Конспект урока обучение грамоте знакомство с буквой в

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Китаева Анна Анатольевна

Володарский

МАОУ СШ № 8 сп. Новосмолинский

Учитель начальных классов

Начальная школа XXI века

Обучение чтению

Знакомство с буквой В (в)

Знакомство с новым материалом

Цель: ознакомление обучающихся с буквой В (в), звуками [в] и [в`];

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение читать слова с буквами В, в;

Обобщить знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках.

Развивать фонематический слух, навык правильного чтения слогов и слов;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к новой букве и к чтению новых слов.

ТСО (мультимедийная презентация)

Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

Знают букву В,в;

Умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать модели звукового состава для выполнения звукового анализа слов;

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные

Используют схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;

Овладевают техникой чтения, приемами понимания прослушанных произведений.

Принимают и сохраняют учебную задачу;

Адекватно воспринимаю оценку учителя.

Коммуникативные

Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Устный опрос, раздаточный материал.

Литература и Интернет-ресурсы

Методические комментарии к урокам. Л. Е Журова, А. О Евдокимова, М.И Кузнецова, 2011

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Личностные: Повышение интереса, чувства необходимости, учения.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Сейчас мы с вами поиграем в игру и я проверю, как вы запомнили букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Какая это бука была?

А давайтн попробуем назвать слово, в котором есть звук [п]

А теперь назовите слово, в котором есть звук [п`]

А что мы еще узнали о букве П?

Ну а теперь все встаем и начинаем играть в игру.

Правила игры просты:

Если вы слышите в слове звук [п] или [п`], то вы хлопаете в ладоши, если нет данных звуков, то вы топаете ногами.

Папа, поле, прогноз, подарок

Пенал, оттепель, перья..

Она глухая, но у нее есть пара по звонкости, буква Б.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

А теперь, скажите пожалуйста, со всеми ли мы буквами уже познакомились?

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с буквами.

Посмотрите на экран на новую букву.

Кто мне может сказать, какое название носит данная буква?

Сегодня у нас с вами есть определенные задачи, которые за урок мы должны решить. Как вы думаете, что мы должны узнать о новой букве?

Все верно. Приступим к работе.

Мы должны узнать согласная она или гласная, какие звуки она может давать, звонкая или глухая.

Регулятивные: Составление плана, выхода из затруднения.

Целеполагание и планирование предстоящей работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Для начала ребята, посмотрите на экран и попробуйте сравнить букву с чем – либо. Как вы думаете, на что она похожа?

Как вы думаете, какая же это буква? Гласная или согласная?

Можно ли ее пропеть?

Выделение нового звука в слове.

Скажите, может ли буква В,в обозначать 2 звука, если да, то какие?

С одной задачей мы с вами справились, давайте оценим свою работу. Покажите ваши смайлики.

Улыбочка- я справился и понял

Безразличие - я плохо понял, были затруднения

Грусть – я ничего не понял

Пропеть ее нельзя

Вода, воротник, велосипед, веселье

Коммуникативные: Умение слушать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные: Умение оценивать свою деятельность

5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

А теперь ребята, приступаем к следующей задаче. Перед вами 2 слова, в которых есть наша новая буква. 2 человека выходят к доске, а остальные ребята поработают на парте с помощью своих квадратиков для схем.

Проверка полученного результата.

Характеризуем каждый звук в слове, проговариваем по слогам слово, ставим ударение в слове.

С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!

2. Введение в тему урока.

Отгадайте загадки:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)

Сероватый, зубоватый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Как вы догадались, что это волк?

Что ещё вы знаете о волке?

Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! У нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки "Иван- царевич и Серый волк". В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить новую букву. (показ репродукции картины Васнецова).

3. Фонетическая разминка.

Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.

(1слайд) А О И Ы У Э

Что общего у этих букв? (гласные).

Почему вы считаете, что это гласные буквы?

Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.

А какая буква среди данных будет "лишней" и почему? ( буква и, т.к. обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.

А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

Ля-:(ля), сё-:(со), ту-:(тю), те-:(тэ), да-:(дя), ди-:(ды) и т.д.

И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).

Как дует ветерок? ( вью-вью:)

Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)

Как дрожат от холода? (в- в -в)

Какие звуки слышались в ваших ответах?

Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

Чему будем учиться?

5. Звуковой анализ слов "ветка", "волна".

В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует-бежим по воде. (волна)

Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.

Какая схема подойдет к слову "волна"? (правая).

Почему не подходит левая? (второй звук "Э").

Проведём звуковой анализ слова "волна". (один ученик у доски, остальные за партами).

Разделим на слоги, найдём ударный слог.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).

Давайте проведём звуковой анализ слова "ветка". (один ученик у доски, остальные за партами).

Посмотрите на схемы данных слов.

Что у них общего?

Чем они различаются?

6. Игра "Живые звуки".

А сейчас поиграем в игру "Живые звуки". Со словом "ветка" ( у учащихся на партах карточки с буквами этого слова).

К доске выходит ученик, у которого на парте буква, обозначающая звук "т";

Сможем прочитать слово? Почему?

Займите буквы свои места в слове "ветка".

Давайте прочитаем слово хором.

  • садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;
  • мягкого согласного звука;
  • гласного безударного звука;
  • третьего согласного звука;
  • четвёртого согласного звука.

Давайте поиграем в игру "Кто больше назовёт слов, начинающихся с согласного звука "в", "вь".

7. Знакомство с буквой.

Назовите ещё раз первый звук в слове "волна".

Дайте его характеристику.

Назовите первый звук в слове "ветка".

Дайте его характеристику.

Кто скажет, с помощью какой буквы обозначаются на письме звуки "в","вь".

Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)

А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).

Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.

Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!

8. Работа в тетради "Я учусь писать и читать".

Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.

Что у вас получилось? (вертолёт).

(Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).

Давайте прочитаем слова хором.

9. Работа по учебнику.

1) Чтение слогов хором.

Прочитаем вместе слоги с буквой "в".

Прочитаем только те слоги, где буква "в" обозначает мягкий согласный звук.

Прочитаем только те слоги, где буква "в" обозначает твёрдый согласный звук.

2) Дифференцированная работа.

А сейчас ребята, которые умеют хорошо читать, читают текст учебника на с. 117 "Одна буква", а остальные ребята работают по доске (слайд 4), читаем вместе слова с изученными буквами.

Читаем слова хором.

Читаем по столбикам.

Прочитаем только те слова, в которых буква "в" обозначает мягкий согласный звук; твёрдый согласный звук.

Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами; с тремя слогами;

Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).

А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?

Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).

3) Расшифровка слов.

Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.

Прочитайте слово на левой таблице (волос).

Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

Назовите получившееся слово (слово).

Прочитайте слово над правой таблицей (навес).

Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

Какое слово получилось? (весна).

4) На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.

Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).

Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).

Что общего у этих слов?

Вот кончается урок.
Все старались, не ленились
И чему-то научились.

Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?

Дайте характеристику данных звуков.

Что было для вас самым трудным?

И последнее. У вас на партах карточки- настроения.

Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.


Класс: 1 класс.

Предназначение: изучение нового материала.

Оборудование: азбука Горецкого, слоговая таблица (см. приложение), слоги, слова, схемы слов, раздаточный материал, презентация.

Методическое обеспечение: Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2009. – 107с.

Упражнения на развитие координации движений и графических навыков необходимы не только для развития координации, но и для развития другого полушария. Поэтому все упражнения выполняются двумя руками одновременно.

Разработка урока обучения грамоте, 1 класс

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [в], [в , ] и буквами В, в.

Задачи урока:

Уметь вычленять в речи согласные звуки [в], [в , ], обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке.

Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

Развивать умение давать звукам [в], [в,] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

Воспитывать интерес к разным видам спорта.

- Прозвенел звонок. Начинается урок!

Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.

- Дети, посмотрите, кто к нам прилетел на урок? (Мудрая сова.) (Слайд 2.)

- Как вы думаете, что она нам принесла? (Задания, новую букву.)

- Назовите все гласные, с которыми мы уже познакомились. (А, о, и, ы, у) – ученики выставляют на классное наборное полотно.

- Почему их назвали гласные? (Они поются; когда произносим, не встречают преграды.)

- Давайте хором споем. (Дети поют.)

-А с какими согласными мы уже знакомы? (Н, с, к, т, л, р) – ученики выставляют на классное наборное полотно.

- А почему их назвали согласные? (Когда поизносим, встречают преграды; нельзя спеть.)

- А теперь давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги. (Чтение слоговой таблицы с изученными буквами. Учитель показывает на слог – дети читают.) (Слайд 3.)

- А кто мне скажет, как называлась наша дыхательная гимнастика? (Сова.)

- А какой третий звук в этом слове? ([в])

- Кто же догадался, какой звук мы сегодня будем изучать? Что нам приготовила Мудрая сова? (Звук [в].)

- Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт? (Да.)

- Так вот, вместе с Мудрой совой мы отправимся на стадион. (Слайд 4.)

Формирование новых понятий и способов действий.

- Посмотрите, это кто нас встречает? (Вратарь, на доске картинка.)


- Давайте хором произнесем слово. (Вратарь.)


- Разделим на слоги. (Вра – тарь.) На доске появляется схема:

- Давайте поставим ударение. Позовите слово.

- Сколько слогов в этом слове? (Два.)

- Произнесите первый слог. (Вра.)

- Выделите первый звук. ([в])

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный.)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды.)

- А он твердый или мягкий? (Твердый.)

- Звонкий или глухой? (Звонкий.)


- Каким цветом обозначим? (Синим.)

- Произнесите слияние. (Ра.)


- Какое слияние? (Твердое.)

- А теперь произнесите второй слог. (Тарь.)

- Произнесите слияние. (Та.)

- Какое оно? (Твердое.)

- Произнесите последний звук. ([р , ])

- Какой он? (Согласный, мягкий.)

- Каким цветом обозначим? (Зеленым.)


На доске схема:

- Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке.)

- Прочитайте с ударением.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

И на месте побежали.

Формирование новых понятий и способов действий.

Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ.

Применение знаний, формирование умений и навыков.

- Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в]. (Вова, волосы, корова, диван.)

- Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы.)

- Молодцы! Мудрая сова очень довольна!

- С каким же звуком мы с вами познакомились? ([в], [в,])

- Мудрая сова принесла букву, которой мы и будем записывать этот звук.

Посмотрите на доску (на слайд). (Слайд 6.)

- Давайте покажем Мудрой сове, как мы умеем читать слоги с новой буквой.

(На доске или на слайде записаны слоги.) (Слайд 7.)


- Найдите и прочитайте слоги, которые соответствуют схеме (учитель показывает на схему.)

- Давайте прочитаем слова. (Вова, Слава.)

- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена.)

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Работа по азбуке. Упражнение в чтении слов.

- Откройте азбуку (с. 75.)

- Что написано в столбиках? (Слова.)

- Будем читать по цепочке.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

- А теперь прочитаем по цепочке текст.

Упражнение в распознавании буквы В.

(Дети получают карточки с заданием от Мудрой совы. Необходимо найти и обвести кружком букву В.) (Слайд 8.)

- Дети, Мудрая сова еще принесла каждому из вас задание. Среди этих букв вы должны найти букву В и обвести в кружок. Вот так:

- При выполнении задания вы должны быть очень внимательными. Кода я позвоню в колокольчик, вы завершите работу. (Примерно 1 минута) – проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью. Ответы: 1 строка – 4; 2 строка – 4; 3 строка – 4.

- Какие гласные мы выставляли в начале урока на наборное полотно? (Упражнение на развитие долговременной памяти.)

- С какими звуками познакомились? ([в], [в,])

- А какой буквой обозначаем эти звуки? (Вэ.)

- Какие трудности испытали?

- Встаньте, кто считает, что потрудился хорошо?

Приложение 1.

Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте по УМК "Начальная школа 21 века".

Цели: познакомить с буквой В и звуками в, вь;

развивать фонематический слух.

2.Создать условия для формирования навыка чтения вслух; развития речи, памяти и логического мышления.

3.Развивать умение давать характеристику звукам в, вь.

-С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

2.Введение в тему урока.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)

Телят, ягнят ищет. (волк)

-Как вы догадались, что это волк?

-Что ещё вы знаете о волке?

3. Фонетическая разминка.

-Давайте в начале урока проведём фонетическую разминку.

(1слайд) А О И Ы У Э

-Что общего у этих букв? (гласные).

-Почему вы считаете, что это гласные буквы?

-Давайте прочитаем эти буквы сначала медленно, с интонацией радости, с интонацией удивления, с интонацией страха.

-Давайте прочитаем слоги с изученными буквами.

-А сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

Ля-…(ля), сё-…(со), ту-…(тю), те-…(тэ), да-…(дя), ди-…(ды) и т.д.

-И последнее задание фонематической разминки. Ответьте на мои вопросы хором (3 слайд).

-Как дует ветерок? ( вью-вью…)

-Как воет зубопротезная машина? (в- в- в)

-Как дрожат от холода? (в- в -в)

-Какие звуки слышались в ваших ответах?

-Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на сегодняшнем уроке?

-Чему будем учиться?

В тихую погоду нет нас нигде,

Как ветер подует- бежим по воде. (волна)

-Рассмотрите на с. 116 учебника схемы.

-Разделим на слоги, найдём ударный слог.

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, что это? (ветка).

-Посмотрите на схемы данных слов.

-Что у них общего?

-Чем они различаются?

-Сможем прочитать слово? Почему?

-Давайте прочитаем слово хором.

-А сейчас буквы займут свои места в том порядке, котором я скажу.

-садится на место ученик, у которого буква ударного гласного звука;

-мягкого согласного звука;

-гласного безударного звука;

-третьего согласного звука;

-четвёртого согласного звука.

7.Знакомство с буквой.

-Дайте его характеристику.

-Дайте его характеристику.

-Сегодня Серый волк дарит нам букву в (карточка с буквами)

-А сейчас давайте пофантазируем. На что похожа буква В (ответы детей).

-Послушайте, какие стихи сочинили о букве В поэты.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

-Раскрасьте только те участки рисунка, на которых видите букву в.

-Что у вас получилось? (вертолёт).

(Для тех, кто уже раскрасил иллюстрацию, задание ниже, изменяйте буквы, записывайте получившиеся слова).

-Давайте прочитаем слова хором.

9.Работа по учебнику.

1)Чтение слогов хором.

-Читаем слова хором.

-Читаем по столбикам.

-твёрдый согласный звук.

-Среди данных слов, найдите и прочитайте слова с двумя слогами;

-с тремя слогами;

- Какие слова мы не прочитали?(винт, велосипед).

-А сейчас давайте узнаем у учащихся, которые читали рассказ, почему он так называется?

-Чему учит этот рассказ? (быть внимательным, не путать буквы в словах).

3) Расшифровка слов.

-Давайте поработаем с таблицами внизу на с. 116.

-Прочитайте слово на левой таблице (волос).

-Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

-Назовите получившееся слово (слово).

-Прочитайте слово над правой таблицей (навес).

-Поставьте буквы в таком порядке, который дан в таблице.

-Какое слово получилось? (весна).

4) -На с.117 смотрим задание, которое нам приготовила мудрая сова.

-Что нужно сделать? (соединить части слов и прочитать получившиеся слова).

-Какие слова у вас получились? (водолаз, ванна, вода).

-Что общего у этих слов?

-Вот кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

-Расскажите, что нового мы узнали на уроке, с чем познакомились?

-Дайте характеристику данных звуков.

-Что было для вас самым трудным?

-И последнее. У вас на партах карточки- настроения.

Покажите мне ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.

Читайте также: