Конспект урока насекомые и грызуны в доме

Обновлено: 02.07.2024

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
Динамическая пауза.
4. Закрепление изученного материала
Первичное закрепление.
Первичный контроль.
5. Итог урока

Методы:

  • Словесные: объяснение с элементами беседы.
  • Наглядные: демонстрация иллюстративного материала.
  • Практические: работа с текстом учебника (частично-поисковый).

Средства:

  • Знаковые: таблица о строении челюстей млекопитающих.
  • ТСО: компьютер

Формы работы:

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу

Проверка принадлежностей к уроку.

– На уроке для работы необходимы учебники, ручки, и раздаточный материал. Проверьте из перечисленного все находится на партах.

II. Актуализация опорных знаний

1. – Обратите внимание на лист самооценки

Оценивание видов работы:

2. Проверка домашнего задания – опрос

– На прошлых уроках мы изучали общие признаки внешнего и внутреннего строения млекопитающих.
– Каких животных называют млекопитающими?
– Где в природе можно встретить млекопитающих?

Задание: выберите из предложенного списка млекопитающих животных

Волк, медведь, сова, лиса
Мышь, ящерица, белка, бобр
Карась, тигр, рысь, пантера
Лев, корова, червь, собака
Жираф, бегемот, бабочка, зебра

– Объясните, почему вы вычеркнули этих животных (сова, ящерица, карась, червь, бабочка).

4. Повторение ранее изученного материала – назовите план изучения животного

– Ребята, изучая различных животных, мы пользуемся планом, по которому изучаем животных.
Назовите пункты плана изучения животного

  • Внешнее строение
  • Места обитания
  • Питание
  • Размножение

Пункты плана вывешиваются на доску для использования в течение урока

III. Изучение нового материала

– Послушайте загадку и скажите, о каком животном идет речь

Длинен хвост
У серой крошки,
Очень уж боится кошки. (Мышь)

– Верно.
– А еще, каких грызунов вы знаете?

Подсказка: найдите в игре вторую строчку (мышь, белка, бобр)
Мыши бывают домашние, лесные и полевые.

На доску вывешиваются иллюстрации животных




– Как можно назвать всех этих животных? (грызуны)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Тема урока – Грызуны: мышь, белка, бобр.
– Как вы думаете, какая цель урока?
– Цель урока – учиться выделять общие и отличительные признаки одной группы животных.
– Какие поставим задачи урока?
– Научиться выделять признаки одной группы животных.
– Узнать об образе жизни грызунов.

2. Объяснение учителя

– Грызуны – наиболее многочисленные по числу видов и особей отряд млекопитающих. К грызунам относятся многие млекопитающие – фото грызунов на компьютере
– Как вы думаете, где обитают грызуны?
– Верно, грызунов можно встретить всюду
– Сейчас вы будете работать в парах, для того чтобы выделить общие и отличительные признаки животных. На партах у вас лежат таблицы и карточки. Откройте учебники на странице 146. Вам предстоит найти в учебнике текст и с использованием карточек заполнить таблицу.

3. Работа в парах с текстом учебника и раздаточным материалом

Полевая мышь


Белка


Бобр


Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. Вдоль спины проходит черная полоса. Длинный хвост. Ноги короткие, с тонкими пальцами.

Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. На ушных раковинах кисточки длинных волос.

Голова, шея, туловище, две пары конечностей, хвост. Отличительный признак – мощный хвост.

На полях в неглубоких норках или в стогах сена и соломы

В лесах, на деревьях. Легко лазают и перепрыгивают по деревьям

По берегам лесных рек и озер

Побеги растений, плоды злаков, различные семена

Орехи, желуди, семена сосны и ели, грибы и ягоды

Сочная трава, кора и молодая древесина осины, ивы и других лиственных деревьев

Проверка выполняется при опросе одного ученика от пары.
Ученик читает тот или иной текст о животном и сравнивает ответ с таблицей на доске.
Обязательно называет общий и отличительный признак

– Все грызуны питаются, какой пищей?
– Значит грызуны какие животные?
Мыши, белки, бобры – растительноядные млекопитающие

4. Работа с таблицей

– Всех этих животных объединяет основной общий признак – строение зубов грызунов.


Объяснение учителя строение зубов грызунов

Пищу, они откусывают острыми резцами.
У всех грызунов резцы не имеют корней.
Они постоянно растут и поэтому не уменьшаются в размерах.
Грызуны имеют по два резца в верхней и по два резца в нижней челюсти.
Откусанную пищу, они пережевывают коренными зубами.
Эти зубы имеют широкую жевательную поверхность.
Между резцами и коренными зубами имеются беззубые промежутки.
Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта.
Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

5. Индивидуальная работа в тетрадях

Задание: подпишите строение челюстей грызунов


– Сравните свои записи с рисунком 121 в учебнике на стр. 147

– Еще об одном общем признаке связанным с питанием вы прочитаете дома.

Грызуны – плодовитые животные.
Найдите в тексте учебника на стр. 148 о детенышах грызунов. Зачитайте.

Полевая мышь – рождают по 3-10 детенышей 3-7 раз в год. Детеныши рождаются слепыми и голыми.
Белки рождают по 4-9 детенышей два раза в год. Детеныши рождаются слепыми и голыми.
У бобров рождаются детеныши один раз в году зрячими, покрытыми густой шелковистой шерстью.

Вывод: грызуны — наиболее многочисленная группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: На партах лежат тестовые задания. Вы должны отметить правильные ответы.

1. Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:

2. У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:

  1. Они покрыты толстым и прочным слоем эмали
  2. Резцы не имеют корней и растут постоянно
  3. От растительной пищи они не могут стачиваться

3. Сколько резцов у грызунов:

4. У грызунов отсутствуют:

5. У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

  1. Очень плодовиты
  2. Питаются грубой растительной пищей
  3. Питаются преимущественно насекомыми
  4. Поедают червей

6. За короткое время численность грызунов может быстро возрасти, так как они:

  1. Очень плодовиты
  2. Живут в норах
  3. Всеядны
  4. Имеют ценный мех

Проверка выполняется при помощи слайда на компьютере

Ответы:

1 – А
2 – Б
3 – Б
4 – Б
5 – Б
6 – А

Дополнительный материал

При помощи иллюстраций разгадайте кроссворд – подпишите названия грызунов


V. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Какая была цель урока?
– Перечислите грызунов, о которых вы сегодня узнали (Мышь, белка, бобр)
– Назовите главный общий признак этих животных (Острые резцы без корней на обеих челюстях, плодовитые)
– На следующем уроке мы поговорим о значении грызунов в природе и жизни человека

долотообразными резцами, которые расту т в течение всей жизни животного.

Треть видов млекопитающих относятся к грызу нам. Большая часть живет в земляных

но рах, но белки ведут древесный образ жизни. К грызунам относятся : гоферы, белки,

белки - летяги, п у стынный кенгуровый прыгу н, бобры, суслики, т у шканчики, мышовки,

лемминги, сони, мышь - малютка, малый слепыш, полосатая мышь, мара, шиншилла, т у ко -

туко, кавия, морские свинки, крысы, дикобразы, водосвинк и, полевки, луговые собачки.

Некоторых грызунов люди держат дома (мышей, морских свинок, хом яков, песчанок,

Белка - обыкновенная белка, или векша - самый известный обитатель европейских лесов.

два раза в год, весной и осенью, белка линяет. Ве дет только дневной образ жизни, прыгая

с ветки на ветку и помогая себе большим хвостом, который является для нее и грузилом и

штурвалом. Во время сна хвост служит ее одеялом, а в период ухаживания она привлекает

им к себе внимание. Белки строят гнезда в развилках деревьев из веток и су хих листьев.

Они питаются семенами, ягодами, грибами, гусеницами, насекомыми яйцами птиц.

Запасы прячут в гнездах и в ямах на земле. Все - 200- 500гм., длина тела - 20- 28 см., длина

хвоста - 14- 24см. Белки не впадают в спячку, но в плох у ю погоду не выходят из гнезд.

Существует около 267 видов белок. Летяги отличаются от обычных белок тем, что мог у т

летать до 100м. и менять направление на 90 градусов. Для этого у них е сть кожистые

перепонки между передними и задними конечн остями. Когда они прыгаю т, они

Это и домовая мышь, и лесная, и крыса, и обыкновенные полевки, и песча ные, и

Домовая мышь ведет ночной образ жизни, Этот вид распространен на всем земном шаре и

приспосабливается к любым условиям. Их находили даже в морозильникам глубокого

заморожения, они там питались замороженными проду ктами. Мыши живут большими

группами и размножаются очень быстро. У самок у же в возрасте двух месяцев появляется

первое потомство, Беременность длиться около трех недель и появляется около восьми

голых и слепых мышей, Размножение происходит кру глый год. Лесные мыши не живут в

Лесные мыши устраивают гнезда в пнях деревьев и питаются семе нами растений и

орехами и делают запасы в норах. При серьезной опасности она отбрасыв ает кончик

Крысы - всеядны, они грызу т и металл и камни. Они живут колониями и размножаются

очень быстро. Они распространяют заболевания и наносят колоссальный ущерб запасам

пищи. Они были распространителями бубонной чум ы от которой погибла треть населения

Европы в 14 в. Бороться с крысами очень сложно,т.к они не кидаются все разом на

отравленную пищу , а сначала пробу ет один , а остальные наблюдают, если крыса умирает,

Сони - эти мелкие грызу ны похожи н а мышей, но у них пушистые хвосты. Шк у рка серо -

белая. Они ведут одиночный образ жизни, активны по ночам: лазают по деревьям в

поисках насекомых, цветков, ягод, семян, которыми питаются. Сони живут в Европе ,

Азии , Африке. в парках , лесах , садах. Зимнее гнездо соня ус траивает под деревом и

делит его с другими сонями. Спят они до апреля. Враги сони - куницы, филины и совы.

Соня - полчок проводит половин у своей жизни во сне. Зимой она впадает в спячку , т.к.

пищи мало. Они выживают благодаря жиру , который накапливают в летнее время.

Полевки - живут в земляных норах и активны обычно ночью. Мордочка у них менее

заостренная, а хвосты короче. Пашенные полевки раскапывают почву и питаются корнями

растений и наносят большой у щерб посевам зерновых культу р . Рыжие полевки питаются

травой, орехами, почками, ягодами. Они хорошо плавают и лазают, не брезгуют и корой

деревьев. Водяные полевки живу т на берегах рек и р уч ьев.

Когда они плавают видны только их носы. Они могут находиться под водой 30 сек.

Ондатра или мускус ная крыса, самая кру пная из полевок. Ег о завезли к нам из Северной

Америки из - за ценного меха. У ондатр перепончатые лапы и они - х орошие пловцы.

Дикобразы – крупные грызуны , тело которых покрыто щетиной , длинными(тонкими) ,

короткими( толстыми) иглами. Зверьки при опасности ставят их торчком и начинают ими

греметь, при этом пятиться назад и угрожающе пыхтят . При сильной опасности иглы

выстреливают и если они входят в кожу, их очень трудно удалить. Словом последствия

нападения дикобраза ужасны, но прямого столкновения редко доходит. Африканские

дикобразы живут на земле, а аме риканские на деревьях , но спускаются и вниз.

Дикобразы питаются семенами, листьями, плодами, могут поедать и деревянные

предметы ( весла, топорища). У дикобразов рождается от 2 до 4 малышей, слепыми и

голыми. Длина - 60см., а вес - 15кг. Иглы достигают до 40 см. в длину .

Бобры - живут по берегам лесных рек северной части Европы, Азии и Северной

Америки. Они питаются побегами, корой и листьями деревьев и кус тарников.

Они строят жилища, называемые хатками. Они умелые пловцы, у них непромокаемая

шерсть, плоский хвост и перепончатые лапы. Чтобы построить хатку бобр острым и

резцами срезает ветки и небольшие деревца. Они перегораживают рек у, устраивая

пищи он также располагает вблизи жилища. Каждая семья бобров владеет собс твенной

хаткой. Самец и самка имеют по 3 - 4 бобренка в год. Длина тела - 120 см. - хвоста - 30см.

Звери активны в сумеречное и ночное время. Чтобы поднять уровень воды бобры делают

на ручьях и малых реках плотины по 200 - 300м. длиной, а известны постройки плотин ,

достигающие 1 км. Они опасаются рыси и росомахи, а на детенышей нападают филины,

Луговые собачки - это тоже грызуны, хотя лают как собачки. Они питаются травой и

живут сообществами. Они выставляют часовых на случай опасности. Когда они

встречаются друг с другом они как бы целуются, хотя на самом деле они обнюхивают

Домашние насекомые – вредители здоровья! Михайлова Инна Валентиновна, учитель СБ

№ слайда 1

Муха. В мире существует более 80 000 видов мух. Некоторые жужжат, некоторые куса

№ слайда 2

Муха. В мире существует более 80 000 видов мух. Некоторые жужжат, некоторые кусаются, некоторые распространяют заболевания. Наиболее известной является комнатная муха – частый гость в нашем доме в тёплую погоду.

Таракан. Гладкие, длинноногие и ужасно прожорливые тараканы любят тёплые местечк

№ слайда 4

Таракан. Гладкие, длинноногие и ужасно прожорливые тараканы любят тёплые местечки, где много еды; от них очень трудно избавиться, если они оккупировали нашу кухню.

Тараканы - разносчики инфекции. Проникнув на кухню, тараканы принимаются поедать

№ слайда 5

Тараканы - разносчики инфекции. Проникнув на кухню, тараканы принимаются поедать любые пищевые продукты, до которых могут добраться. Они являются переносчиками различных инфекционных заболеваний и могут заразить любую пищу, прикоснувшись к ней.

Блоха. Самая опасная блоха в мире – это восточная крысиная блоха, которая парази

№ слайда 6

Блоха. Самая опасная блоха в мире – это восточная крысиная блоха, которая паразитирует на крысах и является переносчиком таких смертельных заболеваний, как чума и тиф.

Мир блохи. Взрослые блохи питаются кровью. Они не щадят никого. Могут запрыгнуть

№ слайда 7

Мир блохи. Взрослые блохи питаются кровью. Они не щадят никого. Могут запрыгнуть на животное или человека, укусить, глотнуть крови и ускакать прочь. Блохи являются распростра -нителями серьёзных и даже смертельных заболеваний.

Вши. Крошечные и плоские, снабжённые цепными клешнями. Вши всю свою жизнь провод

№ слайда 8

Вши. Крошечные и плоские, снабжённые цепными клешнями. Вши всю свою жизнь проводят на теле человека (хотя могут также переползать с одного хозяина на другого), питаясь кожей и кровью.

Возможность заразиться вшами является причиной, по которой не следует пользовать

№ слайда 9

Возможность заразиться вшами является причиной, по которой не следует пользоваться расчёской и головным убором другого человека.

Вывод: Домашние насекомые являются злейшими врагами человека. Чтобы не заводить

№ слайда 10

Вывод: Домашние насекомые являются злейшими врагами человека. Чтобы не заводить этих насекомых, соблюдайте правила личной гигиены и санитарных норм в своём жилище.


Педагог:
- Здравствуйте, дорогие гости. Думаю, вам всем знаком мультфильм о дружбе Хомы и Суслика, в котором рассказывается о жизни и приключениях этих милых грызунов. Сегодня мы на один час превратимся в юных исследователей и проследим, как близко к реальности показал автор жизнь хомяка и суслика. Нас ждет необычное, увлекательное путешествие, в котором мы откроем новые места на карте Беларуси и познакомимся с удивительными грызунами – хомяком и сусликом. Посмотрите



Педагог:
- Сейчас мы отправимся по следу этих пушистиков и проведем параллель между мультфильмом и реальностью, посмотрим, где и как обитают эти зверьки, что входит в рацион их питания и выясним, почему они попали на страницы Красной книги. Итак, мы отправляемся в путь на поиски супер грызунов! А чтобы знать, кого мы разыскиваем, нам необходимо хорошенько их рассмотреть.



Итак, полевой хомяк принадлежит к семейству хомяковые. Имеет округлое тело, практически лишенное шеи, поэтому переход от головы к туловищу незаметен. Хвост длиной 3 – 8 см, толстый около основания и сужается к кончику. Мордочка средней длины с жесткими усами и черными блестящими глазами. Ушки маленькие, округлые. Зубы дикого хомяка очень длинные и острые. В течение жизни они постоянно стачиваются и обновляются. Лапы короткие и сильные. Тело покрыто плотной мягкой шерстью с подшерстком. Окрас животного разнообразен. По бокам головы, в области лопаток и за ушами могут присутствовать светлые пятна.
В Беларуси хомяка встречается в некоторых районах Брестской и Гомельской областей.
Педагог:
- Суслик принадлежит семейству беличьих. Суслик крапчатый – это один из самых мелких и короткохвостых сусликов. На вид довольно милый зверек. Самцы несколько крупнее самок. Голова довольно крупная, с большими глазами. Лапы короткие, с длинными подвижными пальцами. Шерсть короткая и довольно редкая, только на хвосте волосы длинные и распушенные. Окраска спины яркая и пёстрая: на основном серо-буроватом или коричневом фоне разбросаны крупные беловатые или желтоватые крапины, на затылке сливающиеся в рябь. Хвост двухцветный со светлым окаймлением.



Суслики, как и хомяки, имеют защечные мешки, в которых переносят еду в норку.
Педагог:
- Ребята, крапчатые суслики — дневные зверьки, наиболее активные в утренние и предвечерние часы, а вот хомяки – зверьки ночные, их редко можно встретить днем. Видите, в отличие от мультфильма, в природе дружба между хомяком и сусликом невозможна – они просто не могут встретиться!
Посмотрите



Педагог:
- Вот так в мультфильме выглядят дома наших героев, а мы отправляемся на луг, чтобы посмотреть, как же живут наши супер грызуны в природе. Смотрите под ноги, луг таит в себе много секретов – здесь и гнезда птиц, и норки полевок и кротов, а вот и домик хомяка. Смотрите!



Педагог:
- В мультфильме мы видели уютно обставленную однокомнатную норку, в которой друзья часто проводили время. Вспомните, как Суслик любил заглядывать в гости к запасливому Хоме.






Педагог:
- Норки хомяка и суслика отличаются. Каких комнат мы не нашли в гостях у суслика?
Ответы учащихся
Педагог:
- В норе суслика нет кладовки. Но она и не нужна ему, ведь суслик зимой крепко спит. Хомяк с наступлением зимы не покидает нору и впадает в спячку. Она неглубокая, животное периодически просыпается, чтобы подкрепиться из своих запасов. На поверхность он выходит после того, как растает снег. Хомяк, в отличие от суслика, одиночное животное, охраняющее свою территорию. Посмотрите!




Педагог:
- Вот так нам показали в мультфильме трапезу Хомы и Суслика. А что же они едят на самом деле. Идем смотреть!



Педагог:
-Хомяк всеяден. Он отличается хорошим аппетитом. Основной рацион составляет растительная пища, но весной и летом он не откажется от личинок насекомых, мелких рептилий, рачков и моллюсков.



Педагог:
- С наступлением осени животное употребляет больше растительной пищи. В это время у хомяка начинается сезон заготовок. Основу питания полевого хомяка составляют кукуруза, горох, зерна пшеницы, гречихи, проса, картофель и морковь, запасы которых он делает в кладовых.




Педагог:
- У крапчатого суслика ярко выражена сезонная смена диеты. Ранней осенью суслик ест подземные части растений, летом — зелёные части, а осенью — семена.



Педагог:
- Культурные злаки – рожь, пшеницу, ячмень - поедает в любом виде: всходы, стебли, листья, зерно. Запасы делает незначительные, только на случай летней непогоды. Посмотрите на экран!



Автор истории о двух грызунах показывает нам кладовку с запасами. Теперь вы знаете, что это авторский вымысел, ведь у суслика нет кладовки, зимой он спит!
Педагог:
- Ребята, в мультфильме нам не показали одну очень важную особенность суслика. Исследуя округу, суслики встают столбиком. Заметив опасность, зверек замирает и издает резкий свист – сигнал тревоги. Суслики, находящиеся в этот момент далеко от своих нор, сначала бегут в свои убежища, и уже оттуда подают сигнал об опасности.



Педагог:
- Ребята, хомяк и суслик – это очень интересные зверьки. В мультфильме нам то и дело показывают их приключения: то они плавают, то на рыбалку ходят. А давайте за ними проследим и узнаем, как же на самом деле проходят дни этих грызунов. Смотрите!





Педагог:
- А тут мы видим, как наши герои купаться ходили. А давайте выясним, умеют ли плавать эти грызуны и как они вообще относятся к воде.
Только спасая свою жизнь, хомяк может зайти в воду. Если вас интересует, как хомяки плавают, то ответ предельно прост – очень плохо. Плохо они плавают из-за того что у них отсутствуют перепонки на лапках, также крохотными лапками очень сложно передвигать для того, чтобы преодолеть даже небольшой участок воды.
А вот суслики плавать умеют очень хорошо. Если в пределах ареала есть река, то по воде они могут запросто перемещаться. Не спроста в мультфильме нам показали Хому на берегу, а Суслика – в воде. Хоть мы и видим, что Суслику холодно, он весь дрожит, но все же в воде он смотрится более реально, чем если бы это был Хома!
Педагог:
- Ребята, а как вы думаете, есть ли у этих зверьков враги?
Ответы учащихся
Педагог:
- Суслик, как и любое травоядное животное, участвует в пищевой цепи. Основными природными врагами являются хорёк, горностай, ласка, обыкновенная лисица, а вблизи населённых пунктов — домашние собаки и кошки. Из птиц сусликов добывают обыкновенный канюк, чёрный коршун, полевой лунь, филин. Главные враги хомяка — хищные птицы и совы, а также горностай, хорек и лисица. В мультфильме нам показывают, как лисица пытается напасть на Хому и Суслика.


Педагог:
- Ребята, как и любое живое существо, хомяки и суслики играют очень важную роль в природе, участвуя в пищевой цепи. Долгое время их считали вредителями полей, переносчиками инфекционных заболеваний, поэтому жестоко уничтожали. Стремительно уменьшается численность этих зверей и из-за протравливания семян зерновых ядохимикатами, а так же из-за теплых зим. В настоящее время, чтобы сохранить численность хомяка, он исключен из списка промысловых видов. Не пропагандируется как вредитель растениеводства. Включен в европейские охраняемые виды и, согласно Директиве Евросоюза, должен быть включен в строго охраняемые категории животных.
В сокращении численности суслика крапчатого мы можем обвинить повышение влажности в теплый период года, а также распашка многолетних меж по обочинам дорог, распашку традиционных выгонов и многолетних пастбищ в связи с переориентацией севооборотов и переводом животноводства на новые технологии. Чтобы сохранить этого зверя, прекращено целенаправленное истребление особей, вид исключен из списка охотничьих животных. Кроме того, необходимо сохранение участков традиционных пастбищ на постоянных площадях в местах существования колоний.
Педагог:
- Ребята, мы проделали нелегкий путь, узнали много нового про двух удивительных грызунов – хомяка и суслика. Теперь можно остановиться на привал, удобно расположиться на травке, вытянуть ноги и обсудить увиденное и услышанное, закрепить наши знания. Предлагаю викторину от Хомы и Суслика!

Читайте также: