Конспект урока наш край в древности

Обновлено: 08.07.2024

Краеведческие материалы, экспозиции школьного музея, материалы экскурсионных поездок и походов по родному краю, интернет-ресурсы и др.

Домашнее задание

Найти дополнительную литературу об истории и культуре жителей нашего края в далёком прошлом. Составить список книг для чтения, ресурсов Интернета.

Родословие, или, по-научному, генеалогия, изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Составьте генеалогическую схему своей семьи

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Почему надо изучать историю своей малой родины? Что вы знаете об истории нашего края в самые далёкие времена? Что такое культурное наследие? Что, на ваш взгляд, включает в себя историческая память людей, живущих на территории нашего края?

Формулировать выводы на основе заинтересованного и уважительного отношения к истории родного края

Ориентационный (актуализации/повторения)

Где территориально расселялись народы, живущие в настоящее время в нашем крае? Каковы были природные, климатические условия? Как они влияли на занятия, быт, верования древних людей? Какие языковые семьи представляют народы нашего края, вашей семьи?

Получать информацию из различных источников, обобщать её, делать выводы.

Использовать приёмы составления генеалогических таблиц, картотек

Работа с картой

Содержательно-операционный

Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов.

Свободно владеть и оперировать программным учебным материалом для изучения истории региона, города, села.

Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи, контролировать эмоции

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Оцените представленные проекты одноклассников. Что нового по истории и культуре родного края вы узнали? Чему научились? Каким способом можно обогатить ваши краеведческие знания? Составьте собственные задания по теме урока

Обсуждать и оценивать результаты деятельности и достижения — свои и одноклассников.

- формировать стойкий интерес учащихся к изучению истории и культуры малой родины;

- расширить и углубить знания по истории и края;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Предварительная подготовка : оформление сцены, карта Заинского района, политическая карта Республики Татарстан, приглашение гостей.

Оборудование : мультимедийный проектор, слайды, экран, микрофон, выставка книг и рисунков.

(Рассказ сопровождается работой с картой и демонстрацией слайдов).

Вот наш родной Заинск, водохранилище на древней реке Зай, ее холмистый правый берег, заросший лесом. Вьется голубой лентой асфальтированная дорога, а дальше - поля, перелески, луга, опять поля. Все знакомо, обыденно вечно. Не задумываешься, а как же было здесь 500, 1000 лет тому назад и раньше?

Какие народы населяли берега Зая?

На каком языке они говорили?

Чем древние люди занимались?

Когда был основан наш любимый город?

Какой след оставили наши предки в истории в разные исторические эпохи?

Вот круг вопросов, вокруг которых пойдет наш разговор.

1 экскурсовод По заливным лугам речной долины, мерно покачивая изогнутыми бивнями, пасется небольшая группа мамонтов. В багровых лучах заходящего солнца длинные бурые клочья их шерсти почти спиваются с густой травой. Чуть дальше, на востоке, стадо северных оленей спешит к реке на водопой. А на противоположном берегу, несколько ниже по течению, уже насытилась живительной влагой семья шерстистых носорогов, головы которых увенчаны двумя разными по величине великолепными рогами. Со стороны увалов, покрытых кустарником и низкорослым лесом, доносится приглушенный рев пещерного медведя. Вероятно, царь зверей чем-то недоволен. Вздрагивая всем телом и низко опустив рогатые головы, тревожно прислушивается стадо овцебыков.

Ведущий. Это не разгулявшаяся моя фантазия. О наличии такого богатого животного мира в далеком прошлом свидетельствуют многочисленные находки костей мамонта и других ископаемых - представителей животного мира в долине Зая при строительстве Заинской ГРЭС, в гравийном карьере, что у третьей Бугульды, да и не только здесь.

2 экскурсовод Природно-климатические условия Восточного Закамья для первобытных коллективов скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей были благоприятными для жизни. В низовьях рек Шешмы, Зая и Ика раскинулись широкие пойменные луга, богатые кормами для

скота. Реки были полны рыбой, охотничьи угодья – дичью. Поэтому неудивительно, что практически здесь везде сохранились следы поселений древнего человека.

2 экскурсовод В начале 50-х годов 20 века в районе деревни Гулькино была обнаружена стоянка древнего человека эпохи неолита – это 4-3 тысячелетие до н.э. или 5-6 тысяч лет тому назад. Среди останков человека обнаружены женские украшения - бусы из белого камня. Некоторые могилы посыпаны красной или желтой охрой, что косвенно свидетельствует о зарождении религиозных представлений у древнего человека.

В те давние времена берега Камы и ее притоки осваивали финно – угорские племена, предки коми, удмуртов, марийцев, мордвы, и венгров.

Ведущий. А откуда у вас такие интересные сведения?

3 экскурсовод На территории Заинского района в 70-х годах ученые археологи Р.С.Габишев, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин, Р.Г.Фахрутдинов и наш земляк Ф.М.Хузин и другие провели археологические раскопки.

Ведущий. Что нового узнали ученые археологи о наших предках?

3 экскурсовод На Заинской земле оставила много следов срубная культура. Это 15-12 века до н.э. или 3,5 тысяч лет тому назад. Племена этой культуры занимали территорию от Урала – на востоке до Днепра – на западе. Она характеризуется широким применением в хозяйстве бронзы.

Ведущий Чем занимались люди этой археологической культуры, и почему ученые их так странно называют?

4 экскурсовод Основным занятием людей срубной культуры являлось скотоводство и охота. Наряду с этим они занимались и подсечно – огневым земледелием. Вырубали лес, выкорчевывали пни, сжигали сухие деревья, а затем после рыхления земли производили посев. Ученые называют данную археологическую культуру срубной по типу захоронений. Своих умерших представителей древние люди хоронили в деревянных срубах – могилах.

Фрагменты глиняной посуды срубного типа - каменное пряслице и два бронзовых серпа были обнаружены на мысу речки Авлашки в деревне Карманово. Бронзовый серп срубной культуры был найден в деревне Бегишево. В деревне Тонгузино местным жителем В.В.Воробьевым при копке огорода обнаружено бронзовое тесло – топор с поперечным расположением лезвия.

5 экскурсовод На холме Старого Заинска местными школьниками Ришатом и Ринатом Гатауллиными найдены бронзовый наконечник копья и массивная бронзовая игла для шитья одежды. Эти предметы сегодня находятся в нашем краеведческом музее.

Кроме того, казанскими учеными археологами было обнаружено много черепков глиняной посуды на речке Именлинки близ деревень Именлебаш, Малое Пальчиково, а также в деревнях Верхние Шипки, Аксарино, Первая Бугульда, Светлое Озеро, Новое Маврино, Новый Такмак, Старое Пальчиково.

На смену племенам срубной культуры пришли племена ананьинской культуры (с 8 века до н.э. по 3 век н.э.). При них установились тесные торговые связи нашего края с племенами Сибири и Кавказа, скифами и сарматами.

1 экскурсовод Значительный след в истории Заинской земли оставила иминьковская культура, существовавшая около 1200-1500 лет тому назад. Иминьковцы были оседлыми племенами, занимались пашенным земледелием, скотоводством, ремеслом, производством железа, керамики, ювелирных изделий из бронзы и золота. Кузнецы в совершенстве владели искусством ковки и сварки, изготовляли орудия труда и оружие – мечи, серпы, топоры, удила. Жили иминьковцы в полуземлянках из бревенчатых срубов. Надо признать, что в строительстве они уступали племенам ананьинской культуры. У иминьковцев, как и у славян, существовал культ сожжения умерших.

Ведущий Чем еще знаменита в истории наша Заинская земля ?

2 экскурсовод В1965 году экспедиция Р.Г.Фахрутдинова близ деревни Старое Пальчиково обнаружила городище древнего человека. Ученые после кропотливой работы дали однозначный ответ – это городище именьковской эпохи. Укрепления состояли из глубоких рвов насыпных земляных валов, на которых стоял частокол из бревен. Земледельческое население жило в селищах. В крепостях, служивших для защиты всего окрестного населения от врагов, селились

ремесленники и военно – племенная знать. В случае опасности все население укрывалось за стенами городища. Такое же городище обнаружено у деревни Самарцево. Следы иминьковцев выявлены и близ деревни Новое Маврино.

3 экскурсовод Именьковские племена не были единственными жителями наших мест в предбулгарский период. В непосредственной близости с ними жили мадъяры - древневенгерские племена, объединенные в союз под названием Магна Хунгария (Великая Венгрия). Во время строительных работ был разрушен древний могильник. Он находится между населенными пунктами Кабан - Бастрык (Заинский район) и Шигаево (Сармановский район). В древнем могильнике были найдены серебряные маски – характерная черта захоронений древних венгров.

Ведущий. Венгры в Среднем Поволжье? Неужели их родина здесь? Почему и как венгры оказались на Дунае?

4 экскурсовод Да, родина венгров находится в Волго – Камье. Приход в наши края булгарских племен из низовьев Волги прервал процесс образования государственности у мадъяр. Уже в начале 9 века тюрки начинают теснить древневенгерские племена. В 889 году последние навсегда покинули свою Родину и основали свое государство на Дунае – Венгерское королевство.

1 экскурсовод Вероятно, на булгарский период приходится основание Заинска - сторожевого поста на дальних подступах к восточной границе Булгарского государства. По стратегическим соображениям лучшего места для крепости поблизости подобрать было трудно. Высокий холм на берегу реки, с трех сторон окруженный водами Зая и Ирни, позволял защитникам просматривать местность во все стороны на многие километры .

2 экскурсовод Географическое положение Заинска было чрезвычайно удачным. Так академик-историк Ю.В.Готье в свое время утверждал, что одна из ветвей великого шелкового пути пролегала, вероятно, в междуречье рек Зай и Ирня и заканчивалась в городе Сюдуме (Елабуге), который был древнейшим торговым центром на Каме. Сюда везли из Китая и Средней Азии шелка и другие дорогие ткани, а с Камской земли вывозили "зверя" - меха. Развивалась и культура. Где-то здесь, в низовьях Зая (предположительно в селении Шингальчи), родился и умер великий булгарский поэт Кул Гали. Им была написана известная всему культурному миру поэма - "Кыссаи Йусуф".

3 экскурсовод Наш край был свидетелем многих исторических событий, наложивших отпечаток не только на историю России, но и на историю всей Европы. Среди них поход Бату хана на Запад, горечь поражений и неудач от монголов, потеря свободы и независимости Волжской Булгарии. Был свидетелем величия Джучиева Улуса, входил в состав некогда могущественного Казанского ханства .

Ведущий. А какова история возникновения нашего города? Когда и при каком правителе Заинск был основан?

3 экскурсовод История основания нашего города связана со временем правления Алексея Михайловича Романова. Через сто лет после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным правительство Алексея Михайловича приступило к строительству Закамской оборонительной черты. Она должна была защитить юго – восточные границы Московского государства от набегов ногаев, башкир, киргиз- кайсаков и калмыков.

4 экскурсовод Вот отрывок из указа царя о строительстве Закамской оборонительной черты.

Вот отрывок из другого документа об основании нашего города:

« Река Зай течет из степи в Русскую сторону и впала в Каму реку. От реки Зай от мосту до города Заинскова двести семьдесят сажен. Город Заинской рублен тарасами, а в нем с проезжими вороты

Ведущий. Что же собой представлял в XVII веке Заинский острог?

5 экскурсовод Крепость занимала площадь около трех гектаров и имела форму прямоугольника с шестью деревянными башнями. Из них четыре- угловые глухие, а две посередине проезжие с воротами. Стены собраны из сосновых бревен, двойные, между которыми была засыпана мелкая щебенка. Толщина стен составляла более четырех метров и высотою с надстройкой до восьми метров.

У стен расположились две слободы Овчинная и Польская. Вокруг города и слобод были устроены надолбы в два ряда. Первые поселенцы – это сто челнинских стрельцов с семьями, расселившихся в 81 дворе Овчинной слободы. Вскоре в 1654 году сюда перевели из Смоленска пленных польских шляхтичей – 81 человек, тоже с семьями, которые поселились в отдельной слободе, назвав ее Польской.

Ведущий. А знаете ли вы имена первых жителей нашего города?

1 экскурсовод Да, знаем Вот имена первых служилых людей в Заинске. Иван Барташов, Иван Шестаковский, Олеско Иванов, Семен Лопатин, Савельев Бутвоха, Ерем Барыцкий, Федор Веселковский, Семен Иванов, Иван Новицкий, Данило Савин, Федор Андреев, Илья Колотинский.

В 1656 году в Заинске проживала 181 семья.

Заинская крепость неоднократно подвергалась нападениям со стороны ногаев и башкир. Одно из них (декабрь 1707 г.) закончилось трагически. Крепость была взята и сожжена.

Ведущий. Какими событиями запомнились 18 – 19 столетия в нашем крае?

3 экскурсовод В канун крестьянской воины (1773 г.) под руководством Е. Пугачева в Заинске было уже 512 дворов, в которых проживало около одной тысячи душ мужского пола. Заинск и окрестные деревни приняли в ней самое активное участие. Более 20 сел и деревень, среди них Аксарино, Никольское (ныне Старое Пальчиково), Верхний Налим, Поручиково, Савалеево, Кабан-Бастрык, Урсаево и другие создали свои вооруженные отряды. Под влиянием взбунтовавшихся крестьян отставные солдаты, составляющие основной гарнизон крепости, сдали Заинск без боя (15 января 1774 года).

4 экскурсовод Но, торжество восставших было недолгим. Через два дня (17 января 1774 года)к крепости подошел правительственный отряд во главе с полковником Ю. Бибиковым. Заинск штурмом был взят. В окрестностях восстановился прежний порядок. По пятой ревизии 1795 года жители Заинска относились к категории казаков и пользовались льготами. В начале XIXвека они были переведены в разряд государственных крестьян.
5 экскурсовод В 1790-е гг. Заинск стал центром Заинской волости, в 1865 вместе с Мензелинским уездом вошёл в состав Уфимской губернии. Исторически Заинск являлся одним из важных административных центров Восточного Закамья. Во 2-й половине 19 века здесь располагались полицейский стан, волостное правление, ряд учреждений, обслуживавших соседние волости (больничный, судебный, ветеринарный и призывной участки). По сведениям 1870 года, в Заинске функционировали Крестовоздвиженская церковь (построена в 1826году), двухклассное

училище, ветряная и две водяные мельницы, 14 лавок; по вторникам проходил базар. В 1875г. здесь открыли женское училище, в 1896г. - библиотеку, в 1881 построили Богоявленскую церковь. В 1882 году открылась первая в наших краях земская больница.

Далее организуется ответы на вопросы участников встречи. Ведущий исторического путешествия подводит итог.

Адресат разработки: учащиеся 7 класса

Цель урока: Сформировать целостное представление о племенах, живших в древности на территории Северо-Запада Руси.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию целостного представления о первых жителях Северо - запада Руси.
  2. Актуализировать знания учащихся, полученные ранее.
  3. Дать возможность самостоятельно приобретать знания, делать выводы при помощи различных типов заданий.
  4. Оказать помощь не только в проведении, но и в подготовке к уроку, так как в гиперссылках представлен дополнительный материал на усмотрение учителя

Оборудование к уроку:

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке:

Сегодня мы с вами познакомимся с историей заселения нашего края в глубокой древности, когда здесь появились первые племена.

III. Объяснение нового материала

(Примечание: Материалы слайдов № 4, 5, гиперссылки на которые содержит слайд № 3, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 3 сразу к слайду № 6)

- Как же расселились эти народы по территории современной Ленинградской области? Ответить на этот вопрос нам поможет Слайд № 7 и уже знакомая нам карта на странице 4-5. Укажите на карте, где жили прибалтийско-финские народы и славяне (по южному берегу Финского залива – водь, в устье Невы – ижора, на Карельском перешейке – корела, на Северо-Востоке нынешней Ленинградской области – вепсы (весь), славяне – в Южном Приладожье и по берегам реки Волхов, в варяги – в устье реки Волхов).

Б) Слово учителя:

Итак, мы с вами выяснили, как расселились по территории нашего края его первые жители. А теперь нам предстоит узнать, каковы были их занятия. Природа нашего края не баловала людей. Редкие солнечные дни, морозные зимы, дождливая осень и короткое лето – все почти как сейчас.

В) Слово учителя:

Следующая часть нашего урока посвящена верованиям наших предков (Слайд № 9). До X века жители края верили в особую могущественную силу Природы и обожествляли ее. Как называется такая религия? (Язычество). Прочитайте текст на стр. 10-11, подчеркните в тексте, кому и чему поклонялись жители края до конца X века. Итак, на слайде мы видим русалку и водяного, лешего и домового, обереги, которые упомянуты в тексте. Но наши предки поклонялись не только богу скота Велесу, силам Природы и мифологическим существам, но и другим могучим Богам. Каким? (Актуализация знаний учащихся, полученных на уроках Истории Отечества)

(Примечание: Материалы слайда № 13 , гиперссылки на который содержит слайд № 12, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 12 сразу к слайду № 14)

Г) Следующий этап нашего урока посвящен местам расселения первых жителей нашего края (Слайд № 14). Предположите, где могли селиться люди в древние времена. Привлеките свои знания из курса 6 класса (Города-крепости, монастыри, деревни). Как вы думаете, каких населенных пунктов было больше всего? (Правильно, деревень). С жизнью деревень на территории нашего края мы познакомимся с вами очень скоро, а вот о крепостях и монастырях вы уже кое-что знаете.

(Примечание: Материалы слайдов № 15, 16 , гиперссылки на который содержит слайд № 14, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 14 сразу к слайду № 17, то есть без повторения материала о крепостях и Тихвинском Успенском монастыре)

Д) И, наконец, последний этап урока – финно-угорские племена в наши дни. Перед вами таблица, которая содержит некоторые сведения о современном состоянии этих племен (Слайд № 17). Какие выводы можно сделать из материалов таблицы? (наиболее распространенные выводы касаются неизменности районов расселения, уменьшения численности племен, крайне низкой численность племени водь, схожести флагов племен с флагами стран Скандинавии)

Современные финно-угорские племена берегут свою историю, язык, культуру. Прослушайте карельскую народную песню в исполнении хора Петрозаводского государственного университета (Слайд № 18)

Е) Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Древней Руси; соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;

Личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с учениками в классе, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты, даты, решить различные задачи и тем самым выполнить ряд заданий.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Во II в. до н. э. балтославянские племена заселили значительную часть:

1) Западной Европы 2) Центральной и Восточной Европы

3) Северной Азии 4) Поволжья

2. Языковая группа, к которой относятся предки славян:

1) индоевропейская 2) финно-угорская

3) романо-германская 4) арамейская

3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:

3) VI в. 4) VIII в.

4. В VII—VIII вв. у славян происходил переход:

1) от соседской к родовой общине

2) от родовой к соседской общине

3) к государственному устройству

4) от племенной к кровнородственной общине

5. Важное место в религии восточных славян занимал:

1) культ вещей 2) культ предков

3) культ потомков 4) культ дождя

6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв. были:

1) Чернигов, Полоцк 2) Новгород, Киев

3) Смоленск, Псков 4) Итиль, Царьград

7. Основным занятием восточных славян в VI—VIII в. было:

1) собирательство 2) животноводство

3) земледелие 4) ремесло

8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:

1) куницы 2) бобра

3) норки 4) лисицы

9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII—VIII вв. было(а) характерно(а):

1) совместная загонная охота

2) массовое использование труда рабов на земле

3) преобладание роли религии и торговли

4) совместное владение сенокосом и лесными угодьями

10. Столица Хазарского каганата:

1) Итиль 2) Ольвия

3) Пантикапей 4) Булгар

11. Соседская (территориальная) община у восточных славян:

3) вервь 4) полюдье

12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:

1) сошник 2) борона

13. Религиозный культ восточных славян в VII—VIII вв.:

1) вера в единого Бога

2) массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников

3) строительство больших каменных храмов-святилищ богам

4) поклонение деревянным изображениям богов — идолам

14. Бортничество — это:

1) охота на пушного зверя 2) рыболовство

3) собирательство меда 4) скотоводство

15. Восточно-славянские племена:

1) сарматы 2) дреговичи 3) черемисы

4) полочане 5) булгары

16. Божества, почитаемые восточными славянами:

1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор

17. Первые государства на территории нашей страны:

1) Византия 2) Пантикапей 3) Болгарское царство

4) Тюркский каганат 5) Великая Булгария

1. Впишите понятие.

1) ____ (присваивающее хозяйство) — это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.

2) ____ (вече) — это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.

3) ____ (переложная) система земледелия — это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20—30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.

2. Отметьте верные утверждения.

1) Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.

2) Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

3) Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.

4) Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.

5) Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.

3. Отметьте верные утверждения.

1) Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.

2) Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.

3) Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.

4) Обитатели лесов жили в каменных домах.

5) Главным божеством у балтов считался бог грома Перун.

4. Ответьте на вопросы.

1) В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?

2) В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?

3) Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?


Читайте также: