Конспект урока детский фольклор

Обновлено: 06.07.2024

- Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).

- Что вы узнали о Масленице? Расскажите.

II. Построение проекта.

(слайд 1) – Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

– Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) – (слайд 3)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)

– Ребята, фольклор – это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

- А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? ( для опоры – толкование ключевых понятий фольклора на экране).

(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

- А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы будем говорить о жанрах фольклора, но только о малых жанрах детского фольклора.

- Исходя из темы урока, какие цели для себя поставим? (формулируют цели).

III. Реализация построенного проекта.

– Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

- Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

1. – Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

- Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

2. Пестушки. – От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

- Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
- А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

– Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.

Физминутка (слайд 6).

3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).

4. Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

- А какие загадки вы знаете? (…)

5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил – на все случаи жизни ответит пословица. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

- Какие пословицы услышали? (…)

6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

- Какие вы знаете считалки? (…)

7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

- Какие вы знаете скороговорки? (…)

8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)

9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

IV. Первичное закрепление с самопроверкой. Работа в группах (5 групп).

Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием? (Проверка)

V. Рефлексия.

1. Оцените вклад каждого участника группы в общее дело (общий ответ каждой группы).

2. – Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).

1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.

2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.

– обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – пословицах, поговорках, потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запаса учащихся.

– развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);

– развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);

– развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других);

– развитие памяти, артистических способностей,

– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки для схемы с названиями жанров детского фольклора, звукозапись русской народной песни “Два веселых гуся”; куклы, костюмы для инсценирования.

Ход урока

1.Орг.момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

– С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

– А можете ли вы предположить, о чём мы сегодня пойдет у нас разговор? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

У – Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕС

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

– Какие жанры фольклора вы знаете? (Дети перечисляют.)

(Вывешиваются таблички с названиями жанров.)

- Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора, и проведем мы его в форме устного журнала. (Вывешиваются карточки, учащиеся записывают названия жанров в тетради)

*колыбельные песни,
*пестушки, потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы,
*считалки,
*скороговорки,
*частушки.

(Постепенно под карточку с названием жанра вывешивается самодельная книга по жанру.)

1 страница. “Колыбельные песни”

– Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

-Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?

(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)

Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.

Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.

Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.

– Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”, “качать”.)

2 страница “ПЕСТУШКИ”, “ПОТЕШКИ” (или “ПРИБАУТКИ”)

– От какого слова произошло слово “пестушки”?

(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Очень короткие. Если ребенок ушибься, то мама, поглаживая, какие слова может говорить?

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи!

– Когда купают малыша, то какие слова могут приговаривать?

– Чем пестушки отличаются от потешек?

(Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.)

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

Потешки собственного сочинения.

Наша Поленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду.
Сладка ягодка в саду.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.

– Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Инсценирование.

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.

Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.

Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи в шубе согреться можно!

3 страница “ЗАГАДКА”

– В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. (Загадки собственного сочинения)

Кто скрывался под кустом?
Маленький трусишка,
Он боится очень сильно
Волка и лисицу. (Заяц.)

Кто сидит в конуре?
А потом она во дворе на траве
Прыгает и скачет,
Лает и играет. (Собака.)

Любит он играть, мяукать,
Любит кушать и лакать.
Он пушистый, как игрушка,
Серый маленький зверюшка. (Котенок.)

Кто кусает,
Громко лает,
К дому она не подпускает? (Собака.)

4 страница “ПОСЛОВИЦЫ”

– У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

– Предлагаю 2 пословицы записать.

Русский язык богат яркими, образными выражениями – это пословицы, поговорки. Крылатые слова и, конечно же, фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)

Конкурс: Фразеологические загадки. Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет – читаю второе высказывание. У вас три– четыре попытки. И так начнем. (Приложение 1)

Домашнее задание: найдите как можно больше устойчивых оборотов со словами: нос, зуб, язык, ноги.

5 страница “СЧИТАЛКИ”

– Что же это за жанр?

(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:

Шире, шире, шире круг.

У . (имя ребёнка) сто подруг.

Эта, эта, эта, эта,

А любимая вот эта.

По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону — целуются в щёчку. Если в разные стороны — кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне меняется имя ребёнка.

6 страница “СКОРОГОВОРКИ”

– С какой целью сочиняли и сочиняют скороговорки?

– Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка, для выбора того, кто из группы будет участвовать.

(Скороговорки в исполнении детей.)

7 страница “ЧАСТУШКИ”

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

Эй, девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки,
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.

По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги
Оглянулася назад;
Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Урок можно проводить в любом классе начальной школы и как внеклассное мероприятие. Урок проводится в игровой форме.

ВложениеРазмер
Сценарий урока фольклора 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе школы №596, проведённого учителем Галиевой Л.А. для гостей(учителей и учащихся лицея им. Жанны Д Арк)из города Канн (Франция).

Цели урока: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.

2. Чудесный короб

4.Иллюстрации к русским народным сказкам.

5. 3 листа А-3,3 набора фломастеров и восковых мелков

6. Класс украшен работами детей( хохлома, городец, дымка, гжельи др.)

I. Мобилизирующий этап урока.

Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок.

Думаю, что вы мне в этом поможете.

Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.

Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

II. Вступительная беседа.

Учитель - Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки

Учитель - Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

Дети - Все эти произведения называются фольклором.(открываю слово фольклор)

Учитель - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?- Кто является их автором?

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

Учитель - Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? Ответы детей

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

- Какие колыбельные песенки знаете вы? Дети называют(пропевают) известные им колыбельные песни.

Самая знаменитая колыбельная песенка…

(начинаю я, дети продолжают).

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Давайте исполним эту колыбельную песенку.

Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, вели хоровод , теперь колыбельная песня . Все это устное народное творчество.

Эти песни мы положим в наш короб.

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки . Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах .

3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Дети инсценируют потешки.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством.

Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай.Он становится в круг. Все ребята говорят:

- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).

Проигрываем 2 раза.

Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.

Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.

- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?

Посмотрите на доску – это тоже шутка.

Прочтите её про себя.

-Тит, а Тит! Иди молотить!

-Тит, а Тит! Иди кашу есть!

-Где моя большая ложка?

- сколько действующих лиц в этом тексте?

- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?

Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.

- Почему Тит не хочет молотить?

- Действительно ли у него болит живот?

- С какой интонацией это нужно произносить?

Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.

Дети инсценируют шутку.

- Что высмеивается в этой шутке?

В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб .

А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.

- Кто знает какие-нибудь скороговорки?

Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку .(доска)

- У осы не усы, не усищи, а усики.

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением . Подумайте, как человек удивляется.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Наш короб постепенно пополняется.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час , – говорит русская (что?) пословица.

Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Не имей 100 рублей…

В гостях хорошо…

Кто много читает…

Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. ( Работа в группах).

Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.

Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Читаю я, все про себя, один вслух.

Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку.

А где у нас солнышко? В окошке.

Произносить нужно с интонацией просьбы , ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.

Эту закличку добавим в короб .

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

3. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца.

4. Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят)

5. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(По щучьему велению)

6. Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

IV. Творческое домашнее задание.

V. Подведение итогов.

Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

- Чем же мы его заполняли?

- Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

Благодарю всех за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, .

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д.

урок по кубановедению в 3 классе "Казачий фольклор".

Открытый урок кубановедения в 3 классеКазачий фольклорИСПОЛЬЗОВАНЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.


презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"

презентация о обрядах.


Урок фольклора

Конспект урока фольклора с презентацией и самоанализом занятия.


проект по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для ознакомления с жанрами детского фольклора.

Тема: "Детский фольклор и его жанры."

познакомить с жанрами детского фольклора,

развивать творческие способности,

воспитывать интерес к изучению творческого наследия русского народа.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки с пословицами, запись русской народной песни “Два веселых гуся”, кукла.

1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

2. Фронтальная беседа.

- Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке: что обозначает слово фольклор? СЛАЙД

(Народная мудрость, народознание)

- Из какого языка к нам пришел этот термин? (английского)

- Какой синоним есть в русском языке? ( Устное народное творчество)

- А как вы думаете, кто такой фольклорист? (Слово появляется на доке, СЛАЙД ) (Собиратель фольклора)

-Скажите, для кого были предназначены произведения УНТ? (для взрослых и детей)

-Учитывая, что вы школьники, как вы думаете, о каком фольклоре мы сегодня будем говорить? (для детей).

-Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего урока: о чем пойдет речь на нашем уроке? (Детский фольклор)

Запись темы в тетрадь.

- Как вы думаете, какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?

- Оформим нашу запись постепенно, записывая в тетрадь.

(По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров). СЛАЙД

3. Знакомство с материалом.

Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.

- Какие же песни поют мамы детям? (колыбельная) СЛАЙД

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

- Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.

- Что такое пестушка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений). СЛАЙД

- Давайте с помощью куклы покажем, какие могли выполняться при этом движения (к доске выходят желающие и демонстрируют)

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.

Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.

Вот Ванюшки, Тани, Сани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок. СЛАЙД

- Объясните, как вы думаете, каково происхождение слова приговорки.

- Какова их роль в жизни детей?

Чтение приговорок.

Уж дождь – дождем,

Вот и дождик перестал
Час считалочек настал. СЛАЙД

- Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)

- Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)

Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.

- Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки). СЛАЙД

- Какое произведение называют сказкой?

- Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные)

- Но есть еще один вид сказки - докучливые. Кто знает, почему они так называются? (выслушиваются предположения детей).

- Послушайте одну из таких сказок и сами дайте определение.

Сорока и рак. Слайд

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

- Так какие же сказки называются докучливыми? (Сказка без конца , в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя ).

- Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.

6) Что еще могли рассказывать для развлечения дети?

- Скороговорки.

- Что такое скороговорка? СЛАЙД

Игра “Мешок скороговорок”.

Дети по желанию вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Сидели свистели семь свиристелей.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Карл Кларе подарил кораллы.

Клара Карлу принесла клорнет.

7) Следующий жанр -прибаутки. Слайд

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

8) Небылицы. СЛАЙД

- Просмотр мультфильма из цикла «Веселая карусель. Выпуск №5.

Хватит, хватит, хватит врать
1) Пора загадку загадать. СЛАЙД

- Дайте определение загадки (дети отвечают)

2) К загадкам относят и шараду. Шарады - разновидность загадки СЛАЙД

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (сук-но)

Разновидность шарады - м етаграммы (СЛАЙД), в которых зашифрованное слово изменяется (булка/белка):

Меня ты не напрасно ценишь —

Тебя насытить я могу.

Я по деревьям побегу.

(Ис-пол-нит-ель) (

Эти три вида загадок называют головоломками.

- Какой смысл заключен в слове головоломка?

10) Поговорки и пословицы СЛАЙД

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.

Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем. СЛАЙД

Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.

Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.

Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.

Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.

4 Итог урока.

- Ребята, подсчитайте сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.

- Что нового узнали? Что повторили?

- Что больше всего понравилось?

- Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?

Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки.

5. Домашнее задание

Придумать короткую небылицу или докучливую сказку.

Детский фольклор и его жанры.

Детский фольклор и его жанры.

Фольклорист - это … фольклористика – это….

Фольклорист - это … фольклористика – это….

Колыбельная

Колыбельная

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей!

Сказки

  • Бытовые
  • о животных
  • волшебные
  • докучливые
  • Про сороку и рака Стоит над рекой дуб. На этом дубу сидит сорока - в реку смотрит А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползет, лезет да ползет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, а рак лезет да ползет. И так без конца!

Скороговорки.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба в лесу дрова рубят.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  • Сидели свистели семь свиристелей.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Карл Кларе подарил кораллы.
  • Клара Карлу принесла клорнет.

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке!

Потешка Даша варежку надела.

  • Даша варежку надела.
  • "Ой, куда я пальчик дела?"
  • Даша варежку сняла,
  • Посмотрите-ка, нашла!

От носочков до макушечки!

Маленькими не останемся!

Головоломки

Головоломки

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют, -

А достать не могут.

Шарада

Поговорки и пословицы

Без денег сон крепче.

Баба с возу — кобыле легче.

Дурака учить - решетом воду носить.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Повторенье - мать ученья.

Песни

  • Как у наших у ворот муха песенки поет. Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.
  • Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала. Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.
  • Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной. Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.
  • Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать. Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.
  • Учительница жалуется Вовочкиному отцу: - Ваш сын нарисовал на парте муху, и я отбила об нее всю руку. - Это еще что! Он давеча крокодила в ванной нарисовал, так я через нарисованную дверь выскочил!
  • -Вовочка,допустим,у тебя есть 100 рублей.Ты попросил у отца ещё 100 рублей. Сколько всего у тебя будет денег? -100 рублей, Марь Иванна. -Плохо,Вовочка ты совсем не знаешь математику! -А вы Марь Иванна совсем не знаете моего отца!

школьный фольклор

  • Часть речи,которая упала с печи,ударилась о пол,называется глагол.
  • Для запоминания падежей:
  • Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

Фольклорные жанры: колыбельная пестушки и потешки приговорки считалочка сказка скороговорка прибаутка небылица загадка песни анекдоты страшилки дразнилки пословица

Вам в помощь – готовые конспекты занятий и НОД о фольклоре и устном народном творчестве. Занятия музыкальные, литературные, познавательные, интегрированные представлены здесь в широком ассортименте. Опыт педагогов по организации разучивания фольклорных текстов и их применению в различных мероприятиях.

Знакомим детей с различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами. Способствуем речевому развитию, обогащаем активный словарный запас воспитанников. Развиваем интерес к культурному наследию наших предков, желание изучать и применять его.

Всё об эффективном использовании больших и малых фольклорных форм.

Содержится в разделах:

Фольклор. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по самообслуживанию с использованием русского фольклора

Фольклор. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм

Читайте также: