Конспект урока музыки в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 21.07.2024

урок актуализации знаний и умений.

формирование представлений о многообразии образов зимы, воплощенных в разных видах искусства (музыка, живопись, литература).

учить воспринимать музыку, эмоционально осмысливая, раскрывая образную сущность произведения, музыкальное содержание, анализируя средства музыкальной выразительности;

способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

учить детей связывать музыкально-художественные образы с их жизненными впечатлениями;

закреплять знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;

расширять музыкально-эстетический словарь воспитанников.

воспитывать познавательный интерес у обучающихся к осознанному восприятию музыки;

воспитывать нравственные качества – любовь и бережное отношение к природе;

воспитывать чувство ответственности за музыкальное исполнение в ходе коллективного творчества учащихся;

прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства.

коррегировать отклонения детей в интеллектуальном развитии;

развивать и коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

совершенствовать певческие навыки;

способствовать преодолению неадекватных форм поведения;

способствовать снятию эмоционального напряжения;

способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими;

учить детей адекватно оценивать собственное исполнение и ответы.

Методы и приемы обучения:

наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);

методы музыкального воспитания:

метод эмоциональной драматургии и эмоциональной насыщенности урока;

метод сравнения и сопоставления;

создание ситуации успеха;

метод эмоционально-нравственного и художественно-эстетического познания музыки;

метод жизненного социального контекста;

метод междисциплинарных взаимодействий.

методы коррекционно-развивающего обучения:

создание положительного эмоционального заряда;

методы коррекционного воздействия (убеждение и внушение);

информационно-коммуникационные технологии – персональный компьютер, проектор, презентация в Power Point;

видео-презентация к уроку;

детские музыкальные инструменты;

карточки с названием музыкальных инструментов, средств музыкальной выразительности.

Организационный этап (1мин.).

II . Мотивация, постановка цели урока (3 мин.).

Беседа, объявление темы урока.

III . Актуализация знаний (12мин.).

Беседа по пройденному материалу.

Работа со слайдами презентации:

определение характера музыки;

закрепление средств музыкальной выразительности;

краткий сравнительный анализ камерного и симфонического оркестров.

IV . Применение знаний и умений в новой ситуации (2мин.).

V . Обобщение и систематизация знаний (16мин.).

1. Подготовка к пению:

элементы дыхательной гимнастики;

упражнения для коррекции и развития речи (пластическое интонирование);

4. Беседа о друзьях наших меньших.

VI . Контроль усвоения знаний (2мин.).

Беседа по закреплению полученных знаний.

VII . Информация о домашнем задании, инструктаж (1мин.).

Нарисовать зиму, подобрать стихи и пословицы о зиме.

VIII . Рефлексия (3мин.).

I . Организационный момент.

- Прошу садиться. Начинаем наш урок.

- Мои милые друзья, все внимание на меня. На уроке мы будем дружны, эмоциональны и активны.

II . Мотивация, постановка цели урока.

- Урок сегодня интересный, урок сегодня необычный, потому что главным героем нашего урока будет…….

Я думаю, вы сами догадаетесь, когда найдете ответ на мою загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом.

Шьет пуховые перины,

Разукрасит все витрины?

- Конечно же, зима! Сегодня на уроке мы постараемся поделиться своим впечатлением, настроением, отношением и, конечно же, своими знаниями об этом удивительном, сказочном времени года. Услышать музыку зимы в произведениях разных композиторов и художников.

-Времена года, как люди, разные на лицо и душой. И зима наша разная.

Но как мы рады любым проказам матушки зимы! И сегодня, если вы будете внимательны на уроке, вы обязательно услышите и увидите разную музыку зимы, разные звуки и краски этого волшебного времени года.

- Кажется, мы много знаем об этом времени года.

- А есть ли у вас желание узнать больше, услышать и найти что-то новое, незнакомое для себя о красавице зиме?

Предполагаемые ответы детей (какие инструменты могут рассказывать о зиме; какие краски у зимы; в какие зимние игры играли в старину зимой; какие есть пословицы о зиме.)

- Мы постараемся на уроке еще больше узнать и порадоваться этому сказочному времени года. Сегодня вы будете и исполнителями, и фантазерами, и внимательными слушателями.

III . Актуализация знаний.

- Музыка какого композитора сейчас прозвучала?

Показ слайда № 3 - Портрет композитора А. Вивальди

- Какой инструмент в руках у А. Вивальди? Почему?

(скрипка - любимый инструмент композитора; написано много произведений для этого инструмента А. Вивальди)

- Как называется это музыкальное произведение?

На прошлом уроке мы уже наслаждались музыкой этого выдающегося итальянского композитора, которая так точно рисует таинственную, волшебную зиму!

Показ слайда № 4- Характер музыки (музыкальные термины)

- Какое развитие получила музыка в этом фрагменте?

- Менялось ли настроение, характер, динамика, темп?

Найти подходящие термины, характеризующие прослушанный фрагмент (метельная, вьюжная, волшебная, взрывная, тревожная, беспокойная, таинственная, колкая).

Закрепление средств музыкальной выразительности:

динамика, темп, регистр, мелодия .

- Какие инструменты рисуют нам этот образ зимы, завораживают своим звучанием? (струнные смычковые инструменты).

- Как называется этот музыкальный коллектив? ( Камерный оркестр)

Какой еще инструмент помогает своим звучанием создать холодную, хрустальную колкость зимы в этом произведении?

Показ слайда № 5 - Симфонический оркестр

- В чем отличие между этими оркестрами?

(состав оркестра, количество музыкантов)

- Созвучна ли картина художника с музыкой композитора Вивальди?

- Что общего вы нашли в этих двух произведениях искусства?

IV . Применение знаний и умений в новой ситуации.

барабан - труба – тарелки;

гобой – виолончель – флейта;

скрипка – альт – тромбон.

V . Обобщение и систематизация знаний.

Элементы дыхательной гимнастики: упражнения

Упражнения для коррекции и развития речи:

Пластическое интонирование (дымок, лесок, снежок, бегут, смеюсь).

- Мчится тройка зимних месяцев. Радует нас своими сказочными красотами.

Назовите эти три месяца.

- Все ли нам удалось при исполнении песни?

- Над чем еще нам надо поработать?

(выдержать заданный темп при исполнении песни, отработать более четкое пропевание слов.)

Унесет нас тройка далеко за город, в зимний сказочный лес!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять! Начинаем мы играть!

Мы в звуки можем превратиться! В лесу зимнем очутиться!

- Вот мы и в лесу!

- Сейчас мы музыкально оформим небольшой литературный эпизод, который наполнится звуками зимы.

- Красивый лес пред нами встал!

Мы все дружно пошли в лес по проторенной дорожке, только снег под ногами хрустит ( шелест бумаги ).

А в лесу тишина! Только дятел трудиться, работает. Все стучит да стучит своим клювом о дерево ( стук ложек ).

Холодно в лесу! Пробежимся побыстрей! (шелест бумаги в быстром темпе ).

Зазвучали вдали колокольчики ( треугольник ). Это, наверное, прискакала тройка лошадей за нами. Пора отправляться домой. Сели дружно все на сани и поехали! Только колокольчики весело звенят и трезвонят! (треугольник ).

А в городе теплее, чем в лесу. И уже часто слышны капели, падающие с крыш домов (звучание треугольника, металлофона ).

- Вот какие интересные звуки зимы мы с вами услышали в сказочном лесу.

И про дятла вспомнили. Трудно птицам в холодные, морозные дни зимой.

- А вы, ребята, помогаете нашим братьям меньшим? Что для этого вы делаете? (кормим птиц, делаем кормушки….)

Доброе сердце – это здорово! Доброе дело, теплое слово в зимние холода обязательно согреет человека и наших меньших друзей. Не забывайте говорить друг другу слова, наполненные радостью, добротой, светом и делать поступки, приносящие положительные эмоции окружающим и себе!

Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет уши нам и нос.

А мы не боимся, а мы веселимся!

Показ слайда № 10 - Музыкальная разминка

- Наш веселый снеговик полюбуется на вас, а вы ему весело споете!

- Какое настроение у этой картины?

- Есть ли у нас музыкальное произведение, которое эмоционально схоже с картиной художника?

Что объединяет эти два произведения искусства? (солнечность, яркость, радость, веселье, свет, краски.)

Задание перед исполнением:

- четкое пропевание слов;

- исполнение в характере;

VI . Контроль усвоения знаний.

- Какую музыку зимы мы услышали и увидели сегодня на уроке?

( музыка зимы бывает разной: морозной, холодной, вьюжной, солнечной, колкой, взрывной, таинственной, волшебной)

- Как называются средства музыкальной выразительности, которые помогают композитору создавать такие прекрасные произведения искусства?

(Темп, динамика, регистр, мелодия)

- В каких видах искусства было показано это время года?

(В изобразительном, музыкальном искусстве, в литературе.)

VII . Информация о домашнем задании, инструктаж.

Домашнее задание : нарисовать зиму, подобрать стихи и пословицы о зиме.

Оценить ответы детей.

- А сейчас каждый из вас, вместе с улыбающимся и радостным снеговиком, отправится на один из сказочных островов, по вашему желанию. Отправимся далеко, на Северный полюс. Я думаю, снеговику понравится. Ему там будет комфортно и уютно. Тем более, что острова имеют такие необычные названия.

(остров Радости, остров Удовольствия, остров Печали, остров Наслаждения, остров Тревоги и т.д.)

Оценить учащимися свое душевное, эмоционально чувственное состояние, полученное от урока.

- Урок окончен. Всех вас благодарю за работу на уроке.

Список источников информации и иллюстраций.

4. Асташенко О. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Издательство: Вектор. 2006 г.

1.Зимняя сказка. Виктор Янов. - /349248.html

2. Потртрет Антонио Вивальди. Antonio Vivaldi VS Niccolo Paganini - Опросы - Аетерна - /poll/ans…

3. Февральская лазурь. Граба́рь Игорь Эммануил. - /pho…

4. Зимующие птицы - /news/zimu А.Я.Яшин

5. Зимние пейзажи леса -

6. Клипарт Новогодний - Снеговики.- /use…

Похожие документы:

Адаптированная образовательная программа основного общего образования мбскоу "Школа-интернат №37 VIII вида"

. программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по . на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 . уроках физической культуры важное значение в специальной коррекционной .

Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных (коррек-ционных) образовательных школ VIII вида (для умственно отста­лых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов,

. редакцией В.В. Воронковой Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5—9 кл.: В 2 . по изобразительному искусству; по пению и музыке; — по физкультуре. . Коррекционный блок представлен программой по . медицинские учреждения .

. виды музыки . зима, . по специальным программам Кол-во детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида Кол-во детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

Конспект урока музыки в 5 классе

Приказ № от 20 г. Рабочая программа для учащихся 3 класса начального общего образования

- Сейчас мы с вами сядем, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и, слушая волшебную музыку, настроимся на урок.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_1_kl.doc 39.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по музыке

в коррекционной школе 8 вида.

Учитель музыки: Первухина Л.В.

1. Расширять уже полученные знания о жанрах музык

2 .Коррекционная : Работа над совершенствованием слухового аппарата.

3. воспитательная : Воспитание творческого начала.

1 . Организационный момент.

- Сейчас ребята вы услышите музыку и в характере этой музыки войдете в класс .

б) Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте ребята (пропевая )

Дети отвечают - здравствуйте (пропевая)

в). Музыкальное знакомство.

- Как тебя зовут? ( пропевая ) дети поют свое имя.

в) Настрой на урок.

- Сейчас мы с вами сядем, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и, слушая волшебную музыку, настроимся на урок.

- Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство.

Осторожно, осторожно, не спугнуть бы нам его.

- Что мы с вами должны сделать в начале урока? (распеться)

- Д ля чего? (чтобы разогреть связки)

  • Я на скрипочке играю, тили-ли, тили – ли,
  • Пляшут зайки на лужайки, тили – ли, тили ли.
  • А теперь на балалайки треньди – брень, треньди – брень ,
  • Пляшут зайки на лужайки треньди – брень, треньди брень ,
  • А теперь на барабане бум – бум – бум, трам – там – там,
  • В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам

Распеваемся, изображая игру на музыкальных инструментах.

2 . Повторение: музыка и движение.

Сейчас под музыку мы закроем глаза, я взмахну волшебной палочкой,

И мы с вами перенесемся в сказочный лес.

-В какой лес мы с вами перенеслись? (в сказочный, зимний)

-А как вы угадали? (по характеру музыки)

Правильно мы с вами попали в зимний лес. Посмотрите сколько в лесу снега

Давайте с вами походим по нему. ( Ходят, высоко поднимая колени)

А теперь давайте разгребать снег ножками (разгребают)

- Ой, смотрите что я нашла в сугробе? (сундучок)

- Давайте посмотрим, что в этом сундучке.

  • Что за звездочки такие,
  • На пальто и на платке,
  • Все сквозные вырезные,
  • А возьмешь в руке вода

- Какая она? ( пушистая, красивая,)

-Что она делает? (летает, кружится)

-А под какую музыку они летают? (нежную ласковую)

Какой у этой музыки характер? (злой, грустный) (танцуют под музыку)

Теперь мы знаем что снежинки тоже бывают разные.

Сейчас мы с вами станцуем танец снежинок

На полянку на лужок, тихо падает снежок,

Падают снежинки, легкие пушинки.

Но подул вдруг ветерок, завертелся наш снежок,

Кружатся снежинки, легкие пушинки.

Полетели понеслись и под елку улеглись ,

Тихо спят снежинки легкие пушинки.

4. Изучение нового материала.

А в сундучке еще что - то есть. ( Маски)

Мы с вами уже знаем, что музыка может изобразить снежинок, а мы можем движением показать характер этих

- А может ли музыка изобразить зверей в зимнем лесу?

- Какой характер музыки?

- Какого героя она изображает?

- Какой характер у этого героя?

А теперь мы с вами будем изображать сами лесных зверей, я буду играть музыку, а вы, послушав ее сами покажите какое животное изображает

Загрузить презентацию (344 кБ)

Задачи:

  • Коррекция слухового восприятия, слухо-голосовых координаций учащихся через запоминание звучания различных музыкальных инструментов и их имитацию;
  • Совершенствование умения ориентироваться в задании и выполнять свою работу с опорой на словесные инструкции учителя;
  • Воспитывать творческий интерес к деятельности на уроках, формировать любовь и уважение к музыкальному искусству, обогащать кругозор детей музыкальными впечатлениями.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, практический, иллюстративный, словесный.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Учитель:

– Сегодня мы проводим час коррекции в компьютерном классе, на котором мы будем учиться различать музыкальные инструменты.

Учитель музыки: Будем играть, слушать сказку, отгадывать загадки, а помогать нам в этом компьютер.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Первая загадка такая.

Сидит ворон на дубу
И играет во…(трубу)

Учитель музыки: Труба – это инструмент ДУХОВОЙ, медный, блестящий такой. Чтобы мелодию веселую сыграть, дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Учитель:

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
(барабан)

Учитель музыки: Барабан – по этому инструменту бьют, его УДАРНЫМ все зовут!

Учитель:

Что бы мелодию на ней сыграть,
Все струны надо перебрать.
Да, это инструмент большой,
Зовётся … (арфою), такой.

Учитель музыки: Арфа – у арфы струн ужасно много, капризна арфа-недотрога. Чтобы струна вдруг зазвучала, щипни ее ты для начала. СТРУННО-ЩИПКОВЫЙ инструмент.

Учитель:

Маленький и звонкий,
Звук издаёт он тонкий.
Слышите, звенит,
Язычком он шевелит.
(колокольчик)

Учитель музыки: Колокольчик – Ты тряхни его скорей, заиграет веселей. А ударишь по нему, звук раздаться за версту. УДАРНЫЙ инструмент.

Учитель:

У девицы голос звонкий,
Четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет,
И звуки извлекает.
(скрипка)

Учитель музыки: Скрипка – в руки ты смычок возьмешь, да по струнам проведешь и услышишь чудный звук, скрипку СТРУННОЮ зовут.

Учитель:

Я стою на четырёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут, ты отгадай!
(пианино)

Учитель музыки: Рояль (пианино) – клавиш коснись рукою легонько, слышишь, рояль начинает звучать? И громко и тихо он может играть! КЛАВИШНЫЙ инструмент.

Учитель: Молодцы, ребята, хорошо умеете отгадывать загадки.

Учитель:

– А сейчас, ребята, вам предлагается собрать изображения музыкальных инструментов и сказать, что за инструмент вы собрали.

Детям раздаются следующие картинки:

Учитель оценивает работу учащихся на этом этапе урока.

III. Изучение нового материала.

Представляет Ирина Викторовна. Учащиеся зачитывают названия инструментов под руководством Светланы Гавриловны.

– Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать, замечательную сказку, но не простую, а музыкальную. Садитесь поудобней, слушайте…

Есть на свете такая волшебная страна – Звукляндия, в которой правит королева Музыка. Но однажды до королевы дошли слухи о том, что в стране начались беспорядки, что мол все музыкальные инструменты, играют что хотят и как хотят. Тогда королева Музыка издала такой указ: Построить красивый терем, чтобы музыкальные инструменты жили вместе, уважали своих соседей и прислушивались друг к другу.

Самым первым в тереме поселился инструмент гордый, величавый, клавишный – ПИАНИНО. Понравился ему новый дом и заиграл он мелодию расчудесную.

Услышала красивую музыку, горделивая арфа, подошла к терему и спросила: Кто, кто в тереме живет? А ей в ответ: Это я пианино – инструмент клавишный! а ты кто? Я арфа – струнно-щипковый инструмент, пусти меня в теремок? И стали они жить вдвоем…

Как-то проходил мимо веселый БАРАБАН и так ему понравился тот терем, что он подошел и постучал: Кто, кто в тереме живет? А ему в ответ: Это я пианино – инструмент клавишный! Это я арфа – инструмент струнно-щипковый, а ты кто? А я веселый барабан пустите меня к себе?

И стали они жить втроем. Но в тереме было еще столько свободного места…Тогда пианино, арфа и барабан пригласили к себе жить трубу и стали жить поживать, скуки не знать.

И стали они жить вчетвером. Но в тереме было еще столько свободного места…Тогда пианино, арфа и барабан и труба пригласили к себе жить колокольчик и стали жить поживать, скуки не знать.

И стали они жить впятером. Но в тереме было еще столько свободного места…Тогда пианино, арфа и барабан, труба и колокольчик пригласили к себе жить скрипку и стали жить поживать, скуки не знать.

Теремок весь заселился – так оркестр получился…

Дети проговаривают физминутку, сопровождая действия показом игры на данных инструментах.

Мы пришли и встали, на трубе все заиграли
Ду-ду-ду-ду-д-уд-у.
Мы пришли и встали на барабане заиграли.
Тра-та-та, тра-та-та.
Мы пришли и встали на арфе заиграли
Ди-ли-ли-ли-динь.
Мы пришли и встали на скрипке заиграли
Лии-лии-ли…
Мы пришли и встали, на колокольцах заиграли
Динь-динь-динь…
Мы пришли и сели, устал и(садятся за парты)
Клавиши нажали, на пианино заиграли
Ля-ля-ля-… (имитировать игру на пианино).

IV. Первичное закрепление изложенного.

Выбери название духового инструмента

Выбери название струнного инструмент

Выбери название клавишного инструмента

Учитель предлагает учащимся открыть на рабочем столе программу “PAINT”.

– Ребята посмотрите внимательно на изображения музыкальных инструментов, подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи и с помощью кисточки нарисуйте данную фигуру.

Индивидуальная работа.

  • скрипка – овал
  • барабан – круг
  • арфа – треугольник
  • пианино – прямоугольник

– а какую геометрическую фигуру похож ваш музыкальный инструмент? Чем вы её рисовали? Какого цвета?

Игра на музыкальных инструментах

Учитель музыки раздаёт учащимся карточки, на которых написаны названия музыкальных инструментов, предлагает им прочитать это название и найти картинку с изображением данного инструмента за правильность выбора каждый ученик получает музыкальный инструмент для игры на нем под музыку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по музыке

В коррекционной школе 8 вида 3 класс

Учитель музыки: Первухина Лариса Владимировна

Цель : 1 .Способствовать формированию навыков слушания, анализирования музыки, создавать условия для формирования УУД;

2. Коррекционная: Работа на развитие коммуникативных способностей детей;

3 .Воспитательная: Воспитание интереса и любви к музыке;

Оборудование: Компьютерная презентация, магнитофон ,диски с музыкой.

Ход урока

1. Организационный момент .

Сейчас ребята вы услышите музыку и в характере музыки войдете в класс.

( Две лягушки )

Б) Музыкальное приветствие.

- Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс, она вам знакома?

- Какой у нее характер?

- о ком в ней поется?

В) Настрой на урок.

Сейчас мы с вами сядем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.

( слушают)

- Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

-Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?

-Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.

-Представьте что у нас в руке букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос-понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.

- Возьмем узкую полоску бумаги и представим, что это горит свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.

-что еще мы должны сделать?

Сейчас нашей распевкой мы пожелаем друг другу доброго утра.

Над полем солнышко взошло - утро!

Всем на земле светлым- светло – утро!

Проснулся лес, проснулся луг – утро!

Не зря зовут начало дня – утро,

Росинки падают, звеня – утро!

Искрятся травы и цветы- утро!

Повсюду столько красоты - утро!

- А сейчас я подую, на вас как на свечу, и вы тихонечко полетите на свои места.

2. Определение темы.

Звучит музыка (в гостях у сказки)

- Что это, откуда слышится музыка?

-Давайте тихонько встанем и поищем, откуда она звучит.

Находят музыкальную шкатулку. Читают (музыкальная шкатулка)

- А что у нее внутри? (достают конверт читают)

В некотором царстве в некотором государстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве…..

- Ребята, какой литературный жанр начинается с этих слов? (сказка)

- Какие сказки вы знаете?

- А кто их пишет? (народ, писатели)

- Назовите писателей сказочников?

- А какие сказочные персонажи вам известны? Слайд№1.

- Кто из персонажей вам нравиться?

- Давайте определим тему урока, (Сказочные персонажи)

- На какой урок вы пришли? (музыка)

- Значит тема нашего урока: Сказочные персонажи в музыке . Слайд№2.

3. Изучение нового материала.

а) Многие композиторы писали музыку о сказочных героях. Вот, например, Петр Ильич Чайковский. Слайд№3. И сейчас вы услышите музыкальное произведение этого великого композитора, название которого вы еще не знаете. И рисует оно также облик сказочного персонажа, а какого, нам подскажет наша музыкальная шкатулка.

- А как же мы ее спросим?

- Давайте как во всех сказках скажем волшебные слова. ( 1.2.3. шкатулка оживи)

-Не оживает. У нас же урок музыки, давайте споем волшебные слова.

- Я вам дам подсказку: это загадка, разгадав которую вы узнаете название музыкальной пьесы.

- В облаках, не по земле, летит баба на метле, страшная и злая. Кто она такая? (Баба - Яга) Слайд№4.

б) Внимательно послушайте музыку и скажите, как композитор передал в своей пьесе черты этого героя?

- Закрываем глаза и представляем себе сказочный персонаж.

- Узнали злую волшебницу из русских народных сказок?

- Какой вы представили Бабу-Ягу? (злая, коварная, жестокая….,)

- Какие звуки присутствовали в музыке? (короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся)

- Какой темп в музыке? (быстрый, живой, не останавливается)

- На каком инструменте исполняют музыку? (фортепиано)

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Молодцы, вам удалось понять характер Бабы-Яги.

А теперь я хочу вместе с вами исполнить эту пьесу.

играют на молоточках (Слайд№5.)

в) - Ребята, а как вы думаете, может ли Баба-Яга быть смешной?

- Оказывается и такой может быть – смешная Баба-Яга! Про нее в народных играх даже сложена забавная прибаутка-дразнилка.

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

Побежала в баньку,

- Какие вы еще знаете дразнилки?

- Давайте теперь вспомним мультфильмы или детские художественные фильмы, где мы встречали смешную Бабу-Ягу? Слайд№7.

- Послушайте и скажите какими вы представили Бабок-Ежик? Слайд№9.

- А теперь мы с вами покажем движениями характер Бабок-Ежик. А музыкальная шкатулка нам поможет, давайте скажем волшебные слова.

-Давайте посмотрим что она нам приготовила. (погремушки)

4. Физминутка. (с погремушками)

г) – А вот и последняя наша Баба-Яга, самая волшебная. Пьесу с таким названием написал композитор М.П.Мусоргский. Слайд№10.

- Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу. После прослушивания вы расскажите мне о картинах, которые возникли в вашем воображении.

Пьеса будет звучать достаточно долго ,поэтому сядьте удобно, закройте глаза и помните, что музыка это – волшебство и если шуметь, то все волшебство исчезнет.

1) Первичное слушание.

- Всегда ли музыка звучала одинаково?

- Как она менялась? (в начале в середине в конце)

- Какое настроение вызвала эта музыка?

Эта пьеса состоит из 3-х частей. Первая часть рисует образ Бабы-Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой-Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует картину зачарованного леса, над которым ступа пролетала .В последней же части музыка вновь рисует портрет Бабы-Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает.

2) Вторичное слушание.

- А сейчас давайте узнаем что про эту музыку скажет муз шкатулка?

- Ребята у меня есть волшебные карточки проверялки сейчас мы с вами еще раз послушаем эту пьесу и договоримся : когда будет звучать музыка вы поднимете те карточки которые соответствуют ей по цвету.

1. Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов.

2. Обучение игре на простейших музыкальных инструментах.

1. формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре;

2. привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда;

3.воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимопонимания;

4. воспитания чувства любви к прекрасному;

5. воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам;

6. привить интерес к истории своей Родины.

1.знакомство с русской национальной культурой и ее историей;

2. научить различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

3. обучение игре на простейших русских народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещотки, свирель)

1. развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.

1. Работа над совершенствованием слухового аппарата.

Оборудование:

Презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, металлофоны, маракасы, треугольник, трещотки, свирели).

1. Организационный момент .

Учитель: Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата!

Дети: Здрвствуйте учитель, Добрый день гости наши.

- Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс, она вам знакома?

- Какой у нее характер?

- о ком в ней поется?

А вы знаете кто написал эту музыку?

2. Настрой на урок.

Сейчас мы с вами встанем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.

Музыка утра (слушают)

Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?

3. Дыхательная гимнастика.

Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.

4. Артикуляционная гимнастика

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Си-си-си, в водоёме караси. Вверх.

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловим все.

Ся-ся-ся, не поймали карася!

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

-А народ какую музыку сочиняет?

Давайте вспомним, какие народные песни мы с вами знаем? (ответы

-А скажите мне если песня поется без музыки как она называется?

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Изучение нового материала.

О чём нам могут рассказать народные песни?

Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

- Музыка – волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всём, что слышишь ты вокруг.

Музыка тебе расскажет, друг.

Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?

- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)

Значит тема нашего урока?

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Тема нашего урока Русские народные инструменты.

Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.

- Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках?

- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

Основной этап урока. Объяснение нового материала.

- Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

- Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

- С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

- Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…

- А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

- Что делает дирижер? --- …

Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

- Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

Игра на ударно – шумовых инструментах.

- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Читайте также: