Конспект урока основы предпринимательской деятельности финансовая грамотность

Обновлено: 05.07.2024

Цели МДК.03.02. Основы предпринимательства: формирование необходимых теоретических знаний и практических навыков по бизнес-планированию, представления о процессе планирования деятельности организации, получение необходимых навыков для решения экономических задач и самостоятельного составления бизнес-плана.
Задачи МДК.03.02. Основы предпринимательства: определять стратегию развития бизнеса; определять потребности в необходимых ресурсах; планировать затраты на выпуск продукции, производство работ; прогнозировать риски, возможные потери и меры их предупреждения; освоить структуру и механизм создания малых предприятий; получить навыки и знания в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, освоить систему финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства, получить знания в сфере взаимодействия малого предпринимательства с муниципальными органами власти.

Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний. К программному материалу добавлен тематический блок "Бизнес и предприниматетьство" из курса "Основы финансовой грамотности". Тема урока "Предпринимательство: бизнес-планирование", форма работы- фронтальная и групповая. хронометраж урока- 45 минут.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_gudukas_im.docx 32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта практического занятия

Ирины Михайловны Гудукас

Урока комплексного применения знаний и умений (урок практикум).

Усвоение и практическое применение обучающимися основ предпринимательской деятельности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Закрепить представление школьников о сути предпринимательства.

Сформировать умение вырабатывать и систематизировать бизнес-идею.

Дать представление о бизнес-плане и его составлении.

Метапредметные: Развить навык структурирования информации,

умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

умение осознанного чтения и использования речевых средств в соответствии с задачей

развитие умения добывать и критически оценивать информацию

Личностные: развитие учебно-познавательный интереса к новому учебному материалу и способам решения

формирование навыка группового взаимодействия, коммуникации, совместного творчества.

Основные понятия темы

Экономика, фирма, бизнес, виды и формы бизнеса, бизнес-план, ресурсы, потребитель, финансы, конкуренция, рекламма.

Обучающиеся 7 класса

Проектирование, деловая игра, презентация, рассказ-эстафета, работа с разными носителями информации

Проектная, технология критического мышления, ИКТ

Эпиграф к уроку, прием- мозговой штурм, целеполагание, работа с алгоритмом, проектирование, работа с интернетом, учебной и справочной литературой, публичная презентация продукта, рассказ-эстафета, самоанализ, свободный микрофон

Парты должны стоять для групповой работы (3 группы), на столах следующее оборудование: ноутбук с выходом в Интернет, листы бумаги, ручки, маркеры, распечатанный шаблон бизнес-плана, учебники, тетради с записями с уроков, справочная литература. В помощь команде имеется перечень вариантов бизнес –идей. Интерактивная доска с подключением через учительский компьютер и документ-камера для демонстрации работы учащихся, указка для интерактивной доски.

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

решения экон омических задач , п онимания важн ости этих знан ий в жизни.

1) актуализировать знания у чащихся о правовых основах пре дпринимательск ой

2) развивать у учащихся умение пр именять на п рактике пол ученные знан ия: составл ять

проект своег о дела, решать задачи ; развивать навыки проек тной деятельност и;

3) способствовать форми рованию эконо мической ку льтуры у чащихся.

3 .Пакет с раздаточ ным матери алом –карточки с зада нием, опознаватель ные карточк и.

За каждым граждани ном закре плено прав о на свободн ое и спользован ие своих

способностей и имущества для предприним ательской и иной не запрещенной законом

3. Правовые ос новы предпр инимательства ( Решение пра ктических задач )

- Английский эк ономист – учёный А дам Смит с читал од ним из важ нейших у словий

процветания государства – отсу тствие препят ствий дл я ра звития личной ин ициативы,

что является основой предпринимат ельской деятельности. Рыночные отношения

напрямую связаны с проявлением экономическо й самодеятельности людей. В России

предпринимат ельская деятельность началась в 90 – е годы, а в настоящее время она

3. Правовые основы предп ринимательст ва ( Решение п рактических за дач)

А) Актуализация з наний учащи хся по вопросу о предпринимательстве.

- ? Предпринимател ьство и бизнес – это синоним ы? (слайд 4)

- ? Чт о относится к с убъектам и объе ктам пред приниматель ства? (слайд 5)

Вспомните осн овные формы предприниматель ства (слайд 8 )

- Учитель : Очень важн о не только усвоить теорию, но и применять свои знания на

практике. На сл едующем э тапе работы вам предстоит это с делать.

Б) Практику м. Выполнение п рактическ их заданий . Групповая ра бота.

« Моё представле ние об организационно – правовой форме для осуществления

- Задание № 2. Заполните сравнитель ную таб лицу (слайды 10, 11 )

Как владелец це нных бумаг он получал часть прибыли п редприят ия; у частвовал в

ежегодных с обраниях, на кот орых обсу ждались во просы повышен ия эффектив ности

работы пре дприятия. Право на доход сохранилось за ним и после у хода на пе нсию.

Какую форму собственности илл юстриру ет этот приме р? Какие ещё п рава есть у его

работников ? Назовите 2 так их права. ( право на пере дачу и продажу акций, право на

документом ф ирмы является у чредитель ный договор. Участники отв ечают по

обязательствам все м своим иму ществом. Каку ю организацио нно – правову ю форму

Протокол №01 от02 2019 Председатель ПЦК Игнатович Н.Л.

№ _______ Методист Сизова Т.В.

Учебно-методическая карта учебного занятия ……………………..4

План - конспект учебного занятия …………………………………..8

Пояснительная записка

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, студенты закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

- Контроль полученных знаний (опрос);

- Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

- Подбор и определение необходимой литературы;

- Подготовка наглядных пособий;

- Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

- Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.

- Определение домашнего задания.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

1. Учебно-методическая карта учебного занятия

Всего часов

по плану: 108

Учебная дисциплина:

Тема: Финансовая грамотность

Цели занятия

(с указанием ОК, ПК):

Образовательная:

Определить бюджет семьи и обосновать статьи расходов (ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по финансовой грамотности).

Познакомиться с основными способами ведения домашнего учета (ПК 2.1.)

Выявить возможности ведения семейного бюджета без привлечения заемных средств (ПК 2.1.).

Сформулировать понятия инфляции, безработицы (ПК 2.1.).

Выявить экономические возможности успешного ведения домашнего хозяйства (ПК 2.1.)

Воспитательная:

Способствовать воспитанию грамотного применения экономического ресурса на производстве – труд.

Развитие устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК1)

Развитие умений работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК7)

Развивающая:

Развитие умений сравнивать, выделять, главное, делать выводы.

Межпредметные связи:

менеджмент, психология общения.

Методическая характеристика учебного занятия

Тип занятия

(изучение нового материала, закрепление знаний, комбинированный урок, урок обобщения)

Комплексное применение знаний

Вид занятия

(лекция, семинар, зачет, контрольная работа, практическое занятие, лабораторная работа)

Методы обучения по источнику знаний: (словесные, наглядные, практические)

Урок построен в виде деловой игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни.

Методы обучения по активизации познавательной деятельности (информационно-развивающие: объяснительно-иллюстративный и метод самостоятельной работы; проблемно-поисковый, исследовательский)

информационно-развивающие: объяснительно-иллюстративный и метод самостоятельной работы, элементы игровой технологии

Организация работы студентов на уроке (фронтальная работа, работа малыми группами, индивидуальная работа)

фронтальная работа, работа малыми группами, индивидуальная работа

Методы и формы контроля и усвоения знаний (устный опрос: фронтальный, индивидуальный, комбинированный; письменный опрос, контрольная работа, лабораторная работа, курсовая, дипломная работа, программированный опрос, зачет и др)

Материальное и информационное обеспечение занятия (дидактический материал, наглядный материал, учебники и др.; ТСО, оформление доски)

персональный, компьютер, проектор, экран;

презентация – сопровождение лекции;

дидактический материал: описание речевых ситуаций

Ход занятия

Деятельность студента

Организация начала занятия.

Постановка задач (целеполагание).

1. Определить основные понятия финансов и финансовой грамотности

2. Познакомиться с принципами формирования расходов и доходов семейного бюджета

3. Выявить требования к расчету бюджета.

4. Сформулировать понятие инвестиций.

5. Выявить основные виды дополнительных возможностей пополнения семейного бюджета.

Актуализация.

(о значимости темы занятия профессиональной деятельности, в жизни, в период обучения в техникуме)

4. Усвоение новых знаний.

План лекции

Финансы и финансовая грамотность.

Пять основных навыков формирования семейного бюджета.

Четыре полезные привычки финансовой грамотности.

Виды расходов семейного бюджета.

Способы пополнения семейного бюджета.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

1. На какие группы принято делить статьи расходов в семье?

2. Какие возможности для дополнительного дохода в семье?

3. Как можно избежать потери от инфляции при сбережении средств на отпуск?

6. Подведение итогов занятия.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записывают цели, комментарий

участие в беседе.

участие в беседе,

ответы на вопросы,

сравнение понятий, выявление соотношений понятий, проигрывание деловой ситуации.

Ответы на вопросы

Определение уровня достижения целей

Записывают в тетрадь

2. План - конспект учебного занятия

1. Организационный момент

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

Что такое финансовая грамотность?

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

С чего начать обучение финансовой грамотности?

Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки:

Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги.

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы!

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Поэтому, осваивая азы финансовой грамотности, Вы должны понимать, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход, что способы заработка следует диверсифицировать, чтобы надежнее защитить бюджет предприятия, личный или семейный бюджеты от возникновения форс-мажорных ситуаций (например, на случай увольнения).

Уметь диверсифицировать источники дохода. Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее. Ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем своей семьи бесценно.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Повышение разряда сварщика или получение дополнительных смежных профессий поможет Вам быть востребованным на рынке труда. Это инвестиции, которые обязательно окупятся в перспективе!

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным МS Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.

Планировать своё будущее на 10 – 30 – 50 лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану. Личный финансовый план – это ваш лучший друг и помощник в реализации ваших финансовых целей. Те люди, которые следуют личному финансовому плану, гарантированно достигают финансового благополучия.

Читайте также: