термины для характерист ики каждой остано вки

нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего п утешествия, в которой отражены

На стволах деревье в, камнях м ожно увидеть н ебольшие, ра знообразно окра шенные плас тинки

гриба и водор осли, которые п омогают друг другу выж ить. Благодаря взаим опомощи э тих

организмов, ли шайники выж ивают там, где др угие погибли бы.

Лишайники есть в езде. Они вс тречаются на голых скалах, деревьях, в вод е, на железе, с текле,

коже и т.д. Мн ого их в тропиках , но больше - в уме ренных и холодных об ластях. Вмес те со мхом

лишайники образ уют пок ров на болотах в тундр е, тайге, на п есках, лесах.

К лишайникам относится 25 тыс. в идов. В Антар ктиде есть б олее 350 вид ов лишайников, а

некоторые встречаю тся у самого южн ого полюса Зе мли.

Тело лишайника называется сл оевище. Вспомни те, у каких организмов тело тоже называетс я

слоевищем? Сл оевищем называ ется тело мног оклеточных в одорослей.

Цвет слоевища лишайников м ожет быть крайн е разнообразным. От сероват о - белого, почти

бесцветного, д о ярко окрашенн ого: красного, зеленого, жел того, черног о.

Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из д вух различных организмо в — гриба и

водоросли. Вза имосвязь этих организмов настоль ко тесная, ч то они являю тся самостоят ельными

организмами. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и по смотреть его под микроскопом ,

можно увидеть переплетение бесцветных н итей гиф гриба, м ежду которым и расположены

водоросли. Водор осли могут рас полагаться один очно или груп пами. Иногда гифы гр иба

проникают внутрь водорослей. В с остав лишайн иков могут вх одить разнообразны е зеленые и

синезелёные в одоросли. Вспомн ите, кто таки е сине - зеленые водор осли? (Дети отвечают.) Это

фотосинтезирующ ие бактерии (цианобакт ерии). Чаще всег о водоросли, вх одящие в состав

лишайников, одн оклеточны е, но встречаются и многоклеточные.

Как вы думаете, каковы функц ии каждого из орган измов, входя щих в состав лишайника? (Де ти

делают свои предп оложения). Нити гри ба поглоща ют воду и раств оренные в ней м инеральны е

вещества, а клет ки водоросл и синтезирую т органические веще ства. Таким образом, водорос ль

обеспечивает гр иб органичес кими веществами, а гриб водоросль м инеральны ми веществами и

Интересно т о, что некоторые вод оросли, входящ ие в состав лиша йников, и ногда встречаются в

природе сам остоятельно (являютс я свободнож ивущими). Грибы, вх одящие в состав лишайни ков,

отдельно не вс тречаются. И ес ли их лишить в одорослей — симбионтов — п огибают.

Подобные симби отические отн ошения сложил ись в процессе э волюции эти х двух организм ов.

Некоторые ученые считаю т, что эти взаимовы годные отношени я выросли и з паразитических.

Считается, что в начал е гриб параз итировал на вод оросли, лишь поддержив ая подходящие

жизненные услов ия для водоросл и. Многие учены е до сих пор не пришли к единому мнению

относительно харак тера этих сложных взаимоо тношений. Но боль шинств о из них сходятся в

том,что эти о тношения выгодны обоим органи змам, хотя гриб в них заинте ресован больше, чем

2) Слоевище м ожет иметь форму листа, кусти ка и т.д. По форме слоевища л ишайники

подразделяют на нак ипные, лист оватые и кус тистые.

А. Накипные л ишайники вы глядят, как тонка я плёнка, котора я формируетс я на поверхн ости

деревьев, камне й и других п оверхностей. Это самы е простые и нетребовател ьные виды. Он и

выживают там, гд е другим не выж ить. Именно их называют пион ерами жиз ни.

Б. Пластинчат ое слоевище ли стоватых лишайн иков немного подн ято над поверхнос тью,

В. Слоевище кус тистых лишайников и правда напо минает кустики, которые расту т на поверхност и

Как целостный организм, лишайн ик размножаетс я вегетативно, т. е. кусочками сл оевища или

особыми шаров идными образован иями, в кот орых среди нитей гриба разм ещены к летки

Работа с учебни ком. Пользуя сь учебником , а также знан иями, полученным и на уроке и л ичным

опытом, ответьте на вопрос: ка ково значение л ишайников в прир оде и хозяй ственной

Являются перв опоселенцами бе зжизненных пр остранств.

Участвуют в химич еском выветриван ии (разрушен ии) горных пород.

Являются важны м элементом наземны х биогеоцен озов.

В некоторых сообщ ествах (наприм ер, в тундре) явл яются видами - эдификат орами.

Некоторые виды , живущие на стволах д еревьев, мо гут защищать и х от проникнов ения спор

грибов - паразит ов или являться убежищем для на секомых - вредителей дер евьев.

Являются пищей для многих дик их копытных живо тных.

Значение лиша йников в ж изни и хозяйственн ой деятельн ости человека :

Являются корм ом для одомашненн ых копы тных на севере (с еверный олень ).

Являются сырьем д ля химичес кой промышленнос ти (производс тво лакмуса) .

Служат для получ ения различных природных крас ителей.

Некоторые виды служат для опреде ления возраста горных пород (л ихенометрия).

Являются инди каторами загрязнен ия воздуха (лихе ноиндикация).

1) Требования лишайн иков к услов иям произрас тания.

2) Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жи знедеятельн ости им

необходимы све т и влага, кот орую они впитыв ают всем телом. П олучать влагу они могут

во время дождей или поглоща ть пары влаги и з воздуха (р оса, туман и т.д.) В сильную

жару они высыхаю т и кажутся б езжизненными, легко ломаются и крошатся. Н о с

появлением воды они снова оживают. Прод олжительность жи зни большин ства

лишайников составл яет 50 - 100 лет , но отдельны е виды живут д ольше. Отлич ительная

черта лишайников – медленны й рост. За год сред ний прирос т составляет 1 - 5 мм.

Единственный фа ктор среды, к ко торому чувствите льны лишайники - чистот а воздуха.

А. Лишайники я вляются организмами - пионерами. Они разрушают горные породы, выд еляя

лишайниковую кислоту. Их разр ушительн ое действие заверш ает воздух и вода. Поселяя сь в

местах где раст ения жить не мо гут, через нек оторое время, час тично отмира я, образуют

небольшое кол ичество гумуса, на котором мо гут поселиться др угие растен ия, например мх и. Со

временем, на мес те произрастани я лишайни ков образуется грун т. Об этом п роцессе мы г оворили

Б. Лишайники - инд икаторы состо яния окружающе й среды. Они очень ч увствительн ы к

загрязнению возду ха, поэтом у не могут рас ти у дорог. Особенно вредными для лишайн ика

являются соедин ения серы (оксида серы SO2), угар ный газ (оксид уг лерода СО), с оединения азо та

(оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 с оставляет 0,3 м г/м3, там лиша йники не

растут вообще. Хотя , если посмо треть на деревья, р астущие вдоль дор ог, вы может е увидеть и там

лишайники. Эт о говорит о том , что даже эти орган измы сп особны вырабатыв ать присп особления к

поднимаете зе лёный знак семаф ора. Если неправ ильное - красны й.

Лишайники очень требовательны к условиям пр оизрастания (н ет).

Слоевище лишайн ика – симбиотичес кий организм , состоящий из гриба и водоросл и (да).

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
  • Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
  • Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.

Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение эстетически воспринимать объекты природы
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
  • Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Учитель:

Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?

- Давайте попробуем разобраться?

- А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)

Запись в рабочие листы, на доску.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )

III. Первичное ознакомление

1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)

- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)

Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества

В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз

Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)

Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)

Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.

– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)

Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)

3. Обращение к доске.

Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)

Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.

Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)

Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.

4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?

Заполнение схемы №4 в рабочих листах.

1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. слайд №16. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Отработка изученного

Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)

V. Контроль знаний

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник имеет стебель с листьями.

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

Лишайники - удивительные особи.

Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.

Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?

Цель урока: выявление учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, знакомство с их многообразием и значением в природе и жизни человека.

обеспечение в ходе урока повторения основных понятий, теорий, фактов связанных с темой урока;

закрепление общеучебных умений и навыков критического восприятия информации;

создание условий для усвоения учащимися научных фактов о лишайниках.

Развивающие

развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными источниками информации, самостоятельность,

развитие критического мышления через проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;

формирование умения сопоставлять факты и делать выводы;

развитие познавательного интереса и мотивации учащихся.

Воспитательные

содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы ;

Формы работы учащихся: индивидуальная; групповая; парная .

Необходимое техническое оборудование: компьютер; интерактивная доска

Планируемые образовательные результаты:

Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.

Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.

Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.

Технология построения урока: системно-деятельностная.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.

Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу.

Подготовка класса к работе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности

Организует частично-поисковую беседу с учащимися.

Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз. (Слайд 1)

Какой пример симбиоза вам известен?

А могут ли гриб и дерево существовать друг без друга?

А как вы думаете, есть ли такие симбиотические организмы, которые не могут существовать друг без друга?

Есть такие организмы, это лишайники! (Слайд 2)

Что о лишайниках вы бы хотели сегодня узнать?

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Тема урока: Лишайники. Записывают тему в тетради.

Формулируют познавательную цель урока (как устроены лишайники, почему грибы и водоросли в составе лишайника не могут существовать друг без друга, узнать каково значение лишайников в природе и жизни человека), записывают ее в специальное поле на раздаточной карточке

Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Выявляет уровень знаний.

Дайте характеристику уже известным вам организмам – грибам и водорослям. (Слайд 3)

Выбирает лучший ответ по каждой группе организмов, приглашает к доске двоих учащихся и задает вопрос: Как можно проиллюстрировать понятие симбиоз? (Слайд 4)

Дают индивидуальные ответы о строении грибов и водорослей.

Учащиеся выходят к доске и берутся за руки, иллюстрируя понятие симбиоз.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Первичное усвоение новых знаний

Рассказывает о строении лишайников, организует частично поисковую беседу по схеме на слайде (Слайд 5)


Какую роль играет гриб? Какую роль играет водоросль? Гифы гриба и клетки водоросли образуют слоевище лишайника.

Рассказ учителя о типах слоевищ лишайников (Слайд 6)


Демонстрирует слайды с фотографиями лишайников различных видов. (Слайд 7-11)

Определите к какому типу относится представленный вид

Динамическая пауза (Слайд 12-13)

Дает задание на работу с тестом учебника

Подводит итог работы с текстом

Лишайники – пионеры суши (Слайд 15)

Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха(Слайд 16)

Участвуют в почвообразовании

Служат кормом для животных

Являются источником веществ, необходимых промышленности

Используют в медицине

Являются индикаторами чистоты воздуха

Слушают учителя, рассматривают схему строения лишайника, отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь схему: гифы гриба + одноклеточные водоросли = слоевище лишайника.

Определяют тип слоевища лишайника по внешнему виду.

Выполняют гимнастику для глаз.

Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь значение лишайников в природе и жизни человека.

Зачитывают написанное в результате работы с текстом.

Участвуют в обсуждении.

Сравнивают свой план текста и дописывают недостающие пункты.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками., постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, логические – анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Организует обсуждение выполненного задания.

Выполняют задание ВПР

Участвуют в обсуждении

Работают с микроскопом

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж об его выполнении (Слайд 19).

Домашнее задание дифференцированное:

§ 19, рабочая тетрадь № 65-67 (обязательное задание)

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию учащихся и ее обсуждение по вопросам:

Самым интересным на уроке для меня было…

Самым сложным на уроке для меня было…

Настроение после урока

Цель урока достигнута/не достигнута

Подводит итоги урока. (Слайд 20)

Заполняют поля на специальной карточке и участвуют в обсуждении.

Регулятивные: коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Список использованной литературы и интернет - источников:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.

Балакина Н. А., Липина С.Н. Биология. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : учебное пособие / Балакина Н. А., Липина С.Н. Под. ред. П. М. Скворцова. – М. : Интеллект-Центр, 2017.

Читайте также: