Конспект в кратком содержании о памятнике

Обновлено: 07.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

История написания

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Средства выразительности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Администрация города Пскова

МБДОУ "Детский сад №56"

организованной образовательной деятельности

для воспитанников подготовительной группы

Цибулина Татьяна Юрьевна

воспитатель

Дата проведения: 14.01.2019

Возрастная группа:

Вызвать у детей желание узнавать о родном городе, его историческом прошлом.

Образовательные:

-Познакомить с культурным наследием города: памятниками и монументами Пскова .

-Расширять знания об истории возникновения города, его историческом прошлом

Развивающие:

-Развивать творческие и интеллектуальные способности через разные виды деятельности

Воспитательные:

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения достопримечательностей родного города

Методы и приемы:

Наглядные :(показ, демонстрация презентации);

Игровые (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, обучение в сотрудничестве);

Практические (выполнение заданий)

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, буклетов о Пскове;

Экскурсии с родителями по памятным местам и посещение памятников родного города.

Словарь прилагательных : чудесный, очаровательный и др.

Новые слова: скобари, Плесков, Почемучкин, исследователь, путешественник, монумент, памятник,

Географические понятия: р. Великая, р. Пскова, столица, Москва, Россия, карта

Оборудование:

Картинки предметные: изображение памятников: Памятник княгине Ольге, Памятник святой Равноапостольной княгине Ольге, Монумент князю Александру Невскому и русской дружине
на горе Соколиха под Псковом, Памятник десантникам 6 роты Псковской дивизии ВДВ, Памятник неизвестному солдату, Пушкин и крестьянка, Памятник Скобарю.

Письмо от профессора Почемучкина

Организационный этап

Мотивационно-ориентировочный этап

Исполнительский

Физкультминутка

Рефлексивный этап

Перспективный этап

Дети играют.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит глобус и лежит письмо. Они встают полукругом.

Ребята, вы любите путешествовать? Я знаю одного исследователя Почемучкина

-Кто такой исследователь? Путешественник?

Который много путешествует и рассказывает о них в передачах. Почемучкин прислал письмо.

Чтение письма:

Здравствуйте мои маленькие друзья! Я исследователь-путешественник

Я исследую разные города и страны. Я видел вашу страну на карте. Побывал в столице (главный город) вашей страны. Как он называется?

Немного знаю о вашем Пскове, но, к сожалению ничего не знаю о памятниках и монументах вашего города о. Я буду очень рад если вы познакомите меня с достопримечательностями города. Попробуйте узнать и все мне рассказать. Успехов вам.

В-л ь: Кто же написал это письмо? (Выбери букву, которая обозначает первый звук в слове)

Дети определяют первые звуки по словам -предметным картинкам. (выполняют ) Получается – ПОЧЕМУЧКИН или ПСКОВ

В-ль : Ребята, хотите познакомить Почемучкина с памятниками нашего города?

На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.
Ларина Федотова

Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове.

О Пскове - городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой?

* Василиса Прекрасная
* Елена Премудрая
* Марья - искусница

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.


2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?

Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

-А кто знает, почему наш город очень часто связывают с именем княгини Ольги? (обратить внимание на памятник и часовню).

Потому, что кн. Ольга, по легенде, считается основательницей, первой жительницей нашего города. Ольга обладала сильной волей и большим умом. Она была во главе войска и часто путешествовала .

Во время одной из таких прогулок, она остановилась на берегу реки. Оглянулась . Тучи неслись над рекой, закрывали солнце.

Вдруг три луча упали с небес на землю в одной точке. В великом безмолвии лежал перед Ольгой дивный край. Две реки стремились одна к другой. Там. где они сливались в лучах света, высился каменный утёс.

Дети встают в круг.
-Псков наш дом
-Здесь все дружно мы живём ( дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. ( идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Парк победы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.
Правильно, раньше наш город назывался Плесков и был очень-очень маленький (обрамленный крепостью), даже не город, а древнее поселение людей. Рядом была глубокая плескающаяся (плещущаяся) река, поэтому и назвали поселение- Плесков. Люди жили в маленьких домиках врытых в землю. Людей было так мало, что все знали друг друга по имени. Но время шло, людей становилось больше. Дома стали деревянными, с печкой и полом. Их обносили деревянной стеной, чтобы люди не боялись спать. Т. к. вокруг был лес.

-Чем же занимались люди, если рядом был лес и широкая река? (охотились. Ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, держали животных, из их шкур шили одежду, лепили посуду из глины. Еще одно занятие которое прославило наших предков, это то, что они делали из железа скобы и продавали их по всей округе). За это жители города и получили прозвище – скобари.

Город расширялся, богател, процветал. И получил новое название , сокращенное – Псков, а жители города? – псковичи.

Жители города торговали с разными народами. Богатели. И у города появились враги. Они часто нападали на Псков, хотели завладеть его богатством. Тогда псковичи огородили город крепостной стеной.

-Мы читали. Как немецкие рыцари нападали на Псков, знаем мы и о Ледовом побоище (Воспитатель показывает памятник), о храбром Александре Невском Показывает памятник
Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Много разных военных событий пережил наш народ……….. Псков- город военской славы

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Ход игры: На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Есть в нашем городе памятник русскому поэту. Имя которого назовете, когда отгадаете его сказки. Викторина За каждую отгадку- буква

-Где были? Путешествовали по городу

- С какими памятниками познакомились?

Викторина Делают альбом для Почемучкина

-Чем занимались? (путешествовали, играли),

-Кому помогли? (Почемучкину

-Зачем вы все это делали? Чтобы больше узнать.

Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Державин поясняет, почему достоин признания и уважения у современников и потомков. Он первым отважился писать труды на серьезные темы на простом и понятном русском языке, который иногда мог быть веселым и забавным. Он писал о владыках, возвеличивая их и одновременно критикуя, указывая на их слабые места. С сердечной простотой писал о боге, старался быть честным и справедливым.

В конце произведения поэт обращается к своей музе. Он восхищается ею, и считает, что она должна по праву гордиться проделанной работой. Ведь именно благодаря ей Державин смог достойно выдержать все испытания и отыскать вдохновение для своих бессмертных произведений.


Конспект урока по истории для учащихся 7 класса на тему "Исторические памятники" с приложением.

Содержимое разработки

Тема: Исторические памятники.

Цель: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления и речи учащихся, продолжить знакомство учащихся с учебником, нахождение иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по истории;

Воспитательные: прививать интерес учащихся к изучению отечественной истории, воспитывать аккуратность.

Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия:

Оборудование и материалы: опорные конспекты, раздаточный материал об археологии.

Тип урока: комбинированный.

1.Орг. момент: приветствие, отметка отсутствующих, настрой на работу и озвучивание правил работы с тетрадью. (Ученики приветствуют учителя, оформляют тетради).

2. Повторение пройденного материала:

-Что такое история?

-Кто изучает историю?

-Кто такие предки?

-Что такое Родина, Отечество?

Учащиеся вспоминают пройденное и дают полный ответ.

3. Актуализация знаний, объявление новой темы.

4. Изучение нового материала.

Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по ИСТОРИЧЕСКИМ ПАМЯТНИКАМ и делят их на группы.

От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких от нас временах. Это УСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ знаний о прошлом

( предания, легенды, загадки, пословицы, песни). Учитель раздаёт опорные конспекты

( см. приложение) и ученики делают первую запись.

Работают с текстом учебника, вспоминают свои образцы устных памятников.

С началом письменности появились и ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ (берестяные грамоты, документы, законы, газеты)

На чем и чем писали древние люди? (работа с текстом и иллюстрациями учебника)

Немало осталось также ВЕЩЕСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ (остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения). Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам) называется АРХЕОЛОГИЕЙ.

5. Первичное закрепление материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что такое исторические памятники? Какие памятники тебе известны?

- Что относится к устным? К письменным? К вещественным?

-Что такое ареология?

(В случае затруднения - учащиеся обращаются к учебнику.)

5. Индивидуальная работа по раздаточному материалу.

6. Подведение итогов.

Комментирование учителя о работе учащихся на уроке, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника (с.9-15), ответить на вопросы с.13, выучить определения в тетради, дораскрасить картинки раздаточного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Раздаточный материал. Оформляется на отдельных листах.

Исторические памятники.

Как же мы узнаём о том, что было очень-очень давно?

Человек оставляет на земле следы, по которым можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по историческим памятникам и делят их на группы.

От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких от нас временах. Это устные памятники знаний о прошлом.

(предания, легенды, загадки, пословицы, песни).

С началом письменности появились и письменные памятники (берестяные грамоты, документы, законы, газеты)

Немало осталось также вещественных памятников (остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения).

Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам) называется АРХЕОЛОГИЕЙ.

Задание: Дорисуй и раскрась вещественный памятник старины – амфору.



-75%

Державин утверждает, что он воздвиг памятник в свою честь. Автор заявляет, что его творение является более твердым, нежели металлы. Кроме того, по словам российского поэта, памятник выше пирамид.

За минуту

Российский поэт заявляет, что он собственными руками построил себе памятник. Державин считает свое архитектурное творение более твердым, чем металлы. Также, по мнению автора, памятник превосходит по высоте пирамиды. Он полагает, что его произведение искусства сможет выстоять при наступлении какой-либо стихии.

Автор считает, что он сам полностью никогда не погибнет, после чего добавляет, что его большая часть сможет избежать тлена и будет жить вечно. Державин утверждает, что его слава увеличится и сохранится на высоком уровне до того момента, пока вселенная будет почитать род славян. Российский поэт думает, что слух о его личности распространится от Белых вод до Черных.

Он говорит, что стал известен благодаря тому, что первым проявил дерзость, упомянув добродетелей Фелицы. Кроме того, автор признается, что посмел с простотой на сердце вести разговор о Боге, а также рассказывать правду правителям.

Читайте также: