К г паустовский теплый хлеб конспект урока 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Стратегическая цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России.

  • Предметно-информационная:
    • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
    • развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык
    • правильного выразительного чтения;
    • активизировать и развивать творческое воображение, мышление,
    • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.
    • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;
    • воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

    1. Организационный момент (1 мин.)

    Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Рада, что все готовы.

    3. Проверка домашнего задания (4 мин.)

    4. Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом (8 мин.)

    – Ребята, а в этом произведении говорится только о труде, взаимовыручке?
    – Нет, тут еще много вопросов затрагивает автор. Например, тема голода, войны и другие.
    – А еще как описывает К.Паустовский природу, природные явления, которые были вызваны поступками человека.
    Итак, все вы сказали верно. Кто из вас сможет предположить цели нашего урока? Ответы детей.
    -– На прошлых уроках мы говорили о главной проблеме этого произведения, а сегодня посмотрим, какие еще проблемы раскрывает автор, найдем микротемы.
    – Какие микротемы вы увидели тут?
    – Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение.
    Для решения проблемы – найти микротему – мы разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с заданием.

    1 группа находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время Великой Отечественной войны. Работают за партой, а потом за конторкой.

    5. Выступление групп (9 мин.)

    Была война, прошла война
    на поле боя тишина.
    Но по Земле, по тишине
    Плывут легенды о войне.

    Третья группа нарисовали словесный портрет Фильки в разное время (грубый, неласковый, равнодушный, озлобленный, испуганный, мужественный, просьба о помощи, совместная работа, радость прощения, примирение, чуткий, чистый, веселый). Ребята отметили, что им в Фильке понравилось то, что хотя он и ошибся, но сумел в этом признаться и исправил свою ошибку. Ведь нас Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать.
    Вывод: итак, мы с вами сейчас поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным.

    6. Физминутка (1 мин.)

    7. Паустовский-мастер художественного слова (5 мин.)

    Константин Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Его основное содержание произведений – любовь к Родине, ее просторам, ее людям. Он – мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов, найдем образные средства, которые помогли ему создать такие яркие картины. Ведь при написании сочинений и изложений вам эти образные средства пригодятся.

    Выборочное чтение.

    а) найдите пейзаж в сказке и прочитайте – описание теплой зимы,
    – о пронзительном ветре
    – описание метели

    б) нарисуйте устную картину по любому отрывку.

    в) найдите эпитеты в тексте (чудесный хлеб, рыхлые тучи, горячие пятна и др.)

    г) найдите предложения, которые могут стать пословицами. (Зачем помирать, надеяться надо; Льготного срока не будет; Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение и пр.)

    8. Итог урока, оценивание детей (2 мин.)

    – Чему мы учились сегодня на уроке?
    – Мы нашли подтекст, увидели проблемы, которые поднял автор в произведении.
    – Вот видите, какой глубокий смысл заложил К.Г.Паустовский в своей сказке.
    – Чему же нас учит К.Паустовский?
    – зла не делать
    – если сделал, то исправляй
    – взаимопомощи и взаимопониманию
    – уметь признавать свои ошибки
    – уметь прощать
    – уметь помогать, причем бескорыстно.
    – Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.
    – Какие трудности испытали? Что узнали нового?

    9. Домашнее задание (2 мин.)

    – Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.

    10. Игра. Разгадывание кроссворда (2 мин.)

    – Раз мы сегодня заканчиваем работу над этой сказкой, то я проверю у вас знания, какие вы получили.

    Кроссворд (задания выполняются только по вертикали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Материал содержит разработку урока чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа".

    Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4-й класс

    Оборудование:

    Выставка книг К.Паустовского.

    Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.

    Карточки с заданиями для работы в группах.

    Задачи урока:

    Предметно-информационная:

    учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

    Деятельностно-коммуникативная:

    развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык

    правильного выразительного чтения;

    активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

    развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

    Ценностно-ориентационная:

    совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

    воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

    Прозвенел и смолк звонок -

    А мы народ культурный.

    На уроке не лениться,

    Всем работать, отвечать,

    Мы сегодня с вами будем

    Наши знанья расширять.

    - Наш урок начнём с загадки:

    Бьют меня палками,

    Жмут меня камнями,

    Держат в огненной пещере,

    Режут ножом, за что меня так губят?

    За то, что любят! (Хлеб).

    - Какой бывает хлеб? (Слайд) (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый).

    -Как вы думаете, случайно ли мы завели речь о хлебе? Может, тема нашего урока тоже будет иметь отношение к хлебу?

    - Давайте вспомним, знакомы ли мы с этим писателем? Какие произведения Паустовского мы уже читали?

    Показать произведения К.Паустовского (слайд)

    -О чём писал свои произведения К.Паустовский? (о природе, животных, растениях, об отношениях человека и мира природы)

    К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди.

    В 1898 году семья вернулась из Москвы на Украину, в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, где проучился два года. С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

    С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

    В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.

    Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её природа и человек - постоянная тема его творчества. Сказки Паустовского пленяют свежестью и меткостью языка, он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать.

    3. Работа по теме урока.

    1) целеполагание совместно с учащимися.

    -Попробуйте определить для себя цели урока по этой теме, обсудив её в парах.

    ( Варианты детей. …) (слайд с целями)

    2) словарная работа (на листочках на каждой парте)

    Кавалерист – военный, служащий в кавалерии (конной армии)

    Околица – окраина села

    Вороной конь – чёрный

    Удила – часть конской сбруи, приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади

    Картуз – фуражка с козырьком

    Ватник - стёганая ватная куртка

    Баталия - сражение, битва

    Камердинер – комнатный слуга при господине в богатом доме

    Тулуп – длинная меховая шуба с высоким воротником

    3) работа по учебнику. Чтение сказки с. 156-161.

    Пословицы: Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

    Без хлеба и воды жить худо.

    Снег на полях - хлеб в закромах.

    (Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы)

    4) беседа по прочитанному материалу.

    - В какое историческое время происходят события? Подтверди свой ответ цитатами из текста.

    - Назовите героев произведения, с которыми мы познакомились в первой части (Филька, конь, Панкрат, бабка)

    Физкультурная пауза на уроке

    Раз - подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать и как птицы полетать.

    А на шесть – шесть раз присесть.

    А на семь – тихонько сесть.

    Первая группа:

    Работа над образом главного героя. Дайте характеристику Фильке.

    Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения? Кто такой Филька? С кем он живёт? Предположи, где могут быть его родители? Почему у Фильки такое обидное прозвище? Какой Филька по характеру?

    Вторая группа:

    Образ Панкрата. Что вы узнали о Панкрате? Кто такой Панкрат? Как он выглядит внешне? Где он живёт? Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты. С какими сказочными героями ассоциируется этот образ?

    - (Внешний вид Панкрата примечателен: въелась в мельника мучная пыль, сердитый, глаза быстрые, скорый на работу. Ребята считали его колдуном. Мельница-место, где могут происходить чудеса. У него живёт сорока. Приютил раненого коня. Напоминает образы Бабы Яги, колдуна. Ближе к природе, чем другие персонажи. Мудрый, не зря в деревне считали, что он может знать больше, чем другие).

    Третья группа

    Образ коня. Что вы узнали о коне из первой части? Почему конь остался в деревне? Где он живёт? Чем занимается? Кто о нём заботится? Как жители деревни относятся к раненому коню? Почему все считают своим долгом покормить его? Докажите с помощью текста, что конь наделён человеческими чертами (оставлен в деревне, как раненый солдат. Его как раненого приютил мельник. Ходит по дворам, «побирается).

    - А что вы можете сказать о Филькиной бабке?

    6) беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям

    -Как вы оцениваете поступок главного героя? Почему Филька так поступил с конём?

    -Какие качества героя он обнаруживает?

    - Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).

    -К каким последствиям привёл этот поступок?

    -Найдите описание метели. (Слайд)

    -Как вы считаете, резкое изменение погоды связано с тем, что Филька обидел коня?

    -Из каких строчек это понятно? Имеет ли значение, что конь живёт у Панкрата?

    7) выразительное чтение по ролям эпизода об истории с солдатом.

    -Чего испугался Филька, услышав бабкин рассказ? Догадалась ли бабка, что Филька чувствует себя виноватым?

    -Кто помог Каю стать добрым?

    -Проведите параллель между персонажами эпизодов (Филька - злой мужик; старый солдат-раненый конь).

    Вывод: Как когда-то мужик совершил зло, так и Филька совершает зло, оступается и сходит с дороги добра.

    4. Итог урока.

    -Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?

    -Какие строчки подсказывают, что Филька переживает за содеянное.

    - Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? Почему?

    Рефлексия в конце урока (оценивание смайликами)


    5. Домашнее задание.

    1 вариант - найти в произведении всё реальное (героев, события, поступки), 2 вариант – найти всё сказочное (герои, события, поступки и т.д.)

    -Благодарю всех за сотрудничество и работу на уроке.

    Первая группа

    Работа над образом главного героя.

    Дайте характеристику Фильке.

    Что вы узнали о жизни Фильки из первой части произведения?

    Кто такой Филька?

    Предположи, где могут быть его родители?

    Почему у Фильки такое обидное прозвище? Заслужил ли он его?

    Какой Филька по характеру?

    Вторая группа

    Работа над образом Панкрата.

    Что вы узнали о Панкрате из первой части произведения?

    Кто такой Панкрат?

    Как он выглядит внешне?

    Где он живёт? Чём занимается?

    Образ Панкрата реальный или в нём присутствуют сказочные черты? Найдите эти черты.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб" 4-й класс

    Оборудование:

    Стенд с биографией, фотографиями, детскими рисунками к произведениям К. Паустовского.

    Выставка книг К.Паустовского.

    Цитаты К.Г. Паустовского о любви к чтению.

    Карточки с заданиями для работы в группах.

    Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов, школьный толковый словарь

    Цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России.

    Задачи урока:

    Предметно-информационная :

    учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.

    Деятельностно-коммуникативная :

    развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык

    правильного выразительного чтения;

    активизировать и развивать творческое воображение, мышление,

    развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.

    Ценностно-ориентационная :

    совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;

    воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

    Варианты решений:

    Жизнь людей во время Великой Отечественной войны.

    Хлеб отношение к нему.

    Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.

    Организационный момент (1 мин.)

    - Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их.

    Итак, друзья, внимание.

    Начнем же наш урок.

    - Что значит уметь читать?

    - Кого мы называем умным, добрым и верным другом?

    - Для каждого ли книга может стать другом?

    -Итак, посмотрим, насколько вы были внимательными читателями при знакомстве с произведением К.Паустовского. Предлагаю разгадать кроссворд с ключевым словом.

    Разгадывание кроссворда (2 мин.)

    Кроссворд (слова записываются только по горизонтали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)

    - Передайте краткое содержание текст.

    3. Проверка домашнего задания (4 мин.)

    - Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
    Реальные явления: место событий простая русская деревня – Бережки; время событий Великая Отечественная война, голод, раненый конь; озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида; решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
    Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, слетавшую за одну ночь за помощью к ветру, хвастается, никто ее не понимает, а писатель передает нам слова; лиса – долго сидела, почесываясь и соображая, куда ж это в такую ночь подалась сорока, тихонько скулила соображая, как бы стащить кусочек хлеба.

    - К какому же жанру мы отнесем это произведение? (Рассказ-сказка)

    - К.Паустовский не выдумывает сказочных персонажей, он превращает в сказочных существ самых обыкновенных птиц и зверей, явления природы - метель, мороз, дождь, ветер.

    4. Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом (8 мин.)

    – Ребята, о чем еще говорится в этом произведении?
    – О голоде, войне. А еще о природе, природных явлениях, которые были вызваны поступками человека.
    - Итак, все вы сказали верно.

    – Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение.
    Поработаем над этими вопросами. Разделимся на группы.

    - Работая в группах, помните, что вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один ответит на поставленный вопрос. Каждая группа получает карточку с заданием.

    1 группа находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время Великой Отечественной войны. (Для объяснения лексического значения слов используют мини-словарь)

    3 группа нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять.

    4группа выписывает предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу. Проследить, как меняется интонация.

    5группа находит в тексте описание, как меняется погода на протяжении всей сказки

    ( Ребята работают в группах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

    5. Выступление групп (9 мин.)

    Была война, прошла война
    на поле боя тишина.
    Но по Земле, по тишине
    Плывут легенды о войне.

    Ребята первой группы из текста зачитывают места, где говорится, что действие происходило действительно во время войны.
    (лексическая работа –кавалерист, вороной конь, удила. Бережки)


    Один ученик рассказывает о блокадном Ленинграде , что блокада длилась 900 дней, что в 1941 году ввели в городе пайки и с ноября этого года хлеба давали на сутки – тем, кто работал на оборонке – 250 г. а остальным – 125 г.
    В то время в Ленинграде за сутки умирало от голода 5000 человек! Мы, современные дети, даже не можем этого представить! Мы должны хлеб беречь, не выкидывать его. У нас на столах в столовой лежат куски белого батона весом 20 г. (Показать кусочки хлеба 125г, 250г, 20г)
    Третья группа рисует словесный портрет Фильки в разное время (грубый, неласковый, равнодушный, озлобленный, испуганный, мужественный, просьба о помощи, совместная работа, радость прощения, примирение, чуткий, чистый, веселый).

    (лексическая работа Филька – греч. любитель лошадей, конь в русских обычаях вестник добра и счастья)

    Ребята должны отметить, что им в Фильке понравилось (то, что хотя он и ошибся, но сумел в этом признаться и исправил свою ошибку. Ведь нас Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать).

    Четвертая группа зачитывает предложения с любимой Филькиной фразой и интонационно передает настроение героя.

    - Ребята, а почему Филька до конца сказки больше не произносит эту фразу?

    Пятая группа зачитывает описание природы и объясняет почему она меняется.


    Вывод: итак, мы с вами сейчас поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным.

    6. Физминутка (1 мин.)

    7. Паустовский-мастер художественного слова (5 мин.)

    Константин Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Его основное содержание произведений – любовь к Родине, ее просторам, ее людям. Он – мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов, найдем образные средства, которые помогли ему создать такие яркие картины.

    Выборочное чтение.

    а) найдите эпитеты в тексте (воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота – жгучая и такая ясная; черные ивы; чудесный хлеб; рыхлые тучи; горячие пятна; вода черная, тихая; серый день; колючий , лютый мороз ; Мельница запаянная морозом; чистый человек; багровое солнце; седые ивы; др.)

    б) найдите сравнения (Небо заледенело, как лед; луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами будто артель пильщиков; пылинка, как маленькая звезда; ветки поблескивали, как стеклянные).

    в) олицетворение (Мороз прошел по деревне, скрипел по твердому снегу валенками, озоруя, стискивал бревна)

    8. Работа с иллюстрациями.

    - Ребята, давайте еще раз посмотрим на наши рисунки к произведениям К.Паустовского.

    - Я предлагаю расшифровать названия этих произведений и распределить иллюстрации.

    СОН ЙИЧУСРАБ (Барсучий нос)

    ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ (Заячьи лапы)

    АГЮРОВ-ТОК (Кот-ворюга)

    ЫЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР (Растрёпанный воробей)

    ОКЧЕЛОК ЕОНЬЛАТС (Стальное колечко)

    БЕЛХ ЙЫЛПЁТ (Тёплый хлеб)

    - Ребята, как вы думаете, кто рисует иллюстрации к произведениям в книгах? (художники)

    - А как узнать, кто нарисовал иллюстрации? (в книгах есть фамилии художников, которые иллюстрировали эту книгу)

    - Прочитайте, кто иллюстрировал ваши книги (……)

    - Для чего нужны иллюстрации в книге? А интересно ли вам читать книги, в которых нет иллюстраций? Всегда ли вы интересуетесь, кто нарисовал такие замечательные рисунки?

    - А как вы думаете, могут ли авторы произведения быть еще и художниками?

    (Слайды с иллюстрациями)

    - Что вы можете сказать об этих иллюстрациях?

    - Хочу предложить вам список произведений К.Г.Паустовского. Может кто-то захочет продолжить знакомство с творчеством этого писателя.

    9. Итог урока, оценивание детей (2 мин.)

    -Наш урок подошел к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

    – Чему мы учились сегодня на уроке?
    – Мы нашли подтекст, увидели проблемы, которые поднял автор в произведении.
    – Вот видите, какой глубокий смысл заложил К.Г.Паустовский в своей сказке.
    – Чему же нас учит К.Паустовский?
    – зла не делать
    – если сделал, то исправляй
    – взаимопомощи и взаимопониманию
    – уметь признавать свои ошибки
    – уметь прощать
    – уметь помогать, причем бескорыстно.
    – Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.
    – Какие трудности испытали? Что узнали нового?

    10. Домашнее задание (2 мин.)

    – Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.

    Хочется закончить урок словами К.Паустовского


    Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки

    Содержимое разработки

    Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки

    Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному

    Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности

    Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану

    Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач

    Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий

    Оборудование: презентация, карты самооценки, клок баддис, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков

    Технологическая карта урока

    1 этап. Организационный момент. Формулировка темы и целей урока

    Цель этапа: рефлексия, активизация учащихся

    Формируемые УУД: ученик планирует необходимые действия

    - Поприветствуем наших гостей!

    - Над каким произведением мы работаем?

    -Исходя из темы, сформулируйте цели урока.

    - Прочитайте про себя цели урока (на слайде)

    Дети встают из-за парт

    Дети формулируют цели урока

    2 этап. Закрепление знаний и способов действий

    Цель этапа: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки

    Формируемые УУД: Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности

    Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану

    Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач

    1)Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского (информацию см. приложение1)

    -Вам, ученикам он обращает такие слова: «Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от липы или клевер от подорожника.

    - Что вы узнали о жизни и творчестве К.Г. Паустовского?

    -Каким он был человеком?

    -К чему призывал писатель?

    2)Работа над выразительным чтением. Анализ содержания.

    -Напомните домашнее задание.

    -Предлагаю вам прослушать образец выразительного чтения другого отрывка. Подумайте, как удаётся артистке передать суть происходящего.

    -Кто такие христорадники?

    -Когда происходит действие сказки?

    Автор- Гилязова, Багавиева

    Бабка- Данилова, Лукманова

    Старый солдат- Слюняев, Симонов

    Злой мужик- Петров, Камалиев

    (беглость, правильность, выразительность)

    -Кто такой камердинер?

    Какие аналогии проводит автор в тексте, чьи поступки похожи?

    -В чём острота, сложность ситуации?

    3)Клок баддис (друзья по часам)

    Вопросы на экране:

    -Почему плакал Филька, когда пришёл к Панкрату? Выбери подходящее объяснение: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замёрз, жалко лошадь. А может быть есть другие причины?

    ОЦЕНИВАНИЕ (пары, давшие удачные ответы получают жетоны)

    4)Анализ содержания 2 и 3 частей и главной мысли сказки.

    - Какое спасение от стужи изобрёл Филька?

    -Отчего мельница заработала?

    -Чем окончился рассказ?

    ОЦЕНИВАНИЕ (ребята, чьи вопросы наиболее сложны и интересны, получают жетоны)

    Рассматривание устройства мельницы по иллюстрации к сказке на экране

    5)Рассуждение о полноте человеческого счастья

    Пересказ эпизода о тёплом хлебе.

    Выборочное чтение отрывка к иллюстрации на экране (как женщины пекли хлеб)

    6)Работа над идеей сказки

    - Чему учит эта сказка?

    7) Выборочное чтение при решении проблемного вопроса.

    - Назовите героев сказки.

    - Вы назвали почти всех героев, но одного все же забыли, причём самого главного. Для того, чтобы выяснить кто же это, давайте поработаем с текстом.

    Паустовский в своих произведениях много внимания уделяет описанию природы. Давайте посмотрим, как природа помогает передать отношение автора к происходящему.

    Выберите и прочитайте отрывки в которых показано как меняется погода:

    А) до проступка Фильки

    -Какое чувство вызывает у вас такое описание природы?

    В) После проступка

    - Как реагирует природа на поступки героя?

    В) Как погода изменилась к ночи?

    Выступления детей по теме (индивидуальное задание)

    Ответы на вопросы

    ( Тезисы: активная гражданская позиция;

    Любовь к нашей земле и народу;

    Талант наблюдателя и рассказчика)

    -Выразительное чтение отрывка из первой главы, составление вопросов ко второй и третьей главам

    Анализ характеров героев, их поведения в разных ситуациях

    Филька- Злой мужик

    Старый солдат-Раненый конь

    Работа в парах при ответе на вопросы. Динамическая пауза под музыку

    (начинает говорить тот, кто выше ростом; у кого больше пуговиц на одежде)

    Ученики задают друг другу вопросы, приготовленные дома.

    - Сказка учит хорошо относиться к людям, послужившим Родине.

    - В сложной ситуации, в беде нужно объединяться и всем миром справляться с нею.

    Ребята называют героев: Филька Ну тебя, бабка, Панкрат, старый солдат, злой мужик, сорока, ребята, раненый конь

    Обучающиеся читают отрывки

    (Описано с юмором, мягко, радостно, умиротворённо)

    (Она выражает гнев, негодование)

    3 этап: Рефлексия, самооценка

    Цель: учить обучающихся анализировать свои поступки, оценивать свою работу на уроке

    Формируемые УУД: учащийся умеет оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, умеет ставить себе оценку за проделанную работу.

    - Это произведение ещё и о долге. Какой долг не захотел выполнить Филька Ну тебя?

    - Какой долг есть у каждого из вас?

    - За урок многие уже получили оценки. Те, кто набрал 2 и больше жетонов сдадут мне их, вложив в дневники, и также получал хорошие отметки.

    Но ещё я бы хотела, чтобы вы сами оценили себя. Для этого воспользуйтесь картами самооценки.

    Домашнее задание снова будет на выбор: с.11 задание 5- озаглавить все части сказки К.Г.Паустовского и подготовиться к структуре Плейсмэт консенсус

    Или с.12 задание 6- написать свою историю о том, как кто-то совершил ошибку, а затем исправился

    - Спасибо за работу!

    - Долг перед ветераном

    - Перед ветеранами, родителями, перед своей семьёй, перед Родиной

    Ученики заполняют карты самооценки

    Просматривают домашнее задание

    Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.

    Константин Георгиевич Паустовский окончил Московский университет. В начале первой мировой войны, он работал санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, а затем в полевом санитарном отряде. «В отряде из попавшегося мне засаленного отрывка газеты, - вспоминает писатель- я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба мои брата. Я вернулся к матери, чтобы поддержать её в горе. Она в то время жила в Москве. В Москве меня застала Февральская, а затем Великая Октябрьская революция. Я начал работать журналистом.

    Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей, вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии. Она должна была быть связана с этой кипучей жизнью.

    Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Оно было независимым, мужественным и благородным делом.

    Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и закончится.

    Константин Георгиевич Паустовский очень много путешествовал. За годы своей писательской жизни он был на Кольском путешествовал вокруг Европы.

    Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на Южном фронте и также изъездил множество мест. «Но самым плодотворным и счастливым для меня, – вспоминал писатель – было знакомство со средней полосой России.

    Так иногда бывает- увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре и вдруг вспомнишь, что уже видел её когда-то давно, может быть даже во сне, но полюбил всем сердцем. Так же случилось и у меня со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил её как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.


    -75%

    Читайте также: