Конспект урока охрана растений 2 класс беларусь

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : - формировать представление учащихся о необходимости охраны растений и охранных мерах.

Задачи : - создать условия для освоения представлений о растениях, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;

- содействовать формированию логического мышления, творческих способностей учащихся;

- способствовать развитию интереса к родной природе.

Оборудование: карточки с заданиями, маски животных, листок самооценки, иллюстарция луга, растений.

Организационный момент.

- Я желаю вам плодотворной работы! Постарайтесь, как можно больше запомнить на этом уроке, ведь полученные сегодня знания очень пригодятся вам в жизни! А как будете вы себя вести на уроке?

Дети. Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, с какими растениями мы знакомились на прошлом уроке? (Ядовитыми).

- А какие ещё растения вы знаете? (Культурные, дикорастущие, лекарственные).

- Какие ядовитые растения вы запомнили? Как нужно вести себя при встрече с ядовитыми растениями?

- Послушайте стихотворение. Почему суп оказался ядовитым?

Ведьма суп варить решила:

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор —

Для приправы — бузины,

Для отравы — белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины…

Супчик вышел — то что надо!

Целых 20 литров яда!

- Так, почему же суп оказался ядовитым?

- Я надеюсь, что вы запомнили ядовитые растения и будете правильно вести себя при встречи с ними. Чтобы проверить ваши знания выполним тест.

Оцените свою работу. (У каждого таблички.)

Введению в новую тему.

- Ребята, ваши одноклассники подготовили для вас небольшую сценку. Посмотрите её и ответьте на вопрос: правильно ли поступили дети.

В первый теплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.

Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.

«Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!

Прямо около снегов здесь полянка из цветов!

Посмотри, они какие белые и голубые!

Соберу-ка я букетик: завтра будет женский праздник.

Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?

Я и бабушке готов подарить букет цветов!

«Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!

Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.

Тут приходят зайчики, прибегают белочки

И ругают мальчика, объясняют девочки:

«Ну зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?

Мы вчера, позавчера на поляну любовались!

Как росли красиво тут синие цветочки!

Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.

Это не букет, а веник, красоты в помине нет!

«Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами.-

Тот букетик не забудут, и подснежников весенних

Больше рвать они не будут!

- Всё ли правильно сделали Марина с Сеней?

- Какую ошибку они совершили?

- Поднимите руки, кто любит собирать цветы. А вы этим оказываете пользу или наносите вред природе?

- А ведь наш мир создан для любящих и добрых людей. Хорошим людям растения, леса, реки, озера с удовольствием отдают свои дары. Может, в каждом растении, в каждом лесу живут свои добрые духи. СЛАЙД. И вот сегодня они нам приготовили задания. Давайте докажем им, что мы действительно добрые друзья растений! И так, прочитай Алина тему нашего урока. СЛАЙД.

- Давайте подберем слова-действия, что мы будем делать на уроке. (На СЛАЙДЕ даны слова. Нужно выбрать нужные: рисовать… , изучать… , выяснять … , считать … , обобщать… , читать и выбирать… .)

- Правильно! Мы будем сегодня выяснять, почему растения нуждаются в защите, изучать растения Красной книги Республики Беларусь, обобщать свои знания о растениях, читать и выбирать необходимую информацию в учебнике.

Изучение нового материала.

- Для начала ответим: зачем нам растения? А животным?

Растения выделяют … (кислород).

Растения поглощают вредный … (углекислый газ).

Растения задерживают … (пыль).

Растения нас кормят и … (одевают).

Среди растений животные строят … (свои жилища).

Среди растений животные укрываются … (от врагов).

Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле! Но, к сожалению, чем больше проходит времени, тем больше видов растений нуждаются в защите. И вот второй вопрос от добрых духов. Прочитаем его. СЛАЙД. Почему растения нуждаются в охране?

( Как или чем наносит вред растениям человек?) Выслушиваю ответы детей.

СЛАЙД. Рисунки на слайде, учащиеся объясняют: вырубка лесов, рисунок букета, ноги над цветком, мусор на полянке, трубы заводов).

Человек вырубает деревья (для чего?), собирает цветы, вытаптывает их, выбрасывает мусор в неположенных местах, палит костер. Заводы и фабрики загрязняют воздух, почву и воду.

Мы установили: растений становится меньше потому, что человек использует их много для своих нужд, например, для производства бумаги, чтобы печатать книги, для получения древесины, которая нужна для строительства домов, мебели и многих других чудесных вещей.

Хороший заботливый человек не только берет у природы, но и обязательно старается взамен вернуть ее богатство. Например, если человек вырубил дерево или где-то сорвал цветы, что он может сделать взамен? Можно посадить новые деревья, цветы, ухаживать за ними, чтобы они быстрее и лучше росли, делали воздух чище, радовали нас своей красотой.

Татьяна Степанова

Татьяна Степанова

Татьяна Шалыгина

Валентина Кашелапова

Мария Афанасенко

Лариса Дудко

Татьяна Стрельцова

Татьяна Стрельцова

Алла Нико

Алла Нико

Татьяна Степанова

Инаида Фетисова

Светлана, высылаю конспект урока по математике - по теме Час, минута. Может что-нибудь используете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Охрана растений" по человеку и миру.

Тема: Охрана растений

Цель: систематизация знаний учащихся о значении растений для жизни человека и животных, природоохранных мерах по отношению к растениям, формирование представлений о растениях, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, об их значении в природе и жизни человека.

Задачи: создать условия для усвоения учащимися знаний о значении и охране растений; способствовать формированию умений распознавать и описывать растения; содействовать осознанию связи между объектами живой природы, необходимости охраны растений, своей роли в реализации природо охранных мер по отношению к растениям; создать условия для актуализации потребности в гуманном отношении к растениям.

1. Организационный этап

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

Выполнение теста (на карточках).

1. Почему ядовитые растения нельзя трогать руками?

а) Они слишком красивые;

б) они могут вызвать серьезное отравление;

в) чтобы не навредить растению.

2. По каким признакам можно узнать волчье лыко? Запиши. .

Слова для справок: цветки, кустарник, сидят, прямо, на, сиренево-розовые, ветка, ядовитые, ярко-красные.

3. Какие растения изображены на рисунках?

На доске размещены рисунки волчьего лыка и белены черной.

3. Актуализация знаний учащихся

— Получается, что даже ядовитые растения кому-то нужны.

Учитель предлагает учащимся расшифровать предложение, записанное на доске, заменив цифры соответствующими буквами по алфавиту.

2, 6, 9 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 11 15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1

8, 10, 9, 15, 30 8, 10, 3, 16, 20, 15, 29, 23 10 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1.

(Без растений невозможна жизнь животных и человека.)

Для ускорения процесса каждому учащемуся дается по две цифры. Работа проводится коллективно у классной доски.

— Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Материал для учителя: рассказ «Какую пользу приносят деревья на улицах

— К сожалению, по вине человека многие растения встречаются все реже. В нашей стране под угрозой исчезновения находится более 270 видов растений, а на планете в опасности 25 тысяч видов.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

— Подумайте, почему некоторые растения становятся редкими в природе. Уточните правильность своих предположений, используя материал на с. 58—59 учебного пособия.

— Давайте вспомним, почему растения заносят в Красную книгу.

Охрана окружающей среды





Выполнение правил поведения в природе

Национальные парки, заповедники




Рассказ учителя о Красной книге Республики Беларусь

— Красная книга Республики Беларусь — это перечень редких видов диких животных и дикорастущих растений на территории Беларуси, стоящих перед угрозой исчезновения. Книга получила название Красная в связи с тем, что красный цвет символизирует сигнал опасности.

Красная книга Республики Беларусь содержит сведения о состоянии вида, характере и степени угрозы его существованию. Одна из задач Красной книги — обеспечить доступ к информации о тех видах, которые подвергаются наиболее высокому риску исчезновения. С 2007 года существует электронная версия книги, которую можно найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Зеленым цветом в книге обозначены растения, которые удалось спасти, но они еще малочисленны.

Работа в группах на с. 59–60 учебного пособия.

Презентация работы групп.

— Почему важно сохранять растения в природе?

Справочный материал для учащихся на с. 61 учебного пособия.

Выполнение задания 56 в рабочей тетради.

5. Этап первичной проверки понимания изученного

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Установление причинно-следственных связей:

— Что может произойти с деревьями, если станет меньше птиц?

— Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?

7. Этап применения знаний и способов действий

— На каких улицах более шумно: где мало или много деревьев? Почему? (На озелененных улицах шум менее слышен, так как кроны деревьев снижают его уровень.)

— Какой необходимый людям и животным газ выделяют зеленые растения? (Кислород.)

— Какое растение лучше задерживает пыль: с гладкой или шершавой поверхностью листа? (Чем шершавее листья, тем лучше они удерживают на своей поверхности пылинки. Очень хорошо задерживают пыль вяз и сирень, на их листьях много ворсинок.)

Работа в группах

— Составьте природоохранные меры по защите растений.

Группа 1 — как ученые.

Группа 2 — как деятели культуры.

Группа 3 — как руководители промышленных предприятий.

Группа 4 — как учащиеся школы.

8. Этап обобщения и систематизации знаний

— Как называется книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов живых организмов? (Красная книга.)

— Что означает красный цвет этой книги? (Цвет тревоги.)

— Каким цветом в Красной книге отмечены растения и животные,

спасенные от исчезновения, но еще малочисленные? (Зеленым.)

— Правда ли, что в Красной книге все страницы красного цвета? (Нет.)

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Учащиеся самостоятельно выполняют задания 53, 54 в рабочей тетради, после чего проводятся взаимопроверка, взаимооценка.

10. Этап коррекции знаний и способов действий

Учитель организует работу с целью устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленных в ходе выполнения задания из рабочей тетради.

11. Этап информирования о домашнем задании

Подготовить страничку из Красной книги (название растения, рисунок, интересные сведения о растении).


Описание. Материал представляет собой конспект занятия по изучению растений из Красной книги Республике Беларусь. Публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Цель занятия: знакомство учащихся с представителями растений из Красной книги Республики Беларусь

Задачи:
Обучающая – способствовать расширению знаний учащихся о растениях и мерах их охраны.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- игровой.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, подборка игр, Красная книга Республики Беларусь.

5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.


Приложение 1


Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
В Красную книгу растений заносят те виды, которые находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу подлежат особой охране на всей территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.
Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
В Красную книгу Республике Беларусь занесены более 270 растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Основные факторы угрозы исчезновения растений в Беларуси:
1. проведения рубок леса
2. осушительно-мелиоративные работы
3. прокладки дорог и других видов хозяйственного освоения земель
4. сбора населением для лекарственных целей
5. сбор людьми для эстетического наслаждения
6. разведение костров
7. использование химикатов
8. сокращение численности животных-друзей растений и увеличение их вредителей
Меры охраны:
Сохранение мест обитания и сокращение человеческого воздействия.

Некоторые представители растений из Красной книги Республики Беларусь:
КУБЫШКА МАЛАЯ
КУВШИНКА БЕЛАЯ
БОРЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ (СЕВЕРНЫЙ)
БОРЕЦ ШЕРСТИСТОУСТЫЙ
ВЕТРЕНИЦА ЛЕСНАЯ
ЖИВОКОСТЬ ВЫСОКАЯ
КЛОПОГОН ЕВРОПЕЙСКИЙ
КУПАЛЬНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ
ЛОМОНОС ПРЯМОЙ
ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ
РЕПЕЙНИК (ЛОПУХ) ДУБРАВНЫЙ
РОМАШНИК (ПИРЕТРУМ) ЩИТКОВЫЙ
СКЕРДА МЯГКАЯ
СОЛОНЕЧНИК РУССКИЙ



Приложение 2

Приложение 2

Задание: Найдите ответы на вопросы, пользуясь Красной книгой.
Вопросы:
1. Какого цвета цветки лесного тюльпана? (желтые)



2. Баранец обыкновенный (плаун) – это вечнозеленное многолетнее травянистое растение, часто применяемое в медицине. Правда ли, что оно ядовито? (да)




4. Кувшинка белая – самый крупный цветок нашей флоры. Над водой или под водой созревают его семена? (под водой)





6. Очень редкое в Беларуси растение плющ обыкновенный. Его часто выращивают как комнатное растение. Может ли он в условиях нашего климата цвести? (нет, ему не хватает тепла и влаги)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Выяснить основные причины исчезновения и сокращения численности растений и исходя из этого, обосновать меры по их охране.. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе и научить следовать им в повседневной жизни.

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы

Познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации;

Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу,

Формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи.

Обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об охране окружающей среды, о редких растениях..

Познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

Коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль;

Регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

Дичностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции в понимании ответственного отношения к природе.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.
Учитель:
- А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Ученики:
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

  1. Мягкий покров из зелёных растений – это ________________________
  1. Мелкие частички, соединённые в нити или пластины _______________________________________________________________
  1. Вычеркни лишнее слово.
  1. клён, рябина, ель, тюльпан;
  2. берёза, дуб, шиповник, тополь;
  3. яблоня, смородина, малина, ежевика;
  4. осина, липа, дуб, ель;
  5. клубника, роза, фиалка, ландыш;
  6. груша, слива, тополь, вишня;
  7. липа, осина, клён, яблоня.
  1. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? ____________________________________________

______________________________________________________________

  1. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая?

______________________________________________________________

  1. Растение, которое всегда повёрнуто к солнцу. ____________________
  1. Кто надела сто рубах, захрустела на зубах? _______________________

3. Изучение нового материала.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения Альбина Александровна Сенькова

ЦВЕТЫ
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.

Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -
Глядят "антенны" в Космос повсеместно
Земля - концертный зал, цветы - оркестр,
Цветок - волшебный инструмент оркестра.

-Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

Растительность защищает поверхность земли от разрушения внешними процессами. Если бы на земле не было растений, то вся поверхность былабы разрушена ветрами и дождями и походила бы на пустыню. Для укрепления почвы так же высаживают ичкуственные лесополосы. Ну и не стоит забывать, что растения также являются пищей для животных, А многие деревья и домом .

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Вопрос: Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

2.В тропических лесах на корнях деревьев, прикрытых толстым слоем перегноя, иногда можно видеть небольшое растение – лангсдорфию.

Лангсдорфия, пожалуй, - одно из самых оригинальных растений земного шара. Стебли её содержат большое количество горючего восковидного вещества. Жители стран Центральной и Южной Америки собирают лангсдорфию и используют её вместо свечей, а также для праздничных иллюминаций. Горят стебли этого растения, как смоляные факелы.

3.В Панаме, Колумбии и Эквадоре растёт пальма ТАУПА. Живёт она до 100 лет, всё время давая плоды: орехи, весящие до 10 кг и больше. Они состоят из нескольких ячеек, в каждой из которых заключено от шести до десяти семян. Из этих семян вырабатывают пуговицы и бусы, по твёрдости не уступающие слоновой кости.

(Все страны , о которых идет речь, показываются на слайдах)

-Каждый день по дороге в школу вы видите разные растения. Названия одних вам знакомы, другие вы так часто видите, что легко узнаёте их. Одни растения помогают вам избавиться от летней жары, принимая вас под свои тенистые кроны. Другие- радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи – готовы накормить вас сочными душистыми ягодами.

-Почему же мы поступаем так неблагодарно, уничтожая растения?

(ответы детей)

-Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.

Работа с книгой:

Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

(слайд: Экологические знаки)

1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

4. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

-Какие ещё экологические правила вы можете предложить?

(ответы детей)

4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

Самостоятельная работа.

Детям раздаются карточки с названиями растений. Затем предлагается разделить лист на 3 колонки и надписать их названия: ДЕКОРАТИВНЫЕ, КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ. Ребята читают содержание карточки и вписывают названия растений в соответствующие колонки (примерное содержание карточки: роза, шиповник, ландыш, люцерна, фиалка, валериана, клевер,…) Одно растение может быть записано в несколько колонок(ландыш или шиповник)

По окончании работы учащиеся обосновывают свой выбор.

Работа с учебником. (с. 85)

-Назовите ещё одну важную причину гибели растений.

(ответы детей)

Учитель.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

(слайд)

Давайте пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Читайте также: