Конспект урока наше отечество 4 класс перспектива

Обновлено: 02.07.2024

Цель: воспитание любви к Родине, уважение к её истории.

Задачи:

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: слушают и слышат других, допускают возможность существования различных точек зрения, формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению в совместной работе, задают вопросы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные: понимают, что у человека одна Родина, проявляют интерес к истории России.

Ход урока

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к деятельности

Все сумели мы собраться,
За работу нужно дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Тем, кто любит приключенья,

я открою свой секрет:

ничего на свете нет!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно выполнить задание.

Ø Ребус: Р 1 а ,

Ø Собрать слово из перепутанных слогов ро-на-ди.

-Что вы знаете о России? Что узнали на уроках в этом году?

-Какие символы нашего государства вы знаете?

- Назовите столицу нашей Родины.

- Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

- А как по-другому мы можем назвать Родину, какие ещё слова, близкие по значению, вы знаете?

(Отечество, Отчизна, Россия, Русь)

Отгадывают ребус - Родина, составляют слово – родина.

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают и объясняют.

Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи

- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

Откройте учебник стр.86 и определите точнее тему нашего урока.

- Какие задачи определим на урок?

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать…

Вы назвали Россию Родиной, Отечеством.

А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…

2. Ответить на вопрос … (есть ли разница между словом Родина и Отечество)

Формируют учебную задачу урока

Изучение нового материала

– Как вы думаете, у человека одна Родина или несколько?

-У вас разные мнения.

Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику с. 86-87.

– Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы.

- Прочитайте, кто автор этого текста?

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог. Ушинский написал много рассказов и сказок для детей.

- С одним из них мы сегодня познакомимся.

Рассматривают портрет, годы жизни, читают краткую информацию о К.Д. Ушинском.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущие методы урока – словесный, частично-поисковый, иллюстративный, эвристический метод (построение четкой системы вопросов).

Урок направлен на воспитание интереса к познанию окружающего мира, патриотических чувств, уважение к историческому наследию своей страны.

Аннотация урока

Ведущие методы урока – словесный, частично-поисковый, иллюстративный, эвристический метод (построение четкой системы вопросов).

Урок направлен на воспитание интереса к познанию окружающего мира, патриотических чувств, уважение к историческому наследию своей страны.

Тема: Обобщающий урок. История Отечества. Проверочная работа №4

Задачи: обобщить знания учащихся, систематизировать и обобщить представления учащихся по истории Отечества, проверить прочность усвоения предметных и метапредметных знаний и умений по изученным разделам; знание основных событий в истории своего государства, происходивших в XX в., умение соотносить событие, дату и век, умение восстанавливать хронологическую последовательность событий.

Развивать наглядно-образное мышление, память, внимание, связную речь, навыки самоконтроля.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, патриотические чувства, уважение к историческому наследию, интерес к учебному предмету.

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Начинаем мы опять по страницам истории шагать.
Чтобы всё понятным стало, потрудиться надо немало.

И не досуг дуть нам на корабль бумажный,

Сегодня у нас в классе урок уж очень важный.

Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

Актуализация изученного

Прежде, чем начать наш урок, давайте вспомним, что такое история?

Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас

Целеполагание

Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется?(Путешествие в прошлое России). Сегодня на уроке мы обобщим сведения об истории нашей родины. Чем они могут быть полезны для вас?

- А начать наш урок я хотела бы с высказывания Александра Христофоровича Бенкендорфа: (СЛАЙД 1)

"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение"

Александр Бенкендорф,

шеф корпуса жандармов

- Как вы понимаете это высказывание? Что Александр Христофорович хотел этим сказать?

- Изучая историю нашей страны, мы неоднократно подтверждали мысль об удивительном прошлом нашей страны. Думаю, наше сегодняшнее обобщение поможет нам убедиться в том, что именно это прошлое лежит в основе будущего страны.

- Чему посвятим урок?

- Какие учебные задачи поставим перед собой на урок?

От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений.

Определение темы, формулирование учебных задач

Систематизация знаний

1. Работа с лентой времени.

1) Давайте вспомним, какие эпохи мы рассматривали, изучая историю? Расположим их в хронологическом порядке. (На доске в столбик расположены названия эпох:

Древний мир 2

Новейшее время 5

Средние века 3

Первобытная эпоха 1

Новое время 4

(Дети располагают их в правильном порядке, отворачиваются даты.)

2) Работа в парах.

На столе у вас лежат листы с определёнными значимыми событиями, происходящими в нашей стране. Вам нужно подумать и изобразить это событие небольшой пиктограммой, т.е. схематически, вспомните дату этого событие и определите его место на ленте истории. (Приложение 2)

Крещение Руси

Основание Москвы Юрием Долгоруким

Ледовое побоище

Куликовская битва

Основание Санкт-Петербурга Петром 1

Открытие Московского университета

Нашествие Наполеона на Россию

Освобождение Москвы ополчением от поляков

Великая Отечественная война

Первый полёт человека в космос

3) Посмотрите на нашу ленту времени. Какие эпохи остались без событий? (Первобытная эпоха и Древний мир)

Значит ли это, что в эти эпохи нашей страны не существовало? (Нет, Первобытная эпоха представлена несколькими стоянками первобытных людей, наиболее древней из которых считается Мысовая стоянка на Южном Урале. Там находят предметы 10-12-тысячелетней давности.)

Что вы можете сказать о жизни славян в Древнем мире?

2. Средневековая Русь.

Давайте вспомним основные события, которые происходили в эту эпоху, поиграв в исторического лото. У вас на партах фишки домино: карточки, разделенные пополам. Слева находится ответ на предыдущий, чужой, вопрос, а справа – новый вопрос. (Приложение 1)

Перед просмотром: - Как изменялась Москва со временем? Какой вы представили себе Москву? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2)

3. Новое время.

1) Установите соответствие между датами и событиями (СЛАЙД 6)

2) Прочитайте высказывание следующим образом: начинайте читать с буквы Т по стрелке через два кружка. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом в нижней. Завершит фразу слог, помещенный в центральном кружке. (СЛАЙД 7)

3)Какими техническими изобретениями знаменито окончание Нового времени? Посмотрите на чередование слайдов, какие технические новшества вы запомните? (СЛАЙД 10)

4. Новейшей время

Историки определяют начальную границу Новейшего времени – это 1900 год. Почему нет его окончания? От нас с вами зависит, какие краски впишет история в эту эпоху – радостные. Светлые или мрачные, трагичные.

Какое событие, произошедшее в эту эпоху, лично вы назвали бы самым важным? Давайте просмотрим видеоролик. Посмотрите на поведение людей на нем, их настроение и скажите, почему именно это событие в нашей стране названо наиважнейшим? (День Победы)

Как ваша семья собирается отметить этот праздник?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Литературное чтение, 4 класс

Тема: Наше Отечество.

Сравнение текстов о Родине

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

III . Актуализация знаний

Ребята, прочитайте стихотворения о Родине.

- Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. ( Россия, Отечество, отчизна.)

- Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. ( Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)

IV . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Определите тему и цели урока:

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?

Вслух дети читают задания и разгадывают их.

Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. ( Березка)

Издалека долго
Течет река (Волга)

В летний зной хорошо напиться из него водицы ( Родник)

Самые маленькие в семье ( Дети)

Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)

Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. ( Мама)

Учитель. Какое слово вы разгадали?

Работа по теме урока

Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.

Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)

О какой Родине говорит нам автор?

- Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?

- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)

Какой вы представляете себе свою Родину?

- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Своя сторона не бывает холодна.

Народной стороне и камешек знаком.

Творческое применение и добывание знаний

Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.

(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)

Перечитайте оба произведения.

(Дети перечитывают тексты вслух.)

Что значит для вас слово Отечество ?

Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?

Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.

Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал.

На этом уроке я похвалил бы себя за.

После урока мне захотелось.

Сегодня я сумел.

Подведение итогов урока

Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?

Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока),

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

III. Актуализация знаний

- Ребята, прочитайте свои сочинения о Родине.

- Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)

- Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)

- Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)

- Определите тему и цели урока, рассмотрев с. 58—59 учебника.

IV. Работа по теме урока

- Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.

- Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение текста учителем.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.

(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)

— Перечитайте оба произведения. (Дети перечитывают тексты вслух.)

— Что значит для вас слово Отечество?

— Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?

— Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?

Домашнее задание

Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

по литературному чтению

Подготовила: учитель начальных классов

Корниенко О.Н.

Цель: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

предметные: умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р – умение откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока),

П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова,

К – осмысление правил взаимодействия в паре;

личностные: формирование системы нравственных ценностей.

Организационный момент

Звучит песня Матусовского "С чего начинается Родина". (Слайды)

- О чем эта песня?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О родине, о родном крае)

- Как еще называют нашу родину? (Россия, Отечество, отчизна)

Речевая разминка

Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
(Слайд 1)

- Прочитайте шепотом и медленно,

громко и уверенно

- Прочитайте с ускорением;

III. Актуализация знаний

-Откройте учебники и прочитайте произведения, которые вы подготовили дома для выразительного чтения.
1)Выразительное чтение произведений о Родине. ВЗАИМООЦЕНКА

(Ошибки, выразительность, темп чтения, способ чтения)

Вопросы в учебнике.

2)Рисунки родного края.

Вы рисовали рисунки, на которых изобразили уголки родного края.

-Расскажите, какой уголок родного края вы нарисовали (показ рисунков).

3) Рассказывание наизусть пословиц о родине

-Расскажите пословицы о родине

IV. Работа по теме урока

1.Постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с. 60-61. Рассмотрите их внимательно. Как называются произведения, которые мы сегодня прочтем?

Сначала познакомимся с жизнью и творчеством Николая Михайловича Языкова.

Портрет (Слайд )

- Родился Николай Михайлович Языков 4 марта 1803 года на Волге в Симбирске (сегодняшний Ульяновск) на Московской улице, в доме деда по материнской линии Александра Федоровича Ермолова. Дом, где родился поэт, - один из лучших старинных домов в городе, он сохранился до наших дней; сейчас в нем располагается городской военный комиссариат, а на фасаде устанавливают мемориальную доску. (Слайд )

Отец поэта Михаил Петрович Языков, оставив военную службу в звании гвардии прапорщика, посвятил себя устройству усадьбы. Матерью поэта была Екатерина Александровна Ермолова, родственница Алексея Петровича Ермолова, генерала, который прославился в Отечественной войне 1812 года.

Учиться будущий поэт начал дома, а в двенадцать лет его отдали на воспитание в Петербург. Продолжил образование Николай Михайлович в Дерптском университете (ныне г. Тарту "Эстония), который считался в те времена одним из лучших учебных заведений России.

В детские годы по-настоящему развернулся его талант. В этот период были созданы лучшие стихи. Они стремительны, задорны. "Вдохновенный" - таково его прозвище в кругу друзей.

Летом 1826 года в Тригорском Языков познакомился с А. С. Пушкиным, который жил в ссылке по соседству, в селе Михайловском. До личной встречи поэты переписывались в стихах.

Он очень гордился дружбой с Пушкиным.

В 1838 году по совету врачей Языков уехал для лечения за границу. Там он прожил около пяти лет, сильно тоскуя по родине.

Но ни в Симбирск, ни в Языково поэт больше не вернулся. Последние три года жизни он провел в Москве, где умер 26 декабря 1846 года (7 января 1847 года).

-Послушайте стихотворение, которое написал Языков (Аудиозапись). Слушая, подчеркивайте слова, которы нужно выделить логическим ударением.

-Определите тему произведения. (О любви поэта к родному краю)

- Определите главную мысль. ( Ничего не может быть милее и бесценнее родного края)

4. Анализ первичного чтения

- Каким словом поэт называет родной край? (Бесценным)

- Как объясните значение данного слова?

- Подберите синонимы? (Очень дорогой, не имеющий цены).

- Чем же мила поэту Родина? Какие слова доказывают любовь к родине? (Он говорит, что там все лучше и прекрасней)

-Какие литературные приемы использует автор? (эпитеты - весна златая, легкий ветерок, бесценного родного края; сравнения дни как молния летят)

V. Физминутка

Родина – хлопать 3 раза

Россия – топать 3 раза

IV. Продолжение работы по теме урока

Подготовка к первичному чтению

Чтение трудных слов по слогам (на доске)

Бесценного, весна златая, счастие, холмы,сладострастнее

- Какие слова при чтении необходимо выделить логическим ударением? (Милее, светлее, радостней

- Назовите рифмующиеся строки.

- В каком темпе будете читать? (Умеренный)

- С какой интонацией? (с интонацией восхищения)

-Передайте интонацию доверительной беседы.

3. Чтение про себя

4. Чтение вслух (САМООЦЕНКА , карточки)

5. Беседа по содержанию.

- Какие чувства вызывает у вас стихотворение? (чувства любви к родному краю)

- Какую картину нарисовали бы к стихотворению, если бы были художниками? (

- Можно ли сказать, как автор относится к родному краю? (Он любит свой край)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Написать глазами слово Дом - Родина – закрыть глаза на 5 секунд – Россия – посмотреть вдаль -Русь

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ ( 19 сентября 1936 – 1996).

Читайте также: