Конспект урока наблюдения по окружающему миру 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивание почвы, набухание почек, цветение растений, гнездование.

Экскурсиюжелательно провести в парке или в смешанном лесу.

ВложениеРазмер
ekskursiya_vesen._izmen._3_kl.docx 30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира (экскурсия)

1) провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь;

3) сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивание почвы, набухание почек, цветение растений, гнездование;

4) развивать логическое мышление, речь, творческие и коммуникативные способности;

5) воспитывать бережное отношение к природе.

1) обучать приёмам информационной деятельности: наблюдение, описание, сравнение объектов ; работа с информационными источниками ;

2) активно использовать разнообразные приёмы (рассказ, беседа, чтение стихотворения, рассматривание объектов природы и предметных картинок, проведение практических работ), средства (наглядные пособия, раздаточный дидактический материал, эмоциональный окрас речи учителя) и формы организации учебного процесса (индивидуальная, групповая, фронтальная);

3) создавать проблемные ситуации для решения поставленных целей;

4) мотивировать учащихся к выполнению поставленных целей.

1) детские рисунки-схемы правил поведения на экскурсии в лесу, парке;

2) карточки с заданиями для организации наблюдений в группах;

3) образцы раннецветущих растений (в ящике с грунтом);

4) нож и кусочек глины;

5) рисунок скворца и ласточки;

6) каждый ребёнок приносит ведро и перчатки.

Мы отправляемся на экскурсию в лес. Там мы постараемся увидеть весенние изменения в неживой и живой природе.

- Какие умения нам помогут получить необходимую информацию, раскрыть тайны природы?

(умение наблюдать, описывать предметы, сравнивать объекты; работать с информационными источниками)

Будьте внимательны и наблюдательны по дороге. Во время экскурсии будьте организованы, не отвлекайтесь, идите только по тропинке, чтобы не топтать растения леса, не шумите, чтобы не беспокоить лесных жителей.

II. Проверка домашнего задания.

(Вспомните правила поведения в лесу, парке друзей природы.

Используйте учебник, Интернет, посоветуйтесь с родителями.

Правила оформите в виде рисунков-схем.)

- Какие ещё правила поведения на экскурсии вы должны помнить?

(Дети выходят с рисунками-схемами и рассказывают правила.)

III. Организация наблюдений. (в смешанном лесу, парке)

1. Актуализация знаний с опорой на стихотворный текст. Постановка целей.

Сегодня на экскурсии мы будем наблюдать за весенними изменениями в неживой и живой природе, познакомимся с новыми понятиями.

Начнём с наблюдений за неживой природой. Но сначала послушайте, как поэт А.С. Пушкин красиво описал природу весной:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года!

Синея, блещут небеса.

- Какое время года Пушкин называет сном?

- С каким временем суток поэт сравнивает весну? Почему?

А как просыпается природа, мы увидим собственными глазами.

- Какие весенние месяцы знаете?

А так как на дворе сейчас апрель месяц, то наблюдать мы будем в основном за природными изменениями в апреле.

2. Наблюдение за погодой, изменениями в неживой природе.

Начнём с наблюдения за погодой этого весеннего апрельского дня.

- Какого цвета небо сегодня? Какое небо чаще всего бывает весной? А зимой чаще всего?

- Как светит солнце весной? Как высоко оно находится?

- Как теплота и яркость солнечных лучей зависит от его высоты?

- Какова сегодня температура воздуха? А зимой?

- Есть ли ветер? Какой? А зимой?

А теперь посмотрите вокруг.

- Видите ли вы вокруг снег?

- Что с ним произошло? (растаял)

- Оттаяла ли почва?

- Почему происходят все эти изменения? (потепление)

3. Обобщение наблюдений за неживой природой.

4. Самостоятельное наблюдение за изменениями в живой природе. Работа в группах.

А как же просыпается живая природа, пронаблюдаете вы самостоятельно, а потом поделитесь результатами своих наблюдений. Разделимся на четыре группы.

(Каждая группа получает задание на карточке.)

5. Вербализация результатов наблюдений I, II, III групп.

Примерные ответы детей:

Почки набухли , некоторые распускаются, появляются молодые листочки.

Травянистые растения зацветают .

6. Практическая работа. Создание проблемных ситуаций.

Рассмотрите растения, которые я выкопала со своей клумбы.

- Как называются эти растения?

(калужница, пролеска, гусиный лук, крокус, адонис)

А так как они зацветают раньше других, лишь только сойдёт снег, их называют … Верно, подснежниками или раннецветущими , первоцветами.

- А кто с родителями ходил на луг, в лес и сам видел первоцветы?

- В каких местах они растут?

Разберёмся, как это происходит.

- Чем питаются растения?

Зимой растение не может получить этого раствора, т.к. замёрзла вода и почва. Но пригрело солнце. Растаял снег, почва напиталась влагой. Вода растворила минеральные соли в почве, и этот раствор корнями впитывает растение. По стволу он подаётся в ветки к почкам. Почки распускаются, появляются листочки. Под воздействием тепла и солнечного света в листочках этот водный раствор превращается в живой сок (процесс фотосинтеза). Сок разносится по всем частям растения: листьям, цветам, и способствует росту растения. Движение сока называется сокодвижением.

- Сделаем надрез ветки. Что замечаете?

(Выступает сок. Сокодвижение началось.)

(Не забудем замазать надрез глиной!)

Но вдруг весна окажется холодной и затяжной, а в холодной воде плохо растворяются питательные вещества. Природа позаботилась и об этом. Для этого ещё с осени в растениях запасаются питательные вещества.

- Догадайтесь, где травянистые растения хранят питательные вещества.

Выкопаем одно из принесённых мной растений.

- Какая часть самая толстая, сочная?

(Корень. Именно здесь растение хранит питательные вещества.)

Зацветая рано весной, первоцветы радуют нас своей красотой. Умейте любоваться ими в природе, не рвите их. Сорванные растения быстро погибают. А многие первоцветы занесены в Красную книгу и могут исчезнуть.

7. Вербализация результатов наблюдений IV группы.

Примерный ответ детей:

На цветущих растениях, пригретых солнцем предметах мы увидели насекомых: муравьёв, божьих коровок, мошек, жуков, мух. Они бегают взад и вперёд. Наверно, заняты поиском пищи.

8. Практическая работа. Создание проблемных ситуаций.

- Чем же привлекают цветущие растения насекомых?

- Пожуйте цветок ивы, пролески. Что замечаете?

Сладкий вкус свидетельствует о нектаре. Нектар и пыльца цветов – это пища насекомых.

- А какую пользу насекомые приносят растениям, ведь не зря же растения привлекают их своими цветами? (опыление)

8. Проверка домашнего задания. Вербализация результатов наблюдений.

Несколько недель назад я просила понаблюдать вас за птицами.

- Чем заняты птицы?

- Прилетели какие-нибудь перелётные птицы?

(учитель показывает рисунки скворца и ласточки)

- Кто видел, что эти птицы уже прилетели?

9. Наблюдение за живой природой. Создание проблемных ситуаций.

Прислушайтесь к пению птиц.

- Больше или меньше певцов участвует в весеннем хоре по сравнению с зимой? Почему?

- Для чего поют птицы?

IV. Подведение итогов наблюдений. Анализ реализации учебных задач.

- Связаны ли весенние изменения в неживой природе с изменениями в живой природе? Как?

(Всё в природе взаимосвязано: неживая и живая природа. Солнце поднялось выше – стало больше тепла и света. Растаял снег, в почве образовались водные растворы минеральных веществ, началось сокодвижение в растениях, распустились почки, появились листья, цветы, образуется сок и нектар, а это пища для насекомых. Поэтому появляется всё больше насекомых. Насекомые служат кормом птицам. Прилетают птицы. Птицы строят гнёзда, куда отложат яйца. Так просыпается живая природа.)

- Поднимите руку, кому удалось развить свои информационные умения: лучше научился наблюдать, описывать предметы, сравнивать объекты; работать с информационными источниками?

- Чему ещё надо учиться?

V. Эколого-практическая работа.

- Ребята, как вы думаете, приятно наблюдать за природой, любоваться ею или просто прогуливаться в лесу, где валяются

пакеты, бутылки и другой мусор, оставленные человеком?

Поможем природе?! Давайте на этом небольшом участке соберём мусор!

VI. Творческое домашнее задание.

III группа. (задание повышенной сложности)*

- Подберите и напечатайте загадки о весенних явлениях природы, перелётных птицах, весенних месяцах. Нарисуйте отгадки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и .


Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных.


Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"

Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе".


урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией.


Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе".

В занимательной, игровой форме с помощью презентации можно подвести итоги знаний об изенениях в природе весной, полученных на предыдущем уроке во время экскурсии. Презентация к уроку состоит из двух ч.


Презентация к уроку ": В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живой природе". часть 2

2 часть презентации к уроку окружающего мира "В гости к весне.(урок0. Весенние изменения в неживой и живой природе".


Рабочий лист по окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе"

Рабочий лист по окружающему миру "В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовывает погружение в проблему. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

- Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить? Да, о погоде.

- Цель нашего урока - узнать, что такое погода и как мы можем наблюдать за погодными изменениями.

-Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт).

- Почти каждое утро я вас спрашиваю: что необычного вы сегодня заметили? Какая температура воздуха на улице?

- Какие интересные изменения в погоде вы можете припомнить за последний месяц?

-Вы поделились своими впечатлениями. Вас было интересно слушать. В дальнейшем ваши наблюдения мы сможем оформить.

Организовывает устный анализ проблемной ситуации.

-Чтобы продолжить рассказ о погоде, мы поиграем. Таким образом,составим словарик научных терминов.

- Каждая группа получает слово, к которому вы подбираете подходящее значение.

- Для работы со словами вы можете пользоваться учебником (ч.1 стр. 115, 118)

Создаёт и организует условия для взаимодействия участников групп.

1 гр. -Как одним словом можно назвать слова вашего словаря? (осадки)

2 гр. - Какие слова второй группы можно отнести к осадкам? (иней, роса, гололёд)

- Какое слово из данных слов на доске не относится к осадкам? (ветер)

Работа по хрестоматии, стр.74.

- Прочитайте статью. Какую работу выполняет ветер? Кому он помогает?

- Что такое ветер?

- Какие бывают ветры?

- Как называется очень сильный зимний ветер?

-Как называется летний ветер?

- Что такое ураганы?

-О каких ветрах рассказывается в статье?

- Неужели ветры приносят только вред?

- Проверьте слова 3 группы.

- Как их можно назвать одним словом? (приборы)

-Для чего они нужны?

-Эти приборы необходимы учёным – метеорологам, которые ведут наблюдения за погодой.

- Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле)

- Для обозначения погоды принято пользовать условными знаками (ч.1 стр. 122).

- Как можно назвать одним словом условные знаки? (пиктограммы)

-Что обозначают данные знаки?

-Какие осадки выпадают в нашей местности в разное время года?

-Ответьте на этот вопрос и результат запишите в тетради (тетр.1, стр. 41)

- Проверку выполнят ребята другой группы. Поменяйтесь местами. Придумайте и поставьте знак согласия или несогласия выполненного задания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО

У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать.

Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать. Э.Рязанов

Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-создание условий для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.

доносить свою позицию до окружающих, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

сотрудничать в совместном решении проблемы;

учиться уважительно относиться к позиции другого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомиться с основными оболочками Земли,

-познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе,

-научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Организационный момент

- Планета Земля, такая таинственная и неизведанная.( Слайд 1) Сколько тайн хранит она в своих недрах. Сколько загадок нужно раскрыть, чтобы ответить на все вопросы.

- Ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями ?

Конечно, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, ну а мы сегодня будем юными исследователями.

А что именно мы будем исследовать, вы узнаете, дав общее название предметам на слайде. (Слайд 2)

Актуализация знаний

– Вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)

– Верно ли утверждение, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?

– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Давайте составим план урока с помощью опорных слов. (Слайды 3-4)

-Но чтобы ответить на эти вопросы, нам надо провести исследование.

Открытие нового знания

-Из чего состоят тела? (из веществ)
-В каких состояниях находятся вещества в природе?

-Посмотрите на глобус, модель Земли. (Слайд 5)

- Если все вещества находятся в трёх состояниях, то какие оболочки они образуют?

- Какая оболочка существует вокруг Земли? (воздушная оболочка)

-Обозначим её на слайде окружностью голубого цвета. (Слайд 6)

-В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? (в газообразном)

– Кто знает, как по-научному называется воздушная оболочка Земли?

-Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?(водная)

-Обозначим её на слайде окружностью синего цвета. (Слайд 7)

-Каково состояние водной оболочки? (жидкое)

- Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли?

-Какое слово получилось? (гидросфера)

-А какая третья оболочка – земля, горные породы, суша?

- Это твёрдое состояние веществ, обозначим его окружностью коричневого цвета. (Слайд 8)

– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется твёрдая оболочка Земли?

-Что получилось? (литосфера)

- Назовите все оболочки Земли.

Работа с учебником.

-Обратимся к материалу учебника. Откройте учебники на странице 22 -23.

-Прочитаем первый абзац.

-Как называется воздушная оболочка Земли?

-Найдите и прочитайте значение атмосферы.

-Именно благодаря наличию атмосферы на Земле создались благоприятные условия для возникновения жизни. Это своебразный кокон, окутывающий нашу землю. Толщина атмосферного слоя – более 500 км от поверхности Земли.

-Прочитаем второй абзац.

-О какой из сфер Земли идёт речь?

-Прочитайте, из чего состоит литосфера.

-Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Её толщина на суше в среднем колеблется от 35 до 40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах).

-Прочитаем третий абзац.

-Как называется водная оболочка Земли?

-Что образует гидросферу?

-97% воды Земли находятся в океанах. Оставшиеся 3% — пресная вода; три четверти пресной воды пребывает в твердом состоянии в форме льда.

-Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились?

- А нам пора немного отдохнуть.

-Вот теперь мы сможем ответить на наш основополагающий вопрос: где же живут живые организмы?

-Давайте определим для каждого животного среду его обитания. ( Слайды 9-10)

-Разных животных мы только условно можем связать (с воздухом - птиц, с землёй - червей, кротов, с водой - рыб). Эта связь недостаточно чёткая: птицы гнездятся на земле, морские животные дышат атмосферным воздухом.
-Могут ли все живые организмы планеты обитать только в одной из сфер?

-Давайте подумаем, где живут другие животные?

-Где живёт бегемот?

-Где живёт комар?

-А где живут раки?

-Наши мнения разделились, как узнать, кто прав? Предлагаю прочитать дополнительные сведения об этих животных и определить их среду обитания. Выполняем задание №1 на рабочем листе.

Задание для 1 ряда:

Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.

Задание для 2 ряда:

Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.

Задание для 3 ряда:

Речной рак обитает в пресной чистой воде — реках, ручьях и озёрах.
Глубина водоёма должна составлять не менее трёх метров. Раки селятся на твёрдом дне водоема, где нет ила. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев, закрыв вход клешнями. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи.

Проверка по рядам.

-1 ряд : Что интересного вы узнали о бегемоте?

-Какая среда обитания ему нужна?

-Посмотрите на схематическое изображение оболочек Земли на слайде. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?

– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)

-2 ряд : Что интересного вы узнали о комарах?

-Какая среда обитания им нужна?

-3 ряд : Что интересного вы узнали о раках?

-Какая среда обитания им нужна?

Итак, мы выяснили, что живые организмы могут обитать:

1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;

2) на пересечении двух сред;

3) на пересечении трёх сред.

-Как же животные могут жить сразу в трех или двух оболочках?
-Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.

-А чтобы узнать, где же обитает большинство живых организмов, поработайте над заданием №2 на рабочем листе. (В задании необходимо соединить картинку со средой обитания). Выполните это задание в паре. Определите среду обитания каждого живого организма.


-Проверим по доске (двигаться будем от рака по часовой стрелке) (Слайд 11)

-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?

-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?

Подведём итог урока.

Проверим себя, выполнив задание №3 на рабочем листе.(задание тестового характера)

1.Воздушная оболочка Земли - _______________________________

2. Водная оболочка Земли - _______________________________

3. Каменная оболочка Земли - ________________________________

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ________________________

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ________

-Оцените свою работу. Если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте круг красным цветом, если одну- зелёным, в другом случае используйте жёлтый карандаш.

-Поднимите вверх карандаш, которым пользовались.

-Какая из оболочек Земли страдает больше всего от хозяйственной деятельности человека? Докажите.

-Какой бы совет вы могли дать человечеству?

-Я с вами согласна, ребята. И на этот вопрос мы дружно ответим -нет!

Люди! Мир прекрасен. Он создан для нас. Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живёт повсюду красота!

Домашнее задание будет на выбор (Слайд 12)

1. Прочитать материал в учебнике стр. 22-25

2. Выполнить задания в рабочей тетради №1,2 ( стр.9)

3.Составить свои задания - загадки на карточках о любом живом организме, используя знания об их среде обитания.

Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.

- Спасибо за урок, все молодцы!

1. Учебник .Окружающий мир "Обитатели Земли" , 3 класс 1 часть, Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан , "Баласс", 2015 г.

2. Рабочая тетрадь .Окружающий мир "Обитатели Земли", 3 класс 1 часть, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан ,"Баласс", 2015 г.

3.А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина: Обитатели Земли. ("Обитатели Земли"). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС, ,"Баласс", 2013 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир 2 класс.

Конспект урока с использованием лабораторного оборудования.

Погода и климат. Наблюдения за погодой. Ветер.

Познакомиться с компасом

Познакомиться с обозначениями сторон света на шкале компаса (С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ)

Определять направление ветра по делениям компаса, соответствующему стороне, откуда он дует

Познакомиться с флюгером

Познакомиться с датчиком силы для измерения силы ветра

Определять направление ветра с помощью флюгера.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы снова проводим урок, посвященный наблюдению за погодой и измерению составляющих погоды температуры, количества осадков, облачности, ветра.

- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду?

- Что мы умеем измерять? ( температуру, осадки )

- Как вы думаете, а почему людям важно измерять погоду? ( От погоды в значительной степени зависят урожай и успех самых различных промыслов. С ней приходится считаться и летчикам, и морякам, и инженерам. Врачи используют погоду при лечении больных. Агрономы определяют время посадки растений. Полководцы часто пользуются условиями погоды, проводя боевые операции .)

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ветер нельзя увидеть. Можно только увидеть то, что он делает – шевелит листьями, рябит поверхность воды, поднимает в сухую погоду с земли пыль, можно почувствовать дуновение ветра и т.д.

- А как узнать какой он силы?

- В какую сторону дует?

3. Объявление темы.

4. Проблемное объяснение нового материала.

- Для чего это нужно? Знать силу ветра необходимо для определения погоды. Без ветра, как известно, холод переносится легче, чем на ветру, а в жаркую погоду, наоборот, труднее дышать, если тихо. От того, откуда движется воздух, то есть от направления ветра, зависят температура и влажность воздуха.

- В этом нам поможет прибор

- Как вы думаете, что он измеряет?

- А еще с его помощью можно измерить силу ветра.

- Расскажите, а какой силы может быть ветер?

- Слабый ветер – колеблет небольшие ветки с листьями, рябит поверхность воды, зимой заметно отклоняет падающий снег, но лежащий на земле не поднимает.

Умеренный ветер – колеблет ветки деревьев даже если они без листвы, поднимает с земли пыль, обрывки бумаги, недавно выпавший снег.

Штормовой ветер качает большие деревья, ломает сучья и ветки, затрудняет всякое движение против ветра. Его еще называют – ураган.

5. Знакомство с измерительными инструментами.

(У учителя датчик и фен).

- Сейчас мы сделаем искусственный ветер, чтобы посмотреть работу в действии.

6. Рефлексия пройденной части урока.

- Какой силы может быть ветер?

7. Проблемное объяснение нового материала.

- Что мы можем еще узнать о ветре?

- Почему иногда ветер холодный, а иногда горячий?

- Ветер влияет на температуру в зависимости от направления движения ветра.

- Мы можем узнать от куда и куда дует ветер? Ну, и откуда и куда?

- Люди договорились обозначать стороны света таким образом - С, Ю, З, В, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ.

8. Знакомство с измерительными инструментами.

- Что нам поможет определить стороны света? ( компас )

- Намагниченная стрелка компаса всегда показывает на север.

Демонстрация учителем модели компаса с указанием того, как определять стороны света.

- Компас нам поможет определить стороны света, а флюгер направление движения ветра.

Демонстрация учителем с помощью флюгера и фена – направление движения ветра.

9. Рефлексия пройденной части урока.

- Что мы можем еще узнать о ветре? ( направление движения )

- С помощью каких инструментов?

10. Подготовка к практической работе.

- Сегодня на уроке мы будем измерять направление движения и силу ветра двумя способами.

1 способ

С помощью компаса определить стороны света.

Положить на землю карточку компаса.

Положить на карточку зеркало.

Следить за направлением облаков.

Повернуть стрелку на карточке компаса в ту сторону, в которую двигаются облака.

Направление движения занести в лист наблюдений.

2 способ

С помощью компаса определить стороны света.

Наблюдать за флюгером.

Направление движения занести в лист наблюдений.

Наблюдать за силой ветра по анемометру.

Наблюдение (силу ветра) занести в лист наблюдений.

- Мы разобьемся на 4 группы. Каждая из групп измерит направление движения и силу ветра двумя способами, затем измерения сравним и сделаем вывод.

- В каждой группе будут ответственные за:

Определение сторон света

Лист наблюдений - 5 минут – время на подготовку.

11. Практическая работа.

Наблюдение за силой и направлением ветра. Занесение результатов в таблицу.

12. Рефлексия учебной деятельности.

Делаются выводы по результатам наблюдений за силой и направлением ветра.

1 способ (с зеркалом)

- определяет стороны света с помощью компаса ________________

2 способ (с флюгером)

- определяет стороны света с помощью компаса________________

- записывает результат измерения направления движения ветра (по флюгеру)_________________________________________________

- записывает результат силы ветра_________________

1 способ (с зеркалом)

Направление движения ветра (обведи в кружок)

С , Ю , З, В, С В, С З, Ю В, Ю З

2 способ (с флюгером)

Направление движения ветра (обведи в кружок)

С , Ю , З, В, С В, С З, Ю В, Ю З

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

Предметные: познакомиться с влиянием человека на природу, Красной книгой .
Метапредметные:

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

2. Что изучает наука экология?

3. Приведите примеры экологических связей

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?


3 .Мотивация.
- Нравится ли вам отдых на природе? Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Закройте глаза. Вам сниться сон. Представьте, что вы оказались на лесной лужайке. Дует легкий ветерок, который, прикасаясь к цветам и траве, заставляет их шевелиться. Вот на цветок прилетела пчела, а это выглянул зайчонок, который захотел погреться на солнышке. Все прекрасно.

4. Постановка учебной проблемы .

-Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

-Как это может случиться? (Нанося природе вред: засоряя воздух вредными веществами, разбрасывая мусор, в лесу разжигая костры, убивая птиц и животных, разоряя гнезда).

-А как это сделать? Как сохранить природу? Как не позволить ей погибнуть? (ответы детей).

- Нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней.

-Давайте проговорим, какие правила нужно соблюдать находясь в лесу?

- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова, выражающие это отношение). Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
- Посмотрите на эти картинки, почему такое произошло в природе? (на картинках экологические проблемы: засоренные водоемы, мусор в лесу…)

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
( Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

7. Закрепление пройденного материала .

- Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений?

- Ребята, давайте придумаем свои правила поведения на природе и обозначим их знакими.

Работа в парах. Презентация знаков.

- Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять РодинуУченик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

4.Рефлексия
- Подведем итог урока. Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я хочу поблагодарить за урок…. , за то что…
- Какую информацию, узнавшую на уроке, вы могли бы рассказать своим знакомым?


9. Домашнее задание

У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе задание на дом? Почему? Я предлагаю желающим приготовить доклад про Красную книгу.

Читайте также: